Нужно ли бояться восстания машин? Будут ли все за нас делать роботы? Обозреватель m24.ru Дмитрий Бевза – о будущем, которое нас ждет
Он – робот: почему искусственный интеллект – это важно
В течение многих десятилетий такое понятие, как искусственный интеллект принадлежало исключительно научной фантастике и вдохновляло писателей и сценаристов на создание сюжетов, описывающих драматические взаимоотношения людей и разумных машин. Все начало меняться несколько лет назад, а начало 2016 года стало бенефисом реально существующих систем искусственного интеллекта. О том, какое будущее нас ждет, рассказывает обозреватель m24.ru Дмитрий Бевза .
Искусственный интеллект наступает
Если быть точным, то череда информационных поводов, каждый из которых достоин большой статьи, началась в декабре 2015 года, когда культовая фигура современного хайтека предприниматель Илон Маск (Tesla Motors, SpaceX) вместе с соснователем PayPal Питером Тилеми и главой венчурного фонда Y Combinator Сэмом Альтманом заявили о создании некоммерческой организации OpenAI и об инвестициях в нее в размере миллиарда долларов.
OpenAI – это исследовательская компания, занимающаяся ИИ (искусственным интеллектом). По заявлению учредителей, цель компании – развивать открытый и дружественный искусственный интеллект. Открытость призвана избежать концентрации власти, которую дает ИИ, находящийся в одних руках.
4 января в Лас-Вегасе в рамках СЕS – крупнейшей мировой технологической выставки, глава компании NVIDIA Дженсен Хуанг провел впечатляющую презентацию нового автомобильного суперкомпьютера Drive PX2, позволяющего управлять автомобилем без водителя, рассказал о разработках NVIDIA в области глубинного машинного обучения и компьютерного зрения.
А 15 марта состоялась наверно самая яркая в современной истории демонстрация возможностей современного искусственного интеллекта. ИИ AlphaGo компании Google обыграл со счетом 4:1 сильнейшего игрока в Го, Ли Седоля. Призовой фонд матча составил $1 млн.
Еще одним интересным событием, непосредственно связанным с искусственным интеллектом, стал проводящийся в Японии литературный конкурс имени писателя-фантаста Хоси Синъити. В этом году из полутора тысячи произведений 11 было написано с помощью ИИ, а повесть «День, когда компьютер написал роман» вышла в финал конкурса. Повесть была написана искусственным интеллектом, разработанным в университета Хакодате.
Отличным прогнозистом оказался китайский ИИ Aliyun, созданный интернет-гигантом Alibaba Group. В начале апреля он смог предсказать победителя и финалистов популярного в Китае музыкального шоу «Я певец». Победитель этого шоу определяется слепым (без предварительных совещаний) голосованием 500 судей.
Говоря о искусственном интеллекте, стоит отметить один поразительный момент. Несмотря на колоссальный прорыв, который произошел за последние 30 лет в области информационных технологий, и триллионы инвестиций в IT, работы по разработке ИИ все это время испытывали хроническое недофинансирование и только в последние несколько лет туда пришлю серьезные деньги.
Что в данном случае первично, инвестиции, которые принесли отдачу, или успехи разработчиков ИИ, которые заметил большой бизнес, в общем, неважно. Главное, что дело сдвинулось с мертвой точки.
Что же вообще такое – искусственный интеллект?
Академического определения ИИ еще не сложилось, однако специалисты считают, что отличительная особенность искусственного интеллекта – способность, в отличие от обычной компьютерной программы, к выполнению интеллектуальных и творческих задач.
Современных концепций создания ИИ довольно много. Но на самом базовом уровне они отличаются тем, что одни пытаются копировать человеческое мышление – семиотический подход, а другие строятся по принципу биологических нейронных сетей, моделирующих интеллектуальную деятельность на основе природных эволюционных алгоритмов – биологический подход.
На сегодняшней день самые заметные успехи достигнуты во втором направлении. Машинное обучение, а точнее глубинное машинное обучение (Deep Learning) – сейчас считается самым перспективным в создании ИИ.
В чем же отличие, созданных фантастами и транслируемых поп-культурой, образов могучих разумных машин из «Бегущего по лезвию бритвы», «Терминатора» и «Матрицы» от реально существующих искусственных интеллектов?
Разумеется в научно фантастике необходимость создания драматических сюжетных коллизий диктует практически обязательный конфликт между машиной и человеком. Но главное не это.
Во-первых, все художественные концепции искусственного интеллекта антропоцентричны. То есть, такие ИИ напоминают своим поведением людей, а взаимоотношения человека и машины в научной фантастике практически ничем не отличаются от взаимоотношений людей разных национальностей, религий и культур. Но если посмотреть на самые успешные из уже существующих ИИ, то они не руководствуются человеческой логикой, а базируются на искусственных нейронных сетях и, образно говоря, напоминают не человека, а разумную планету. Отдадим, впрочем, должное современным НФ-писателям, такие сюжеты в современной фантастике тоже есть.
Фото: YAY/ТАСС/William Attard McCarthy
Во-вторых, все эти умные машины из фантастических фильмов и книг способны сами ставить себе цели и пытаться их добиться.
Реально же существующие ИИ-системы даже в теории на такое не способны.
Разработчик искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов считает это принципиальным моментом, отличающим мышление ИИ от человеческого. ИИ может решать только те задачи, которые перед ним ставит человек и неспособен к целеполаганию.
А может ли ИИ представлять опасность?
Разумеется, может. Как представляет собой опасность любое выдающееся научное достижение. Классический пример – открытие процесса расщепления атомного ядра, которое привело, как к созданию ядерной энергии, так и к созданию ядерного оружия. Более актуальный пример – Интернет, с одной стороны давший так много новых возможностей людям, с другой – породивший киберпреступность.
ИИ тоже может быть опасен. Но не как враждебная людям сила. Он может быть опасен именно как инструмент в руках злоумышленников. Поскольку обучают ИИ люди, они же и задают параметры обучения. Соответственно, человек и отвечает за то, какой ИИ мы в итоге получаем.
Процесс обучения ИИ интересен еще и тем, что люди не только задают параметры обучения, но и сами становятся объектами и примерами для обучения искусственного интеллекта.
Тот же AlphaGo, перед тем как обыграть Ли Седоля, проанализировал тысячи партий лучших игроков в ГО, а потом сыграл еще миллионы партий сам с собой.
Есть и другой пример обучения ИИ, несколько менее удачный, но тоже очень яркий. Это англоязычный чатбот Тэй компании Microsoft, который запустили в социальной сети Twitter в образе девушки тинэйджера. За 24 часа Тэй, общаясь с пользователям, превратилась из дружелюбного собеседника в малоадекватное существо и стала публиковать посты антисемитского, расистского и шовинистического содержания. В итоге компания удалила твиты Тэй и принесла извинения пользователям.
Причем ранее чатбот Сяоайс, созданная на базе того же самого ИИ, блестяще работала в китайском сегменте интернета и пользовалась колоссальной популярностью. Сяоайс заработала в мае 2015 года в социальных сетях WeChat и Weibo, а позднее, придав ей визуальный образ, Сяоайс сделали ведущей выпуска прогноза погоды на китайском телеканале. За несколько месяцев она вошла в десятку самых популярных персон соцсети Weibo и провела несколько миллиардов диалогов с людьми.
Тем удивительней на первый взгляд неудача Тэй в Twitter. Причина, однако, оказалось очень простой – разная аудитория Twitter с одной стороны и WeChat и Weibo – с другой. Общаясь и обучаясь на более агрессивных и провокационных диалогах в Twitter, Тэй сама стала и вести себя как ее собеседники.
На сегодняшнем уровне развития, разумеется, никакой ИИ не может представлять собой опасность. Но даже в теории создать злой ИИ может только человек, и научить плохому ИИ может тоже только человек.
Что может искусственный интеллект?
По мнению представителя компании NVIDIA Ирины Шеховцовой все, что связано с распознаванием информации, продуктов, музыки, речи, жестов, видео – все это будет рано или поздно управляться искусственным интеллектом. «Большой потенциал в развитии ИИ связан с робототехникой, финансовыми услугами и безопасностью, самоуправляемыми автомобилями», – считает Шеховцова.
ИИ уже используется в поисковых машинах «Яндекса», Google, Microsoft, Baidu, в компьютерном зрения, при финансовом анализе, в различных экспертных системах.
Одно из направлений использования ИИ – возможность общения на естественном языке с разнообразными компьютерными интерфейсами и интернет-сервисами. Причем, это уже не далекое будущее, а реальность. Коммерческих чатботов в соцсетях и мессенджерах запустили или планируют запустить в ближайшее время тысячи компаний. Благодаря ИИ, распознавание и синтез речи выходят на новый уровень. Соответственно, можно ожидать прорыва и в области машинного перевода, как текстового, так и голосового.
До сих пор люди выполняют огромное количество тяжелых рутинных рабочих процессов. Причем, если на производстве научились более или менее успешно их автоматизировать – на современных роботизированных фабриках и складах могут работать буквально несколько человек, то сферу обслуживания, офисы, госучреждения, транспорт и СМИ сейчас сложно себе представить без участия людей. Но, возможно, лет через 10 ситуация принципиально изменится. Использование ИИ в роли юридических, бизнес и медицинских консультантов, с одной стороны, уменьшит стоимость таких услуг, с другой – повысит их качество. Хороший пример использования ИИ – отслеживание транспортных и охранных камер наблюдения. Сейчас этим занимаются операторы, но современный ИИ уже может не только распознать внештатную ситуации, но и классифицировать ее, проанализировать и предпринять соответствующие действия.
В принципе, любой процесс, выполняемый по определенным алгоритмам, каким бы человеческими и сложными они не казались, можно передать ИИ. Это касается и консультаций у доктора или адвоката, написания новостей в СМИ, разработки бизнес-планов и маркетинговых стратегий, ведения бухгалтерии, работы госчиновников и многого другого.
Интересно, что многие эксперты видят перспективы использования ИИ не только в более или менее шаблонных рабочих процессах, но и в тех, которые традиционно считаются творческими. Теоретически ничто не мешает ИИ, конечно более развитым и обученным чем сейчас, писать художественные тексты, поп-музыку, картины или снимать кино.
Впрочем, это скорее говорит не об очеловечивании ИИ, а о том, что мы несколько переоцениваем свой творческий потенциал, и большая часть создаваемого даже людьми креативных профессий – это добротный, качественный и профессиональный продукт, созданный по жестким стандартам, освоить которые по силам и ИИ.
Искусственный интеллект – это хорошо или плохо?
ИИ – это не просто хорошо. Это очень хорошо. Он может освободить человеческие ресурсы для настоящей интеллектуальной и творческой деятельности. Более того, выполняя рутинные процессы, ИИ может стать неоценимым помощником для решения сложных задач, где требуется интеллектуальный или творческий прорыв. Также, очевидно, что массовое внедрение ИИ откроет путь к появлению новых профессий (и созданию новых рабочих мест), которые мы пока даже не можем себе представить.
Остается открытым вопрос – насколько люди готовы в реальной жизни взаимодействовать с искусственным интеллектом. Есть разные точки зрения, но с учетом возрастающей виртуализации нашего общения, которое все больше происходит не лицом к лицу, а по телефону, в электронных письмах, чатах, соцсетях, нам по большому счету неважно, кто на том конце провода примет заказ, ответит на вопрос, решит проблему – реальный человек или искусственный интеллект. Так что, скорее всего психологическое привыкание людей к общению с ИИ произойдет намного быстрее, чем нам кажется.