Стиллер, Мориц

Стиллер, Мориц Родился в Хельсинки в семье польских евреев, настоящее имя — Мойше Штиллер. Его мать покончила жизнь самоубийством, когда ему было четыре года. После этого воспитывался в семье

Стиллер, Мориц

Родился в Хельсинки в семье польских евреев, настоящее имя — Мойше Штиллер. Его мать покончила жизнь самоубийством, когда ему было четыре года. После этого воспитывался в семье друзей родителей. С детства проявил интерес и способности к театру. Был призван в российскую армию, но, не желая служить, бежал в Швецию.

В 1912 году Стиллер начал работу в быстро развивающейся индустрии немого кино в Швеции, одновременно как сценарист, режиссёр (дебютировал фильмом Мать и дочь, швед. Mor och dotter ) и актёр короткометражных фильмов. Как актёр он снялся всего в пяти фильмах, и после 1912 года практически завершил актёрскую карьеру, чтобы иметь больше времени на сценарии и режиссуру. Скоро он перешёл к полнометражным фильмам. В 1918 году поставленный им фильм Первый сын Томаса Грааля (швед. Thomas Graals bästa barn ) с Виктором Шёстрёмом в главной роли получил множество откликов в прессе. К 1920 году Стиллер, снявший к тому времени более тридцати пяти фильмов, был ведущей фигурой шведской киноиндустрии.

В 1920 году в Королевском Драматическом Театре в Стокгольме он увидел молодую актрису по имени Грета Густафсон, и предложил ей важную роль второго плана в фильме Сага об Иёсте Бёрлинге. Он также выбрал для неё сценический псевдоним Грета Гарбо. Фильм имел значительный успех, и Стиллер и Гарбо отправились в США, где приняли предложение Луиса Майера о приеме на работу в компанию Метро Голдвин Майер.

В Голливуде Стиллер начал работать над фильмом Соблазнительница. Тем не менее, он не смог адаптироваться к работе в составе большой студии, и после множества конфликтов был уволен, а фильм передан Фреду Нибло. Стиллер был немедленно принят на работу в конкурирующую студию Famous Players-Lasky Corporation, где снял три фильма, но был уволен во время съёмок четвертого как результат постоянных разногласий с хозяевами студии.

Мориц Стиллер вернулся в Швецию в 1927 году и на следующий год умер от плеврита в возрасте сорока пяти лет. Он похоронен в Стокгольме на кладбище Норра.

Читать страницу 64 онлайн. К новой жизни, за океан Спустя несколько месяцев голливудская киностудия «Метро Голдвин Майер» предложила Стиллеру весьма выгодный контракт: снять несколько фильмов в США. Мориц дал согласие, но потребовал, чтобы «Метро Голдвин Майер» пригласила и Грету Гарбо. Стиллер добился своего. Так восходящая звезда шведского кино оказалась за океаном. Вспоминала ли она в те времена триумфа странствующего во льдах Мальмгрена? Об этом нет достоверных сведений. Незадолго до отъезд

ЛитЛайф

Помогите нам сделать Литлайф лучше

К новой жизни, за океан

Спустя несколько месяцев голливудская киностудия «Метро Голдвин Майер» предложила Стиллеру весьма выгодный контракт: снять несколько фильмов в США. Мориц дал согласие, но потребовал, чтобы «Метро Голдвин Майер» пригласила и Грету Гарбо. Стиллер добился своего.

Так восходящая звезда шведского кино оказалась за океаном.

Вспоминала ли она в те времена триумфа странствующего во льдах Мальмгрена?

Об этом нет достоверных сведений.

Незадолго до отъезда в США Мориц поинтересовался у Греты:

— Ты зачастила на почту. Ждешь писем от многочисленных поклонников?

— Жду только от одного человека, — ответила Гарбо. — Но он никогда не напишет. Мы так договорились.

— Зачем же ты ходишь на почту? — удивился Мориц.

— Сама не знаю. Наверное, как всегда, жду чуда.

— В твоей жизни стало происходить предостаточно чудес. Не надо жадничать, оставь их и для других. — заметил Стиллер и с нотками ревности поинтересовался: — А кто он.

Грета загадочно улыбнулась.

— Рыцарь арктических льдов, снегов и метелей.

— Ледяной рыцарь. Куда он тебя увезет? Из Стокгольма—в вечную стужу? Ты этого хочешь. Думай лучше о новой жизни за океаном, о том, как завоевать американский экран.

— Мы все равно встретимся с ним здесь, в Стокгольме. — сказала актриса таким тоном, словно помехой этой встрече был Стиллер.

«Снежная королева экрана!»

В 1925 году Грета и Мориц прибыли в Соединенные Штаты. Впоследствии Гарбо вспоминала: «Когда я приехала в Америку, то была похожа на корабль без руля и паруса — испуганная, потерянная и одинокая.

Я была неуклюжа, боязлива, вся издергана, мне было стыдно за мой английский. Именно поэтому я возвела вокруг себя непробиваемую стену и живу за ней, отгородившись от всего мира. Быть звездой — нелегкое дело, требующее уйму времени. ».

Руководитель «Метро Голдвин Майер» Луис Майер вначале с неодобрением отнесся к шведской актрисе.

— И зачем Мориц Стиллер приволок ее за собой. Смешно даже подумать, что эта скандинавская крестьянка сможет когда-нибудь выглядеть, как Норма Ширер или другие звезды. — жаловался Майер в кругу приближенных.

Стокгольм. История. Легенды. Предания img_91.jpeg

— В самом деле, девица из Стокгольма — неповоротлива, молчалива, холодна, безучастна к жизни и к работе. Не актриса, а снежное изваяние. — соглашались с Луисом многие коллеги.

Но вскоре среди деятелей американской киноиндустрии произошел перелом в отношении к Грете Гарбо.

За несколько дней до съемки фильма «Поток» одна из исполнительниц главной роли заболела. Было принято решение спешно ввести Грету. Первые кинопробы весьма удивили всех.

Известный американский режиссер Билли Уайлдер впоследствии писал: «Чудо Гарбо — это чудо целлулоида.

На кинопленке ее лицо полностью преображалось, становилось ликом звезды, на котором зритель пытается прочесть все тайны женской души. Эмульсионный слой пленки невероятным образом сообщает плоскому изображению глубину и таинственность. Случай Гарбо — это случай рождения звезды на пленке».

Фильм «Поток» принес ей любовь зрителей и заставил по-другому взглянуть на шведскую актрису деятелей киноиндустрии Соединенных Штатов. Американская пресса писала о ее необыкновенном таланте и завораживающей внешности.

Поэтесса Айрис Гри восторгалась: «Когда Гарбо смеживала веки, ее длинные ресницы цеплялись друг за дружку, и перед тем, как она снова открывала глаза, слышался явственный шорох наподобие трепета крыльев мотылька».

«Прекрасная покорительница Америки. », «Скандинавская амазонка завоевала нас. », «Снежная королева экрана. », «Обладательница волшебной красоты и таланта. » Подобные отзывы наполнили страницы газет и журналов Соединенных Штатов.

— Неужели я старею и теряю чутье. — заявил после выхода фильма «Поток» Майер. — Как же я не разглядел в гадком утенке прекрасного лебедя.

Луис, осознав свою ошибку, предложил Грете и Морицу сотрудничать с его киностудией. Вскоре начались съемки фильмов «Соблазнительница» и «Плоть и дьявол», где Гарбо исполняла главные роли. С той поры за актрисой закрепилось амплуа трагической или роковой возлюбленной.

Стокгольм. История. Легенды. Предания img_92.jpeg

Грета Гарбо в роли Анны Карениной

В 1927 году, во время съемок фильма по мотивам романа Льва Толстого «Любовь», где Грета исполняла главную роль — Анну Каренину, у нее начались ссоры со Стиллером. По мере возрастания славы ученицы его собственные дела в кино шли все хуже и хуже. Фильмы, снятые Морицем в Соединенных Штатах, не привлекли внимания ни зрителей, ни прессы.

— Меня здесь не хотят понять. Америка подавляет мое творчество. Я оказался в каком-то лабиринте и не могу найти выхода. — не раз заявлял он Грете.

Свою досаду Мориц стал срывать на актрисе. В Голливуде ему некому было пожаловаться, излить обиды. Гарбо молча выслушивала своего учителя, но ничем не могла помочь.

Стиллеру так и не удалось прижиться в американском кинематографе. В 1928 году кинокомпания отказалась от его услуг. Растерянный и удрученный, Мориц вернулся в Швецию. А его ученица и недавняя подопечная навсегда связала свое творчество с американским кино.

Спустя два года Грете сообщили, что Мориц умер после тяжелой болезни. Она хотела немедленно отправиться в Стокгольм: как не проститься с человеком, открывшим ее талант и так повлиявшим на ее судьбу?

Но у киноиндустрии свои правила. Шла съемка нового фильма с участием Гарбо, и актрису не отпустили в Стокгольм.

Она стала одной из немногих звезд немого экрана, успешно освоившихся в звуковом кино. «Анна Кристи» был первым фильмом, где Грета заговорила.

Критики пришли к единодушному мнению: низкий, чувственный, проникновенный голос Гарбо завораживает зрителя не меньше, чем ее внешность, жесты и мимика.

Хотя киноведы недоумевали: как удалось актрисе, плохо владеющей английским языком, покорить звуковой экран.

Еще одна — из множества — загадок Гарбо!

Росли ее слава и мастерство — проявлялись и признаки звездной болезни. Теперь она могла себе позволить капризничать на съемочной площадке, требовать повышения гонораров, особо не церемонясь, проявлять недовольство.

— Американское кино теперь нуждается во мне больше, чем я — в нем. — не раз говорила Грета приятелям.

Чтобы заставить пойти ей на уступки, она частенько заявляла кинопродюсерам и режиссерам:

— Кажется, мне пора возвращаться в Стокгольм. Там меня по-настоящему ценят.

Фраза действовала безотказно — Гарбо добивалась своего: повышались гонорары, менялись условия контрактов, переделывались сценарии, как того хотела она.

— «Снежная королева» научилась показывать коготки. — частенько сокрушались ее продюсеры и режиссеры.

В тот год, когда Грета снималась в фильмах «Божественная женщина» и «Таинственная дама», Финн Мальмгрен готовился к новой экспедиции.

Итальянский авиаконструктор, генерал Умберто Нобиле, намеревался на дирижабле «Италия» совершить полет к Северному полюсу, высадить на лед группу ученых для проведения исследований, а также изучить район между Гренландией и Шпицбергеном, Землей Франца-Иосифа, канадским Арктическим архипелагом.

15 апреля 1928 года дирижабль Умберто Нобиле поднялся над Миланом и отправился в далекий путь. В состав экипажа входили 16 человек. Среди них — и уже опытный к тому времени исследователь Арктики, тридцатитрехлетний Финн Мальмгрен. Он отвечал за проведение метеорологических и океанографических наблюдений.

Оцените статью
ActualBeauty