Обучение ребенка чтению должно начинаться со звуков, а не с букв. Это звуки, которые они слышат с рождения, а буквы — средство записи звуков. Научившись устно различать звуки, объединять звуки в слоги и разбивать слова на слоги, детям легче научиться читать.
Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы
Составление букв и слов в предложения для того, чтобы ребенок мог учиться, — непростая задача. Это требует терпения, внимания и последовательности со стороны родителей. Сегодня мы ответим на основной вопрос. Как научить детей читать по слогам без помощи учителя и самые эффективные упражнения для обучения домашнему чтению.
По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению — от 4,5 до 6 лет. На самом деле, дети, как правило, учатся читать в возрасте пяти лет. Стоит помнить, что каждый ребенок изолирован в своем развитии, и если он не соответствует общепринятым срокам, это говорит о том, что процесс обучения следует немного отложить.
Существует несколько факторов, которые указывают на готовность ребенка к обучению чтению в конкретный момент времени. Наиболее важными из них являются следующие.
- Отсутствие проблем с произношением — у ребенка соответствующий темп речи и ритм, все звуки определяются.
- Отсутствие нарушений слуха — ребенку не приходится повторять слова снова и снова или произносить неправильно слова, которые легко произносятся.
- Хорошее владение речью — богатый словарный запас, умение строить фразы и ясно выражать свои мысли для других,.
- Развитый речевой слух — ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить слуховые звуки и устно называть первый/последний звук.
- Беглая пространственная ориентация — ребенок четко понимает понятия «право/лево/низ/под».
Внимательно наблюдая за своим ребенком, вы заметите моменты, когда он проявляет интерес к вербальному произнесению букв. Известные символы надписей на магазинах показываются маме и папе, которые однажды попытаются прочитать их все. Конечно, в своих первых попытках малыш, скорее всего, будет читать не те слова, но это не проблема — это показывает, что его мозг уже достаточно созрел для освоения новых навыков.
Известные методики обучения детей чтению
Чтобы научить ребенка быстро и точно читать, родители должны иметь четкое представление о том, как именно это сделать. Давайте рассмотрим несколько известных методик, чтобы определить лучший способ обучения.
Метод. | Как это работает. |
---|---|
Метод обучения по Доману | Метод Домана можно описать как метод глобального чтения. Она учит детей читать целыми словами и работает так, как работает мозг ребенка. Идея заключается в том, чтобы окружить ребенка словами, написанными на красочных карточках/плакатах («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запоминать и удерживать в памяти множество простых слов. Этот метод можно использовать уже в пять-шесть месяцев. |
Метод чтения слогов. | Этот традиционный метод продолжает оставаться самым популярным среди родителей, которые хотят научить своих детей читать дома каждый год. Ребенок начинает с букв слогов, а затем переходит к словам. Για παιδιά άνω των 4,5-5 ετών, η μέθοδος αυτή φέρνει γρήγορα αποτελέσματα. Η ύλη ενισχύεται εύκολα μέσω δραστηριοτήτων παιχνιδιού. χρησιμοποιείται σε νηπιαγωγεία και σχολεία, γεγονός που αποτελεί σαφές πλεονέκτημα. |
Η μέθοδος ανάγνωσης με αναδίπλωση | При таком подходе слова не разбиваются на слоги, а звуки объединяются в слоги. Например, слово «чашка» читается как «ча-ш-ка», а не «чашка-ка». Обертки могут состоять из одной буквы, согласной и гласной, или согласной и твердого/мягкого символа. Это очень распространенный подход, но он может означать, что детям придется заново учиться читать по слогам в школе. Привычка разбивать слова на слоги может быть интегрирована, в результате чего ребенку будет сложнее и медленнее усваивать текст. |
Кубик Зайцева. | Технология, которая помогает детям освоить основы чтения, уделяя особое внимание распознаванию слогов. Красочные кубики разных цветов и различные таблицы активно задействованы в обучении зрительному слогообразованию. Занятия с использованием кубиков Зайцева очень эффективны при групповом взаимодействии (например, в детских садах, центрах развития ребенка). Эта техника помогает добиться максимальной отдачи от детей, которым трудно усидеть на одном месте. |
5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка
Мамы и папы, которые хотят как можно быстрее научить своих детей читать, должны с осторожностью подходить к этому важному предмету. Чтобы дети не потеряли интерес к чтению с первого урока, предлагаем вам несколько советов. Они помогут вам развить любовь к книгам в процессе обучения.
Алфавит с раннего возраста
Позвольте вашему ребенку «впитывать» названия букв в виде песен и игрушек, как губка. Вскоре запоминающиеся стихи букв отпечатаются в памяти ребенка, и к двум годам он сможет произносить их осознанно. Время от времени включайте различные песни или мини-мультфильмы об алфавите. Это особенно верно, если буквы представлены в игривой и запоминающейся форме.
Молчаливое обучение
Для дошкольника игра — это основной процесс, с помощью которого он познает окружающий мир, даже когда он осваивает навыки. Скучные уроки и заучивание не приносят успеха, и ребенок может потерять интерес к чтению. Преподносите информацию в теплой и терпеливой форме, и ваш ребенок будет учиться в удобном для него темпе.
Практикуйтесь ежедневно.
Начните с первых шагов чтения слогов и не сдавайтесь, даже если это бесполезно. Сделайте перерыв на день или два, а затем попробуйте снова. Может ли ваш ребенок прочитать несколько гласных слогов? Это замечательно, потому что означает, что ваш ребенок освоил первые шаги чтения. Это означает, что начальные навыки чтения уже приобретены и их необходимо развивать. При регулярной практике вы вскоре увидите результаты.
Сделать чтение интересным
Нарушения в обучении часто возникают у детей, которые в детстве практически не умели читать, а родственники не подавали собственного примера чтения книг. Это можно исправить. Приносите в дом истории, сказки и детские романы, которые интересны вашему ребенку. Сделайте семейной традицией чтение перед сном небольших художественных произведений. Ребенок не откажется от внимания родителя, а интересный сюжет вызовет у него интерес к книге.
Помимо книг, существуют качественные приложения и сервисы, обучающие чтению в интерактивной форме. Это поможет заинтересовать и мотивировать ребенка в трудной задаче изучения букв, слогов и слов. В книге ничего нельзя забыть, например, о качестве иллюстраций или количестве материала, но она также привносит важный элемент игры, в котором нуждаются дети.
От простого к сложному.
Иногда ребенок знает названия букв, но не знает звуков. Ребенок не сможет читать, если он плохо усвоил звуки. В этом случае тренируйтесь постепенно:
Только после этих трех шагов вы можете начать учить ребенка читать полные слова.
Подробное видео с советами преподавателя — учитесь читать:
Принцип изучения слов для чтения такой же, как и при изучении звуков: от слов с односложным звучанием, к словам, которые вы можете произносить, и словам, которые звучат одинаково, к словам, которые вы можете произносить, и словам, которые не звучат одинаково.
Когда учить ребенка читать?
Когда начинать? Один ребенок к трем годам уже знает весь алфавит, а другой начинает проявлять интерес к книгам только в пять лет. Речь идет не о возрасте, а о готовности ребенка к обучению чтению и письму. Основными показателями этой готовности являются:
- Ребенок говорит односложными предложениями,
- может четко произносить большинство звуков,
- Он может последовательно рассказать, как провел день в детском саду или в гостях у бабушки,
- имеет пространственную ориентацию и знает понятия «лево», «право», «вверх», «вниз»,
- удерживает внимание и может заниматься какой-либо деятельностью (рисование, лепка, моделирование, конструирование и т.д.) в течение 10-15 минут.
Обучение ребенка чтению должно начинаться со звуков, а не с букв. Это звуки, которые они слышат с рождения, а буквы — средство записи звуков. Научившись устно различать звуки, объединять звуки в слоги и разбивать слова на слоги, детям легче научиться читать.
Учим различать звуки в словах
Обучение чтению дошкольников начинается с того, что вы учите ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Гласные не встречают никаких препятствий, они формируются только голосом, их можно петь, растягивать. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы, когда они издают звук. Если они ставят препятствие, то это согласный.
Чтобы услышать акцентированный звук в слове, следует произнести его с удивлением или вопросительным знаком или «назвать» его словом: drum!傘;猫!
Особенность восприятия 4-5-летнего ребенка заключается в том, что для того, чтобы понять, все нужно потрогать, разобрать и собрать заново. Тот же принцип следует применять и при изучении звуков.
Воспринимайте слова на их звучание буквально вместе с ребенком. Возьмите красные кубики для гласных звуков и синие кубики (без маркировки) для согласных звуков. Сделайте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, а затем попросите ребенка произнести его. Прислушайтесь к звукам, обратите внимание на то, как ведут себя губы и зубы и в какой момент они смыкаются.
Произнесите первый звук — гласный или согласный? Выньте первый кубик. Произнесите второй звук — гласный или согласный? Поместите второй кубик и «прочитайте» диаграмму. Все ли звуки выровнены? Произнесите третий звук и заполните схему. «Прочитайте» схему, проверьте, все ли звуки на месте. При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обратите внимание на тон. Затем добавьте твердые и мягкие звуки.
При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому сначала предложите такие слова, в которых каждый звук находится в сильной позиции, то есть хорошо звучит при произношении. Для гласных это подчеркнутая позиция, гласный «u» всегда слышен. Также подходят односложные слова (один слог) с ненапряженной согласной в конце или двусложные слова (два слога) с ненапряженной гласной «u» или «y» в конце слова. Например, одинарные слоги: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двойные слоги: лиса, музей, ткань и т.д.
После того как вы освоите эти слова, можно переходить к двух- и трехкоренным словам, написание которых соответствует их произношению, например, пила, кошка, кот, кошка, бабушка и приветствие. В слове «нос» вы слышите звук «с» и пишете букву «с». В отличие от слова «дуб», здесь слышится «р», но пишется буква «б». Слово «дуб» пишется со звуком «р».
Позже вы можете предложить слова, написание и произношение которых не совпадают: мороз, семья, дуб, вода, лес.
Учим ребенка делить слова на слоги
Прежде чем ваш ребенок научится читать и писать, научите его разбивать слова на слоги. Произнесите слово, достигнув количества слогов. В русском языке слово имеет столько слогов, сколько в нем гласных: са-мо-лет, ка-ран-даш — три гласных, три слога — у-джи — две гласных, два слога — одна гласная, один слог, один моллюск.
Воспроизведите слово «финиш». Бросайте мяч тому ребенку, который произнесет первый слог слова, например, «ма». Ваш ребенок возвращает мяч, называя окончание. ‘sha’. Произносите слово целиком: ма-шаа. разрешите конец слова и переставляйте его вместе с ребенком.