От «Ребекки» до «Смерти на Ниле»: лучшие фильмы про расследования загадочных убийств

Подборка выдающихся картин про таинственные убийства — от классики до новинок. Фильмы с неожиданной развязкой, загадочные триллеры, хорроры и детективы. Интересные фильмы о расследовании убийств.

От «Ребекки» до «Смерти на Ниле»: лучшие фильмы про расследования загадочных убийств

Подборка выдающихся картин про таинственные преступления — от классики до новинок.

От «Ребекки» до «Смерти на Ниле»: лучшие фильмы про расследования загадочных убийств

Кадр из фильма «Достать ножи»

Мы живем в золотой век криминального контента: от документальных фильмов до подкастов, телешоу и книг. А это значит, что недостатка в детективных фильмах про загадочные преступления у современных зрителей нет.

Но вот вопрос — как во всем этом разнообразии найти по-настоящему хорошие картины, от которых будет трудно оторваться?

Спешим тебе на помощь и сужаем круг потенциальных лент для просмотра — в нашей подборке все только самое интригующее и таинственное.

Убийцы и преступники, которые существовали на самом деле ☠️

10 самых известных маньяков из кино и их реальные прототипы

Создатели ужастиков часто вдохновляются преступлениями из жизни и маньяками, которых показывают в новостной хронике или печатают в газетах. Все же фантазия любого человека ограничена, а жизнь порой бывает более жуткой, чем любой профессиональный сценарий. Вот список самых жутких убийц из кино — как минимум потому, что основаны они на настоящих личностях 😱

Людоед

Откуда: «Людоед» (1999)

Прототип: Альфред Пакер

Культовый фильм ужасов рассказывает о периоде американско-мексиканской войны: капитана Джон Бойда отправляют служить в отдаленный калифорнийский форт. Однажды в поселение приходит изголодавшийся и оборванный мужчина по имени Калхун. Он рассказывает историю побега из пещеры, в которой оказалась заперта группа туристов. Из-за недостатка провианта люди начали есть друг друга, но Калхуну удалось бежать.

В истории множество примеров каннибализма в экстремальных ситуациях, и фильм отталкивается от одной из них, а конкретно от биографии Альфреда Пакера. Мужчина был золотодобытчиком, прибывшим в Калифорнию во время Золотой лихорадки. Паркер был обвинен в убийстве и поедании товарищей по работе, приговорен к смертной казни, но позднее наказание смягчили до 40 лет тюрьмы.

фото: @let_them_fight_podcast

Генри

Откуда: «Генри: Портрет серийного убийцы» (1986)

Прототип: Генри Ли Лукас

По названию картины понятно, кто именно вдохновил создателей на ужастик — некий убийца по имени Генри. По фильму мужчина вовлекает в серию бессмысленных убийств своего сокамерника, каждый раз сочиняя все более и более изощренные способы издевательства над людьми.

Прототип главного героя, Генри Ли Лукас, вместе с сообщником убил изнасиловал и съел около 11 человек, и это еще доказанные преступления. Помимо ужастика 1986 года, по мотивам убийств преступного дуэта сняли несколько художественных и документальных фильмов.

фото: @grizzly_books

Мик Тейлор

Откуда: «Волчья яма» (2005)

Прототип: Айван Милат и Брэдли Джон Мердок

Австралийский фильм ужасов про трех студентов, которые отправились к месту падения метеорита, чтобы стать участниками какой-нибудь мистической истории. Картина, которая начиналась как научная фантастика, плавно перетекает в хоррор с кровожадными убийствами.

Сюжет ленты основан на двух преступлениях: убийстве Иваном Милатом семерых пеших туристов в середине 90-х и подобном эпизоде с Брэдли Джоном Мердоком в 2011 году.

фото: @hkhthgpartsandpanels

Норман Бейтс

Откуда: «Психо» (1960)

Прототип: Эд Гин

Альфред Хичкок был признанным мастером саспенса психологической драмы, когда попробовал в 1960-м снять ужастик по роману Роберта Блоха. Правда, книга была скорее вдохновением: режиссер вольно обошелся с замыслом и переделал многие детали истории владельца мотеля с преступными замыслами.

А повлияла на образ Нормана Бейтса история серийного убийцы и грабителя из Висконсина по имени Эд Гин, которого называют самым жестоким серийным убийцей США. На счету Эда 2 подтвержденных убийства, выполненных с особой жестокостью, и 9 подозреваемых. Кстати, он же послужил «вдохновением» для создателей «Техасской резни бензопилой» и «Молчания ягнят».

фото: @serial.killerfacts

Призрачное лицо

Откуда: «Крик» (1996)

Прототип: Дэнни Роллинг

В 90- жанр хоррора был в упадке, но «Крик» возродил любовь зрителей к ужастикам. В нем умело сочетались черты слешера, насмешки над клише и дань уважения классическим ужастикам. На образ «Призрачного лица» создателей вдохновил Дэнни Роллинг, известный как «Гейнсвиллский потрошитель». На его счету 8 подтвержденных жертв, среди которых семья и группа студентов.

фото: @crimeculturepodcast

Ганнибал Лектер

Откуда: «Молчание ягнят» (1991)

Прототип: Альфредо Балли Тревино

«Молчание ягнят» вывел жанр ужастиков на новый уровень: это была не просто история с кровью и кишками, а психологический триллер. Мурашки у зрителей шли не от кровожадности преступлений, а от интеллекта главного героя и его леденящего взгляда.

Писатель Томас Харрис, роман которого лег в основу экранизации, основал образ Ганнибала Лектера на реальном серийном убийце — хирурге по имени Альфредо Балли Тревино. Работая в молодости репортером, Харрис брал у Альфредо интервью — ровно как Клариса Старлинг в фильме.

фото: @alfredoballitrevino

Пеннивайз

Откуда: «Оно» (1990/2017/2019)

Прототип: Джон Гейси

Образ клоуна-убийцы, который возвращается каждые 27 лет, основан реальной личности — серийном убийце Джоне Уэйне Гейси, который убил по меньшей мере 33 детей. Гейси был уважаемым членом общества, состоял в партии, помогал обществу, а в свободное время подрабатывал клоуном на праздниках. Стивен Кинг отрицал связь между образами маньяка и Пеннивайза, однако читатели и зрители не могли отделаться от ассоциаций.

фото: @the_kb_chronicles

Дракула

Откуда: «Дракула» (1931)

Прототип: Влад III Цепеш

Дракула впервые появился в романе Брэма Стокера: герой считается первым «настоящим» вампиром в литературе. Впрочем, в реальной жизни Дракула существовал задолго до выхода книги. Господарь Влад Цепеш, он же Влад Дракула, был правителем княжества Валахия и отличался особой жестокостью: грабил деревни, убивая всех, кого видел, как минимум десятки тысяч людей. Пил ли он кровь своих жертв, впрочем, неизвестно.

Энни Уилкс

Откуда: «Мизери» (1990)

Прототип: Дженин Джонс

В экранизации романа Стивена Кинга известный писатель Пол Шелдон попадает в аварию, и от неминуемой смерти его спасает некая Энни Уилкс. Но женщина не особо заинтересована в его выздоровлении: Энни — большая поклонница романов писателя и не желает расставаться с любимым автором. Персонаж Уилкс, которая работала медсестрой, основан на реальном человеке — Дженене Джонс. Женщина печально известна тем, что убила от 11 до 60 детей, которые оставались под ее присмотром, накачав их наркотиками.

фото: @truecrimetalk

Мутанты

Откуда: «У холмов есть глаза» (1977)

Прототип: Соуни Бин

Монстры в фильме Уэса Крейвена были слишком гротескными, чтобы иметь человеческий прототип, однако такой существовал. Каннибал Сони Бин, живший в 16 веке, основал клан из 48 людей. Это сообщество за 25 лет убило, изнасиловало и съело более 1000 человек. Когда личность Бина и его злодеяния были раскрыты, местные жители жестоко казнили его и его семью. Хотя существует мало исторических свидетельств, подтверждающих или опровергающих существование маньяка, миф о нем жив.

Во все века произведения искусства доставляли людям эстетическое удовлетворение и сподвигали их к свершениям. Только вот люди разные, поэтому и свершения не всегда носили положительный характер.

«Рембо. Первая кровь» — и снова бурная реакция канадцев на фильм

Неизвестно по какой причине, но самый большой процент сумасшедших мстителей снова проявился в Канаде. После выхода фильма про ветерана вьетнамской войны североамериканцы то и дело влипали в истории так или иначе связанные с героем Сильвестра Сталлоне.

Почти сразу после выхода фильма канадская полиция пыталась задержать мужчину в камуфляже и красной бандане, подозревавшегося в убийстве копа. Тот ожесточенно сопротивлялся и был застрелен.

Позже в лесах Торонто задержали подростка в боевой раскраске и военной одежде. Еще чуть позже задержали мужчину, устроившего себе бивуак в лесу. Он жил там 2 недели и «ловил шпионов», стреляя по прохожим из рогатки.

Фильмы про смертную казнь занимают свое место в жанрах детектива, триллера и драмы. Давайте рассмотрим самые известные из них.

Зеленая миля (Green Mile)

Фильм-легенда, который не нуждается в представлении и, в случае с которым, даже фразы начинающиеся на «если вы еще не смотрели» кажутся насквозь очевидными. Без сомнения самый известный фильм, в котором фигурирует смертная казнь. В отличие от большинства других работ в этом материале, «Зеленая миля» переносит нас на восемьдесят лет в прошлое. Электрический стул не был в 1935 году чем-то новым и уже «успешно» применялся в ряде штатов, как инструмент вынесения высшей меры наказания за убийства. В самом фильме довольно подробно описано функционирование тогдашнего блока смертников и показано непосредственно три казни прямо в кадре. Это отрепетированный уход из жизни Арлена Биттербака, который прошел без эксцессов и неожиданностей. Это казнь Эдуарда Лакруа, которая стала одной из самых шокирующих и узнаваемых сцен в мировом кино – не для впечатлительных, беременных и детей. И это финальное исполнение приговора для невиновного Джона Коффи. Большая часть трехчасового хронометража Green mile проходит как раз на Миле, а главными героями выступают смотрители, так что это буквально ода тематике смертной казни. Книга Стивена Кинга, по которой был снят фильм Дарабонта, буквально переполнена подробностями и всячески советую ее к прочтению.

Зеленая миля (Green Mile) смертная казнь

Как снимали кино про стрельбу в учебных заведениях в США, Британии и на постсоветском пространстве.

Основано на реальных событиях: 7 фильмов о расстрелах в школе

Основано на реальных событиях: 7 фильмов о расстрелах в школе

Как снимали кино про стрельбу в учебных заведениях в США, Британии и на постсоветском пространстве.

Массовые убийства – страшная примета времени, с лихвой отраженная в культуре. Кино буквально зациклено на одной из первых трагедий такого рода, когда два подростка расстреляли однокашников в школе «Колумбайн». Вспоминаем показательные фильмы о стрельбе в школе .

«Если…» (1968)

расстрел в школе

Первый фильм «британской» трилогии Линдсея Андерсона вышел в значимом 1968 году. Тогда на демонстрациях полиция расстреливала студентов и одновременно казалось, что конец старых порядков близок. Тогда же террор все еще расценивался как путь борьбы за свободу, а не худший вид массового преступления.

Школа для учеников «Если…» – метафора архаических институтов западной цивилизации, особенно характерных для Великобритании. Здесь «легальное» подавление личности ученика в процессе освоения школьной программы дополнено извечной традицией издевательства старших учеников над младшими. В финале школу охватывает восстание.

Снято оно в сюрреалистическом духе, но все же школьники действительно стреляют в солдат. Подросток становится не расходной единицей, а субъектом, пусть даже насилия и преступления. Роль лидера восстания была большим дебютом Малкольма МакДауэлла, который вскоре укрепил реноме бунтаря в «Заводном апельсине» Кубрика и продолжил работу в сатирическом кино Андерсона.

«Слон» (2003)

Стрельба в школе

От расстрелов в школе как метафоры – к фиксации новой реальности. Возможно, взгляд Андерсона на происходящее был слишком мрачен и точен, поэтому «Если…» 30 лет фактически оставалась единственной картиной в своем роде. Однако массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году породило не только волну подражаний, но и по сути поджанр кино. И потому, что мир, в котором происходит подобное, следовало осмыслить, и потому, что такая фабула, с циничной точки зрения режиссера, хороший задел для сюжета.

Гас Ван Сент не хочет эстетизировать произошедшее в «Колумбайн» (в фильме школа носит другое название). Внимание рассеяно между разными героями, будущие школьные стрелки заметны не сразу . Камера фиксирует красивые виды осеннего городка, следит за болтающими школьниками, их родителями. Иногда мы видим будущих убийц, но не знаем, что ими движет. Подсказки, рассыпанные автором, одна хуже другой: школьная травля, видеоигры, свастика в телевизоре, легальное оружие, даже латентный гомосексуализм.

Каждое объяснение опровергает другое, высказывание невозможно, остается чистый акт насилия. Тем более шокирующий на контрасте с нежностью и меланхолией, которые пронизывают остальное пространство фильма.

«Нулевой день» (2003)

Чуть раньше или позже фильмы о «Колумбайн» снимали многие, включая многостаночника Уве Болла. Но среди наиболее интересных – независимая лента Бена Коччио, который позднее станет сценаристом «Места под соснами». Коччио снимал в манере, близкой к «Догме-95»: настоящие локации в маленьком городке, актеры-подростки и их реальные родители в главных ролях. Наконец, все снято на ручные камеры, по сюжету принадлежавшие антигероям.

Это видеодневник хладнокровных убийц, презирающих свои жертвы. Они много говорят о справедливости и «пути самурая» и едва ли боятся оставить эту жизнь, которую считают скучной. Когда «Нулевой день» снимался, еще не было хороших камер в телефонах, видеоблогов и стримингов, поэтому со временем фильм стал выглядеть еще актуальнее, чем раньше. Объектив камеры становится объективом прицела.

«Боулинг для Колумбины» (2002)

От имитации документального кино – к широко обсуждаемой в свое время документалке Майкла Мура. Вскоре режиссер получит «Оскара» за «Фаренгейт 9/11», а до этого набирает очки на столь же недвусмысленном и яростном высказывании в «Боулинге». В то время как американское общество винит в случившемся насилие в телевизоре, в играх, в рок-музыке, торговцы оружием практически бесконтрольно продают любые боеприпасы по всем Соединенным Штатам.

Мы видим родственников погибших и выживших в бойне: тех, кто остался инвалидами от множества пулевых ранений. Слушаем сторонников свободного ношения оружия, беседуем с Мэрилином Мэнсоном и одним из авторов «Южного Парка» Мэттом Стоуном. Последний, кстати, обвинит Мура в манипуляциях, и карикатурное изображение документалиста появится в мультсериале. Сегодня, в общем, очевидна бесхитростность подачи режиссера, но тогда откровенный разговор по горячим следам произвел большое впечатление.

«Класс» (2007)

Вероятно, самый знаменитый эстонский фильм Ильмара Раага – тоже отдаленная рефлексия на тему событий в Америке, но снятая на постсоветском пространстве. Возможно, поэтому она обрела чуть ли не культовый статус в России. Эти коридоры, парты, спортивные раздевалки и другие локации, бывшие, несомненно, свидетелями самых отвратительных сцен. Узнаваемые ситуации, где до предела доведен накал драматизма, который завершается невиданным актом возмездия. Сегодня, когда и постсоветские школы узнали массовые шутинги, «Класс» может показаться предвидением.

В центре сюжета – снова будущие убийцы и нынешние жертвы. Вернее, вечный классный изгой и один из его мучителей, в котором взыграла совесть. Но маховик коллективного насилия нельзя остановить так просто. Смелый фильм – показывает ситуацию, останавливаясь на проблеме чести. Череда обязательств, предательств, унижений и случайных обстоятельств буквально не оставляет персонажам выбора поступить иначе.

«Что-то не так с Кевином» (2011)

Фильм Линн Рэмси о матери убийцы. Что должна чувствовать та, чей сын хладнокровно убил с десяток невинных жертв, включая собственного отца и сестру? Героиня Тильды Суинтон предпочитает стоически нести свое бремя, навещая сыночка в тюрьме. Она надеется когда-нибудь понять, что же случилось. По ходу фильма мы узнаем, что Кевин с детства был демоническим ребенком, который словно ничего не желал, кроме как изводить собственную мамашу. Чтобы та прощала его снова и снова.

Может быть, эта история о том, что есть люди, ужасные без всякой на то причины. А может быть, фильм об искажении восприятия – если героиня не может или не хочет вспомнить, почему ее сын такой странный. Факт в том, что Суинтон и персонаж Эзры Миллера здесь пугающе похожи. Простая история, которая не дает простой разгадки.

«Черный дрозд» (2012)

Канадская независимая драма Джейсона Бакстона о скулшутинге, которого не было. Хотя условия были. Маленький город. Агрессивная компания хоккеистов, симпатичная девушка, которая обратила внимание не на них, а на неформала-одиночку. Травля, снятая на камеру. Умершая мать, отец с ружьем.

Далее парень-гот по совету психолога пишет рассказ о том, как убил бы своих обидчиков и выплеснул злость. А его за это на счет три отправляют в тюрьму до выяснения обстоятельств. Там его травят уже настоящие малолетние уголовники.

Как и «Если…» Андерсона, этот фильм напоминает о том, что классические школьные убийства – не просто проблема тех, кто их совершил. Насилие порождено самой системой подавления и контроля, которая наказывает вслепую и предпочитает цензуру воспитанию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
ActualBeauty