Примус был королем советских коммунальных кухонь до конца 1950-х годов. Некоторое время он существовал наряду с керогазом, который поначалу казался гораздо более продвинутым устройством, пусть и не очень далеко идущим, но все же шагом вперед.
Статья по эксплуатации и ремонту примуса «Шмель-2.» (Дастан)
Под давлением воздуха, создаваемым перед зажиганием воздушно-поршневым насосом и затем поддерживаемым нагревом (также требующим периодической «подкачки»), оно поступает в трубчатую секцию горелки B, где предварительно нагревается; затем в трубке D оно испаряется, пары топлива выходят через сопло E. Затем пары топлива смешиваются с воздухом и сжигаются в горелке C. Для того чтобы топливо испарялось должным образом, горелка должна поддерживаться при высокой температуре, поэтому перед использованием ее необходимо предварительно нагреть. В некоторых горелках для этой цели вокруг горелки имеется специальный поддон, в котором при розжиге сгорает либо расплавленное топливо, либо несколько кусочков сухого топлива.
Бытовые эжекторы обычно работают на парафине. Примусы для туристов (автомобилистов) — обычно на бензинеК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)источник не указан 2045 дней
Описание принципа действия
И домашний, и гастрольный примус работают по принципу горелки. Жидкое топливо в баке аппарата подается в трубку горелки за счет создаваемого давления. Здесь бензин или парафин нагревается и, испаряясь, вытекает через отверстие сопла. Для бесперебойной работы процесса встроенный поршневой насос должен поддерживать давление в резервуаре на постоянном уровне.
Перед розжигом металл горелки должен быть нагрет. Это можно сделать либо добавив немного парафина, либо сжечь сверху несколько кусочков сухого спирта.
Пары топлива смешиваются с воздухом и сгорают в горелке, нагревая воду или пищу, расположенную над ней. Среднее время работы прибора составляет около 50 минут. Это позволяет вскипятить чайник или приготовить простое горячее блюдо (например, суп или кашу).
Устройство
Примус состоит из следующих частей:
- топливный бак с заливным люком и винтом сброса избыточного давления
- воздушный насос с поршнем
- горелка(и)
- очаг
Горелка primus в свою очередь состоит из
- сопло с регулирующим механизмом
- 乳首
- выхлопная камера
- カップ
- отражатель
- съемная горелка
- сифонная трубка
Изобретен в 1892 году Францем Вильгельмом Линдквистом, который позже основал компанию Primus AB. Популярен среди туристов. Широко производится с 1922 года на первом государственном медно-обогатительном комбинате (ныне ЗАО «Кольчуг-Мизар»), расположенном в г. Кольчугино Владимирской области.
Примус — прибор из прошлого
Ранее примус активно использовался в походных и бытовых целях. С его помощью можно было легко приготовить еду или вскипятить воду. Простота конструкции позволяла использовать устройство практически в любых условиях и сжигать все виды топлива. Сегодня примусы используются гораздо реже, но, похоже, они не утратили своего значения.
Примус — это прибор, используемый для приготовления пищи в походных условиях или при отсутствии другого источника тепла. Это очень простое устройство, которое отлично справляется со своей задачей. Сегодня примусы встречаются гораздо реже, чем раньше, но они все еще широко используются в узких кругах. Охотники, туристы и рыбаки наверняка знают, что такое хороший и удобный примус.
Эти устройства доступны в различных вариантах исполнения. Они варьируются от карманных устройств до стационарных версий. Примус также известен благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором кот-бегемот постоянно «делает» этот продукт.
Как работает примус
Конструкция Primus очень проста. Во многих отношениях он очень популярен. Его простая конструкция гарантирует высокую надежность.
Primus состоит из топливного бака (1), насоса (2), клапанов (7), вентилей (3) и топливной форсунки (4).
В топливный бак (1) заливаются легковоспламеняющиеся вещества (спирт, бензол, парафин). Насос (2), находящийся в устройстве, используется для нагнетания давления в топливном баке. Этот бак соединен с топливной форсункой (4). Соединительный канал между форсункой и резервуаром закрывается клапаном (3). К трубке с насадкой крепится держатель пластины (6).
Если необходимо включить прибор, человек заполняет топливный бак primus, создает избыточное давление с помощью насоса в баке и осторожно открывает топливный клапан. Поскольку в баке создается избыточное давление, при открытии клапана топливо начинает вытекать из форсунки с постоянной скоростью. Струя топлива поджигается спичкой или источником огня. Топливо воспламеняется, и прибор можно использовать в качестве источника тепла. Последние версии primus имеют встроенный элемент давления, поэтому нет необходимости в спичке, а зажигание происходит автоматически, как только включается топливный кран.
Время работы зависит от давления в баке и емкости самого топливного бака. Поскольку интенсивность горения не очень высокая, небольшое количество топлива будет гореть примерно 20 минут. Таким образом, на 200 мл топлива можно приготовить несколько блюд за один присест и обогреть палатку.
Применение примуса
Primus имеет широкий спектр применения. Для многих категорий людей это самое необходимое устройство из всего возможного походного снаряжения.
В основном он используется в качестве источника огня туристами, пешими туристами, отдыхающими, охотниками и рыбаками. Костры используются для приготовления пищи, обогрева или в технических целях. Например, в прошлом рыбаки использовали первобытные открытые костры для плавления свинцовых грузил.
Примус согревает палатки туманным утром и помогает одежде немного высохнуть. А в темные ночи он создает приятный маленький источник света для сцены. Существует множество вариантов использования этого устройства, подаренного нам еще в прошлом веке.
В последние годы его заменили более современные версии газовых горелок на основе баллонов с пропаном. Они гораздо гибче и дешевле. Такие баллоны можно использовать с газовым резаком и небольшой газовой горелкой, даже с небольшими газовыми обогревателями.
Действительно — удобнее готовить на кухне. Современные завивки делают в комнате (они не будут милым общим соседом в ванной), примус — один на все случаи жизни, чтобы подобрать и носить с собой. Кроме того, в качестве бонуса, он обладает гипнотическим эффектом.
Преимущества и недостатки
Имея богатую историю использования во многих странах, примус имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества этих нагревателей включают
- Максимальная эффективность — намного выше, чем у других типов автономных обогревателей
- Компактный размер, удобство транспортировки и переноски, а также
- Низкая потребность в топливе,.
- Адаптируется к работе практически в любых условиях, и
- Возможность быстро решить проблемы с топливом — бензин или газовые баллоны можно приобрести в любой точке мира.
Существует также ряд недостатков Без опыта процесс зажигания может быть очень сложным для понимания. Бензиновые модели имеют тенденцию к засорению форсунок из-за особенностей топлива. Керосиновые варианты более надежны. В трубах горелок также могут накапливаться загрязняющие вещества в результате сгорания топлива.
Некоторые модели имеют громкий шум при сгорании. Кроме того, приматов вообще трудно отнести к экологически чистым и безопасным системам отопления.
При неправильном использовании техника может взорваться.
Разновидности
Существует множество вариантов конструкции в рамках существующих разновидностей примы.
- Парафин. Считаясь устаревшими, эти модели можно отнести к родоначальникам походной посуды. В связи с труднодоступностью высококачественного топлива парафиновые распылители в настоящее время практически устарели. Их трудно найти в продаже, но при надлежащем уходе и обслуживании модели, выпущенные десятилетия назад, могут использоваться очень успешно.
- Бензин. Гибкие устройства, способные работать в самых сложных условиях. Устройства работают при температуре до -50 градусов Цельсия. Эти устройства подходят только для внешнего использования. Следует отметить, что их нельзя устанавливать внутри палатки.
- Работает на газе. Современные модели с 5-литровыми бутылями или компактными съемными картриджами обеспечивают высокий уровень безопасности. Расход топлива значительно ниже, а заправку легко найти. Не образуется опасных продуктов сгорания и отложений, которые могут накапливаться на стенках топливных трубок. Современные туристы все чаще выбирают его для использования в кемпингах.
Сравнение парафиновых, бензиновых и газовых приборов облегчает окончательный выбор и позволяет купить современный примус для туризма и кемпинга.
Популярные модели
Современные производители выпускают широкий ассортимент кемпинговых моделей Plymouth. Среди них можно найти классические варианты как для жидкости, так и для газа с различной продолжительностью автономной работы.
Primus MFS 3288
Многотопливные горелки отличаются своей гибкостью. Модели могут работать на парафине и бензине и поддерживают подключение газовых баллонов. В конструкцию включены складные ножки. Подключение к резервуару осуществляется через гибкую металлическую трубу. Мощность 2800 Вт. Популярность этой модели подтверждена кемперами, походниками и любителями кемпинга всех уровней опыта.
Классическая модель примуса, включая саму горелку, воронку для топлива, общий ключ, запасные части (прокладки) и ручку. В качестве топлива используется низкооктановый моторный бензин. Топливный бак вмещает 120 мл — этого достаточно для 35 минут работы на максимальной мощности. Один литр воды закипает за 8 минут, этого достаточно, чтобы вскипятить чайник или приготовить суп за одну загрузку.
Отсутствие насоса облегчает и упрощает работу этого праймера для жидкого топлива. Для разогрева этого изделия требуется таз с сухим или жидким топливом. Создаваемое внутри давление позволяет вытеснить топливо. Попадая на горелку, он превращается в пар и быстро сгорает. Модель стоит менее 2000 рублей и имеет длительный срок службы.
«Мотор Сич ПТ-2» и «Мотор Сич ПТ-3»
Примус украинского строительства, давление в его систему подается через насос. Разница между модификациями заключается в расходе топлива — 0,25 или 0,3 литра в час при расчетной мощности 3 кВт. Примус Примус опытные туристы считают недостроенным. В большинстве случаев для замены материалов необходимо заполнить файл с купленным продуктом. Для нагрева горелки рекомендуется использовать сухое топливо.
Продукт отличается тихой работой и быстрым нагревом воды. Имеется удобный футляр для транспортировки и хранения.
«Шмель»
Примус «Шмель» выпускался с четырьмя модификациями, которые различались по объему топливного бака. Сегодня этот вид продукции производится в Казахстане и называется «Дастан». Нормальный расход топлива в день составляет около 35 мл на человека. В качестве топлива используется занятый или чистый бензин для транспортных средств. Модель оснащена насосом, используемым для создания давления.
Среди особенностей последней версии «Bumble Bee» стоит отметить важную емкость бака — 0,8 л, которой хватает на 3,5-5 часов непрерывного горения. Primus поддерживает использование посуды диаметром 210 мм. Изучив отзывы о лагерных моделях ПТ-1, Мотор Сич ПТ-2, ПТ-3 и Шмель, вы сможете принять окончательное решение по техническим характеристикам.
Некоторые модели имеют громкий шум при сгорании. Кроме того, приматов вообще трудно отнести к экологически чистым и безопасным системам отопления.
Примус долой!
‘Два прайда издавали звуки ро на кухне, а рядом с ними стояли две женщины с ложками в руках и возражали.
— «Вы должны выключить свет за туалетом», — сказала женщина, которая ела исходящую паром сковороду с едой.
— Ты в порядке», — ответил другой.
(Михаил Булгаков, «Учитель и Маргарита»)
Примус успешно распространил свое влияние на царскую Россию, просто готовя закуски и согревая озябшие руки во время революции и Гражданской войны. В 1922 году его начали производить на первых бронзовых участках Владимирской области. И вдруг его осенило — невинное устройство, найденное посреди жаркой борьбы с рабством на кухне.
Советских женщин призывали стать полноправными членами общества, устанавливать пеленки, стиральные машины и кухни. Государство обещало взять на себя задачу организации повседневной жизни, но гигантская фабрика-кухня взяла на себя задачу прокормить своих граждан.
Почему Плимут стал олицетворением прошлого, буржуазии, дикого кашля? В конце концов, на этом и был сделан акцент. Женщины собирались вокруг примуса для общей готовки, спорили, мирились, делили соль, обсуждали мужей, пили чай. Теперь он вышел боком. Ο Πρίμος γράφτηκε από συγγραφείς και ποιητές, στιγματίστηκε σαν εχθρός από αφίσες και καρικατούρες.
«Μια καπνιστή, δύσοσμη κουζίνα, ένα καπνισμένο πρίμο και μια καταραμένη γούρνα δόθηκαν στην οικογένεια ενός εργάτη από την παλιά Μόσχα», έγραψε ο Πάβελ Λοπάτιν το 1931 στο βιβλίο του «Από την παλιά στη νέα Μόσχα».
Михаилу Булгакову, вероятно, тоже не понравилось бы это устройство. Понятно, что дело было не в Primus, ведь не 600-й «Мерседес» и малиновый пиджак заставили людей так полюбить новых русских в 1990-е годы. Им нужен был символ.
Как это часто бывает, суровая реальность вскоре расставила все по своим местам. Она не смогла заставить людей отвернуться от столовой и завода, а также свела на нет горячую жажду советского общества к общей жизни. В то же время еще 20 лет не было альтернативы примусу в качестве небольшого очага на маленькой кухне.
Советские плакаты
Синим пламенем
Вернемся в Белгородскую область в 1950-е годы. История региона только началась, но первобытная монополия закончилась — ей уже угрожает керогаз. Эта установка была способна работать с парафином, но она была намного больше. В керогазе был фитиль, через который проходило топливо, но фитиль не соприкасался с пламенем. Керогазы были более сложными и за ними было сложнее ухаживать. Люди разделились на консервативные и либеральные группы. Одни хотели старый проверенный примус, другие громко восхваляли керогаз.
Исход этой битвы за сердца и умы был неожиданным: в 1960-70-х годах на рынке появился сжиженный природный газ. Нужно было принести тяжелый красный баллон с пропаном, затащить его в дом, затем подключить к «взрослой» газовой плите и забыть о нем на месяц-другой. Прекрасно! С развитием электросетей стали доступны и электрические печи. Топливные горелки у нас переместились из кухни в сарай («пусть постоит немного») и в узкую потребительскую нишу. Их сестра, парафиновая лампа, оставалась в доме дольше всех. Когда свет погас, ей было чем заняться.
Примус» я помню с детства, с начала 1960-х годов, — вспоминает ТатьянаНиколаенко из Новооскольского района. -Ранее он стоял в коридоре возле выхода. Она имела медно-золотистый цвет и была прекрасна сама по себе. Мне нравилось смотреть на голубое пламя горелок, но подходить к ним было строго запрещено. Моя мать очень боялась нашего семейного примуса. Я до сих пор помню сильный запах, когда мы заправляли бензобак. Потом у нас появился керогаз, мы должны были лучше заботиться о нем и чистить его. Все в нашем городе ходили вокруг, смотрели на них и сравнивали, какой лучше. К концу школы, в 69-70-м годах, у нас был газ в баллонах.
Виды парафиновых ламп/фото: pixabay.com
У палатки
Однако праймы выжили. Их продолжают производить и покупать те же самые путешественники и туристы. В последние годы примусы заменили газовые и многотопливные горелки в походах и экспедициях, но есть ситуации, когда они более мощные.
‘Primus предпочтительнее на севере, потому что при низких температурах давление газа в баллоне снижается. Primus — лучший выбор по соотношению цена/качество. Такая же мультигазовая горелка стоит в разы дороже; для больших групп достаточно полного баллона Primus объемом 0,8 л. Таким образом, если устройство может видеть его в высоком качестве, оно прослужит дольше! -уверенно говорит путешественник Дмитрий Абрамов.
Были выпущены советские модели Primus, такие как «Record», «Bumblebee». , ‘Bumblebee’ и некоторые другие. ЗШВ называли «Змей Горыныч», потому что у него три горелки выходили из одного бака. Большинство советских прототипов Primus были иностранными моделями.
Любители ретро и сегодня могут купить советский примус в интернете: в зависимости от модели и сохранности за него просят от тысячи до пяти с хвостиком.
Многие из них находятся в хорошем состоянии — хорошо сделаны — и для них десятилетия — это не возраст.
После очистки и заправки Primus готовы к использованию, как и во времена их бабушек.
В результате руки приходилось мыть после каждого пополнения запасов и перед тем, как прикоснуться к еде. На общей кухне, используя ледяную воду и наступательное мыло. Тщательно и надолго.
Примус туристический. Эволюция горелки для похода с советских времен и до наших дней
Туристическая горелка — полезное изобретение, которое значительно облегчает жизнь туристам. Его «прародителем» является обычный дом primus, построенный в Швеции Францем Линдквистом в 1892 году. Позже изобретатель стал основателем одноименной группы, а термин «примус» стал обозначать целую категорию компактной, бесфитильной посуды для приготовления пищи на парафине или другом топливе.
Популярные в России с 1920-х годов, к середине века они постепенно заменили газовые и электрические плиты и были взяты на вооружение туристами. Была представлена специальная модель под названием Camp Primus.
Большинство туристов оценили преимущества приготовления пищи в лагере, но все еще есть те, кто предпочитает готовить на костре.
Я надеюсь, что аргументы, которые я приведу ниже, убедят вас в необходимости кемпингового плимута. Ведь это не только удобно и экономит время, но и защищает окружающую среду.
Горелка туристическая: преимущества
- Лагерные костры в два раза сократили время, необходимое для приготовления завтрака, обеда и ужина. Для разведения костров требуется сбор дров и хвороста, что особенно осложняется плохой погодой, отсутствием сухостоя (из-за большого количества отдыхающих или молодого возраста леса).
- В походах в безлесных районах (например, в горах и тундре) огонь — единственный способ получить горячую пищу.
- Кемпинговый примус также полезен, когда маршрут проходит через природные парки, национальные парки и другие территории, где запрещено разводить костры.
- Новые пожары могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Например, в тундре им требуются сотни лет для роста, а в центральных районах — два-три года. Огонь полезен для природы.
- Огонь отличается от костра не только своим теплом и огнем, но и сильным запахом копоти и дыма, пронизывающим все вокруг. Чем дольше срок пребывания в лагере, тем сильнее зловоние. Это особенно неприятно, когда вы возвращаетесь из похода на поезде или автобусе.
В советское время существовало несколько типов лагерных горелок, с каждым из которых нужно было разбираться.
- Тип насоса (давление в топливном баке повышается вместе с насосом); и
- безнасосный тип (давление повышается при нагревании), и
- Инфракрасный.
Походные горелки насосного типа представлены всем семейством ‘Bumblebee’: номера от 1 до 4.
‘Шмель-1, копия австрийского Phoebus 625. Один из первых советских первичных походных автомобилей, он отличался надежностью, но был очень громоздким.
Bumblebee-2 — это самая маленькая копия воздушного щита из когда-либо установленных. Дальнейшие усовершенствования конструкции советскими инженерами не пошли на пользу «Шмелю».
Bumblebee-3″, пара Bumblebee-2 с двумя горелками под большим овальным инертным котелком, не прижилась в туристической торговле из-за своих размеров и веса.
Bumblebee-4″ отличался от всех своих предшественников современным дизайном, но не был популярен среди туристов из-за проблем с поставками топлива. Шаровой клапан, регулирующий подачу топлива, который ранее был игольчатым, продолжал прилипать к форсунке.
Чтобы зажечь эти походные плимуты, необходимо было накачать давление насосом (около 20 «ударов») и поместить сухое топливо (сухой спирт) на специальную нагревательную пластину под головкой плимута. Он горит в течение одной минуты, прогревая топливную систему. На последнем пламени топливный клапан должен плавно открываться при подключенном ключе. Очищенный от сажи, предварительно нагретый примус начинает свою работу и издает звук, похожий на одноименное насекомое.
Современные виды походной горелки
С приходом рыночной экономики в России появились современные модели различных лагерных горелок от крупных западных производителей, а затем и от их азиатских конкурентов. В отличие от советских примитивов, иностранные ноу-хау работают как с бензином, так и с другими видами топлива.
-
(работают от газового баллона);
- Жидкотопливные горелки (работают на бензине, парафине и дизельном топливе); и
- многотопливные горелки (работающие как на газе, так и на жидком топливе).
Среди ведущих производителей — шведская компания Primus, корейская компания Kovea, французская компания ADG, американская компания MSR и многие другие, в том числе китайские.
Помимо эргономичного и простого в использовании дизайна, они также характеризуются небольшим весом, от 77 г до 1 200 г, и широким ценовым диапазоном от 500 до 10 000 рублей.
Подводя итог, можно сказать, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный кемпинговый плимут, какой брали в походы наши мамы и папы (даже бабушки и дедушки), либо современный дизайн горелки для походов. Но какую бы горелку вы ни выбрали, это гораздо лучше, чем вообще отсутствие горелки.
В основном он используется в качестве источника огня туристами, пешими туристами, отдыхающими, охотниками и рыбаками. Костры используются для приготовления пищи, обогрева или в технических целях. Например, в прошлом рыбаки использовали первобытные открытые костры для плавления свинцовых грузил.
Примус и Даниил Гранин
Primus также высоко оценил Даниил Гранин. Почти два поколения — так же, как они помогали нашим мамам, с утра до позднего вечера варили, разогревали и готовили надежные простые блюда — борщ, суп, чай, лапшу, жареные яйца и жареную картошку. Пламя годами полыхало во всех городах и селах, в студенческих и рабочих общежитиях, на стройках…
Мы выбросили PRIMUS и не хотим признавать их ценность. Возможно, это связано с тем, что примус в нашей памяти ассоциируется с перенаселенным и бурным совместным жильем, драками на кухне, бедностью… Все это правда, но насколько Плимут виновен? Конечно, судя по текущим данным, это было довольно хлопотно. Денатурированный спирт нужно было налить в чашку, зажечь, а затем нагреть и выкачать головку так, чтобы пары парафина образовали шумное кольцо пламени. Сосок головки был заблокирован. Очищается специальной иглой. Неисправности насоса. Голова горит».
Не было другой общей цели, которой было бы посвящено столько строк любви и ненависти.
Король советской коммунальной кухни
Примус был королем одного из видов распространенного советского блюда. Как уже отмечалось, он был изобретен относительно недавно, в 1892 году. И, конечно, только в нашей стране, которая по сути является бивуачной страной, эта система отопления использовалась в квартирах в качестве фиксации. Между тем, во всем мире его высоко ценили за мобильность. Примус ушел на службу и отправился на войну. В доме использовались более удобные предметы. Например, газовые плиты.
Но даже советские коммунальщики, которые не были дураками, использовали способность Примуса к спонтанной мобильности то тут, то там. Вот, например, отрывок из рассказа Сергея Сергеевича Заицкого «Человек без квадратов». ‘Тем временем его жена бросилась на кухню, сразу же вызвав большой переполох в комнате.
Семен Петрович, может быть, и заснул бы окончательно, так как грохот сокровищ подействовал на него гипнотически, но фраза без начала и конца разбудила его жену: «У нас сегодня гости, — сказала Анна Яковлевна.
‘Они действительно приглашены?’ с ужасом подумал Семен Петрович.
Действительно — удобнее готовить на кухне. Современные завивки делают в комнате (они не будут милым общим соседом в ванной), примус — один на все случаи жизни, чтобы подобрать и носить с собой. Кроме того, в качестве бонуса, он обладает гипнотическим эффектом.
Технология примуса
Primus работает по тому же принципу, что и пламя. Другими словами, примус сжигает не парафин (а теоретически это может сделать любое жидкое топливо, хотя примус обычно снабжается им), а его пары. С одной стороны, это делало устройство относительно безопасным, но с другой — требовало от пользователя много лишнего. Примус сначала должен был прогреться, и его нельзя было выключить в любой момент. Встречаться с ним — только когда он полностью остынет. Как говорится, мочи и шуми.
Однако примус был очень эффективен.
Кстати, название «Примус» происходит от шведской компании Primus, где началось серийное строительство. Это похоже на родовое название, такое как Xerox, где имя производителя распространяется как нарицательное на все виды продукции, включая ту, что производится на других заводах и другими компаниями.