Алена Ахмадуллина закупает материал и аксессуары для своих коллекций на европейских аукционах. В ее одежде сочетается женственность и некоторая дерзость. Она дополняет изящные платья объемными элементами 3D, и это новшество пришлось по душе искушенной в моде публике. У Алены одеваются многие звезды, по мнению журнала Elle, она является одним из лучших русских модельеров, ведь ее одежда продается в самых знаменитых бутиках мира.
Известные российские модельеры: история, факты из биографии
Долгое время российская индустрия моды находилась в зачаточном состоянии, ведь наша страна строила социализм, совершенствуя наряды рабочего и колхозницы. Мы долгое время были отрезаны от мировой моды, отголоски которой доходили до нас через журнал «Бурда Моден», и ничего не слышали о брендах и трендах. Сейчас в России появилось много интересных дизайнеров, о которых уже знают и в других странах. Некоторые стали прославленными маэстро, а кто-то еще только в самом начале пути.
Вячеслав Зайцев — самый первый среди известных русских модельеров в нашей стране, который приобрел мировую известность. Он начинал карьеру с работы художника по росписи тканей, и однажды ему доверили создание костюмов для участников московской Олимпиады в 1980 году. Через два года Вячеслав Зайцев возглавил Московский дом моды, а в 1991 году разработал новую милицейскую форму. Дизайнер успешно сотрудничает со столичными театрами и звездами эстрады, создавая сценические костюмы.
Зайцев любит использовать в одежде русскую тематику — народные орнаменты, декоративную вышивку, павловопосадские платки, русские сарафаны, кокошники и другие стилизованные детали. В платьях он отдает предпочтение женственным силуэтам, использует крупную бижутерию и шляпки. Благодаря стилю а-ля рус Вячеслав Зайцев стал узнаваемым, сейчас у него множество различных званий и наград, а на Японском фестивале моды он получил звание лучшего модельера мира.
Мальчик, все детство рисовавший одежду, вырос и получил должность главного художника при Министерстве бытового обслуживания. Именно тогда он стал представителем СССР в индустрии моды за границей. Первыми его работами была одежда для участников международных конкурсов по макияжу и парикмахерскому искусству. В 1987 году молодой модельер продемонстрировал свою первую коллекцию, и она имела огромный успех, поэтому через год он открыл собственную фирму Vali-Мода. Валентин Юдашкин стал первым русским модельером-мужчиной, которого пригласили во Францию для сотрудничества и чей талант признали.
Дизайнер выпускает не только одежду для подиума и сцены, но и повседневные платья и костюмы. Под брендом Юдашкина выпускаются также украшения и аксессуары.
В 2015 году весенне-летняя коллекция модельера произвела фурор в Париже. Легкие и воздушные платья пастельных тонов были украшены аппликациями из цветочных бутонов и страз. В 2016 году появились духи Faberlic by Valentin Yudashkin Gold, утонченные, нежные и изысканные, как и одежда этого непревзойденного русского модельера.
Среди русских модельеров-женщин особое место в мировой индустрии моды занимает Алена Ахмадуллина. Свой собственный бренд Alena Akhmadullina девушка решила создать после окончания Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна. Впрочем, для этого у нее были веские причины, поскольку в период учебы Алена выигрывала все университетские конкурсы, а в 2001 году была замечена на конкурсе «Платье года».
В 2005 году на Неделе моды в Париже девушка представила коллекцию одежды по мотивам сказки «Муха-Цокотуха». Кроме того, она создавала костюмы для многих фильмов, а в 2008 году разработала олимпийскую форму сборной России.
Алена Ахмадуллина закупает материал и аксессуары для своих коллекций на европейских аукционах. В ее одежде сочетается женственность и некоторая дерзость. Она дополняет изящные платья объемными элементами 3D, и это новшество пришлось по душе искушенной в моде публике. У Алены одеваются многие звезды, по мнению журнала Elle, она является одним из лучших русских модельеров, ведь ее одежда продается в самых знаменитых бутиках мира.
Маша Цигаль, родившаяся в семье скульпторов и художников, увлеклась модой и нашла свой стиль в эпатаже. Ее первым фешен-шедевром стали головные уборы из виниловых пластинок, а на Ассамблее неукрощенной моды в Риге сам Пако Рабан вручил девушке награду за оригинальность. Чуть позже Маша поняла, что одежда должна быть более практичной, чтобы в ней можно было ходить каждый день, а не только во время модных показов или съемок видеоклипов. После учебы в Лондоне и участия в London Fashion Week у Цигаль начался новый этап. Она стала создавать корсеты на шнуровке, оригинальное нижнее белье, спортивные костюмы с ушками, детскую одежду по мотивам «Алисы в Зазеркалье» и валенки со стразами. Многие звезды отечественного шоу-бизнеса одеваются в бутике Masha Tsigal. Им нравится легкий, яркий и солнечный стиль одежды Маши, поднимающий настроение и жизненный тонус.
Список русских модельеров будет неполным без Игоря Чапурина. Его родители занимались производством трикотажа, поэтому он пошел по их стопам и поступил в Витебский технологический институт. После получения диплома начинающий кутюрье победил на конкурсе молодых талантов в Париже и получил приглашение на работу от компании MaxMara. Удивительно, но Игорь отказался от заманчивого предложения и вернулся в Россию. Он создавал коллекции роскошных платьев для участниц конкурсов красоты, принимал участие в фешен-показах и упорным трудом зарабатывал себе имя, создав собственный бренд CHAPURIN.
Дизайнер не любит, когда в его труде ищут русские национальные корни. Он утверждает, что его одежда выходит за рамки «русскости». При этом он делает акцент не на декоративности, а на практичности, считая коммерческий успех более важным результатом работы. Если одежду никто не покупает, то зачем ее шить? Впрочем, иногда он создает одежду для сериалов и увлекается скандинавским Средневековьем, что порой отражается в его коллекциях. Игорь Чапурин любит удивлять — например, он создал футболки с персонажами Смешариков, но цель своей деятельности видит в другом.
«Мы создаем актуальные вещи, которые приятно носить. Вещи, которые делают человека лучше, визуально совершеннее. Подчеркнуть красоту человека и помочь в коммуникации личности с окружающим миром — вот задача моего дизайна».
Андрей Шаров начинал как художник по костюмам и сценограф театра Романа Виктюка, но с 1992 года мир узнал его в новом амплуа — как дизайнера и автора эксклюзивных нарядов. Модные показы в европейских столицах принесли ему славу из-за способности поражать публику неординарностью и отсутствием штампов. Шаров любит платья с пышными юбками ярких оттенков, которые сочетает с длинноносой обувью. Нередко он обращается к этнической одежде в русских традициях, используя для создания образов бересту, павлодарские платки, кружево, самоцветы и деревянные очки. Ему не чужды мотивы животного мира, поэтому в его коллекциях можно встретить мех монгольской ламы, шкуру пони и кожу страуса. Стильно выглядит одежда в маскарадном стиле — с театральным эпатажем и масками, золотыми и серебряными украшениями. Каждая коллекция этого знаменитого русского модельера — это вызов традициям и преклонение перед истинной красотой.
Александр Терехов в списке русских модельеров-мужчин занимает одно из ведущих мест — не случайно его часто приглашают на модные показы в Нью-Йорк. Он создает стильную одежду, которую особенно ценят представители творческой богемы и золотой молодежи.
В детстве Александр шил одежду куклам, а потом обшивал всю семью. Во время учебы в московском Институте моды и дизайна он создал интересную коллекцию одежды «Сумерки», которая заняла второе место на Всероссийском конкурсе «Русский силуэт». Это дало возможность юному дарованию пройти стажировку в Париже в модном доме Yves Saint Laurent. Дизайнера часто приглашают в шоу-бизнес для создания сценических образов знаменитостей, при этом у него есть свой бутик, где продается одежда собственного бренда Terexov.
Главным козырем модельера являются женственные и необычайно красивые платья, которые покупают Селин Дион и Анджелина Джоли. В этой одежде нет излишней декоративности и эпатажа, ее отличают лаконичный крой и элегантность. Как сказала Екатерина Одинцова, главный редактор журнала Shopping Guid, Александр Терехов творит «для ярких женщин, которым не нужен излишний декор, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность».
В 2013 году молодой кутюрье принял участие в модном показе в парижском Диснейленде, где он представил нежно-голубое длинное платье для Золушки со шлейфом и сумочку в виде часов с движущимися стрелками. Это было очень эффектно!
Кажется, что русский модельер Гоша Рубчинский как будто живет в прошлом. В его коллекциях — футболки с российскими флагами и олимпийки в советском стиле с патриотичными лозунгами. И такая одежда пользуется огромной популярностью. Слава обрушилась на будущего дизайнера внезапно, когда Гоша придумал свою первую серию одежды со странной эмблемой — двуглавым орлом с автоматами и разъяренным медведем. На него посыпалось столько заказов, что справиться в одиночку было невозможно, поэтому Гоше пришлось открыть собственный магазин модной одежды. С тех пор Рубчинского называют певцом уличной моды. Он любит яркие принты, нарисованные стрелочки на одежде, кожаные пиджаки и косухи, значки, сочетания российского и китайского флагов. Ему также близки гангстерская и революционная тематика, красные футболки с надписью «Готов к труду и обороне».
Этот молодой модельер особенно популярен на Западе, а его футболки активно скупают американские рэперы. Среди российских звезд Рубчинского поддерживают Рената Литвинова и Ксения Собчак.
Анастасия Романцова выросла в семье, далекой от модной индустрии, но она переняла от своей бабушки хороший вкус и любовь к рукоделию. После получения образования в сфере маркетинга и менеджмента моды Анастасия приобрела опыт на телевидении, ведя передачи «Артефакт» и «Модный базар». И лишь потом созрела для собственного бренда A La Russe. В одежде она использует русские мотивы с упором на дворянский аристократизм и утонченность. Наряды Анастасии Романцовой можно увидеть на светских мероприятиях. Их легко узнать по дорогим антикварным тканям, безупречному крою, идеальным пропорциям, гармонии цвета и отсутствию кричащих декоративных деталей. Анастасия часто использует отрезные детали и рельефные линии, виртуозно шьет кардиганы из оренбургских платков, сочетает юбки-карандаши с шелковыми блузами. В ее коллекции можно найти винтажные платья с пышными юбками, кашемировые пальто, коктейльные платья и платья-футляры.
«Для меня главное — не мода, а стиль, — рассказывает Анастасия Романцова. — A`la Russe предлагает не просто одежду, но стиль жизни. У нас нет задачи захватить рынок, стать брендом всея Руси. Достаточно того, что к нам приходят люди и говорят, что наконец нашли то, что искали везде и не могли найти».
Модельеры СССР были мало кому известны, зато современные российские кутюрье постепенно становятся популярными на Западе. Оказывается, даже голливудские знаменитости знают о наших дизайнерах и покупают интересные вещи в русских бутиках. А это уже многое значит!
А не так давно Алена Водонаева уличила модельера Киру Пластинину в том, что та крадет идеи у одного известного мирового бренда. Заявление было сделано не голословно: для сравнения были даже представлены фото.
10 лучших молодых дизайнеров России, которых надо знать
Мы в 11-й раз провели конкурс «Новые имена в моде» и с помощью экспертов и читателей нашли 10 молодых и талантливых брендов. Встречайте, дизайнеры из Петербурга, Москвы, Краснодара и Волгограда, которые вскоре дадут фору Рафу Симонсу и Гоше Рубчинскому.
Volshebova
Выпускница СПбГУПТД Ольга Матюхина доказала — в университете ограничений в творчестве нет. Свою дипломную тотал-пинк коллекцию она посвятила мужчинам, доведя розовый до абсурда (и ряби в глазах!). «Этот цвет создан для девчонок, что делает его идеальным инструментом для выражения несправедливости стереотипных гендерных ролей», — объясняет Оля, — Я постаралась стереть грань между мужским и женским, но такую одежду решатся надеть только самые смелые».
Alkhanashvili
Луизу Алханашвили из Волгограда тоже волнует ущемление прав мужчин в моде. В свою вторую коллекцию она включила маскулинные шелковые комбинезоны, тренчи глубокого синего цвета, костюмы для светских выходов и нескучные рубашки для офиса. Теперь русским модникам не нужно вставать в очередь за дорогими костюмами от итальянских портных — авангардная и при этом комфортная одежда Alkhanashvili выглядит как на съемках стристайла Pitti Uomo.
Фэшн-карьера Ромы Уварова из Краснодара началась с выхода первых футболок с авторской вышивкой. Но позже 21-летний вундеркинд перешел к более сложным конструкциям и материалам: рентгеновским снимкам, резиновым пупсам, битому стеклу, светоотражающей фольге для окон, гобеленам с оленями и игрушечной обуви. Все это появляется на бланковой одежде в самых экстремальных формах, которые Рома демонстрирует на собственных презентациях и показах.
LIZURá
Основатели марки — Лора Лизюра и Ди Багре — русские дизайнеры с французскими корнями. Их карьера развивалась в Лондоне и Германии, а в 2017 году они обратили свое внимание на Россию. Теперь черные графичные образы (идеальные для движения против харрасмента!) продаются в шаге от набережной Невы и завоевывают внимание петербургских клиенток.
Ваня Борисовна
Дизайнер Алина Иванова только недавно окончила Университет технологий и дизайна, но уже поучаствовала в показах в Венгрии и Японии, повысила навыки в шанхайском Donghua University и сменила имя на творческий псевдоним «Ваня Борисовна». Путешествия девушки и ее опыт вылились в первую мужскую коллекцию — с элементами азиатских национальных костюмов и названием Kendo в честь искусства фехтования на бамбуковых мечах.
Martynenkov
18-летний Влад Мартыненко — один из немногих юных дизайнеров, кто делает полноценные авторские луки. Пока конкуренты заимствуют обувь у Converse или просят моделей прийти в «своем», он создает классные кожаные ботфорты, которые дополняют его пальто-коконы, юбки из виниловой кожи, гранжевые накидки и топы как из хоррор-фильмов.
Esenina
Обаяние дизайнера аксессуаров из Петербурга Алины Есениной заставляет мужчин мерить розовые шляпки, раздеваться на камеру и позировать в женских платьях. Компанию им составляет историк моды Мэган Виртанен, которая одной из первых оценила вуали, жакеты с перьями, ренессансные накидки и ободки, напоминающие арт-объекты.
404 NOT FOUND
Бренд с «ошибочным» названием 404 NOT FOUND мы открыли для себя задолго до его участия в конкурсе. Дизайнер, который как Мартин Маржела скрывает свою личность и предпочитает оставаться за кулисами творчества, окончила французский институт моды Mod Art International (представительство в Петербурге) и ориентируется на стилистику Helmut Lang и Saint Laurent. А в новой коллекции добавила в мудборд кадры из фильма «Москва слезам не верит» — такая Катя Тихомирова (в кожаном платье, деконструированном пиджаке и шубе из красного меха) нам нравится!
«Сварка»
Московский бренд «Сварка» делает, пожалуй, самую необычную уличную одежду — без бланковых вещей, широких брюк в стиле 2000-х и анораков для скейтбордистов. Даже надписи в коллекции бренда не смотрятся как упражнения в остроумии: фразы «Красна девица» и «Молодо-зелено» вписываются в общую милитари и народную концепции.
«Икона Стиля»
Московский дизайнер Дюша Васильева, победившая в онлайн-голосовании, — это Белла Потемкина, Ульяна Сергеенко и модница Екатерина II в одном лице. Рубашки с гжелью, бархатные платья с орденами, длинные пальто с кейпом и наряды с гигантским шлейфом (для королевских приемов, не иначе!) увенчаны короной, ставшей негласным символом ее марки «Икона Стиля».
Фото: Никита Шубный (лукбук Esenina), Антон Рудзат (лукбук 404 NOT FOUND), Лера Смирнова (лукбук Martynenko)
С 1923 по 1924 год Надежда Макарова училась в художественной студии Константина Юона, параллельно работая в мастерских современного костюма. Одной из ее заметных работ того времени был костюм из прямого платья без рукавов и длинного жакета. На Всемирной выставке в Париже она представила два современных наряда с русским кроем и декором.
Народные мотивы и «русская тема»: Фекла Гореленкова
Мастер советского моделирования Фекла Гореленкова познакомилась с профессией рано: в 10 лет она ходила в школу-мастерскую Елизаветы Шеффер в Рязани. Позднее Шеффер переехала в Москву и поступила в мастерскую Ламановой, а заодно перевезла своих учениц.
В то время Надежда Ламанова разрабатывала новый метод конструирования одежды: она накалывала ткань прямо на человеке или манекене-дублере. Фекла Гореленкова работала закройщицей и выполняла это самое ответственное поручение — драпировала и накалывала материалы. У Ламановой Гореленкова проработала до 1928 года. После устроилась художником-модельером на швейную фабрику и в Научно-исследовательский институт меховой промышленности.
В 1934 году Фекла Гореленкова пришла в Дом моделей. У нее было свое видение и понимание европейского и русского костюма. О мастере советской моды Фекле Гореленковой в то время говорили в прессе. «Сквозь многие ее модели проходит «русская тема», но это никогда не выглядит нарочитым. Народный мотив, орнамент, линия, идущая от народного костюма, необычайно органично связана с современной формой…» — писала газета «Известия».
За свои модели художница привезла диплом с Международной парижской выставки. В 1956 году образцы женской одежды моды 1950-х, разработанные Гореленковой, опубликовали в книге «Кройка женского платья».
«Имя Александра Терехова громко прозвучало в Европе и США. Благодаря показам на неделе моды в Нью-Йорке и работе с западными PR-агентствами оно наделало много шуму, но в результате это не принесло бизнесу никакой прибыли», — так говорит о результатах работы на зарубежном рынке Александра Сухостат, сотрудник Terexov.
Denis Simachev
Самая подделываемая российская марка одежды год назад продавалась в мультибрендах по всему миру: футболку Denis Simachev можно было купить в токийском United Arrows, лос-анджелесском H. Lorenzo, миланском Frant Boutique и дубайском Harvey Nichols. Сейчас же — только в России и на Украине. Почему? PR-представитель Denis Simachev Ольга Карпова объясняет просто: «Продаваться за границей мы перестали в связи с тем, что сейчас меняем концепцию и пытаемся открывать монобрендовые магазины марки на Западе вместо того, чтобы продаваться в мультибрендах. Монобренд Денис Симачев — это предприятие намного более успешное, чем мультибрендовые бутики, в которых была представлена марка. Наша основная задача — не просто продавать одежду, а создавать целый образ жизни и предлагать его нашим покупателям». Когда стоит ждать открытия магазинов Denis Simachev за границей — пока не ясно.
А вот то, что имя Дениса Симачева знакомо профессионалам индустрии за границей, — правда. В 2007 году марка Denis Simachev представила во французском Colette три футболки из мужской коллекции осень-зима 2007-2008, которая была показана до этого в Милане: футболки с принтом «I ♥ ОПГ», с вышитым гербом СССР, а также футболку с надписью «Пацан сказал – пацан сделал». Футболки появились там в рамках выставки, которая была посвящена десятилетию Colette и прошла там же. Приобрести их можно было во время выставки. Всего для продажи в Colette было сделано 60 футболок, которые были показаны на стенде Паяма Шарифи.
В феврале 2002 состоялся первый показ за границей в рамках Парижской недели моды. В январе 2004 года в рамках Миланской недели моды была представлена коллекция осень/зима 2004-2005. Позже эта коллекция демонстрировалась в Берлине во время Premium Exhibitition. А еще позже Denis Simachev стал показываться в Милане. В январе 2005 года в рамках Недели моды в Милане марка представила мужскую коллекцию осень-зима 2005-2006, в феврале 2005 — осень-зиму 2005-2006, весну-лето 2007, осень/зиму 2007-2008, осень/зиму 2008-2009, а затем и весну-лето 2009. «Мы хотим продолжать эту историю не только в России, но и на Западе. Конечно же, первые в очереди — Милан, Лондон, Нью-Йорк, Токио», — говорят в Denis Simachev.
Футболки Denis Simachev, участвовавшие в выставке Colette
Получается, что о российских дизайнерах за рубежом что-то слышали, а продают в итоге единицы. Почему так?
Константин Гайдай, дизайнер: «Это вечный вопрос, и его русским дизайнерам, мне в том числе, задают в каждом интервью. Все просто. Во-первых, наши дизайнеры презентуют и показывают свои коллекции гораздо позже, чем должны: к тому времени не только у иностранных байеров не остается средств, не остается их даже у русских. А во-вторых, русские дизайнеры довольно часто сами не успевают по срокам. И это проблема».
Настя Сартан, байер: «Байеры всегда с настороженностью относятся к коллекциям, когда не уверены в их сроках доставки, из наших же дизайнеров только у единиц есть налаженное производство, и даже они не всегда успевают в срок. Молодой европейский дизайнер отличается по ценам от молодого российского, да еще и понимает, что таких как он — сотни, у него нет звезды на лбу. И, в конце концов, молодой иностранный дизайнер гораздо чаще отождествляет себя с окружающими, а не стоит над ними и творит, оттого и модели выходят более продаваемые. Не будем уже упоминать нецелостность коллекций, пропуск сезонов, отсутствия linesheet и т.д.».
Яна Мелкумова, представитель парижского шоу-рума N°10_Showroomvago: «Я показывала хозяину моего шоу-рума пару русских марок — Максима Шарова, Нуцу Модебадзе. Максим ему дико понравился, но его очень пугает сам факт того, что что-то надо будет вывозить из России. То есть проблемы с русскими дизайнерами — скорее практического, а не концептуального свойства, и чаще всего это банальные проблемы логистики. Отчасти из-за этого ты никогда не можешь быть уверена, что даже если одна коллекция пришла вовремя, то следующая тоже будет вовремя и хорошего качества.
Есть еще проблема того, что коллекции, как правило, не доделаны. Чтобы коллекция продавалась, она должна быть большой и полноценной. Не три идеи и по одной вещи на каждую идею, а, допустим, по три вещи на каждую идею и по три цвета на каждую вещь. То есть русские дизайнеры не доводят коллекции до конца, не выжимают из них все, что можно.
Наших дизайнеров за границей особо не знают. При этом хорошо знакомы с Викой Газинской, но до недавнего времени ее скорее знали как персонажа, как гениального стилиста, а не как дизайнера. А как дизайнера ее узнали, когда она сделала свой head piece. Она сделала вот эту шапочку, стала в ней ходить, и тут все вдруг сообразили, что она дизайнер. И, кстати, это неплохой вариант для российского дизайнера — так себя подавать: появляться на тусовках и выглядеть при этом так, чтобы тебя запомнили. Вике это несомненно удалось».
Сьюзан Ренстром, представитель нью-йоркского шоу-рума W29 Showroom: «Нам не принципиально, из какой страны дизайнер, который хочет представлять свои вещи в нашем шоу-руме. Главное, чтобы они подходили к общей концепции, а выбор силуэтов и материалов соответствовал демографии. Но что касается русских дизайнеров, к сожалению, ни я, ни мое окружение, не знает ни одного».
Евгений Тихонович, обозреватель моды журнала Elle: «Думаю, что не раскрою секрета — на Западе о наших дизайнерах знают или мало, или вообще ничего. В Париже слыхали о «Шапурине» — так однажды произнесла фамилию Чапурина одна моя французская коллега. Причем знают из-за Сюзи Менкес, которую благодаря пиару дизайнера удалось несколько раз затащить на показы. Кто-то слышал о Симачеве, кто-то о Терехове, об Ахмадуллиной знают еще, но единого системного представления о русской моде, конечно же, нет.
Славу снискала Вика Газинская — во многом с помощью международных блогеров. Правда, Вику, мне кажется, знают больше как русскую fashionista, нежели как дизайнера. Но дело сдвинулось с места — девушка недавно представила собственную витрину в парижском Colette, а это уже немало. Да и некоторые инсайдеры знают Вику именно как дизайнера. Помню одна пиарщица (по-моему из Hermes) остановила ее, когда та пыталась проникнуть на показ по чужому приглашению, и строго заявила: «Я вас знаю. Вы — русский модельер Вика Газинская». Ну, чем не слава?»
Источники
- https://www.jvlife.ru/articles/1362-izvestnye-rossiyskie-modeliery-istoriya-fakty-iz-biografii
- https://homyrouz.ru/raznoe-2/samye-izvestnye-modelery-rossii-top-20-rossijskie-dizajnery-2018.html
- https://www.culture.ru/materials/253436/sovetskie-modelery
- http://www.lookatme.ru/flow/posts/fashion-radar/99795-russkie-dizaynery-zagranitsey