Исповедь анорексички: как жительница Твери довела себя до истощения

Каждый год в больницы Тверской области попадают 3-4 девушки с анорексией. Около десятка оказываются на приёме врача областного психо-неврологического диспансера. Сотни — пытаются решить эту проблему сами и не обращаются за помощью к врачам.

Исповедь анорексички: как жительница Твери довела себя до истощения

Как болезнь переключилась с моделей на отличниц

Как болезнь переключилась с моделей на отличниц

Девушки выкладывают фото — то ли хвастаются, то ли просят помощи. Фото: Дневник Анорексички

Каждый год в больницы Тверской области попадают 3-4 девушки с анорексией. Около десятка оказываются на приёме врача областного психо-неврологического диспансера. Сотни — пытаются решить эту проблему сами и не обращаются за помощью к врачам.

Анорексия (ударение на И) — это психическое заболевание, характеризующееся, по-простому, отсутствием аппетита и потерей веса. Звучит как отголоски 1990-х — модельного бума, поклонения кукле Барби, которая не могла бы выжить с такими пропорциями в реальности. Но не все, истощившие себя голодом девушки, хотели быть моделями. Некоторые даже не вставали на весы, а однажды встав, в ужасе помчались к холодильнику. Нервная анорексия случается и без пропаганды глянцевых журналов. 30-летняя Жительница Тверской области Мария, рассказала «МК в Твери» как в студенчестве чуть не заморила себя голодом, при этом не помышляя стать моделью.

Стать выше рабов еды

— Всё началось с того, что я хотела выглядеть более стройно к школьному выпускному и лучше смотреться в платье, — вспоминает Мария. — Конечно, я не сразу перестала есть. Сначала был период «классических» диет. Но от них было мало толка. Вес либо не уходил, либо снижался незначительно и потом снова возвращался. Но я была настойчива. Диеты становились всё более жёсткими и продолжительными. Сначала приходилось прикладывать большие волевые усилия, чтобы не съесть что-нибудь. Потом острое желание поесть пропало, и голод стал ощущаться в фоновом режиме. Я научилась его не замечать и переносить отказ от еды стало легче. Но легче стало только мне. Сейчас я понимаю, что в от период была очень раздражительна, резко на всё реагировала или наоборот, наваливалась апатия, всё время было плохое настроение. Слишком плохое даже для подростка. Сейчас у меня такое состояние появляется если я сильно проголодаюсь. Тогда оно было постоянно и казалось нормальным. Из любопытного — было ощущение собственной исключительности. Ты ставишь себя на ступеньку выше всех, кто является рабом еды и не может отказаться от вредных вкусностей.

Родители Маши, воспитанные на советских идеалах красоты, нарастающую худобу дочери восприняли очень негативно. Лишним весом никто из семьи не страдал, и неясно было, зачем стройной девушке такие «профилактические» меры. Пока ситуация не зашла далеко, эксперименты с отказом от пищи воспринимались как подростковая блажь. Марию в прямом смысле пытались заставить поесть.

«Ешь говорю, одни кости торчат! настаивала мама. Пока всё не съешь, из-за стола не выйдешь».

Фан-арт одной из многочисленных групп, посвящённых анорексии. Фото: Дневник Анорексички ВКонтакте

Маша ковыряла вилкой картошку, отщипывала от её золотистого, смазанного маслом бока крохотные кусочки и делала вид, что ела. Родительские понукания отбивали аппетит по-настоящему. И без того плохое настроение портилось ещё больше. В итоге, Маша сидела, глядя в тарелку, пока все не разойдутся с кухни или убегала в слезах в свою комнату. Правда, виртуозное мастерство принудительного избавления от пищи классическим путём «два пальца в рот» Мария постигать не стала. Трудно так делать, когда живёшь с родителями и сестрой. Девушка боялась довести до крайней точки и без того напряжённую атмосферу. Возможно, именно этот страх сдержал её и спас жизнь.

Предательская сытость

Часто, в анорексии склонны винить извращённые представления о красоте, дескать тощие манекенщицы задают неверную и опасную ролевую модель. Действительно, иногда девушки хотят похудеть именно до состояние своего кумира из фешн-индустрии. Но такой подход не обязателен. Девушки с анорексией достаточно часто даже не смотрят на весы.

— Идеала не было, и борьбы за килограммы не было, я не взвешивалась, — признаётся Мария. — Просто жестко ограничивала себя в еде на фоне другого стресса — выпускных экзаменов и поступления в университет. Жестко давила ответственность. Мне нужна была медаль и непременно — золотая. Перед экзаменами я позволяла себе неслыханную роскошь. Ела на завтрак йогурт и шоколад «Алёнка». А на сочинении, которое длилось более четырёх часов, даже умяла сосиску в тесте. Остальное время было жестко расписано по часам: завтрак — зубрёжка билетов, обед — книги, ужин — снова билеты.

Это фото Мария сделала в середине своего похудательного марафона. Кости уже проступают, но ещё не всё плачевно. Фото: Личный архив героини публикации

Обмен веществ постепенно адаптировался. Несколько месяцев в режиме жёсткого голодания — и организм был сыт от стакана яблочного сока. Но это была предательская сытость.

Когда вес Маши дошёл до 45 килограммов при росте 178 сантиметров в организме начали происходить очень неприятные изменения. Чудесные белокурые волосы стали обильно выпадать. После утреннего расчёсывания на расчёску было страшно смотреть. Эмаль на зубах начала желтеть, дёсны кровоточить. Отражение в зеркале стало напоминать фотографии заключенных фашистских концлагерей. Но даже это Машу не пугало. Гораздо больше страшило съесть лишний кусочек и увидеть его, отложившимся на талии. При этом, если было нужно, Маша могла готовить жареную картошку или макароны с мясом для всей семьи. Ей даже нравилось, это был особый вид самоистязания.

Желание — накормить

Тем временем, бить тревогу стали уже не только близкие, но и совершенно посторонние люди. При взгляде на Машу возникало только одно желание — накормить. А вот про помощь психолога тогда никто не думал. О том, что анорексия не блажь, а серьезная болезнь, по телевизору еще не рассказывали. Да и интернет до многих квартир в начале 2000-х не дошел. «Похудательная» история заняла у Марии один учебный год: с сентября по июль.

Маша поняла, что худеть дальше некуда совершенно случайно. Во время летних каникул вместе в семьей отправилась погостить в Москву к родственникам. А у тех оказались новомодные электронные весы. В рамках знакомства с японской техникой устроили взвешивание. И тут Маша увидела на умном табло число: 44 килограмма.

Маша вдруг совершенно внезапно осознала, что еле передвигает ноги, а в зеркале видит скорее истощённого узника концлагеря, нежели молодую студентку.

В этот же день на ужин были съедены картофель, мясо, на десерт пошло мороженое. Но организм от этого не обрадовался. Начались сильнейшие боли — это был приступ панкреатита. Поджелудочная железа отвыкла вырабатывать ферменты за время голодовки.

Отлежавшись, даже не вызвав «скорую», Маша сама решила бороться за жизнь. Начала постепенно возвращаться к нормальному столу. Есть приходилось через силу. Зато вместе с килограммами начал возвращаться интерес к жизни. Правда, на радостях Маша так налегла на мучное и сладкое, что не заметила как «проскочила» свой привычный вес и начала полнеть.

Борьба наоборот

Начался новый этап борьбы — на этот раз с лишними килограммами. Он дался Маше куда сложнее. Напуганный организм боролся за каждый грамм и запасал, запасал как мог. Походы в бассейн видимых результатов не давали. Поместиться в любимые когда-то наряды Маше удалось только через пару лет. Помогли не диеты, а физкультура. Оказалось, что приседания, выпады и прочие и другие несложные упражнения делают для фигуры гораздо больше, чем голодание.

— Сейчас я понимаю, как тогда навредила своему организму, — говорит Мария. — Когда вес уходит постепенно, этого не замечаешь, легко «промахнуться» мимо нужного значения. Для себя решила, что лучше ориентироваться на пропорции тела, чем на показатели весов. Лишний вес это тоже не драма, вопрос решается несколькими тренировками в неделю, в основном дома. Когда регулярно занимаешься с гантелями, меняются предпочтения в еде: булочки и конфеты становятся не интересны. Хочется нормальной еды — крупы, овощей, мяса. Можно сказать что анорексия, это проблема, которую я создала и героически решила. Лучше бы, конечно, я так не делала, пользы — никакой.

Сейчас Мария работает в офисе, вышла замуж, ходит вечерами на квизы и отлично себя чувствует. Но не всем девушкам повезло выпутаться из подобной истории. Стоит отметить, что медицинская статистика не может охватить всех реальных случаев, ведь не каждый готов вызывать «скорую», если дочь «села на диету». Почему анорексию называют «болезнью» отличниц мы узнали у тверских медиков.

Заместитель главного врача по медицинской части Областного клинического психоневрологического диспансера, кандидат медицинских наук Ольга Лугинина.

«К подростковому психиатру Областного психо-неврологического диспансера в год регистрируется от 6 до 10 обращений по поводу анорексии. Нервная анорексия (анорексия в переводе с греческого «без аппетита») относится к нарушениям пищевого поведения. Распространенность нервной анорексии среди женщин (у которых данный вид патологии встречается в 3 раза чаще, чем у мужчин) составляет 0,5%. Смертность от этого расстройства достигает 5-17%.

Некоторым девушкам с анорексией приходится обращаться к врачам Фото: pixabay.com

Наиболее часто нервная анорексия встречается в возрастной группе от 15 до 20 лет. Характеризуется преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом. Однако не всегда потеря веса это результат острого желания похудеть. Бывает, что отказ от еды связан с тревожными и депрессивными расстройствами, а то и вовсе с соматической патологией — болезнями органов пищеварения, эндокринной системы и др. Тут нужно выявить первопричину и назначить медикаментозное лечение, если потребуется, попутно подключая к работе психотерапевта, психолога.

Без помощи психолога справиться будет нелегко Фото: goodhouse.ru

Большое значение придается социальным, культурным и семейным факторам. Сильно влияют стрессовые события, а также распространение через масс-медиа неадекватных стереотипов красоты. Девушки видели по телевизору моделей с низким весом и связывали низкий вес с социальным успехом. Теперь, когда началась активная пропаганда здорового образа жизни, всем уже ясно, что предельная худоба скорее является тормозом на пути развития и достижения целей.

Нервную анорексию можно назвать болезнью отличниц. Для жёсткого самоограничения в еде нужны серьёзные волевые усилия, привычка добиваться поставленной цели вопреки неблагоприятным последствиям, постоянный самоконтроль. Кроме того, многим пациентам с нервной анорексией свойственна выраженная психологическая незрелость. В этом случае у человека отсутствует стабильная самооценка, он не понимает, что для него является благом, а что злом, не чувствует ответственности за себя или свою семью.

Как видим, к анорексии можно прийти разными путями. Для подростков часто отправной точкой становятся насмешки одноклассников или учителей, а иногда и родителей. При этом не обязательно, что эти насмешки носят систематический характер. Важно, насколько высок авторитет этого человека или группы в глазах подростка. Неаккуратно высказанное замечание может заставить очень сильно

переживать. Ну а если семена упали в подходящую психологическую почву, риск возникновения нервной анорексии значительно возрастает.

Семейный психолог Ульяна Ильина.

Очевидно, что, если анорексия уже есть, нужна врачебная помощь. Но также крайне важна профилактика. Особенно внимательными стоит быть родителям девочек: сильное культурное давление, стрессы, сложные отношения дома — всё это почва для стремительного развития болезни. Так как анорексия очень часто связана с самооценкой, стоит прививать ребенку доброе и принимающее отношение к себе, не стыдить его, не ставить недостижимых целей, стараться проявлять максимум любви и принятия.

Хорошей профилактикой психологических проблем всегда выступают по-настоящему любимые увлечения, успехи в которых помогут сформировать здоровую самооценку, самопринятие и переключить внимание с образа тела на другие стороны жизни. Главное, что нужно понимать — чем теплее, доверительнее, глубже отношения человека с близкими и родными, тем больше у него шансов избежать тяжелых психологических проблем.

Кроме того, размещают советы о том, как избежать «срыва». Среди главных рекомендаций — пить воду, почему-то чаще чистить зубы, нюхать еду, «чтобы мозг думал, что он уже поел», уходить из дома, чтобы не было соблазна подойти к холодильнику. Обсуждают способы наказания себя за «срыв». Одна из девушек сообщает, что после незапланированного приема пищи царапала скрытые под одеждой части тела бритвой, другая признается, что била себя кулаком по животу, третья бежала в туалет и вызывала у себя рвоту до боли в горле.

Два яблока и водичка

Жительница Екатеринбурга Екатерина Рогановская называет себя диетическим рецидивистом со стажем. Сейчас она работает фитнес-тренером и публикует в соцсетях видео своих тренировок, а также рецепты вкусных и полезных блюд. Однако совсем недавно даже вид еды вызывал у нее истерические приступы. «Примерно два года я была анорексичкой, — признается она. — Толстой я никогда себя не считала, но мне не нравился мой живот. Вместо занятий спортом я решила прекратить есть. В начальной точке весила 50 килограммов, в конечной — 37. При моем росте 176 сантиметров это катастрофа».

Источником знаний о питании для нее служили многочисленные группы в соцсетях. Каждое сообщество предлагает свою идеальную диету, поэтому остановиться на какой-то одной сложно. «Сначала я отказалась от мяса, потом — от молочной продукции. В период самой жесткой анорексии ела два яблока в день и пила водичку. Боялась позволить себе даже лишний огурец: думала, разнесет от него», — вспоминает Екатерина.

По ее словам, голода она не чувствовала. «У меня на два с половиной года пропал менструальный цикл. Я постоянно рыдала, выпадали волосы. На теле возникали какие-то синяки, не заживавшие месяцами. Видимо, очень сильно нарушилось кровообращение. Мама плакала каждый день: невыносимо смотреть, как на твоих глазах умирает дочь. Но я очень упертый человек, никто меня переубедить не мог. Попытки кормить меня насильно приводили к истерикам», — признается екатеринбурженка.

И добавляет, что вроде бы приближалась к фигуре своей мечты, однако радости не испытывала. «Есть картинки, где худая девочка смотрит в зеркало и видит толстую. У меня именно так и было. Брат меня называл «Бухенвальд», а я рассматривала себя и думала: «Ну вот на животе еще жирок уберу, сбоку что-то торчит», — говорит девушка. Дойдя до крайнего истощения, она задумалась о своем образе жизни, понемногу начала расширять рацион и в итоге вернулась к прежним параметрам, хотя расстройство пищевого поведения оказалось хроническим.

В свою очередь, мочегонные препараты выводят из организма ионы калия, кальция и магния, которые очень сложно восстановить на диете.

Питька

Затяжная, а возможно, и бесконечная диета — норма жизни для активных подписчиц сообществ. Голодание периодически прерываются приступами переедания, когда за короткий срок сброшенный вес возвращается. После этого девушки вновь начинают голодать.

«У меня до сих пор идет замкнутая цепь. Я то худею, то набираю все килограммы обратно. Мое похудение зависит не от меня, моим мозгом управляют пищевые расстройства. Будет анорексия — будут отвесы. Булимия — сомнительное похудение. Переедание — набор веса», — рассказала «Известиям» подписчица многих групп по похудению Аделина.

123

После набора веса девушки садятся, как правило, на «питьку», или питьевую диету. В самой щадящей форме человек просто отказывается от твердой пищи. Разрешены молочные и кисломолочные продукты, бульоны, соки, минеральная вода, чай, какао и кофе. Но есть и ЖП, или «жесткая питьевая». На ней разрешены только энергетики, кофе и чай. «А есть еще жестче, где, например, в первый день можно выпить только 0,5 минералки», — сказала в разговоре с «Известиями» Ольга, также подписанная на несколько десятков групп, посвященных жестким способам похудения.

В последний раз она продержалась на питьевой диете две недели, после чего у нее случился «срыв». «Но срыв на такой диете — это даже яблоко. Я съела яблоко, и у меня началась булимия (девушка вызвала у себя тошноту. — Ред.). Эту диету используют и нормальные люди, просто кто-то после нее уходит в загоны», — добавила собеседница издания. Загоны — это в том числе булимия, когда после потребления пищи девушки вызывают у себя приступы рвоты. «Я пыталась снова сесть на диету — не ем весь день, потом мама покупает что-то вкусное, и я это ем, и я блюю. Потом уже два пальца перестали помогать. И я где-то вычитала, что, чтобы рвало, нужно пить соленый чай и есть зубную пасту», — добавила Ольга.

123

Фотографии обтянутых кожей ребер и впалых щек с мотивирующими подписями — не единственная помощь, которую оказывают администраторы групп тем, кто хочет удержаться без твердой или вообще еды. Они публикуют и сами производят разнообразный контент.

Например, музыку. Девичий голос на фоне спокойной мелодии начитывает, как мантру: «Ты не голодна, просто привычка… Мама, не надо, вызовешь рвоту… Голову кружит от непривычки. Ты же решила, станешь до лета самой красивой анорексичкой. Вам непонятна анорексия, вам незнакомо чувство свободы». Вариаций много. Также популярны нарезки сцен из фильмов и сериалов с персонажами, страдающими анорексией. Тоже под музыку.

Мнения подписчиц об этом контенте отличаются. От «считаю это полным бредом для смеха» до «несомненно помогают». Причем оба ответа дали девушки, которые в данный момент худеют. Первая с ноября прошлого года («сейчас меня преследуют вечные проблемы с питанием, срывы, резкие ограничения в еде и вечное желание похудеть еще больше»). Вторая «стабильно» худеет месяц, «нестабильно — года полтора». При этом пьет «всякие таблетки помогающие» и ограничивает себя в еде.

«Человек, который находится в болезни, очень боится поесть. Он имеет искаженное, оторванное от реальности представление, что если он съест, например, немного масла, он сразу же поправится, буквально — сразу», — объясняет психотерапевт.

«Проголодается и поест»

Статистика показывает, чем раньше начать лечение, тем выше шансы на выздоровление. Однако от начала болезни до постановки диагноза часто проходит много времени.

«В течение трех лет у дочери было несколько рецидивов, — рассказывает мама Полины Евгения. — Когда она набирала вес, ей становилось лучше, она общалась с друзьями, вела нормальную жизнь, а потом снова начинала худеть».

Автор фото, ВВС/ОЛЕСЯ ВОЛКОВА

Кризис обычно провоцировал стресс: ссора с парнем, экзамены или даже чей-то неудачный комментарий. Полина начала взрослеть раньше сверстников. В школе ее откровенно травили, даже учителя.

«Ей говорили — как ты одеваешься, что у тебя за вид», — рассказывает Евгения.

«Когда летом 2018-го произошел четвертый рецидив, Полина сказала мне: мам, мы не справимся сами», — вспоминает Евгения.

За эти три года Полина с мамой консультировались у гастроэнтеролога, невропатолога, психиатра и неврологов из центра вегетативных дисфункций, где девочка дважды лежала в стационаре.

Ни один из врачей не заподозрил у нее расстройство пищевого поведения. Когда во время четвертого кризиса Полину снова привезли в неврологию, там им ответили, что ничем не смогут помочь.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий