Приложение N 1. Методические рекомендации по организации проведения текущей и генеральной уборок помещений лечебно-профилактических учреждений. Кто проводит генеральную уборку в режимном кабинете

Кто должен проводить генеральную уборку перевязочного кабинета?

Главный врач считает, что генеральную уборку перевязочного кабинета должна делать сама медсестра перевязочной. Медсестра настаивает, чтобы ей в помощь дали санитарку. Кто прав?

Ответ на вопрос надо искать в квалификационных характеристиках по должностям медсестры процедурной и санитарки. В характеристике по должности медсестры перевязочной сказано, что она «осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции», «осуществляет систематический санитарно-гигиенический контроль за помещением перевязочной», а также «инструктирует младший медицинский персонал перевязочной и контролирует его работу».

Из приведенных извлечений становится ясно, что, раз медсестра осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении перевязочной, значит, на ней лежит и обязанность по проведению генеральной уборки. Однако из контекста мы можем сделать вывод, что ей в помощь придан младший медперсонал, который она «инструктирует и контролирует». В самом деле, генеральная уборка в помещениях с особым режимом чистоты состоит из работ двух уровней сложности. Часть работ требуют сестринской квалификации: уборка в шкафчиках, отключение и перемещение оборудования, контроль режимов обработки. После того, как это сделано, наступает время неквалифицированного труда – мытье, стен, потолка и полов. Его выполняет санитарка, которая, согласно квалификационной характеристике, «производит уборку помещений в медицинской организации». При этом ее работу должна контролировать медсестра.

Особо следует подчеркнуть, что поскольку перевязочный кабинет – помещение с особым режимом работы, то уборки в нем осуществляется специально обученным персоналом медицинской организации. Таким образом, медсестра перевязочной и санитарка должны пройти специальное обучение.

ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды» предусматривает специальный допуск персонала к уборочным рабам. В нем, в частности, сказано, что каждый вид работ по уборке, в том числе и генеральная уборка, должен выполняться определенным специально обученным персоналом, допущенным к этим работам. Согласно п. 4.6 ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005, руководителем организации должен быть утвержден регламент уборки. Он должен включать следующие пункты:

  • ответственное лицо
  • кто и какой вид работ осуществляет
  • в каких помещениях
  • с какой периодичностью и др.

Необходимый перечень вопросов, которые следует отразить в регламенте, отражен в справочном приложении F вышеуказанного ГОСТа. Справедливости ради следует заметить, что в широкой практике медорганизаций этот ГОСТ де факто не используется.

Итак, генеральная уборка – обязанность медсестры, которую она выполняет с помощью санитарки. На практике таких санитарок в штате отделений нет, хотя соответствующие ставки должны быть предусмотрены штатным расписанием. Во многих медицинских организациях сложилась устойчивая практика вменять санитарские обязанности медсестре, не спрашивая ее об этом и не доплачивая ей за эту работу, полагая, что ее сестринская нагрузка позволяет выделить рабочее время на санитарскую работу. Однако, если медсестра перевязочной выполняет свою сестринскую норму труда и считает работу за санитарку дополнительной нагрузкой, ей следует добиваться дополнительной оплаты или требовать выделения ей в помощь санитарки. Трудовой кодекс и ЕКС – на ее стороне.

Приложение N 1. Методические рекомендации по организации проведения текущей и генеральной уборок помещений лечебно-профилактических учреждений

I. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2-х раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.

В отделениях новорожденных и недоношенных детей: в боксах для детей с соматической патологией не реже 3 раз в сутки проводят влажную уборку помещения: 1 раз в сутки (после третьего кормления) — с использованием дезинфицирующих средств (табл. 1); 2 раза в сутки (утром и вечером) — с применением 0,5% моющего раствора. Обработку выполняют способом «двух ведер». В палатах, в которых располагаются дети с инфекционной патологией, обеззараживание объектов и пола помещений выполняют с использованием дезинфицирующего раствора не реже 2 раз в сутки (после третьего и пятого кормления) способом «двух ведер».

Клинико-диагностические лаборатории — влажная уборка помещений должна осуществляться с применением моющих и дезинфекционных средств не менее 1 раза в сутки, а при необходимости чаще.

II. Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом, осенью).

III. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

Стоматологический кабинет хирургического профиля — 1 раз в 7 дней, остальные — 1 раз в месяц.

Клинико-диагностические лаборатории 1 раз в месяц в помещениях, где проводится работа с нативной кровью, сывороткой.

Кабинеты поликлиник, требующие «асептичных» условий выполнения исследований, манипуляций, процедур — 1 раз в 7 дней, терапевтического профиля — 1 раз в месяц.

Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных проводится один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

В отделениях новорожденных и недоношенных детей через 10-12 дней пребывания детей в боксе (с обязательным переводом детей в обеззараженное помещение) и после их выписки проводят уборку бокса по типу заключительной дезинфекции.

IV. График проведения генеральных уборок ежемесячно составляется старшей медицинской сестрой и утверждается заведующим отделения. Отметка о проведении генеральной уборки делается в журнале (графике) проведения генеральных уборок, лицом, ответственным за проведение генеральной уборки.

— создание безопасной чистой окружающей среды для пациентов и персонала;

— разрушение и сведение к минимуму большинства болезнетворных микроорганизмов на поверхности неживых предметов;

Генеральная уборка и медсестра, обязанности?

Ирина Михайловна87 Всего сообщений: 1 Зарегистрирован: 27.01.2018 В медицине с: 2010 Должность: Медсестра оториноларинголога Откуда: Москва поликлиника

Сообщение Ирина Михайловна87 » 27 янв 2018, 00:46

Кто должен мыть полы (выбрасывать мусор) в режимном кабинете? Текущая и генеральная уборка . Санитарка или медсестра? Как оплачивается этот труд?

Работаем медицинскими сёстрами режимных (Лор, гениколог, окулист, хирург) кабинетов в поликлинике г.Москва.
В октябре был изменён договор по оплате труда. У врачей, медсестёр и санитарок.
До этого момента мы сами мыли свои кабинеты (за дополнительную плату 0,5 ставки санитарки) после того как санитарки стали уборщиками помещений, мы не можем взять 0,5. ) а обязанности остались те же.
Получается мы моем полы за благодарность? Как с этим бороться?

Зарплата у нас уменьшилась. Хотя оклад стал больше, стимулирующие выплаты уменьшились.

Старшая и заведующая в один голос твердят — что это наша обязанность- мыть полы даром!
Хотя медсестры не режимных кабинетов (невролог, ортопед) не моют пол и получают такой же оклад как и мы. Только работа разная, они встали с приёма и ушли, а нам инструменты и кабинет убирать ещё.

Отправлено спустя 3 минуты 34 секунды:
Есть ли какие-то нормы? Сан пин?

Генеральная

Генеральная уборка выполняется в соответствии с графиком. Ее периодичность зависит от особенностей того помещения, в котором она проводится. Главная цель такой обработки – не допустить распространения инфекции, поэтому использование дезинфицирующих растворов является обязательным условием.

Периодичность генеральной уборки, в зависимости от типа помещения:

  • смотровой кабинет, процедурная и перевязочная – 1 раз в неделю;
  • операционная и родильный зал – 1 раз в неделю;
  • палаты, врачебные кабинеты, административно-хозяйственные помещения – 1 раз в месяц.

Генеральная уборка предполагает выполнение следующей последовательности действий:

foto33244-3

  1. Отодвигание мебели. Предварительно из тумбочек и с полок убирают все содержимое, внутренние поверхности шкафов протирают от пыли, обрабатывают дезсредствами.
  2. Мытье стен, потолка и мебели.
  3. Замачивание распылителя в дезинфицирующем растворе на час.
  4. Проветривание помещения.
  5. Мытье пола горячей водой.
  6. Сушка поверхностей чистой ветошью.
  7. Обеззараживание воздуха с помощью бактерицидной лампы или рециркулятора. Помещение выдерживают закрытым в течение часа, после чего его проветривают и смывают остатки дезинфицирующих средств.
  8. Обеззараживание инвентаря путем его погружения в раствор, обладающий дезинфицирующими свойствами. Перед отправкой на хранение его полощут и просушивают.
  9. После генеральной уборки персонал сдает рабочую одежду в прачечную.

В качестве дезинфицирующего средства может быть использована перекись водорода 6%, в которую добавляют 0,5% СМС. Для каждого медицинского учреждения рекомендованы свои средства для антисептической обработки поверхностей. Чтобы не допустить размножения устойчивой бактериальной флоры, дезинфицирующие растворы чередуют.

После завершения генеральной уборки в журнале учета обязательно делается запись. Кроме даты ее проведения и ФИО сотрудников, указывается название дезинфицирующих средств, с помощью которых проводилась обработка.

Сухая уборка в медицинских учреждениях не проводится. Использование пылесосов и щеток допустимо только при очистке ковров и иных ворсистых покрытий, расположенных в административном здании.

Генеральная уборка

Скажите, на какой приказ или другой иной норматив вы опираетесь говоря что генеральную уборку должна проводить санитарка. И какая это должна быть санитарка:-она должна проити спец обучение, -должна быть закреплена именно за процедурным кабинетом и не должна обрабатывать другие обьекты (например: туалет). И как это должно оплачиваться?

Добавлено спустя 1 час 10 минут 11 секунд:
Добавлю, что прочитав всё сообщения участников, я не увидела ни одного конкретного и точного ответа-кроме как пологаться на инструкцию. Расскажу свою историю чтобы было понятно.
У нас в больнице процедурная сестра получает 1,5 ставки и всегда ген.уборку делала она, но недавно она отказалась генералить. И сейчас пытаются заставить это делать санитарок которые тут же моют палаты, туалеты и теперь ещё и процедурную. И конечно санитарки тоже отказаваются генералить, также пологаясь на инструкцию. Что делать и как разрешать конфликт.

Romashka Эксперт форума
Всего сообщений: 2581 Зарегистрирован: 09.09.2009 Должность: Медицинская сестра Откуда: Москва

Сообщение Romashka » 10 окт 2010, 09:24

А что написано в договорах и должностных инструкциях?
В договоре должно быть русским по белому прописано, сколько человек получает денег и за что.

Ж.В. Эксперт форума
Всего сообщений: 3160 Зарегистрирован: 30.04.2010 В медицине с: 1990 Должность: Управление сестринской деятельностью Откуда: Владивосток

Сообщение Ж.В. » 10 окт 2010, 09:51

Нужно смотреть должностную инструкцию санитарки процедурного кабинета. Именно там должно быть написано, что она производит уборку кабинета, в том числе и генеральную. Если она (санитарка) как физическое лицо существует, то это ее работа, а если нет, то обязанность того кто получает за это деньги. А за счет чего медсестра процедурного получает к основной ставке еще 0,5? Не за счет ли санитарской ставки?

kapa Модератор Всего сообщений: 1883 Зарегистрирован: 20.07.2010 В медицине с: 1998 Должность: все вместе Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение kapa » 10 окт 2010, 18:28

Первый раз слышу,что есть санитарки процедурного кабинета.
По своему опыту — у нас везде генеральная уборка процедурного кабинета целиком и полностью лежала только на м/с,санитарок вообще запрещалось допускать для уборки процедурного кабинета. Они только выносили мусор оттуда.
Санитарка перевязочной — да,такие должности были.

Безнадежный пациент Эксперт форума
Всего сообщений: 5026 Зарегистрирован: 21.07.2010 Должность: студент Откуда: Москва

Romashka Эксперт форума
Всего сообщений: 2581 Зарегистрирован: 09.09.2009 Должность: Медицинская сестра Откуда: Москва

Меры защиты и безопасности персонала

Проведение текущих уборок следует проводить в специальной униформе и закрытой моющейся обуви. Персонал, проводящий уборки в лечебных учреждениях, должен быть обучен и подготовлен. Для защиты кожных покровов и дыхательных путей необходимо применять использование средств индивидуальной защиты.

Перед началом уборки персонал моет и высушивает руки, надевает перчатки и трехслойную медицинскую маску. При необходимости используются перчатки повышенного риска, полиэтиленовые фартуки, лицевые щитки и защитные костюмы. После использования перчатки, маска утилизируются в качестве отходов класса Б. Особенно важна защита и соблюдение мер безопасности при эпидемии новой коронавирусной инфекции. В этом случае следует действовать по инструкциям, разработанным администрацией ЛПУ.

Оцените статью
ActualBeauty