Как научиться понимать ароматы

Как научиться понимать ароматы В первую очередь надо четко понимать, что так называемая пирамида — это не состав, не список реальных ингредиентов, входящих в состав аромата, а некие условные

Как научиться понимать ароматы

В первую очередь надо четко понимать, что так называемая пирамида — это не состав, не список реальных ингредиентов, входящих в состав аромата, а некие условные «ноты», субъективно ощущаемые нами части композиции. «Я бы как минимум не советовал воспринимать пирамиды всерьез и делать на их основе какие-то далеко идущие выводы. Формально пирамида состоит из трех частей: верхних нот, которые мы чувствуем в самом начале нанесения аромата, нот сердца — ключевой части аромата, и базовых нот, ощущаемых ближе к финалу. С самого начала нанесения аромата можно почувствовать сразу все его составляющие, со временем меняется лишь их баланс», — говорит Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.

«Ароматы разделяют на верхние ноты, ноты сердца и базовые. В верхних нотах вы обычно найдете цитрусовые и ароматические аккорды, иногда легкие специи — они исчезают быстрее всего. Ноты сердца — это ядро аромата. Они продолжаются пару часов. Часто сюда входят цветы, специи, зелень. Базовые ноты надолго остаются на коже, это шлейф композиции. Это могут быть мускус, пачули, смолы, ваниль, бобы тонка», — рассказывает Амандин Палле, директор по стратегическому маркетингу парфюмерного направления Bvlgari.

«Базовые ноты — самые стойкие компоненты запаха, которые можно ощущать до полного выветривания духов. Это заключительный аккорд, дождавшись которого можно составить адекватное впечатление об аромате. То, каким мы запоминаем какой-либо запах, — это, скорее всего, сочетание ноты сердца с базовой нотой», — поясняет Кристиан Провенцано, парфюмер бренда Boadicea The Victorious.

Как научиться понимать ароматы (фото 1)

Как определиться с любимой группой ароматов?

Восточные, фужерные, акватические и прочие — нет смысла зацикливаться на одной группе ароматов. Тем более что все композиции раскрываются на коже по-разному. «В самом классическом виде выделяют три семейства для женских ароматов: цветочные, шипровые, восточные, — и три для мужских: фужерные, шипровые, восточные. Каждое, в свою очередь, имеет множество подвидов. В целом разделение на семейства носит очень условный характер», — рассказывает Виктор Ардабацкий, парфюмерный эксперт Lancôme.

«Советую пробовать все, носить, анализировать свои ощущения, записывать и делать выводы. Другого пути нет. Описать запахи — задача довольно сложная, к сожалению, но решаемая», — говорит Анна Зворыкина, российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».

Как научиться понимать ароматы (фото 2)

Как описать то, что нравится?

Самое сложное — описать понравившейся или более того, вымышленный аромат, который хочется. Ведь все ощущают запахи по-разному: кому — сладко, кому — горько. «Попробуйте, к примеру, придумать 10 любых прилагательных к какому-нибудь обычному запаху, например лимона, пиона или кофе. Думаю, что где-то на третьем-четвертом обычный человек сломается. Отчасти этим и отличается человек „обычный“ от того, у кого работа связана с запахами. Чувство обоняния неразрывно связано с жизненно важной функцией дыхания, мы нюхаем всю жизнь 24 часа в сутки. Однако мы редко анализируем запахи и вербализируем их. Начните „осмыслять“ запахи вокруг, сравните лимон и апельсин, к примеру, определите, что в этих запахах общего, а что — разного. Постепенно ольфакторный вокабуляр сформируется сам собой», — советует Матвей Юдов.

«Помочь описать запах обычно помогают пищевые ингредиенты или текстуры. Если вы скажете: „Я чувствую, что это очень ласковый, воздушный аромат, как будто взбитый крем“, — то его будет легче визуализировать», — говорит Амандин Палле.

«Советую подобрать для запаха как можно больше прилагательных и абстрактных определений (например, строгий, веселый, колючий или же липкий). Нужно попробовать определить к какому звуку, цвету, вкусу и текстуре его отнести. И главное: подобрать для него стихотворение, книгу, город или песню — все, что приходит на ум. Важно, чтобы это были ваши личные ассоциации, только тогда запах легко запомнится. При этом не стоит слушать парфюмерные материалы в чистом виде и непосредственно из емкости, где они находятся. В чистом виде они имеют очень резкий и насыщенный аромат. Необходимо помнить, что каждый парфюмер, создавая свой аромат, повествует нам о своей истории, впечатлениях и эмоциях», —рассказывает Виктор Ардабацкий.

Как научиться понимать ароматы (фото 3)

Как натренировать обоняние?

Постоянная практика — ключ к успеху. «Никогда не останавливайтесь. Чем больше вы тренируетесь, тем больше ваш мозг будет помнить и классифицировать эти запахи. 3–4 аромата в день — хорошая тренировка!», — говорит Амандин Палле.

«В нашем языке (в русском, но точно так же обстоит дело в английском, французском, немецком) нет внятных слов для описания ольфакторных ощущений. Для описания запахов мы пользуемся либо очень грубой градацией „благоухание — вонь“ (хорошо — плохо), указанием на источник (пахнет как лаванда), либо в нашем распоряжении оказываются кросс-модальные метафоры (то есть синестезия). Кросс-модальность позволяет описать ольфакторное ощущение так, как если бы оно было визуальным или тактильным. Когда мы говорим „запах тяжелый“ или „теплый запах“ — мы подбираем метафоры, — объясняет Анна Зворыкина. — Как показывают последние исследования, именно в недостатке слов и названий вся сложность распознавания ароматов. Поэтому первоочередной задачей тренировки обоняния является обучение словарю. Парфюмеры и люди, работающие с запахами, более или менее составили между собой такой „словарь“ из кросс-модальных метафор. Например, запахи цитрусов описываются как кислые, солнечные, легкие, сочные и так далее. Так что тренировка — прежде всего практика, обучение нюхать и подбирать слова для ольфакторных ощущений».

«Рецепторы восприятия запахов расположены в пространстве верхней части носовой полости и стороне от потока вдыхаемого воздуха. От этих рецепторов импульсы передаются в наш мозг. Путь, по которому проходит импульс от восприятия запаха, прежде всего ведет к так называемой лимбической системе (центр возникновения чувств и ощущений) и только потом переходит в кору головного мозга. От скорости прохождения этих импульсов и от индивидуальной реакции на него и зависит восприятие запахов», — объясняет Кристиан Провенцано.

Как научиться понимать ароматы (фото 4)

Как знакомиться с ароматом?

Чаще всего парфюмерный магазин — это плохо вентилируемое помещение, пропитанное сотнями разных запахов. «Если вы серьезно решили подойти к выбору аромата, то нанесите „кандидатов“ на блоттеры и выйдите на свежий воздух. То, что вам понравится, попробуйте нанести на кожу, изучите „эволюцию“ аромата, как он меняется и развивается, не делайте выводов по первым минутам знакомства. В идеале — попросите образец особо полюбившегося аромата и продолжите с ним знакомство в спокойной ситуации. Забудьте о зернах кофе, они ничем не помогут, если обоняние притупилось. Единственный вариант — сделать паузу и проветриться», — говорит Матвей Юдов.

«При выборе ароматов важно помнить, что ничто так не очищает рецепторы, как глоток воды, а не вдыхание аромата кофейных зерен», — дополняет Виктор Ардабацкий.

«Блоттер — это „фотография“ аромата, по нему можно понять, твоя ли это история. Но чем сложнее композиция, тем больше вероятность, что аромат на блоттере всей сложности и красоты не передаст, ему нужно будет человеческое тепло. Наносим на кожу. И снова чем сложнее композиция, чем больше в ней натуральных компонентов, тем больше времени нужно для знакомства», — рассказывает Кристиан Провенцано.

Правила выбора аромата Эксперты говорят, что аромат парфюма должен быть созвучен ситуации, времени, месту и даже стране пребывания. Ведь у каждой страны, каждой парфюмерной школы есть собственная

Правила выбора аромата

Эксперты говорят, что аромат парфюма должен быть созвучен ситуации, времени, месту и даже стране пребывания. Ведь у каждой страны, каждой парфюмерной школы есть собственная традиция. Она часто сопряжена с кулинарией. Например, во французской кухне распространены сыры с плесенью, вино, свежие фрукты, травы. А высшее проявление французской парфюмерной школы — шипровые ароматы, которые стартуют свежими цитрусовыми, а приходят к запаху дубового мха.

«Очень легко начинать ароматы с цитрусовых (лимон, бергамот, лайм), но так пахнет не Украина, а Италия. В украинском аромате должны быть зеленые травы, свежие, сенные; чабрец (знакомый многим кака тимьян); ягоды. В аромате с такими нотами можно пойти в ресторан и есть борщ или вареники на пару с вишнями либо творогом», — пишет журнал «Vogue Украина».

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: МЕСТО И ВРЕМЯ

Выбирая духи, подумайте, в какое время суток вы намерены пользоваться этим ароматом. Если в ваши планы входит «надевать» его рано утром, собираясь на работу, следовательно, запах должен быть или легким, свежим, бодрящим, или используйте выбранный, возможно, более теплый аромат, но в меньшем количестве.

В различных ситуациях следует выбирать и разные ароматы — на работе, дома, в театре, на романтическом свидании, на природе и в спортивном клубе. Меняется роль — меняется парфюм. Необходимо учитывать и время года.

Запомните: чем выше температура воздуха, тем осторожнее следует применять парфюмерию, отдавая предпочтение цитрусовым, фруктовым и океаническим ароматам.

Или любимый, такой страстный и чувственный, флориентальный аромат нанести в следовом количестве, и лучше на чистые волосы, чтобы он звучал, как эхо. Зимой хороши «меховые» композиции — теплые, мягкие, «пушистые», обволакивающие, или ориентальные, прекрасно «звучащие» на шубе.

Помимо чисто физиологических моментов при выборе аромата нельзя не учитывать темперамент человека, а именно, состояние внутреннего космоса. Так, известно, что спортивной, подтянутой, энергичной женщине ближе «по духу» свежие цитрусовые и прозрачные океанические композиции, некоторые предпочитают ароматы мужской парфюмерии. Веселые, очаровательные кокетки интуитивно обращают внимание на влажную и радостную сочность цветочно-фруктовых ароматов.

Не менее тщательно и продумано следует подбирать парфюмерные изделия и мужчинам. Спортивным и динамичным более всего подойдут океанические или цитрусовые с колючими, искристыми пряными нотами композиции. Мужчинам-романтикам лучше выбрать древесно-пряные ароматы. С образом делового мужчины хорошо сочетается аромат с табачными нюансами или горько-терпкими оттенками выделанной кожи.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: СЛЕДИТЕ ЗА МОДОЙ

Используйте любую возможность «послушать» парфюмерные новинки (презентации, каталоги, пробники). Вдруг вы найдете аромат, который интуитивно искали всю жизнь.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: ЛУЧШИЙ ЭКСПЕРТ — ВАША КОЖА

Существенное влияние на выбор аромата оказывает собственный запах кожи, так как имеет индивидуальные отличия, в частности, из-за химического и микробиологического состава ее поверхности. Вся жирная, острая пища придает коже более интенсивный запах. Еще более на свойства кожи могут повлиять принимаемые лекарственные препараты, витамины и прочие фармакологические вещества, гормоны, возраст, потребляемая пища и даже состояние нервной системы.

Единственный способ проверить, как ощущаются, как «звучат» духи на коже, — это проба, а единственный человек, который может сказать, как вы себя чувствуете с этим ароматом — вы сами.

Не следует пытаться сразу оценить качество запаха. Начальные ноты, как правило, не отражают заложенной концепции. Важно услышать сердце или сердечные ноты — то, ради чего создавался этот аромат. Необходимо дождаться раскрытия и момента слияния аромата с кожей. Именно так будет звучать ароматический дуэт в течение длительного периода (2-3 часа). Если возникает какое-либо неприятие отдельных нот или оттенков, то от аромата следует отказаться. В процессе выбора, запах наносится на запястье — место, где сосуды близко подходят к поверхности кожи, нагревая ее.

Наиболее ярко и полно ароматы раскрываются на «теплых» точках: виски, шея (область сонных артерий), свод ключиц, запястья, локтевые сгибы. Одновременно можно исследовать звучание на коже не более 2-х ароматов, нанеся их на оба запястья.

Инстинктивное желание потереть то место, на которое нанесли аромат, является ошибкой, т. к. разрушает гармоничное развитие его на коже.

До того, как нанести капельку духов на кожу, убедитесь в том, что это место не обладает посторонним запахом.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: СМЕЛО ОТВЕРГАЙТЕ

Никогда не употребляйте ароматы, от которых вам хоть чуть-чуть не по себе. Принцип: «стерпится — слюбится», в данном случае не работает. Вскоре, кроме морального дискомфорта, может развиться физический — головная боль и даже аллергия.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: ЗВОНОК ДРУГУ

Самостоятельно определить, насколько сильно вы подушились, невозможно. Поэтому нужно спросить об этом у окружающих. Чем точнее сделан выбор, тем быстрее наступает «привыкание», нос перестает аромат воспринимать.

Слившись с запахом кожи, аромат становится частью облика. В противном случае, когда сделан неверный выбор, аромат постоянно будет о себе напоминать, создавая эмоциональный дискомфорт. Поэтому, носить «свой» аромат — чистой воды альтруизм, наслаждаются им только окружающие. Правда, вам греет душу осознание собственной неотразимости. Не следует «кутаться» в аромат, наносить в больших количествах, так как от избытка разрушается эффект красивой ауры, которую создают духи. Лучше иметь с собой небольшой флакончик, чтобы изредка «обновлять» ароматический образ.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ НА УЛОВКИ

Лучше всего продаются ароматы, у которых привлекательные верхние ноты. Парфюмеры и маркетологи хорошо это знают. Именно верхние ноты слышны при первом знакомстве с продуктом, и именно они быстро улетучиваются, оставляя то самое первое впечатление, на которое часто ошибочно ориентируются люди. Не поленитесь вернуться к выбранному аромату на следующий день.

Не стоит нюхать кофе во время знакомства с духами. Это специальный маркетинговый трюк, запутывающий обоняние, объясняют парфюмеры. Потом вы не сможете различить базовые ноты, определяющие характер парфюма, — будут слышны только верхние, «продающие». Сейчас же кофе часто включают в состав композиций. Получается, что вы его услышали в аромате, а потом еще и в зернах. Все это только утомляет и сбивает с толку рецепторы.

Чтобы освежить обонятельные впечатления, правильнее всего пить воду. Вы не только пьете, но и смываете молекулы запаха со слизистой оболочки, после чего легко нюхаете дальше.

Покупая аромат, надо брать флакон, который спрятан поглубже. Это связано с тем, что во многих магазинах (особенно этим грешат дьюти-фри) стенды освещаются с помощью ламп, излучающих тепло. От него флаконы нагреваются, и запах разрушается.

Оцените статью
ActualBeauty