Из статьи вы узнаете, что такое скорочтение, для чего оно нужно и как классифицируется. Разберем практические приемы и рекомендации для самостоятельного освоения скорочтения.
Скорочтение – что это такое, для чего нужно и как освоить
Скорость чтения среднестатистического человека – около 150 слов в минуту. Такого темпа достаточно, чтобы комфортно читать любимые книги и получать от них удовольствие. Но когда речь идет об усвоении большого объема информации, то возникает необходимость читать быстрее. Для этой цели как раз и существует скорочтение. В статье я подробно расскажу, что такое скорочтение, как его освоить и внедрить в свою жизнь.
Как научиться скорочтению: советы от эксперта по саморазвитию. Вы научитесь быстро запоминать прочитанное, увеличите область восприятия и т.д.
Главное о чтении.
Фокусирование.
Чтение это не только считывание, распознавание знаков, но, в том числе, и движение глаз. Оно бывает:
- Плавное — когда вы пытаетесь следить за чем-то, что плавно перемещается, например, по улице едет велосипед;
- Вергентное — то движение глаз, когда вы пытаетесь рассмотреть то, что слишком близко к вашему зрению, приходится сводить глаза ближе к носу;
- Вестибулярное – когда ваша голова шевелится, движется, например, вы едете на катере по волнам, но при этом пытаетесь сфокусироваться глазами на каком-то объекте. Условно ваша голова движется, ваши глаза – нет;
- Саккады – рывковое движение глаз, когда мы фокусируемся на отдельных кусках текста и таким образом прочитываем предложение, абзац, книгу. Они возможно из-за фовеального зрения — это маленький угол обзора наших глаз примерно два градуса, где захватывается 8 букв или около того, на которых мы можем максимально сконцентрироваться;
- Парафовеальное — угол обзора в 5-7 градусов;
- Периферийное — оно также бывает ближним, средним, дальним. Но у человека оно мало развито. Хорошо такое зрение наблюдается у голубей.
Усвоение.
Основная стадия чтения – это то, как мы анализируем знаки, которые только что увидели и как они трансформируются в нашей голове в некоторые знания, которые прикрепляются к имеющимся у нас данным. В среднем вы можете держать в уме 7 объектов , из которых 4 находятся в постоянной обработке. На эту обработку требуется около 100 миллисекунд.
Регрессия – возвращение уже к прочитанному тексту. Это бывает часто. Связано с несколькими факторами:
- Возможно, вы просто привыкли так делать – глупая привычка;
- В тексте слишком много слов не несущих смысловой нагрузки, то есть это грамматические конструкции, предлог, междометия и т.д.;
- Вы обладаете низкой концентрацией и не можете запомнить то, что только что прочитали.
Скорость чтения.
В нормальном состоянии, если текст вам знаком, примерно 500 слов в минуту. Когда вы читаете знакомый текст, многие вещи, слова уже знакомы, и вы можете предсказывать, что будет дальше, таким образом, в теории должны быстрее скакать по тексту.
Если текст не знаком – от 250 до 400 слов. При чтении могут возникать такие моменты, в которых вы пытаетесь осмыслить, о чем в этом тексте говорится. Из-за этого тратиться больше времени, потому что надо еще эти знания присоединить к другим, которые у вас есть в голове.
Если вы стараетесь читать очень быстро, например, больше 500 слов в минуту, то вы берете кредит либо у своего понимания, либо у полноценного чтения. В принципе практически все методики чтения основаны на нескольких параметрах:
- Уменьшаете время, которое необходимо на то, чтобы проанализировать прочитанное;
- Минимизируете время скачков, то есть саккад;
- Читаете только нужные слова.
Ускоряясь и пытаясь читать больше нормы, вы устаете, потому что ваш мозг и глаза находятся в постоянном напряжении, требуют все больше ресурсов, чтобы обработать информацию. Так вам становится гораздо тяжелее читать.
Еще очень часто сталкиваются корректоры с тем фактом, что прочитав текст, они вообще не помнят то, что было сказано. Просто потому что вычинить смысл для них не главное, для них главнее быстро прочитать и вытащить нужные фразы, слова, ошибки.
На самом деле читать медленно, это неплохо. Да, мы должны читать достаточно бегло, но с другой стороны, чем быстрее мы читаем, тем меньше у нас времени для анализа информации. Часто именно медленное чтение помогает гораздо лучше понять смысл текста.
Есть простая техника, которая поможет удвоить скорость чтения и легко запоминать содержание книг
3. Не пытаться объять необъятное
Итак, мы видим, что при желании скорость чтения можно увеличить даже без всяких специальных методик. Главное — не торопиться, а действовать по плану.
Определим срок достижения цели. Например, 12 месяцев. Чтобы не бросить тренировки и не утратить мотивацию, установим реперные точки.
Исходная скорость чтения — 72 секунды/страница. Постараемся достичь результата 36 секунд/страница. Для этого нужно ежемесячно ускоряться на 3-4 секунды. Не так много, не так ли?
Книга приходит к ребенку с детства вместе с мамиными сказками, позже – с необходимостью профессионально развиваться во время учебы или на рабочем месте.
Читать и запоминать книги: конкретные и эффективные упражнения-тренинги для достижения цели
Существует хорошие упражнения для постепенного повышения читательского мастерства. Для их выполнения важно подготовиться физически: сидеть прямо, не сгибаясь, а левую руку расположить на источник информации. Тренирующийся человек должен обладать минимальными навыками чтения, понимания прочитанного, проработки текста. Только в этом случае наступит положительный результат. Итак, учимся читать быстро и легко:
Photo by Alfons Morales
- Прочтите небольшую книжку (максимальным объемом в несколько десятков страниц). Затем сделайте это в обратном порядке – до тех пор, пока скорость проработки не станет выше.
- Попросите друга или родственника выбрать из текста на исходной странице любое слово. Затем постарайтесь найти его. Желательно делать это как можно быстрее.
- Учитесь проводить мониторинг текста – не всего подряд, а лишь тех фактов и словосочетаний, которые имеют первоочередное значение, несут основную смысловую нагрузку. Вспомните школьные уроки языка и литературы, когда велась работа с ключевыми словами.
- Просмотр листа тоже позволяет усовершенствовать скорость чтения. Например, учитесь читать заголовки или маленькие абзацы так, чтобы хватало одного взгляда. Каждая страница не должна отнимать более двадцати секунд времени. После этого выберите в тексте отдельные слова для дальнейшего построения из них предложений. При этом важнейшим условием успеха является сохранение и удерживание сути текста.
Photo by Aaron Burden
- Избавляйтесь от привычки медленно читать книги, останавливаясь для повторного перечитывания отдельных фрагментов. Пробуйте читать сразу несколько предложений, постепенно искореняя ненужную привычку. Чтобы помочь себе, возьмите бумагу и разместите ее на прочитанные предложения. Постарайтесь успеть максимально быстро прочесть текст – до момента, пока лист не не закрыл их собой. Практические сложности будут только поначалу – со временем навык устойчиво выработается.
- Помогите глазам: левой рукой водите пальцем по странице. Соблюдайте интервальное расстояние два-три сантиметра от каждого предложения.
- В некоторых случаях подходит еще одно упражнение – зигзагообразное движение с возвращением в начало строки. Исключением может стать литература, подразумевающая вдумчивое чтение. Зато подобная методика позволяет «сканировать» текстовые фрагменты и понять его суть за короткий срок.
- Читайте между строк в прямом понимании этой фразы. Фиксируйте количество одномоментных слов в поле своего зрения. Не прочитывайте их, а смотрите словно «сквозь», отмечая лишь контуры слов. Со временем можно получить приятный сюрприз – механической фиксации окажется достаточно для эффективного усвоения информации.
- Если возникает необходимость в чтении текстов с неизвестными словами или иностранными терминами, походит техника «присвоение», когда важно не быстро читать вслух, а, в первую очередь, осмыслить и понять прочитанное. Постарайтесь «фильтровать» информацию, опуская все известное и понятное, одновременно акцентируя внимание на новом и ярком.
- Обращаясь к художественной литературе, человек в большинстве случаев спокоен и расслаблен, он четко представляет себе образы героев, иногда даже ставит самого себя на место описанных персонажей. Этот вид чтения, который можно применить, чтобы научиться быстро читать ребенку, называется «сопереживание».
- В военной сфере часто используют разведчиков, которые за короткое время успешно осваивают информацию с четким определением ее сути. Поэтому существует специальное упражнение, получившее название «метод штурма». Он состоит в предоставлении чтецу небольших кусочков статей, которые сменяются в быстром темпе. При этом с каждым разом тексты меняют с большей скоростью, а человек должен почти дословно запомнить основной смысл.
Для совершенствования навыка скорочтения, достаточно выбрать для себя 1 или 2 вышеописанных способа и попробовать их на практике – при терпении и усидчивости результаты не заставят себя ждать.
Помните, что чем чаще вы читаете, тем больше у вас возможностей научиться делать это быстро. Для достижения успеха вы должны сознательно применять навыки скоростного чтения на всё, что вы читаете в повседневной жизни. Выработка такой привычки поможет обрести способности скорочтения даже на подсознательном уровне. Для начала отдавайте предпочтение легкому материалу, который приносит удовольствие и одновременно легок для понимания. Как вариант, можно практиковаться с уже прочитанной книгой, чтобы было легче привыкнуть к пропускам слов, отрывков, фраз. Продуктивных вам чтений!
Источники