Как изменился балетный костюм за последние 200 лет: От пышных воланов до обтягивающих трико

Содержание

Как изменился балетный костюм за последние 200 лет: От пышных воланов до обтягивающих трико Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и

Как изменился балетный костюм за последние 200 лет: От пышных воланов до обтягивающих трико

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Помпезность барочных нарядов

Танцы. Барокко и Рококо. Менуэт / Фото: www.liveinternet.ru

Первые балетные выступления в Российской империи не были независимыми представлениями. В 18 такие номера показывали в антрактах, которые тогда называли сенья. Балет в таких промежутках называли междусенья. Они не сильно разнились с традиционными бальными танцами, а костюмы артистов походили на обычные праздничные убранства. Основным «отличием» служила чрезмерная «театральная» отделка в виде воланов, рюш и вышивки драгоценными камнями.

Женские характеры, которые иногда воплощали юноши, обличались в длинные платья с куполообразным каркасом и несколькими слоями подъюбников. Костюмы для мужских ролей представляли собой вышитые камзолы и панталоны. Обязательными элементами образа тогдашних балерин были высокие каблуки, замысловатые прически и экстравагантные головные уборы.

Все это, впрочем, сильно влияло на развитие искусства балетного танца.
Наряды под конкретные роли впервые появились в 18 столетии, когда произошло становление балета как самостоятельного явления. Хореография вышла на новый, более сложный уровень; мужские сценические костюмы стали более легкими, а женские — открытыми.

Полет мысли и тела в ампире

Соврменные пуанты / Фото: prophotos.ru/

Первая пачка и танцы на пуантах

Мария Тальони и Чарльз Мюллер, 1856 год / Фото: www.marieclaire.ru

Премьера «Сильфиды» в Италии в 1832 году ознаменовалась настоящей революцией в танцевальном костюме. Шведская балерина Мария Тариони поднималась на носочки, точно бросая вызов гравитации. Ее наряд, напоминающий летящую юбку, прибавлял общий фурор от техники самого исполнения. На той премьере Тальяни представила балетному миру сразу два «изобретения»: пуанты и пачку, задав начало новому этапу в балете.

Юбка длиной до щиколотки была стратегическим ходом Тальони, которая желала продемонстрировать свое мастерство и упорную работу на сцене.Парижская публика пришла как в восторг, так и в негодование. Многие зрители посчитали этот костюм крайне непристойным.

Из года в год пачка превращалась в более короткую, все больше обнажая ноги и демонстрируя навыки и вышкалку артисток. По прошествию пятидесяти лет подол платья стал напоминать колоколообразную пачку.
Со временем также исчезли рукава, и увеличился вырез декольте.

До 1870-х годов пачки трансформировались в блиноподобные «классические пачки», облегчив артистам движения и маневренность в танце.
Наиболее известные модели также представлены жесткой юбкой на каркасе из обруча из проволочной сетки. Это позволяет пачке сохранять форму и обеспечивает надлежащую устойчивость.

Современные наряды балетного искусства

Наряды современного балетного икусства отличаются смелостью и дерзостью / Фото: wdoxnovenie.ru

В начале 20 столетия балетные костюмы стали более дерзкими. Помимо традиционной пачки, балерины носили смелые фасоны одежды, такие как восточные костюмы для «Шашеразады» Николая Римского-Корсакова и этнические костюмы для постановок Игоря Стравинского.

Далее появилась тенденция к упрощению костюма с усложнением техники танца. На сценах Европы и в США в конце 20-го века артисты балета выступали в бандаже. В Советском Союзе на сцену также надевали бандажи, трико, штаны-ватоны или кюлоты, обтягивающие лишь бедра.

Сегодня художники по костюмам не привязаны к определенному стилю, но в классическом балете все еще используются традиционные наряды.

«Лебединое озеро» в Мариинском театре / Фото: www.belcanto.ru

Тип юбки обусловлен ростом артистки, особенностями ее ног. Пачка может стоять параллельно сцене, или быть надутой внизу и слегка опущенной.

Мужская партия в классическом балете исполняется в трико и колетте. Колетт иногда зашивают непосредственно на танцоре, чтобы он не расстегивался.

Мечты о стройных ножках дочурки или сына, танцующих в балете преследуют родителей. Но, не все знают, что ноги танцовщиц балета представляют собой просто-таки ужасное зрелище. Как говорят, снимаюсь в фильме ужасов без грима.

pedikjur, shellak, balerina, nogti baleriny na nogah, bolezni nog balerin, pedikjur dlja balerinyНачальные шаги

В балетные студии приводят детей возрастом от 4-х до 8-ми лет. Причем заниматься в подготовительной группе малышам положено еще лет с трех. Уже тогда детишки начинают приобщаться к высокому искусству, обучатся владеть телом и, соответственно, уродовать ноги.

С раннего младенчества ноги маленькие трудяги страдают от ежедневных изнуряющих репетиций. Их рабочая смена продолжается минимум по 7 часов, и это без минутного перерыва. При этом часов может быть и больше, все напрямую зависит от того, какую должность должен занимать будущий артист. В балете различают:

pedikjur, shellak, balerina, nogti baleriny na nogah, bolezni nog balerin, pedikjur dlja baleriny

При этом женский кордебалет является неотъемлемой частью в каждой балетной постановке. Поэтому и занятость в балете у женщин, больше, чем занятость мужчин. В некоторых случаях у балетных танцоров тренировки могут превышать и 9 часов.

По словам известной балерины Маргариты Симоновой, при посещении маникюрного салона большинство балерин просят не удалять огрубевшие мозоли. Именно эти ороговевшие места помогают защитить ноги от ранения их пуантами. Но, ранений все равно не избежать. Одна из балерин, являющаяся по совместительству фотографом, обнародовала фотографии, которые повергли в ужас всех.

Многие из тех, кто впервые увидел такой кошмар, задают себе вопрос, насколько же надо не любить себя, не ценить свое здоровье, чтобы довести себя, свои ноги до такого состояния. Но, как говорится, волка ноги кормят, и здесь исключения нет.

Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.

Про еду

черный лебедь, балерина, исповедь, гримерка

Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.

Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.

Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы.

Премьер Венгерского оперного театра помог нам разобраться в основных стереотипах мира балета

Стекло в пуантах и "балеруны". Главные мифы о балете

Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.

Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.

«Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун»

Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – «балерин». Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.

«Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом»

Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.

«Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты»

Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.

«Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру»

Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.

Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.

«Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде»

Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

«У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день»

Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.

Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам. В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.

«Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла»

Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы. Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.

Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.

Фото: ТАСС/Александра Мудрац

«Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь»

Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.

«В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал»

Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво». Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.

Оцените статью
ActualBeauty