Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра

Съёмка для начинающих подробные уроки для начинающих, любителей и продвинутых фотолюбителей — Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра

Нужны ли защитные светофильтры? 10 советов по выбору и использованию фильтра

С защитными светофильтрами сталкивался, пожалуй, каждый фотограф. Их часто советуют при покупке камеры или объектива. Но когда они действительно нужны? Как ими правильно пользоваться?

Что такое защитный светофильтр, и чем он отличается от ультрафиолетового?

Из названия понятно, что такие светофильтры должны защищать переднюю линзу объектива от повреждений. Сегодня под защитными светофильтрами понимается два класса фильтров: защитные и ультрафиолетовые. Простые защитные могут маркироваться Protect, Clear, Neutral и другими вариациями, тогда как ультрафиолетовые имеют чёткое обозначение UV.

Защитный фильтр Nikon NC (Neutral Clear)

Защитный фильтр Nikon NC (Neutral Clear)

Во времена фотоплёнки защитные и UV-светофильтры были разными инструментами. Но сейчас ситуация изменилась. В чём разница между защитным и ультрафиолетовым светофильтром? Защитный не оказывает никакого влияния на свет, проходящий сквозь него, в том числе не задерживает лучи ультрафиолетового спектра, тогда как UV-фильтр лучи с такими длинами волн блокирует. При съёмке на плёнку блокировка UV-лучей была крайне важна: фотоматериал был чувствителен к ультрафиолету, из-за чего кадры, сделанные в солнечный день, часто теряли контраст, уходили в голубые тона.

Фото без UV-фильтра

Фото с UV-фильтром. Никакого видимого эффекта фильтр не оказал, но появился блик.

Фото с UV-фильтром. Никакого видимого эффекта фильтр не оказал, но появился блик.

Ещё пример кадра без фильтра и с ним. Как видим, снимки одинаковые.

Ещё пример кадра без фильтра и с ним. Как видим, снимки одинаковые.

Определить, где использован UV-фильтр, можно по блику от фонаря.

Определить, где использован UV-фильтр, можно по блику от фонаря.

На матрице цифровой камеры уже есть ультрафиолетовый фильтр, поэтому какого-то видимого эффекта дополнительный UV-фильтр не оказывает, его функции тоже сводятся к защите передней линзы от повреждений.

Чтобы добиться хорошего контраста и избавиться от дымки, фильтры не нужны. Достаточно снимать при подходящем освещении, в режимное время.

Чтобы добиться хорошего контраста и избавиться от дымки, фильтры не нужны. Достаточно снимать при подходящем освещении, в режимное время.

Контраст, насыщенность цветов и объём изображения будут зависеть не от волшебных светофильтров, а от освещения. В поиске подходящего света и заключается работа фотографа.

При выборе защитного светофильтра обращайте внимание на фильтры с маркировкой UV, у которых в характеристиках указано, какие длины волн они блокируют.

Если вы хотите не просто защитить объектив, но и получить эффекты (скажем, увеличить контраст или убрать дымку при съёмке пейзажа), возьмите поляризационные фильтры, которые во многих сюжетах позволяют улучшить снимки.

Негативные эффекты от использования защитного фильтра

Любое стекло, установленное на объектив, становится частью его оптической схемы. Даже самый лучший защитный фильтр будет негативно влиять на качество снимков из-за дополнительных бликов, переотражений, потери детализации.

Блик в кадре, вызванный защитным светофильтром

Блик в кадре, вызванный защитным светофильтром

Часто фотографы снимают с жёстким боковым или контровым светом (например, рассветные, закатные сюжеты). В этот момент любой светофильтр ощутимо ловит блики. Чтобы раскрыть весь потенциал вашей техники, дать нормально работать мощному антибликовому покрытию современных объективов, стоит снимать без защитных или UV-фильтров.

Часто защитные фильтры дают блики при вечерних и ночных съёмках, когда в кадре много ярких городских огней. Этот кадр снят без фильтра на современный объектив NIKKOR Z 14-30mm F/4 S с мощным антибликовым покрытием на линзах, поэтому бликов нет.

Часто защитные фильтры дают блики при вечерних и ночных съёмках, когда в кадре много ярких городских огней. Этот кадр снят без фильтра на современный объектив NIKKOR Z 14-30mm F/4 S с мощным антибликовым покрытием на линзах, поэтому бликов нет.

Постоянное ношение защитного светофильтра на объективе — ошибка?

Иногда фотографы, купив защитный фильтр, сразу ставят его на объектив и не снимают. Это ошибка. Во-первых, качество снимков снижается: резкость падает, появляется много бликов. Во-вторых, иногда надолго установленный светофильтр просто «прикипает» к оправе объектива, и решить такой вопрос можно только в сервисе.

Сама по себе передняя линза современных объективов не такая уж и нежная. Часто производители наносят на неё защитные составы. В современных объективах Nikon используются покрытия ARNEO и нанокристаллическое покрытие Nano Crystal Coat: они помогают избежать бликов и появления хроматических аберраций. Кроме того, на объективы наносится прочное защитное фтористое покрытие.

Яркое солнце и контрастный сюжет часто приводят к появлению на фото множества бликов, особенно если объектив используется с защитным фильтром. На этом снимке бликов практически нет из-за мощного антибликового покрытия объектива NIKKOR Z 14-30mm F/4 S. Съёмка велась без защитного светофильтра.

Яркое солнце и контрастный сюжет часто приводят к появлению на фото множества бликов, особенно если объектив используется с защитным фильтром. На этом снимке бликов практически нет из-за мощного антибликового покрытия объектива NIKKOR Z 14-30mm F/4 S. Съёмка велась без защитного светофильтра.

Благодаря ему с объективов легко скатываются брызги, убираются отпечатки пальцев. Да и чтобы оставить на линзе царапину, нужно либо сделать это специально, либо крайне небрежно относиться к технике. Если аккуратно пользоваться объективом и не носить его без крышки в дамской сумочке вперемешку с ключами, то вряд ли ему понадобится дополнительная защита.

Ещё один сюжет, который было бы невозможно правильно запечатлеть с защитным светофильтром.

Ещё один сюжет, который было бы невозможно правильно запечатлеть с защитным светофильтром.

На некоторых защитных светофильтрах (особенно в тонкой оправе) плохо держится крышка объектива. Она может открепиться от объектива прямо в фотосумке и своими жёсткими рёбрами повредить защитный фильтр. Последний, не выдержав давления крышки, может лопнуть и поцарапать переднюю линзу объектива. Это реальный, причём не единичный случай из моего опыта.

Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.

Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.

Такие аргументы приводят к простому выводу: защитный фильтр не стоит носить на объективе постоянно.

Но даже если вы хотите постоянно носить защитный светофильтр на объективе, его необходимо снимать при использовании других фильтров: поляризационных, нейтрально-серых. Во-первых, «бутерброд» из фильтров ещё сильнее снизит качество фото. Во-вторых, на широкоугольных объективах в кадр начнут попадать оправы светофильтров, формируя по краям снимка затемнение, виньетирование. Также защитный фильтр необходимо снять в случае съёмки с жёстким боковым или контровым светом, в вечернем городе, чтобы избежать бликов.

Затемнение, вызванное несколькими фильтрами, установленными один поверх другого при съёмке на широкоугольный объектив.

Затемнение, вызванное несколькими фильтрами, установленными один поверх другого при съёмке на широкоугольный объектив.

Когда необходим защитный светофильтр?

Защитный фильтр не носят на объективе постоянно. Его устанавливают тогда, когда есть реальная опасность повреждения передней линзы. К примеру, вы снимаете морской шторм или бурный водопад. В таком случае стоит использовать защитный фильтр, дабы вода (особенно солёная!) не попала на линзы объектива. «Пыльные» и «грязные» фотосъёмки (например, репортаж с соревнования внедорожников), съёмка общительных животных, которые норовят лизнуть ваш объектив — тоже поводы установить защитный фильтр.

Репортёры часто используют защитный фильтр вместо передней крышки объектива: можно положить защищённые фильтрами объективы в фотосумку без крышек, а потом быстро задействовать их в съёмке. Защитный фильтр не страшно загрязнить или поцарапать, ведь это расходник: в случае износа его просто меняют на новый.

Как выбрать защитный фильтр?

Важно определиться с экономической целесообразностью такой покупки. Нет смысла покупать дорогой светофильтр для защиты бюджетного (например, «китового») объектива. В то же время недорогой светофильтр будет сильно снижать качество изображения, и в нём тоже нет смысла.

Съёмка без защитного светофильтра во избежание появления бликов от яркого фонаря.

Съёмка без защитного светофильтра во избежание появления бликов от яркого фонаря.

Если защитный фильтр всё же необходим, определитесь с подходящим диаметром резьбы для светофильтров. Его указывают в характеристиках объектива и на обратной стороне крышки.

Диаметр резьбы под светофильтр часто указывают на самом объективе, он обозначается символом Ø. Также диаметр всегда указан на крышке объектива. В нашем случае — 67 мм. Если вы всё ещё не уверены насчёт диаметра резьбы под светофильтр вашей оптики, её всегда можно узнать в характеристиках объектива на сайте производителя.

Диаметр резьбы под светофильтр часто указывают на самом объективе, он обозначается символом Ø. Также диаметр всегда указан на крышке объектива. В нашем случае — 67 мм. Если вы всё ещё не уверены насчёт диаметра резьбы под светофильтр вашей оптики, её всегда можно узнать в характеристиках объектива на сайте производителя.

Важно, чтобы светофильтр обладал антибликовым, просветляющим покрытием. Простой кусок стекла без такого покрытия будет сильно ловить блики и снижать контраст изображения. Как правило, «просветлённые» светофильтры, имеют в своём названии маркировку MC (MultiCoated). У различных производителей могут быть фирменные обозначения: например, DHG, MRC или HMC. Самые доступные защитные фильтры делаются не из стекла, а из пластмассы, их тем более стоит избегать.

Как определить качество антибликового покрытия, а следовательно, и качество самого фильтра? Положите фильтры на однотонную поверхность (лист бумаги) так, чтобы над ними находилась яркая лампа. Если на фильтре виден блик от лампы, её отражение, значит покрытие оставляет желать лучшего. В нашем примере самое качественное покрытие оказалось у правого фильтра, а самое слабое — у среднего.

Как определить качество антибликового покрытия, а следовательно, и качество самого фильтра? Положите фильтры на однотонную поверхность (лист бумаги) так, чтобы над ними находилась яркая лампа. Если на фильтре виден блик от лампы, её отражение, значит покрытие оставляет желать лучшего. В нашем примере самое качественное покрытие оказалось у правого фильтра, а самое слабое — у среднего.

Блик от светофильтра в центре фото

Блик от светофильтра в центре фото

Если вы собираетесь использовать светофильтр на сверхширокоугольной оптике (короче 24 мм для полного кадра, короче 16 мм для камер с матрицей формата APS-C), выбирайте фильтр в тонкой оправе. Так вы застрахуете себя от затемнения по углам кадра. Минус тонкой оправы — крышка объектива на ней держится слабо.

Упомянем производителей светофильтров, у которых сложилась хорошая репутация среди фотографов. Некоторые производители фототехники выпускают фильтры под своими брендами. Так поступает, например, Nikon, Carl Zeiss. Также есть фирмы, специализирующиеся на выпуске именно светофильтров: Hoya, Marumi, B+W, Rodenstock.

Бленда — аксессуар для защиты объектива

Возникает вопрос: а так ли хорошо защищает объектив светофильтр? Переднюю линзу, возможно, да. Но в большинстве случаев при падении удар приходится не на линзы, а на корпус объектива. Самой уязвимой частью объектива при этом будет выезжающий «хобот».

Объектив NIKKOR AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с установленной блендой

Объектив NIKKOR AF-P 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR с установленной блендой

Если объектив с установленной блендой не помещается в фотосумку, её можно перевернуть. Большинство объективов позволяет это сделать.

Если объектив с установленной блендой не помещается в фотосумку, её можно перевернуть. Большинство объективов позволяет это сделать.

Как же защитить объектив, при этом не ухудшив (а в некоторых ситуациях и улучшив) качество изображения? Ко всем объективам Nikon, кроме самых доступных «китовых» моделей, производитель поставляет в комплекте бленду. Бленда — козырёк, который устанавливается на объектив и защищает его переднюю часть. Главное назначение бленды — защита от бликов. Самые неприятные «зайцы» в объектив попадают тогда, когда свет падает на линзы объектива сбоку. Бленда же закрывает их от бокового освещения.

Чем короткофокуснее объектив, тем короче у него бленда, ведь она не должна попадать в кадр. Некоторые сверхширокоугольные объективы не имеют возможности установки круглых резьбовых фильтров, но у них есть встроенная бленда. Она противостоит бликам и защищает большой передний оптический элемент объектива. Пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 G ED

Чем короткофокуснее объектив, тем короче у него бленда, ведь она не должна попадать в кадр. Некоторые сверхширокоугольные объективы не имеют возможности установки круглых резьбовых фильтров, но у них есть встроенная бленда. Она противостоит бликам и защищает большой передний оптический элемент объектива. Пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 G ED

А ещё бленда демонстрирует отличные защитные функции. Она преграждает доступ к линзе с боков. Таким образом, например, будет сложно случайно оставить на объективе отпечатки пальцев или зацепить переднюю линзу, скажем, веткой дерева. За счёт упругой конструкции бленда ещё и амортизирует удары.

Так что защитить объектив при повседневном использовании можно и без дополнительных затрат, используя комплектную бленду. Для «китового» объектива также более целесообразной покупкой станет бленда, а не светофильтр.

Даже у сравнительно доступного широкоугольника Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED имеется отличное антибликовое покрытие, и не стоит ему мешать делать своё дело, устанавливая защитные фильтры.

Даже у сравнительно доступного широкоугольника Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED имеется отличное антибликовое покрытие, и не стоит ему мешать делать своё дело, устанавливая защитные фильтры.

Подведём итоги

Защитные и UV-светофильтры не улучшают качество снимков и часто являются причиной снижения резкости, контраста, появления нежелательных бликов.

UV и защитные фильтры не оказывают никаких художественных эффектов на цифровой кадр. Если нужны эффекты, обратите внимание, например, на поляризационные фильтры. Защитные и UV-светофильтры не стоит носить на объективе постоянно, только в случае необходимости: при съёмке водопадов, фонтанов, при работе в пыли на гонках или в экстремальных путешествиях, в репортажных сюжетах.

Такие фильтры лучше снять с объектива, когда в кадре есть яркий источник света: солнце, городские фонари, люстра. Иначе велик риск получить нежелательные блики.

Перед установкой других типов фильтров снимите защитный, ведь чем больше фильтров, тем ниже качество снимка.

При выборе защитного светофильтра обращайте внимание на изделия с маркировкой UV. Светофильтр обязательно должен иметь антибликовое многослойное просветляющее покрытие. При покупке важно проверить его качество: в нём не должно появляться никаких отражений.

Самые уязвимые части объектива — задняя линза и «хобот», выезжающий при зумировании или фокусировке. Их светофильтр никак не защитит.

Нецелесообразно использовать дорогой защитный фильтр с бюджетной «китовой» оптикой. В недорогом фильтре тоже смысла нет, он портит качество картинки.

Почти ко всем объективам Nikon в комплекте поставляется бленда. Она не только защитит от бликов, но и обеспечит механическую защиту передней части объектива.

И последнее — объектив с идеально сохранившейся передней линзой, но разбитым корпусом использовать не получится. Как не получится и продать его на вторичном рынке за хорошую цену. Поэтому лучше не надеяться на защитные светофильтры, дающие ложную уверенность в защите оптики, а выработать привычку бережного, аккуратного отношения к технике. Тогда и на защитные фильтры тратиться не придётся, а линзы и корпус оптики прослужат гораздо дольше. По этой же причине нужно выбрать хорошую фотосумку или фоторюкзак для безопасной переноски техники.

Опыт подсказывает, что часто техника получает повреждения именно по дороге на съёмку, а не во время неё. В качестве дополнительной защиты объектив можно положить в комплектный чехол или просто обмотать большой салфеткой из микрофибры.

Бленда и чехол — средства защиты, которые поставляются в комплекте к большинству объективов.

Бленда и чехол — средства защиты, которые поставляются в комплекте к большинству объективов.

Используете ли вы защитный светофильтр? Были ли ситуации, когда он помог в защите объектива? Делитесь своими историями в комментариях!

Оцените статью
ActualBeauty