Почему у народной куклы нет лица и глаз, хотя она предназначалась для охраны благополучия

Куклы без рта и носа: как называются, откуда пришли, как сделать своими руками? Мир рукоделия меняется также быстро и непредсказуемо, как и весь остальной

Почему у народной куклы нет лица и глаз, хотя она предназначалась для охраны благополучия

Во всех культурах и странах люди использовали кукол. Где-то их шили, где-то делали из соломы, а где-то из фарфора. Одних наряжали в дорогие нарядные платья и сажали на полки, других использовали для ритуалов, третьи носили с собой или укладывали в детскую кроватку. В некоторых странах игрушки отличались чудовищной реалистичностью, в других делали символических кукол без рта и носа, которые лишь отдаленно напоминали человека.

Куклы без рта и носа: как называются, откуда пришли, как сделать своими руками? Мир рукоделия меняется также быстро и непредсказуемо, как и весь остальной

Культура кукол

Во всех культурах и странах люди использовали кукол. Где-то их шили, где-то делали из соломы, а где-то из фарфора. Одних наряжали в дорогие нарядные платья и сажали на полки, других использовали для ритуалов, третьи носили с собой или укладывали в детскую кроватку. В некоторых странах игрушки отличались чудовищной реалистичностью, в других делали символических кукол без рта и носа, которые лишь отдаленно напоминали человека.

В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.

Виды куклы Вуду

Сосчитать все виды кукол сложно, ведь их, как и мастеров много. Все они делаются из разнообразных материалов, им дают определенный облик и разное предназначение. Но есть и несколько правил, которых стоит придерживаться. Сегодня куклы создаются для использования в популярных целях.

  • привлечение успешности и удачи;
  • любовная привязка;
  • снятие заговоров и порчи;
  • исцеление, легкое течение беременности;
  • получение доминирования и силы.

Но самая популярная цель, для которой их создают по-прежнему остается месть.

Как и в былые времена, для изготовления куклы используют только натуральные материалы, которые доступны в местности. Из популярных материалов используют ветки, мох, глину, сшитую ткань. Всему этому придают форму человека и добавляют мелкие детали, которые конкретизируют на что именно будет направлена кукла. Например для притяжения изобилия кукле придают форму с большой грудью.

Какие виды кукол встречаются в мире:

  1. Из мха. Их часто продают как оберег. Они защищают от сглаза, порчи и болезней.
  2. Болотные ведьмы. Таким куклам головы делали из сушеных яблок. Они наделяют мудростью, терпением и способны исцелять.
  3. Любовные Вуду. Самые популярные экземпляры. Считается, что они способны притянуть любовь, вернуть любимого, пробудить сексуальное влечение.
  4. Куклы-метелки. Название свое получили потому, что внешне похожи на метлы из соломы. Символизируют изобилие и здоровье. Используют куклы для того, чтобы отметить неприятности от домашнего порога.
  5. Из костей. Здесь не стоит удивляться, так как магия Вуду предполагает использование и такого материала.
  6. На проклятие. Их делают с целью принести вред конкретному человеку. Здесь используется черная магия в сочетании с личными вещами жертвы, булавками и иногда кровью.
  7. Для их изготовления использовались разнообразные травы и их смеси. Использование такой куклы могло нести как добрый так и злой характер.

А сейчас ознакомимся с несколькими обрядами. Но для начала несколько рекомендаций по изготовлению.

Для самой простой куклы можно использовать две ветки, которые перевязываем грубой нитью в виде креста. Для основы лучше брать не сухие ветки, но и свежие тоже не подойдут. После этого придают человеческий вид с помощью ткани или соломы, о том, как это сделать разберемся ниже.

Но при изготовлении учтите несколько нюансов:

  1. Желательно знать, где у человека на теле есть родимые пятна. Их важно отметить с помощью бусин или бобов.
  2. Отмечать на кукле изменения не стоит. К ним относят пластические операции, татуировки или шрамы.
  3. Получить крепкую связь можно только имея биологический материал. Лучше использовать ногти, волосы или кровь прообраза. В некоторых ситуациях можно воспользоваться личной вещью, но кровь остается самым верным материалом.
  4. Важна эмоциональная привязка. На момент создания куклы и проведения ритуала думайте о человеке.

А теперь рассмотрим, как сделать обряды на человека самостоятельно.

Кукла Вуду на боль врага

Использование этого обряда в домашних условиях опасно, ведь в процессе участвует черная магия. Процесс направлен на то, чтобы причинить вред человеку, а значит ухудшается ваша карма, отнимается здоровье. Возможно в будущем такие действия обернутся против вас. Обдумайте все хорошо, действительно ли у вас есть причины мстить и причинять боль?

Если же вы решились, потребуется сделать следующее:

  1. Подготовьте 5 свечей. Разместите их в виде круга на полу. В центре круга разместитесь сами.
  2. Возьмите подготовленную куклу и черные булавки, еще потребуются ножницы. Представьте себе человека, которому нужно причинить боль. Старайтесь пробудить в себе чувство гнева, обиды. Представьте, что именно вы хотите, чтобы почувствовал объект ненависти. Это необходимо для мести.
  3. Когда придет ощущение готовности начните протыкать куклу иглами. Начните ее уничтожать ножницами. Вкладывайте в этот процесс всю ярость.

Когда обряд будет совершен, соберите остатки свечей и куклы с иглами в пакет. На следующий день этот пакет нужно подкинуть как можно ближе к тому на кого был проведен обряд.

Магия куклы Вуду на любовь

В этом обряде очень важна практика в использовании заклинаний, которые используются для проявления любви и страсти в человеке.

Проведение ритуала заключается в следующем:

  1. Подготовьте сухие цветы лаванды, красную булавку, куклу и металлическую емкость. Поместите лаванду в посуду, подожгите.
  2. В месте, где у куклы находится сердце нужно проткнуть булавкой. Начните делать плавные движения куклой над дымом, чтобы она полностью им пропиталась. Произнесите следующие слова:

заговоры на куклы Вуду на любовь

Когда обряд будет проведен, куклу нужно спрятать в место, где ее никто не найдет. Человек, на которого был проведен обряд начнет испытывать к вам сильное влечение и уже через несколько дней даст о себе знать.

Не забывайте о том, что эта магия очень сильна. Такой ритуал сделает привязку на всю жизнь, поэтому хорошо подумайте о том. Хотите ли вы этих отношений в дальнейшем.

Проводить подобный ритуал на человека можно только один раз. Второй раз может ослабить энергетическое поле и привести человека к сумасшествию и даже суициду.

Кукла Вуду на смерть человека

Чтобы сделать настоящую куклу Вуду, которая принесет смерть необходимо лишь четыре предмета:

Кровь вшейте в туловище куклы. От фотографии отрежьте нужную часть с лицом и закрепите на голове куклы с помощью ленты. Когда энергетика марионетки и жертвы будет связана, ее нужно закопать в землю. Проклятие действует таким образом, что утащит жертву в землю.

Кукла Благополучница или Денежница изготавливается хозяйкой дома для привлечения счастья, благополучия, материального достатка.

Как называются куклы без рта и носа

Фото таких рукодельных игрушек можно очень часто встретить на просторах Интернета. Они бывают разных форм и часто одеты в традиционные платья. Откуда пришла такая мода? Как называются куклы без рта и носа? И почему у них нет лица?

Кукольная культура насчитывает сотни лет. На Руси существовали три вида марионеток: обрядовая, обереговая и игровая. Каждая из них имела свои особенности и назначение, но, что действительно интересно, ни у одной из них не было лица.

Согласно народному поверью, кукла без лица является неодушевленной, в нее не может вселиться злой дух и навредить, и оттого она может быть одновременно и оберегом для малыша, и игрушкой. На Руси они назывались Веснянками и Крупеничками, последние были наполнены различными крупами и чаще играли роль оберега.

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в сказке и познакомился с чудотворцами. Тверь, пересечение двух проспектов — Волоколамского и Победы. Монолитное, необычное

Закулисье Театра кукол, или Что происходит в самом волшебном месте Твери

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в сказке и познакомился с чудотворцами.

Тверь, пересечение двух проспектов — Волоколамского и Победы. Монолитное, необычное своей архитектурой здание, обрамленное аккуратными соснами. На стенах — ребра «висячих лопаток» (так в архитектуре называются не упирающиеся в цоколь вертикальные выступы на стенах), которые визуально сужают кверху громаду корпуса.

Чем-то напоминает мавзолей. Но это не он. Это обитель самого волшебного места в городе. Театр кукол. Театр чудес.

Казалось бы, во времена тотального засилья интернета, когда не только взрослые, но и дети буквально живут в Сети, им не до театра и не до кукол. Так думал и я, когда отправлялся в этот храм сказок. Но, ошибался.

Предвестники чуда

Уже в ярко освещенном парадном холле Театра кукол стало понятно, почему его сердце бьется и не думает останавливаться. Организованная толпа детей бурлила эмоциями в ожидании грядущего представления. В это утро в театре играли спектакль «Волшебная лампа Аладдина».

Из холла детей повели на второй этаж. И уже на этом этапе начиналась сказка. Лестничный марш, словно прорубленный в толще стен, вел на украшенную домиком вершину. Птицы, вольготно чувствующие себя в этом мини-замке, весело приветствовали ребятню неугомонным щебетанием и пересвистами. Дети замирали от восторга, еще не зная, что ждет их впереди, наверху.

А наверху была настоящая, хоть и замершая во времени, сказка. Музей кукол, которые в разные годы были героями спектаклей (см. фотогалерею внизу статьи, — Авт). Десятками они сидели, стояли, и даже летали в прозрачных витринах. Каждая из них — словно живая, сделана с таким мастерством и любовью, что диву даешься. И дети дивились, раскрыв рты и сверкая зачарованными глазами.

Я попросил руководителя литературно-драматургической части Театра кукол Алину Силаеву провести меня в закулисье, за сцену. Там уже готовились творить чудеса для детей артисты-кукловоды, которые, к тому же, еще и реквизиторы.

«Кто-то может посчитать это немного ненормальным»

Ослепляющая улыбкой девушка, актриса Елена Шамарина, казалось, радовалась предстоящему спектаклю с той же силой, с какой дети его ожидали. Елена работает в театре с 2012 года. Она и Вирджиния в «Кентервильском привидении», и Авва в «Айболите и Бармалее», и одна из Фрид Кало в современном спектакле для взрослых «Фрида.Memoria».

Красавица по своему опыту знает, что быть артистом в театре кукол сложнее, чем артистом в обычном театре. Ведь ее задача и призвание — оживить куклу, передать через нее эмоции, не просто рассказать детям и взрослым сказку, а сделать ее реальностью.

— К куклам мы действительно относимся как к живым, как к коллегам, партнерам. Я вот иногда даже разговариваю с ними, — смеется Елена. — Например, моя Вирджиния из «Кентервильского приведения». Я к ней по-особенному отношусь. Когда убираю ее после спектакля — даже на подушечки укладываю, чтобы ей удобно было. Говорю: «Спи, моя хорошая».

Еще одна любимая кукла актрисы — Аистенок Айко из спектакля «Аистенок и Пугало». О нем она рассказывает с особенной нежностью.

— Он очень маленький, трогательный, по спектаклю болеет, его подстрелили мальчишки. Каждый раз перед спектаклем я ему говорю: «Привет, мой хороший», глажу его. Это, конечно, кто-то может посчитать немного ненормальным, но мы действительно вот так вот очень трепетно относимся к своим куклам, очень любим их,

— признается Елена.

Артисты уверены: будущее — именно за театром кукол, а не за театром в его классическом понимании. «Театр кукол — это театр форм, предметов. Только в театре кукол могут быть такие формы, которые вообще не ожидаешь увидеть на сцене», — с жаром говорят они. И ведь это не просто слова, продиктованные увлеченностью профессией. Свидетельством тому — аншлаги, которые собирают их спектакли.

Артисты с грустью вспоминают время, когда из-за пандемии коронавируса и ограничительных мер театр не работал. И с теплыми улыбками вспоминают о том, как после затишья театр постепенно оживал. Сначала разрешили наполнять зал публикой на 25%, сейчас уже на 50%.

— Когда вернули наполняемость зала, это был для нас глоток воздуха,

— искренне говорят они.

Не могу не назвать имена этих людей, артистов, которые каждый день творят волшебство для детей и взрослых. Наталья Мажуга (она же — худрук театра), заслуженные артисты и ведущие мастера сцены Александр Мистров, Михаил Гусев, Ирина Зубарева, Надежда Ицкович, Александр Царьков, артисты-кукловоды Екатерина Матвеева, Сергей Ожигов, Александра Колючая, Ольга Брузе, Ирина Сыряева, Александр Станько, Анастасия Курапова, Софья Хорошавина, Елена Шамарина, Валентина Егорова, Евгений Титов.

Творцы волшебства

Вообще в Тверском Театре кукол работают около 70-ти человек. Артисты, бутафоры, модельеры, конструкторы, осветители, техники, художники, звукооператоры и так далее. Кстати, кукол делают именно здесь! Более того, их здесь даже лечат! В роли доктора Айболита выступает художник-конструктор Александр Ковалев. Вот уж у кого действительно золотые руки. На нем — вся механика кукол и их починка. Без этого человека кукла в прямом смысле слова и шагу не сделает, и рукой не взмахнет, и глазом не моргнет

— Моя задача — чтобы все двигалось, все крутилось, — краток углубившийся в изучение очередных чертежей Александр.

Одну из самых важных «ролей» в театре играет главный художник и просто очаровательная женщина Ирина Баканова. Ее кабинет-мастерская полон эскизов, рисунков, чертежей. Снежная Королева, Леший, Кикимора, Буратино… Десятки персонажей. Именно благодаря таланту Ирины куклы в итоге выглядят как живые. Она их рисует, а потом уже не менее талантливые мастера театра — конструкторы, бутафоры, швеи — воплощают рисунки в жизнь — изготавливают сами куклы.

Скольких кукол нарисовала Ирина — она сказать не может. Много. Очень много. Десятки спектаклей, в некоторых из которых задействовано до 30 персонажей. Причем, куклами все не ограничивается. Для каждого спектакля надо оформить сцену, придумать декорации, костюмы для актеров, реквизит и так далее. Работы — непочатый край, но на выходе оно того стоит. Воплотить сказку в жизнь — не реку перейти.

— Есть спектакль «Тайна старого фонаря». И, если честно, для меня было огромное удовольствие работать именно над этим персонажем — живым уличным фонарем. Мне нравится, когда кукла создается из предметов, которые не похожи на людей, не похожи ни на что.

Ирина улыбается, и показывает на рисунок на стене: «Вот как одушевить фонарь? Как сделать из него персонаж?». И действительно, фонарь в итоге вышел не фонарем, а согбенным временем и светящимся добрыми историями дедушкой.

— Мне кажется, что для художника это самая интересная задача — собрать куклу из чего-то неожиданного. В итоге это интересно и художнику, и зрителю.

Когда я уходил из театра — спектакль только-только начался. В ожидании чуда дети притихли в зрительном зале. Занавес открылся. Волшебство началось…

IMG_7827 IMG_7800 IMG_7810 IMG_7761 IMG_7812 IMG_7734 IMG_7821 IMG_7780 IMG_7792 IMG_7783 IMG_7823 20210923195548_8Q6A6716 (3) IMG_7735 IMG_7782 IMG_7796 IMG_7807 IMG_7816 IMG_7822 IMG_7825 IMG_7832 IMG_7835 IMG_7848 IMG_7830 IMG_7820 IMG_7846 IMG_7772 IMG_7745 20210923195548_8Q6A6716

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
ActualBeauty