До 40 доживали не все». Как женились и воспитывали детей на Руси

Как был устроен быт в крестьянской избе и что женщинам приходилось терпеть в замужестве, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

«Достаточно обратиться к русским сказкам: хорошая жена, а не богатство или власть, — высшая награда для главного героя, — поясняет краевед Николай Сапелкин. — Супруга на Руси называли суженым — дарованным судьбой. Традиционная русская семья — семья большая. Тут легко впасть в крайность. Одни авторы клянут домострой и беспросветную крестьянскую жизнь, другие, наоборот, — романтизируют патриархальный быт. Но правда в том, что именно те отношения давали шанс выжить в тяжёлых условиях».

На исторических фото Товарищества Кушнерёв и К° запечатлены воронежские малороссы.

В маленькой тесной хате делили кров престарелые отец с матерью, сыновья с жёнами, внуки, а бывало, что и правнуки. И чем больше была семья, тем она была эффективнее. В сущности, это был трудовой коллектив, артель: мужчины вместе пахали, сеяли, косили, строили, женщины поддерживали хозяйство и воспитывали детей. Если кто-то заболевал или умирал, его было кем заменить в работе.

Семьей управлял деятельный старик — большак. Его власть была беспрекословна и покоилась на твердокаменном авторитете традиции. И всё же это не спасало от интриг и скандалов. Скажем, снохе, которая плохо готовила хлеб, не было житья от постоянных упрёков.

В каких условиях жила семья в дореволюционной России? Неотапливаемые сени вели в хату, сбоку от входа был судний угол с горшками и посудой, в дальнем углу — печка и полати, в красном углу — стол и лавки, у стены — сундук и, наконец, женский угол с деревянными топчанами, люльками и т. п. Мужчины в женский угол не ходили — там хозяйки нянчились с детьми, учили дочерей прясть, вязать и т. д. Старики спали на печи, дети — на полатях или на лавках, остальные — все вместе на соломе, постеленной прямо на земляной пол. Если свадьбу играли летом, молодые могли ночевать на сеновале или во времянке.

С гигиеной было сложно. Строевого леса в центральной России было мало, и потому бани были большой редкостью. Летом купались в реке. Зимой детей купали в печке — ставили туда корыто, и в теплой от жара воде устраивали им банный день, взрослые мылись в сарае.

Как были устроены роды в древние времена Как принимали роды в древние времена В древние времена считалось, что роды являются мистическим процессом. Процесс родов обязательно сопровождался

Как проходила подготовка к родам?

За несколько дней до даты предполагаемых родов беременную начинали раздевать. В день самого процесса на ней должно было остаться только нижнее белье, воротник рубашки при этом расстегивался, все украшения снимались, волосы распускались.

Чтобы облегчить ребенку появление на свет, беременная ходила по комнатам, переступая через пороги. Для этой же цели в избе открывали все закрытое: двери, окна, сундуки, шкафы, печные заслонки, расстегивали ремни и пуговицы, развязывали узлы.

Все действия сопровождались определенными заговорами, в которых просили Господа проткнуть воды и начать родовой процесс. Во время очень трудных родов глава семьи спешил в церковь с просьбой открыть врата, отделяющие алтарь от основного помещения. Остальные члены семьи молились и просили друг у друга прощение.

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым. Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и…

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»:

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова:

«…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали:

«Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху».

После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша. Бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево.

Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей,

После родов: как это было

Как рожали в старину

Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали «родины», в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.

Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие цивилизации, развитие и совершенствование медицинских приборов мы, живущие в ХХІ-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. На курсах по подготовке к родам беременные женщины учатся вновь умению проводить схватку и потугу, дыханию в родах и многому другому. Нашим прапрабабушкам такие курсы были не нужны, умение быть матерью своему ребенку передавалось из поколения в поколение, преподавалось самой жизнью. Возможно, изучая традиции рождения в разных культурах, мы сможем пополнить свои умения и знания о самом волнующем событии в жизни семьи — рождении ребенка?

Иванна Братусь,
магистр социальной работы Манчестерского Университета,
руководитель программы «Психофизиологическая подготовка к родам и родительству»

Понравилась статья? поделитесь на своей странице в соцсетях, чтобы не потерять.

Славянские фильмы, передачи, музыка, мультфильмы, клипы, книги, литература, программы. Славянский календарь, КолядыДаръ. Каталог славянских сайтов. Интересные статьи. Картины русских художников.

Как рожали в старину

Славянин - Наследие Предков

Славянин - Наследие Предков

Начальная страница Наше потомство Статьи Как рожали в старину?

Главное меню

Важное

Наследие

Видео

СВАСТИКА Древний Сакральный Символ

Ремесло

Славянские имена
СВЕТОСЛАВ
ВЛАДИМИР
ИГОРЬ
ОЛEГ
.
РИТА
ЗАРИНА
ЛАГOДА
СВЕТЛАНА
.

Последние коментарии

    Славянские меры времени
    В 18:00 происходит сонаправление с вектором движен. yar1982
    В Пятигорске есть община которая проводит обряд се. Славянская азбука. Значение бу.
    Очень понятно, спасибо vedic-kolyadydar
    Ссылки нужно в темах добавлять или в коментариях, . В.Жуковский: когда Кремль начн.
    уже понял. благодарю. В.Жуковский: когда Кремль начн.
    движение-сопротивление В.Жуковский: когда Кремль начн.
    что такое рой тв ? Что означает коловрат – древни.
    кому интересно могу подсказать ,где. Что означает коловрат – древни.
    просто и дохлдчиво! и этому подтверждений уйма и н. Слова, пришедшие в русский язы.
    Праздник Ивана Купала
    я хотел сказать : если пр. хороший,а если серёзно . Праздник Ивана Купала
    Можно и два раза . если человек хороший Славянскому летоисчислению сот.
    Благодарю за разъяснение.

Последние события

Последние новости

  • Ивана Купала 2021
  • Как вырастить из сына хорошего отца семейства и замечательного мужчину?
  • Природа лечит
  • Единая Система (Дух Рода)
  • Дыхательная гимнастика древних славян
  • Два мировоззрения на жизнь
  • Дух Предков
  • Магическая сила зеркал
  • Вы можете найти время для чтения книг или продолжить жить в нищете
  • Три травы, которые лечат почти все острые состояния
  • Славянская символика несет в себе сакральное значение.
  • Общество будущего – это общество человечности
  • Народный танец в современном стиле) Зацепило)
  • Азъ есмь видео про древнерусский рэпъ)
  • Жизненные принципы Ведающих
  • Интуиция – это и есть наш Лег (ангел)-хранитель
  • Системы летоисчисления
  • Родовая Сила — Жизни Венец

Сейчас на сайте

Наше Потомство

Дети — это наше будущее. Домашние роды, духовное акушерство, перинатальная психология.
Приглашаем единомышленников для наполнения раздела "Наше потомство" содержимым и полезными материалами, книгами, видеовыступлениями, документальными фильмами, статьями. Ссылки или сам материал можете присылать через "Контакты" или оставлять в комментариях.

1277060207_rodi_v_starinu2.jpg

Рождение ребенка как главная цель жизни

Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанным и естественным для любой женщины событием. Семья, благословенная детьми, считалось в народе, — будет счастлива. Стать матерью и быть ею в полном смысле этого слова стремилась каждая женщина.

Для большинства наших прародительниц, вплоть до середины ХХ-го века, цель жизни состояла в исполнении материнских и супружеских обязанностей как душеспасительного служения, в рождении и воспитании детей. Вспомним, что только ХХ-й век подарил женщине палитру разнообразных интересных профессий и, возможно, отобрал умение быть матерью. Исходя из жизненной цели, выстраивалось и отношение к беременности и родам.

Традиции, связанные с беременностью и родами, были знакомы каждой женщине и передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Еще не достигнув супружеского возраста, девочки, девушки становились участниками процессов вынашивания, рождения и воспитания детей.

В маленьких городках, селах семьи жили в небольших домах и волей-неволей девушки видели, как рожали их матери. Старшие дети могли и оказывать посильную помощь: принести воды, подать необходимое, присмотреть за младшими детьми. Поэтому, вступая в детородный возраст, женщины не имели страха перед беременностью и родами, относились к ним как к желаемым и естественным событиям. У женщин в старину было намного меньше страхов, связанных с беременностью и родами, чем у нас, живущих в ХХІ-м веке.

Поскольку рождение ребенка — великое таинство природы, существовало множество обрядов проведения беременности и родов. У каждого народа складывались свои обычаи, посвященные беременности и родам. Мы поговорим о тех, которые сложились у нашего народа. Прежде всего, следует отметить, что весть о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, сквернословить, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы.

Как должно вести себя беременной женщине?

Сама беременная, как считалось, должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой, улучшать свои душевные качества, трудиться над исправлением своих пороков. Носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.

В народе существовало поверье, что, например, если беременная совершит дурной поступок, то у младенца могут быть родимые пятна. Беременная женщина должна была следить за красотой своего поведения: плавно двигаться; следить за тем, что под ногами, чтобы не споткнуться; ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни, заниматься рукоделием. Предостережением служило поверье, что если женщина будет работать в неположенное время, ребенок в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Следовало удерживаться от лености и сонливости, быть бодрой, проворной на всякую работу, чтобы и дитя было трудолюбивым.

Нельзя было беременной женщине и слишком печалиться, даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность -в ыносить и родить ребенка. Беременным запрещалось ходить на похороны, кладбище, чтобы слишком не расчувствоваться и не повредить плоду. В народе широко были распространены и суеверия, дошедшие к нам с языческих времен. Среди них: нельзя вешать белье, вязать, держать иголку в руках, стричь волосы. Суеверия как раз наполняли женщин необоснованными страхами. В целом, народные традиции, сложившиеся на протяжении веков, старались удержать беременных женщин от всего, что может принести им вред.

Носить дитя под сердцем старались с молитвою. Беременность и предстоящие роды — события, которые показывают величие жизни. Женщины обращались за помощью к Святой Троице, Божьей Матери, святым, старались читать молитвенное воздыхание беременной, чаще исповедовались и причащались Святых Таинств. Перед родами было принято брать благословение у священника и служить молебен с акафистами в честь икон Божьей Матери "Феодоровская", "Помощница в родах". Благодаря молитвам к этим иконам Богородицы случались и чудеса в родах: не могущие разрешиться от бремени — разрешались, сильные родовые боли — проходили, и даже открывающиеся кровотечения в родах — останавливались.

Деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам, до последней минуты они выполняли свои семейные обязанности. Очень часто у сельских женщин роды происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке. О родах украинок, современниц наших пра-прабабушек, рассказывают: "Бывало придет баба с поля, а в подоле — дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала". Рассказывали и такие истории: "Пойдет баба на ярмарок, приходит — с дитятею. И приданное ему купила". Исследователи-этнографы заметили, что сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем.

Если роды протекали дома, конечно, старались пригласить в дом, повитуху или акушерку. Кстати, профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.

Повитуха приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи читал молитвы, Евангелие, призывая на помощь Господа. В родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины. Повитуха направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу святой водой. Главным образом, повитуха должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки. Если роды затягивались, затруднялись, повивальная бабка просила пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть Царские врата.

В Украине для облегчения родовых болей применяли отвары из цвета ржи, клали роженице теплые компрессы из соли и семян льна, устраивали теплые купели из капустного листа и шелухи лука. В России женщины рожали в банях, там и от глаз подальше, и тепла больше, и боли меньше в натопленном местечке.

Как только дитя родится, повитуха начинала читать молитву, кропила дитя и мать Святой водой, давала матери, прикладывала к груди. Только потом ребеночка мыли, пеленали, давали отцу или клали в колыбель или на печь. Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. Есть местности, где муж забирал детей и шел к родственникам, оставляя жену на попечение повитухи.

Повитуха ожидала рождения плаценты, которую называли "место" и помогала завязать и перерезать пуповину. Перерезали пуповину на Библии. Бывало и так, что пуповину мальчика обрезали на топоре, а девочки — на гребне, это связывалось с приобретением в будущем достойных мужских и женских качеств и умений. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, "чтоб в семье дальше рождались дети". Пуповину отрезали и перевязывали с молитвой и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению семи лет пуповину вынимали и давали ребенку развязать. Если дитя справлялось с заданием, то будет смекалистым, трудолюбивым.

Плаценту — "место" или "послед", "гнездо" закапывали там, где ребенок родился, в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.

После родов: как это было

Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали "родины", в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.

Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие цивилизации, развитие и совершенствование медицинских приборов мы, живущие в ХХІ-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. На курсах по подготовке к родам беременные женщины учатся вновь умению проводить схватку и потугу, дыханию в родах и многому другому. Нашим прапрабабушкам такие курсы были не нужны, умение быть матерью своему ребенку передавалось из поколения в поколение, преподавалось самой жизнью. Возможно, изучая традиции рождения в разных культурах, мы сможем пополнить свои умения и знания о самом волнующем событии в жизни семьи — рождении ребенка?

Как рожали королевы в старину: шоу для всего двора Рождение детей герцогини Кембриджской вызвало бурный интерес даже у людей, далеких от Англии. Хотя в ее родах не было по большей части

Клянусь не красть детей!

Вплоть до середины XVII века королевские роды были делом исключительно женским — любые знания передавались от одной женщины к другой. Королеве помогали повитухи, другие беременные женщины или женщины постарше, у которых уже были дети. Мужчин в это царство не допускали.

Повитухи должны быть не только опытными, но и иметь хороший, легкий характер. Перед тем как войти к роженице, они давали клятву, что не возьмут от ребенка ничего — ни плаценты, ни пуповины, которые могли использоваться для колдовства.

Такая традиция продержалась вплоть до середины XIX века, пока принц Альберт не настоял на своем присутствии на родах королевы Виктории. Последняя позже писала, что «не могло быть сиделки добрее, мудрее и рассудительнее». С тех пор мужчин-врачей стали допускать до рожениц. Правда, разрешалось им только трогать их, а не смотреть.

Оцените статью
ActualBeauty