Узоры пейсли встречаются в рисунках ковров, тканей, украшениях, декоре архитектурных сооружений, интерьере. Его воссоздают в самых различных техниках декоративно-прикладного искусства. Как шаблон для точечной росписи, как набивной принт, наконец, просто затейливый рисунок на крышке шкатулки — вариантов не счесть.
Как нарисовать узор — рисуем узор турецкого огурца (готовые трафареты и схемы)
Этот узор немного напоминает скопление инфузорий под микроскопом. Сильно напоминает.
Узор «индийский огурец» известен под многими названиями, его также называют «турецкий огурец», пейсли или бута. Этот орнамент популярен с древности и известен у многих народов на обширной территории Востока. Его восхитительный восточный колорит пришелся по нраву и в Европе. Современные дизайнеры активно применяют «индийский огурец» в создании принтов для тканей, затейливого фона, для придания экзотичного звучания обычным предметам.
«Индийский огурец» — это каплевидный узор с заострённым и часто загнутым кончиком.
Узоры пейсли встречаются в рисунках ковров, тканей, украшениях, декоре архитектурных сооружений, интерьере. Его воссоздают в самых различных техниках декоративно-прикладного искусства. Как шаблон для точечной росписи, как набивной принт, наконец, просто затейливый рисунок на крышке шкатулки — вариантов не счесть.
Если вы никогда не рисовали «индийский огурец», то будете приятно удивлены, насколько же это просто и как пробуждает фантазию. Просто возьмите карандаш и бумагу и пробуйте. Немного потренировавшись, вы легко сможете создавать своими руками оригинальные схемы для точечной росписи или просто нарисовать замечательный уникальный узор на любом предмете.
Итак, начинаем рисовать «индийский огурец». Сперва рисуете каплю, она может быть самая разная: более тонкая или широкая, с прямым или загнутым хвостиком.
Затем начинаете добавлять элементы. Любые на ваш вкус: капельки, точки, круги, листья или просто дублируете контур вашей исходной капли.
Рисунок «индийского огурца» традиционно по-восточному плотный, с большим количеством деталей, но в современном декоре используют и более лаконичные варианты. Вы вправе выбрать, когда остановиться.
Орнамент может выходить и за границы капли. Творите и фантазируйте!
Вот и все. Дальше только тренировки!
Небольшая подборка рисунков и схем «индийского огурца» для вдохновения (и копирования 🙂
Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.
Д.Узор. «Турецкий огурец» (пейсли)
Горошек, клетка, полоски, ромбы, «елочка»… Орнаменты окружают нас повсюду, являясь важными составляющими современного дизайна. Совершенно нейтральные на первый взгляд, на самом же деле паттерны организуют вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, задают определенные способы их восприятия, направляют движение взгляда, соотносят целое с его частями.
Можно сказать, что узоры вплетены в саму жизнь. Воплощенный в той иной форме, цвете и материале, паттерн поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка.
Мы не могли обойти без внимания такую важную тему, как узоры в дизайне. Причем, рассмотреть ее захотелось целостно и всеобъемлюще, охватывая как рисунки, распространенные в культуре многих стран и характерные сразу для нескольких культурных традиций, так специфические, редкие паттерны. Так родилась идея создания цикла статей об истории узоров и, недолго думая, назвать его «Д.Узор».
А право стать первым среди героев историй нового цикла выпало никому другому, как «турецкому огурцу». Что ж, экзотический восточный гость, широко известный еще и под названием «пейсли», посещает Д.Журнал впервые. Встречайте!
Многообразие орнамента каплеобразной формы, его пластичность и готовность к трансформациям стали причиной огромной популярности «турецкого огурца» в качестве принта, которым усеяна одежда, всевозможные аксессуары, канцелярские предметы, а также весь интерьерный дизайн. Он известен как индийский огурец, турецкий огурец или боб, но чаще всего в Европе его называют «пейсли» (Paisley), хотя на родине величают «бута», что в переводе с санскрита означает огонь.
Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько. Мы не будем вдаваться в научные дебри и кратко, в общих чертах перечислим самые главные из них.
Растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.
Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» — это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, — знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.
Такое множество версий дает возможность говорить уверенно только об одном: орнамент пришел с Азии, а если точнее — с Персии (современный Иран), хотя по некоторым источникам, как было замечено, из Индии. В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность, что можно сказать и об этом орнаменте.
Сам по себе орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Паттерн «турецкий огурец» можно назвать славным детищем британской мануфактуры и восточного влияния. Утверждают, что появился он во времена правления династии Сасанидов (ІІІ — VII век н.э.), а распространился к XVI—XVIII в. Производить восточные шали с данным принтом начали в средние века в Индии, а затем и в других восточных странах. В те времена он украшал регалии и одежду знати, появлялся на ювелирных украшениях, посуде, предметах домашнего обихода и религиозного культа. В этой же форме выпекались лепешки.
У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.
Альфред Эдвард Шалон. Мать и двое детей (1812, Музей Джеффри в Лондоне, Великобритания)
До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» — так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.
Дэвид Боуи в костюме с элементами узора пейсли
Следующей волной популярности были времена хиппи — 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.
Узор на тенте
В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир — paisley pattern (пейсли) — очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.
Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.
В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму — пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.
Вито Сельма (Филиппины). Кресло «Пейсли»
Его традиционная палитра — яркие насыщенные цвета. Благодаря своей универсальности он прекрасно подходит для любого интерьера, но не любой узор примет в свое окружение. Однотонный и ненавязчивый фон поможет «огурцу» проявить себя во всей красе, кроме того, достаточно сложно будет подобрать гармоничное сочетание узоров в интерьере.
Тем ценнее удачные находки и открытия, которые можно совершить, вооружившись фантазией и собственным чутьем. Узоров на свете так много, что с ними можно экспериментировать до бесконечности, объединяя в тех или иных цветовых и фактурных сочетаниях в интерьере, графическом дизайне, одежде, аксессуарах и многом-многом другом.
Словом, дерзайте, а мы вам в этом чуть-чуть поможем, понемногу рассказывая о каждом из них. До новых встреч в Д.Узоре!
Ваша ИнфУзория, специально для Д.Журнала©.
При написании использованы материалы из следующих источников:
Ворончихин Н., Емшанова Н. Орнаменты, стили, мотивы. – У., 2004.
Meg Andrews — сайт об истории костюма и редких тканях
Что обозначает узор «турецкий огурец»?
Узор турецкий огурец
Неизвестно, есть ли на свете орнамент такой же древний и, в то же время, такой же неподвластный времени, как тот, который на Востоке называют «слеза Аллаха». Так же известен этот рисунок под названиями «персидский кипарис», «бута», «японский/восточный/турецкий огурец» и, конечно же, «пейсли».
Откуда родом орнамент «турецкий огурец»?
Родина «пейсли» доподлинно не установлена. Но большинство исследователей склоняются к тому, что впервые «турецкий огурец» появился на территории современных Ирана и Ирака где-то между III и VII веками нашей эры. В то время там располагалось государство Сасанидов. По другой версии, «бута» создали последователи зороастризма. Существует так же вероятность того, что впервые «слеза Аллаха» была нарисована на территории Индии.
История распространения орнамента по всему миру.
Как бы там ни было, возникнув где-то на Востоке, «турецкий огурец» стал стремительно распространяться по миру благодаря налаженным торговым связям. Таким образом, ещё до начала XVIIIвека «пейсли» добрался до берегов Африки, а чуть позже был завезён в Великобританию из Индии, являвшейся в то время английской колонией.
Британское высшее общество пришло в восторг от ярких узоров на индийских тканях. Безусловно, позволить себе такую экзотическую роскошь могли только самые богатые люди империи. Таким образом, ткани с орнаментом «бута» стали являться в Англии показателем статуса и успешности.
На это модное веяние чутко и быстро отреагировал целый шотландский городок Пейсли. Предприимчивые горожане стремительно наладили местное производство тканей с орнаментом «турецкий огурец». Конечно же, ткани были хуже, а цвета тусклее, но именно это помогло снизить цену на «бута» и сделать узор по истине народным любимцем.
Именно благодаря узору город Пейсли навсегда вошёл в историю моды и искусства, подарив орнаменту своё имя. Именно как «пейсли» знают «турецкий огурец» в странах Европы и Америки.
В Россию «турецкий огурец» пришёл из Османской империи примерно в середине XVIIIвека. Узор сразу пришёлся по вкусу знати и вскорости закрепился как самостоятельный элемент в узорах павловских платков и ивановских тканей.
К середине XIXвека «турецкий огурец» теряет свою статусность, становясь доступным всё большему количеству людей. Такая популяризация ведёт к ослабеванию интереса к узору. Как в России, так и в Европе про «пейсли» постепенно забывают.
Моду на «бута» миру вернул квартет «Битлз». Участники группы увлеклись восточными орнаментами после своего визита в Индию, а, вернувшись в Америку, заразили любовью к индийским психоделическим рисункам своих главных фанатов – хиппи.
С тех пор мода на «турецкий огурец» не проходит. Он был безмерно популярен среди «детей цветов», являлся опознавательным знаком для членов ЛГБТ-сообществ, перекочевал на банданы участников уличных банд, украшал сценические костюмы рок-знаменитостей.
В настоящий момент орнамент «пейсли» используется не только в одежде, аксессуарах и обуви, но и активно применяется при украшении интерьера.
Что обозначает узор «турецкий огурец»?
За свою долгу и насыщенную жизнь «турецкий огурец» приобрёл много значений. Например, в Азербайджане он известен исключительно как «бута», что в переводе означает «огонь» («пламя»), который в зороастризме символизировал начало новой жизни.
На близость к зороастризму указывает так же упоминание кипариса («персидский кипарис»). Там это дерево считалось символом вечности и жизненной силы.
В Индии верят, что специфическая форма орнамента схожа с формой ореха кешью, который когда-то являлся символом плодородия. Так же «турецкий огурец» напоминает манго и пальмовый лист, которые олицетворяют силы природы и вечное движение вперёд.
Сколько бы ни было возможных значений у «пейсли», очевидно одно – все они символизируют течение энергии, жизненную силу и молодость. Возможно именно поэтому «турецкий огурец» остаётся на пике популярности уже столько веков подряд.
А теперь подборка безумно красивых фото. Давайте полюбуемся ими:
Этот чудный Восток. История узора «Пейсли»
Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский «огурец» и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.
А теперь обратимся к истории:
Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута. каждый называет его по-своему. На востоке — бута, в Европе — Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает.
Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», « слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».
Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.
Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).
Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.
Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.
Как много версий происхождения этого орнамента.
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
А теперь подборка безумно красивых фото. Давайте полюбуемся ими:
похоже на декупаж
Источники
- https://tairtd.ru/information/blog/Risuem-indiyskiy-ogurets-Kak-narisovat-peysli.html
- https://www.djournal.com.ua/?p=2737
- http://www.vmersine.com/%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86/
- https://www.livemaster.ru/topic/109150-etot-chudnyj-vostok-istoriya-uzora-pejsli