Самые известные летчики

Братья Райт. Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) Райт считаются изобретателями первого в мире самолета. Именно за этими американцами в большинстве стран закреплен приоритет такого судьбоносного изобретения. Правда, первенство оспаривается Альберто Сантос-Дюмоном. Аппарат братьев Райт оказался не только способным подняться в воздух, но и осуществить управляемый полет. Впервые нечто тяжелее воздуха с двигателем оказалось в воздушных просторах. Произошло это 17 декабря 1903 года. Через пару лет братья Райт создали уже и первый в истории самолет, который можно было практически использовать. И пускай экспериментальный самолет американцев и не был первым в истории, именно эти летчики смогли первыми управлять им. В итоге самолетостроение сделало по-настоящему первый серьезный шаг. Фундаментальным открытием братьев стало открытие ими трех осей вращения самолета. Это позволило летчикам удерживать равновесие аппарата во время полета и управлять воздушным судном. Надо отметить, что этот метод стал основным для управления всеми типами самолетов, оставаясь таковым и сегодня. Если в те времена другие испытатели делали упор на установку мощных моторов, то братья Райт занимались исследованием теории полета и принципами управления самолетом. Они провели исследования с аэродинамической трубой, что позволило создать более совершенные крылья и пропеллеры. Изобретатели даже получили патент на систему аэродинамического контроля, которая осуществлялась с помощью поверхностей самолета. А свои технические знания летчики получили, продавая в собственном магазине велосипеды, печатные механизмы, двигатели и другую технику. Ныне первые самолеты братьев Райт находятся в музеях, являясь национальным памятником США. Хотя эти пилоты и являлись больше изобретателями, они не побоялись первыми сесть за штурвал созданных ими необычных на то время технических средств.

Самые известные летчики

Двадцатый век можно смело назвать веком авиации. Человек смог стать повелителем неба с помощью таких летательных аппаратов, как самолеты. Прошло чуть более ста лет, а человечество узнало немало известных летчиков. Кто-то вошел в историю тем, что немало сделал для воздухоплавания с научной точки зрения, поставил рекорды, открыл новые возможности.

А есть летчики, которые сделали себе имя за счет двух мировых войн. Такие пилоты прославились тем, что сбили десятки и даже сотни самолетов противника. В любом случае профессия летчика стала романтической, а все благодаря самым известным ее представителям.

Братья Райт. Уилбер (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) Райт считаются изобретателями первого в мире самолета. Именно за этими американцами в большинстве стран закреплен приоритет такого судьбоносного изобретения. Правда, первенство оспаривается Альберто Сантос-Дюмоном. Аппарат братьев Райт оказался не только способным подняться в воздух, но и осуществить управляемый полет. Впервые нечто тяжелее воздуха с двигателем оказалось в воздушных просторах. Произошло это 17 декабря 1903 года. Через пару лет братья Райт создали уже и первый в истории самолет, который можно было практически использовать. И пускай экспериментальный самолет американцев и не был первым в истории, именно эти летчики смогли первыми управлять им. В итоге самолетостроение сделало по-настоящему первый серьезный шаг. Фундаментальным открытием братьев стало открытие ими трех осей вращения самолета. Это позволило летчикам удерживать равновесие аппарата во время полета и управлять воздушным судном. Надо отметить, что этот метод стал основным для управления всеми типами самолетов, оставаясь таковым и сегодня. Если в те времена другие испытатели делали упор на установку мощных моторов, то братья Райт занимались исследованием теории полета и принципами управления самолетом. Они провели исследования с аэродинамической трубой, что позволило создать более совершенные крылья и пропеллеры. Изобретатели даже получили патент на систему аэродинамического контроля, которая осуществлялась с помощью поверхностей самолета. А свои технические знания летчики получили, продавая в собственном магазине велосипеды, печатные механизмы, двигатели и другую технику. Ныне первые самолеты братьев Райт находятся в музеях, являясь национальным памятником США. Хотя эти пилоты и являлись больше изобретателями, они не побоялись первыми сесть за штурвал созданных ими необычных на то время технических средств.

Луи Блерио (1872-1936). Как и в случае с братьями Райт этот пилот являлся одновременно и изобретателем, и бизнесменом. Блерио являлся инженером, с 1895 года занявшись производством фонарей. Всеобщее увлечение воздухоплаванием не прошла мимо него — француз сперва построил орнитоптер, а затем в 1907 году и свой первый аэроплан. В 1908 году Блерио смог лицезреть мастерство пилотирования одного из братьев Райт, что потрясло его. Другой очевидец, английский лорд Нортклифф даже установил награду в тысячу фунтов тому, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Считалось, что главным конкурентом станет именно Уилбур Райт. Однако тот вернулся в Штаты, после неудачной попытки француза Юбера Латама вызов принял Луи Блерио. 25 июля 1909 года он поднялся в воздух, но на полпути самолет стало сносить на север. Однако пилот заметил отклонение от маршрута и смог скорректировать курс. Через 37 минут полета, преодолев путь в 23 мили, Блерио сел в Англии. Эта победа имела большие последствия для развития самолетостроения. Сам летчик стал первым французом, официально получившим звание пилота. Многие уверовали, что конструкция французского моноплана является более перспективной, чем бипланы американцев и англичан. Блерио сумел собрать множество заказов на производство своего самолета. Летчик не боялся пробовать и менять конструкцию, рекордный полет он совершил на своем одиннадцатом самолете, тогда как братья Райт доводили свое творение до совершенства. Во время Первой мировой войны компания Блерио выпустила более 10 тысяч машин, немало послужив тому, что самолеты стали хоть и оружием, но массовым.

Петр Нестеров (1887-1914). В те времена управление самолетов было весьма рискованным делом. Никто толком не знал возможностей нового средства, да и сама конструкция его оставляла желать лучшего. Петр Нестеров прожил яркую и короткую жизнь, сумев показать, на что же способны самолеты. В 1910 году офицер артиллерии увлекся авиацией. В 1912 году поручик уже совершил свой первый самостоятельный полет. Уже на следующий год Нестеров возглавил летный отряд. Надо отметить, что и этот летчик занимался конструктором. В те времена совершенствование самолетов было обычным и порой даже необходимым делом. Сам Нестеров модифицировал свой самолеты, разрабатывал новые двигатели и даже планировал создать одноместный скоростной самолет. Летчик, обладая знаниями в механике и математике, имея опыт пилотажа, теоретически доказал возможность выполнения глубоких виражей, а затем практически осуществив это. Именно русский летчик в 1913 году сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости. С мертвой петли (петли Нестерова) началась эпоха высшего пилотажа. 8 сентября 1914 года Петр Нестеров совершил свой последний вылет. Он попытался шасси своего самолета ударить по крылу вражеского «Альбатроса». Однако летчик просчитался и его легкий «Моран» сверху протаранил противника. Столкновение оказалось фатальным для всех пилотов. А Нестеров вошел в историю еще и как первый летчик, совершивший таран.

Манфред фон Рихтгофен (1892-1918). С началом Первой мировой войны противоборствующие стороны стали использовать новое оружие — самолеты. Сперва они просто занимались разведкой, но затем появились и истребители. Самым знаменитым летчиком-асом Первой мировой стал «Красный барон», Манфред фон Рихтгофен. На его счету оказалось 80 сбитых самолетов противника. Начало войны легендарный летчик встретил в кавалерии. Однако этот род войск быстро надоел ему и в 1915 году Рихтгофен перевелся в авиацию. Сперва он занимался исключительно разведкой. 17 сентября 1916 года барон сбил первого противника, заказав по этому поводу кубок с выгравированной датой боя и типом сбитого самолета. В итоге Рихтгофен скопил 60 таких памятных изделий. Пилот, как и многие его коллеги, был довольно суеверным. Перед каждым вылетом он получал поцелуй от любимой, что стало даже своеобразной традицией и у других военных летчиков. В январе 1917 года на счет Рихтгофена значилось уже 16 сбитых машин. Он получил высшую военную награду страны — орден «Pour le Merite», ему доверили руководство эскадрильей «Jasta 11». Его раскрашенный в красный цвет самолет наводил ужас на противника. В состав «Jasta 11» вошли многие немецкие асы, в том числе и Эрнст Удет. Группа располагалась в палатках, недалеко от линии фронта. За мобильность эскадрилью даже прозвали «воздушным цирком». Погиб легендарный летчик 21 апреля 1918 года, пуля попала в «Красного барона» с земли.

Чарльз Линдберг (1902-1974). Отгремела Первая мировая война, самолетостроение развивалось семимильными шагами. Рекорды следовали один за другим. В 1919 году американский бизнесмен Реймонд Ортейг предложил 25 тысяч долларов тому пилоту, кто первым совершит беспересадочный полет из Нью-Йорка в Париж. Джек-пот пытались сорвать многие летчики, но либо прерывали полет, либо погибали. В соревнование решил вступить и Чарльз Линдберг. К тому времени он уже имел собственный самолет, опыт самостоятельных полетов. Линдберг нашел спонсоров, специально по его заказу компания из Сан-Диего выпустила одномоторный моноплан. При этом в проектировании принял участие и сам пилот. Самолет получил название «Дух Сент-Луиса». Первое серьезное испытание его произошло 10-11 мая 1927 года. Линдберг за 20 часов пролетел из Сан-Диего в Нью-Йорк, переночевав в Сент-Луисе. И вот 20 мая состоялся исторический перелет. Линдберг стартовал с аэродрома Рузвельта в Нью-Йорке в 7:52 и в 17:21 оказался в Ле Бурже. За этот подвиг Чарльз Линдберг получил всемирную славу. Летчика первым в США наградили Крестом летных заслуг. К чести Линдберга стоит отметить, что он продолжил популяризацию авиации. Летчик привлекает инвестиции к исследованиям Роберта Годдарда, пионера ракетостроения. По просьбе властей Америки Линдберг посещает страны Латинской Америки. Вместе с женой пилот путешествует по всему миру, составляя схемы новых маршрутов для авиакомпаний. Линдберг даже поучаствовал в разработке искусственного сердца. Во время Второй мировой войны летчик побывал военным советником и успел даже осуществить около полусотни боевых вылетов, в это время он занимался разработкой методов автопилота. В послевоенные годы Линдберг стал генералом, он пишет книги, путешествует, занимается общественной деятельностью, защищая природу.

Амелия Эрхарт (1897-1937). Со временем авиация стала привлекать к себе и женщин. Одним из пионеров стала Амелия Эрхарт, смелая писательница, которая открыла дорогу в небо представительницам слабого пола. К 1920 году Амелия получила блестящее образование, выучила 4 языка. Судьба девушки изменилась, когда в 1920 году она в качестве пассажира совершила свой первый полет. Решив став пилотом, Амелия перепробовала множество профессий, чтобы оплатить обучение. В то же время она узнала об авиации все — от теории полета и до устройства мотора. Летом 1921 года Эрхарт купила свой первый самолет, а в октябре 1922 года он установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту в 4300 метров. На волне растущей популярности авиации имя отважной летчицы стало известной. В 1923 году она получила лицензию, став 16-й по счету женщиной с таким документом. После перелета Линдберга через Тихий океан настала пора и женщинам доказать, что они способны на это. Богатая американка Эми Гест, привлекла средства, но сама осуществить полет не смогла. Тогда была поставлена задача — найти смелую и привлекательную летчицу, коей и стала Амелия Эрхарт. 17 июня 1928 года вместе с двумя пилотами она перелетела с Ньюфаундленда до Уэльса, правда, больше в качестве пассажира. Тем не менее летчица стала всемирно известной. Свою славу она обратила на борьбу за права женщин, привлечение их в традиционно мужские профессии, в том числе и авиацию. Эрхарт стояла у истоков коммерческих воздушных перевозок, постоянно путешествуя с лекциями по стране. В 1929 году Эрхарт помогла создать организацию женщин-пилотов, став ее первым президентом. Она осваивает тяжелые аппараты, поставив рекорд скорости в 197 миль в час. В 1932 году Эрхарт совершила одиночный перелет через Атлантику, став вторым человеком после Линдберга, кто сумел сделать это. Это достижение принесло летчице мировую славу и множество наград. К середине 1930-х Эрхарт стала одним из самых известных людей в Америке. Она дружит с семьей президента, владеет множеством авиа-рекордов, пропагандирует полеты. В 1937 году Амелия решила совершить кругосветный полет, ее сопровождал штурман Фред Нунан. В Центральной части Тихого океана, неподалеку от острова Хоуленд, самолет Амелии пропал. ВМС США предприняли масштабную поисковую операцию, которая стала самой дорогой в истории флота. 5 января 1939 года отважная летчица была официально признана погибшей. Следов самолета так и не было найдено, так что тайна исчезновения экипажа сохранилась до сих пор.

Валерий Чкалов (1904-1938). Когда Чкалов впервые увидел самолет, ему было 15 лет, и работал он кочегаром на судне. После этого он добился поступления в летную школу, обучившись пилотажу, стрельбе, бомбометанию и манерам ведения воздушного боя. В 1924 году военный летчик-истребитель попал в Ленинградскую авиаэскадрилью имени Нестерова. Там Чкалов проявил себя не просто, как отважный летчик, но и как дерзкий. За свои рискованные трюки в воздухе пилот неоднократно отстранялся руководством от практики, а однажды даже пролетел под мостом. Военная карьера Чкалова не сложилась — то его осудили за пьяные драки, то его лихачества оканчивались авариями. Лишь по ходатайству высшего руководства армии пилот оказался не в тюрьме, а в запасе. С 1933 года Чкалов перешел на новую работу — летчика-испытателя Московского авиационного завода. Здесь через руки пилота прошло немало опытных машин, сам он разработал новые фигуры высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленную бочку. В 1935 году летчики Чкалов, Байдуков и Беляков предложили руководству страны осуществить перелет из СССР в США через Северный полюс. Однако Сталин предложил сперва преодолеть другой маршрут — из Москвы в Петропавловск-Камчатский. За этот успешный перелет в 1936 году весь экипаж был награжден звания Героев Советского Союза. Чкалов стал национальным героем. А в 1937 году тот же экипаж в тяжелых условиях пролетел через Арктику до Ванкувера, штат Вашингтон. Отважный экипаж приветствовала вся Америка, их принял Президент Рузвельт. Чкалов стал народным депутатом СССР, сам Сталин предложил ему возглавить НКВД, однако летчик отказался. 15 декабря 1938 года испытатель погиб, совершая полеты на новом истребителе И-180.

Эрих Альфред Хартманн (1922-1993). Вторая мировая война породила новых летчиков-героев. И если в советских СМИ превозносили Покрышкина и Кожедуба, то западная пресса безусловно лучшим асом считала немца, Эриха Хартманна. Ведь в ходе своих 1525 боевых вылетов он сумел сбить 352 самолета, из них только 7 не были советскими. В довоенное время Хартманн пилотировал планеры, вступив в люфтваффе в 1940 году. В 1942 году он закончил пилотные курсы и был отправлен на Восточный фронт. Эрих показал себя отличным снайпером и прилежным учеником, сумев в совершенстве овладеть своей техникой. Хартманну повезло попасть в знаменитую истребительную эскадру JG 52, где его окружали прославленные асы. Молодой летчик быстро перенял тактику успеха. Он не стремился вступать в воздушную карусель с истребителями врага, предпочитая атаковать из засады. Хартманн особое внимание уделял первому удару. К октябрю 1943 года на счету аса было уже 148 сбитых самолетов, он уже успел побывать за линией фронта, сбежать оттуда и получить рыцарский крест. Такие стремительные успехи даже вынудили штаб люфтваффе проверить победы летчика, но все они подтвердились. 17 августа 1944 года по числу побед Хартманн обошел своего товарища, Герхарда Баркхорна. А уже через неделю, число сбитых самолетов составило 300. За это Хартманн был удостоен бриллиантового Рыцарского креста. Свою последнюю победу легендарный ас достиг уже 8 мая 1945 года, уже после подписания Германией капитуляции. После окончания войны летчик оказался в советском плену, где его приговорили к 25 годам тюрьмы. В 1955 году Хартманна досрочно освободили, он вернулся в ФРГ, где занимался обучением пилотов.

Иван Кожедуб (1920-1991). Самым прославленным советским асом времен Второй Мировой войны сумел стать Иван Кожедуб. Подобно многим советским юношам по призыву государства будущий летчик занимался в аэроклубе. Война застала его инструктором Чугуевской авиашколы. Постоянно порываясь уйти на фронт, Кожедуб только в марте 1943 года сумел туда поспать. К тому времени и советские летчики накопили опыт боев, и самолеты стали конкурентоспособными. Только 6 июля 1943 года во время боев на Курской дуге, во время своего сорокового вылета Кожедуб сбил свой первый самолет. 4 февраля 1944 года летчик получил звание Героя Советского Союза за 20 сбитых немецких самолетов. Уже в августе его нашла вторая Звезда, к тому времени на счету аса было 48 сбитых машин врага. В отличие от Хартманна советский летчик предпочитал открывать огонь издалека, не сближаясь с противником. Встретил Победу Иван Кожедуб в звании майора, сбив 62 самолета. Самого его не сбивали ни разу. 18 августа 1945 года прославленный ас получил свою Третью звезду Героя. По окончании боевых действий Кожедуб продолжил служить в авиации, он окончил Военно-Воздушную академию, а затем академию Генштаба. Во время войны в Корее Кожедуб снова оказался на фронте, на этот раз уже в качестве командующего авиационной дивизией. В 1985 году знаменитый летчик стал Маршалом авиации.

Марина Попович (род.1931). В 1951 году девушка окончила авиационный техникум в Новосибирске, став инструктором. Страсть к полетам оказалась столь всепоглощающей, что Марина добилась права служить в армии, чтобы иметь возможность управлять реактивными истребителями. С 1960 года Попович начала пилотировать самолеты такого классы, вскоре став единственной женщиной-испытателем 1-го класса. Марина даже побывала кандидатом в космонавты. Летчица на самолете МиГ-21 первой из женщин преодолела звуковой барьер. За несколько последних лет она сумела установить 102 мировых рекорда, подобные достижения стали для нее работой. Это рекорды на скорость и дальность различных самолетов и их классов. При этом десять своих рекордов женщина поставила за рулем самолета-гиганта «Антей». Неслучайно Марина Попович входит в легендарный американский клуб «99». Всего знаменитая летчица освоила более 40 типов самолетов, в ее честь названа даже звезда в созвездии Рака.

В Поперечном просеке, у филиала № 1 Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко, установлен мемориальный комплекс, центром композиции которого стал самолет МиГ-21. В годы Великой Отечественной войны в этом здании открыли Центральный военно-клинический авиационный госпиталь № 7. В 1943 году здесь после ранения проходил обследование летчик-герой Алексей Маресьев, а в 1944 году лечились летчики французского полка «Нормандия-Неман», тогда же их навестил Шарль де Голль, впоследствии ставший президентом Франции. Памятный комплекс был установлен в 1997 году — в день 55-летия авиационного госпиталя.

Легендарные самолеты и летчики-герои: топ-10 авиационных достопримечательностей столицы

Легендарные самолеты и летчики-герои: топ-10 авиационных достопримечательностей столицы

Узнать больше о подвигах летчиков, достижениях авиаконструкторов и самых впечатляющих моделях самолетов можно не покидая столицы. Портал «Узнай Москву» подготовил подборку 10 самых знаменательных мест в городе, хранящих историю отечественной авиации, ко Дню воздушного флота. Он отмечается в России в третье воскресенье августа.

Знакомство с советской и российской авиацией портал «Узнай Москву» рекомендует начать с ВДНХ. Здесь перед павильоном «Космос» стоит прототип легендарного советского Як-42. Этот самолет знаменит тем, что на одном из них был установлен рекорд дальности полета. Несмотря на то, что Як-42 предназначен для перелетов на расстояние до 2500 километров, в декабре 1981 года он совершил рекордный для самолетов до 55 тонн беспосадочный перелет из Москвы в Хабаровск. Он преодолел 8200 километров.

Рядом, на площади Промышленности, гости ВДНХ могут увидеть также многоцелевой вертолет Ми-8 и сверхзвуковой тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27.

О развитии авиации можно узнать, посетив Мемориальный дом-музей Н.Е. Жуковского — выдающегося ученого-механика, основоположника аэродинамики. Музей находится в особняке, расположенном по адресу: улица Радио, дом 17, строение 5. Сам Жуковский работал в этом здании. В фондах музея хранятся более 50 тысяч экспонатов. Здесь можно изучить исторические документы и фотографии, посмотреть модели практически всех российских самолетов и вертолетов, планеров, первых ракет, искусственных спутников Земли и космических кораблей.

История советской авиации неразрывно связана с подвигом летчика-испытателя Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Под его командованием в 1937 году самолет АНТ-25 совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. Его именем в Москве назван аэроклуб, расположенный на Волоколамском шоссе.

Кстати, сам аэроклуб с высоты птичьего полета напоминает аэроплан. На его территории находится памятник маршалу авиации Александру Покрышкину. Настоящим мастером воздушного боя он проявил себя в годы Великой Отечественной войны: ас выполнил более 600 боевых вылетов, лично сбил 53 вражеских самолета и еще шесть — в составе группы.
Также рядом с аэроклубом установлен памятник погибшему экипажу стратостата «Осоавиахим-1».

30 января 1934 года он отправился в первый в истории зимний полет стратостата. Спустя три часа после старта связь с пилотами пропала. Вскоре помятую гондолу нашли недалеко от Саранска. Полет завершился катастрофой: оборудование было разбито, а все члены экипажа погибли. Однако им удалось достичь рекордной высоты — стратостат поднялся на 22 километра над уровнем моря.

На Новодевичьем кладбище находится памятник еще одному легендарному советскому летчику — Ивану Кожедубу. Бронзовый бюст изображает знаменитого пилота в военной форме с медалями на груди. С 1943 года Кожедуб принимал активное участие в боевых действиях, воевал на Курской дуге. За все время Великой Отечественной войны он ни разу не был сбит, хотя его самолет неоднократно подбивали.

Еще один герой Великой Отечественной войны — летчик Виктор Талалихин. В августе 1941 года он одним из первых произвел таран в ночном воздушном бою над столицей. Спустя два месяца, в ходе очередного сражения под Москвой, его самолет был сбит. Летчик погиб у деревни Лопатино Ленинского района Подмосковья. А памятник герою можно увидеть в Таганском районе, на развилке улиц Талалихина и Малой Калитниковской. Это бронзовая фигура летчика, стоящая на гранитном постаменте. Он изображен в полный рост в обмундировании летного состава времен Великой Отечественной войны.

В Рязанском районе Москвы находится улица, названная в честь летчика-аса Евгения Михайлова, и памятник герою. 17 марта 1944 года Михайлов вместе со своим звеном вылетел на задание по прикрытию наземных войск. Над станицей Идрица его самолет попал под огонь зенитной артиллерии противника. В центре станции летчик заметил большой состав с цистернами с горючим и решил направить свой Ла-5 туда. Взрыв самолета уничтожил целый эшелон и вызвал сильнейший пожар.

На Жулебинском бульваре расположен необычный объект: металлический лист треугольной формы, в котором вырезаны фигуры взмывающих в небо самолетов. Это памятный знак, установленный в честь летчиков 108-го гвардейского штурмового авиационного полка. Именно здесь базировался полк в 1941–1942 годах: его летчики принимали активное участие в битве за Москву.

В Поперечном просеке, у филиала № 1 Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко, установлен мемориальный комплекс, центром композиции которого стал самолет МиГ-21. В годы Великой Отечественной войны в этом здании открыли Центральный военно-клинический авиационный госпиталь № 7. В 1943 году здесь после ранения проходил обследование летчик-герой Алексей Маресьев, а в 1944 году лечились летчики французского полка «Нормандия-Неман», тогда же их навестил Шарль де Голль, впоследствии ставший президентом Франции. Памятный комплекс был установлен в 1997 году — в день 55-летия авиационного госпиталя.

В топ-10 авиационных объектов столицы входит памятник, установленный в сквере Девичьего поля по случаю столетия дальней авиации. Он представляет собой композицию из фигур пилотов трех эпох: момента основания российской авиации, времен Великой Отечественной войны и современной авиации. Над ними — земной шар, на который нанесены изображения самолетов «Илья Муромец», ТБ-7 и флагмана современной авиации Ту-160 «Белый лебедь».

«Узнай Москву» — совместный проект Департамента образования и науки, Мосгорнаследия, Департамента культуры и Департамента информационных технологий города Москвы. Интерактивные гиды по достопримечательностям столицы содержат описания 1,8 тысячи зданий и сооружений, 616 памятников, 309 музеев, 185 территорий, сведения о 207 исторических личностях и 90 тематических прогулочных маршрутах.

Все объекты можно посмотреть как на портале «Узнай Москву», так и в мобильном приложении, которое доступно в App Store и Google Play.

Воспоминания военного летчика-испытателя

Знаменитые летчики: 30 книг — скачать в fb2, txt на андроид или читать онлайн

Слишком много книг? Вы можете уточнить книги по запросу «Знаменитые летчики» (в скобках показано количество книг для данного уточнения)

Комбриги РККА. 1935-1940. Том 3 - Денис Соловьев

Комбриги РККА. 1935-1940. Том 3

Двенадцатая книга из серии «Военачальники СССР» – «Комбриги РККА 1935-1940. Том 3» представляет собой подробные военные биографии советских военачальников, служивших в РККА и получивших персональное воинское звание – комбриг с 1935 года по 1940 год. В этот том вошли комбриги с фамилией на букву Б, К…

Что было – то было. Избранники времени - Василий Решетников

Что было – то было. Избранники времени

К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОСЛАВЛЕННОГО ЛЕТЧИКА, КОМАНДУЮЩЕГО ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИЕЙ СССР! Полное издание мемуаров Героя Советского, заслуженного военного летчика СССР, бомбившего Кенигсберг и Берлин, стоявшего у истоков Авиации Дальнего Действия и командовавшего «дальниками» более десяти лет. Имя Васил…

Летчик Девятаев. Из фашистского ада – в небо! - Валерий Жмак

Летчик Девятаев. Из фашистского ада – в небо!

Февраль 1945 года. Старшему лейтенанту ВВС Михаилу Девятаеву грозит смерть в немецком лагере Заксенхаузен. Отважный летчик неоднократно пытался бежать, но каждый раз неудачно. Случайно ему удается сменить статус смертника на статус штрафника, после чего он попадает в концлагерь на острове Узедом в Б…

352 победы в воздухе. Лучший ас Люфтваффе Эрих Хартманн - Р. Толивер

352 победы в воздухе. Лучший ас Люфтваффе Эрих Хартманн

352 сбитых самолета противника (последнюю победу одержал 8 мая 1945 года). 825 воздушных боев. Более 1400 боевых вылетов. Высшая награда Рейха – Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами. Слава лучшего аса не только Второй Мировой, но всех времен и народов, рекордный счет которого у…

Чкалов. Взлет и падение великого пилота - Николай Якубович

Чкалов. Взлет и падение великого пилота

«Он был не менее знаменит, чем Юрий Гагарин, – и погиб в том же возрасте, не дожив до 35 лет. Он стал национальным героем после легендарного трансполярного перелета, его считали «гордостью СССР» и «любимцем Сталина», предпочитая не вспоминать, что ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ дважды побывал под судом и дважды уво…

Обожженные «Бураном» - Левсет Дарчев

Книга посвящена героическому подвигу советских летчиков-испытателей спецотряда Игоря Волка по запуску и посадке многоразового советского корабля «Буран». Мистика и документалистика позволяет прикоснуться к таинственным событиям, которые забирали жизни самых самоотверженных летчиков страны, и постави…

Же Ву Зем - Юрий Савинский

Книга рассказывает о летчике-испытателе с трудной, трагической судьбой. Страсть к летному делу проявилось у него с юных лет. Нелепая случайность отправила его в тюрьму. После осовобождения он готов был летать на всем, что может летать, и на тем, что не может. Его сложный жизнененый путь освещала люб…

Защитники русского неба. От Нестерова до Гагарина - Олег Смыслов

Защитники русского неба. От Нестерова до Гагарина

Выдающийся русский летчик – П. Нестеров, знаменитый русский ас – А. Козаков, один из создателей русской истребительной авиации, покоритель «штопора» – К. Арцеулов, русский философ и летчик-штурмовик – А. Зиновьев, первый летчик-космонавт Ю. Гагарин… Известные и неизвестные защитники Русского неба… К…

Летчицы Вертолета - Юрий Савинский

Красивые женщины освоили профессию, требующую твердой руки, быстрой реакции, смелости и решительности. Женщины этого достигли, оставив в своих сердцах место для любви.…

Первый на полюсе. Подвиг Водопьянова - Ольга Корнеева

Первый на полюсе. Подвиг Водопьянова

В 1937 году группа советских полярников – лётчиков и учёных – впервые в истории человечества осуществила высадку на Северный полюс. Это были первые люди, которые действительно побывали на отметке 90 градусов северной широты. Четыре больших самолёта АНТ-6 опустились на лёд, доставив на «макушку Земл…

Верность Отчизне. Ищущий боя - Иван Никитович Кожедуб

Верность Отчизне. Ищущий боя

Эта книга – самое полное, дополненное и исправленное, издание мемуаров лучшего советского аса, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, на боевом счету которого 64 уничтоженных самолета Люфтваффе. В это число не вошли два американских истребителя «Мустанг», которые в апреле 1945 года по ошибке…

Все асы Сталина 1936–1953 гг. - Михаил Юрьевич Быков

Все асы Сталина 1936–1953 гг.

Только для настоящих знатоков военной истории! Уникальное справочное издание, не имеющее аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Самая полная энциклопедия «сталинских соколов», основанная исключительно на архивных документах. Поименные списки советских асов не только Великой Отечес…

Крылатая гвардия. «Есть упоение в бою!» - Кирилл Евстигнеев

Крылатая гвардия. «Есть упоение в бою!»

Автор этой книги дважды Герой Советского Союза К.А. Евстигнеев в годы Великой Отечественной войны одержал 53 победы лично и еще 3 в группе (это пятый результат в советской авиации – больше сбили только Кожедуб, Покрышкин, Гулаев и Речкалов). Причем – уникальный случай – два вражеских самолета, Ю-88…

История авиации №36 - Отсутствует

В журнале «История Авиации» рассматриваются вопросы создания, совершенствования и применении различных летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, экранопланов, дирижаблей и аэростатов); средств ПВО (радиолокационных средств, зенитных орудий и ракет); применение авиации в обеих мировых войнах и л…

«Ахтунг! Покрышкин в воздухе!». «Сталинский сокол» № 1 - Евгений Полищук

«Ахтунг! Покрышкин в воздухе!». «Сталинский сокол» № 1

«Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!» – неслось из всех немецких станций оповещения, стоило ему подняться в воздух, и «непобедимые» эксперты Люфтваффе спешили выйти из боя. «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас», – сказано в его наградном листе. Единственный Герой Советского Союза, трижды у…

Защитники Русского неба. От Нестерова до Гагарина - Олег Смыслов

Защитники Русского неба. От Нестерова до Гагарина

Выдающийся русский летчик – П. Нестеров, знаменитый русский ас – А. Козаков, один из создателей русской истребительной авиации, покоритель «штопора» – К. Арцеулов, русский философ и летчик-штурмовик – А. Зиновьев, первый летчик-космонавт Ю. Гагарин… Известные и неизвестные защитники Русского неба… …

Избранники времени. Обреченные на подвиг - Василий Решетников

Избранники времени. Обреченные на подвиг

Книга заслуженного военного летчика СССР, Героя Советского Союза генерал-полковника Василия Васильевича Решетникова – увлекательный рассказ об авиации 1930-1940-х гг., о великих людях великой эпохи, с которыми автор был знаком лично, и исторических событиях, в которых лично участвовал, о Чкалове и …

100 великих рекордов авиации и космонавтики - Отсутствует

100 великих рекордов авиации и космонавтики

Эта книга – о том, как человек, вопреки своей биологической природе, не давшей ему крыльев, в дерзновенных исканиях сумел подняться над землей. Легендарные воздухоплаватели древности и изобретатели аэростатов, герои, пытавшиеся на хрупком дирижабле достичь Северного полюса, первые пилоты, – без их …

Неизвестный Кожедуб. Служу Родине! - Иван Никитович Кожедуб

Неизвестный Кожедуб. Служу Родине!

Эта книга не переиздавалась 60 лет. Этот исходный текст мемуаров величайшего советского аса был фактически предан забвению. Но теперь воспоминания лучшего из «сталинских соколов» возвращаются к читателям в своем первозданном виде! Сегодня уже мало кто помнит, что, кроме знаменитой «Верности Отчизн…

Тимур и его небо - Лариса Северикова

Книга Ларисы Севериковой «Тимур и его небо» рассказывает о легендарном палубном летчике, Герое Российской Федерации генерал-майоре Тимуре Автандиловиче Апакидзе. Основатель современной палубной авиации, летчик-ас Тимур Апакидзе подготовил целую когорту корабельных летчиков и сохранил для своей стра…

История авиации №37 - Отсутствует

В журнале «История Авиации» рассматриваются вопросы создания, совершенствования и применении различных летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, экранопланов, дирижаблей и аэростатов); средств ПВО (радиолокационных средств, зенитных орудий и ракет); применение авиации в обеих мировых войнах и л…

Советский ас Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. Дневники, документы, воспоминания - Александр Табаченко

Советский ас Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. Дневники, документы, воспоминания

Настоящая книга – сборник документов, характеризующих боевую деятельность одного из самых результативных асов ВВС КА (лучшего аса антигитлеровской коалиции, воевавшего на американском самолете Р-39 «Аэрокобра») в годы Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Ре…

Юрий Гагарин - Николай Надеждин

Полвека назад началась космическая эра человечества. Сегодня Юрий Гагарин, ставший символом эпохи, возвращается к нам в новых деталях его биографии. С этой книгой мы снова переживаем триумф, который принёс нашей стране первый полёт человека в космос, и трагедию его гибели. Биографические рассказы о…

На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945 - Виктор Урвачев

На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945

Представленная на суд читателя книга написана сыном военного летчика Георгия Николаевича Урвачева (1920–1996) – участника войн с Германией и Японией в 1941–1945 гг., в Корее – в 1952–1953 гг. и летчика-испытателя ВВС в 1954–1964 гг. В основу книги легли записи летной книжки Г. Н. Урвачева, другие о…

Иван Кожедуб - Андрей Кокотюха

Иван Никитович Кожедуб – военный летчик, признанный лучшим асом авиации союзников во Второй мировой войне. На его счету 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, 62 сбитых самолета противника. Как самый результативный летчик-истребитель был трижды удостоен звания Героя Советского Союза. После войны К…

Сталинские соколы. Возмездие с небес - Станислав Сапрыкин

Сталинские соколы. Возмездие с небес

Великая Отечественная война, как и всякая война, стала небывалым толчком в развитии военного дела, особенно авиации. В начале ХХ века над полями сражений летали неуклюжие «этажерки», а авиация носила чисто вспомогательный характер. А уже в годы Великой Отечественной авиация пережила настоящую револ…

Полярная авиация России. 1946–2014 гг. Книга вторая - Андрей Болосов

Полярная авиация России. 1946–2014 гг. Книга вторая

Вторая книга об истории Полярной авиации России охватывает период с окончания Великой Отечественной войны и до настоящего времени – до 2014 года. В неё вошли интересные, но малоизвестные, порой драматические события в работе Воздушных высокоширотных экспедиций «Север» в Арктике и параллельно провод…

Самолеты советских асов. Боевая раскраска «сталинских соколов» - Михаил Юрьевич Быков

Самолеты советских асов. Боевая раскраска «сталинских соколов»

Такой книги еще не было! В этом коллекционном издании вы найдете не только достоверную статистику воздушных побед лучших советских асов, не только их портреты и эксклюзивные фотографии их истребителей, но и цветные «боковики» этих прославленных самолетов, каждый из которых был уникален, индивидуал…

Сталинский маршрут - Валерий Чкалов

Имя Валерия Чкалова отождествляется с исключительной храбростью, мужеством, любовью к Родине. Пик славы легендарного летчика пришелся на годы, когда у власти в нашей стране находился И.В. Сталин, – Чкалов хорошо его знал, неоднократно встречался с ним. Именно с «благословения» Сталина Валерий Чкал…

Воспоминания военного летчика-испытателя - Степан Микоян

Воспоминания военного летчика-испытателя

Степан Анастасович Микоян, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, старший сын Анастаса Ивановича Микояна, выдающегося государственного деятеля, хорошо известен в авиационных кругах нашей страны и за рубежом. Ему довелось испытывать или пилотировать вс…

5.Петр Нестеров (5 (27) февраля 1887, Нижний Новгород — ум. 26 августа (8 сентября) 1914, Воля-Высоцкая) — росийский летчик, первый исполнитель «мертвой петли» и воздушного тарана. После военного образования и свадьбы попал на Дальний Восток России, где поднимался на аэростатах для корректировки артиллерийских стрельб. В августе 1911 впервые пилотировал планер, затем окончил офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге, 5 октября 1912 на самолете-биплане «Фарман» сдал экзамен на звание военного летчика. С 1913 года жил и работал в Киеве, этот год жизни Нестерова стал периодом чрезвычайно активного творчества его как исследователя и экспериментатора. Получил мировую славу, когда 27 августа (9 сентября) 1913 в 18 часов 10 минут Нестеров на новеньком самолете «Ньюпор» -IV с двигателем мощностью 70 л.с. поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров на глазах многочисленных зрителей впервые в мире совершил знаменитую «мертвую петлю», которая впоследствии стала называться «петлей Нестерова». Погиб 26 августа 1914 года, выполнив первый в мире воздушный таран против австрийского летчика барона Фридриха фон Розенталя.

8 пилотов, которые изменили авиацию

Музей авиации имени Антонова хочет рассказать о восьми пилотах, которые своими достижениями изменили историю авиации и навечно вписали себя в нее.

1. Чарльз «Чак» Эгер (род. 13 февраля 1923, округ Линкольн, Зап.Вирджиния, США) — летчик-испытатель, позже — генерал ВВС США. Известен тем, что 14 октября 1947 в управляемом горизонтальном полете впервые в мире преодолел скорость звука (М = 1,04). Сделал это на самолете Bell X-1 — первом в США с ракетным двигателем.

2. Чарльз Линдберг (4 февраля 1902, Детройт, Мичиган — 26 августа 1974, Кипагулу, Мауи, Гавайи) — американский летчик, писатель, изобретатель, исследователь, активист. В 1927 году, в возрасте 25 лет, получил Ортигскую премию как первый пилот, который пересек Атлантический океан без посадок. Полет длиной 5800 км из Нью-Йорка в Париж на самолете «Spirit of Saint-Louis» занял 36 часов с 20 по 21 мая. Позже за свою автобиографию Линдберг получил Пулитцеровскую премию. Был восстановлен на службе президентом Эйзенхауэром в чине бригадного генерала.

3. Раймонда де Ларош (настоящее имя Элиза Леонтина Дерош, 22 августа 1886, Париж — 18 июля 1919, Кротуа, департамент Сомма) — первая женщина-пилот в истории авиации. Впервые самостоятельно поднялась в небо 22 октября 1909 на аэроплане авиатора Шарля Вуазена.8 марта 1910 Аэроклуб Франции выдал ей удостоверение №36, официально сделав ее первой женщиной-авиатором страны. В июне 1919 установила два женских рекорда по высоте и дальности полета. 18 июля 1919 погибла на аэродроме Кротуа, в самолете, на котором планировала сдавать профессиональный экзамен.

4. Сергей Уточкин ((12 июля) 1876, Одесса — 31 декабря 1915 (13 января 1916), Петроград) — спортсмен Российской империи, пилот-авиатор, испытатель, популяризатор авиации. Занимался многими видами спорта. Уточкин стал вторым в Российской империи отечественным летчиком после Михаила Ефимова, осуществив 12-ти минутный полет над Одессой 2 (15) марта 1910 года. 20 октября 1910 Сергей Уточкин взлетел в небо и сделал несколько кругов над Баку на своем самолете Farman IV, став первым авиатором в истории Азербайджана. В течение трех лет Сергей Уточкин побывал в 600 больших и малых городах Российской империи, где летал на аэроплане. Сергей Уточкин вдохновил большую часть позже известных авиаторов и авиаконструкторов. После тяжелой катастрофы под Новгородом в 1911 году пытался вернуться в авиацию, но неудачно. Он потерял дом, деньги, статус, был на лечении. Умер зимой1916 года от воспаления легких из-за плохой одежды.

5.Петр Нестеров (5 (27) февраля 1887, Нижний Новгород — ум. 26 августа (8 сентября) 1914, Воля-Высоцкая) — росийский летчик, первый исполнитель «мертвой петли» и воздушного тарана. После военного образования и свадьбы попал на Дальний Восток России, где поднимался на аэростатах для корректировки артиллерийских стрельб. В августе 1911 впервые пилотировал планер, затем окончил офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге, 5 октября 1912 на самолете-биплане «Фарман» сдал экзамен на звание военного летчика. С 1913 года жил и работал в Киеве, этот год жизни Нестерова стал периодом чрезвычайно активного творчества его как исследователя и экспериментатора. Получил мировую славу, когда 27 августа (9 сентября) 1913 в 18 часов 10 минут Нестеров на новеньком самолете «Ньюпор» -IV с двигателем мощностью 70 л.с. поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров на глазах многочисленных зрителей впервые в мире совершил знаменитую «мертвую петлю», которая впоследствии стала называться «петлей Нестерова». Погиб 26 августа 1914 года, выполнив первый в мире воздушный таран против австрийского летчика барона Фридриха фон Розенталя.

6. Хартманн (19 апреля 1922, Вайсс — ум. 20 сентября 1993, Вайль-им-Шёнбух) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом истребителей за всю историю. По немецким данным в ходе Второй мировой войны он сбил 352 самолета противника (из них 345 советских) в 825 воздушных боях. Окончил училище в 1941 году, в октябре 1942 попал на Восточный фронт. Свой первый самолет сбил сбил 5 ноября 1942 (Ил-2 из состава 7-го ГШАП). Во время Курской битвы в июле 1943 года он сбил за один день 7 самолетов, а к концу августа 1943 имел на своем счету уже 50 сбитых самолетов. 19 августа 1943 попал в плен, но бежал к своим. К 24 августа 1944 личный счет сбитых самолетов Хартманна достиг отметки в 300 единиц (только в течение одного этого дня он сбил 11 самолетов). За это достижение он был награжден бриллиантами к Железному кресту. Только 27 воинов Немецких вооруженных сил получили такую ​​награду. К концу войны Хартманн сделал более 1400 боевых вылетов, в которых провел 825 воздушных боев. За время боевых действий в результате повреждений и вынужденных посадок он потерял 14 самолетов. Дважды Хартманн прыгал с парашютом. Не был ни разу ранен. После войны отбыл 10 лет в советских лагерях, но был реабилитирован в 1997 году посмертно.

7-8. Братья Райт (Уилбур (1867-1912) и Орвилл (1878-1948) — два американца, которые осуществили первый управляемый полет. Не всеми, но признается факт постройки Райтами первого самолета. Обучение в школе никогда не было для братьев особенно важным, а высшее образование они так и не получили. В школе начали делать воздушных змеев, которых продавали. Начали с бизнеса по производству и продаже велосипедов. В 1900 году начали эксперименты с планером в Китти-Хок, через год испытали второй планер. В 1902 году приступили к созданию первого моторного аэроплана, двигатель для которого собрали сами. Масса двигателя — 77 кг, скорость вращения вала — 1200 об / мин, мощность 12 лошадиных сил. Для исследований создали аэродинамическую трубу. 17 декабря 1903 осуществили первый в истории пилотируемый полет на моторном аэроплане «Флайер-1». Расстояние первого полета (пилотом был Орвилл) составила 37 метров. Аппарат пробыл в воздухе 12 секунд. В тот же день уже Уилбур продержался в воздухе 59 секунд и преодолел 260 метров. Первый самолет был сделан из еловых планок, его длина составляла 6,4 метра, высота — 2,7 метра, размах крыльев — 12,3 метра. Пропеллер приводился в движение цепной передачей, подобной велосипедной. 22 мая 1906 получили патент на свое изобретение в 1909 году создали компанию «Райт».

© 2003-2021 Государственный музей авиации Национального авиационного университета, Все права защищены.

В 1937 г. на самолете АНТ-25 В. Чкалова и его отважный экипаж совершили полет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) и успешно вернулись. 1930-е гг. были временем подобных рекордов и открытий, но техника была еще не совсем готова к таким полетам, поэтому был большой риск для летчиков.

Короли воздуха

Михаил Ефимов (1881-1919)

Первый русский авиатор.

В 1909 г. в Одессе М. Ефимов совершил полет на планере, став первым русским авиатором. 21 марта 1910 г. Ефимов совершил первый в Российской Империи публичный полет — сто тысяч зрителей наблюдали, как он пять раз взлетал в небо (три раза в одиночку и дважды с пассажирами на борту).

Работая в севастопольской летной школе в 1910 г., Михаил Никифорович впервые выполнил пикирование и планирование с выключенным двигателем самолета. В Первой Мировой войне ему доверяли самые сложные и опасные задания — он бомбардировал и фотографировал позиции противника. Во время гражданской войны М. Ефимов был казнен белогвардейцами.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Петр Нестеров (1887-1914)

Летчик, впервые сделавший «мертвую петлю» и впервые применивший в бою таран.

П. Нестеров увлекся авиацией в 23 года, став членом Нижегородского клуба воздухоплавания. 27 августа 1913 г. Нестеров впервые в мире сделал «мертвую петлю» на французском самолете «Ньюпор-4». Это была первая фигура высшего пилотажа.

Во время Первой Мировой войны Петр Николаевич был пилотом самолета-разведчика. 8 сентября 1914 г. Нестеров вылетел на перехват австрийского двухместного самолета-разведчика «Альбатрос», чтобы сбить его тараном. Он попытался ударить самолет противника шасси своего аэроплана по краю несущей плоскости. Но удар пришёлся в середину «Альбатроса», колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Скорее всего, Нестеров погиб в момент столкновения, а так как второпях, перед взлетом, он не привязался к сидению, то от удара его выбросило из самолета. Таран достиг цели — «Альбатрос» австрийцев потерял управление, и упал, летчики погибли.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Владимир Коккинаки (1904-1985)

Самый награждаемый советский авиатор, поставивший 22 мировых авиационных рекорда.

Единственный с 1935 г. до конца 1950-х годов летчик-испытатель КБ Сергея Ильюшина, он поднял в воздух более 60 самолетов, начиная с поршневых и заканчивая реактивными, не допустив ни одной аварии. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.

На счету Владимира Коккинаки более 20 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и высоты полета, в числе которых — покорение высоты 14 575 метров на биплане с открытой кабиной. Он — единственный летчик в СССР, получивший бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец воздушного пути между Европой и Америкой, по которому и в настоящее время осуществляются полеты.

Коккинаки получил огромное количество государственных наград: две «Золотые звезды» Героя Советского Союза, шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны первой степени и четыре ордена Красной Звезды. Такое количество наградных знаков не удавалось собрать ни одному летчику СССР.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Николай Гастелло (1907-1941)

Летчик-герой, совершивший огненный таран немецкой автоколонны.

Н. Гастелло начал карьеру летчика в мае 1932 г. — после призыва в армию его отправили на учебу в авиационную школу летчиков Луганска. После обучения он стал пилотом бомбардировщика и быстро дорос до командира эскадрильи. 26 июня 1941 г., во время планируемой бомбардировки немецкой колонны в районе Радошковичи-Молодечно бомбардировщик, которым управлял Гастелло, был сбит попаданием в топливный бак. Понимая, что спастись не получится, пилот направил пылающий самолет с бомбами прямо в колонну противника, уничтожив несколько десятков автомашин и цистерн. Николай Гастелло был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Алексей Маресьев (1916-2001)

Летчик, который продолжал летать, лишившись ног.

А. Маресьев прошел обучение в авиационном училище им. А.К. Серова, где впоследствии работал инструктором. Свой первый боевой вылет он совершил в 1941 г., и к марту 1942 г. сбил четыре самолета. 4 апреля 1942 г., во время операции по прикрытию бомбардировщиков самолет Маресьева был сбит, а сам пилот тяжело ранен в ноги. Он упал на немецкой территории. Почти три недели летчик из последних сил полз до линии фронта и в итоге смог добраться до деревни Плав в Новгородской области.

Его не сломили ни три недели страшнейших испытаний силы воли, ни последующая ампутация ног — восстановившись в госпитале и санатории, Маресьев начал учиться летать с протезами. Вернувшись в строй, он — уже с искусственными ногами — сбил семь вражеских самолетов.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Алан Кобхэм (1894-1973)

Летчик, совершивший первый перелет из Великобритании в Австралию.

А. Кобхэм начинал свою трудовую жизнь как продавец готового платья в Лондоне. В ходе Первой мировой войны служил в Армейском ветеринарном корпусе, а затем перешел в Королевскиий летучий корпус, из которого впоследствии были образованы Королевские ВВС Великобритании.

В 1924 г. он стал первым человеком, совершившим перелет из Англии в Индию и обратно, выиграв гонку Королевского кубка. В 1926 г. Кобхэм совершил рекордный по дальности перелет на самолете фирмы де Хэвилленда ДX.50J из Лондона на аэродром Исседон в Мельбурне, Австралия, и вернулся обратно. Общая протяженность маршрута — 43 443 км. На обратном пути 1 октября 1926 г. он посадил свою летающую лодку на Темзу и подрулил к зданию парламента. Около миллиона лондонцев наблюдали за приводнением своего земляка. Через день король присвоил Кобхэму рыцарское звание.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Валерий Чкалов (1904-1938)

Легендарный советский летчик-испытатель.

Когда он впервые увидел в небе самолет это диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. В. Чкалов окончил военно-теоретическую школу ВВС, а за ней — Борисоглебскую авиашколу и Московскую школу высшего пилотажа.

Чкалов отличался исключительной отвагой в воздухе, откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры. Широко известна история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. Этот пролет был исключительно опасен, за него он получил выговор.

В 1937 г. на самолете АНТ-25 В. Чкалова и его отважный экипаж совершили полет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) и успешно вернулись. 1930-е гг. были временем подобных рекордов и открытий, но техника была еще не совсем готова к таким полетам, поэтому был большой риск для летчиков.

В 1938 г. Героя Советского Союза В. Чкалова привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью, планируя, Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и посадил машину в поле. К сожалению, при жесткой посадке он ударился головой и умер больнице, не приходя в сознание.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Книга «сказания о русском герое»

Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий