Трактор от А до Я: из чего состоит, как работает и для чего на самом деле нужен. Как работает трактор

Заметки тракториста. Как работали на газогенераторных тракторах КТ-12

Из детских воспоминаний 60-х годов хорошо запомнилось , как мы любили играть в нашем поселковом лесничестве на старых полуразобранных тракторах небольшой формы, очень напоминающих тягачи или небольшие самоходки. Они стояли за территорией лесничества, и мы подолгу залили в них, играя в войнушку, естественно, после таких игр мы все в мазуте и грязи.

После воспитательных мер от матерей, мы на некоторое время забывали про эти «танкетки», но потом все повторялось, кто ни будь звал поиграть , а какая игра без этой техники. Играя, мы обратили внимание, что двигатели на этих тракторах были разные, на одном стоял двигатель с карбюратором шестицилиндровый и за кабиной, зачем то стояла высокая бочка наподобие титана для подогрева воды.

Позже мы узнали, что этот трактор работал не на соляре, а на дровах и бочка эта была газогенератором . Два других трактора были видимо уже более современные с дизельными двигателями, хотя общий вид – кабина и гусеничная ходовая такие же. Как позже мы узнали, что газогенераторный трелевочный трактор КТ-12 был первым в мире сконструированным специально для лесных работ.

До этого трелевку леса осуществляли на обычных сельскохозяйственных тракторах или даже на лошадях. После ВОВ экономика СССР нуждалась в восстановлении, кроме всего прочего стране требовалось много древесины, а в этой отрасли был в основном ручной труд с применением примитивных орудий, поэтому создание трактора КТ-12 стало одним из важных этапов в механизации заготовки леса.

За семь лет, что выпускался КТ-12, он неоднократно модернизировался, менялась компоновка узлов, но главной проблемой был маломощный газогенераторный двигатель. Именно поэтому, вскоре КТ-12 сменил разработанный на его основе ТДТ-40 оснащенный дизельным двигателем.

Повзрослев и придя работать трактористом в наше лесничество, я познакомился с механизаторами, которым довелось трудиться на первых советских трелевщиках. Если нам в детстве казалось очень удобным работать в лесу на тракторе, который ездил на дровах, то конечно, мы очень ошибались. Чтобы подготовить газогенератор и запустить двигатель , нужно было не менее сорока минут, а потом в течение дня каждые полтора , два часа засыпать небольшие чурки в загрузочное окно.

Кроме того, трактор не имел гидравлики и чтобы опустить откидной шарнирный щит, приходилось, кому ни будь из рабочих упирать в край щита бревно, трактор съезжал вперед и щит сбрасывался. Намного позже я узнал, что КТ-12 привлек внимание и военных инженеров, это, в сущности, была готовая машина для буксировки и эвакуации поврежденной техники.

Лесорубы сразу дали свое название этому трактору- «котик». Аналогичными тракторами после «котика» стали «Онежец ТДТ-40», «Онежец ТДТ-55», на котором уже довелось работать и мне. А старые КТ-12 как то незаметно исчезли с территории лесничества, скорей всего вывезли в металлолом. Недавно просматривая старый фильм «Девчата», увидел КТ-12 в одном из эпизодов, поэтому и вспомнил про него.

Анатомия трактора

В конструкции трактора можно выделить несколько основных составных частей:

  • двигатель является источником механической энергии;
  • трансмиссия передает эту энергию к ведущим колесам;
  • заднее и переднее навесные устройства используются для соединения трактора с сельскохозяйственными орудиями;
  • гидравлическая система позволяет управлять орудиями (например, заставляет их раскладываться, подниматься и опускаться);
  • задний и передний механизмы отбора мощности обеспечивают привод орудий с активными рабочими органами, то есть передают часть энергии на присоединенное оборудование;
  • из кабины оператор управляет трактором и оборудованием (в регионах, где нет необходимости прятаться от переменчивой погоды, иногда используют тракторы с открытым рабочим местом);
  • в ряде случаев основные системы и механизмы располагаются на раме, но гораздо чаще функции рамы берут на себя элементы конструкции, такие как корпусы двигателя и трансмиссии;
  • электросистема с применением цифровых шин передачи данных позволяет связать воедино все электронные блоки управления различных систем.

Наличие электронных систем управления во многом отличает современный трактор от его предшественников. Раньше трактористы управляли различными системами посредством физического воздействия, как правило, мышечной силы. Например, перемещали рычаг управления трансмиссией, чтобы расположенный внутри механизм поменял конфигурацию, и включилась нужная передача. Сейчас та же работа выполняется под управлением электронных систем. Операторы с помощью переключателя подают сигнал в электронные блоки управления, которые обрабатывают запрос и приводят в действие нужные механизмы. Например, в современном тракторе электрический сигнал проходит в блок управления трансмиссией, который, в свою очередь, выдает команду на включение необходимой передачи.

Если же погрузиться еще глубже в прошлое, вернуться к самым истокам тракторостроения, становится ясно, что сегодняшний трактор примерно так же сильно отличается от первых моделей, как и современный автомобиль – от самобеглой коляски. Назначение и общие черты конструкции – рама, руль, четыре колеса и двигатель – остались прежними, но уровень исполнения технических решений, количество систем стало совершенно иным.

Сейчас тракторы изготавливаются из новых материалов, оснащаются электроникой и умными решениями, в том числе для точного земледелия. Таким образом человек, который управляет современным трактором является больше оператором, чем трактористом-машинистом. Впрочем, отчасти работа специалиста стала проще: теперь трактор может сам подсказать оператору то или иное решение.

Одним словом, за десятилетия эволюции тракторы стали более энергонасыщенными, экономичными, эргономичными и экологичными. Экологичность современного трактора обусловлена, в частности, меньшим количеством вредных выбросов в атмосферу. Такой эффект достигается, с одной стороны, за счет более эффективного и полного процесса сгорания топлива, а с другой – за счет использования специальных фильтров, задерживающих и нейтрализующих вредные примеси. Условно, современный трактор на единицу израсходованного топлива может выполнить большее количество работы, а количество вредных примесей, полученных от сгорания топлива, будет при этом меньше.

Почем заводская техника?

У вас участок большой площади, вам требуется мощная техника, способная не только обрабатывать землю, но и перевозить грузы. Оценив ассортимент интернет-магазинов, можем сказать, что в Беларуси популярны мини-тракторы брендов Rossel и Catmann, а также продукция Минского тракторного завода – они представлены в большинстве интернет-магазинов.

Самым бюджетным вариантом будет мини-трактор, собранный из мотоблока с адаптером. Их можно приобрести как вместе, так и по отдельности. Стоимость мотоблока начинается от 2000 руб., стоимость адаптера варьируется от 500 до 2000 рублей.

Например, агрегат в сборе на базе мотоблока Stark ST-1000 с адаптером Хорс АМ обойдется в 2450 рублей. В результате у вас получится транспортное средство с 4-тактным бензиновым двигателем (8 л.с., 210 куб.см). Такой мини-трактор будет иметь 3 передачи (2 передние + 1 задняя) и ручной запуск двигателя. Вал отбора мощности на базовом мотоблоке не предусмотрен, на сайте указано, что на трактор можно будет установить дополнительное оборудование: плуг, окучник, плоскорез, отвал, прицеп и др. В комплект при продаже идут колеса, фрезы, сцепка и сошник.

Модель мини-трактора на базе мотоблока «Беларус 012WM» обойдется в 3640 рублей. Мощность двигателя здесь уже 13 л.с., есть вал отбора мощности. Запуск двигателя также ручной.

Стоимость полноценного мини-трактора в магазинах начинается от 6600 рублей. За эту сумму можно приобрести Catmann XD-150 с дизельным двигателем мощностью 15 л.с. и максимальной скоростью 35 км/ч. Как указывает производитель, модель подойдет для сельскохозяйственных и коммунальных работ, то есть вы сможете вспахать участок и почистить дорогу от снега. Трактор оборудован стояночным тормозом, трансмиссия имеет 8 передач, 2 из которых задние. Переднюю и заднюю оси можно регулировать по ширине. Фреза оборудована плавающим механизмом, который не сломается при наезде на камень. Трактор может работать с косилкой и лопатой-отвалом.

Хорошие отзывы в интернете на тракторы марки Rossel. Пользователи отмечают надежность, качество сборки и легкость в управлении. Модель Rossel XT-152D с 15-сильным двигателем будет стоить чуть больше 7000 руб., Rossel XT-184D мощностью 18 л.с. обойдется около 8000 руб., а Rossel XT-20D Pro оценен производителем в 9400 рублей.

Мини-трактор «Беларус 132Н» стоит 9048 руб. в фирменном магазине – 10.488 руб., «Беларус 112Н-01» – 11.805,60 руб., «Беларус -152» – 13.743,60 рубля. Все машины оборудованы двигателями Honda мощностью 13 л.с. Среди достоинств тракторов этого производителя можно выделить маневренность – в характеристиках указан радиус разворота всего 2,5 метра, то есть техника подойдет для небольших участков.

У тракторов с кабиной обычно есть отопитель салона, многие модели оборудованы подогревателем топлива, который будет полезен для запуска в холодную погоду. Мини-трактор «Беларус-320.4» с кабиной стоит 29.500 руб. и подойдет для больших хозяйств. Мощность двигателя у него 36 л.с., он может выполнять большинство работ, на которые способны большие тракторы, и работать с большим спектром навесного оборудования. Благодаря компактным размерам и относительно небольшому для такого агрегата радиусу поворота ( 3,7 метра) трактор может использоваться на небольших участках или в теплицах. У Catmann XD-65.4 и Catmann XD-65.4 Lexon мощность уже 65 л.с., обойдутся они в 33.000 рублей.

А если с пробегом?

В поисках вариантов подешевле мы изучили объявления. Большинство предложений – самодельные тракторы без документов. Посмотрим на некоторые из них.

Самодельный трактор с прицепом, плугом и окучниками продается в Могилевской области за 2568 рублей. Как рассказал хозяин по телефону, трактор он сделал сам лет 15 назад, недавно собрал другой. Двигатель на нем двухцилиндровый, какие раньше ставили на белорусские мотоблоки, трактор мощный, подходит для сельхозработ. «Не буксует в поле, я им даже грузовой ГАЗон тягал», – сказал владелец. Хотя самоделка не была зарегистрирована в ГАИ, хозяин утверждал, что проблем у него не было.

Еще одна самоделка с двигателем ЗИД, коробкой передач от ГАЗ-69, мостом от «москвича» и прицепом продается в Брестской области за 1156 рублей. «Трактор использовался для работы на поле и вывоза мусора. Сейчас у нас только огород, он не нужен», – сказал нам хозяин. В придачу к трактору он отдает запасной двигатель и мост.

Мини-трактор, собранный на базе мотоблока МТЗ, продается в Минской области за 4366 рублей. «У нас два мотоблока, мы уменьшили количество посадок, поэтому второй стал не нужен, – рассказал владелец по телефону. – Такой аппарат считается с тяговым усилием до 1,2 тонны, поэтому в теории им можно управлять без «прав», но мы на нем по дорогам общего пользования не ездили, а если нужно было, то перевозили на прицепе». На тракторе установлен аккумулятор, генератор, так что к нему можно приделать оборудование: фары, повороты. В комплекте хозяин отдает только плуг.

Одним из самых дорогостоящих вариантов мини-трактора мы назвали бы агрегат из Брестской области за 5650 рублей, который хотя и похож на заводской, но оказался самоделкой. По словам хозяина, трактор новый, на нем установлен оригинальный японский двигатель Honda, гидравлические тормоза и, судя по фото, передние ходовые огни и зеркала заднего вида, чего обычно нет в самодельных машинах. Хозяин заверил, что трактор лучше заводского, сделан им самим добротно и с использованием оригинальных запчастей. Что касается документов, то их нет, но, по словам владельца, проблем с ГАИ у него никогда не было, главное не лезть на дорогу.

Один из самых простых и дешевых самодельных вариантов продается в Минской области за 2000 рублей. По телефону хозяин не стал подробно рассказывать об агрегате и предложил приехать посмотреть.

Из заводских тракторов с пробегом мы нашли «Кентавр Т15D» 2016 года с двигателем 15 л.с. В объявлении указано, что машина в состоянии новой. В придачу к агрегату владелец отдаст плуг, фрезу и однорядную картофелекопалку. Стоимость трактора с пробегом – 4500 рублей.

Тракторы для сельхозработ

Тракторы, предназначенные для сельхозработ, имеют некоторые особенности, связанные с их эксплуатацией (например, необходимость обработки больших площадей, работа машин в различных погодных условиях). Именно поэтому сельскохозяйственные тракторы должны соответствовать ряду важных требований:

  • Возможности осуществления ремонтных работ в полевых условиях.
  • Возможности быстрой замены навесных или прицепных устройств.
  • Возможности бесперебойной работы совместно с некоторыми агрегатами как на повышенных, так и на малых скоростях.
  • Универсальности устройств, с помощью которых производится соединение трактора и навесного оборудования.

Для максимального соответствия всем предъявляемым требованиям сельскохозяйственные тракторы оснащаются двигателями с повышенным числом оборотов, многоступенчатыми КПП, подрессоренными подвесками, универсальными навесными системами (например, маятниковой, рычажной или рычажно-маятниковой), ходоуменьшителями.

Тракторная техника для сельхозработ, которая выпускалась в Советском Союзе, подразделялась на классы в зависимости от силы тяги на крюке. Например, трактор «Риони» — 0.2, трактор Т-25 – 0.6, Т-40 – 0.9, МТЗ-50 и 80 – 1.4, трактор Т-54С – 2.0, ДТ-75 – 3.0, Т-4А – 4.0, К-700 – 5.0, Т-130 – 6.0.

Тракторы для сельскохозяйственных работ подразделяются на два типа – общего назначения и пропашные.

Типы тракторов/минитракторов

Все тракторы подразделяются на два типа – на колесном и гусеничном ходу. Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Тракторы на колесном ходу

отлично подходят для эксплуатации даже на городских дорогах, так как они могу развивать довольно высокую скорость движения. К недостаткам можно отнести небольшую силу сцепления с грунтом, из-за чего ограничивается сила тяги трактора. Если колесный трактор работает на мягком рыхлом грунте, то возможна пробуксовка колес машины. Чтобы устранить этот недостаток были сконструированы модели тракторов с приводом на все четыре колеса. Полноприводные тракторы не пробуксовывают на мягкой почве, но из-за большого веса машины они сильно утрамбовывают грунт. Чтобы уменьшить силу давления колес трактора на почву используются шины увеличенной ширины, а на особо тяжелых типах тракторов применяются сдвоенные колеса.

Тракторы на гусеничном ходу

обладают еще большей силой тяги, чем колесные тракторы. К недостаткам относится невозможность их эксплуатации на асфальтированных покрытиях. Только тракторы с резинотросовыми гусеницами могут использоваться на асфальте без риска его повреждения. Несмотря на то, что скорость движения тракторов на гусеничном ходу не превышает 40 км/час, эти машины не оказывают сильного давления на почву из-за большой площади соприкосновения с ней. Гусеничные тракторы нашли широкое применение в сельскохозяйственной отрасли и промышленном хозяйстве.

Минитракторы- это тракторы, как правило, на колесном ходу, но имеющие несколько меньшие габариты чем их старшие собратья. Двигатели минитракторов обычно имеют мощность не более 40-50 л.с. Например, в ассортименте нашей компании предлагаются такие минитракторы: MITSUBISHI MT180D, TYM T233 и их вариации, включая экскаваторы-погрузчики. TYM T433, T503, T723 и T1003 являются уже полноразмерными тракторами.

От того, для каких целей предназначается трактор, целиком зависит его конструктивное решение.

О работе на тракторе

Тот, кто уже имеет трактор, дальше может не читать — ничего нового он не узнает. Эти заметки для тех, для кого трактор уже желанное, но пока еще непостижимое, а поэтому и слегка пугающее явление. Скажу сразу — содержать трактор, эксплуатировать его — гораздо проще, чем легковой автомобиль. Устройство его если и отличается от устройства автомобиля, то только в упрощенную сторону. У трактора нет подвески в ходовой части, значит, нет проблем ни с рессорами, ни с аммортизаторами, ни с креплением всех этих узлов и деталей. У трактора нет задних ступиц колес (колеса жестко крепятся к полуоси), нет карданных валов, (кроме имеющих передний привод), нет тормозов на передние колеса, нет рамы. Двигатель дизельный, значит, нет ни системы зажигания, ни системы питания, привычных по бензиновому двигателю, нет и забот по их обслуживанию. Топливный насос высокого давления (ТНВД) обеспечивает в нужный момент впрыск строго определенной доли топлива в цилиндр, где она смешивается с воздухом и самовозгорается от сжатия. ТНВД не требует никакого ухода, кроме периодического долива масла. А что есть в тракторе, чего нет в машине? Только гидросистема для работы задней навески и вал отбора мощности (ВОМ) для привода рабочих органов некоторых агрегатов. Устройство и того, и другого не требует вмешательства годами.
Управлять трактором гораздо легче, чем автомобилеи. Малая скорость передвижения, великолепный обзор, легкое рулевое (гидроусилитель), отличная маневренность (раздельные тормоза на правое и левое колесо) делают трактор доступным даже для ребенка. А большой выбор скоростей ( у МТЗ 18 вперед и 4 назад),
огромный запас тяги, хорошие сцепные качества с грунтом из-за большого диаметра ведущих колес делают трактор универсальным энергосредством практически на всех существующих на селе работах, будь то хоть сельскохозяйственные, хоть лесозаготовительные, хоть строительные или транспортные работы.
Человек, умеющий ездить на автомобиле, освоит управление трактором за несколько часов. Сцепление, тормоза, газ — все то же самое. Большой выбор скоростей сначала смущает, но к этому быстро привыкаешь, тем более. что на практике всеми этими передачами пользоваться не приходится. Я, например прекрасно обхожусь без 4 и 7 передач, хотя работаю практически со всеми основными орудиями. Дальше — рычаги управления гидронавеской. И тут ничего сложного быть не может — все станет простым и понятным через несколько приемов включения той или иной позиции.
С точки зрения безопасности, трактор, конечно, более опасен для своего владельца, чем легковой автомобиль. Если машина несет опасность для окружающих, то трактор, вместе и с этим, опасен и для своего владельца. В первую очередь — при его заводке «пускачом». Если не выключить передачу, то трактор, при ожившем дизеле, тут же дернется вперед. А ведь человек в это время стоит как раз перед его колесом. Сколько трактористов погибло при таких несчастных случаях — не счесть. Или крутящиеся органы орудий — тоже повышенную опасность представляют, так же как и карданные валы, если они не защищены специальными кожухами. Нельзя ремонтировать орудия в вывешенном и не подпертом состоянии — опасно. А навешивать орудия, не оборудованном «автосцепкой» — тоже представляет опасность уже для человека, который помогает, его может зажать между трактором и орудием. В общем расслабляться при всей простоте действий, связанных с управлением трактором, нельзя.

Диагностика гидравлической системы трактора

Диагностика заключается в проверке работы навески. Перед проверкой промывают все трубопроводы и емкости, а также меняют рабочую жидкость в баке. Для диагностирования берут специальный груз или навесную машину. Вес их зависит от класса трактора: 0,6 т — 500 кг; класс 0,9 т — 650; класс 1,4 т — 800; класс 3 т — 1500; класс 5 т — 1700 кг.

Устанавливают трактор, чтобы обеспечить полный подъем и опускание навески, и включают двигатель. Достигнув параметра частоты вращения коленвала двигателя 60% от номинального значения, рукоятку управления золотником распределителя переводят в положение «подъем» и выдерживают в нем до прогрева рабочей жидкости до температуры 45-55°С. Затем делают 5-6 полных подъема и опускания навески. Время подъема из крайнего положения в верхнее зависит от типа машины: 4 с для тракторов класса 0,6 т, 0,9 т и 1,4 т; 5 с — для тракторов класса 3 т и 5 т.

гидравлика минитрактора

При переводе рукоятки золотника распределителя в «плавающее» положение время опускания навески под собственной массой не должно превышать 2 с. Если временной интервал больше, это говорит о перерасходе рабочей жидкости. Если время меньше, то подозревают неисправность клапанов.

Далее рукоятку переводят в «нейтральное» положение и замеряют выход штока из крышки гидроцилиндра. Повторные замеры проводят еще через 30 минут. Сравнивают результаты, которые говорят о транспортной усадке поршня гидроцилиндра. Оптимальные показатели для машин класса 0,6 и 0,9 т — 35 мм; класса 1,4 т — 40; класса 3 т — 50; класса 5 т — 60 мм. Если значения отличаются от нормы, то проводят поэлементную диагностику для выявления неисправностей.

Оцените статью
ActualBeauty