Глаза, полные воробьиного сока». Какой была юность Елизаветы Петровны

29 декабря 1709 года появилась на свет Елизавета, незаконнорожденная дочь Петра I. Девушка, на которой не хотели жениться представители европейских царских кровей, в 31 год сама стала императрицей, взойдя на российский престол.

В декабре 1709 года, когда царь Петр въезжал в Москву после знаменитой полтавской битвы, в которой одержал победу над королем Швеции Карлом XII, ему сообщили радостную весть: его метресса Марта Скавронская родила дочь. Малышка стала вторым ребенком, появившемся в этом союзе. Годом ранее, в феврале 1708 года, Марта родила девочку, которую нарекли Анной. Вторую же дочь было решено назвать любимым женским именем Петра I — Елизаветой.

По словам очевидцев, узнав об отцовстве, царь воскликнул: «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!»

Анна с Лизой недолго были в статусе незаконнорожденных дочерей русского царя. В 1711 году девочки получили титул царевен, а в декабре 1721 года — цесаревен. Сам Петр I пренебрег светскими правилами и женился на иностранке-простолюдинке, которая, перейдя в православие, стала Екатериной Алексеевной.

После этого изменилось и положение его детей. Девочкам были выделены отдельные хоромы, отдельный стол и особая прислуга.

Любопытно, что, по воспоминаниям историков, Анна и Лиза отличались характерами. Если старшая была прилежной ученицей, которая много читала и в совершенстве знала четыре иностранных языка, то младшая была как ураган: она не любила тратить время на книги, отдавая предпочтение охоте, верховой и лодочной езде.

«Беспорядочная, причудливая, не имеющая определённого времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьёзное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная», — так писал о младшей биограф Казимир Валишевский.

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Луи Каравак, 1717 год.

Дворянский костюм первой четверти 18 века

Дворянский костюм эпохи Елизаветы I

Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве. Художник Иван Яковлевич Аргунов, 1760 г.

Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве. Художник Иван Яковлевич Аргунов, 1760 г.

Детский дворянский костюм первой половины 18 века.

Маленькая Лиза Стрешнева изображена как взрослая дама. На ней платье-роба, глубокий вырез окаймлен рюшем из кружев. Корсаж распашного лифа украшен спереди декоративными бантами из алой атласной ленты. В портрете трогательно сочетаются нарядность костюма и неумение девочки представить его должным образом. Костюм построен на контрастном сочетании ярких цветов нарядных деталей.

Портрет Петра Борисовича Шереметева, художник Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Портрет Петра Борисовича Шереметева, художник Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Жюстокор — мужской дворянский костюм.

Тип мужского костюма, сложившийся в начале XVIII века, с некоторыми изменениями в пропорциях и деталях, просуществовал до 1780-х гг. В середине столетия изменились детали: рукава стали короче, кафтан и камзол застегивались только на талии. Предводитель московского дворянства, коллекционер и меценат камергер П. Б. Шереметев одет в кафтан и камзол — жюстокор, который свободно ниспадает от уровня груди. Отвороты рукавов украшены декоративными пуговицами и петлями. Жилет обычно доходил до колен. Костюм украшен широкой золотой каймой. Через плечо — лента ордена белого орла, на шее голштинский орден святой Анны.

Портрет Михаила Савича Яковлева. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756 г.

Портрет Михаила Савича Яковлева. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756 г.

Кафтан, камзол, тканые золотым шелком. Первая половина 18 века.

Елизаветинская эпоха отличалась пристрастием к узорчатым тканям. В сохранившихся описях гардеробов этого времени упоминаются платья из золотого и серебряного травчатого штофа, атласа и гризета различных цветов, тафты однотонной и узорчатой, бархата, шелка с вышивкой. Сын Саввы Яковлева, владельца сибирских железных дорог и ярославских мануфактур одет в красный кафтан и камзол, тканые золотым шелком. Костюм дополняют кружевные манжеты и манишка.

Портрет секунд-майора кирасирского полка Г.Ю. Лесли. Художник Георг Гроот, 1749 г.

Портрет секунд-майора кирасирского полка Г.Ю. Лесли. Художник Георг Гроот, 1749 г.

Колет — мужской военный костюм.

В рамках петровских преобразований военный костюм в России был также заменен на европейский и в дальнейшем развивался в соответствии с изменениями моды. На портрете секунд-майор кавалерии изображен в лосином (из толстой замши) колете, обшитом по воротнику, бортам и обшлагам золотым галуном. Камзол и обшлага — синие. Парик тщательно причесан по моде середине XVIII века.

Портрет Сары Фермор. Художник иван Яковлевич Вишняков, 1749 г.

Портрет Сары Фермор. Художник иван Яковлевич Вишняков, 1749 г.

Корсаж -детский дворянский костюм, первой половины 18 века.

Широко распространился тип парадного женского платья, состоящего из сильно затянутого корсажа, так называемого «шнурования», с большим декольте, без рукавов. Юбка, первоначально круглая в плане, к 1730-м годам расширяется в боках, приобретает овальную форму и долго сохраняет этот причудливый силуэт. Размер фижм на парадных туалетах иногда достигал полутора метров. Девятилетняя Сара-Элеонора Фермор изображена как взрослая дама — в бальном платье из парчи с плотно облегающим по линии плеч, груди и талии лифом и широкой каркасной юбкой — панье.

Портрет офицера артиллерии. Неизвестный художник, 1750 г.

Портрет офицера артиллерии. Неизвестный художник, 1750 г.

Мужской военный костюм, первая половина 18 века.

Офицер на портрете одет в красный мундир с золочеными пуговицами с черными бархатными лацканами и обшлагами. Шейный знак особого рисунка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. В руке трость, бывшая неотъемлемым атрибутом офицерского костюма.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1743 г

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1743 г

Парадное платье императрицы Елизаветы I.

Наделенная от природы изяществом, молодая императрица Елизавета Петровна превратила свой двор в ежедневную демонстрацию модных новинок Европы. Она настолько любила наряды, что после ее смерти в её гардеробе было обнаружено 15 тысяч платьев «частью один раз надёванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шёлковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч и проч. Более сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».

Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756

Художник Иван Яковлевич Вишняков, 1756

Свадебное платье, женский костюм.

Фасоны женского платья середины столетия, навеянные событиями культурной, светской и политической жизни, отличались только деталями. Использование шелков с растительными орнаментами или геометрическими узорами, вышивки канителью и блестками становятся отличительной чертой елизаветинской эпохи. Дама на портрете Вишнякова изображена в свадебном наряде. Роскошное белое платье расшито золотистыми и коричневыми цветами и листьями, наряд дополняет бриллиантовая диадема на гладко причесанных волосах.

Портрет купца Гулфа. Художник Георг Каспар Преннер, 1753

Портрет купца Гулфа. Художник Георг Каспар Преннер, 1753

Шитый золотом кафтан, камзол — мужской костюм первой половины 18 века.

Мужской костюм елизаветинской поры отличался большой красочностью. Ткани мужского и женского платья были однотипны: парча, бархат, узорный шелк с вышивкою. Мужские сорочки пышно отделывается кружевом на манжетах и высоких жабо. Шейные платки из белого полотна или батиста туго бинтуют шею, применяется тонкое кружево на тюлевой основе с узором. На портрете шитые золотом алые кафтан и камзол оттеняет завитой пудреный парик и завязанный вокруг шеи белый шелковый шарф с кистями, повязанный в виде галстука.

Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. Иван Петрович Аргунов, 1760 г.

Юбка на каркасе, женский костюм.

В середине столетия дамы носили юбку на каркасе — панье или фижмах, специальном приспособлении из ивовых прутьев, тростника, китового уса или плотной ткани. Неизменным спутником модниц XVIII стали веера. Они изготовлялись из страусовых перьев, из дерева с росписью, из серебра, из шелка, из пергамента. Статс-дама В.А. Шереметева изображена в серебристом парчовом платье с каркасной юбкой, На груди у нее приколот портрет императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовой оправе. В руках она держит изящный веер.

Елизавета Петровна (1709–1761) – российская императрица из династии Романовых, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рожденная за два года до их вступления в брак. Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 года в подмосковном селе Коломенское. Она стала внебрачной дочерью царя Петра I и Марты…

Детство и образование [ ]

Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 года в подмосковном селе Коломенское. Она стала внебрачной дочерью царя Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I), поэтому получила титул царевны только через два года после рождения, когда родители вступили в официальный церковный брак. В 1721 году после принятия Петром I титута императора, Елизавета и ее сестра Анна получили титулы цесаревен, что сделало их законными наследницами царского трона.

Никитин И.Н. Портрет Елизаветы Петровны ребенком. 1712-1713.

Елизавета была любимой дочкой императора Петра, но видела отца редко. Юная царевна жила в Преображенском и Измайловском селах. Её воспитанием в основном занимались царевна Наталья Алексеевна (родная тетка по отцовской линии) и семья Александра Меншикова, сподвижника Петра Алексеевича. Образованием Елизаветы занимались иностранные педагоги, которые привили ей любовь к языкам и танцам. Цесаревна могла свободно говорить по–итальянски, по–французски и по–немецки, великолепно танцевала, обладала живым умом, находчивостью, сообразительностью, отлично ездила верхом. В езде на лошадях Елизавета Петровна преуспела, в седле она чувствовала себя очень уверено, и могла дать фору многим кавалеристам.

Характер и внешность [ ]

По описанию современников, Елизавета Петровна была по–европейски хороша собой. Высокого роста (180 см), имела слегка рыжеватые волосы, выразительные серо–голубые глаза, правильной формы рот, здоровые зубы. По характеру была веселой, добродушной и одновременно капризной и вспыльчивой. Испанский посланник Якобо Франсиско Фитцджеймс Стюарт, герцог де Лириа–и–Херика в 1728 году писал о цесаревне: «Принцесса Елизавета такая красавица, каких я редко видел. У нее удивительный цвет лица, прекрасные глаза, превосходная шея и несравненный стан. Она высокого роста, чрезвычайно жива, хорошо танцует и ездит верхом без малейшего страха. Она не лишена ума, грациозна и очень кокетлива».

Платье Елизаветы Петровны. сер. XVIII в.

Она была одной из первых красавиц государства и в период правления своей матери и племянника Петра II вела веселую, рассеянную жизнь. Больше всего на свете любила светские развлечения: балы, танцы, охоту, маскарады. При императрице Анне Иоанновне и правительнице регентше Анне Леопольдовне ее положение стало тяжелым. В правление Анны Иоанновны (1730–1740), цесаревна Елизавета находилась в полуопале, носила «простенькие платья из белой тафты, подбитые чёрным гризетом», чтобы не входить в долги. Из собственных средств она оплачивала воспитание двоюродных сестёр из рода Скавронских и пыталась подобрать им достойную партию. Помимо кузин, ближний круг Елизаветы составляли лейб–медик Иоганн Германн Лесток, камер–юнкеры Михаил Воронцов и Пётр Шувалов, а также будущая жена последнего, – Мавра Шепелева. Елизавета Петровна лишилась блестящего положения при дворе и была вынуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе. Сама Елизавета Петровна имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Главной была страсть к нарядам. Со дня восшествия своего на престол она не надела дважды ни одного платья и строго следила, чтобы никто из придворных дам не был одет или причесан красивее её или даже появлялся в платье такой же материи. После смерти императрицы в ее гардеробах осталось 15 000 платьев, два сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй. Ее наряды составили основу текстильной коллекции Государственного исторического музея в Москве.

Личная жизнь [ ]

Личная жизнь Елизаветы Петровны не сложилась с самой юности. Петр пытался «удачно» выдать дочь замуж, однако сердце ее принадлежало лишь младшему брату герцога Карла Фридриха Голштинского Карлу Августу, но тот скончался в 1727 году. Царевна отказалась от официального брака, предпочтя ему разгульную жизнь и увеселения. Имеется историческая версия, что императрица все же была в тайном церковном браке со своим фаворитом Алексеем Разумовским, но никаких документов, подтверждающих этот союз, не сохранилось. Разумовский получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал.

Покровительствуя голштинской династии, она не только привезла в Россию племянника своего Петра III Фёдоровича (урожденный Карл Петер Ульрих), но и выбрала ему невесту, Екатерину II Великую (урожденная София Августа Фредерика Ангальт–Цербтская), мать которой приходилась двоюродной сестрой Карлу Августу.

В 1750–е годы правительница завела себе нового фаворита. Им стал друг Михаила Ломоносова Иван Шувалов, который был очень начитанным и образованным человеком. Именно под его влиянием Елизавета Петровна занималась культурным развитием страны.

Характер правления [ ]

Коронационное платье Елизаветы Петровны. ок. 1741.

Императрица Елизавета Петровна обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Однако активного участия в государственных делах она не принимала, лишь время от времени интересуясь внешней политикой. При рассмотрении важных вопросов нередко проявляла нерешительность и надолго откладывала принятие решений. Сразу после воцарения она, женщина религиозная, дала обет, что в течение ее царствования не будет смертных казней. Хотя это решение не получило законодательного оформления, императрица строго его придерживалась. Однако ее правление ознаменовалось несколькими шумными политическими процессами, в частности, над Лопухиными (Натальей Фёдоровной, её мужем Степаном Васильевичем и их сыном Иваном) (1743) и над Алексеем Петровичем Бестужевым–Рюминым (1758).

Болезнь и смерть [ ]

Смерть Елизаветы Петровны наступила 25 декабря 1761 года. На 53–м году жизни императрица скончалась от горлового кровотечения. Историки отмечают, что еще с 1757 года здоровье правительницы стало на глазах ухудшаться: у нее были выявлены эпилепсия, одышки, частые носовые кровотечения, отечности нижних конечностей. В связи с этим ей пришлось почти полностью сократить свою активную придворную жизнь, отодвинув пышные балы и приемы на второй план.

В начале 1761 года Елизавета I перенесла тяжелую бронхопневмонию, которая приковала ее к кровати. Последний год своей жизни императрица сильно болела, у нее постоянно возникали приступы простудной лихорадки. Перед смертью у Елизаветы Петровны возник упорный кашель, который привел к сильному кровотечению из горла. Не справившись с болезнью, императрица скончалась в своих покоях. 5 февраля 1762 года тело императрицы Елизаветы со всеми почестями было захоронено в Петропавловском соборе Санкт–Петербурга.

После смерти императрицы при дворе ходило масса слухов о тайных детях Елизаветы. В обществе считали, что у императрицы был внебрачный сын от Разумовского и дочь от Шувалова. Это «возродило» массу самозванцев, считавших себя царскими детьми, самой известной из которых стала княжна Тараканова (настоящее имя неизвестно), именуемая себя Елизаветой Владимирской.

Елизавета Петровна – российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей династии Романовых по женской линии. Она вошла в историю России, как веселая правительница, так как имела выраженную страсть к шикарным балам и различным великосветским развлечениям. Годы ее царствования не отмечены особыми выраженными достижениями, но она умело руководила своим двором и маневрировала среди политических группировок, что позволило ей прочно удерживаться на троне два десятилетия.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА — ЦАРЕЙ И ЦАРСТВ ЗЕМНЫХ ОТРАДА — пост пикабушника doclibido. Комментариев — 3, сохранений — 5. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!

Нарышкин Семён Кириллович (1710-1775)

Нарышкин Семён Кириллович (1710-1775).

Извлечено из Дипломатических сношений нашего Двора с Европейскими; Исторического списка кавалеров четырёх Российских Орденов; Записок Г. Порошина и Московских Ведомостей 1775 года.

Нарышкин Семён Кириллович (1710-1775) История, История России, Лига историков, Нарышкин, Екатерина II, Интересное, Книги, Личность, Государство, Елизавета Петровна, Длиннопост

Сын Обер-Коменданта Дерптского, Кириллы Алексеевича, внучатого брата Царицы Наталии Кирилловны, служащего прежде Крайчим*

* Крайчие имели в своем ведении: посуду, напитки, столовое белье, и в праздничные дни подносили кушанье Государю. Они наблюдали за столом, охраняли здоровье Царское и занимали место непосредственно после Бояр.

Родился 5-го апреля 1710 года и получил в доме своего отца наилучшее образование. Посвятив себя придворной службе, в чине Камер-Юнкера Высочайшего Двора, Нарышкин отправился в чужие края, по кончине Императрицы Анны Иоанновны. Цель путешествия его состояла не в том только, чтобы обогатить ум свой новыми познаниями. Он предвидел непрочность тогдашнего Правления и желал удалиться от Двора, где иноземцам давалось первенство пред россиянами. Неудовольствие его, одобренное Цесаревною Елизаветой, послужило ему в великую пользу. Приняв скипетр Петра, Императрица немедленно пожаловала Семена Кирилловича, находившегося тогда в Париже, (1741) Действительным Камергером и Чрезвычайным Посланником в Англию, с жалованием по шесть тысяч рублей. В этом звании Нарышкин оставался год и семь месяцев. Елизавета повелела ему возвращаться в Петербург и состоять Гофмаршалом при Наследнике Престола;

Возложила на него Орден Св. Александра Невского (18 декабря 1744г.);

Произвела потом в Генерал-аншефы и Обер-Егермейстеры (1757) и, наконец, пожаловала ему, 16 августа 1760 года, Орден Св. Апостола Андрея Первозванного.

Семен Кириллович считался первым щеголем своего времени: в день бракосочетания Петра III с Ангальт-Цербскою Принцессою Екатериною Алексеевной, выехал он в карете, в которой везде были вставлены зеркальные стёкла (даже на колёсах). Кафтан его был шитый серебром; на спине оного представлялось дерево, сучья и листья которого расходились по рукавам.

Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала своими посещениями его театр: 8 декабря 1774 года представляли в оном оперу Альцесту, сочиненную Сумароковым. Всех посетителей было до 200 человек. Перед оперой и в хоре играла весьма приятная Российская музыка, изобретенная хозяином. Она состояла из многих охотничьих рогов, кои видом походили на рок изобилия и, будучи разной величины, производили различные звуки. После оперы дан был балет: Дiана и Ендимiон. Лай собак, живые олени и другие звери, явившиеся в театре, шум роговой музыки — произвели удивительное действие над зрителями.

Скончался в Москве в 1775 году.

Елизавета (российская императрица) Елизаве́та Петро́вна (18 (29) декабря 1709 года, Коломенское, близ Москвы — 25 декабря 1761 (5 января 1762), Санкт-Петербург) — российская императрица с 25

Царствование

Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам — братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину.

Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднен. Сенат получил право законодательной инициативы. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом — Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии. Возросло значение Синода и духовенства, жестоко преследовались раскольники. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства монастырей, распространении духовного образования в народе.

В 1741 году императрица приняла Указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи. Указ также освобождал их от уплаты налогов.

В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения.

В конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьезных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный).

Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны: повышены сборы при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с 1 рубля (вместо ранее взимаемых 5 копеек). Был повышен налог на соль и вино.

В 1754 г. была создана новая комиссия для составления Уложения, которая закончила свою работу к концу царствования Елизаветы, но процесс преобразований был прерван Семилетней войной (1756—1762).

В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачетом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика.

В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах.

Была отменена смертная казнь (1756), остановлена массовая практика изощренных пыток.

При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств. Созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В последний период царствования Елизавета меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др.

В целом внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II.

Социальные волнения

На рубеже 50-60 гг. XVIII в. произошло более 60 восстаний монастырских крестьян.

В 30-40-е гг. дважды произошли восстания в Башкирии.

В 1754—1764 гг. волнения наблюдаются на 54 заводах Урала (200 тыс. приписных крестьян).

ЭТУ ТЕМУ СТАВЛЮ ПО ПРОСЬБЕ АФИНЫ Императрица Елизавета Петровна И. Аргунов "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" «Елизаветой всегда владела страсть к перестановкам, перестройкам и переездам; в этом «она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в 24 часа и в двое суток проезжала

Личная жизнь

Елизавета Петровна, бывшая в молодости азартной танцовщицей и смелой наездницей, с годами все труднее мирилась с утратой молодости и красоты. С 1756 г. с ней все чаще стали случаться обмороки и конвульсии, которые она старательно скрывала.

К. Пренне "Конный портрет императрицы Елизветы Петровны со свитой"

К. Пренне «Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой»

К. Валишевский, польский историк, писатель и публицист, создал серию произведений, посвященных русской истории. Он издает во Франции на французском языке, начиная с 1892 года, одну за другой книги о русских царях и императорах, об их окружении. Книги Валишевского были объединены в серию «Происхождение современной России» и охватывают период между царствованиями Ивана Грозного и Александра I. В книге «Дочь Петра Великого. Елизавета Петровна» (1902) он так описывает последний год жизни императрицы: «Зима 1760-61г.г. прошла в Петербурге не столько в балах, сколько в напряженном ожидании оных. Императрица не появлялась на людях, запиралась в спальне, принимала, не вставая с постели, только министров с докладами. Часами Елизавета Петровна попивала крепкие напитки, рассматривала ткани, разговаривала с кумушками и вдруг, когда какой-нибудь примеренный наряд казался ей удачным, объявляла о намерении появиться на балу. Начиналась придворная суета, но, когда платье было надето, волосы императрицы зачесаны вверх и косметика наложена по всем правилам искусства, Елизавета подходила к зеркалу, вглядывалась – и отменяла празднество».

Елизавета Петровна состояла в тайном морганатическом браке с А.Г. Разумовским, от которого ( по некоторым источникам) у них были дети, носившие фамилию Таракановых. В XVIII в. под этой фамилией были известны две женщины: Августа, которая по велению Екатерины II была привезена из Европы и пострижена в московский Павловский монастырь под именем Досифеи, и неизвестная авантюристка, объявившая себя в 1774 г. дочерью Елизаветы и претендовавшая на русский престол. Была арестована и заключена в Петропавловскую крепость, где скончалась в 1775 г., скрыв тайну своего происхождения даже от священника.

К. Флавицкий "Княжна Тараканова"

К. Флавицкий «Княжна Тараканова»

Художник К. Флавицкий использовал эту историю для сюжета своей картины «Княжна Тараканова». На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

По свидетельству современников и историков, в частности, министра народного просвещения графа Уварова (автора формулы Православие-Самодержавие-Народность), Елизавета состояла в церковном морганатическом браке с Алексеем Разумовским. Еще до воцарения у Елизаветы начался роман с украинским певчим А. Г. Разумовским, который получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал. Позднее фаворитом Елизаветы стал И. И. Шувалов, который покровительствовал просвещению.
Согласно некоторым историческим источникам 1770-х — 1810-х годов, у неё было минимум двое детей: сын от Алексея Разумовского и дочь от графа Шувалова.

Императрица Елизавета Петровна alt=»Императрица Елизавета Петровна» width=»620″ height=»auto» />

Неизвестный художник Портрет Алексея Григорьевича Разумовского.
Louis Tokke Portrait of I.I. Shuvalov.

Впоследствии она взяла под личную опеку осиротевших в 1743 году двух сыновей и дочь камер-юнкера Григория Бутакова: Петра, Алексея и Прасковью. Впрочем, после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским. В их числе наиболее известной фигурой стала так называемая княжна Тараканова.

Императрица Елизавета Петровна

Georg Khristof Grooth Portrait of the Empress Elizaveta Petrovna in a Black Masquerade Domino. 1748 г.

Официальным наследником престола 7 (18 ноября) 1742 г. Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) — герцога Голштинского Карла-Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого». Столь же серьезное внимание было обращено на продолжение династии, на выбор жены Петра Фёдоровича (будущая Екатерина II) и на их сына (будущий император Павел Петрович), начальному воспитанию которого придавалось важное значение.

Императрица Елизавета Петровна

Pietro Antonio Rotari Portrait of the Empress Elizabeth Petrovna. 1760 г.

Она скончалась 25 декабря 1761 г. в сильных страданиях, но уверяла окружающих, что они слишком малы по сравнению с ее грехами.

На престол взошёл Пётр III. Императрица была похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Со смертью Елизаветы Петровны пресеклась не только линия Петра I, но и вся династия Романовых. Хотя все последующие наследники престола носили фамилию Романовых, они уже не были русскими (Гольштейн-Готторпская линия). Смерть Елизаветы Петровны также прекратила участие русских в Семилетней войне. Новый император вернул Фридриху все завоёванные земли и предложил даже военную помощь. Лишь новый дворцовый переворот и восшествие на престол Екатерины II предотвратили военные действия России против бывших союзников — Австрии и Швеции.

Георг Гаспар фон Преннер (Kaspar Georg von Prenner) Портрет Императрицы Елизаветы Петровны. 1754 г.
25a63a01b5dc (464x600, 85Kb)
Вигилиус Эриксен (Vigilius Eriksen) Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
accb409aee77 (476x600, 81Kb)
Шарль ван Лоо (Charles van Loo) Yelizaveta Petrovna, Empress and Autocrat of all the Russias.
618e6f6b7fc0 (481x600, 54Kb)
Елизавета Петровна в разные года
елиз (583x700, 120Kb)
ел (700x525, 40Kb)
елиза (533x700, 252Kb)

Оцените статью
ActualBeauty