Снижение внимания

Выделяют три типа нарушения внимания:

Снижение внимания

Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто можно заметить у детей, которые отвлекаются, пытаясь выполнить домашние задание или усидеть на уроке.

Причины

Снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. Нарушения концентрации внимания могут быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата, победить. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, нехватка витаминов и микроэлементов, сниженная энергетика организма, слишком длительное сидение перед телевизором и у компьютера, неправильное питание, стрессы, неполноценный отдых и сон.

Чем меньше ребёнок, тем более сосредоточенно он занимается своим делом и не реагирует на отвлекающие объекты. У маленьких детей интерес более устойчивый. С возрастом первоначальная увлечённость уменьшается, познавательный инстинкт ослабевает, особенно если деятельность не вызывает особого интереса у ребёнка. Постепенно появляется привычка реагировать на малейшие отвлекающие элементы (что-то упало, кто-то зашёл, зазвонил телефон и т.п.)

Устойчивость внимания во многом зависит от субъективных факторов – от внутреннего состояния, настроения. Если человек заставляет себя быть внимательным – это произвольное внимание. Внимание, которое поддерживается без всяких усилий, само по себе – непроизвольное. Произвольное внимание можно развить, сделать себя более внимательным. Это требует настойчивости, проявления интереса к тому или иному занятию и понимания значения своих действий.

Виды нарушения внимания

Выделяют три типа нарушения внимания:

1 Рассеянное внимание, также называемое «порхающим», которое характеризуются неконтролируемым переключением внимания слабой концентрации. Данный тип невнимательности, как правило, может наблюдаться у детей дошкольного возраста, а также у взрослых, ослабленных болезнью или испытывающих большую усталость.

2 Невнимательность, называемая «невнимательностью ученого», которая характеризуется осложнением переключения внимания при высоком его сосредоточении и интенсивности на отдельных вещах и мыслях. Данный тип невнимательности присущ людям с навязчивыми мыслями.

3 Рассеянность внимания, которая характеризуется ощутимыми сложностями с концентрацией внимания и еще большими трудностями в его переключении. Данный тип невнимательности проявляется при временном или постоянном ослаблении интенсивности и силы нервных процессов. У здоровых, но ослабленных в результате переутомления людей, данная рассеянность внимания может наблюдаться на отрезке какого-то времени до восстановления их сил. В качестве же клинического проявления она наблюдается у пациентов с кислородным голоданием мозга и у людей пожилого возраста, страдающих церебральным атеросклерозом. Невнимательность последних также называют «стариковской рассеянностью».

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо проведение следующих исследований:

— рентгенограмма головы;
— клинический или дифференциальный анализ крови;
— КТ или МРТ головы;
— электрокардиограмма (ЭКГ);
— электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
— анализ на электролит;
— анализ на токсикологию;
— анализ мочи.

Лечение

Если внимание нарушилось из-за негативных эмоций, нервных срывов, психического истощения, стрессов и переутомления, то лечение здесь не требуется. Главное наладить режим дня, не переутомляться, равноценно распределять часы работы и отдыха.

Важно вести здоровый образ жизни, чаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не забывать про посильный труд. Активные занятия способствуют кровоснабжению мозга, а также делают здоровье сильнее, что немаловажно для того, чтобы тренировать утерянные навыки.

Помните, что интеллектуальная активность оказывает положительное влияние на способности человека мыслить. Сюда относится решение кроссвордов, чтение, изучение компьютера и различные хобби. Если нарушение памяти тесно связано с эмоциями, то следует изменить психологический климат в семье и на работе, стараться избегать стрессовых ситуаций и высыпаться.

Органические нарушения гораздо серьезнее. Они выражаются в поражении нервной системы и коры головного мозга различными патологиями. Это могут быть опухоли, черепно – мозговая травма, психические заболевания. Наиболее часто такое встречается у людей пожилого возраста. Это явление достаточно устойчиво.

Самолечением в этом случае заниматься нельзя, а надо срочно обратиться к врачу.

Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.

Как устроено внимание

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает.

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом.

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума. У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание.

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту. Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

  • Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.
  • Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.
  • Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.
  • Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.
  • Переключаемость внимания. От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодоления у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.

Рассеянное внимание у ребенка

Полуянова Н.А., воспитатель МБДОУ №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Рассеянность — этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.

Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

Обычно рассеянность — результат неправильного воспитания.

Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведения дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.

Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения.

Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?

Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.

Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это же время в соседней комнате они включают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать, детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходятся приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.

Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любят мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и. т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.

Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней примут участие папа, сестренка, братишка или сверстники ребенка.

Рекомендуем еще одну игру. Поставьте рядом 5 — 6 игрушек.

Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения: исчезает одна из игрушек, меняется их расположение, добавляется новая игрушка. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее заметить, какие изменения произошли с куклой: появился бант, исчезла туфелька, изменилась прическа и т. д.

Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодоления у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.

Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В таком случае укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка. Здесь уже все зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями.

Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении в людьми — с нетактичностью и эгоизмом, рассенность в быту — с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует внимательно относится к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.

Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.

  1. Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности.
  2. Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему.
  3. Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания.
  4. 7 советов родителям невнимательного ребенка.

Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания

  1. Спорт. Некоторые спортивные игры тренируют концентрацию. С их помощью можно откорректировать внимание ребенка.
  2. Тренировки внимания в обыденных условиях. Вы можете использовать игры, простые жизненные ситуации для тренировки концентрации. Учите малыша обращать внимание на окружающие вещи, рассматривать их детально, сравнивать предметы между собой. Проявив фантазию, вы найдете много способов развития этой познавательной способности.
  3. Обучение, развивающие курсы. Любые учебные, творческие, интеллектуальные задачи требуют внимания. Однако существует особый вид занятий, где когнитивные способности тренируются более эффективно. Это курсы быстрого счета (Школа ментальной арифметики Соробан®).

Как работает метод Соробан®? Занятия ментальным счетом развивают ментальные функции мозга. Внимание — одна из этих функций. Регулярные тренировки позволяют добиться высокого уровня концентрации. Во время работы с числами ребенку необходимо быть максимально сосредоточенным, поскольку нужно одновременно удерживать в зоне внимания счеты абакус, условие задачи, выполняемое действие и готовый ответ. Такой результат достигается благодаря развитию внимания в комплексе с феноменальной зрительной памятью, способностью к быстрой обработке информации.

Если ваш ребенок постоянно забывает какие-то мелочи, отвлекается по пустякам, и не может усидеть спокойно, занятый одним делом, даже 10 минут, то тогда вам надо постараться помочь ему справиться с его рассеянностью. Все просто, если следовать конкретным рекомендациям!

Как бороться с детской рассеянностью

Как бороться с детской рассеянностью

Если ваш ребенок постоянно забывает какие-то мелочи, отвлекается по пустякам, и не может усидеть спокойно, занятый одним делом, даже 10 минут, то тогда вам надо постараться помочь ему справиться с его рассеянностью. Все просто, если следовать конкретным рекомендациям!

Для маленьких детей рассеянность – это норма поведения в возрасте до 5-7 лет, а то и немного старше. Более того, ребенок до 12-18 месяцев в принципе не умеет концентрировать свое внимание на чем-то одном, пусть даже самом интересном и привлекательном, достаточное время – и даже малейший отвлекающий фактор мешает ему (хотя упражнения на развитие внимания и его переключения для таких деток существуют). Но это не значит, что вопрос с непроизвольным вниманием, когда взгляд и мысли у вашего малыша переключаются с одного предмета на другой, можно оставить как есть. В период с 2 до 5 лет избавиться от такой черты характера вряд ли получится, но значительно уменьшить ее влияние, заложив необходимый фундамент на будущее, вам вполне по силам.

Важно лишь в этом случае не путать рассеянность с отсутствием внимания или плохой памятью. Рассеянный ребенок вполне может быть очень внимательным. Последите за ним: например, он увлеченно, тщательно, и с вниманием к каждой детали, собирает мозаику или конструктор, но, когда пришла пора складывать игрушки на место, по рассеянности не убрал половину запчастей. Или другой пример: маме и папе показалось, что малыш плохо запоминает названия цветов, но проблема тут в другом: из-за рассеянности во время занятия он просто не обратил внимания на тему занятия, зато отлично запомнил, как за окном собака гонялась за кошкой… Иными словами, в обоих описанных ситуациях и внимание, и память работают прекрасно, просто направлены они на другое, не столь значимое для вас.

Что тогда рассеянность? Это комплексное проявление поведения. В этом случае маленький человечек несобранный, не так застегивает пуговицы на одежде, надевает правую варежку на левую руку, сегодня он с легкостью называет изображенные на рисунке цифры и буквы, а завтра путает их. Такой малыш может забыть дорогую ему мягкую игрушку после прогулки во дворе в песочнице, но при этом притащить домой горсть приглянувшихся камушков. А уж про ситуацию, когда ребенок «забыл» донести до рта полную ложку супа, засмотревшись или задумавшись, и говорить не приходится – она, наверное, знакома любому родителю… Что же делать в таком случае?

Как избавляться от рассеянности ребенка?

Правило главное: ни в коем случае не ругать. Рассеянный малыш наверняка сам понимает, что делает что-то неправильно, но решить проблему самостоятельно не может. А под действием окриков или боязни услышать их снова он путается сильнее, больше отвлекается на внутренние переживания – и от того становится еще более рассеянным… Поэтому ребенку нужно мягко и аккуратно напоминать о мелочах, которые выпали из его поля зрения. Наберитесь терпения, не торопите, не одергивайте, будьте спокойны и приветливы, все инструкции давайте обстоятельно, подробно. И лучше наводящими вопросами и намеками подвести малыша к нужному логическому выводу, что он что-то забыл. Правильнее, если он сам вспомнил, а не вы ему указали на забытое. Это и для его самооценки хорошо (он не будет думать, что он ничего не может вспомнить без маминой подсказки), и для общей тренировки (навык находить в памяти нужные моменты развивается в таких ситуациях на порядок эффективнее).

Что до остальных правил, их не так много. Но каждому стоит уделить повышенное внимание, чтобы достичь необходимого результата:

Физиологические причины возникновения у детей рассеянности – одни из самых распространенных. Причем их может быть огромное количество! Например, недосып или неправильное питание ведут к потере концентрации ребенка даже в простейших ситуациях. Сюда относится и недостаток витаминов и полезных микроэлементов. И все это решаемо за счет изменения рациона и режима дня малыша: проанализируйте и скорректируйте их так, чтобы исключить негативные факторы. Про различные заболевания и говорить не приходится, они серьезно влияют на поведение маленьких детей. Поэтому без визита к специалисту, который точно укажет, что рассеянность связана с ними, и расскажет, как избавиться от такой проблемы, не обойтись.

Общая модель поведения родителей также сказывается на рассеянности ребенка. В данном случае необходимо найти грамотный баланс между либеральным, свободным воспитанием и автократичным. В первом малыш, предоставленный сам себе и особо не контролируемый, не сможет эффективно организовать свое время как в целом (за день, неделю), так и в частном (в рамках одного занятия). Во втором же случае, когда родители устанавливают тотальный контроль за его времяпрепровождением (по сути, идут по пути гиперопеки), у ребенка в принципе отпадает потребность каким-либо образом следить за собой – а зачем, если родители и так про все напомнят, подскажут, укажут? Соответственно, нет воли и инициативы – нет и внимания или усердия работы над собой.

От рассеянности неплохо помогает четкий план действий, которому необходимо следовать. Договоритесь с ребенком еще накануне вечером, что вы планируете сделать завтра, причем по пунктам: утренний туалет, зарядка, завтрак, рисование, прогулка в парк, обед, сон… Четко следуя проговоренному графику, вы сможете не просто жить по режиму (что уже само по себе хорошо для маленького ребенка), но и научите малыша распределять силы (не ставить слишком много в один день), осознавать стоящие перед ним задачи, выделять среди них наиболее важные и неотложные. Кстати, обратите внимание, в какие часы ваш ребенок показывает высокий уровень концентрации. Именно на это время и должны приходиться те занятия, которые требуют серьезного и вдумчивого подхода.

С рассеянностью можно и нужно бороться при помощи специальных тренировок в спокойной обстановке с минимумом отвлекающих факторов. Они во многом схожи с теми, которые используются, когда ребенку нужно привить наблюдательность и усидчивость. Предлагайте малышу творческие игры: от рисования и лепки из пластилина до аппликаций и шитья игрушек своими руками. Улучшайте память и интеллект, поощряйте любопытство, учите его переключать внимание. А еще посоветуйте ребенку проговаривать свои действия, особенно те, что требуют внимания. Например, он не просто наводит порядок в детской, а сопровождает подробными комментариями: я поднял с пола игрушку, сложил одежду в шкаф, я проверил, нет ли под столом карандашей – это поможет отмечать, что он забыл.

И в конце еще два совета. Первый: поддерживайте в сложных ситуациях и хвалите малыша за любой успех, связанный с исправлением его рассеянности. Благодаря этому он будет чувствовать больше уверенности в своих силах. И второй: показывайте все на личном примере! Глупо ругать его за забывчивость, если сами то ключи дома оставите, то цветок на подоконнике при поливке пропустите. Потому, если чувствуете, что тоже становитесь рассеянными, начинайте работать прежде всего над собой. Ради своего же любимого малыша!

А что вы делали, когда замечали, что ваш ребенок стал рассеянным и невнимательным?

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий