Правильная речь, описанная в отрицательных терминах, означает избежание четырех типов вредоносной речи: ложь (слова, сказанные с намерением искажения правды); речь, вносящая раздор (сказанная с намерением породить враждебность между людьми); грубая речь (сказанная с намерением задеть чувства собеседника); и праздная болтовня (сказанная вообще без цели).
Правильная речь
Copyright © 1999 Тханиссаро Бхиккху
Только для бесплатного распространения
Все права сохранены
Как сказал однажды мой учитель, ‘Если не можешь контролировать свой рот, то даже не надейся контролировать свой ум’. Вот почему правильная речь так важна в повседневной практике.
Правильная речь, описанная в отрицательных терминах, означает избежание четырех типов вредоносной речи: ложь (слова, сказанные с намерением искажения правды); речь, вносящая раздор (сказанная с намерением породить враждебность между людьми); грубая речь (сказанная с намерением задеть чувства собеседника); и праздная болтовня (сказанная вообще без цели).
Заметьте ударение на намерении: именно в этом практика правильной речи пересекается с тренировкой ума. Перед тем, как говорить, вы сосредотачиваетесь на том, почему вы собираетесь говорить. Это помогает вам соприкоснуться со всеми махинациями, происходящими в группе голосов, действующих в вашем уме. Если видите какие-либо неумелые мотивы, скрывающиеся за решениями, принимаемыми этой группой, наложите вето на них. В результате вы становитесь более самосознающим, более честным с собой, более твердым с собой. Вы также избавляете себя от слов, о которых впоследствии пожалеете. Таким образом вы усиливаете качества ума, которые будут полезными в медитации, в то же время избегая каких-либо болезненных воспоминаний, которые бы всплыли в момент внимательности к текущему моменту, когда придет время медитировать.
В положительных терминах правильная речь означает те способы речи, которые правдивы, гармоничны, создают комфорт и стоят быть принятыми сердцем. Когда вы практикуете эти положительные формы речи, ваши слова становятся даром для окружающих. В ответ окружающие начнут более прислушиваться к тому, что вы говорите, и более вероятно, что будут отвечать вам соответственно. Это даст вам ощущение силы ваших действий: то, как вы действуете в текущем моменте, действительно формирует мир вашего опыта. Вам необязательно быть жертвой прошлых событий.
Для многих из нас наиболее трудная часть практики правильной речи – в том, как мы выражаем наше чувство юмора. Особенно здесь, в Америке, мы привыкли смеяться с преувеличением, с сарказмом, коллективными стереотипами и чистой глупостью – всеми классическими примерами неправильной речи. Если люди привыкают к этим видам беспечного юмора, они прекращают внимательно слушать, что мы говорим. Тем самым мы принижаем нашу собственную речь. На самом деле, в положении этого мира достаточно иронии, которую нам не нужно преувеличивать или быть саркастичными. Величайшие юмористы, – те, которые просто позволяют нам взглянуть прямо на вещи как они есть.
Выражение нашего юмора теми способами, которые правдивы, полезны и мудры, возможно, требует усилий и мыслей, но когда мы овладеем этим видом остроумия, мы найдем наше усилие потраченным не впустую. Мы отточили наш собственный ум и улучшили нашу вербальную среду. Таким образом даже наши шутки станут частью практики: возможностью развить положительные качества ума и дать окружающим нечто, имеющее интеллектуальную ценность.
Так что обращайте внимание на то, что говорите, – и зачем вы это говорите. Когда вы будете так поступать, вы обнаружите, что открыть рот – это не всегда ошибка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный-согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» город Ярославль
Правильная речь – основа развития вашего ребенка.
Дорогие мамы и папы!
Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ваших детей, зависят их успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Поэтому очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ваши дети владели определенными речевыми навыками и умениями.
Речевая готовность ребенка к школе.
Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислю их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный-согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
Дети должны знать и правильно употреблять термин «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, мягкий, твердый, звонкий, глухой. Оценивается умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой); образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением; правильно строить простые предложения (грамматически верно согласовывая в них слова между собой), видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.
6. Владение связной речью. Умение использовать в своей речи развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Владеть пересказом рассказа (или сказки), сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы и сказки по картинке (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить по возможности все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым условием становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушении чтения). Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют или смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; твердых-мягких;соноров р-л). А также испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка-почка).Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками: самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда закладываются основы для дальнейшего обучения. И от вас, родители, зависит насколько комфортно и легко будет вашему ребенку в школе.
2. «Трубочка с зубами»: то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше – это не улыбка, а механический оскал.
Как поставить правильную речь: 13 упражнений, личный опыт и лайфхаки
Пол-светского Киева ходит на курсы ораторского мастерства к Веронике Селегe. Алена Пономаренко взяла несколько уроков – и поняла, чем вызван ажиотаж.
Широко распахиваю рот, жду три секунды, пока расслабятся мышцы, а затем растягиваю губы, чтобы получилась улыбка-оскал. У меня первое занятие в школе ораторского мастерства «Аристотель», на курсе Вероники Селеги, и я делаю упражнение «Открытая пасть», чтобы разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Мышц всего 21, и работают они так себе. Во-первых, потому, что в славянской культуре, в отличие от американской, исторически не принято активно артикулировать. Во-вторых, с возрастом мышцы становятся более зажатыми. Это накладывает отпечаток на то, как человек говорит, и, конечно, на то, как его речь воспринимают окружающие.
Вероника уверена, что артикуляционная гимнастика показана всем, а особенно тем, кто часто выступает перед публикой, бывает в эфире или просто хочет звучать красиво и убедительно. Если заглянуть за кулисы любого ток-шоу, говорит она, можно увидеть, как спикеры с будничным видом растягивают мышцы – делают «лошадку», «медузу» (когда нижняя губа с силой прочесывает зубы), кусают язык. «Кстати, если во время выступления пересохло во рту, то можно просто покусать язык – это вызовет мгновенный приток слюны», – говорит она. И это лишь один из сотни лайфхаков, которые мне предстоит узнать в ближайшие несколько дней.
Среди клиентов Вероники – политики, адвокаты и прочие типичные «ораторы»: жены дипломатов, бизнесменов, люди, недавно получившие повышение и так далее. Всем им надо не просто красиво говорить, но и знать этикет, уметь находить темы для разговора и подавать себя, выбирать правильную аудиторию и собеседников, отвечать на неудобные, а подчас и на хамские вопросы, элегантно уходить от ответов. «Публичное выступление, – объясняет Вероника, – это необязательно огромный зал и спикер с микрофоном. Это и рабочее совещание, и презентация своего проекта, и тост на дне рождения, и объяснение детям, что такое хорошо и что такое плохо». Курсы нельзя отнести к категории «развлечения»: это все-таки труд (хотя и очень благодарный) – с домашними заданиями, упражнениями, чтением дополнительной литературы. Всего 16 занятий, а потом люди иногда возвращаются, чтобы усовершенствовать навыки, – например, «выбить» русские звуки из украинской речи.
Здесь я получаю самый ценный совет в жизни по украинскому произношению. Оказывается, чтобы говорить, как телеведущая (или просто киевская интеллигентка в пятом поколении), достаточно правильно произносить «ч» и «щ»: ч – всегда твердая (буквально – «чОрный», «чЫстый»), щ – образована двумя звуками: «ш» и «ч». Как только я попробовала выговорить «ШЧедрый» и «ШЧастя», все изменилось – я поняла, что могу звучать не хуже Екатерины Осадчей. Кстати, ее артикуляция («большой открытый рот») и дикция (предельно четкие звуки) считаются эталонными. И конечно, над ними Осадчей пришлось потрудиться. Главный редактор сайта vogue.ua Наталья Васюра, несколько лет проработавшая шеф-редактором «Светской жизни», говорит, что сценической речью с Осадчей занималась народная артистка Украины Лидия Вовкун.
Занятия построены так, чтобы одновременно с увлекательным процессом самопознания быстро ухватить полезные навыки. Селега считает, что, когда человек знает свою сверхзадачу (например, «общение с прессой»), результат приходит быстро. «С теми, кто просто чувствует, что чего-то не хватает в его выступлениях, мы первым делом анализируем проблемы, затем разрабатываем программу занятий и определяем желаемый результат».
Вероника задает простые сложные вопросы вроде «Когда люди любят вас слушать?» («Когда я хорошо разбираюсь в том, о чем говорю»); «Почему вы делитесь информацией?» («Обожаю делиться хорошим»), «Насколько ваша внешность располагает к общению?» («Наверное, стоило бы быть более миловидной»). Мои ответы Вероника тезисно фиксирует на доске – так ей становится ясно, над чем придется поработать, а что и так в порядке. Вопросы перетекают из одного в другой, периодически всплывают новые детали. Главная моя проблема и есть самая распространенная: спич перед аудиторией. Когда моя голова стремительно пустеет, и вместо отведенных на выступление 30 минут я справляюсь за пять, отбарабанив все одним махом и упустив главное.
Что интересно, просьбы к скоростным спикерам говорить медленнее зачастую бессмысленны. Люди не способны контролировать темп своей речи дольше пары минут. Отлично помогает чтение вслух. Выясняется, что читать в темпе, в котором обычно объясняют какие-то простые вещи, – не так уж и легко. Но еще сложнее – первая скорость, когда паузы надо делать между всеми словами. Мне это удается только со второй попытки. Для этого приходится занять специальную позу: вальяжно сесть, закинув ногу на ногу, и положить руку на спинку кресла. Положение тела помогает говорить совсем иначе – но об этом я узнаю чуть позже, на занятии с телесно ориентированным психотерапевтом. А пока Вероника открывает мне еще один секрет: чтобы замедлить речь и звучать более внушительно, надо четко проговаривать согласные. И побольше читать на первой скорости – именно так и переучивают тех, кто тараторит.
Для четкой, легкой и свободной речи есть еще один лайфхак – как у Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, когда она тренировалась говорить с полным ртом орехов. Вместо орехов Вероника советует зажать в зубах пробку – чтобы не повредить эмаль. Выбираю одну от шампанского – и приступаю: «пкти, пктэ, пкта, пкто, пкту, пкты» – и другие труднопроизносимые сочетания. Но стоит убрать пробку – и случается волшебство: звуки выскакивают легко, как у диктора. «Это как если бы вы делали упражнения с гантелями, а потом отложили их», – говорит Вероника.
Я узнала секреты внезапных зависаний при выступлении – когда вдруг напрочь забываешь, что хотел сказать. Такого не случится, если дать мозгу передышку и осознанно «выключиться» хотя бы на 2‑3 секунды. Вероника дала мне ключ и к телефонным интервью. Оказывается, когда не видишь собеседника, легко растеряться и забыть главное. Чтобы этого не произошло, надо уйти в тихое помещение и максимально сосредоточиться, иначе не избежать такой ситуации, которая возникла у меня с интервью радио «Аристократам»: я стояла в очереди в «Мыстецкий Арсенал», лил дождь, галдела публика, и я предсказуемо забыла все, о чем хотела рассказать в эфире.
Потом мы играли в ассоциации: Вероника называла слово, а я быстро говорила первое, что приходило на ум. Было страшно брякнуть что-то неприличное, но обошлось. Оказывается, игра нужна была, чтобы выявить атавистические звуки вроде «эээ», «ммм» и «ааа», когда люди тянут и озвучивают паузы (я вошла в число тех редких 10 %, которые этого не делают).
Мы играли и в другую игру, которая помогает расширить словарный запас и активировать пассивный запас. Вероника выдала слово «точка», а мне надо было пристраивать к нему другие, чтобы получались правильные сочетания: «точка пересечения», «точка с запятой», «точка опоры», «жирная точка» и так далее. В таких играх сначала на ум приходят очевидные сочетания, и только потом всплывает словарный резерв. Вероника говорит, что слова, которыми хочется обогатить свою речь, надо немедленно «ставить на язык» – произносить вслух, пусть сначала они будут и не к месту. Именно так интуитивно поступают дети, когда учатся говорить.
Занятие с телесно ориентированным психотерапевтом для меня стало настоящим откровением. Психолог Елена Козелецкая говорит, что люди общаются вербально только на 30 %, а остальные 70 % информации считывают через язык тела. Имеет значение буквально все: как человек сидит, как расправляет плечи, как держит спину. «Наклон позвоночника, – говорит она, – играет большую роль. Стоит чуть наклониться вперед – и все пойдет не так». Оказывается, собеседник может расценить наклон как агрессию или, того хуже, воспринять позу как просящую. Поза интервьюера, при которой тело откинуто назад, может быть истолкована как скучающая и хамская. Зато если так сидит интервьюируемый – например, мужчина-звезда, – это вполне нормально.
Елена наблюдала за мной, а потом, чтобы мне было проще оценить себя со стороны, «отзеркаливала» мои позы, жесты и мимику. Сразу стало ясно, что я веду себя как отличница, которая намерена хорошо поволноваться: сомкнутые колени, прямая спина, закрытые плечи. Психолог посоветовала походить на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп. «Уверенность в теле живет в икроножных мышцах, – объясняет она. – Чувствовать их – значит твердо стоять на ногах». И советует всем, кто волнуется перед ответственной встречей, фотосессией или лекцией, зайти в ванную и немного размяться – это и правда помогает. Есть и еще кое-что. Выясняется, что один из самых важных телесных маркеров – спина. Она должна быть: а) сильной («поскольку несет все ценности») и б) гибкой («чтобы быстро реагировать на изменения вокруг и успешно к ним приспосабливаться»). Потому спину надо тренировать – на тренажерах с небольшим весом, и растягивать – занимаясь йогой или пилатесом.
«Грудной отдел позвоночника, – говорит Елена, – отвечает за то, насколько мы уверены в себе». Грудные мышцы часто называют мышцами Тарзана – это именно в них бьют самцы шимпанзе, когда хотят ошеломить противника. Этот трюк можно повторить – и «включить» уверенность в себе. Чтобы уверенность не выключалась, нужны тренировки. «С унылыми плечами можно годами безуспешно ходить к психотерапевту, – говорит Елена, – но стоит завести новый паттерн – и жизнь пойдет по-другому». Я проверила: если подобрать плечи и удерживать их лопатками, голос звучит крепче и смелее, а значит, произвести впечатление уверенного в себе и напористого человека очень легко.
В школе много времени посвящают не только артикуляции и дикции, но и работе с голосом (есть даже специалист-фониатр), техникам дыхания и правилам подготовки к выступлениям. Один из хороших проверенных рецептов – накануне проговорить свою речь, причем не перед зеркалом, а, например, с коллегами – так всплывут неожиданные нюансы и байки, которые потом оживят спич. Вероника учит отвечать на неудобные вопросы, правильно вести себя перед камерой, журналистами или просто публикой; объясняет, как лучше одеться, чтобы максимально соответствовать обстановке. Советов так много, и все они настолько живые, что я начала следовать им мгновенно. И удивительное дело: первое же интервью после курсов у меня прошло блестяще. Осталось записаться на пилатес.
«Король говорит!»
Герцог (Колин Ферт) готовится принять трон и занимается с логопедом-экспериментатором (Джеффри Раш), чтобы избавиться от нервного заикания и неуверенности в себе. Селега считает, что это лучший фильм о занятиях риторикой, а еще «он ближе всего к правде об отношениях ученика и преподавателя».
«Общество мертвых поэтов»
Джон Китинг (Робин Уильямс) учит студентов на курсе английской словесности слышать себя и найти свой голос.
Конференции TED
Американский некоммерческий фонд TED (Technology Entertainment Design – технологии, развлечения, дизайн») прославился своими конференциями, на которых выдающиеся ораторы делятся идеями, касающимися науки,бизнеса, технологий и так далее. Лекции доступны онлайн – например, на YouTube можно найти спичи Клинтона и нобелевских лауреатов. «Стоит смотреть выступления по интересующим темам и параллельно анализировать их», – советует Вероника.
Учебник с упражнениями по риторике Хайнца Леммермана
Своеобразная «Википедия» для тех, кто хочет овладеть основами ораторского мастерства.
Артикуляционная гимнастика занимает всего пять минут, но отлично включает мышцы, и говорить потом очень легко. Если времени мало, достаточно сделать «медузу» и «открытую пасть» – прямо перед эфиром.
1. «Трубочка»: вытянуть губы, а потом растянуть их в улыбке, не размыкая.
2. «Трубочка с зубами»: то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше – это не улыбка, а механический оскал.
3. «Медуза » (см. в тексте): рот стоит открывать пошире.
4. «Верхняя медуза»: то же, только работают верхняя губа и верхние зубы. Бонус: упражнение помогает уменьшить носогубные складки.
5. «Две медузы»: третье и четвертое упражнения выполняются одновременно.
6. «Вращение»: надо вращать языком по часовой стрелке.
7. «Укусы»: покусывать язык – от кончика до корня.
8. «Уколы»: кончиком напряженного языка точечно касаться неба, внутренней стороны щек и губ.
9. L: нужно произносить вслух звук «л», меняя положение кончика языка (то внутрь, то наружу).
10. «Ириска»: язык прилипает к небу, и от натяжения происходит щелчок. Это упражнение помогает активизировать центр языка.
11. «Лошадка»: цокать языком, чтобы активировать его кончик, отвечающий за красивую правильную букву «р».
12. «Орехи»: рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка надо постараться достать до «шестерок» – задних зубов.
13. «Открытая пасть» (см. в тексте).
Правильная, красивая речь – один из главных признаков, характеризующих развитого, культурного человека. К большому сожалению, следует констатировать, что в наше время такая речь заметно сдала свои позиции. Однако можно научиться красиво и правильно говорить.
Краткость, ясность, грамотность – основы правильной и красивой речи
Люди разучились правильно и красиво говорить (по целому ряду причин, начиная с общего упадка культуры в 90-х годах прошлого века). Этому необходимо учиться заново. Как минимум потому, что такая речь не только положительно характеризует человека, но и помогает ему общаться с другими людьми, добиваться успеха в работе и личной жизни. Представьте такую ситуацию. Вы общаетесь с человеком, который используют вульгарные, жаргонные слова. Захотите ли вы продолжить с ним разговор? Конечно нет.
Не всем людям дано ораторское мастерство. Однако при желании и усердии практически каждый человек может научиться говорить красиво и правильно. Тем более что русский язык исключительно богат. Он дает возможность с предельной ясностью и образностью описать любой предмет, охарактеризовать любого человека, выразить отношение к тому или иному событию, явлению природы, произведению искусства и т.д. С помощью его особенностей можно подчеркнуть малейшие нюансы, оттенить ту или иную деталь, черту характера. В этом отношении мало какой язык может сравниться с русским.
Вовсе не обязательно, чтобы такое описание или выражение было многословным. Ведь слишком длинная речь, даже красивая и образная, утомляет слушателей, а порой может вызвать раздражение. В результате ожидаемый эффект от произнесенных слов не будет достигнут.
Поэтому следует запомнить, что одно из основных требований, предъявляемых к правильной и красивой речи, – краткость. Надо быстро переходить к главной сути вопроса, не затягивая вступление, не отвлекаясь на посторонние детали. Тогда вас будут внимательно слушать, а ваши аргументы произведут должное действие.
Источники
- https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/speech.htm
- https://mdou72.edu.yar.ru/dlya_vas_comma__roditeli_/chto_b_krasivo_govorit/pravilnaya_rech_minus_osnova_razvitiy_54.html
- https://vogue.ua/article/beauty/byuti-gid/kursy-oratorskogo-masterstva-13-uprazhneniy-lichnyy-opyt-i-layfhaki.html
- https://www.wday.ru/stil-zhizny/kop/osnovyi-pravilnoy-krasivoy-rechi/