Как избежать преждевременного старения?
Как избежать преждевременного старения?
Процессы увядания систем организма – естественный ход событий. Возрастные изменения отражаются на внешнем виде – кожа становится дряблой, теряет эластичность, контуры и рельефы, появляются морщины и складки.
У каждого человека свое время увядания, но существует такая проблема, как преждевременное старение. У нее есть несколько причин, но предотвратить такой процесс можно, используя комплексный подход.
Для понимания процессов омоложения лица необходимо разобраться в трех принципиально важных моментах: анатомия лица, причины старения и механизм возрастных изменений и коррекция возрастных изменений.
Анатомия лица
Лицо как и многие другие ткани подвергаются процессам опущения под действием силы тяжести. Этот процесс называется гравитационным птозом. Рассматривать анатомию лица предлагаю послойно. Именно послойное описание анатомии лица с позиций концепции австралийского хирурга Брайана Мендельсона поможет понять механизмы старения.
По сути, лицо состоит из 5 слоев: кожа, жировая клетчатка, мышцы, связки, надкостница и лицевой скелет.
- Кожа — самый наружный слой. Традиционно старение лица связывают с изменениями кожи, поэтому большинство процедур начинаются с ухода за кожей. Многие применяют кремы, маски и т.д. Это действительно имеет положительный эффект. Однако, до определенного возраста. Старение лица по данным разных авторов начинается на молекулярном уровне в среднем с 30 лет. Этот процесс происходит глубоко в структурах кожи, поэтому все процедуры омоложения являются по своей сути уходом и не имеют продолжительного действия.
- Подкожная клетчатка. Лежит под кожей и состоит из жировой ткани. Толщина жирового слоя различается в разных частях лица. С возрастом жир опускается и скапливается определенных местах, образуя мешки под глазами, брыли и т.д.
- Мышцы. На лице располагаются 21 мимическая мышцы. С возрастом мышцы слабеют и провисают, как гамак, в котором скапливается жир. В связи с этим работа исключительно с кожей не поможет добиться эстетического омоложения. Ведь даже выполнив подтяжку кожи, массив из мышц и жировой ткани будет растягивать лицо и результат кожных процедур сойдет на «нет» не более, чем за 1 год.
- Связки. С помощью связок мягкие ткани лица крепятся к лицевому скелету и располагаются в определенных местах. Время и силы тяжести практически не влияют на связки, поэтому ослабевшие мышцы и привисающий жир, перекидываются через связки, образуя выраженные возрастные контуры лица.
- Надкостница и лицевой скелет. Костный скелет определяет форму лица и ту самую неповторимость и индивидуальность наших лиц. Однако со временем костная ткань медленно разрушается, что создает предпосылки для скольжения тяжелого массива лица вниз.
Рис. 1. Слои лица по Мендельсону
Рис. 2 Связки по Мендельсону
Рис. 3 Молодое и старое лицо
Представлен анализ инволюционных процессов кожи тыльной поверхности кисти. Авторами предложена рабочая классификация морфотипов старения кожи данной зоны как клинико-диагностический инструмент для выбора тактики коррекции.
Результаты
Индивидуальное доминирование рук и предпочтение в использовании правой или левой руки также были подвергнуты анализу. У 304 (98%) женщин доминирующей была правая рука, у 7 (2%) — левая.
Использовать недоминирующую руку, которая более эстетична, предпочитали 300 (96,5%) женщин. Поскольку доминирующую руку используют, главным образом, для физического труда, можно предположить ее ускоренное старение. При опросе большинство были осведомлены о том, что руки отличаются по внешнему виду, но большинство не придавали этому значения. В кисти доминантной руки застойные явления, вены, мускулатура были более выражены, форма в большей степени напоминала квадрат.
Женщины придавали больше значения эстетической привлекательности недоминантной руки.
Среди предложенных восьми признаков, определяющих «стареющую кисть», пациентки выделили четыре основные: пигментные пятна, контурирование вен и сухожилий, дряблость/морщинистость, истончение кожи (у 87, 84, 78 и 76% соответственно).
В ходе данного исследования была выделена группа женщин после 40 лет (n=208) с признаками хроно- и фотостарения, определены три основные морфотипа старения тыла кисти, коррелируемые с возрастом, ИМТ, толщиной складки (рис. 3). Рис. 3. Морфотипы старения рук.
Морфотип старения кисти — это совокупность конституционально-возрастных особенностей тыльной поверхности кисти, включающих формообразующие характеристики, инволюционные изменения кожи, выраженность атрофии подкожной клетчатки, визуализацию вен и сухожилий.
I тип — атрофический/астенический морфотип (31%, n=134) встречается у женщин с астеническим типом конституции и ИМТ 18—19 кг/м 2 вен и сухожилий. Кожная складка области тыла кистей тонкая (1—2 мм), кожа истончена, сухая, морщинистая, подкожножировая клетчатка (ПЖК) развита слабо. При щипковом тесте кожа расправляется за 4—8 с. Круговые складки в области запястья тонкие, неглубокие. Продольный размер тыла кистей, как правило, преобладает над поперечным, фаланги длинные или средней длины.
В данном типе можно выделить пациентов с венозным и сухожильным компонентами.
Венозный компонент весьма выражен (для корректной оценки наполнения венозной сети субъекты исследования были усажены вертикально, с рукой, согнутой в локтевом суставе под углом 90°).
Характерна извилистость сосудов, которая увеличивается с возрастом, а также наблюдается неполное опорожнение вен во время сгибания пальцев.
В ходе анкетирования мы выявили, что 45% женщин не ассоциируют вены с возрастом. Обнаружено, что контурирование сухожилий сгибателей и извилистость вен (венозно-сухожильный подтип) генетически детерминировано; особенности тыла кисти обращали на себя внимание уже в молодом возрасте и встречались у матери. Данный подтип в нашем исследовании определен лишь у 7,9% (n=8).
Многие женщины в ходе анкетирования отмечали, что рисунок тыльных вен мало изменяется с возрастом. Выраженность вен усиливается от физической нагрузки, после ношения тяжести, а также ввиду особенностей профессии (руки пианистки, скрипачки, официантки, уборщицы).
Отмечено, что атрофические изменения тканей тыла кистей с контурированием сухожилий происходят ближе к пястно-фаланговым суставам.
Сухожильный компонент: сухожилия просматриваются на тыле кисти, особенно отчетливо визуализируются над центром пястно-фаланговых суставов II—IV пальцев, особенно заметных во время сгибания. Выявлена прямая корреляция прогрессирования степени старения с возрастом.
II тип — нормотрофический морфотип (48,1%, n=154) встречается у нормостеников с ИМТ 19—24 кг/м 2 , реже у астеников. Кожа тонкая, кожная складка средней толщины (2—2,5 мм), при щипковом тесте расправляется 5−7 сек. ПЖК развита умеренно. Вены и сухожилия слабо или умеренно визуализируются. Венозный компонент чаще обусловлен генетическими или профессиональными особенностями. Во время сгибания пальцев тыльные вены полностью опорожняются. С возрастом могут возникать многочисленные поперечные сгибательные складки над проксимальными межфаланговыми суставами (ПМФ) и отдельная складка над дистальными межфаланговыми (ДМФ) суставами. Круговые складки запястья более выражены. Продольный и поперечный размер тыла кистей приближены или незначительно преобладает продольный, фаланга средней длины.
Симптомы дряблости, сухости кожи, по нашим наблюдениям и согласно жалобам пациентов, появляются и прогрессируют после 50 лет. Именно ухудшение качества кожи вследствие снижения ее вязко-эластических свойств беспокоит пациентов при данном типе старения кистей.
III тип — гипертрофический морфотип (20,4%, n=23) встречается у женщин гиперстенического телосложения, с ИМТ 25—30 кг/м 2 . Подкожный жировой слой тыла кистей также хорошо выражен как на лице, так и на туловище. Кожная складка с трудом захватывается, по толщине выше среднего (2,5—4 мм). Складка быстро (за 3—4 с) принимает исходное состояние, полностью расправляясь. В кистях людей с избыточной массой тела (ИМТ>27 кг/м 2 ) имеется больше поверхностного жира в дорсальной поверхностной пластине, который и маскирует вены и другие глубокие структуры.
Вены и сухожилия практически не визуализируются. Могут возникать многочисленные поперечные сгибательные складки над ПМФ и отдельная складка над ДМФ. Характерна квадратная форма тыла кистей, фаланги короткие или средней длины.
Морщины слабо выражены и по своему характеру являются динамичными.
Пациенты данного типа старения рук реже всего обращаются за косметологической помощью в отношении данной зоны. В качестве восстановления увлажненности и эластичности кожи могут быть рекомендованы короткие курсы биоревитализации препаратами стабилизированной гиалуроновой кислоты. Филлеры при данном типе не рекомендованы.
Нами отмечено, что признаки фотоповреждения кожи (тусклость, пигментация, лентиго) встречаются при всех выделенных типах старения. Их количество увеличивается с возрастом и не зависит от ИМТ, коррелируют с возрастом, фотостарением лица (см. рис. 3). Количество пигментных пятен увеличивается с возрастом (высокий положительный коэффициент корреляции). Единичные возрастные пятна впервые могут появиться на четвертом десятилетии, в дальнейшем они сливаются между собой, увеличиваясь в размере и количестве. После 60 лет пятна достаточно многочисленные (рис. 4). Рис. 4. ИМТ и стадия старения.
Клинические различия морфотипов старения кистей представлены в таблице. Клинические различия морфотипов старения кистей Примечание. + — легкая степень выраженности признака; ++ — средняя степень; +++ — выраженная степень.