Куклы без рта и носа: как называются, откуда пришли, как сделать своими руками? Мир рукоделия меняется также быстро и непредсказуемо, как и весь остальной
Почему у народной куклы нет лица и глаз, хотя она предназначалась для охраны благополучия
Во всех культурах и странах люди использовали кукол. Где-то их шили, где-то делали из соломы, а где-то из фарфора. Одних наряжали в дорогие нарядные платья и сажали на полки, других использовали для ритуалов, третьи носили с собой или укладывали в детскую кроватку. В некоторых странах игрушки отличались чудовищной реалистичностью, в других делали символических кукол без рта и носа, которые лишь отдаленно напоминали человека.
Куклы без рта и носа: как называются, откуда пришли, как сделать своими руками? Мир рукоделия меняется также быстро и непредсказуемо, как и весь остальной
Культура кукол
Во всех культурах и странах люди использовали кукол. Где-то их шили, где-то делали из соломы, а где-то из фарфора. Одних наряжали в дорогие нарядные платья и сажали на полки, других использовали для ритуалов, третьи носили с собой или укладывали в детскую кроватку. В некоторых странах игрушки отличались чудовищной реалистичностью, в других делали символических кукол без рта и носа, которые лишь отдаленно напоминали человека.
В старину на Руси дети играли тряпичными куклами, у которых, как правило, отсутствовали лица. Почему? Неужели мастерицам было просто лень нарисовать куколке глаза, нос и рот? Нет, на то были совсем другие причины.
Виды куклы Вуду
Сосчитать все виды кукол сложно, ведь их, как и мастеров много. Все они делаются из разнообразных материалов, им дают определенный облик и разное предназначение. Но есть и несколько правил, которых стоит придерживаться. Сегодня куклы создаются для использования в популярных целях.
- привлечение успешности и удачи;
- любовная привязка;
- снятие заговоров и порчи;
- исцеление, легкое течение беременности;
- получение доминирования и силы.
Но самая популярная цель, для которой их создают по-прежнему остается месть.
Как и в былые времена, для изготовления куклы используют только натуральные материалы, которые доступны в местности. Из популярных материалов используют ветки, мох, глину, сшитую ткань. Всему этому придают форму человека и добавляют мелкие детали, которые конкретизируют на что именно будет направлена кукла. Например для притяжения изобилия кукле придают форму с большой грудью.
Какие виды кукол встречаются в мире:
- Из мха. Их часто продают как оберег. Они защищают от сглаза, порчи и болезней.
- Болотные ведьмы. Таким куклам головы делали из сушеных яблок. Они наделяют мудростью, терпением и способны исцелять.
- Любовные Вуду. Самые популярные экземпляры. Считается, что они способны притянуть любовь, вернуть любимого, пробудить сексуальное влечение.
- Куклы-метелки. Название свое получили потому, что внешне похожи на метлы из соломы. Символизируют изобилие и здоровье. Используют куклы для того, чтобы отметить неприятности от домашнего порога.
- Из костей. Здесь не стоит удивляться, так как магия Вуду предполагает использование и такого материала.
- На проклятие. Их делают с целью принести вред конкретному человеку. Здесь используется черная магия в сочетании с личными вещами жертвы, булавками и иногда кровью.
- Для их изготовления использовались разнообразные травы и их смеси. Использование такой куклы могло нести как добрый так и злой характер.
А сейчас ознакомимся с несколькими обрядами. Но для начала несколько рекомендаций по изготовлению.
Для самой простой куклы можно использовать две ветки, которые перевязываем грубой нитью в виде креста. Для основы лучше брать не сухие ветки, но и свежие тоже не подойдут. После этого придают человеческий вид с помощью ткани или соломы, о том, как это сделать разберемся ниже.
Но при изготовлении учтите несколько нюансов:
- Желательно знать, где у человека на теле есть родимые пятна. Их важно отметить с помощью бусин или бобов.
- Отмечать на кукле изменения не стоит. К ним относят пластические операции, татуировки или шрамы.
- Получить крепкую связь можно только имея биологический материал. Лучше использовать ногти, волосы или кровь прообраза. В некоторых ситуациях можно воспользоваться личной вещью, но кровь остается самым верным материалом.
- Важна эмоциональная привязка. На момент создания куклы и проведения ритуала думайте о человеке.
А теперь рассмотрим, как сделать обряды на человека самостоятельно.
Кукла Вуду на боль врага
Использование этого обряда в домашних условиях опасно, ведь в процессе участвует черная магия. Процесс направлен на то, чтобы причинить вред человеку, а значит ухудшается ваша карма, отнимается здоровье. Возможно в будущем такие действия обернутся против вас. Обдумайте все хорошо, действительно ли у вас есть причины мстить и причинять боль?
Если же вы решились, потребуется сделать следующее:
- Подготовьте 5 свечей. Разместите их в виде круга на полу. В центре круга разместитесь сами.
- Возьмите подготовленную куклу и черные булавки, еще потребуются ножницы. Представьте себе человека, которому нужно причинить боль. Старайтесь пробудить в себе чувство гнева, обиды. Представьте, что именно вы хотите, чтобы почувствовал объект ненависти. Это необходимо для мести.
- Когда придет ощущение готовности начните протыкать куклу иглами. Начните ее уничтожать ножницами. Вкладывайте в этот процесс всю ярость.
Когда обряд будет совершен, соберите остатки свечей и куклы с иглами в пакет. На следующий день этот пакет нужно подкинуть как можно ближе к тому на кого был проведен обряд.
Магия куклы Вуду на любовь
В этом обряде очень важна практика в использовании заклинаний, которые используются для проявления любви и страсти в человеке.
Проведение ритуала заключается в следующем:
- Подготовьте сухие цветы лаванды, красную булавку, куклу и металлическую емкость. Поместите лаванду в посуду, подожгите.
- В месте, где у куклы находится сердце нужно проткнуть булавкой. Начните делать плавные движения куклой над дымом, чтобы она полностью им пропиталась. Произнесите следующие слова:
Когда обряд будет проведен, куклу нужно спрятать в место, где ее никто не найдет. Человек, на которого был проведен обряд начнет испытывать к вам сильное влечение и уже через несколько дней даст о себе знать.
Не забывайте о том, что эта магия очень сильна. Такой ритуал сделает привязку на всю жизнь, поэтому хорошо подумайте о том. Хотите ли вы этих отношений в дальнейшем.
Проводить подобный ритуал на человека можно только один раз. Второй раз может ослабить энергетическое поле и привести человека к сумасшествию и даже суициду.
Кукла Вуду на смерть человека
Чтобы сделать настоящую куклу Вуду, которая принесет смерть необходимо лишь четыре предмета:
Кровь вшейте в туловище куклы. От фотографии отрежьте нужную часть с лицом и закрепите на голове куклы с помощью ленты. Когда энергетика марионетки и жертвы будет связана, ее нужно закопать в землю. Проклятие действует таким образом, что утащит жертву в землю.
Кукла Благополучница или Денежница изготавливается хозяйкой дома для привлечения счастья, благополучия, материального достатка.
Как называются куклы без рта и носа
Фото таких рукодельных игрушек можно очень часто встретить на просторах Интернета. Они бывают разных форм и часто одеты в традиционные платья. Откуда пришла такая мода? Как называются куклы без рта и носа? И почему у них нет лица?
Кукольная культура насчитывает сотни лет. На Руси существовали три вида марионеток: обрядовая, обереговая и игровая. Каждая из них имела свои особенности и назначение, но, что действительно интересно, ни у одной из них не было лица.
Согласно народному поверью, кукла без лица является неодушевленной, в нее не может вселиться злой дух и навредить, и оттого она может быть одновременно и оберегом для малыша, и игрушкой. На Руси они назывались Веснянками и Крупеничками, последние были наполнены различными крупами и чаще играли роль оберега.
Корреспондент Tverigrad.ru побывал в сказке и познакомился с чудотворцами. Тверь, пересечение двух проспектов — Волоколамского и Победы. Монолитное, необычное
Закулисье Театра кукол, или Что происходит в самом волшебном месте Твери
Корреспондент Tverigrad.ru побывал в сказке и познакомился с чудотворцами.
Тверь, пересечение двух проспектов — Волоколамского и Победы. Монолитное, необычное своей архитектурой здание, обрамленное аккуратными соснами. На стенах — ребра «висячих лопаток» (так в архитектуре называются не упирающиеся в цоколь вертикальные выступы на стенах), которые визуально сужают кверху громаду корпуса.
Чем-то напоминает мавзолей. Но это не он. Это обитель самого волшебного места в городе. Театр кукол. Театр чудес.
Казалось бы, во времена тотального засилья интернета, когда не только взрослые, но и дети буквально живут в Сети, им не до театра и не до кукол. Так думал и я, когда отправлялся в этот храм сказок. Но, ошибался.
Предвестники чуда
Уже в ярко освещенном парадном холле Театра кукол стало понятно, почему его сердце бьется и не думает останавливаться. Организованная толпа детей бурлила эмоциями в ожидании грядущего представления. В это утро в театре играли спектакль «Волшебная лампа Аладдина».
Из холла детей повели на второй этаж. И уже на этом этапе начиналась сказка. Лестничный марш, словно прорубленный в толще стен, вел на украшенную домиком вершину. Птицы, вольготно чувствующие себя в этом мини-замке, весело приветствовали ребятню неугомонным щебетанием и пересвистами. Дети замирали от восторга, еще не зная, что ждет их впереди, наверху.
А наверху была настоящая, хоть и замершая во времени, сказка. Музей кукол, которые в разные годы были героями спектаклей (см. фотогалерею внизу статьи, — Авт). Десятками они сидели, стояли, и даже летали в прозрачных витринах. Каждая из них — словно живая, сделана с таким мастерством и любовью, что диву даешься. И дети дивились, раскрыв рты и сверкая зачарованными глазами.
Я попросил руководителя литературно-драматургической части Театра кукол Алину Силаеву провести меня в закулисье, за сцену. Там уже готовились творить чудеса для детей артисты-кукловоды, которые, к тому же, еще и реквизиторы.
«Кто-то может посчитать это немного ненормальным»
Ослепляющая улыбкой девушка, актриса Елена Шамарина, казалось, радовалась предстоящему спектаклю с той же силой, с какой дети его ожидали. Елена работает в театре с 2012 года. Она и Вирджиния в «Кентервильском привидении», и Авва в «Айболите и Бармалее», и одна из Фрид Кало в современном спектакле для взрослых «Фрида.Memoria».
Красавица по своему опыту знает, что быть артистом в театре кукол сложнее, чем артистом в обычном театре. Ведь ее задача и призвание — оживить куклу, передать через нее эмоции, не просто рассказать детям и взрослым сказку, а сделать ее реальностью.
— К куклам мы действительно относимся как к живым, как к коллегам, партнерам. Я вот иногда даже разговариваю с ними, — смеется Елена. — Например, моя Вирджиния из «Кентервильского приведения». Я к ней по-особенному отношусь. Когда убираю ее после спектакля — даже на подушечки укладываю, чтобы ей удобно было. Говорю: «Спи, моя хорошая».
Еще одна любимая кукла актрисы — Аистенок Айко из спектакля «Аистенок и Пугало». О нем она рассказывает с особенной нежностью.
— Он очень маленький, трогательный, по спектаклю болеет, его подстрелили мальчишки. Каждый раз перед спектаклем я ему говорю: «Привет, мой хороший», глажу его. Это, конечно, кто-то может посчитать немного ненормальным, но мы действительно вот так вот очень трепетно относимся к своим куклам, очень любим их,
— признается Елена.
Артисты уверены: будущее — именно за театром кукол, а не за театром в его классическом понимании. «Театр кукол — это театр форм, предметов. Только в театре кукол могут быть такие формы, которые вообще не ожидаешь увидеть на сцене», — с жаром говорят они. И ведь это не просто слова, продиктованные увлеченностью профессией. Свидетельством тому — аншлаги, которые собирают их спектакли.
Артисты с грустью вспоминают время, когда из-за пандемии коронавируса и ограничительных мер театр не работал. И с теплыми улыбками вспоминают о том, как после затишья театр постепенно оживал. Сначала разрешили наполнять зал публикой на 25%, сейчас уже на 50%.
— Когда вернули наполняемость зала, это был для нас глоток воздуха,
— искренне говорят они.
Не могу не назвать имена этих людей, артистов, которые каждый день творят волшебство для детей и взрослых. Наталья Мажуга (она же — худрук театра), заслуженные артисты и ведущие мастера сцены Александр Мистров, Михаил Гусев, Ирина Зубарева, Надежда Ицкович, Александр Царьков, артисты-кукловоды Екатерина Матвеева, Сергей Ожигов, Александра Колючая, Ольга Брузе, Ирина Сыряева, Александр Станько, Анастасия Курапова, Софья Хорошавина, Елена Шамарина, Валентина Егорова, Евгений Титов.
Творцы волшебства
Вообще в Тверском Театре кукол работают около 70-ти человек. Артисты, бутафоры, модельеры, конструкторы, осветители, техники, художники, звукооператоры и так далее. Кстати, кукол делают именно здесь! Более того, их здесь даже лечат! В роли доктора Айболита выступает художник-конструктор Александр Ковалев. Вот уж у кого действительно золотые руки. На нем — вся механика кукол и их починка. Без этого человека кукла в прямом смысле слова и шагу не сделает, и рукой не взмахнет, и глазом не моргнет
— Моя задача — чтобы все двигалось, все крутилось, — краток углубившийся в изучение очередных чертежей Александр.
Одну из самых важных «ролей» в театре играет главный художник и просто очаровательная женщина Ирина Баканова. Ее кабинет-мастерская полон эскизов, рисунков, чертежей. Снежная Королева, Леший, Кикимора, Буратино… Десятки персонажей. Именно благодаря таланту Ирины куклы в итоге выглядят как живые. Она их рисует, а потом уже не менее талантливые мастера театра — конструкторы, бутафоры, швеи — воплощают рисунки в жизнь — изготавливают сами куклы.
Скольких кукол нарисовала Ирина — она сказать не может. Много. Очень много. Десятки спектаклей, в некоторых из которых задействовано до 30 персонажей. Причем, куклами все не ограничивается. Для каждого спектакля надо оформить сцену, придумать декорации, костюмы для актеров, реквизит и так далее. Работы — непочатый край, но на выходе оно того стоит. Воплотить сказку в жизнь — не реку перейти.
— Есть спектакль «Тайна старого фонаря». И, если честно, для меня было огромное удовольствие работать именно над этим персонажем — живым уличным фонарем. Мне нравится, когда кукла создается из предметов, которые не похожи на людей, не похожи ни на что.
Ирина улыбается, и показывает на рисунок на стене: «Вот как одушевить фонарь? Как сделать из него персонаж?». И действительно, фонарь в итоге вышел не фонарем, а согбенным временем и светящимся добрыми историями дедушкой.
— Мне кажется, что для художника это самая интересная задача — собрать куклу из чего-то неожиданного. В итоге это интересно и художнику, и зрителю.
Когда я уходил из театра — спектакль только-только начался. В ожидании чуда дети притихли в зрительном зале. Занавес открылся. Волшебство началось…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источники
- https://opttorgnsk.ru/kamni/pochemu-u-kukol-oberegov-net-lica.html
- https://mghow.ru/kamni-i-oberegi/kukla-bez-lica-kak-nazyvaetsya.html
- https://charoitspb.ru/zvezdy-govoryat/pochemu-kukly-oberegi-bez-lica.html
- https://magic-style5.ru/oberegi/pochemu-kukly-bez-lica.html
- https://tverigrad.ru/publication/zakulise-teatra-kukol-ili-chto-proishodit-v-samom-volshebnom-meste-tveri/