За или против? 6 плюсов и минусов дистанционного обучения, которые нам нужно обсудить

Истории о родительских войнах с учителями из-за «сознательного занижения оценок» смаковал едва ли не каждый второй родительский чат. А вот электронной системе претензий не предъявишь. Проверка знаний стала автоматизированной, ведь ребенок выполняет тесты, и родители могут сразу увидеть статистику. Есть еще формат проверки заданий с учительскими комментариями — это тоже дает объективное понимание, почему поставлен именно такой балл.

За или против? 6 плюсов и минусов дистанционного обучения, которые нам нужно обсудить

В марте все ученики страны в одно мгновение стали «заочниками». Только вместо сессий — занятия в ZOOM, уроки Всеукраинской школы онлайн, тестирование на различных учебных платформах, отправка фото выполненных заданий в Viber, телефонные консультации родителей с учителями. Можно ли все это назвать «дистанционным обучением»? Нет. Скорее это формат домашнего обучения с применением онлайн-технологий. А после того как многие родители примеряли на себя те или иные учительские обязанности на несколько месяцев, семьи боятся выхода «второй серии» карантина, как огня.

Что же, такой сценарий вполне возможен. Главный санитарный врач Виктор Ляшко рассказал, что из-за сложной эпидемической ситуации новый учебный год может начаться в формате смешанного или дистанционного обучения. Параллельно образовательные эксперты спорят, научит ли «дистанционка» мир овладевать технологиями и беречь энергию и время, или украдет у детей ценное живое общение с педагогами.

Вместе с экспертом Ириной Зарецкой-Котруце озвучиваем 6 основных преимуществ и недостатков формата обучения, который останется с нами надолго.

Ирина Зарецкая-Котруце, эксперт в сфере детского образования, основательница, руководительница и идейная вдохновительница международных лагерей DEC Сamp

«Дистанционка» со знаком

1. Уникальная возможность подстроить темп обучения под себя

Чаще всего дома царит предсказуемая и спокойная атмосфера. Ученик вырабатывает собственный ритм и придерживается его без дополнительных переживаний, успеет ли он что-то или нет. Кто-то получил больше времени для решения уравнений по математике, кто-то быстрее выполняет задания по английскому и получает дополнительное время на углубленное изучение другой темы или физическую активность. Есть возможность почувствовать, как это круто, когда ритм формирует не школьный звонок и перемены между уроками, а ты сам.

2. Можно выявить слабые стороны ребенка во время обучения и работать над ними

Методологически сильные онлайн-уроки, работа учеников на специальных учебных платформах прозрачно показывают картину, в каких предметах ребенок ориентируется блестяще, а где есть существенные пробелы. Это может стать сюрпризом для родителей, которые раньше озвучивали недовольство школе в целом или учителям о недостаточных успехах ребенка в той или иной сфере знаний.

А еще родители могут понаблюдать за своим чадом и определить, насколько внимателен ребенок во время учебы. Или, наоборот, рассеян и долго не может сконцентрироваться, что негативно влияет на конечный результат. Проблемные точки следует не только выявлять, но и сразу прорабатывать. Очное обучение не позволяет выявить вот такие скрытые проблемы: учителю они часто не видны из-за большого количества подопечных.

3. Repetitio est mater studiorum / Повторение — мать учения

Если что-то непонятно, в школе дети часто стесняются попросить учителя объяснить материал еще раз. В онлайне это не проблема: ребенок может прослушать урок или его часть столько раз, сколько нужно, чтобы закрепить знания. Тесты, которые можно проходить несколько раз, прекрасно работают на закрепление изученного. А еще к материалу, изложенному в онлайн-формате, ученик может вернуться в любое время, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. Особенно удобно это делать, если эти материалы в виде слайдов, презентаций или в аудиоформате, когда можно вернуться к любой секунде лекции.

4. Снижается психическая и физическая нагрузка

Родители школьников-«совят» поддержат этот пункт: не нужно уговаривать чадо подняться с постели как можно быстрее. Ребенок получает возможность проснуться в 8 утра и вливаться в обучение бодрым, без хронических синяков под глазами.

Гладить одежду и собирать рюкзак и ланч в школу; отвечать перед доской, даже если очень плохое настроение или не очень хорошее самочувствие; пытаться быть на одной волне с одноклассниками, а после занятий помогать родителям дома, да еще и успевать выполнить домашку — во время очного обучения эта ответственность на плечах подростков каждый день. «Дистанционка» многие из этих задач снимает, и это снижает уровень стресса школьников. А благодаря экономии времени на логистику у ребенка появляется свободное время для других занятий. Да и врачи подтверждают, что во время домашнего обучения дети меньше болеют: уменьшается количество контактов в школе и транспорте.

5. Навык самообразования / Long Life Learning

Научиться учиться — топ-навык не только для будущего, а здесь и сейчас. Образовательные эксперты убеждены, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Поэтому у нынешнего поколения учеников есть возможность прокачать этот скил, больше учась самостоятельно в условиях правильно организованной «дистанционки».

И еще один тренд, набирающий обороты — персональная образовательная траектория. В онлайне наши глаза и уши поджидают сотни полезных лекций и курсов. Среди них много бесплатных от ведущих мировых университетов. Например, если ребенок — гений в математике и прошел всю программу 10-го класса за несколько месяцев, можно записаться на курс высшей математики в MIT или Stanford University. А еще дистанционное обучение позволяет углублять знания в предметах, наиболее интересных детям.

6. Оценки теперь объективные

Истории о родительских войнах с учителями из-за «сознательного занижения оценок» смаковал едва ли не каждый второй родительский чат. А вот электронной системе претензий не предъявишь. Проверка знаний стала автоматизированной, ведь ребенок выполняет тесты, и родители могут сразу увидеть статистику. Есть еще формат проверки заданий с учительскими комментариями — это тоже дает объективное понимание, почему поставлен именно такой балл.

«Дистанционка» со знаком

1. Отсутствие социализации и принадлежности к комьюнити

Много того, чему мы учимся с детства, происходит через peer-to-peer learning — взаимное обучение. Взросление и ощущение принадлежности к социальной группе — сверхважная составляющая становления для подростков. В онлайне они будто лишены этого.

В обычной жизни дети учатся командной работе, решению конфликтных ситуаций и эффективному взаимодействию друг с другом. В условиях дистанционного обучения у них не так много возможностей получить soft skills, которые на первом месте среди навыков XXI века.

Обычно уроки в школе продолжаются с 8 до 14, а дальше детей ждут факультативы, спортивные секции. Карантин заставил школьников целыми днями просиживать перед мониторами, а это негативно влияет на зрение. Даже учитывая перерывы на подвижности и отдых. Офтальмологи вообще не советуют детям находиться у экранов более двух часов в сутки. К тому же после обучения дети сразу переключаются на развлекательный контент в гаджетах — это уже стало для многих укоренившейся привычкой. Поэтому время жизни в гаджетах увеличивается почти вдвое.

Учитывая эти реалии, врачи бьют тревогу и подчеркивают, что еще не сформированный скелет ребенка не приспособлен для длительного сидения на месте. Чтобы укрепиться, ему нужны постоянные физические нагрузки.

А еще домашнее пространство переполнено отвлекающими факторами: доступ к телевизору, игрушкам. Самоорганизоваться сложно, особенно младшим детям. В одной и той же комнате они спят ночью, учатся днем, играют вечером. Ничего вокруг не меняется, внимание рассеивается, прокрастинация усиливается.

Многие современные родители и без реалий дистанционного обучения пытались контролировать каждый шаг чада. А теперь «сам карантин велел». Мамы и папы могут слишком часто проверять, что и в какой последовательности выполняет ученик, переспрашивать, на каком этапе задания он сейчас, сразу проверять, правильно ли выполнено упражнение или тест. Требуют от ребенка делать все идеально, а если нет — переделать и показать им еще раз. И еще: кто-то вообще просит детей не делать тесты и упражнения без их присмотра. Это делают для того, чтобы улучшить результаты школьника, но вред от такой «помощи» в разы больше.

Чтобы учиться онлайн, дети должны быть сознательными, уметь планировать день и управлять своим временем. Да, эти задания для младших школьников суперсложные, но после первых удачных шагов на пути к самостоятельности стоит отпустить эту ниточку контроля и дать сыну или дочери проявить себя, а не методично воплощать ваши ожидания.

Все мы по-разному воспринимаем и усваиваем информацию. Есть аудиалы, визуалы, дискреты, кинестетики. Исследования доказывают, что большинство детей — кинестетики, познающие мир через практический опыт. В онлайне, как правило, не существует практики — одни лишь данные, которые нужно как-то обработать и усвоить. И хорошо, если учитель пытается объяснять тему. Но мы знаем немало случаев, когда детям просто сбрасывают номер параграфа и страницы, и они сами проходят материал. Если что-то непонятно и переспросить у преподавателя нет возможности, не каждый школьник пойдет сам исследовать тему. Отсюда пробелы в образовании.

5. Отсутствие взрослого-авторитета и магии учебного процесса

Для эффективного обучения детям нужен человек, которому они доверяют и в присутствии которого не боятся сделать ошибку. Этот человек должен быть способен создать эффект безопасного пространства, формировать и поддерживать динамику группы, особенно в младших классах. А когда дети сидят в Zoom с выключенным видео, создать атмосферу доверия сверхсложно. Еще хуже, когда связь подвисает и теряются отрывки сказанных учителем фраз. Это влияет на целостность и магию учебного процесса.

6. Мы до сих пор не разработали единую технологию перехода из оффлайна в онлайн

Большинство учителей до сих пор растерянно пожимают плечами, когда спрашиваешь о том, как эффективно интегрировать себя в учебный процесс нового формата. Они всю жизнь преподавали вживую, к новым реалиям никто не был готов. Детям тоже тяжело: они растут в эпоху информационных технологий и им скучно часами слушать преподавателей и записывать конспекты: безразлично, онлайн это или офлайн. Не все педагоги сразу начали использовать возможности онлайна и обогащать учебный процесс с помощью видео, интерактивных викторин. Многим педагогам трудно дались даже уроки в ZOOM. Поэтому сейчас можем только ждать, пока на государственном уровне введут единую систему с детализированной методологией дистанционного обучения.

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.

  1. Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.
  2. Автоматизация рутинных процессов.b> Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование интерактивных рабочих тетрадей с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает интерактивная рабочая тетрадь для 5–11 классов от Skysmart и

  1. Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает возможность найти подработку в (а таких школ много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Если вы справитесь с этим сейчас, к следующему учебному году можете попробовать свои силы в .
  2. Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий: , викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Обучающие игры не входят в официальную программу, но мы рекомендуем вам разбавить ими обычные задания. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.
  3. Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться — вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными, но при этом и более непринужденными.

  1. Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель, который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот свобода передвижения у учителей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу. Удаление от школьной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных аспектах работы.
  2. Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших еще до поступления в магазины и библиотеки. Неактуальные географические карты, математические задачки про расфасовку картофеля на овощной базе, иллюстрации в учебнике английского с изображением дискет и ЭВМ времен детства родителей — все это из другого мира, но не из мира современных детей. Удаленный учебный процесс позволяет учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам ребенка 21 века. Например, изучать английский можно не только по учебникам, но и по актуальным мемам, песням и последним эпизодам сериалов. А задачки про количество подписчиков в соцсетях намного ближе современным школьникам, чем подсчет картофелин.
  3. Доступность учебных материалов. Сейчас многие открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.

Хороший пример такого онлайн-урока — наш мастер-класс «Как запустить свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Приходите посмотреть, как работает онлайн-обучение — это бесплатно.

Минусы дистанционного обучения

1. Ограниченный выбор

К сожалению, не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Дистанционно вы можете изучать историю или литературу, можете стать отличным дизайнером или программистом. Но вы не сможете выучиться на пилота или хирурга.

Возможно, в скором будущем ситуация изменится. Однажды технология виртуальной реальности позволит людям с разных концов планеты принимать участие в совместных лабораторных работах. Когда это произойдет, список профессий и навыков, которые можно освоить дистанционно, сильно расширится.

2. Нехватка личного общения

Очное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение. Получая традиционное высшее образование, студент несколько лет варится в бурлящем котле университетской жизни. Он взаимодействует с преподавателями и одногруппниками в неформальной обстановке. Такое общение может порождать удивительные идеи и кардинально менять судьбы людей.

Если бы Билл Гейтс получал образование в Гарварде дистанционно, он никогда бы не встретил Стива Балмера и не основал бы Microsoft.

3. Отсутствие положительных «побочных эффектов»

То, что дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, человек лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования.

Например, процесс конспектирования длинных лекций тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.

4. Коварные обстоятельства

В процессе дистанционного обучения вы, наверняка, столкнетесь с непредвиденными обстоятельствами, которые будут вам мешать. К примеру, в самый неподходящий момент у вас может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и вы ничего с этим не сможете поделать. Удаленное обучение делает вас зависимым от технических средств.

Конечно, и по пути в университет можно застрять в лифте. Но если вы уже добрались до физического места учебы, мало что может помешать получать знания.

5. Отсутствие контроля

Отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя — минус, который можно легко перепутать с плюсом. Но не все так просто. Поначалу студенту может казаться, что отсутствие контроля дает ему дополнительную свободу. На самом же деле, дистанционное обучение требует от учащегося сильной мотивации и жесткой самодисциплины.

В процессе дистанционного обучения вам придется самому составлять учебные планы, а потом контролировать их выполнение, постоянно бороться с желанием расслабиться и отложить работу на потом.

Возможно обучение на нескольких курсах одновременно, чтобы получить следующий более высокий разряд. Для этого не нужно брать отпуск на основном месте работы или ездить в командировки. Существуют образовательные организации, которые проводят корпоративное обучение (повышение квалификации) работников предприятий и государственных служащих. В этом случае образование не прерывает стаж работы, и изученные навыки могут быть немедленно применены к трудовой жизни.

Минусы

Требуется сильная мотивация

Практически весь учебный материал усваивается самими студентами. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Не каждый может поддерживать правильный темп обучения без контроля.

Дистанционное образование не подходит для развития навыков общения

В дистанционном обучении личные контакты учащихся друг с другом и с учителями минимальны, если таковые имеются. Следовательно, эта форма обучения не подходит для развития навыков общения, уверенности в себе или навыков командной работы.

Недостаток практических знаний

Трудно преподавать специальности, которые вовлекают большое количество практических упражнений дистанционно. Даже самые современные тренажеры не заменят будущих врачей или преподавателей «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя

Пока что наиболее эффективным способом проверить, сдал ли студент честно и независимо экзамены или зачеты, является видеонаблюдение, что не всегда возможно. Вот почему студенты должны прийти на выпускной экзамен лично, чтобы посетить университет или его филиалы.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий