11 самых известных женщин-художниц

Как и Зинаида Серебрякова принадлежала к знатному дворянскому роду. Она была правнучатой племянницей А. С. Пушкина по линии жены поэта Натальи Гончаровой. В отличие от Серебряковой, Гончарова не была замечена в особой склонности к рисованию. Тем не менее, с детства увлекалась созданием чего-нибудь своими руками. Возможно, поэтому ее творческий путь развивался в стиле модерн, ее тяга к декоратизму, примитивизму четко видна в ее работах. Кстати, она была одной из первых среди европейских художников обратившей внимание на технику коллажа. Художницей Гончарову вдохновил стать будущий муж М.Ф. Ларионов, с которым они познакомились во время учебы в училище. Он вдохновлял ее на многочисленные творческие поиски, какое-то время она работала в разработанном им же стиле лучизме. Тем не менее, будучи замужем за Ларионовым, Гончарова вряд ли уступала ему в мастерстве живописи, заняв свое особое место в истории искусства.

11 самых известных женщин-художниц

mary

  • Дата публикации: 21 июля 2011
  • Текст: Катя Карцева
  • Время на прочтение: 6 – 10 мин.

Невооруженным глазом ясно, что женщин художников в истории искусства значительно меньше, чем художников мужчин. Занятный парадокс, ведь современному человеку увлечение рисованием может показаться занятием исключительно женским. Однако, в этом же представлении и кроется ответ – в мировой истории культуры оставили след лишь те женщины, для которых искусство становилось профессией, перечеркивавшей все остальные формы их социальной активности. Действительно, искусство, в еще большей степени, чем любая другая профессия, требует полнейшей отдачи. Женщине, которая лишь недавно добилась эмансипации традиционно отводились другие социальные роли. Заниматься карьерой, работать вообще, женщинам не особенно полагалось. Так и с точки зрения психологии и природы, в определенный момент самым важным делом женщины становится семья и дети. Таким образом, большинство женщин-художников сознательно делали свой выбор не в пользу искусства. Стоит также сказать о том, что карьера многих известных художников была сформирована именно женщинами, находившимися рядом – Гойа и Герцогиня Альба, Дали и Гала (которая также обучалась рисованию будучи в России). Существует также масса примеров, когда женщина-художник перенимала на себя функции менеджера занимаясь продвижением карьеры своего мужа-художника или сына-художника.

В целом считается, что женщина порой просто не может писать так, как мужчина. Например, когда мы смотрим на полотна Ван Гога, Гогена, Сикейроса сразу же чувствуется их исключительно мужская «сильная» линяя и рисунок.

Однако из всех правил всегда есть исключения. Ярчайшие примеры женщин-художниц доказывают то, что в живописи они могут быть ничуть не хуже мужчин. В каком-то смысле их по праву можно называть феминистками от живописи. Даже в те времена, когда этого термина еще не существовало, они добивались успеха, несмотря на массу противоречащих этому факторов.

Софонисба Ангиссола – (ок. 1533 – 1625)

Итальянская художница. Ее жизнь и творчество приходятся на самый значительный период Итальянского Ренессанса, именуемый искусствоведами высоким Возрождением. Таким образом, Ангиссола, пожалуй, наиболее известная художница Итальянского Возрождения. С 1559 года она становится придворной художницей испанского короля Филиппа II. Известна Ангиссола в основном придворными портретами членов королевской семьи. Ее работы находятся в ведущих музеях мира, таких как Прадо в Мадриде и музей Флоренции.

angissolaangissolaМари Элизабет Луиза Виже-Лёбрен (1755-1842)

Французская художница. Была придворной художницей королевы Франции Марии Антуанетты, по протекции которой была избрана в члены Королевcкой академии живописи и скульптуры. Впоследствии Лиже-Лебрен писала портреты многочисленных знатных особ таких, как Виллем I – король Голландии, Станислав Понятовский – король Польши, леди Гамильтон – любовницу адмирала Нельсона, княгиню Анну Федоровну – жену князя Константина Павловича второго сына Павла I и других членов российской императорской семьи. Большую известность также имеют ее мемуары, часть которых посвящена воспоминаниям о России, в которой художница провела 6 лет. Писала в основном портреты в жанре рококо и классицизма.

marimariМари Кэссет (1844-1926)

Американская художница, имя которой по праву стоит в одном ряду с величайшими импрессионистами. Во-первых, будучи дружна с многими из них, она много сделала для их популяризации в Америке. Во-вторых, сама писала в жанре импрессионизма и снискала достаточно большую славу и признание как художник. Лейтмотивом ее творчества был психологический мир женщин, в особенности отношения матери и ребенка.

Mari CassatMari CassatMari CassatMari CassatcassatСюзанна Валадон – (1865 – 1938)

Французская художница. В детстве работала в цирке акробаткой, но в возрасте 15 лет упала с трапеции и была вынуждена завершить цирковую карьеру. В цирке познакомилась и в дальнейшем выступала натурщицей для Ренуара, Дега, Лотрека и других. Ее портреты встречаются в известных работах данных художников, так что ее внешний вид может оказаться знаком многим. В частности, она изображена на картине Ренуара «Зонтики» в левой части холста, есть и ее персональные портреты, например, «Девушка, плетущая волосы» Ренуара или «Прачка» Лотрека. Воодушевленная Эдгаром Дега Сюзанна сама стала художницей. В 1894 году она стала первой женщиной принятой в Societe National des Beaux-Arts в Париже. Когда она умерла на ее похороны пришли Пабло Пикассо и Жорж Брак. Ее сын Морис Утрилло также снискал большую славу как художник. Писала Валадон, в основном, портреты и пейзажи. Ее работы находятся в собрании центра Жоржа Помпиду в Париже и музее Метрополитен в Нью-Йорке.

valadonvaladonvaladonМарианна Веревкина (нем. Marianne von Werefkin) (1860-1938)

Русско-немецкая художница. Ученица Репина. Первоначально работала в стиле реализма, достигнув такого мастерства, что была названа «Русским Рембрандтом». В 1888 году на охоте на всю жизнь повредила кисть правой руки, но с годами смогла работать ей как ранее. В 1895 с А.Г. Явленским переехала в Мюнхен, где познакомилась с Штуком, Кандинским, Ленбахом. Под влиянием которых начала работать в стиле экспрессионизма. Выставлялась вместе с группой «Синий Всадник»(1912), вставила свои работы на первом немецком осеннем салоне (1913).

verevkinaverevkinaverevkinaverevkina

Зинаида Серебрякова (1884-1967)

происходила из известного рода представителей разнообразных творческих профессий — Бенуа-Лансере, сама была замужем и имела детей, при этом сумела оставить не малый след в живописи. Безусловно, здесь немаловажным аспектом является то, что в дворянских семьях того времени навыкам рисовать, музицировать, писать и декламировать стихи обучали с раннего детства и практически все образованные дамы того времени в-принципе неплохо рисовали. Зинайда Серебрякова, очевидно, также имела определенную протекцию благодаря связям своих родственников. Тем не менее, Серебрякова является одной из самых талантливых и известных российских художниц. Она одинаково сильно воплощает в себе оба начала: тонкую чувственную женскую натуру и художника, четко знающего, что он делает и почему.

serebriakovaserebriakovaserebriakovaserebriakovaНаталья Гончарова (1981 – 1962)

Как и Зинаида Серебрякова принадлежала к знатному дворянскому роду. Она была правнучатой племянницей А. С. Пушкина по линии жены поэта Натальи Гончаровой. В отличие от Серебряковой, Гончарова не была замечена в особой склонности к рисованию. Тем не менее, с детства увлекалась созданием чего-нибудь своими руками. Возможно, поэтому ее творческий путь развивался в стиле модерн, ее тяга к декоратизму, примитивизму четко видна в ее работах. Кстати, она была одной из первых среди европейских художников обратившей внимание на технику коллажа. Художницей Гончарову вдохновил стать будущий муж М.Ф. Ларионов, с которым они познакомились во время учебы в училище. Он вдохновлял ее на многочисленные творческие поиски, какое-то время она работала в разработанном им же стиле лучизме. Тем не менее, будучи замужем за Ларионовым, Гончарова вряд ли уступала ему в мастерстве живописи, заняв свое особое место в истории искусства.

goncharovagoncharovagoncharovagoncharovagoncharovaФрида Кало (1907 – 1954),

Одна из самых известных женщин-художников. В данном случае, как и с Гончаровой, первоначально ее талант помог раскрыть, к тому времени уже известный и состоявшийся художник Диего Ривера, в последствие ставший ее мужем. Однако в известности Кало во многом превзошла своего учителя и мужа. Ривера признавался впоследствии, что несмотря ни на что, творчество Фриды сразило его с первого раза и на всю жизнь. Как известно Фрида Кало не могла иметь детей после катастрофы, в которую попала в юности. Эта же катастрофа, приковавшая ее на многие месяцы к кровати, способствовала ее все большему увлечению живописью и выработала ее особую, ни с чем несравнимую трагически-тяжелую манеру живописи. Душевная трагедия Фриды, как женщины, которой, несмотря на большое уважение, всю жизнь приносил страдания и сам Диего Ривера, известный ловелас, определила ее триумф как художницы. Сложно представить, каким было бы творчество Фриды и принесло бы оно ей такой же успех, если бы не ее тяжелая женская доля.

fridafridafridafridaВера Мухина (1989 – 1953)

Величайший скульптор ХХ столетия. Одно из ее главных произведений скульптура «рабочий и колхозница» созданное для всемирной выставки в Париже 1937, навсегда останется одним из визуальных образов советского союза. С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». Вера Мухина стала лауреатом пяти Сталинских премий. И все же на самом деле ее творчество гораздо более относится к искусству и наследию модерна, нежели социалистического реализма. Кстати, именно дизайну Веры Мухиной относят знаменитый граненый стакан.

muhinamuhinaЛуиз Буржуа (1911 – 2010)

за свою долгую жизнь прошла огромный творческий путь, охватывающий разные стили, направления и техники. Ее в равной степени можно назвать и живописцем и скульптором. Она работала и в фигуративной технике и в технике абстрактной. Однако все ее произведения одинаково пропитаны женскими переживаниями и страхами, от которых она пыталась избавиться своим творчеством. Наиболее всего она, наверное, запомнится многочисленными скульптурами пауков, которых боялась с детства. А также своими художественными концепциями, отражающими во многом женские проблемы – сексуальное насилие, жестокость и непонимание. Вот уж кого больше всего можно назвать феминисткой в живописи так это Луиз Буржуа — один из символов женского начала в традиционно мужском художественном сообществе первой половины ХХ века.

louiselouiselouiselouiselouiselouiseТрэйси Эмин (род. 1963)

представительница течения Молодых Британских Художников, обладательница премии Тернера (1999), в своем творчестве также как и Луиз Буржуа открыто выражает сексуальный контекст и феминистские настроения. Славу ей принесла телепрограмма, посвященная премии Тернера, на которую Трэйси завалилась в усмерть пьяная. Эпатаж, должно быть, занимает важное место в ее творчестве – секс и мастурбация в рисунках, использованные презервативы и женские тампоны в инсталляциях . Все это вызывало шквал негодования в Британии и во всем мире, однако судя по всему для художницы это всего лишь способ обратить внимание на несправедливую со стороны природы и мужчин женскую долю.

eminemineminemin

Безусловно, лишь этими именами список выдающихся женщин-художниц не ограничивается. Тем не менее, можно наглядно проследить. чем ближе к сегодняшему дню, тем свободнее женщины-художники выражают свои исключительно женские настроения и переживания. В тоже время сегодня их количество становится все больше. Без стеснения женщины начинают выражать свои чувства и протесты, в том числе через искусство.

2. Яёи Кусама (Yayoi Kusama)

Топ-10 современных
художниц

Подобно многим другим сферам культуры искусство — это область, в которой доминируют мужчины. Обращали ли вы внимание на то, что практически не знакомы с именами художников-женщин? Если вдруг вас попросят назвать пару-тройку известных живописцев, то вам на ум, скорее всего, придут имена исключительно мужчин: Да Винчи, Пикассо, Айвазовский.

Но почему же в этом перечне нет женских имён? Разве может быть так, что женщины совсем не достигли высот в данном направлении? В действительности, женщин-художников на самом деле меньше, чем мужчин, а известными стали лишь немногие.

Буквально век назад женщины имели право голоса далеко не во всех областях, даже образование у них сильно отличалось от мужского, поэтому добиться успеха им было сложнее, в том числе и в искусстве. За последние десятилетия ситуация изменилась. Сегодня художницы вносят огромный вклад в развитие искусства, их имена не упускаются из виду, а их произведения имеют успех и признаны в обществе. Женщины, безусловно, участвуют в формировании будущего современного искусства. Кто же они, современные художницы?

1. Барбара Крюгер (Barbara Kruger)

Американская художница-концептуалист Барбара Крюгер — женщина, которая без труда сочетает свой смелый феминизм с красноречием, чтобы передать мощные идеи через свои произведения искусства.

Она широко известна своими работами, состоящими из монохромных фотографий, на которые наложены лозунги, посвященные культурным конструкциям власти, идентичности и пола. Основная тема работ Барбары — контроль и его влияние в разных сферах человеческой деятельности. Она сделала слово своим главным художественным приемом.

Для создания своих уникальных работ она собирает фотографии, в основном черно-белые, из журналов и других источников и накладывает на них смелые сообщения. Барбара свободно использует красный цвет в своих работах, сразу же привлекая внимание зрителя, передавая ощущение срочности и неизбежной опасности.

Самая знаменитая серия ее работ — это плакаты, на которых изображены женщины, а поверх их лиц провокационные лозунги, разоблачающие патриархальный строй в обществе. Плакаты выполнены в трех цветах: красный, черный и белый. Стоит отметить, что подобная палитра характерна для пропагандистских плакатов. Крюгер также затрагивает проблему абортов. Она стремится утвердить право женщины на распоряжение своим телом и задаётся вопросом, почему нерожденный имеет больше прав, чем его мать.

2. Яёи Кусама (Yayoi Kusama)

Яёи Кусама — японская художница, известная во всем мире благодаря своему психоделическому искусству, основанному на повторениях, которое она создает при помощи живописи, коллажной скульптуры, инсталляции и перформансов.

У Яёи было непростое детство: мать применяла к ней физическое насилие, что не могло не сказаться на психике ребёнка. Галлюцинации, навязчивые и суицидальные мысли появились у неё с детства. По совету врачей Кусама занялась рисованием. Окончив школу искусств и ремёсел в Киото, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, и вскоре переехала в Нью-Йорк. Амбициозная художница с психической болезнью быстро создала себе яркий публичный имидж. Она стремительно завоевала репутацию лидера авангардного движения. Яёи Кусама считается предшественником поп-арта, её работы оказали большое влияние на Энди Уорхола и Класа Ольденбурга.

Одна из её самых масштабных персональных выставок прошла в лондонской галерее Victoria Miro в 2016 году под названием «Вся моя вечная любовь к тыквам». Экспозиция картин включает три зеркальных пространства — знаковые инсталляции Кусамы.

Эта инсталляция передает опыт с детства мучивших художницу галлюцинаций, включая видения о плывущих по воздуху предметах и замкнутом пространстве. Художница воплощает беспокойство и чувство тревоги с помощью точек, повторений, зеркал и ярких красок. Работа выражает мысли Кусамы о жизни, смерти и бесконечности.

3. Сара Лукас (Sarah Lucas)

Сара Лукас — британская художница, представитель движения «Молодые британские художники». С начала 1990-х годов она высмеивала британскую культуру, сексуальность и гендерные стереотипы. Часто используя найденные предметы, она делает конфронтационные, непристойные скульптуры, инсталляции, фотографии и смешанные работы на бумаге, полные фрейдистских подтекстов.

Своими скульптурами она откровенно заявляет об озабоченности современного общества и масс-медиа сексом, насилием, смертью. Еда, мебель, колготки и сигареты являются наиболее распространенными объектами, которые она включает в свою работу, превращая их в уродливые, гиперсексуализированные гениталии и фрагментированные человеческие тела. Ей удаётся создать зачастую непристойные и не лишенные юмора объекты, указывающие на неравноправие полов и стереотипы, которыми полны представления людей о сексе и отношениях между мужчиной и женщиной.

В 1994 году Сара представляет миру Au Naturel — еще одну грубую (во всех смыслах этого слова) скульптуру из повседневных материалов. На этот раз старый матрас привален к стене. На левой половине матраса две дыни (груди), под ними ведро (вагина). Справа, параллельно ведру, вертикально поставленный огурец и два апельсина, выложенные по обе стороны от него (думаю, тут объяснять ничего не надо).

4. Трейси Эмин (Tracey Emin)

Трейси Эмин — одна из самых выдающихся членов группы «Молодых британских художников», которая создает глубоко чувственные произведения, вдохновленные собственными эмоциями и опытом.

Во время обучения в Королевском колледже искусств в Лондоне Трейси Эмин создает множество картин, вдохновленных работами Эгона Шиле и Эдварда Мунка, которые она позже уничтожает в результате вспышки ярости.

Эмин обрела известность в конце 1990-х годов, когда получила широкое освещение в СМИ инсталляция «Моя кровать», состоящая из ее собственной неубранной постели. По словам художницы, в этой кровати она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с парнем. На кровати лежит смятое и грязное постельное белье с большим количеством желтых пятен. Вокруг раскиданы самые разные предметы: тапочки, пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Эмин позволила застать себя врасплох и представить широкой публике все то, что обычно прячут от посторонних взглядов. Таким образом она поставила под сомнение привычные границы личного и общественного, искусства и жизни.

С тех пор Эмин создает рисунки и неоновые инсталляции, которые рассказывают личные истории художницы.

5. Читра Ганеш (Chitra Ganesh)

Читра Ганеш — художница из Нью-Йорка, имеющая индийское происхождение. В своих работах Ганеш опирается на индийскую и греческую мифологию и популярную культуру, чтобы изобразить сюжеты из прошлого и представить новые видения будущего.

Обширные и сложные, полные уныния и красоты, а также ослепительных, запутанных деталей, широкие работы Читры Ганеш сосредоточены на маргинальных и исключительных фигурах. Матери, жрицы, ведьмы, героини, воины и богини — являются главными героями ее работ.

6. Синди Шерман (Cindy Sherman)

Синди Шерман — популярная современная американская художница, работающая в технике постановочных фотографий. Поначалу у Синди не было не было денег, она не могла нанять моделей, поэтому стала снимать саму себя. В своей работе она примеряет сразу несколько ролей: фотографа, модели, визажиста, парикмахера и стилиста. Обладая арсеналом париков, костюмов, макияжа и прочего реквизита, Шерман ловко меняет свой облик, создавая множество интригующих картинок и персонажей, от милой домохозяйки до страстной любовницы. Художница запечатлевает себя в различных обличьях и персонажах.

Шерман как сторонница феминизма исследует роль женщины в обществе, её предназначение и влияние. И это беспроигрышный ход.

7. Нджидика Акуниили Кросби (Njideka Akunyili Crosby)

Нджидика Акуниили Кросби — американская художница родом из Нигерии. В своих работах Нджидика использует исторические и политические особенности США и Нигерии, исследует различия поколений на примере собственной семьи. Вдохновение она черпает совершенно из всего: причесок, украшений, архитектуры, моды. Через искусство она осмысляет опыт человека, осваивающегося на новой родине, но при этом пытающегося сохранить свои культурные традиции.

8. Элизабет Пейтон (Elizabeth Peyton)

Элизабет Пейтон — американская художница, известная благодаря своим стилизованным и идеализированным портретам знаменитостей. Популярность к Элизабет пришла в середине 90-х. На протяжении этого времени она нарисовала огромное количество известных людей в своем узнаваемом стиле: каждая модель имеет яркие алые губы и бледную кожу, все они похожи были на идеализированные феминизированные версии мужественности. Создавая картину, художница изучает огромное количество фотографий своих моделей, чтобы проникнуться характером и особенностями личности.

9. Бриджет Луиза Райли (Bridget Louise Riley)

Бриджет Луиза Райли — современная английская художница, одна из крупнейших представительниц оп-арта. «Её картины превращают процесс видения в праздничное событие, в захватывающий акт откровения. Они заставляют нас почувствовать себя более живыми, выстраивая мост между видением и мышлением» – делится своим восприятием творчества Бриджет Райли директор лондонской Hayward Gallery Ральф Ругофф (Ralph Rugoff). Свои первые работы Райли создает в близком к Сёра стиле, в светящихся точках пуантилизма (до 1960 года). В 1961 году появляются уже полотна с ярко выраженными оптическими эффектами, изображением квадратов и окружностей на плоском пространстве. Свои, как правило, крупноформатные полотна Райли пишет, расходуя значительное время на каждое, вплоть до нескольких месяцев.

10. Дженни Савиль (Jenny Saville)

Дженни Савиль — современная британская художница, еще одна представительница «Молодых британских художников», получила известность благодаря монументальным образам женщин. Ее работы иногда сравнивают с картинами Люсьена Фрейда и Рубенса. Тела и предметы на картинах художницы обычно гораздо больше, чем в натуральную величину. Они сильно пигментированы и дают чувственное ощущение поверхности кожи и массы тела. Нынешняя самая дорогая картина в мире, принадлежащая художнику-женщине и проданная при жизни автора, Propped, — это автопортрет Дженни Савиль, написанный в 1992 году. Он выполнен маслом на холсте размером 213×183 см. Надписи на картине — это цитаты из эссе французской феминистки Люс Иригарей (Luce Irigaray).

Муж Джорджии О’Киф, фотограф и галерист Альфред Стиглиц, называл ее первой женщиной американского модернизма и говорил, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей, которые писала О’Киф, являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры. На протяжении своей творческой карьеры Джорджия О’Киф оставалась верна этим трем сюжетам и единому стилю, в котором объединились традиции европейской абстрактной живописи и эстетика фотографов-пикторалистов, одним из которых был Альфред Стиглиц. Несмотря на нейтральное содержание работ, некоторые критики усматривали в произведениях О’Киф скрытый сексуальный подтекст — на некоторых картинах изображенные крупным планом фрагменты цветов напоминали им нечто большее, чем пестики и лепестки. Подобную трактовку своих произведений О’Киф, однако, всегда отрицала.

Мари Элизабет
Луиза Виже-Лебрён

Французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён) была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата. Художница всегда изображала своих заказчиков в выигрышных позах и элегантных нарядах, благодаря чему (помимо таланта живописца) пользовалась любовью среди французской аристократии. В 1779 году мадам Лебрён написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Позднее она стала одной из приближенных художниц королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов. Вынужденная покинуть Францию в годы революции, Мари Лебрён много путешествовала и провела шесть лет в России, где познакомилась с императрицей Екатериной II. Написать ее портрет художница, однако, не успела — императрица умерла еще до начала выполнения заказа.

Но, как известно, все новое мы принимаем всегда трудно, и всегда слишком поздно. Сегодня работы художницы уходят с молотка за совершенно космические суммы: в позапрошлом году Картина «Дурман», известная также как «Белый цветок №1», американской художницы Джорджии О’Киф была продана на торгах аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке за 44,4 миллиона долларов. Полотно поставило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами.

Фрида Кало и еще 5 великих художниц, которые покорили мир

Вспоминаем невероятно талантливых женщин-художниц, которые дадут фору многим представителям сильного пола.

Имена этих женщин навсегда вошли в историю, почему — рассказываем в нашем материале.

Фрида Кало (1907 — 1954)

Заядлая коммунистка, экспрессивная и эксцентричная Фрида, любившая смеяться, пить текилу и курить, стала знаменитой незадолго до своей смерти. Сейчас ее картины стоят миллионы долларов, а когда-то чуть ли не единственным поклонником её творчества был муж, тоже художник Диего Ривера.

Так уж вышло, что сегодня автопортреты Кало известны большинству из нас гораздо больше, чем сама художница, а между тем биография мексиканки заслуживает самого пристального внимания. В юном возрасте Фрида пережила тяжёлую аварию — в автобус, где ехала будущая великая художница, врезался трамвай, после катастрофы Кало перенесла больше тридцати операций, несколько лет провела в лежачем положении, не переставая творить. Собственно, именно фантастические автопортреты и покорили её будущего мужа. Работы Фриды Кало, созданные в браке — скрытые послания единственному возлюбленному, мужу, который до конца дней художницы являлся её идейным вдохновителем, соратником, другом. Впрочем, это ей никак не мешало крутить романы за спиной у возлюбленного — творческая натура в привычные рамки не вписывается.

За совсем недолгую жизнь — Фрида умерла в 47 лет, она, не смотря на более чем непривлекательную внешность, успела стать любовницей Троцкого, можно сказать, не выходя из дома; страстно влюбиться в испанского художника и даже очаровать Маяковского. Правда вот к последнему роману Кало у историков много вопросов — вполне вероятно, что его не было и вовсе. Хотя оба были невероятно близки друг другу по духу, и если бы встретились на самом деле — имели все шансы сойтись. Но, увы, о знакомстве поэта и художницы свидетельствует лишь один снимок, о подлинности которого споры не утихают вот уже много десятков лет. И, кажется, никогда не прекратятся вовсе.

Берта Моризо (1841 — 1895)

Париж, галерея Оранжери, Клод Моне — вот первые ассоциации, которые возникают у любителей живописи при упоминании импрессионизма. На деле, об этом направлении мы знаем ничтожно мало, довольствуясь лишь мизерной информацией и собственными пристрастиями, не задумываясь о том, что импрессионизм это не только Моне и Мане. Оказывается, в компании французских первопроходцев жанра фигурируют не только мужские имена.

Её называли «виртуозом цвета», работы Моризо год за годом принимали участие в Салоне — ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств. А сегодня художница несправедливо забыта. Берта Моризо, представительница весьма состоятельного буржуазного семейства родилась в 1841-м году, в небольшом французском городке Бурж. Она с детства отдавала предпочтение живописи, так же как и её сестра — обе девочки впоследствии стали художницами. Правда Эдма, в отличие от Берты, больших успехов в профессии не достигла. Берта же, чувствуя зов крови (девушка приходилась дальней родственницей Жану-Оноре Фрагонару, повлиявшему своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой ушла в профессию, свела близкое знакомство с великими своего времени — Моне, Ренуаром, Сислеем и даже вышла замуж за брата Эдуарда Мане — Эжена. Кстати, именно поэтому Моризо так часто фигурировала в качестве натурщицы на полотнах художника.

Долгое время Берта избегала в своих работах откровенности — природная скромность и строгое воспитание не позволяли ей так же писать обнажённую натуру. В семидесятых годах Моризо обратилась к современности и сразу ушла в неё с головой, создавая, по большому счёту, первые рекламные проспекты.

Мария Башкирцева (1858 — 1884)

Для большинства из нас — Мария Башкирцева в первую очередь автор легендарного дневника, который был переведен на все европейские языки и несколько раз переиздан. Даже сегодня записи, сделанные когда-то никому неизвестной русской девушкой, проведшей в эмиграции большую часть своей жизни, Машей Башкирцевой пользуются у читателей большой популярностью. А между тем Мария Башкирцева — первая русская художница, чьи работы были выставлены в парижском Лувре. Среди них — полотно «Жан и Жак», наиболее известная картина русской художницы. Сегодня, правда, создания Башкирцевой отыскать, довольно проблематично — большая часть уникальных полотен была утеряна или уничтожена во время Первой мировой войны.

Талант Башкирцевой, который без сомнения был уникальным, — Мария помимо прочего имела прекрасные вокальные данные и задатки полиглота, — не успел раскрыться во всю мощь, в возрасте 25 лет художница скончалась от туберкулеза в Париже.

Ангелика Кауфман (1741 — 1807)

Ангелика Кауфман, швейцарский живописец и график конца восемнадцатого века смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Выбрав для себя непростой путь в очень мужской профессии, Ангелика, тем не менее, всегда в первую очередь оставалась женщиной. В 1780-е годы Ангелика Кауфман стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ, в том числе и представителей разных королевских семей. Сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности. Благодаря этому искусство Ангелики Кауфман стало невероятно популярным — такого признания могли добиться не все мужчины.

Ангелика Кауфман вместе с другой художницей, Мэри Мозер вошли в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.

Еще один штрих к портрету художницы: Ангелика была первой женщиной отдавшей довольно большое количество лет профессии, которая сегодня называется дизайнерским искусством: художница в компании приятелей живописцев занималась оформлением богатых особняков.

Зинаида Серебрякова (1884 — 1967)

Представительницы нашей страны отличаются не только ярким талантом, но и удивительно трагическими судьбами. Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом» знаком со школьных времен, наверное, каждому. Похоже, у Серебряковой творческий путь был предопределён ещё задолго до ее рождения: дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа, так что выбора у девушки просто не было. Решив продолжить творческую династию Серебрякова не ошиблась, правда с семьей художнице пришлось расстаться. Выйдя замуж против воли родителей, Зинаида с супругом вынуждены были уехать во Францию, оставив в России маленького сына — с ним Серебрякова встретится спустя целых 36 лет. Сегодня невозможно представить, что когда-то, автор полотен, которые теперь продаются за баснословные деньги, едва сводила концы с концами в Париже, пытаясь писать портреты на заказ, но благодаря широкой русской душе зачастую просто дарила свои работы заказчикам, снова и снова оставаясь без гроша в кармане. Из-за катастрофической бедности Серебрякова даже вынуждена была самостоятельно изготавливать краски — на магазинные денег не было.

Впервые широкое признание художница получила в возрасте 26 лет, тогда её работы приняли участие в VII выставке «Союза русских художников», но сама Серебрякова присутствовать на выставке не смогла — на Родину она так и не вернулась, хотя всю оставшуюся жизнь страстно мечтала об этом. Сегодня знаменитый автопортрет Серебряковой выставлен в Третьяковской галерее, а картину «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

Джорджия О’Киф (1887 — 1986)

Критики приписывали ей тягу к скрытой эротике, любители живописи не признавали в ней мастера своего дела — да и что там в работах этой американки, казалось бы, могло привлечь внимание: пестики, тычинки, громадные цветы, неясные тени и чрезмерное разнообразие цветов. К тому же сама художница признавалась, что терпеть не может то, что рисует — цветы, и использует их в качестве моделей только благодаря дешевизне (на настоящих натурщиков и натурщиц необходимо было тратить большие деньги, которых у О’Киф попросту не было). Так кто же полюбит то, что ненавидит сам автор?

Но, как известно, все новое мы принимаем всегда трудно, и всегда слишком поздно. Сегодня работы художницы уходят с молотка за совершенно космические суммы: в позапрошлом году Картина «Дурман», известная также как «Белый цветок №1», американской художницы Джорджии О’Киф была продана на торгах аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке за 44,4 миллиона долларов. Полотно поставило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами.

Большое будущее в работах Джорджии усматривал только её муж, фотограф и галерист Альфред Стиглиц. Он называл ее первой женщиной американского модернизма и говорил, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей, которые писала О’Киф, являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры.

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts
аксессуары рока
Подробнее

Знаменитые композиторы

Список 10 композиторов, которых Вы должны знать. Про каждого из них можно с уверенностью сказать, что он самый великий композитор, который когда-либо был, хотя на самом деле невозможно, да и нельзя, сравнить музыку, написанную на протяжение нескольких столетий. Однако все эти композиторы выделяются среди своих современников, как композиторы, которые сочинили музыку высочайшего качества, и стремились раздвинуть границы классической музыки к новым пределам. Список не содержит какого либо порядка, вроде значимости или личных предпочтений. Просто 10 великих композиторов, которых вы должны знать.
Звездная ночь для современного интерьера
Подробнее

Лучшие художники всех времен

Критерии для определения лучшего мастера всех времен. Список знаковых и влиятельных художников и скульпторов. Известные во всем мире шедевры и стили.
топ_худ_
Подробнее

TOP-30 cамых дорогих художников XX века

TOP-30 cамых дорогих художников XX века За полотна современных художников самые известные коллекционеры мира охотно выкладывают сотни миллионов долларов. Больше, чем искусство, или

Известные российские модельеры: история, факты из биографии

Индустрия моды сегодня: что мы знаем об отечественных брендах и их производителях. Информацию о знаменитых русских модельерах найдете на нашем сайте: Вячеслав Зайцев, Алена Ахмадуллина, Маша Цигаль и