Возможные осложнения после ринопластики. О чем хирург обязан предупредить пациента перед пластикой носа

По мировой статистике — около 25% пациентов не довольны результатом ринопластики. Почему так происходит и что с этим делать — подробнее в статье.

Возможные осложнения после ринопластики. О чем хирург обязан предупредить пациента перед пластикой носа

Ринопластика — прекрасная операция, которая способна значительно украсить пациента. И в последнее время желающих сделать ринопластику стало очень много. Появилось много девушек которые из красивого носа хотят сделать еще красивее «как им кажется». Но в ринопластике, как и во многих других пластических операциях, не всегда возможно с точностью предсказать результат, ведь каждый пациент индивидуален, процессы заживления и реабилитации протекают у всех по-разному. И каким бы высоким не было мастерство и опыт пластического хирурга, случаи осложнений после пластики носа у пациентов имеют место быть.

По данным статистики: у лучших мировых хирургов США, Европы, Турции — 25% всех прооперированных пациентов не довольны результатами пластики носа. Это огромная цифра, и в пластике больше не существует направления с такими проблемными показателями. Большинство этих пациентов считают, что врач сделал плохо, и другой («лучший») сможет исправить нос. Так и ко мне очень часто на консультацию приходят пациентки (иногда 1-2 в день), уже прооперированные у других пластических хирургов (топовых наших и зарубежных, иногда неизвестных), которые не довольны результатами ринопластики и просят переделать работу моих коллег.

К сожалению, в интернете очень много хорошей информации о ринопластике, но очень мало информации о проблемах и осложнениях . А осложнения случаются не редко и большая часть из них возникает не по причине ошибки врача и не зависит у кого конкретно вы делали ринопластику.
Давайте, рассмотрим наиболее распространенные примеры осложнений после ринопластики.

Что делать, если одна ноздря больше другой? Узнайте в статье клиники пластической хирургии СМ-Клиника, как исправить асимметричные ноздри.

Почему возникает несимметричная форма ноздрей

Такое проявление, которое не всегда является дефектом, может иметь врожденный характер или быть приобретенным. Врожденные нарушения появляются в результате индивидуальных особенностей строения, формирования и развития лицевых хрящей и костей. Зачастую ключевая причина кроется в том, что носовая перегородка растет быстрее наружных носовых костей. В результате происходит смещение анатомических структур, наблюдается искривление и появляются визуально заметные различия в форме и размере ноздрей. Среди последствий может быть не только нарушение симметрии, но и сложности с носовым дыханием.

Приобретенная асимметрия появляется в результате двух основных причин:

  • Операция в любом из лицевых отделов. Чаще всего речь идет о последствиях ринопластики. Это может быть как осложнение в результате ошибок хирурга, так и временное нарушение пропорций. В первом случае потребуется повторное вмешательство. Во втором — нос самостоятельно придет в норму через несколько недель или даже месяцев, когда сойдут отеки и полностью восстановятся ткани.
  • Механическая травма, повреждение, в результате которой произошло смещение хрящевых и костных структур. В первые дни после повреждения это может быть незаметно из-за отеков и гематом. Однако через время асимметрия может проявиться, а исправить ее будет гораздо сложнее, чем непосредственно после травмы.

Статья, опубликованная в журнале Анналы пластической и реконструктивной хирургии, о дисфункциях носовых клапанов и ее устранении.

Принципы функционирования клапанов

Анатомическая составляющая носового клапана определена его физиологией. Патофизиология нарушений функций носового клапана подчиняется законам физики. Внутренний носовой клапан может быть представлен физической моделью на примере жестких труб и идеальных жидкостей или газов. Согласно закону Ома для потоков, количество воздуха или жидкости, проходящих через жесткий сосуд, прямо пропорционально сопротивлению потока, следовательно, в случае увеличения сопротивления потока, будь то какое-либо патологическое изменение составляющей носового клапана (отклонение перегородки носа, коллапс крыла носа, гипертрофия нижней носовой раковины), количество воздуха в потоке снижается и тем самым происходит нарушение носового дыхания.

Еще одно важное уравнение для понимания физиологии носового клапана – уравнение Бернулли, заключающееся в том, что сумма динамического и статического давлений является постоянной (Рдин + Рстат = const). Оно объясняет, почему при уменьшении поперечного сечения сосуда скорость потока возрастает, создавая динамическое давление на пути от места с высоким статическим давлением (преддверие полости носа) к месту с меньшим размером сечения и низкого статического давления (самый узкий участок в области носового клапана). В свою очередь, следствием закона Бернулли является эффект Вентури, согласно которому происходит падение давления, когда поток жидкости или газа протекает через суженую часть трубы, где скорость потока выше. Такая разница давлений при протекании несжимаемой жидкости или газа через трубу с переменным сечением создает присасывающий эффект потока, движущегося с переменной скоростью. Такой эффект мы можем наблюдать в виде спадания латеральной стенки носа при форсированном вдохе в норме, а также при патологии носового клапана в покое, включая нарушение его резистентности за счет динамического компонента боковой стенки носа и переднего конца нижней носовой раковины.

На практике для понимания физиологии носового клапана особенно актуален закон Пуайзеля, согласно которому объем текущего воздушного потока пропорционален радиусу трубы, увеличенному в 4 раза. Закон описывает ламинарный поток в идеальных условиях, естественно, в полости носа анатомические препятствия создают турбулентные потоки, которые еще больше снижают скорость потока. Иными словами закон Пуайзеля объясняет, почему происходит уменьшение объема потока даже при незначительных сужениях в области носового клапана.

Последнее, чего хотят пациенты после ринопластики, так это разрушить или навредить результатам операции. Читайте правила восстановления после операции.

Подумайте о защитной маске

Если вы ведете активную спортивную жизнь, то в течение нескольких месяцев после ринопластики от нее, конечно, придется отказаться, а затем мудрым решением было бы ношение защитной маски для носа во время игры в футбол, баскетбол и во время других игровых и контактных видов спорта, где существует возможность повредить нос. Безусловно, авария или травма может произойти в любое время, но это не аргумент против ношения маски в условиях непосредственной угрозы для целостности носа и сохранения результатов операции.

Разумеется, необходимо надевать защитный шлем, когда вы на катаетесь на лыжах, играете в хоккей, катаетесь на мотоцикле – в общем, везде, где и так ношение шлема является обязательным или рекомендуемым. Для других видов деятельности, таких как, например, теннис, подойдет легкая маска, закрывающая нос и среднюю зону лица. Поговорите с вашим пластическим хирургом о том, где найти на заказ акриловые или другие маски для защиты носа.

Представлены результаты исследования эффективности физиотерапии после ринопластики на основе анализа динамики клинических симптомов у 374 пациентов. Основная группа — 286 (86,5%) пациентов, которым в полном объеме проводилась послеоперационная реабилитация по разработанной методике, и группа сравнения — 88 (23,5%) пациентов, которым она не выполнялась. Использовался микротоковый лимфодренаж, воздействие магнито-лазера и ультрафонофорез. При анализе полученных результатов отмечено наличие достоверных отличий между группами по параметрам уменьшения отека мягких тканей носа и лица на 10—12-е и 30—35-е сутки, а также подкожных кровоизлияний и болезненности наружного носа на 10—12-е сутки, что было более выражено в основной группе. Локальные подкожные уплотнения появлялись в обеих группах после исчезновения основной массы отека примерно на 10—12-е сутки и были более выражены в группе сравнения (р<0,05). Полученные результаты подтвердили эффективность поэтапного выполнения различных физиотерапевтических воздействий в послеоперационном периоде после ринопластики.

Пациенты и методы

Проведен анализ течения послеоперационного периода 374 пациентов, 286 женщин и 88 мужчин после ринопластики (РП), проведенной в клинике «Art plastic» за период с 2010 по 2014 г. 218 пациентам была выполнена первичная операция и 156 — повторная коррекция. Возраст пациентов составил от 18 до 58 лет (средний возраст 36±8,62 года).

В подавляющем большинстве случаев — 358 (95,7%) пациентам была выполнена закрытая ринопластика, 16 (4,3%) пациентам с дефектами рубца колумеллы после первичной операции — открытая ринопластика. У 318 (85%) пациентов по поводу сопутствующего искривления перегородки носа дополнительно выполнялась септопластика, в ряде случаев в сочетании с вазотомией нижних носовых раковин. Послеоперационный период у всех пациентов протекал без серьезных осложнений.

Ведение пациентов после операции предусматривало ряд стандартных мероприятий, которые начинались в стационаре и продолжались в домашних условиях. Они включали визиты к врачу с целью коррекции положения шины Денвера и проведение ряда физиотерапевтических воздействий: микротоковый лимфодренаж, воздействие магнито-лазера, а также фонофорез с лекарственными веществами.

Коррекция положения шины Денвера проводилась каждые 2—4 дня в течение 10—12 дней. При этом шина и пластырная повязка снимались, кожа носа очищалась антисептическим лосьоном и проводилась физиотерапия. Далее спустя 30 мин после физиотерапии вновь плотно накладывалась шина Денвера. Указанная тактика помогала сдерживать нарастающий отек мягких тканей, а также избегать расхождения носовых костей и прочих негативных моментов, влияющих на конечный эстетический результат.

После снятия шины Денвера в течение 2—3 нед с целью сохранения новой формы носа в условиях начинающегося процесса рубцевания пациентам рекомендовалась фиксация наружного носа пластырными полосками на ночь в течение 2 нед.

Микротоковый лимфодренаж или воздействие импульсных токов малой силы высокой частоты (режим лимфодренажа) проводились на аппарате Vitality («Тереза Эстетик», Россия) начиная со 2—4-х суток после операции по 3 процедуры с перерывом в 2—4 дня, как правило, на 3—4-е, 5—6-е и 8—10-е сутки. Воздействие осуществляли на область век, носа и верхней челюсти по направлению к передним ушным лимфатическим узлам (рис. 1). Выбор данного варианта воздействия практически сразу после операции был обусловлен тем, что в период максимального отека мягких тканей носа лимфодренаж способствует выведению жидкости и продуктов обмена из межклеточного пространства, а также улучшению циркуляции лимфы. При этом использовали различные вещества с противовоспалительным, аналгезирующим, противоотечным, кровоостанавливающим, регенерирующим и иммуномодулирующим действием.

Рис. 1. Микротоковый лимфодренаж наружного носа.

При появлении выраженных гематом в окологлазничной клетчатке микротоковый лимфодренаж дополняли воздействием лазерного аппарата Милта («Айр Комфорт», Россия) по 2 мин с каждой стороны мощностью 50 мВт при частоте 150 Гц неконтактно на расстоянии 2—5 мм от поверхности лица (рис. 2). Показаниями к его применению служили также наличие выраженного раздражения от пластырных полосок. Число процедур, как правило, определялось индивидуально и обычно составляло 2—3 сеанса. Данное устройство являлось комбинированным и, помимо лазерного, позволяло осуществить инфракрасное, магнитное и световое воздействие, что существенно расширяло возможности физиотерапии после ринопластики, позволяя стимулировать рост новых здоровых клеток, мобилизовать местный иммунитет, ускорить обмен веществ и оказать обезболивающее действие.

Рис. 2. Воздействие магнито-лазера на область наружного носа.

После окончания курса лимфодренажа и лазеротерапии с целью уменьшения избыточного рубцевания проводился ультрафонофорез с гидрокортизоном или ферменколом (аппарат Health Beauty NS-202, NEO, КНР) (рис. 3), 3—5 процедур 2—3 раза в неделю. У ряда пациентов с сохраняющимися или появляющимися вновь подкожными уплотнениями курс ультрафонофореза продлевали до 3 мес — 2—3 раза в неделю.

Рис. 3. Фонофорез с гидрокортизоновой мазью.

По разным причинам не все пациенты смогли выполнить предложенный алгоритм послеоперационного ведения, поэтому сформировались две группы пациентов: основная группа (ОГ) — 286 (86,5%) пациентов, которым проводилась послеоперационная реабилитация по разработанной методике, и группа сравнения (ГС) — 88 (23,5%) пациентов, которым она не выполнялась.

Оценку эффективности предложенного алгоритма ведения послеоперационного периода проводили на основе изучения клинических проявлений в послеоперационном периоде, которые оценивались исходно, через 10—15 сут и через 30—35 сут. Выраженность их определялась по 6-балльной системе: 0 — признак отсутствует, 1 — признак едва заметен, 2 — признак слабо выражен, 3 — признак умеренно выражен, 4 — признак сильно выражен, 5 — признак очень сильно выражен.

Основными клиническими симптомами считали отек мягких тканей носа, подкожные кровоизлияния, локальные подкожные уплотнения, отек лица и боль в области наружного носа.

Оцените статью
ActualBeauty