Жанна дАрк

Жанна д’Арк, также известная как Орлеанская дева, является национальной героиней Франции. Одна из командующих французской армией в период Столетней войны.

Жанна дАрк

Жанна д’Арк, также известная как Орлеанская дева, является национальной героиней Франции. Одна из командующих французской армией в период Столетней войны. Оказавшись в плену, Жанна была сожжена на костре по решению инквизиции. В 1920 г. католическая церковь причислила ее к лику святых.

В данной статье мы рассмотрим главные события биографии Жанны дАрк, а также расскажем об интересных фактах из ее жизни. Любителям истории будет интересно.

Итак, перед вами краткая биография Жанны дАрк.

ZHanna-Dark-v-srazhenii-interesnyefakty.org

Орлеанская Дева В 2012 году во Франции широко отмечалось 600-летие со дня рождения Жанны д’Арк – спасительницы Франции. Жанна д’Арк – один из тех историчес…

Столетняя Война. Кратко

Для того чтобы ответить на эти вопросы нужно прежде всего описать те условия, которые привели к возникновению феномена Орлеанской девы. Такие выдающиеся личности, как Жанна д’Арк могут появиться только при особых обстоятельствах.
Как говорит М.М.Жванецкий, «беда большая нужна». Столетняя война стала большой бедой, в которую попала Франция [1].

В 1314 году умер французский монарх Филипп IV Красивый, затем один за другим ушли из жизни три его сына, не оставив наследников мужского пола. Прервалась династия Капетингов, правившая более трехсот лет. Претендентами на престол стали английский король Эдуард III (внук Филиппа IV) и французский граф Филипп Валуа, чьим дядей был также Филипп IV. В 1328 г. Валуа стал Филиппом VI, королем Франции. Эдуард от намерений занять французский престол не отказался и объявил Франции войну. Так началась одна из самых длительных войн в истории, продлившаяся в общей сложности 116 лет.[2]

В Столетней войне можно выделить два периода (1337 – 1377 гг. и 1415 – 1453 гг.), соответствующие вторжениям английских войск во французскую землю. Деятельность Жанны д’Арк относится к периоду второго вторжения, которое началось в 1415 году. В это же время Франция была раздираема гражданской войной – противостоянием арманьяков и бургиньонов, двух придворных политических партий. Последние стали союзниками англичан.

Читайте первую и вторую части Жанна Дарк и Король 23 февраля 1429 года Жанна и ее спутники въехали в Шинон, где в то время находился дофин. [1] Встре…

Орлеанская Дева

В это время Жанну-Деву с нетерпением ждали в измученном осадой Орлеане. 29 апреля 1429 года Жанна вошла в Орлеан. Горожане встречали ее с ликованием, они чувствовали себя так, будто осада с их города уже снята. Присутствие Жанны в сияющих светлых доспехах со знаменем в руках необычайно воодушевляло французское войско. Она буквально переродила его. Солдаты яростно сражались, одерживая одну победу за другой, разрывая кольцо осады. Я думаю, в этом и заключается главная заслуга Жанны, она дала французскому народу надежду на победу, веру в собственные силы. Все знали слова Жанны: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу». Снятие осады с Орлеана уже на девятый день после прибытия Жанны, объясняется тем, что она смогла внушить защитникам города уверенность в победе. [7]В течении «недели побед» англичане были изгнаны из всей долины Луары, наступил переломный момент Столетней войны. «Она способствовала кристаллизации патриотических и национальных чувств, в том числе и национальной гордости. В этом состоит один из важнейших объективных результатов подвига Жанны»[8], — пишет В.И. Райцес.

Из всех людей, с которыми судьба столкнула Жанну, самым загадочным персонажем, пожалуй, был Карл. Мы никогда не узнаем, как он на самом деле относился к девушке. Оставалась вторая часть миссии Девы – коронация. Жанна призывала Карла VIIскорее ехать в Реймс, традиционное место коронации французских королей. Карл медлил целых три месяца. Ему пришлось бы ехать через занятые англичанами земли, но Жанна поклялась, что надежно проведет дофина и его войско. Стоит отметить что сама Жанна называла Карла дофином и говорила, что не станет называть его королем до тех пор, пока он не будет миропомазан в Реймсе. Наконец, коронация состоялась. Во время нее Жанна д’Арк стояла рядом со своим королем, не выпуская из рук знамя. «И среди криков «Да здравствует король!» то и дело слышалось: «Да здравствует Дева!». Могло ли это понравится Карлу?[9]С этого момента началось охлаждение Карла по отношению к Жанне. Коронация в Реймсе провозгласила политическую независимость Франции. Отныне у английского монарха не было никаких формальных прав на французский престол. Жанна-Дева выполнила свою миссию: Франция была спасена.

Concepture рассказывает о ряде фактов и мифов об процессе об инквизиционном процессе Жанны д’Арк

«Вехи»: Смерть Орлеанской девы. Мифы и факты об инквизиционном процессе Жанны д’Арк

«Вехи»: Смерть Орлеанской девы. Мифы и факты об инквизиционном процессе Жанны д’Арк

Национальная героиня, сумевшая поднять свой народ на борьбу с оккупантами, умерла в одиночестве, вдали от друзей, преданная своим королем, который был обязан Орлеанской деве короной. Немалые средства, которые потребовались для проведения показательного инквизиционного процесса, были собраны в виде поборов с населения оккупированных англичанами территорий. Таков был план англичан: судить героиню Франции, французским церковным судом и за счет самих же французов.

Немного предыстории

На момент рождения Жанны Столетняя война, ставшая результатом династических разборок, длилась уже около 70 лет. На французскую корону претендовало сразу несколько потенциальных наследников, включая представителя Англии, и никто не хотел уступать. Англичане пользовались этим как предлогом, грабя и разоряя чужие земли. Богатые когда-то провинции опустели, пашни были заброшены, жители редких деревень жили под постоянным страхом набегов шаек грабителей. Все это с детства наблюдала юная Жанетта, которой стало «жаль милую Францию».

В те годы в народе было распространено пророчество, что Францию погубит злая, порочная женщина, а спасет чистая девушка. Первую часть пророчества относили к королеве Изабелле Баварской, чья сделка с англичанами позволила им формально притязать на французскую корону.

Что касается веры в появление чудесной избавительницы, то на родине Жанны верили, что девушка придет из Лотарингии, из деревни, возле которой растет дубовый лес. Именно такой лес рос возле Домрени — деревни, в которой выросла Жанна. Будучи девушкой экзальтированной, с пылким воображением, постепенно Жанна прониклась убеждением, что сам Господь избрал ее, чтобы спасти родную страну.

Узнав, что Орлеан — последний бастион на пути англичан — вот-вот падет, Жанна решила действовать. В сопровождении своего кузена, ставшего ее первым поверенным, она отправилась в ближайший город, где обратилась к коменданту крепости с просьбой дать провожатых: она должна идти ко двору дофина (дофин — дворянский титул монаршей особы), где возьмет людей, чтобы снять осаду с Орлеана, а потом коронует дофина в Реймсском соборе и очистит Францию от англичан.

Естественно Жанне не поверили, однако людская молва быстро разнесла весть о чудесной деве, призванной спасти Францию. К постоялому двору, где остановилась Жанна, началось настоящее паломничество. У харизматичной девушки появился круг преданных друзей, включая рыцарей и дворян. Это заставило старого коменданта переменить первоначальное решение. Тоже самое произошло и при дворе Карла VII.

Фрагмент картины «Жанна д’Арк в бою» (Герман Антон Штильке, 1843)

Надо ли говорить, как обрадовались нежданной подмоге защитники осажденного Орлеана. Дева на коне, в латах, с мечом и развивающимся белым знаменем за спиной не только сумела вернуть боевой дух ополчению, но и проявила незаурядные способности полководца. Французы верили, что ее ведет сам Господь, а англичане боялись «лотарингской ведьмы» и ее знамени как огня, уверенные, что секрет ее силы в колдовстве. Небывалое воодушевление солдат в битве сделало свое дело, англичане дрогнули и бежали.

Человек по фамилии Свинья

Жанна сдержала обещание — сняла осаду с Орлеана, освободила Реймс и лично присутствовала при коронации дофина в Реймсском соборе. Теперь у Франции появился король, что сразу же лишало притязания англичан видимости законности. Однако борьба за окончательное освобождение Франции продолжалась. В битве за Компьен, во время дерзкой вылазки с отрядом верных бойцов, девушка попала в плен.

Англичане ненавидели Жанну и давно ждали, когда им представится удобный случай расправиться с ней. Заурядное убийство было слишком легкой участью для «ведьмы», как они ее называли. Девушку должна была осудить на смерть сама церковь, только тогда все ее достижения будут опорочены в глазах современников. Это также роняло тень на коронацию Карла VII, которую молва приписывала новоявленной «посланнице небес».

Таков был политический заказ оккупантов и французских церковников, получающих щедрые привилегии от новой власти. В качестве судьи был выбран епископ Пьер Кошон, у которого были личные причины ненавидеть Жанну. Ее войско дважды заставляло его бежать, в результате чего он лишился всех своих земель и сбережений. Епископ представлял собой законченный тип прелата-политика, отличался беспринципностью и носил говорящую фамилию. По-французски Кошон звучит как «свинья», хотя и пишется иначе.

Поединок пастушки и докторов теологии

Суд инквизиции, в отличие от мирского суда, не знал понятия презумпции невиновности. Всякий, кто попадал на скамью подсудимых, априори считался виновным до тех пор, пока не доказывал обратное. Прочие элементарные процессуальные нормы, выработанные еще юристами Древнего Рима — такие как прения сторон, гласность свидетельских показаний, право обвиняемого на защиту путем вызова в суд названных им свидетелей — также не были в ходу у церковников, поэтому для целей англичан он подходил как нельзя лучше. Однако неожиданно процесс затянулся. Пастушка, как ее в насмешку называли, дала такой отпор докторам теологии, что вся затея едва не провалилась.

Факты

Факт № 1: Отказалась клясться и обещала надрать судьям уши

Судебный процесс над Жанной д’Арк начался с того, что 19-летняя девушка отказалась дать клятву, что будет говорить правду. Она ответила, что не может дать такой клятвы, т. к. не знает, о чем ее будут спрашивать. «Возможно вы будете спрашивать у меня о том, о чем я вам не скажу». И добавила, что об откровениях божиих она никому не говорила и не открывала их, кроме как королю Карлу.

«Пленение Жанны д’Арк» (Адольф-Александр Дилленс, между 1847-1852)

Затем епископ Кошон попытался взять у Жанны клятву, что она не будет пытаться бежать из заключения под страхом уличения в ереси. На это Жанна ответила, что не принимает этого запрещения, и что право пытаться бежать — это естественное право любого узника.

Чтобы запутать девушку, следователи часто и бессистемно задавали одни и те же вопросы. Обладая отличной памятью, девушка нередко поправляла их: «Я уже отвечала на это, справьтесь у секретаря«. Когда же секретарям запрещали записывать ее ответы под предлогом, что это не относится к сути дела, она с укоризной отмечала: «Вы записываете только то, что против меня, и не желаете писать того, что говорит в мою пользу«. А однажды, когда ей прочитали ее показания, искаженные до неузнаваемости, даже пообещала: «Если вы позволите себе еще раз так ошибиться, я надеру вам уши».

Факт №2: Королевский выкуп

В плен Жанну захватили бургундцы, которые какое-то время ждали предложений о выкупе от французского короля. Однако Карл VII, который был обязан Орлеанской деве своей короной, предпочел сделать вид, что его не волнует ее судьба. Слишком сильная популярность Жанны среди простого народа и невозможность ее контролировать начинала угнетать его.

Фрагмент картины «Жанна д’Арк» (Гарольд Пиффард, ок. 1895)

В итоге девушку продали ее заклятым врагам англичанам. Переговоры о выкупе вел лично епископ Пьер Кошон, который предложил от имени Генриха VI сумму в 10 000 ливров. По обычаям того времени такой выкуп платился за принца крови, главнокомандующего, адмирала или маршала. Но Жанна была всего лишь дочерью крестьянина. Согласившись внести за нее такой огромный выкуп, английское правительство приравняло ее к одной из этих высоких особ.

Факт №3: Полгода в кандалах

Боясь, что она сбежит, а также из страха, что ведьма ускользнет из оков, ее день и ночь держали закованной в тяжелые кандалы. Также с ней постоянно находились пятеро английских солдат, которые присутствовали в ее камере даже ночью, не упуская случая поиздеваться над ненавистной «ведьмой». По законам того времени, когда над заключенным проводился церковный трибунал, его забирали из светской тюрьмы и помещали в церковную, чтобы он не распространял ересь дальше в мир. При этом за женщинами должны были наблюдать монахини. Однако Жанну оставили в светской тюрьме.

К слову, находясь в плену у бургундцев, Жанна не единожды пыталась бежать. Последняя попытка едва не привела ее к гибели. Поручив себя Богу и Святой Екатерине, девушка выпрыгнула из окна высокой башни, где ее содержали, и упала на плиты мощеного двора. Ее подобрали утром — окровавленную и без сознания. Она долго болела, но поправилась.

Факт №4: Политическая ангажированность судей

Хотя Жанну судил французский церковный суд, все участники процесса были так или иначе либо сторонниками англичан, либо находились у них в зависимости. Вот почему о беспристрастности судей говорить не приходится. Девушке, все образование которой сводилось к знанию трех молитв, которым обучила ее мать, задавали такие вопросы, от которых даже ученые схоласты приходили в недоумение.

Фрагмент картины «Жанна д’Арк на коронации Карла VII» (Жан Огюст Энгр, 1854)

Однажды ее спросили, находится ли она в состоянии благодати, прекрасно зная, что здесь нельзя ответить ни «да», ни «нет». Сказать «да» значило впасть в смертельный грех гордыни, сказать «нет» — признать себя отверженной. Светлый ум девушки, соединенный с теми элементарными знаниями, которые она усвоила, слушая молитвы и проповеди, подсказали единственно правильный ответ: «Если я нахожусь вне благодати, пусть господь мне ее пошлет; если я пребываю в ней, пусть он меня в ней хранит«.

Факт №5: Компромат на Жанну собрать не удалось

Комиссии в Руане по заказу англичан нужно было доказать, что эти голоса, которые слышала Жанна — наваждение дьявола. Все, что для этого нужно, это найти доказательства сомнительной моральной чистоты испытуемой. С этой целью на родину девушки была отправлена комиссия. По крайней мере так заявлялось в протоколе допросов. Однако спустя четверть века комиссия по реабилитации не нашла никаких следов этих документов. Вероятнее всего, следователям не удалось собрать ничего компрометирующего.

Эту версию подтверждает свидетельство некоего почтенного руанского буржуа Жана Моро, который утверждал, что был знаком с человеком, которому поручили вести следствие в Домрени — родной деревне Жанны. «Этот человек стал мне плакаться: ему не выплатили денег, потому что собранную им информацию епископ счел негодной. И в самом деле, он заявил мне, что хотел бы слышать о своей собственной сестре то, что говорили о Жанне«, — заявил Моро.

Факт №6: Провокация церкви и нарушение тайны исповеди

После многочисленных неудачных попыток поймать девушку на слове, Кошон решился на последнюю низость. В камеру к подсудимой был подослан верный ему человек, который представился земляком Жанны. Уставшая от постоянного одиночества и грубости солдат, давно не слышавшая ни одного приветливого слова, она сразу же прониклась к незнакомцу доверием и охотно отвечала на его вопросы, не подозревая, что в соседней камере их подслушивают Кошон и два секретаря. Эту информацию использовали затем на допросах, чтобы поймать девушку врасплох.

Более того, подосланный давал Жанне якобы дружеские советы. Например, он уговаривал ее не доверять судьям. Запирательство Жанны производило неблагоприятное впечатление на членов суда и было более выгодно Кошону, чем ее чистосердечные признания.

Окончательное падение епископа Кошона произошло, когда с его попустительства шпион стал исповедником подсудимой. Естественно, ни о какой тайне исповеди и речи не было: все, что говорила духовнику Жанна, тут же становилось известно ее судьям.

Факт №7: Психологическое давление на кладбище Сент-Уэн

У любого церковного трибунала была своя наработанная схема. Предполагаемого еретика сначала заставляли отречься от ереси (если не добровольно, то под пытками), затем ему давали второй шанс. Когда же осужденный повторно впадал в ересь (были способы заставить его это сделать), церковь разводила руками и говорила: мы сделали все, что могли, чтобы спасти эту заблудшую душу, но теперь пусть ее врачует костер.

В случае с Жанной от пыток решили отказаться, чтобы «не бросать тень на идеально проведенный процесс«. Для того, чтобы заставить девушку отречься добровольно, использовали психологическое давление. Жанну привели на кладбище и перед толпой солдат и мирян начали зачитывать приговор, рабочие тем временем готовили костер.

Как позже призналась сама девушка, до сих пор она верила в свою счастливую звезду и заступничество святых, но в тот момент осознала, что спасения нет. Осознала и дрогнула. Она закричала судьям, что готова отречься от голосов и надеть женское платье (одним из основных пунктов, доказывающих ее вину, было ношение мужского костюма). Текст отречения был приготовлен заранее, ей его зачли и дали подписать.

Перед отречением Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение церковной тюрьмы. Однако этого не произошло. Осужденную перевели в старое отделение Буврейского замка в ее прежнюю камеру. Ей дали женское платье и обрили голову наголо. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали. В знак протеста против этого обмана Жанна через два дня вновь надела мужское платье, что квалифицировалось как повторное впадение в ересь. Ловушка захлопнулась. Орлеанскую деву, как называли ее в народе, сожгли спустя полгода после начала процесса, 30 мая 1431 года.

Из мифов, ходивших после смерти Жанны, больше всего бросается в глаза желание людей вернуть свою заступницу, а ее обидчиков — выставить еще большими злодеями. Хотя куда уж больше?

Кадр из фильма «Процесс Жанны д’Арк» (1962, реж. Робер Брессон)

Миф №1: Жанну заставили надеть мужской костюм силой

Формальной причиной, из-за которой Жанна была отправлена на костер, стал мужской костюм, который она надела в качестве протеста против обмана епископа. Это выглядело очень странным, ведь девушка понимала, что за это ее ждет казнь. Возможно поэтому версия, что она сделала это по принуждению, родилась почти сразу же. Наиболее подробную версию на реабилитационном процессе по делу Жанны д’Арк излагал спустя 25 лет судебный исполнитель Жан Массье:

«Вот что случилось в воскресенье на троицу (27 мая). Утром Жанна сказала своим стражникам-англичанам: «Освободите меня от цепи, и я встану» (на ночь ее опоясывали цепью, которая запиралась на ключ). Тогда один из англичан забрал женское платье, которым она прикрывалась, вынул из мешка мужской костюм, бросил его на кровать со словами «Вставай!», а женское платье сунул в мешок. Жанна прикрылась мужским костюмом, который ей дали. Она говорила: «Господа, вы же знаете, что мне это запрещено. Я ни за что его не надену». Но они не желали давать ей другую одежду, хотя спор этот длился до полудня. Под конец Жанна была вынуждена надеть мужской костюм и выйти, чтобы справить естественную нужду. А потом, когда она вернулась, ей не дали женское платье, несмотря на ее просьбы и мольбы«.

Однако по мнению историков, все говорит о том, что девушка добровольно надела мужское платье, раскаиваясь в своем малодушии перед казнью. Впрочем, это не исключает того факта, что эти действия были спровоцированы организаторами процесса. Иначе откуда в камере взялся мужской костюм?

Миф №2: Жанна не была сожжена

Одним из наиболее живучих мифов, который до сих пор находит своих приверженцев, был миф о том, что Жанна не сгорела на костре, а осталась жива. Постепенно эта версия обрастала подробностями. Например, существует версия, что Жанна была внебрачной дочерью французской королевы Изабеллы Баварской и приходилась Карлу VII сводной сестрой. В пользу этой версии, по мнению ее сторонников, говори то, что обе — Жанна и Изабелла — были брюнетками. В 1955 году в Марселе вышла книга, автор которой доказывает, что Жанна не была сожжена, а спокойно доживала свои дни в дворянском замке в обществе мужа и детей.

Кадр из фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928, реж. Карл Теодор Дрейер)

Миф №3: Сердце Жанны не сгорело

После того, как костер, на котором сожгли Жанну, догорел, пепел и кости по приказу кардинала Винчестерского сбросили в Сену. Власти опасались, что то останки девушки могут стать реликвиями. В ответ на это в народе родилась молва, что сердца Жанны огонь не тронул.

Несмотря на то, что все материалы процесса над Жанной, были строго зафиксированы в нескольких копиях (одна из них до сих пор хранится в Библиотеке Орлеана), эти события, как и вся ее жизнь, в значительной степени обросли легендами. Кроме того, в связи с некоторой путаницей в копиях (некоторые из них — перевод на латынь), иногда специалисты предполагают, что мы до сих пор знаем отнюдь не все обстоятельства гибели национальной героини Франции.

На превью — картина Исидора Патруа «Жанна д’Арк, ведомая на казнь» (1867).

Биография Жанны д’Арк: личная жизнь, фильмы и книги о ней, история девы, судьба, Франция, освобождение Орлеана, Сожжение на костре, казнь, Руан

Коронация Карла

Отпраздновав победу в Орлеане, Жанна д’Арк отправилась в Тур к Карлу, объявить о победе. Путь к дофину проходил через толпы благодарных французов. Все хотели прикоснуться к доспехам Орлеанской девы. В церквях проходили торжественные молебны в честь спасительницы. Карл встретил юную главнокомандующую с почестями — усадил рядом, как королеву, пожаловал дворянский титул.

Жанна Д'арк на коронации КарлаЖанна Д’арк на коронации Карла

Следующей задачей для Орлеанской девы стало освобождение Реймса. Именно в нем проходила коронация всех правителей Франции. Небывалые патриотические настроения населения позволили собрать около 12 тысяч воинов национально-освободительной армии. Волна освободительного движения захлестнула Францию. Карл до последнего сомневался в успехе похода на Реймс. Однако сбылось предсказание Девы — войска бескровно прошли к стенам города за две с половиной недели. Коронация Карла прошла в традиционном месте. Корону дофину надели в Реймском соборе. Рядом с королем стояла Жанна д’Арк со знаменем, в доспехах рыцаря.

Жанна д арк кто она Единственное прижизненное изображение Жанны д’Арк Краткое описание жизни: Жанна д’Арк – одна из самых известных фигур Столетней войны (1337-1453). Ко времени

Жанна д арк кто она

Единственное прижизненное изображение Жанны д’Арк

Краткое описание жизни:

Жанна д’Арк – одна из самых известных фигур Столетней войны (1337-1453). Ко времени вступления на престол короля Карла VII (1422) Франция оказалась в критическом положении – вся северная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайне ослабленной, вставал вопрос о независимости французского государства. Ключевым моментом стала осада англичанами Орлеана (1428).

Взятие этой крепости открывало им почти беспрепятственное продвижение на юг. В этот момент и появилась крестьянская девушка Жанна д’Арк, уверявшая, что слышит голоса святых, которые побуждали ее к военному подвигу и обещали ей свою помощь.

Жанне удалось убедить в своей освободительной миссии военных, она получила военный отряд и, поддерживаемая опытными военачальниками и народной верой, нанесла несколько поражений англичанам. Осада Орлеана была снята.

Слава и влияние Жанны выросли чрезвычайно. По ее настоянию Карл торжественно короновался в Реймсе. Предпринятая, однако, Жанной попытка штурма Парижа кончилась неудачно.

Жанна д’Арк была захвачена в плен в 1430 г. и предана церковному суду. По настоянию англичан она была обвинена в колдовстве, признана виновной и сожжена в Руане 30 мая 1431 г. Через 25 лет ее дело было пересмотрено, она была признана невинно осужденной, а в 1920 г. причислена к лику святых.

Netre Dame de Senlis — Cобор Санлиской Богоматери Мемориальная доска в честь 500-летия пребывания здесь Жанны д’Арк: "15 августа 1429 года одержала победу на английской армией герцога Бэдфордского в Санлиской равнине где она провела с 23 по 25 апреля. Она возвращалась ещё в апреле 1430."

Осада Орлеана англичанами

6 марта 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон к королю Франции Карлу VII

Марксистский взгял:

Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc) (ок. 1412, Домреми, Лотарингия, — 30. 5. 1431, Руан), национальная героиня Франции, возглавившая освободит, борьбу французский народа против англичан во время Столетней войны 1337-1453. Фанатично религиозная Ж. д’А., видя бедствия, которые обрушились на её родину, постепенно прониклась убеждением, что она сможет возглавить движение против иноземных захватчиков. Её стремление к борьбе отвечало чаяниям франц. народа. С трудом пробравшись с территории, занятой англичанами и их союзниками — бургундцами, в г, Шинон к дофину Карлу, она убедила его начать решительные воен. действия. Поставленная во главе армии Ж. д’А. проявила смелость и воодушевила войска на борьбу с врагом. Она прорвалась с войсками в осаждённый англичанами Орлеан и 8 мая 1429 вынудила их снять осаду города, за что в народе её стали называть Орлеанской девой. Ряд побед, одержанных Ж. д’А., позволил дофину Карлу (Карлу VII) 17 июля 1429 короноваться в Реймсе. Однако король и аристократич. верхушка, напуганные широким размахом нар. войны и растущей популярностью Ж. д’А., фактически отстранили её от командования армией. 23 мая 1430 при вылазке из осаждённого Компьеня Ж.д’А. в результате предательства попала в плен к бургундцам и была продана англичанам. Церковный суд в Руане, где судьями были французы — пособники захватчиков, обвинил Ж. д’А. в ереси и колдовстве и приговорил её к сожжению на костре. Через 25 лет после казни на новом церковном процессе по делу Ж. д’А., происходившем во Франции в 1456, она была торжественно реабилитирована, а спустя почти пять веков, в 1920, католич. церковь причислила её к лику святых. В памяти франц. народа и всего человечества Ж. д’А. остаётся ярким примером без заветной любви к родине. Ныне во Франции второе воскресенье мая ежегодно отмечается как праздник в честь Ж. д’А.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3: Гражданская война в США, 1861-65 – Йокота. 672 с., 1977.

Жанны д’Арк ведет французов в бой

Образец пассионария

Жанна Д’Арк, Орлеанская дева (1412- 1431) — народная героиня Франции. В ходе Столетней войны возглавила борьбу французов против англичан, в 1429 году освободила город Орлеан от осады. В 1430 году попала в плен к бургундцам, выдавшим ее за большие деньги англичанам, которые объявили Жаннуу колдуньей и предали церковному суду. Обвиненная в ереси, при попустительстве Карла VII, она была сожжена в Руане на костре. В 1920 году канонизирована католической церковью. Рассматривается Гумилёвым как образец пассионария.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 252.

janne.jpg (12095 bytes)

Образ Жанны в литературе

"О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным." (*2) стр.5

"…Родилась она в деревушке Домреми в Лотарингии в 1412 году. Известно, что она рождена от честных и справедливых родителей. В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, cловно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком. Видели, как они на протяжении более чем двух часов хлопали крыльями, предсказывая то, что суждено было этой малютке". (*1) стр.146

Об этом факте сообщает Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля в письме милонскому герцогу, которое может быть названо ее первой биографией. Но скорее всего это описание является легендой, т. к. об этом не упоминает ни одна хроника и рождение Жанны не оставило ни малейшего следа в памяти односельчан — жителей Домреми, выступавших в качестве свидетелей на процессе реабилитации.

Она жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям "не очень богатыми". (Более подробное описание семьи см. (*2) стр.41-43)

"Неподалеку от деревни, где выросла Жанна, росло очень красивое дерево, "прекрасное, как лилия", как заметил один свидетель; у дерева по воскресеньям собирались деревенские юноши и девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего источника. Дерево называли деревом фей, говорили, что в незапамятной древности вокруг него танцевали чудесные существа, феи. Жанна также нередко ходила туда, только никогда не видела ни одной феи." (*5) стр.417, см. (*2) стр. 43-45

"Когда исполнилось ей 12 лет, пришло к ней первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: "Жанна, тебе пристало другим путем идти и чудесные деяния совершать, ибо ты — та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла.." (*1) стр.146

"Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. " Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно "идти и снять осаду с города Орлеан". Голоса называли ее "Жанна де Пюселль, дщерь Бога" — помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что "Францию погубит женщина, а спасет девственница". (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином) ." (*5) стр.417

"Я пришла сюда в королевскую палату, для того, чтобы говорить с Робером де Бодрикуром, дабы он отвел к королю или приказал своим людям отвести меня; но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова; тем не менее мне необходимо предстать перед королем в первой половине поста, пусть даже для этого я сотру себе ноги до колен; знайте, что никто — ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой — не сможет восстановить французское королевстве; спасение может прийти только от меня, и, хотя я предпочла бы остаться с моей бедной матушкой и прясть, не в этом мое предназначение: я должна идти, и я сделаю это, ибо моему Господину угодно, чтобы я действовала таким образом". (*3) стр. 27

Трижды ей приходилось обращаться к Роберу де Бодрикуру. После первого раза ее отправили домой, а родители решили выдать ее замуж. Но Жанна через суд сама расторгла помолвку.

"Время для нее тянулось медленно, "как для женщины, ожидающей ребенка", говорила она, да так медленно, что она не выдержала и в одно прекрасное утро в сопровождении своего дяди, преданного Дюрана Лаксара, жителя Вокулера по имени Жак Ален пустилась в путь; ее спутники купили для нее лошадь, которая стоила им двенадцать франков. Но далеко они не уехали: прибыв в Сен-Никола-де Сен-Фон, находившийся по дороге на Совруа, Жанна заявила: "Не так нам пристало удаляться", и путники вернулись в Вокулер. (*3) стр. 25

В один прекрасный день прибыл гонец из Нанси от герцога Лотарингского.

"Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

. Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье". Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. "Добрый король Рене" (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле… Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении… Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину." (*2) стр.79

Существует версия, что Рене д’Анжу являлся магистром тайного ордена "Сионского приората" и помогал Жанне выполнять ее миссию. (См. главу "Рене д’Анжу")

Уже в Вокулере она одевает мужской костюм и отправляется через всю страну к дофину Карлу. Испытания продолжаются. В Шиноне под именем дофина ей представляют другого, но Жанна безошибочно из 300 рыцарей находит Карла и приветствует его. Во время этой встречи Жанна что-то сообщает дофину или показывает какое-то знамение, после которого Карл начинает ей верить.

"Рассказ самой Жанны Жану Паскерелю, ее духовнику: "Когда король увидел ее, он спросил в Жанны ее имя, и она ответила: "Милый дофин, зовусь я Жанной Девой, и моими устами обращается к вам Царь Небесный и говорит, что вы примете миропомазание и будете коронованы в Реймсе и сделаетесь наместником Царя Небесного, истинного короля Франции". После других вопросов, заданных королем, Жанна вновь ему сказала: "Говорю тебе от имени всевышнего, что ты истинный наследник Франции и сын короля, и Он послал меня к тебе, дабы повести тебя в Реймс для того, чтобы ты был там коронован и миропомазан, если того захочешь". Услышав это король сообщил присутствовавшим, что Жанна посвятила его в некую тайну, которую никто кроме Бога, не знал и знать не мог; вот почему он ей полностью доверяет. Все это, — заключает брат Паскерель, — я услышал из уст Жанны, так как сам при этом не присутствовал". (*3) стр. 33

Но, тем не менее начинается расследование, собирается подробная информация о Жанне, которая в это время находится в Пуатье, где коллегия ученых богословов епископства Пуатье должна вынести свое решение.

"Полагая, что предосторожности никогда не излишни, король решил увеличить число тех, кому доверено допросить девушку, и выбрать из них самых достойных; а собраться они должны были в Пуатье. Жанну поселили в доме метра Жана Рабато, адвоката Парижского парламента, присоединившегося к королю двумя годами ранее. Нескольким женщинам было поручено тайно наблюдать за ее поведением.

Франсуа Гаривель, советник короля, уточняет, что Жанну допрашивали неоднократно и следствие заняло примерно три недели." (*3) стр. 43

"Некий адвокат парламента Жан Барбон: "От ученых богословов, с пристрастием изучавших ее и задававших ей множество вопросов, я слышал, что отвечала она весьма осмотрительно, как если бы она была хорошим ученым, так что их повергли в изумление ее ответы. Они считали, что в самой ее жизни и ее поведении крылось нечто божественное; в конце концов, после всех допросов и расспросов, проведенных учеными, они пришли к заключению, что в ней нет ничего дурного, ничего противоречащего католической вере и что, принимая во внимание бедственное положение короля и королевства — ведь король и верные ему жители королевства пребывали в это время в отчаянии и не знали, на какую помощь еще надеяться, если только не на помощь Бога, — король может принять ее помощь". (*3) стр. 46

В этот период она обретает меч и знамя. (см. главу "Меч. Знамя.")

"По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым "знаменным рыцарям", которые командовали отрядами своих людей.

Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и, занимая видную должность сенешаля одной из южно-французских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д’Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны — Луи де Кута; о втором — Раймоне — мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. (*2) стр.130

"В Туре для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д’Олона, который свидетельствует: "Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим"; у нее также два пажа — Луи де Кут и Раймон. В ее подчинении оказались также два герольда — Амблевиль и Гийенн; герольды — это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их. Герольды были неприкосновенны.

Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король стал относиться к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.

Королевские войска должны были собраться в Блуа… Именно в Блуа, пока там находилась армия, Жанна заказала хоругвь… Духовник Жанны растроган почти религиозным обликом выступающей армии: "Когда Жанна выступила из Блуа, чтобы идти в Орлеан, она попросила собрать всех священников вокруг этой хоругви, и священники шли впереди армии… и пели антифоны… так же было и на следующий день. А на третий день они подошли к Орлеану." (*3) стр. 58

Карл медлит. Жанна его торопит. Освобождение Франции начинается со снятия осады Орлеана. Это первая военная победа войска, верного Карлу под предводительством Жанны, что является одновременно и знамением ее божественной миссии. "См. Р.Перну, М.-В. Клэн, Жанна д’Арк /стр. 63-69/

Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней.

"Солнце уже склонялось к западу, а французы все еще безуспешно сражались за ров передового укрепления. Жанна вскочила на коня и отправилась в поля. Вдали от взоров… Жанна погрузилась в молитву между виноградных лоз. Неслыханные выдержка и воля семнадцатилетней девушки позволили ей в этот решающий момент отвлечься от собственного напряжения, от охватившего всех уныния и изнеможения, теперь она обрела тишину внешнюю и внутреннюю — когда только и может возникать вдохновение. "

". Но тут случилось невиданное: стрелы выпали из рук, приведенные в замешательства люди глядели в небо. Святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе. Архангел сражался на стороне французов." (*1) стр. 86

". англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая (1429 г.), в день, когда много столетий назад святой Михаил явился в далекой Италии на Монте-Гаргано и на острове Искья.

Магистрат вписал в городскую книгу, что освобождение Орлеана является величайшим чудом христианской эпохи. Доблестный город с тех пор на протяжении всех столетий торжественно посвящал этот день Деве, день 8 мая, обозначенный в календаре как праздник Явления архангела Михаила.

Многие современные критики утверждают, что победу под Орлеаном можно отнести лишь на счет случайностей или же необъяснимого отказа англичан от боя. И все же Наполеон, основательно проштудировавший походы Жанны, заявил, что она была гением в военном деле, а никто не посмеет сказать, что он не разбирался в стратегии.

Английский биограф Жанны д’Арк В. Сэнквилл Уэст пишет уже в наши дни, что весь образ действия ее земляков, участвовавших в тех событиях, кажется ей до такой степени странным и медлительным, что это можно объяснить только сверхъестественными причинами: "Причинами, о которых мы в свете нашей науки двадцатого столетия — или, может быть, во тьме нашей науки двадцатого столетия? — ничего не знаем". (*1) стр.92-94

"Для встречи с королем после снятия осады Жанна и Орлеанский Бастард отправились в Лош: "Она выехала навстречу королю, держа в руке свой стяг, и она встретились, — рассказывает немецкая хроника того времени, донесшая до нас много сведений. Когда девушка склонила голову перед королем так низко, как только могла, король тотчас велел ей подняться, и подумали, что он чуть было не поцеловал ее от радости, охватившей его". Это было 11 мая 1429 года.

Молва о подвиге Жанны облетела всю Европу, проявившую необычайный интерес к случившемуся. Автор процитированной нами хроники — некто Эберхард Виндекен — казначей императора Сигизмунда; очевидно, император выказал большой интерес к деяниям Жанны и повелел разузнать о ней. (*3) стр.82

О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это "Хроника Антонио Морозини"… отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: "Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: "Это сводит меня с ума". Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она — вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо… Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог… " Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?…Джустиниани растерян." (*2) стр.146

". Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела. "

"Ги де Лаваль, юный дворянин, присоединившийся к королевской армии, описывает ее с восхищением: "Я видел, как она, в доспехах и при полном боевом снаряжении, с маленькой секирой в руке, садилась у выхода из дома на своего огромного черного боевого коня, который пребывал в большом нетерпении и не позволял оседлать себя; тогда она молвила: "Отведите его к кресту", который находился перед церковью на дороге. Затем она вскочила в седло, а он не шелохнулся, как если бы был связан. И тогда она обернулась к церковным вратам, находившимся совсем близко от нее: "А вы, священники устройте процессию и помолитесь Богу". И тогда она отправилась в путь, приговаривая: "Спешите вперед, спешите вперед". Миловидный паж нес ее развернутое знамя, а она держала в руке секиру". (*3) стр.89

Жиль де Ре: "Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания." (*1) стр.109

"Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: "Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати или тридцатилетним опытом." (*1) стр.118

"Жанна была красивой и очаровательной девушкой, и все встречавшиеся с ней мужчины это чувствовали. Но это чувство было самое подлинное, то есть самое высокое, преображенное, девственное, возвращенное в то состояние "Божией любви", которое отметил Нуйонпон у себя самого." (*4) стр.306

" — Ее голос какой-то странный. Поверьте, я кое-что понимаю в голосах, но такого еще не слышал. Он нежный и тихий, как у ребенка, несмотря на то, в бою он заглушает весь грохот и вой." (*1) стр.106

" — Это очень странно, и мы все можем об этом свидетельствовать: когда она едет с нами, птицы из леса слетаются и садятся к ней на плечи. В бою случается, голуби начинают порхать возле нее." (*1) стр.108

"Я припоминаю, что в протоколе, составленном моими коллегами о ее жизни, было написано, что у нее на родине в Домреми хищные птицы слетались к ней, когда она пасла коров на лугу, и, садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба. На стадо ее стадо ни разу не напал волк, а в ночь, кода она родилась — на Крещение — были замечены разные необычные вещи с животными… А почему бы и нет? Животные ведь тоже Божьи твари… (*1) стр. 108

"Кажется, что в присутствии Жанны воздух становился прозрачным для тех людей, кому жестокая ночь еще не омрачила разум, а в те годы таких людей было больше, чем принято считать сейчас." (*1) стр.66

Ее экстазы протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она слышала свои Голоса среди боевых действий, но продолжала командовать войсками; слышала во время допросов, но продолжала отвечать богословам. Об этом может свидетельствовать и ее жесть, когда под Туреллями она вырвала из раны стрелу, перестав ощущать физическую боль во время экстаза. И надо добавить, что она отлично умела определять свои Голоса во времени: в такой-то час, когда звонили в колокола." (*4) стр.307

"Рупертус Гейер, тот самый "анонимный" клирик", понял личность Жанны правильно: если для нее и можно подыскать какую-то историческую аналогию, то лучше всего сравнить Жанну с сивиллами, этими пророчицами языческой эпохи, чьими устами говорили боги. Но между ними и Жанной была огромная разница. На сивилл воздействовали силы природы: серные испарения, одурманивающие запахи, журчащие ручьи. В состоянии экстаза они высказывали такие веще, о которых сразу же забывали, как только приходили в себя. В повседневной жизни они не имели никаких высоких прозрений, они были чистыми листами, на которых писали силы, неподдающиеся контролю. "Ибо присущий им пророческий дар подобен доске, на которой ничего не написано, он неразумный и неопределенный", — писал Плутарх.

Устами Жанны также говорили сферы, чьих границ никто не знал; она могла впадать в экстаз на молитве, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу, но это был такой экстаз, такой выход за пределы обычных чувств, которым она управляла и из которого могла выйти с трезвым рассудком и осознавая собственное "я", чтобы затем перевести увиденное и услышанное на язык земных слов и земных поступков. То, что языческим жрицам было доступно в отрешенном от мира затмении чувств, Жанна воспринимала в ясном сознании и разумной умеренности. Вместе с мужчинами она ездила верхом и сражалась, вместе с женщинами и детьми она спала, и, как и все они, Жанна могла смеяться. Просто и ясно, без недомолвок и тайн она рассказывала о том, что должно было случиться: "Подождите, еще три дня, тогда мы возьмем город"; "Потерпите, через час вы станете победителями". Дева намеренно сняла покрывало загадочности со своей жизни и поступков; загадкой оставалась лишь она сама. Так как ей самой была предречена грядущая беда, она замкнула уста, и никто не знал о мрачной вести. Всегда, даже перед смертью на костре Жанна отдавала себе отчет в том, что ей можно говорить и чего нельзя.

Со дней апостола Павла женщинам, "глаголющим языками", в христианских общинах надлежало молчать, ибо "за глаголение языками несет ответственность дух, дающий вдохновение, а за разумное пророческое слово — говорящий человек". Духовный язык нужно перевести на язык людей, чтобы человек сопровождал речь духа своим разумом; и лишь то, что человек может понять и усвоить собственным рассудком, он должен выражать словами.

Жанне д’Арк в те недели яснее, чем когда-либо, удалось доказать, что она несет ответственность за свои наделенные разумом слова пророчеств и что она высказывает их — или молчит, — находясь в здравом рассудке." (*1) стр 192

(Далее по материалам книги Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы.)

После снятия осады с Орлеана в Королевском совете начинаются споры о направлении похода. При этом Жанна была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. "Она доказывала, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству" стр 167.

Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода.

Но придворные не советовали Карлу предпринимать поход на Реймс, говоря, что на пути из Жьена в Реймс расположено много укрепленных городов, замков и крепостей с гарнизонами из англичан и бургунцев. Решающую роль сыграл огромный авторитет Жанны в войске и 27 июня Дева повела авангард армии на Реймстр. Начался новый этап освободительной борьбы. При этом освобождение Труа решило исход всей кампании. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия прошла почти триста километров и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, которое поначалу представлялось столь трудным и опасным, превратилось в триумфальный марш.

В воскресенье 17 июля Карл был коронован в Реймском соборе. Жанна стояла в соборе, держа в руке знамя. Потом на суде у нее спросят: "Почему ваше знамя внесли в собор во время коронации в предпочтение перед знаменами других капитанов?" И она ответит: "Оно было в труде и по праву должно было находиться в почести"

Но дальше события разворачиваются менее триумфально. Вместо решительного наступления Карл заключает странное перемирие с бургунцами. 21 января армия вернулась на берега Лауры и тотчас же бвла распущена. Но Жанна продолжает сражаться, но при этом терпит одно поражение за другим. Узнав, что бургунцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Дева входит в город 23 мая, а вечером, во время вылазки попадает в плен…..

"В последний раз в жизни вечером 23 мая 1430 года Жанна штурмовала неприятельский лагерь, в последний раз она сняла свои доспехи, у нее отняли штандарт с изображением Христа и ликом ангела. Борьба на поле брани окончилась. То, что начиналось теперь в ее 18 лет, было борьбой другим оружием и с другим противником, но, как и прежде, это была борьба не на жизнь, а на смерть. В тот момент история человечества свершалась через Жанну Д’Арк. Завет святой Маргариты был исполнен; пробил час исполнения завета святой Екатерины. Земное знание готовилось сразиться с мудростью, в утренних лучах которой Дева Жанна жила, боролась и страдала. В потоке перемени уже приближались столетия, когда силы отрицающей Бога учености начали бескровное, но неотвратимое наступление против брезжущего в человеке воспоминания о его божественном происхождении, когда человеческие умы и сердца стали ареной, на которой падшие ангелы боролись с архангелом по имени Михаил, провозвестником воли Христа. Все, что совершила Жанна, послужило Франции, Англии, новой Европе; это был вызов, сияющая загадка для всех народов последующих эпох." (*1) стр 201

Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Она ждала помощи но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобы выручить ее из беды. В конце 1430 г. бургунцы продали Жанну англичанам, и те немедленно предали ее суду инквизиции.

Прошел год с того дня, когда Жанна попала в плен… Год и один день..

В четверг 24 мая, в 8 часов утра ее привезли на кладбище аббатства Сент-Уэн.

. Позади был бургунский плен. Позади были две попытки побега. Вторая едва не закончилась трагически: Жанна выбросилась из окна на верхнем этаже. Это дало судьям повод обвинить её в смертном грехе — попытке самоубийства. Её объяснения были просты: "Я сделала это не от безнадежности, но в надежде спасти свое тело и пойти на помощь многим славным людям, которые в этом нуждаются".

. Позади была железная клетка, в которой ее держали первое время в Руане, в подвале королевского Буврейского замка. Потом начались допросы, её перевели в камеру. Пятеро английских солдат стерегли ее круглые сутки, а ночью приковывали к стене железной цепью.

. Позади были изнурительные допросы. Каждый раз на неё обрушивались десятки вопросов. Ловушки подстерегали ее на каждом шагу. Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологи, ученые аббаты, монахи и священники…. И юная девушка, которая по ее собственным словам, "не знает ни а, ни б".

…. Позади были те два дня в конце марта, когда ее ознакомили с обвинительным заключением. В семидесяти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслы подсудимой. Но Жанна отводила одно обвинение за другим. Двухдневное чтение обвинительного акта закончилось поражением прокурора. Судьи убедились, что составленный ими документ никуда не годится, и заменили его другим.

Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: "голоса и ведения", мужской костюм, "дерево фей", обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, "дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс".

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. "Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала." Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь.

Инквизиция располагала для этого простыми средствами. Нужно было лишь доказать, что после отречения она совершила "рецидив ереси": человек, повторно впавший в ересь, подлежал немедленной казни. Перед отречение Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение архиепископской тюрьмы и снимут кандалы. Но вместо этого по приказу Кошона ее снова доставили в старую камеру. Там она переоделась в женское платье и ей обрили голову. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали.

Прошло два дня. В воскресенье 27 мая по городу распространились слухи, что осужденная вновь надела мужской костюм. У нее спросили, кто принудил ее сделать это. "Никто, — ответила Жанна. Я сделала это по своей доброй воле и без всякого принуждения." Вечером этого дня появился протокол последнего допроса Жанны — трагический документ, в котором сама Жанна рассказывает обо всем, что она пережила после отречения: об отчаянии, которое охватило ее, когда она поняла, что ее обманули, о презрении к самой себе из-за того, что она испугалась смерти, о том, как она проклинала себя за предательство, она сама произнесла это слово, — и о победе, которую она одержала, — о самой, пожалуй, трудной из всех ее побед, потому что это победа над страхом смерти.

Существует версия, согласно которой Жанну насильно заставили одеть мужской костюм (См. стр. 188 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы."

Во вторник 29 мая трибунал принял решение о выдаче Жанны светским властям..

О том, что ее казнят, Жанна узнала на рассвете в среду 30 мая 1431 года. Ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. На ней было длинное платье и шапочка….

Казнь Жанны д’Арк:. Средневековое изображение

Только через несколько часов костру дали погаснуть.

А когда все кончилось, по словам Ладвеню, "около четырех часом по полудню", палач пришел в доминиканский монастырь, "ко мне, — говорит Изамбар, — и к брату Ладвеню, в крайнем и страшном раскаянии, как бы отчаиваясь получить от Бога прощение за то, что он сделал с такой, как он говорил, святой женщиной". И он рассказал еще им обоим, что, поднявшись на эшафот, чтобы всё убрать, он нашел её сердце и иные внутренности несгоревшими; от него требовалось сжечь всё, но, хотя он несколько раз клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, он не мог обратить его в пепел" (тот же рассказ палача передает со своей стороны и Массел со слов заместителя руанского балльи). Наконец, пораженный, "как явным чудом", он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил, как полагалось, в сену. Нетленное сердце ушло навсегда от человеческих взоров и рук." (*1)

….прошло Двадцать пять лет и наконец — после процесса, на котором были заслушаны сто пятнадцать свидетелей Была и её мать), — в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и Франции. (*1) стр. 336

Всей своей короткой судьбой Жанна д’Арк, "земной ангел и небесная девушка", вновь и с небывалой силой объявила реальность Бога Живого и Небесной Церкви.

В 1920 году по Рождестве Христовом, на четыреста девяностом году после Костра, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истиной её миссию, исполняя которую, она спасла Францию. (*1)

Пять с половиной столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна дАрк. Ей было тогда девятнадцать лет.

Почти всю свою жизнь — семнадцать лет — она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Её соседи потом скажут: "такая, как все". "такая как другие".

Один год — всего один год — она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: "как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет."

И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: "великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали."

Конечно, она не была такой как все. Конечно, она не была капитаном. И, уж конечно, она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было.

Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы понять. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. Ибо если история — учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк — один из её великих уроков. (*2) стр.194

Использован материал сайта http://www.newacropol.ru

Памятник Жанне д Арк.
Фото с сайта http://www.newacropol.ru

Далее читайте:

Литература:

Мария Йозефа, Крук фон Потуцин Жанна д Арк. Москва "Энигма" 1994.

Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград "Наука" 1982.

Р. Перну, М. В. Клен. Жанна д Арк. М., 1992.

Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара, АГНИ, 1994.

Бауэр В., Дюмотц И., Головин СТР. Энциклопедия символов, М., КРОН-ПРЕСС, 1995

Маркс К. Хронологические выписки, 2.- Архив Маркса и Энгельса. Т. 6;

Чеpняк Е. Б. Приговор веков (Из истории полит, процессов на Западе). М., 1971,

Оцените статью
ActualBeauty