Зачем раньше сжигали ведьм на костре

Единственным решением после обвинения в колдовстве в старые времена было сжечь ведьму. Сожжение ведьм на костре практиковалось почти во всей Европе…

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили договор с Дьяволом. Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

сожжение на костре

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных — 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве — около 100 тысяч.

ФОТОРЕЙТИНГ «ЖЕНЩИНЫ, КАЗНЕННЫЕ НА КОСТРЕ» (WOMEN EXECUTED AT THE STAKE). По версии Олега Логинова.

Для казненных ведьм отведен отдельный фоторейтинг.

Алена Арзамасская

Справа картина А.Горбылева. «Казнь Алены на Базарной площади».

Одной из соратниц Степана Разина была Алена Арзамасская. Эта простая крестьянка была не чета персидской княжне. Ее Стенька Разин вряд ли посмел бросить в Волгу. Складывается впечатление, что Алена сама могла бросить в Волгу любого мужика. По свидетельству летописцев она отличалась недюжей силой и непревзойденной меткостью при стрельбе из лука. Причем ее лук был настолько тугой, что никто из пленивших ее солдат не смог натянуть его.

Став вдовой в молодые годы, Алена постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Азмасом. Но когда началось восстание Разина, сбросила монашеские одежды, собрала отряд в несколько сот человек и овладела с ним городом Темников, которым управляла более двух месяцев.

Однако 4 декабря 1670 года Темников был взят царскими войсками под командованием воеводы Ю.А.Долгорукова. Алена укрылась в церкви и отстреливалась из лука до последней стрелы, при этом убив еще семь или восемь солдат. Когда стрелы кончились, она отшвырнула лук и саблю и припала к церковному алтарю. Только после этого ее пленили ворвавшиеся в церковь солдаты.

В неволе Алену подвергли страшным пыткам, а потом казнили путем сожжения в срубе.

Статья по теме «Казни в срубе».

Самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Руане.

Против Орлеанской девы, попавшей в мае 1430 года в плен к бургундцам, которые продали ее англичанам, инквизиция возбудила процесс по обвинению в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Судебное и церковное расследование тянулось дольше года. Но французская героиня была обречена.

30 мая 1431 года в 9 часов утра Жанну д’Арк с бумажной митрой на голове, на которой была надпись: «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница», вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка в Руане. Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Вскоре огонь охватил одежду осужденной.

Мария и Урсула ван Бекум

Гравюра Яна Люйкена. «Сожжение Марии и Урсулы ван Бекум, Девентер». 1544

Анабаптистку Марию ван Бекум мать выгнала из дома за ее веру. С ней в скитания отправилась Урсула, жена ее брата. Их арестовали, обвинили в ереси и приговорили к смерти.

13 ноября 1544 года, когда их вели к столбам для сожжения, многие люди, видя их стойкость, плакали. Первой сожгли на костре Марию. После этого Урсулу спросили не хочет ли она отречься от ереси. «Нет, — сказала она, — не ради смерти». И тоже была сожжена.

Элизабет Гонт

Элизабет Гонт (Elizabeth Gaunt) была англичанкой, приговоренной к смертной казни за государственную измену после того, как была осуждена за участие в участии в заговоре дома Ржи . Она была последней женщиной, казненной за политическое преступление в Англии.

Гонт владела магазином в Лондоне и была известна тем, что давала приют преследуемым людям, таким как жертвы религиозного притеснения. По словам епископа Бернета, она провела «свою жизнь в благотворительности, посещая тюрьмы и заботясь о бедных, какого бы убеждения они ни были». Она помогла Джеймсу Бертону бежать в Амстердам одному из участников неудавшегося заговора «Ржаной дом» 1683 года . После ареста в 1685 году Бертон назвал ее сообщницей в надежде спасти свою жизнь. На самом деле она не была причастна к заговору, и судебный процесс против нее рассматривался как показательный. Дэвид Хьюм писал: «Он получил помилование в качестве компенсации за свое предательство, и она была сожжена заживо за свою благотворительность».

Элизабет была приговорена к смертной казни за измену в Олд-Бейли 19 октября 1685 года. Гонт вела себя в суде с юмором, отчего что аудитория была тронута до слез.

23 октября 1685 года она была казнена путем сожжения, и, поскольку ей отказали в удушении, ее буквально сожгли заживо. Уильям Пенн был свидетелем казни и сообщил, что она «умерла с достоинством, поразившим всех, кто ее видел».

Беллинде де Корзора

Гравюра Яна Люйкена. «Беллинде де Корзора, сожженная на костре у стен Стремоса». 1699

Португальская дворянка Беллинде де Корзора перерезала горло своему спящему мужу. Зантен при описании этой истории употребил фразу «moorddadig vrouwelijk gedrogt» («убийственная женская мерзость»). Однако другой бы автор, типа Шекспира, мог бы эту историю превратить в сильную любовную драму.

Катрин Монвуазен.

Катрин Монвуазен родилась примерно в 1640 году. Некоторое время она была замужем за парижским ювелиром, а после смерти мужа стала зарабатывать деньги, гадая по ладоням и предсказывая судьбу. Кроме того, она была акушеркой и проводила домашние нелегальные аборты. Когда ее арестовали, ей предъявили обвинение в организации «черных месс». Однако главным обвинением была продажа ядов для клиентов. В основном, это были жертвы любовных страстей из числа аристократов, стремившиеся устранить соперников или супругов.

Как оказалось, Монвуазен даже была связана с заговорщиками, стремившимися отравить Людовика XIV. Якобы и она сама однажды пыталась убить его, протянув монарху пропитанное ядом прошение. По совокупности обвинений Катрин Монвуазен была признана ведьмой и сожжена на костре в центре Парижа 20 февраля 1680 года.

Ее порой еще называют Ла Вуазен.

Маргарита Поретанская

Французская монахиня-бегинка Маргарита Поретанская (Marguerite Porete) , была мистической писательницей. И это не довело ее до добра.

Маргарита была осуждена церковью, её книга была сожжена в 1306 году, а затем очеред дошла и до нее. Процесс над ней возглавлял Генеральный инквизитор Французского Королевства Гийом Парижский, с 1309 года — епископ Санса.

Сама она была приговорена инквизицией к публичному сожжению 31 мая 1310 года и сожжена в Париже на Гревской площади 1 июня 1310 года.

После публикации в XX веке трактата «Зерцало простых душ» Маргарита Поретанская была признана одним из крупнейших мистиков Средневековья. В 2005 Энн Карсон написала стихотворное либретто Decreation (Рассотворение), главной героиней его второй части выступает Маргарита Поретанская. По мотивам этого сочинения поставлен одноименный балет Уильяма Форсайта (2007).

Прасковья Савельева

Прасковья Савельева — советская подпольщица, героиня Великой Отечественной войны.

Во время Великой Отечественной войны Савельева отказалась эвакуироваться и уже осенью 1941 года совместно с В. Измайловым организовала подпольную группу в Луцке. Подпольщики распространяли листовки, организовывали побег советским военнопленным из концлагерей, доставали бланки немецких документов, медикаменты. После гибели Измайлова руководство группой полностью перешло к Савельевой.

Весной 1943 года подпольщики установили связь с партизанским соединением под командованием Д. Медведева. Деятельность группы при этом существенно видоизменилась. Взаимодействуя с партизанами и, имея на руках подробный план Луцка с обозначением всех военных объектов, подпольщики приступили к организации диверсий. Паша Савельева организовывала диверсии на железной дороге. Вместе с другими подпольщиками она выкрала у немцев образец секретного химического оружия, который затем был переправлен в Москву.

22 декабря 1943 года по доносу предателя Прасковья была арестована гестапо. 12 января 1944 года, после жестоких истязаний и пыток, Савельеву сожгли заживо во дворе бывшего католического монастыря Луцка. Перед смертью на стене кельи № 14, превращённой в камеру, Паша нацарапала гвоздём записку со словами: «Приближается чёрная, страшная минута. Всё тело искалечено — ни рук, ни ног… Но умираю молча. Страшно умирать в 26 лет. Как хотелось жить! Во имя людей, которые придут после нас, во имя тебя, Родина, уходим мы… Расцветай, будь прекрасна, родная, и прощай. Твоя Паша».

Катерина Хейз

Катерина Хейз (Catherine Hayes, Кэтрин Хейз, Кэтрин Хэйэс) – мужеубийца. В конце 1725 года в Лондоне Катерина, на тот момент мать двенадцати детей, с двумя своими любовниками договорилась убить своего мужа, Джона Хейза. Свое намерение преступники осуществили 1 марта 1726 года. Напоив Хейза до беспамятства, сообщники убили его, после чего расчленили тело и выбросили голову в Темзу, чтобы затруднить опознание. Но убийц разоблачили. Суд признал Катерину виновной в «petty treason» (буквально — «малая государственная измена», включающая в себя убийство вышестоящего лица подчиненным, в том числе мужеубийство) и приговорил к смертной казни через сожжение.

Приговор Хейз был приведен в исполнение 9 мая 1726 года в Тайберне. Вообще-то, в Англии женщин, приговоренных к казни за мужеубийство, обычно удавляли перед сожжением. Но на сей раз огонь вспыхнул так быстро, что палач обжег руки, когда начал затягивать удавку на шее женщины. Он отскочил, а Кэтрин еще долго кричала и пыталась оттолкнуть от себя горящие головешки. Чтобы не растягивать ее мучения, в костер начали бросать охапки хвороста. Смерть наступила скоро, но потребовалось еще три часа, чтобы тело несчастной полностью превратилось в пепел.

Катерина стала последней женщиной в Англии, сожженной заживо, однако публичное сожжение женщин после предварительного удушения практиковалось в Англии до 1790 года.

Аннекен Хендрикс

Гравюра Яна Люйкена. «Казнь Аннекен Хендрикс». 1571

10 ноября в 1571 года Аннекен Хендрикс (Anneken Hendriks) была казнена в Амстердаме как анабаптист. Ей было около 53 лет, она была неграмотной и приехала в Амстердам из Фризии.

В вынесенном ей приговоре было сказано, что она «не была в течение шести или семи лет на исповеди или на святом, преподобном таинстве, но ходила на собрания проклятой секты меннонистов или анабаптистов, так что они даже проводили тайные собрания или собрания в ее доме ». Она также угрожала традиционному браку, «выйдя замуж» за своего мужа «ночью, в сельской местности, по образцу меннонистов».

Известно, что ее подвергали пыткам на дыбе, чтобы выведать имена других анабаптистов. Но Аннекен продемонстрировала стойкость.

Когда ее вели к месту казни Хендрикс заметив своего соседа, стала кричать, что Бог накажет его за донос. Пришлось палачам набить ей рот порохом, чтобы успокоить ее еретический язык.

Энн Эскью (Anne Askew) считается самой известной мученицей британской Реформации. Убеждённая лютеранка, проповедница, в период правления Генриха VIII, она была арестована, заключена в тюрьму и судима за ересь. В тюрьме написала известное стихотворение «Как сжечь женщину». На суде вела себя с большим мужеством.

Энн Эскью также считается единственной женщиной, которую официально подвергали пыткам в Тауэре. В этом замке содержали преимущественно аристократов и по законам того времени к женщинам было запрещено применение пыток. В сериале «Тюдоры», когда Генриху VIII сообщили, что Эскью пытают, он разрешил экзекуцию, аргументировав это тем, что она – еретичка, а значит — слуга дьявола, который может принимать различные обличья, как мужчин, так и женщин.

16 июля 1546 года, в возрасте 26 лет, Энн Эскью была сожжена на костре в Смитфилде. На место казни её принесли, так сама она после пытки идти не могла. На ней была только сорочка, в которой её пытали. Энн перетащили с носилок к столбу, на котором для неё было закреплено маленькое сиденье. Перед казнью заключённым дали последний шанс на помилование. Епископ поднялся к ним и начал проповедь. Энн не выразила раскаяния. Из-за её неповиновения и упрямства, она была сожжена живьём, а не задушена перед казнью, как иногда делалось с приговорёнными. Те, кто наблюдал за происходящим, рассказывали, что Энн не кричала до тех пор, пока огонь не достиг её груди. Казнь длилась около часа, но Эскью потеряла сознание уже через 15 минут.

Когда огонь приближался к ногам протестантов, начался легкий дождь, и раздался треск грома. Было замечено, что небо над Смитфилдом изменило цвет. Люди, сочувствующие казненным, решили, что небеса открылись, чтобы принять этих благословенных мучеников и провозгласить «великое недовольство Бога столь тираническим убийством невинных людей».

Как охота на ведьм стала прибыльным бизнесом

Во время правления испанского короля Филиппа II, который считал, что от Нидерландов поступает в его казну незначительная часть налогов, с новой силой начал проводить массовые репрессии против еретиков и ведьм.

В некоторых случаях были осуждены даже судьи, выносившие, по его словам, не очень строгие приговоры. Так, количество осужденных стало исчисляться не одной тысячей. Испуганные такой ситуацией богатые люди, чтобы приобрести особую сертификат о своем верном весе, отправились в Аудватер для взвешивания на «Ведьминых весах». Представители властей города воспользовались массовым наплывом людей и превратили данный процесс в преуспевающий бизнес.

За заветный сертификат с городской печатью нужно было заплатить 6 гульденов – в тот период просто огромную сумму денег. Примечательно, что в нем не шла речь о колдовстве. В нем упоминалось, что якобы сам человек попросил взвесить его и дальше он мог распоряжаться им по собственному усмотрению.

Таким образом, владелец, пусть и формально, снимал с себя все подозрения в сговоре с дьяволом. Имена людей, которые взвешивались на этих весах, были внесены в специальные протоколы, сохранившиеся по настоящее время в архиве Аудватера.

«Когда языки пламени коснулись ее, она попыталась оттолкнуть горящий хворост руками, но только обожгла их. Палач затянул веревку вокруг ее шеи, чтобы задушить женщину, но пламя

Исполнение приговора

Казнь назначили на понедельник – 9 мая 1726 года. Умереть должны были десять человек, среди которых оказались Катерина и ее сын (Вуд до этого скончался в тюрьме от лихорадки). Посмотреть на смерть приговоренных собралась огромная толпа: из-за веса 150 человек развалились скамейки для зрителей, убив двух зевак. Однако это людей не остановило: собравшиеся попытались вскарабкаться на остатки конструкции, обрушив и их, после чего число пострадавших увеличилось.

Сначала повесили мужчин: Катерине пришлось наблюдать, как умирает ее сын и любовник Томас. Затем очередь дошла до женщины.

Приговоренных перед сожжением часто душили, однако в этот раз шерифу направили специальные указания: Хейз должна сгореть живой. К столбу ее привязали цепями, шею Катерины фиксировал железный воротник. Был и веревочный «недоуздок»: Катерина умоляла затянуть его, и палач попытался это сделать, но не смог из-за огня. Есть версия, что после этого он кинул в женщину поленом, которое размозжило Хейз голову, и погибла она все же не в огне. Однако нельзя отрицать: что такое гореть заживо, Катерина почувствовала в полной мере.

Удивительно, но в мае 1926 года в редакцию Mist’s Weekly Journal пришло письмо, которое можно назвать сочувствующим. С одной стороны, его автор считал, что убийство жестокого мужа — мера чрезмерная, что бы ни говорили об этом сами преступницы. Но в то же время он обращал внимание на то, что Джон морил голодом и бил Катерину и что 20 лет такой жизни подтолкнули ее к чудовищному поступку. Впрочем, такое отношение было редкостью: в песне, сложенной про преступление Катерины Хейз, говорится, что ее муж жил «справедливой и честной жизнью» и тем безмерно раздражал жену.

Вскоре история Катерины, бывшая невероятно популярной из-за редкого в те времена расчленения, перестала будоражить умы людей. В историю Хейз вошла как последняя женщина, сожженная заживо: с тех пор преступниц душили и сжигали лишь после смерти.

Как ведьм сжигали на костре: лучше этого не видеть — Понятие «ведьма» сродни «НЛО»: все говорят о них, но никто их не видел.

Русь не избежала гонений на ведьм, большей частью, особей женского пола. По-славянски слова «ведьма» и «ведьмак», «ведун» и «ведунья» состояли из одного корня. И он никак не относился к ругательствам, зависти или сарказму. Это слово – «ведать», то есть «знать». А частица «ма» — это мать. То есть, женщина обладающая знанием. Отсюда пошли названия – знахарка, ведунья. К ним люди шли за помощью в постигших их бедах.

К знаниям же и близко не подходят понятия колдовство, гадание, заклинание, вызывание духов, то есть, то, что ставилось в вину ведьмам. В Европе ведьма – это слово «witch» (витч). Но трактуют слово витч и иначе: мудрый или мудрость. То есть колдовство – прерогатива мудрых.

Как становились ведьмами

Колдовством занимались оба пола, но в Западной Европе ведьмами называли больше женщин. Первоначально они именовались по-современному даже очень красиво — феи. Противники ведьмачества утверждают, что ведьм нет. Сторонники: потому что они наделены способностями изменять облик, превращаться в невидимых, поэтому убивают на расстоянии, а по Апулею – могут зажечь и Преисподнюю.

Современная наука имеет свои познания про ведьм. Советские нейрофизиологи научно доказали почти полвека назад, что «колдуны» реальны. Только те, что чрезвычайно разнятся физиологией от других.

В современности люди боятся, прежде всего, сглаза. Древние философы, Цицерон и Овидий, писали, что это присуще женщинам с двумя глазными яблоками в одном глазу, или содержащие в нем яд для других. В курином яйце могут быть два желтка, но про четырехглазие, это уж слишком…

Кошки тоже ведьмы?

Как ни странно, ведьмачество приписывается не только людям, но и кошкам, а также… яблокам. Гонение на кошек, как порождение дьявола, было не меньшим, чем на ведьм женского пола. По предрассудкам или суеверию черных кошек люди опасаются и в наши времена.

Читайте также: Салемские ведьмы

«Яблоки» же восходят к Авалону, по кельтским легендам острову, на котором жила фея Моргана.

В переводе с древнего бретонского языка Авалон означает «Остров яблонь», где сатанисты, колдуны выплясывали вокруг деревьев.

В каком веке сжигали ведьм на костре?

Ведьмы уже были в Древнем Египте. Но это течение переняли от соседних халдеев. Они занимались тремя «П»: предсказаниями (погоды), приворотами и проклятиями (защита гробниц фараонов). Привороты — это суеверие, эзотерия, магическое влияние (любовные напитки) на человека для поднятия влечения к другому человеку. Ведьм там не сжигали.

В Европе любовное зелье пили известные особы Тристан и Изольда, а зарождение ведьмачества началось в тринадцатом веке, когда христианизация обрела конечную цель, и против нее часть населения стала бороться, культивируя оккультизм, магию.

Но страшные гонения («охота на ведьм») шла с 15-го столетия по 18-й христианскими очагами, считавшими ведьм еретиками – слуг дьявола.

Почему ведьм сжигали на костре

Костры пылали столетия и везде по Европе. В основном ответ на огне держали женщины. Особенно те, что страдали сексуальными расстройствами. Они сообщали людям, что совокуплялись с дьяволом. Одна такая, Изабель, фактически впавшая в заблуждение или давшая волю фантазии. Известна как олдермская ведьма, испепеленная за это на костре. Но исследователи этой темы считают, что колдовство в названные века не стоит сводить лишь к искажению реальности и эрорасстройствам.

Видео, как ведьм сжигали на костре:

Если спросить, в каком веке сжигали ведьм на костре, большинство опрошенных уверенно отвечают, что в XV — XVI, то есть в эпоху Средневековья

Ведьмы Салема

Если спросить, в каком веке сжигали ведьм на костре, большинство опрошенных уверенно отвечают, что в XV — XVI, то есть в эпоху так называемого «Тёмного Средневековья». Как аргумент приводится знаменитый Салемский процесс, пришедшийся на 1692-1693 годы. Однако вопреки ошибочному мнению, все девятнадцать приговорённых женщин были повешены. Кроме них, в процессе расследования тем или иным способом казнили и нескольких мужчин, обвинённых в колдовстве, но и их огонь не коснулся.

Ведьмы Салема

Как это было в древние века

Если углубиться в историю, стоит вспомнить законы Хаммурапи, согласно которым процессы над обвинёнными в колдовстве проходили путём испытания священной для египтян реки Нил. По закону, обвинитель и обвиняемый должны быть доставлены к берегу Нила, после чего предполагаемый нечестивец в его воды.

Ведьмы на костре

Если река отнимала жизнь, дом обвиняемого отдавали обвинившему. В противном случае казни подлежал бросивший обвинение, а оправданный рекой получал его дом. Надо ли говорить, что процессы над ведьмами тогда были редкостью?

Ведьмы на Руси

Православную Россию, как и Восточную Европу, ведьмовская истерия практически обошла стороной. Отношение к плотским потребностям здесь было и остаётся мягче, чем в католицизме и протестантстве. В архивах обнаружено всего 258 дел по обвинениям в ведьмовстве, и лишь в половине из них применялись пытки.

Впрочем, не все дела попадали в архивы. Сколько самосудов проводилось по деревням и сёлам – истории не известно.

В сравнении с более чем 50 000 казнённых по тем же причинам в Западной Европе – цифра, ничтожно малая, особенно учитывая территорию и количество населения.

Ведьмы на Руси

Костры Средневековья

Казнь методом аутодафе, то есть сожжения, практиковалась во Франции, Германии, Швейцарии. В меньшей мере охота на ведьм затронула Шотландию и Англию. Вопреки распространённому мнению, руки католиков зажгли меньше костров, чем лютеране и кальвинисты, а приговоры выносил светский суд.

Каждое второе дело заканчивалось обвинительным приговором по собственному признанию обвиняемых

До того как ведьм сжигали на костре, им приходилось выдержать суровые методы дознания, проще говоря, пытки, подробное описание с иллюстрациями которых приведено в «Молоте ведьм» авторства Генриха Крамера и Якоба Шпренгера.

Костры Средневековья

Очищение огнём

Но почему ведьм сжигали на костре? Костёр, как средство казни, выбирался по нескольким причинам. Первая – библейская. В Евангелии «не пребывающие с богом» сравниваются с засохшими виноградными побегами, которые следует иссекать и сжигать. Этой цитатой оправдывались и огненные казни еретиков, с которых и началась массовая истерия.

Вторая причина – практика использовать для тёмных обрядов части тел мертвецов была распространена в Средневековье. Вспомните «руку славы», то есть отрезанную кисть повешенного, которой приписывалась огромная магическая мощь. Огонь такой возможности не оставлял. И последний немаловажный аргумент – зрелищность. Жестокие времена и люди требовали соответствующих развлечений.

Оцените статью
ActualBeauty