Дрэг-искусство как культурное явление в России: 5 историй травести-артистов

Дрэг, или травести — жанр шоу, в котором мужчины выступают в женских образах. В Америке это культурное направление очень популярно, а знаменитый траве…

Дрэг-искусство как культурное явление в России: 5 историй травести-артистов

Дрэг, или травести — жанр шоу, в котором мужчины выступают в женских образах. В Америке это культурное направление очень популярно, а знаменитый травести-артист Ру Пол получил множество наград, включая «Эмми», за свое реалити-шоу по поиску дрэг-квин. В России же подобные выступления загнаны в рамки тематических площадок и клубов, несмотря на то что это явление в искусстве сильно повлияло на массовую культуру (по факту, даже некоторые популярные русскоязычные исполнители выступают в этом жанре).

Почему в России дрэг скован форматом? Кто они, наши дрэг-дивы, и с какими сложностями им приходится сталкиваться в современном обществе? В каких клубах можно посмотреть лучшие шоу? Чтобы узнать ответы на эти вопросы из первых уст, а также все увидеть собственными глазами, мы посетили уникальное в своем роде событие — первый в Москве перформанс-исследование дрэга «Мамины туфли», который прошел в музее АРТ4.

Эволюция дрэга

Перформанс «Мамины туфли», поставленный по мотивам реальных историй травести-артистов в России, является совместным проектом Технотеатра и творческой организации House of Tina. Его создатели — режиссер, педагог Виктория Нарахса и Никита Лойк (создатель и режиссер ютьюб-шоу «А поговорить?») — поставили цель — изучить дрэг как явление с разных сторон и без субъективной оценки.

Площадку долго искать не пришлось. Музей АРТ4, создателем которого является Игорь Маркин, оказался чуть ли не единственным местом в столице, открытым для таких креативных экспериментов. Центральная часть перформанса — это документальные истории московских дрэг-артистов. Они сами и участвуют в шоу совместно с театральными актерами.

Мы приехали в музей АРТ4 немного раньше и застали участников перформанса за репетицией и побывали в святая святых — гримерной комнате. Перед каждым выступлением дрэг-квин сами наносят очень непростой и многослойный макияж. По сути, им нужно «нарисовать» новое лицо. Обычно это занимает два-три часа. Отдельный пункт — костюмы, не менее сложные и дорогие. Кроме того, многие дрэг-дивы носят силиконовые накладки на грудь и ягодицы, чтобы фигура выглядела более женственной.

Перед началом перформанса мы успели поговорить с Викторией Нарахсой и Никитой Лойком.

«Темы квира и дрэг-искусства в принципе очень актуальны для меня, — поделилась с SRSLY Виктория. — Во всем мире ситуация такова, что уже давно никто не прячется и квир-сообщество в целом чувствует себя безопасно. Однако в России история несколько иная. На самом деле, я должна была заниматься проектом, связанным с этой тематикой, в Германии. Но из-за пандемии застряла в Москве, а его в итоге переформатировали в онлайн-режим. Тогда у меня возникла идея создать перформанс в России.

По словам Виктории, у проекта есть и вторая часть — это фильм, который сейчас снимают. Также они с Никитой параллельно занимаются поисками дополнительного финансирования. Возможно, осенью или зимой состоится еще и премьера картины о дрэг-артистах.

«Есть мысли в будущем сделать и большой мюзикл о данном жанре искусства, — продолжает Нарахса. — Однако и здесь все упирается в бюджет. Вообще, дрэг в России скован форматом из-за гендерных стереотипов, некоторой необразованности (многие просто не понимают, что это такое) и, как следствие, — желания отвергать все непонятное и незнакомое. Я считаю, что осуждать за форму искусства, в которой работает артист, — последнее дело. Другой вопрос, что российского обывателя всегда волновало, кто с кем спит. Почему так происходит до сих пор, в XXI веке? Вот тут нужно проводить долгую просветительскую работу, чтобы хоть немного изменить ситуацию и повлиять на отношение к квир-людям, в том числе и к дрэг-артистам».

«Мы решили поставить перформанс о дрэге, потому что эти ребята существуют и их довольно много, — добавляет Никита Лойк. — Они выступают в ночных клубах и на корпоративах, но чаще всего загнаны в абсолютный шкаф. Они появляются под покровом ночи в специальных заведениях, где собирается определенная публика и есть фейс-контроль. Туда так просто не попасть. В то же время на Западе это часть культуры и музыкальной индустрии — по ТВ идут шоу типа Drag Race Ру Пола или Dragula. Программа Ру Пола выходит с 2009 года и пользуется сумасшедшей популярностью. Отсняли уже 12 сезонов. Нам хотелось показать, что дрэг-артисты — прежде всего люди, которые живут в соседних квартирах, и они так же ходят в кафе и кино, как и мы. У каждого из них мы взяли интервью, откуда сделали выжимки, которые затем отрепетировали вместе с нашими актерами. У дрэгов была задача просто выйти на подиум, а у актеров — прочитать монологи и рассказать их истории. То есть травести-артисты впервые слышали о своей жизни со стороны. В этом и была задумка».

Не так давно Виктория Нарахса познакомилась с художницей Тиной Абрамян, которая год назад создала творческое объединение под названием House of Tina или «Хаус Тины». В состав «дома» входят девять травести-артистов, выступающих в клубах Москвы. В исследовании приняли участие следующие актеры: Ники Джем, Софи, Саманта КиллБилл, Майами, Канарейка, Ванилла Абсолют, Фригида, Каллиста Блэк.

«Я мечтаю вывести дрэг-культуру за рамки клубов, — рассказывает в интервью SRSLY Тина Абрамян. — Помогаю ребятам с пиаром, выступаю в качестве продюсера и организатора съемок. На самом деле, заработок дрэг-артиста в России небольшой — 3–6 тысяч рублей за ночь. А выступают ребята всего два–три раза в неделю. При этом много денег уходит на покупку косметики и создание образов. То есть, по факту, дрэг-выступления на сегодняшний день — это больше дорогое хобби, чем профессия».

Когда главный зал музея заполнился гостями, на сцену вышел Сергей Трофимов, известный в индустрии под псевдонимом Фригида.

Артист разъяснил публике некоторые понятия и термины. Например, рассказал, почему «травести» и «дрэг» — это синонимы. Дело в том, что неологизм «дрэг» (герои материала, правда, предпочитают употреблять русифицированный вариант «драг». — Прим. SRSLY) еще не до конца укоренился в русском языке, а потому звучит как будто несколько инородно. Части людей более понятен термин «травести» (кстати, ударение ставится на последний слог), который пришел в русский язык с театральных подмостков.

«Таким образом, в словаре современного русского языка есть следующее определение «травести»: это «театральная роль, предназначенная для исполнения человеком другого пола», — рассказывала публике Фригида. — Мне бы хотелось остановиться на широком понятии дрэга как поля для экспериментов с гендерными нормами и условностями, когда человек может интерпретировать свой образ так, как он захочет, став, к примеру, королевой хоррора либо комедии или же совершеннейшим фриком и трэш-дивой. Далее давайте обратимся к истории и проследим эволюцию дрэга.

Артистами на сцене воссоздавался образ с целью достоверной подачи в трагедийном, комедийном или драматическом ключе. При этом лицедействовать позволялось только мужчинам. Традиция исполнения женщинами партий мужчин появилась чуть позже. В XX веке женщина могла примерять на себя мужское платье, когда того требовал сюжет художественного произведения. В данном случае мы можем привести в пример всеми любимую Шурочку Азарову из «Гусарской баллады». Получается, что до XX века дрэг не имел тесной привязки к ЛГБТ-сообществу, а являлся уделом исполнения ролей гетеросексуальными мужчинами».

История 1

После выступления Фригиды и создателей проекта Никиты Лойка и Вики Нарахсы перешли к самой волнующей части перформанса — документальным историям дрэг-артистов. Оказалось, что за всеми этими блестками, накладными ресницами и париками скрываются люди, испытавшие большие разочарования. Для многих непринятие их образа жизни окружающими, порой самыми близкими, обернулось глубочайшими психологическими травмами.

Первой к зрителям вышла Ники Джем — одна из наиболее известных российских дрэг-королев. Она села на стул, а рядом с ней встала актриса, зачитавшая ее историю. Публика мысленно переместилась в детство Ники, которую тогда еще все знали как маленького Илью. В детском саду мальчик нашел женскую вязаную юбку и примерил ее. Родители заметили это и запретили делать это снова.

«Я думал: «@#$%ь, да выбросили бы уже эту юбку. Неужели не видно, что у ребенка проблемы? Выкиньте, сожгите ее!» — зачитывала актриса выжимки из интервью Ники. — Нет, они в очередной раз мне ее дали. А я такой: «Ну я же ее не надевал» — «А как ты ее носил?» — «На голове!» — «Зачем?» — «Это был шлем» — «Не @#%и, это был не шлем. Зачем ты носил ее на голове?» — “Это была шапка. Еще раз. Это были волосы!” Снова мне прилетело за это.

Я, конечно, сомневаюсь, что он имел в виду «на собственном опыте», но я понял.

Били очень много — и меня, и брата. За все: за неправильное поведение, плохие оценки. Идешь домой с тройкой и точно знаешь, что будет…

Может, внутри где-то и есть обида на них, но я не хочу сейчас быть жертвой, бедным, несчастным человеком, обиженным на своих родителей за то, что его били. Мне кажется, это частое явление для российских семей. Сор из избы нельзя выносить. Потому какие действия? Кому я что скажу? Скажу учительнице? Спрошу у своих одноклассников? Они скажут: «Нас тоже @#$%ят».

Потом впервые в жизни у меня случился геморрой — и я не знал, что делать. Подхожу к отцу. Думаю, умный человек. Он сначала посмотрел в сторону, потом подумал, затем начал: “Илья, ты же понимаешь, отчего у тебя геморрой? Тут твои сексуальные предпочтения». @#$%ь, я так горел.

Наверно, самый тяжелый разговор с родителями был, когда я решился на каминг-аут. Я отдал маме планшет, которым перестал пользоваться, и вот это гребаное хранилище диска, где синхронизируются фото со всех устройств. Однажды перед выступлением в клубе сижу, фотографирую себя — красивая, все дела… Выкладываю в инстаграм. Возвращаюсь домой: «Мам, привет». Она через плечо кричит отцу: «Вадим, он приехал!» Я подумал, что попахивает чем-то нехорошим.

Ну что же еще? Я же гей. С точки зрения отца, хуже быть не может. Папа сажает меня на стул, и начинается разговор: «Расскажи, почему ты работаешь проституткой?» Мне сложно его понять, ведь я этим не занимаюсь. Опять же, возвращаясь к моей низкой самооценке: «Кто за это будет платить?» Я, может, и не против: у вас товар, у нас купец — но товара нет. Поэтому и купцов не особо.

Последние два года я к родителям по-другому начал относиться, и они ко мне. Как бы глупо это ни звучало, чувствую, что они хотят моего счастья».

Во время грустного и в то же время ироничного рассказа взгляд зрителей постоянно перемещался с актрисы, которая зачитывала историю, на главного героя — Ники. Все наблюдали за тем, как на ее лице отражалась полная гамма эмоций — от улыбки до слез.

История 2

Второй была история Софи, в обычной жизни Виктор. Когда мальчик появился на свет в Новокузнецке, отец от него почему-то отказывался, хотя они были очень похожи внешне. А потом и вовсе стал жить с другой женщиной и практически не занимался воспитанием сына. Разумеется, этот факт сильно отразился на маленьком Вите.

«В детском саду я хотел жениться на Пугачевой, — читала актриса воспоминания Софи. — Тогда она, по-моему, только с Галкиным начала что-то мутить. Я вырезал ее фотографию и наклеил себе на пенал. Мама даже хотела ей письмо написать.

А когда отца та тетка погнала, он стал жить с нами и очень сильно пил. Были постоянные ссоры, скандалы: «Это моя квартира! Вы здесь никто». Мама часто плакала. Когда он ушел из полиции, то стал работать охранником — в подземном переходе, на какой-то базе — в общем, по наклонной пошел. Заработает и все пропивает.

Я помню, как он побежал на меня на кухне, загнал в угол. А там стоял термос с кипятком — он схватил его и об пол. Тот вдребезги. Мне ошпарило ногу практически до колена. Лечили очень долго — ожог третьей степени.

У меня был только один друг, Степа. Мы с ним 8 марта играли в Верку Сердючку и Бабу-Ягу. Юбка мамина, блузка бабушкина, очки — маминой подруги. У Степы были туфли его матери, огромные, и грудь из шариков — лопалась все время. Это, конечно, был фурор.

Мама стала переживать, что я часто в куклы играю, ну и все эти переодевания …Поговорила с воспитателем в детском саду, а та сказала, что из меня вырастет хороший семьянин и отец.

В 11-м классе у нас был конкурс «Минута славы». Я переодевался в Гурченко и Софию Ротару — делал пародии. Многие шушукались за спиной, кричали: «@#$%?ц, гомосек!» Толкали в коридоре. А со Степой мы как-то рассорились. Я много писал ему, поздравлял с днем рождения. Мне было интересно, помнит ли он наше общение, дружбу и тот случай в школьной раздевалке, когда он мне сказал: «Представь, что я Арина Воробьева (так звали одноклассницу. — Прим. SRSLY)». Я ему: «Ты же мальчик». А он: «Ну представь». — «Ладно».

Если так дальше будет продолжаться, то я уеду. Я хочу быть актером. Часто задумываюсь, почему бы не быть дрэг-артистом, как на Западе? У нас много всего в клубах творилось: когда выходишь за территорию, ты просто должен сразу сесть и уехать с друзьями. Те, кто ловил попутку или чего-то ждал, — плохо заканчивали: их грабили, убивали, резали. Выходишь — тело лежит.

Та же Джоконда, которая работала в «Дягилеве». Все было круто. И вот идет она после клуба в мужском и в больших черных очках. Останавливается машина. Узнали: «Это же ты в кокошниках танцуешь?» Он: «Да, я». Тогда водитель говорит, что хочет ее убить, достает травматический пистолет и стреляет. Очки разлетелись. После этого случая он сказал, что хочет эмигрировать в Америку.

Конечно, когда отец умер, было очень больно. Я много плакал, не мог остановиться. Поехал на похороны, а мама говорит: «Ну что ты плачешь? Он же ничего тебе не дал!» Да я и сам понимал, что не было никакого близкого отношения. Часто корил себя, что наорал на него в последний раз, уже не помню, по какому поводу — из-за пьянки или денег.

Это, наверно, очень странно и непонятно, но я хочу иметь детей. Не разбираюсь ни в чем из всех этих мужских дел, но я бы показал им, что такое отцовская любовь и отношение. Мы бы поехали с ними на рыбалку. Это была моя мечта с детства».

Проблема инаковости

Ольга Серегина, арт-обозреватель, гость

Мне показалось, что в перформансе «Мамины туфли» очень хорошо найден баланс: ни из кого не «вышибают слезу», не занимают позицию жертвы, обвиняя всех и вся, не выдвигают ультиматум. Здесь деликатно и четко поставлена проблема инаковости. А это может коснуться каждого из нас. Заставляет задуматься: нетолерантность, агрессия по отношению к какой-то группе — свидетельство ущербности нападающего, а это, по сути, тоже инаковость. Приятно, что при всей серьезности темы, остроте сюжетов и грустной тональности, не остается ощущения безысходности и тупика. Наоборот, понимаешь, каким бы серым стал мир, если бы все были одинаковыми. Именно индивидуальность окрашивает его во все цвета радуги, так что не стоит ее бояться. Первая половина постановки — скорее спектакль: участники играли очень профессионально. Мне понравилось, как режиссеры увязали две части — спектакль и перформансы в виде «променада» по залам Музея АРТ4. Хороший формат, который удачно совместили с возможностями площадки.

Ольга Тимонина, арт-директор АРТ4

Пережить перформанс оказалось сложнее, чем его организовать. Откровенность текстов застала меня врасплох. Глубокие и шокирующие истории пробили насквозь и окунули в собственное детство, которое тоже не было идеальным. Сейчас актуально говорить об ЛГБТ-сообществе в России, и это нужно делать, потому что люди сталкиваются с необоснованной жестокостью. Особенно задела фраза: «За то, что избил гея, медаль дают, что ли? Почему меня так ненавидят? Что я плохого сделал?!» Такой вот перекос в головах у масс, инаковость вызывает агрессию, приступы негодования и ярости, а более насущные проблемы, такие как насилие в семье, воспринимаются нормально. Когда мы будем бороться с насилием, а не инаковостью, на мой взгляд, наша страна станет совершенно другой.

Мария Филиппович, пиар-директор, гость

Увиденное тронуло. Был эффект неожиданности, потому что когда ты слышишь про дрэг-див, то ожидаешь увидеть нечто зрелищное, а тут «попали» прямо в душу. Особенно задела первая история — с юмором о грустном. И в то же время это был настоящий театр. После такого выходишь с мыслями и осознанием чего-то большего. В своей работе я постоянно пересекаюсь с гомосексуалами и всегда относилась к этому просто как к сексуальному выбору. А во время перформанса увидела людей с надломами и глубокими травмами.

История 3

После непростых и душевных историй гостям предложили прогуляться по другим залам музея. Единственное условие — смотреть, но не разговаривать. В каждом помещении дрэг-королевы разыгрывали небольшие сцены-зарисовки из их жизни. Например, одна на швейной машинке шила костюм, другая танцевала, третья лежала на кровати в имитированной спальне…

А после у нас появилась возможность поближе познакомиться с некоторыми артистками. Мы поговорили с ними о дрэге, их выборе, отношениях с родными и толерантности.

27-летний Сергей выступает под сценическим псевдонимом Майами в клубе «Три обезьяны», ранее работал в «Бойз», который сейчас закрыт. Парню пришлось рано повзрослеть. Когда Сереже было 17 лет, отец, узнав, что сын — бисексуал, отправил его в интернат. Затем Сергей поступил в колледж на парикмахера, но так и не доучился, бросил и пошел работать официантом. Тогда же начал ходить по вечеринкам. Дебют парня в качестве дрэг-дивы состоялся в клубе «Три мушкетера» еще в Туле, где он родился. В интервью SRSLY Майами рассказал, как из-за своей ориентации оказался в интернате.

Я понял, что мне нравятся не только девочки, но и мальчики, в 14 лет. Сам признался отцу в том, что бисексуал. Он спросил, хочу ли я в интернат. Я ответил в шутку, что хочу. А он не шутил. Мы не общаемся более десяти лет. Из родственников связь поддерживаю только с сестрой. Вообще, я всегда был стеснительным и немного замкнутым мальчиком. В колледже, где учился на парикмахера, ребята с других факультетов (например, с железнодорожного) могли крикнуть мне вслед: «Гей!»

Несколько лет назад я решил пойти на гей-вечеринку. Узнал о мероприятии через знакомых, так как все было в тайне. В итоге попал на травести-шоу, посмотрел, понравилось. Подумал, что надо попробовать.

На мой взгляд, между дрэгом и травести есть разница. Первое — это что-то слегка фриковатое, второе — более традиционное, что ли. В дрэге можно примерить любой образ, хоть чудовища, можешь изображать Софию Ротару или Аллу Пугачеву и делать это в одних стрингах. А травести — это по большей части платье в пол.

Впервые я примерил платье еще в детском лагере, когда был день переодеваний. Все говорили, что мне идет быть девочкой. Тогда же, в детстве, первый раз попробовал пройтись на каблуках. Просто встал и пошел.

Профессия помогает выжить и даже немного откладывать. Например, в прошлом году смог слетать в Тунис. Но из-за пандемии работы не было, и я вынужден был устроиться на вторую — менеджером в пункт выдачи товаров. Сейчас работаю в двух местах: не хочу снова оказаться в заднице.

О стереотипах и толерантности

Вообще, у нас уровень толерантности по 100-балльной шкале тянет где-то на 50. Недавно фотографировались в образах около посольства США (где дрэг очень популярен), так потом какие-то парни кричали, что нам место на кладбище.

Хотя у нас и за сережку в носу можно получить. Недавно в метро ко мне подошел парень и просто дал по носу. Было больно — дырка от пирсинга не зажила еще. Чтобы не нарываться, я изобразил глухонемого.

Вспомнил случай, как в какой-то соседней стране жестоко убили гея и засняли это на камеру. Вот такое ужасно. Что нужно сделать, чтобы подобного не было? Не знаю даже. Может, встать на улице и объявить голодовку во всем мире.

Два года назад у меня поднялась температура и держалась три дня, лимфоузлы опухли. Стал дико потеть во сне. Тогда снимал квартиру с друзьями, поэтому решили провериться всей компанией.

Уровень клеток СD-4 показывает, насколько сильна ваша иммунная система. У здорового человека данный показатель составляет 800–100, а у меня в первый раз было 780. Затем каждые три месяца я ездил в больницу и сдавал анализы, чтобы отслеживать уровень падения. По сути, год не мог получить необходимые таблетки, потому что это возможно только тогда, когда клетки упадут до отметки 350. Как-то пришел, а у меня уже 352, и все равно отказали в выдаче медикаментов. В следующий раз иммунитет был уже 150.

Сначала дали противотуберкулезные таблетки. Если сразу начать принимать от ВИЧ, то иммунитет быстро вырастет и в результате может развиться туберкулез. Пропил их месяц. «Крыло» ужасно — ноги болели, в носу давило очень сильно. Шел по стенкам до туалета. Еще и работал в то время — джинсы продавал. Попросил дать лекарство от ВИЧ под свою ответственность.

На самом деле, с вирусом иммунодефицита живут до старости и здоровых детей рожают, если даже оба родителя ВИЧ-положительные. Все зависит от вирусной нагрузки. Если она нулевая, то все окей. Но нужно постоянно проверяться и следить за здоровьем.

История 4

23-летний Глеб занимается дрэгом почти пять лет. Вместе с друзьями он поехал в клуб «Бойз», где впервые увидел травести-шоу. С тех пор регулярно смотрел выступления. А однажды дрэг-королева на сцене призвала зрителей принять участие в конкурсе. Победителю обещали шампанское. В итоге Глеб выиграл, более того — ему предложили попробовать силы в травести. С тех пор он выступает под псевдонимом Канарейка, на данный момент его можно увидеть в клубе «Центральная станция». В интервью SRSLY артист говорит об отношениях с матерью и фрик-образах.

Несмотря на то, что в нашей стране дрэг-эстетика явно не переживает времена расцвета, нельзя не отметить растущий интерес к Drag Queens.

Слишком тонкие брови

Последние несколько лет мода на натуральность и естественную красоту занимает лидирующие позиции. Красивые естественные брови — это тренд, который придает лицу юности и свежести. Однако можно заметить, что женщины после 40 лет выбирают «брови-ниточки», думая, что этот прием позволит им зрительно увеличить подвижное веко, которое с возрастом опускается. Такой прием может сработать, но только он совсем не относится к молодым девушкам моложе 30. С ними он играет плохую шутку, только лишь прибавляя несколько лет.

Ошибки в макияже

Совет визажиста: используйте средства для бровей графитового или черно-коричневого оттенка. Не черного! Всегда при выборе средств для бровей отталкивайтесь от цвета у корней ваших волос — это ваш идеальный тон.

Оцените статью
ActualBeauty