Дизайнер не любит, когда в его труде ищут русские национальные корни. Он утверждает, что его одежда выходит за рамки «русскости». При этом он делает акцент не на декоративности, а на практичности, считая коммерческий успех более важным результатом работы. Если одежду никто не покупает, то зачем ее шить? Впрочем, иногда он создает одежду для сериалов и увлекается скандинавским Средневековьем, что порой отражается в его коллекциях. Игорь Чапурин любит удивлять — например, он создал футболки с персонажами Смешариков, но цель своей деятельности видит в другом.
Известные российские модельеры: история, факты из биографии
Долгое время российская индустрия моды находилась в зачаточном состоянии, ведь наша страна строила социализм, совершенствуя наряды рабочего и колхозницы. Мы долгое время были отрезаны от мировой моды, отголоски которой доходили до нас через журнал «Бурда Моден», и ничего не слышали о брендах и трендах. Сейчас в России появилось много интересных дизайнеров, о которых уже знают и в других странах. Некоторые стали прославленными маэстро, а кто-то еще только в самом начале пути.
Вячеслав Зайцев — самый первый среди известных русских модельеров в нашей стране, который приобрел мировую известность. Он начинал карьеру с работы художника по росписи тканей, и однажды ему доверили создание костюмов для участников московской Олимпиады в 1980 году. Через два года Вячеслав Зайцев возглавил Московский дом моды, а в 1991 году разработал новую милицейскую форму. Дизайнер успешно сотрудничает со столичными театрами и звездами эстрады, создавая сценические костюмы.
Зайцев любит использовать в одежде русскую тематику — народные орнаменты, декоративную вышивку, павловопосадские платки, русские сарафаны, кокошники и другие стилизованные детали. В платьях он отдает предпочтение женственным силуэтам, использует крупную бижутерию и шляпки. Благодаря стилю а-ля рус Вячеслав Зайцев стал узнаваемым, сейчас у него множество различных званий и наград, а на Японском фестивале моды он получил звание лучшего модельера мира.
Мальчик, все детство рисовавший одежду, вырос и получил должность главного художника при Министерстве бытового обслуживания. Именно тогда он стал представителем СССР в индустрии моды за границей. Первыми его работами была одежда для участников международных конкурсов по макияжу и парикмахерскому искусству. В 1987 году молодой модельер продемонстрировал свою первую коллекцию, и она имела огромный успех, поэтому через год он открыл собственную фирму Vali-Мода. Валентин Юдашкин стал первым русским модельером-мужчиной, которого пригласили во Францию для сотрудничества и чей талант признали.
Дизайнер выпускает не только одежду для подиума и сцены, но и повседневные платья и костюмы. Под брендом Юдашкина выпускаются также украшения и аксессуары.
В 2015 году весенне-летняя коллекция модельера произвела фурор в Париже. Легкие и воздушные платья пастельных тонов были украшены аппликациями из цветочных бутонов и страз. В 2016 году появились духи Faberlic by Valentin Yudashkin Gold, утонченные, нежные и изысканные, как и одежда этого непревзойденного русского модельера.
Среди русских модельеров-женщин особое место в мировой индустрии моды занимает Алена Ахмадуллина. Свой собственный бренд Alena Akhmadullina девушка решила создать после окончания Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Впрочем, для этого у нее были веские причины, поскольку в период учебы Алена выигрывала все университетские конкурсы, а в 2001 году была замечена на конкурсе «Платье года».
В 2005 году на Неделе моды в Париже девушка представила коллекцию одежды по мотивам сказки «Муха-Цокотуха». Кроме того, она создавала костюмы для многих фильмов, а в 2008 году разработала олимпийскую форму сборной России.
Алена Ахмадуллина закупает материал и аксессуары для своих коллекций на европейских аукционах. В ее одежде сочетается женственность и некоторая дерзость. Она дополняет изящные платья объемными элементами 3D, и это новшество пришлось по душе искушенной в моде публике. У Алены одеваются многие звезды, по мнению журнала Elle, она является одним из лучших русских модельеров, ведь ее одежда продается в самых знаменитых бутиках мира.
Маша Цигаль, родившаяся в семье скульпторов и художников, увлеклась модой и нашла свой стиль в эпатаже. Ее первым фешен-шедевром стали головные уборы из виниловых пластинок, а на Ассамблее неукрощенной моды в Риге сам Пако Рабан вручил девушке награду за оригинальность. Чуть позже Маша поняла, что одежда должна быть более практичной, чтобы в ней можно было ходить каждый день, а не только во время модных показов или съемок видеоклипов. После учебы в Лондоне и участия в London Fashion Week у Цигаль начался новый этап. Она стала создавать корсеты на шнуровке, оригинальное нижнее белье, спортивные костюмы с ушками, детскую одежду по мотивам «Алисы в Зазеркалье» и валенки со стразами. Многие звезды отечественного шоу-бизнеса одеваются в бутике Masha Tsigal. Им нравится легкий, яркий и солнечный стиль одежды Маши, поднимающий настроение и жизненный тонус.
Список русских модельеров будет неполным без Игоря Чапурина. Его родители занимались производством трикотажа, поэтому он пошел по их стопам и поступил в Витебский технологический институт. После получения диплома начинающий кутюрье победил на конкурсе молодых талантов в Париже и получил приглашение на работу от компании MaxMara. Удивительно, но Игорь отказался от заманчивого предложения и вернулся в Россию. Он создавал коллекции роскошных платьев для участниц конкурсов красоты, принимал участие в фешен-показах и упорным трудом зарабатывал себе имя, создав собственный бренд CHAPURIN.
Дизайнер не любит, когда в его труде ищут русские национальные корни. Он утверждает, что его одежда выходит за рамки «русскости». При этом он делает акцент не на декоративности, а на практичности, считая коммерческий успех более важным результатом работы. Если одежду никто не покупает, то зачем ее шить? Впрочем, иногда он создает одежду для сериалов и увлекается скандинавским Средневековьем, что порой отражается в его коллекциях. Игорь Чапурин любит удивлять — например, он создал футболки с персонажами Смешариков, но цель своей деятельности видит в другом.
«Мы создаем актуальные вещи, которые приятно носить. Вещи, которые делают человека лучше, визуально совершеннее. Подчеркнуть красоту человека и помочь в коммуникации личности с окружающим миром — вот задача моего дизайна».
Андрей Шаров начинал как художник по костюмам и сценограф театра Романа Виктюка, но с 1992 года мир узнал его в новом амплуа — как дизайнера и автора эксклюзивных нарядов. Модные показы в европейских столицах принесли ему славу из-за способности поражать публику неординарностью и отсутствием штампов. Шаров любит платья с пышными юбками ярких оттенков, которые сочетает с длинноносой обувью. Нередко он обращается к этнической одежде в русских традициях, используя для создания образов бересту, павлодарские платки, кружево, самоцветы и деревянные очки. Ему не чужды мотивы животного мира, поэтому в его коллекциях можно встретить мех монгольской ламы, шкуру пони и кожу страуса. Стильно выглядит одежда в маскарадном стиле — с театральным эпатажем и масками, золотыми и серебряными украшениями. Каждая коллекция этого знаменитого русского модельера — это вызов традициям и преклонение перед истинной красотой.
Александр Терехов в списке русских модельеров-мужчин занимает одно из ведущих мест — не случайно его часто приглашают на модные показы в Нью-Йорк. Он создает стильную одежду, которую особенно ценят представители творческой богемы и золотой молодежи.
В детстве Александр шил одежду куклам, а потом обшивал всю семью. Во время учебы в московском Институте моды и дизайна он создал интересную коллекцию одежды «Сумерки», которая заняла второе место на Всероссийском конкурсе «Русский силуэт». Это дало возможность юному дарованию пройти стажировку в Париже в модном доме Yves Saint Laurent. Дизайнера часто приглашают в шоу-бизнес для создания сценических образов знаменитостей, при этом у него есть свой бутик, где продается одежда собственного бренда Terexov.
Главным козырем модельера являются женственные и необычайно красивые платья, которые покупают Селин Дион и Анджелина Джоли. В этой одежде нет излишней декоративности и эпатажа, ее отличают лаконичный крой и элегантность. Как сказала Екатерина Одинцова, главный редактор журнала Shopping Guid, Александр Терехов творит «для ярких женщин, которым не нужен излишний декор, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность».
В 2013 году молодой кутюрье принял участие в модном показе в парижском Диснейленде, где он представил нежно-голубое длинное платье для Золушки со шлейфом и сумочку в виде часов с движущимися стрелками. Это было очень эффектно!
Кажется, что русский модельер Гоша Рубчинский как будто живет в прошлом. В его коллекциях — футболки с российскими флагами и олимпийки в советском стиле с патриотичными лозунгами. И такая одежда пользуется огромной популярностью. Слава обрушилась на будущего дизайнера внезапно, когда Гоша придумал свою первую серию одежды со странной эмблемой — двуглавым орлом с автоматами и разъяренным медведем. На него посыпалось столько заказов, что справиться в одиночку было невозможно, поэтому Гоше пришлось открыть собственный магазин модной одежды. С тех пор Рубчинского называют певцом уличной моды. Он любит яркие принты, нарисованные стрелочки на одежде, кожаные пиджаки и косухи, значки, сочетания российского и китайского флагов. Ему также близки гангстерская и революционная тематика, красные футболки с надписью «Готов к труду и обороне».
Этот молодой модельер особенно популярен на Западе, а его футболки активно скупают американские рэперы. Среди российских звезд Рубчинского поддерживают Рената Литвинова и Ксения Собчак.
Анастасия Романцова выросла в семье, далекой от модной индустрии, но она переняла от своей бабушки хороший вкус и любовь к рукоделию. После получения образования в сфере маркетинга и менеджмента моды Анастасия приобрела опыт на телевидении, ведя передачи «Артефакт» и «Модный базар». И лишь потом созрела для собственного бренда A La Russe. В одежде она использует русские мотивы с упором на дворянский аристократизм и утонченность. Наряды Анастасии Романцовой можно увидеть на светских мероприятиях. Их легко узнать по дорогим антикварным тканям, безупречному крою, идеальным пропорциям, гармонии цвета и отсутствию кричащих декоративных деталей. Анастасия часто использует отрезные детали и рельефные линии, виртуозно шьет кардиганы из оренбургских платков, сочетает юбки-карандаши с шелковыми блузами. В ее коллекции можно найти винтажные платья с пышными юбками, кашемировые пальто, коктейльные платья и платья-футляры.
«Для меня главное — не мода, а стиль, — рассказывает Анастасия Романцова. — A`la Russe предлагает не просто одежду, но стиль жизни. У нас нет задачи захватить рынок, стать брендом всея Руси. Достаточно того, что к нам приходят люди и говорят, что наконец нашли то, что искали везде и не могли найти».
Модельеры СССР были мало кому известны, зато современные российские кутюрье постепенно становятся популярными на Западе. Оказывается, даже голливудские знаменитости знают о наших дизайнерах и покупают интересные вещи в русских бутиках. А это уже многое значит!
Таша Строгая не советует нырять в покупки с головой. Жизнь очень коротка, не стоит тратить ее на погоню за модой, которая меняется чуть ли не ежедневно. Лучше быть актуальной.
Никогда нельзя покупать вещи, которые не по размеру. К примеру, приобретать юбку с расчетом, что через месяц получится похудеть. Лучше любить себя сегодня такой, какая ты есть сейчас.
10 лучших молодых дизайнеров России, которых надо знать
Мы в 11-й раз провели конкурс «Новые имена в моде» и с помощью экспертов и читателей нашли 10 молодых и талантливых брендов. Встречайте, дизайнеры из Петербурга, Москвы, Краснодара и Волгограда, которые вскоре дадут фору Рафу Симонсу и Гоше Рубчинскому.
Volshebova
Выпускница СПбГУПТД Ольга Матюхина доказала — в университете ограничений в творчестве нет. Свою дипломную тотал-пинк коллекцию она посвятила мужчинам, доведя розовый до абсурда (и ряби в глазах!). «Этот цвет создан для девчонок, что делает его идеальным инструментом для выражения несправедливости стереотипных гендерных ролей», — объясняет Оля, — Я постаралась стереть грань между мужским и женским, но такую одежду решатся надеть только самые смелые».
Alkhanashvili
Луизу Алханашвили из Волгограда тоже волнует ущемление прав мужчин в моде. В свою вторую коллекцию она включила маскулинные шелковые комбинезоны, тренчи глубокого синего цвета, костюмы для светских выходов и нескучные рубашки для офиса. Теперь русским модникам не нужно вставать в очередь за дорогими костюмами от итальянских портных — авангардная и при этом комфортная одежда Alkhanashvili выглядит как на съемках стристайла Pitti Uomo.
Фэшн-карьера Ромы Уварова из Краснодара началась с выхода первых футболок с авторской вышивкой. Но позже 21-летний вундеркинд перешел к более сложным конструкциям и материалам: рентгеновским снимкам, резиновым пупсам, битому стеклу, светоотражающей фольге для окон, гобеленам с оленями и игрушечной обуви. Все это появляется на бланковой одежде в самых экстремальных формах, которые Рома демонстрирует на собственных презентациях и показах.
LIZURá
Основатели марки — Лора Лизюра и Ди Багре — русские дизайнеры с французскими корнями. Их карьера развивалась в Лондоне и Германии, а в 2017 году они обратили свое внимание на Россию. Теперь черные графичные образы (идеальные для движения против харрасмента!) продаются в шаге от набережной Невы и завоевывают внимание петербургских клиенток.
Ваня Борисовна
Дизайнер Алина Иванова только недавно окончила Университет технологий и дизайна, но уже поучаствовала в показах в Венгрии и Японии, повысила навыки в шанхайском Donghua University и сменила имя на творческий псевдоним «Ваня Борисовна». Путешествия девушки и ее опыт вылились в первую мужскую коллекцию — с элементами азиатских национальных костюмов и названием Kendo в честь искусства фехтования на бамбуковых мечах.
Martynenkov
18-летний Влад Мартыненко — один из немногих юных дизайнеров, кто делает полноценные авторские луки. Пока конкуренты заимствуют обувь у Converse или просят моделей прийти в «своем», он создает классные кожаные ботфорты, которые дополняют его пальто-коконы, юбки из виниловой кожи, гранжевые накидки и топы как из хоррор-фильмов.
Esenina
Обаяние дизайнера аксессуаров из Петербурга Алины Есениной заставляет мужчин мерить розовые шляпки, раздеваться на камеру и позировать в женских платьях. Компанию им составляет историк моды Мэган Виртанен, которая одной из первых оценила вуали, жакеты с перьями, ренессансные накидки и ободки, напоминающие арт-объекты.
404 NOT FOUND
Бренд с «ошибочным» названием 404 NOT FOUND мы открыли для себя задолго до его участия в конкурсе. Дизайнер, который как Мартин Маржела скрывает свою личность и предпочитает оставаться за кулисами творчества, окончила французский институт моды Mod Art International (представительство в Петербурге) и ориентируется на стилистику Helmut Lang и Saint Laurent. А в новой коллекции добавила в мудборд кадры из фильма «Москва слезам не верит» — такая Катя Тихомирова (в кожаном платье, деконструированном пиджаке и шубе из красного меха) нам нравится!
«Сварка»
Московский бренд «Сварка» делает, пожалуй, самую необычную уличную одежду — без бланковых вещей, широких брюк в стиле 2000-х и анораков для скейтбордистов. Даже надписи в коллекции бренда не смотрятся как упражнения в остроумии: фразы «Красна девица» и «Молодо-зелено» вписываются в общую милитари и народную концепции.
«Икона Стиля»
Московский дизайнер Дюша Васильева, победившая в онлайн-голосовании, — это Белла Потемкина, Ульяна Сергеенко и модница Екатерина II в одном лице. Рубашки с гжелью, бархатные платья с орденами, длинные пальто с кейпом и наряды с гигантским шлейфом (для королевских приемов, не иначе!) увенчаны короной, ставшей негласным символом ее марки «Икона Стиля».
Фото: Никита Шубный (лукбук Esenina), Антон Рудзат (лукбук 404 NOT FOUND), Лера Смирнова (лукбук Martynenko)
Satori — это независимый проект, который существует благодаря нашим читательницам. Мы пишем интересные статьи специально для Вас. В мире безликих СМИ Satori сохраняет собственный уникальный голос и борется за равноправие. За последние годы мы проделал длинный путь. Сегодня наш сайт читает больше девушек, чем когда-либо раньше. Но экономический кризис и пандемия коронавируса (COVID-19) привели к тому, что цена на рекламу в Интернете стремительно упала. В это сложное время независимым СМИ нужна Ваша помощь, ведь у нас нет богатых спонсоров или владельцев миллиардеров. Если Вам нравится, что мы делаем, перевидите любую сумму в ЮMoney.
FKSHM — супер успешный российский бренд, который создает солнцезащитные очки и оправы. Основанный в 2012 году дизайнером Константином Шиляевым бренд уже успел получить мировую известность. Сочетание ярких цветов с зеркальными стеклами придает моделям FKSHM киберпанковый вид. Без сомнения, очки от FKSHM могут украсить любой показ этого года.
Outlaw Moscow — это без сомнения один из главных российских стритвир брендов. Известный не только в России но за рубежом Outlaw Moscow создал себе имя яркими стритвир коллекциями. В одежде от Outlaw Moscow виден узнаваемый самобытный стиль, которым стали знамениты российские дизайнеры. Недавняя коллаборация Outlaw Moscow и спортивного бренда Puma окончательно закрепила за брендом место в числе лидеров российской модной индустрии.
ARUT MSCW видит жизнь как одну нескончаемую вечеринку, выбирая в качестве примера для подражания диско-диву Донну Саммер, и соединяет сочные краски, россыпи глиттера и броские детали в праздничный коктейль под авторским названием The Discoteque Couture. Третье шоу бренда в рамках Недели моды «Мерседес-Бенц» в России — это новая порция коктейльных и вечерних платьев в блестках, пайетках и кристаллах: крошечные бюстье с акцентом на талии, переливающиеся, как голограммы, длинные комбинации на бретелях и футляры с точеным силуэтом в пышных драпировках.
Главные российские дизайнеры
На Эффи: платье, цепи, все — RomaUvarovDesign, цена по запросу, @romauvarovdesign
На Артуре: пиджак, 39 500 р.; брюки, 27 000 р., все — SERGEY SYSOEV, sergeysysoev.ru
RomaUvarovDesign — это красочный бунт против засилья минимализма, не стихающий на Mercedes-Benz Fashion Week Russia вот уже четыре сезона подряд, а этой весной и вовсе врывающийся на подиум вихрем шумной цыганской свадьбы. Основавший бренд в 2016 году Рома Уваров из Майкопа — действительно абсолютный максималист. Но это не просто юношеский пыл, а сознательный взрослый выбор. Поэтому под девизом «Гулять так гулять!» он превращает показ новой коллекции в пестрое шествие многослойных цветастых юбок, платьев в каскадах рюшей и широкоплечих мужских пиджаков, звенящих золотыми цепями и монетами.
SERGEY SYSOEV — известное имя в российской моде, но новое в расписании российской MBFW. Квалификация портного мужского костюма, конструкторское образование, курс академического рисунка и вот уже 20 лет работы в индустрии, за которые Сергей Сысоев освоил и промышленное производство, и индпошив, и розничную торговлю, — залог успеха дизайнера в своем деле. И, конечно, неуклонного роста армии его клиентов, которых он покоряет строгими костюмами безупречного кроя и романтичными платьями в акварельных этюдах — на этот раз из подсолнухов, лилий и стрекоз.
Платье, ARUT MSCW, 108 000 р., @arutmscw; туфли, AGL, цена по запросу
ARUT MSCW видит жизнь как одну нескончаемую вечеринку, выбирая в качестве примера для подражания диско-диву Донну Саммер, и соединяет сочные краски, россыпи глиттера и броские детали в праздничный коктейль под авторским названием The Discoteque Couture. Третье шоу бренда в рамках Недели моды «Мерседес-Бенц» в России — это новая порция коктейльных и вечерних платьев в блестках, пайетках и кристаллах: крошечные бюстье с акцентом на талии, переливающиеся, как голограммы, длинные комбинации на бретелях и футляры с точеным силуэтом в пышных драпировках.
На Лене: платье-рубашка, 9 000 р.; юбка, 14 000 р., все — N97, @n97_norkinadaria; серьги — собственность стилиста
На Артуре: куртка, 144 200 р.; брюки, цена по запросу, все — RED SEPTEMBER, @redseptemberofficial
N97 — один из самых ярких дебютов на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Впервые заявляя о себе на подиуме, основатель бренда Дарья Норкина спешит, для начала, представиться. А так как ее личная история неразрывно связана с историей ее малой родины — Тюмени, то вместе с дизайнером зритель открывает для себя природу Сибири, листает книги о нефтедобытчиках и разглядывает снимки из экспозиции Музея нефти и газа. Именно с них на подиум перенесены составившие коллекцию бушлаты и спецовки, длинные платья и юбки, платки и шали, которые сегодня выглядят не менее актуально, чем на архивных фотографиях 1950-70-х.
RED SEPTEMBER Ольги Васюковой увидел свет еще в годы учебы дизайнера во Флоренции, где она организовывала показы cвоего бренда, пока не вернулась в Москву. Сегодня ее проект, вдохновленный промышленным и архитектурным дизайном, эпатирует публику смелыми экспериментами с материалами — кожей, денимом и нейлоном, которые автор раскрашивает, поджигает и даже закапывает в землю. В новом сезоне на повестке дня — деконструкция будничного гардероба из ярких бомберов, жилетов и пальто, которые теряют привычные детали и приобретают новое прочтение.
На Лене: топ, 20 000 р.; брюки, 15 000 р., все — Voyeurist, @voyeurist_fashion_maison
На Эффи: платье, Alena Akhmadullina, 199 900 р., бутик Alena Akhmadullina; туфли, Principe di Bologna, цена по запросу, noone.ru
На Артуре: рубашка, 48 000 р.; брюки, 32 438 р., все — ODOR, @atelierodor; лоферы, Moreschi, цена по запросу, noone.ru; серьга — собственность стилиста
Voyeurist дебютировал в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia под знаменами борьбы за осознанное потребление — отдавая предпочтение исключительно натуральным тканям и малотиражному производству. Беспроигрышный выбор для молодого дизайнера Дарии Таныгиной, начинающей свой профессиональный путь в эпоху моды на экологию. Первую подуимную коллекцию Voyeurist составили модели на тему современной классики — воздушные платья, блестящие юбки и дутые пальто, которые мы возьмем с собой в новую эру экологически чистой моды.
Alena Akhmadullina — один из самых успешных российских брендов. Основанный Аленой Ахмадуллиной в 2001 году, является постоянным участником MBFW Russia. Дизайнера по праву называют главной сказочницей российского подиума: в своих коллекциях она интерпретирует одну за другой русские народные сказки. Так, в сезоне весна-лето 2020 Алена Ахмадуллина обращается к образу Царевны Лебеди и воссоздает его в силуэтах, крое и отделке. На подиуме — расшитые бисером платья с рукавами-крыльями, пуловеры из пуха норки и кружева шантильи с декором в виде волшебных птиц и ремни с пряжками-лебедями.
ODOR основан в 2015 году дизайнером Никитой Калмыковым. Идея будущего проекта сформировалась у автора после стажировки в частном ателье в Берлине и вот уже второй сезон подряд срывает аплодисменты в Москве на подиуме Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Несмотря на то, что мода — прежде всего визуальное искусство, Калмыков в своих коллекциях обращается не только к зрительным, но и к обонятельным ощущениям (отсюда и название: Odor, в переводе с английского — «запах»). «Мой Odor пахнет обнаженным телом и дорогим одеколоном, танцполом ночного клуба, чужой постелью и кожаной сбруей», — говорит дизайнер, облачая моделей в пижамные костюмы, платья-рубашки и блузки из шитья.
На Эффи: жилет, 18 000 р.; шорты, 10 000 р., все — Julia Dalakian, @dalakian_official; туфли, Pollini, цена по запросу, noone.ru
На Лене: жакет, 15 000 р.; юбка, цена по запросу, все — INNOMINATE, @innominate.moscow; туфли, Baldinini, цена по запросу, noone.ru
Julia Dalakian — постоянный участник Недели моды «Мерседес-Бенц» в России. За плечами у основательницы бренда Юлии Далакян годы работы у Вячеслава Зайцева, учеба в Текстильном институте, показы на Неделях моды в Милане, Берлине и Брюсселе и сотрудничество с итальянским Домом моды Roberto Cavalli. Спустя 30 лет после показа своей первой коллекции в 1989-м дизайнер по-прежнему беззаветно влюблена в профессию. Еще бы: ведь она позволяет каждые полгода начинать жизнь с чистого листа, который на этот раз Юлия Далакян заполняет шелковыми пальто с красочными аппликациями, юбками с подолом из блестящей бахромы в несколько ярусов и кимоно из пайеток и сетки.
INNOMINATE по случаю дебюта на MBFW Russia впервые с 2014 года разбавил мужскую коллекцию женскими образами, но своему, по-мужски сухому и сдержанному, характеру не изменил. Российский бренд по-прежнему предлагает лаконичный универсальный гардероб на каждый день со ссылкой на практичный шведский минимализм, который учит сосредоточиваться на главном, доискиваться сути и отказываться от ненужного в пользу необходимого. А под необходимым этой весной мы понимаем жакеты на запах и рубашки свободного кроя, летние пальто и парки, брюки и шорты с накладными карманами, юбки в складку и шелковые комбинезоны.
На Лене: жакет, PIROSMANI, 40 000 р., шоурум Pirosmani Studio
На Эффи: жакет, 9 400 р.; брюки, 2 000 р., BÁKHTIN, @thebakhtin; серьги — собственность стилиста. На Артуре: пиджак, 7 800 р., BÁKHTIN, @thebakhtin
PIROSMANI — ежесезонный гость Mercedes-Benz Fashion Week Russia из Питера, где предпочитают интеллектуальный сложный крой, который тем не менее упрощает жизнь, ведь вписывается как в деловой, так и в вечерний гардероб: острые формы здесь оттеняют мягкие драпировки, податливый трикотаж спорит с грубой кожей, а гладкий шелк соседствует с шерстью. «Pirosmani, как и Петербург, — вне времени», — объясняет основатель бренда Женя Малыгина — неудивительно, что вещи из любой ее коллекции начиная с 1999 года актуальны по сей день. Аналогичное будущее предсказываем новинкам сезона: платьям-смокингам, дутым пальто и лыжным комбинезонам.
BÁKHTIN — проект Артема Бахтина, впервые заявившего о себе на российской Неделе моды «Мерседес-Бенц» в 2018 году. Креативный директор и дизайнер бренда из сезона в сезон убеждает нас, что рок-н-ролл жив, и посвящает свои коллекции легендарным бунтарям от Уорхола до Кобейна. Этой весной Бахтин глумится над школьным гардеробом: расписывает кожаные косухи алгебраическими формулами, а хлопковые блузки — рисунками с тетрадных полей, строгие пиджаки в полоску лишает то рукава, то воротника или превращает в боди, а длинные выпускные платья принтует обложками молодежных журналов из 2000-х.
- 3 сентября 2018
- 9183
- 8
СтильАнтилубок: Как дизайнеры переосмысляют моду на «русское»
- 3 сентября 2018
- 9183
- 8
Текст: Cветлана Падерина
РАССУЖДАЯ О «НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ», ЖУРНАЛИСТЫ обычно стартуют с бежавшей за границу аристократии, которая в своё время во многом вдохновила Запад русской культурой, и завершают эстетикой окраин — воспетых Гошей Рубчинским и Демной Гвасалией. Но этим список русских имён в моде далеко не исчерпывается. Сегодня мы имеем дело с новой «русской волной», у которой вполне есть шанс воссоздать локальный модный рынок.
Работа с национальной темой в России всегда брала разбег от китча до еле различимых аллюзий. Кто-то ограничивался декорированием или пересказом орнаментов — как Дарья Разумихина с метражами пёстрой тесьмы, нашитой на юбки и пальто, или Денис Симачёв, который щедро использовал в дизайне хохломские узоры. Кто-то обходился без визуальных символов, но тоже брал за основу «национальные сюжеты» — как Алёна Ахмадуллина, посвятившая несколько коллекций подряд русским сказкам. Русская тема в начале 2000-х не достигла глобального размаха: тогдашние российские дизайнеры работали с ограниченным кругом клиентов и их успех, конечно, несопоставим с «модой на Рубчинского». Не исключено, что кто-то был недостаточно точен в художественном высказывании, а кто-то из представителей русской моды просто опередил время. Нынешнее поколение, выросшее вне дефицита вещей и информации, куда больше озадачено поиском собственной идентичности, улучшением окружающей среды и осмысленным потреблением. Интерес к культурным корням органично дополняет этот список.
Претензии к «русскому дизайну» варьируются от обвинений в лубочности —будто бы это парафраз абстрактной «русскости» балетов Дягилева или «водки-матрёшки-балалайки», — до критики всё тех же Рубчинского и Гвасалии за то, что в Европе Россия представлена образами «гопников из 90-х». На этом фоне, рассказывает журналист и исследователь моды Тим Ильясов, появилось и совершенно новое прочтение «русской моды» — Jahnkoy: «Это спортшик, это гранж, это объёмы, помноженные на попытку найти более древние коды русской культуры. Это соединение современности с историческим прошлым и стало тем, что отличает моду начала 2000-х от моды конца 2010-х в контексте русского стиля. То была русскость театральная, а сейчас мы говорим о русскости концептуальной».
В последние десять лет в России возник целый пласт нового ремесленничества, причём его главными адептами стали миллениалы, то есть люди в возрасте 25–35 лет. Шитьё из лоскутков, валяние шерсти, ручное вязание, органическое окрашивание тканей, резьба по дереву, вышивка, бисероплетение, создание крафтовой бумаги и прочее — этим богаты городские маркеты и виртуальные маркетплейсы от «Ламбады» до «Ярмарки мастеров». Здесь можно найти всё — даже современные лапти.
Параллельно происходит обновление национальных брендов с историей. Например, компания «Крестецкая строчка» выпускает невероятно современные модели платьев и рубашек, оформленных тонкой и изящной крестецкой вышивкой, и параллельно производит предметы интерьера: вышитые скатерти и салфетки, которые не стыдно привезти в подарок другу-иностранцу.
«Министерство торговли и промышленности финансировало проект Rustrens, — рассказывает Тим Ильясов. — Идея была очень интересной: молодые дизайнеры со всей страны создавали новые концепции для марок народно-художественных промыслов, таких как „Гжель“, „Жостово“, Гусевской хрустальный завод, „Елецкие кружева“ и другие. Но проект, как и многие другие государственные инициативы, существующие „для отчётности“, не получил продолжения». Несмотря на это, говорит Ильясов, молодые дизайнеры посмотрели, наконец, в сторону народных промыслов: «Гжель» открыла стильный магазин-салон на Пятницкой и стала внедрять коллаборации — например, с маркой посуды Half & Half, «Жостово» тоже открыло бутик и создаёт новый дизайн и новый образ традиционных подносов.
Дизайнер Маша Андрианова, получив образование в парижской школе Atelier Chardon Savard, «вернулась к корням» и стала работать в жанре этноминимализма — она использует силуэты, вдохновлённые старинной одеждой, но избегает цвета и декора: «„Вдохновение Русью“ пришло ко мне внезапно. Я думаю, это порыв найти себя и свои корни. В поисках идей хожу по музеям, но, к сожалению, экспонатов не так уж много. В книгах можно получить больше информации. Есть много старых фотографий — на фотографиях живут люди, в музеях нет. А меня вдохновляет не только сам костюм, но и люди, жизнь в деревне, природа. Ещё я коллекционирую старые домотканые и вышитые рубахи, которые мне дают много информации и по крою, и по ручным стежкам. Причём крой у меня остаётся современным, даже если я использую детали из народного костюма».
Коллегой, близким по духу, Маша называет дизайнера Юханна Никадимуса. Молодой человек увлечён воссозданием старинных головных уборов: свои изделия он предпочитает называть «репликами», подчёркивая, что для их изготовления используются аутентичные материалы и оригинальные технологии. А схемы построения венцов и кокошников Юханн «разгадывает», изучая фотографии и музейные образцы. Великолепные, кропотливо и со вкусом исполненные работы Никадимуса недёшевы — от 2500 долларов — и имеют статус скорее арт-объектов для коллекционирования, выставок или оформления интерьера. Но художник предлагает использовать их и в жизни — например, для свадебных церемоний, он мечтает вернуть кокошники в обиход.
Молодые художники нередко берут русскую тему за отправную точку, как общее настроение. Елена Губина под собственной маркой «Белое море» разрабатывает принты для одежды и домашнего текстиля. «В каждом принте я пытаюсь отобразить красоту северной природы. Прибрежные водоросли возле соснового леса или старые сказки с горами-великанами и храбрыми маленькими человечками. Большое влияние на мои рисунки оказал карело-финский поэтический эпос „Калевала“. Мне, родившейся на Севере, вообще близка связь природы и мифологических персонажей. Наши покупатели тоже часто связаны с Севером: кто-то раньше жил там, кому-то просто интересна эта культура. Этим летом мы стали сотрудничать с двумя питерскими марками: „Лё“ — это простые платья из натуральных тканей и Gosha Orekhov Bags — эргономичные сумки и рюкзаки. Лаконичные формы вещей лучше всего гармонируют с принтами, рассказывающими собственную историю».
«Когда говорят об „одежде в русском стиле“, в голове возникают механически вышитые орнаменты „под старину“ на новых тканях, ощущение какого-то обмана. Или изделия из бересты со следами клея, — продолжает Елена. — Но мне кажется, что сегодня многие дизайнеры стали более ответственно относиться к традициям. К примеру, Fy:r — московская марка одежды, вдохновлённая Русским Севером. Очень интересное сочетание старинного кроя и современности».
К слову, дизайнер Fy:r, выпускница Британки Светлана Сальникова поначалу вдохновлялась скандинавским минимализмом, но позже переключилась на родную северную эстетику, романтику старинных русских городов и элементы национальных костюмов, при этом сохранив спокойный лаконичный дизайн — действительно, отличный пример этники в повседневной городской одежде.
Есть ли интерес к «русской эстетике» со стороны рядовых покупателей? «Мои клиенты — самые разнообразные люди, но с открытым взглядом на мир, — делится впечатлениями Маша Андрианова. — Это люди, которые понимают, что русская культура богатая и самобытная. Да, большинство людей ещё боятся отличаться, пытаются одеваться „как все“. Но желание показать себя через одежду, через русскую одежду, уже есть. Приходится ли мне переубеждать кого-то в том, что традиционная русская одежда далека от стереотипов, от лубка и китча? Нет. С этим я, к счастью, не сталкивалась. Люди умеют отличить надуманное от настоящего».
Похоже, новая мода на «национальное» — не навязанный ура-патриотизм и не бессмысленный оттиск фольклорного узора, а неожиданно чуткий и вдумчивый интерес к истории и культуре. И это многообещающий тренд.
Фотографии: Fy:r, Denis Simachev, Alena Akhmadullina, Gosha Rubchinskiy for Altamont, Jahnkoy, Masha Andrianova
Источники
- https://www.jvlife.ru/articles/1362-izvestnye-rossiyskie-modeliery-istoriya-fakty-iz-biografii
- https://homyrouz.ru/raznoe-2/samye-izvestnye-modelery-rossii-top-20-rossijskie-dizajnery-2018.html
- https://the-satori.net/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0/10-%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D1%85-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE/
- https://instyle.ru/moda/reviews/moda-v-rossii-12-rossiyskikh-dizaynerov-kotorykh-nuzhno-znat/
- https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/237789-mother-russia