В каком возрасте на руси девушек выдавали жамуж

Если считать любовь непременным атрибутом брака, то замуж выходить можно в любом возрасте.

В каком возрасте на руси девушек выдавали жамуж

Любви все возрасты покорны. Если считать любовь непременным атрибутом брака, то замуж выходить можно в любом возрасте. Сегодня возраст молодоженов значительно возрос, выйти замуж после 30 лет считается совершенно нормальным.

Здесь вы можете найти толковые советы, как в 40 лет выйти замуж или, как выйти замуж после 50 лет. Но когда задают вопрос: со скольки лет можно выйти замуж, нужно учитывать, что брак – дело серьезное.

Любовь – основа ненадежная, существуют разные виды любви и многие из них улетучиваются, как дым с первыми жизненными трудностями.

Свадебное платье, путешествие, медовый месяц – то, о чем мечтают девушки, быстро остаются в прошлом и начинаются семейные будни, связанные с решением множества взрослых проблем

В каком возрасте на Руси девушек выдавали жамуж

Если жена еще ребенок, ей нелегко справиться с таким грузом. В этом случае родители продолжают опекать замужнюю дочку, пытаются решить за нее сложные вопросы. Как правило, такая неполноценная семья долго не живет и рассыпается, как карточный домик.

В каком возрасте на Руси девушек выдавали жамуж

Теща продолжает опекать дочь

Морковники. Почему «молодухи» на Руси не выходили замуж за таких мужчин: Истории из жизни Традиционно на Руси мужчина, независимо от возраста, старался посвататься к женщине помоложе, но жизненные обстоятельства, порой, заставляли брать в жены перестарок, тех, кому перевалило за 20. Морковник Если 25-летняя женщина уже считалась

Ратник

Причин длительной заминки в поиске невесты и необходимости свататься к старой деве было предостаточно. Например, в обширном труде подьячего Посольского приказа Григория Котошихина находим упоминание о 7-летнем запрете на брак, если первый расторгнут из-за обмана. Речь идет о случаях, когда жениху на смотринах показывали одну женщину, а выдавали замуж – другую. Если обман удавалось доказать, то разведенным супругам приходилось выжидать 7 лет – срок достаточный, чтобы упустить лучшие годы для замужества.

Редко, но все же встречались примеры, когда своевременной женитьбе мешала служба в армии. Если парень не успевал обзавестись семьей до призыва или во время службы, то возвращался бобылем. Интересно, что в пермских диалектах слово «ратник», кроме значения «военный, ополченец на Руси», имело дополнительную семантику – «солдат запаса». Поэтому неудивительно, что сватающихся к старым девам холостяков в возрасте называли «ратниками». Такой «старый воин» был негоден к «настоящей службе» (читай – супружеской жизни с молодой женой) из-за возраста, но вполне годился для призыва в случае войны (для женитьбы на старой деве).

К слову, ратником называли и мужчин, которые ушли из семьи. И неважно – к молодухе или к женщине постарше. В данном случае супружество рассматривалось как служение, а развод – уход со службы «в запас».

Современной 20-летней девушке кажется ужасающим тот факт, что в прежние времена ее ровесница, не вышедшая замуж, вынуждена была жить в незавидном положении.

Что умела 10-летняя девочка век назад на Руси?

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Почему 16-летних девушек на Руси считали старыми

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее.

Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Почему 16-летних девушек на Руси считали старыми

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме.

Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле.

Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»).

Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.

Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Почему 16-летних девушек на Руси считали старыми

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.

Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть.

Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно.

Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник.

Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Почему 16-летних девушек на Руси считали старыми

Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу.

И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Также читайте о том, что умел мальчик в русской деревне век назад.

Основной свадебный обряд начинался с приезда жениха в дом невесты. Этому предшествовал целый цикл предсвадебных ритуальных действий, которые завершались перевозкой приданого в доме жениха и оборудованием свадебного ложа.

Смотрины невесты — Знакомство с родителями.

Смотрины невесты сегодня можно сопоставить со знакомством с родителями. Оно не всегда происходит после предложения руки и сердца, часто даже до него. Тем не менее и сейчас это очень важный момент в жизни каждой молодой пары. Если мужчина решает представить свою возлюбленную родителям, значит он относится к отношениям очень серьезно. То же можно сказать и о девушке.

Каждый из пары обычно волнуется перед первой встречей с родителями любимого человека, готовится к ней и хочет произвести хорошее впечатление. Девушки больше переживают за встречу с мамой любимого, а мужчины — за встречу с ее отцом. То, как родители оценят вторую половину своего сына или дочери, может сильно повлиять на отношения пары в будущем. Если знакомство проходит хорошо, то вероятность того, что молодые поженятся, сильно возрастает.

Современные молодожены при выборе даты бракосочетания уделяют внимание времени года, удобному стечению обстоятельств или иным факторам. На Руси же выделяли особый период, который получил название «пора свадеб». Что это за время?

Свадьба в России: традиции или пережитки прошлого

Современная свадьба в России конечно во многом отличается от свадьбы в прошлом, однако многие «отголоски прошлого» все же существуют. Многие сегодня считают «не модным» соблюдать традиции, особенно, когда это касается свадьбы. Но все же, несмотря на все предрассудки, сегодня еще остались такие молодожены, которые готовы соблюдать свадебные традиции.

Начнем с предсвадебного этапа. В современном мире еще осталось так называемое «сватовство», когда родители жениха и невеста знакомятся. Происходит это обычно еще задолго до свадьбы, когда влюбленная пара решила познакомить своих родителей и рассказать о своих намерениях пожениться. Этот вечер знакомств в народе принято называть сватовством. Родители знакомятся, узнают интересующие их вопросы о семьях, говорят о своих детях (молодоженах) и обговаривают детали предстоящей свадьбы. После «ознакомительной» встречи, родители со стороны жениха и со стороны невесты могут встречаться для решения «свадебных вопросов».

Другие традиции, которые многие соблюдают перед свадьбой: покупка нарядов по раздельности (жених не должен видеть невесту в свадебном платье до свадьбы), невеста в предсвадебную ночь должна ночевать в родительском доме (отдельно от жениха) и другие.

В свадебный день также существует множество традиций: выкуп невесты, обувь невесты должна быть обязательно закрытой, украшение машины, поедание каравая, битье бокалов на счастье, запуск голубей, повязание ленточек и вешание замочков, бросание букета и повязки и т.д. Осыпание пшеном и монетками – это та традиция, которая пришла в современность еще с давних времен. Это основные традиции, которые соблюдаются современными молодоженами.

Свахи, ярмарки невест, газеты брачных объявлений — как искали спутников жизни в Российской империи.

Брачные объявления

На рубеже XIX и XX веков молодые люди уже могли искать партнера самостоятельно. Проблема заключалась в том, что институт свах и договорных браков постепенно уходил в прошлое, а мест, где женихи и невесты могли бы знакомиться и общаться, по-прежнему было катастрофически мало. Вот тогда-то стали популярны газеты брачных объявлений. Они необычайно расширили матримониальные горизонты: теперь любая девушка на выданье, не выезжая из своего провинциального имения, могла выбирать между лучшими женихами Петербурга, Москвы и всех губерний Российской империи.

Подобные листки издавали во многих регионах, но безусловным лидером была «Брачная газета» (1906–1917) — первое в России издание, которое специализировалось только на объявлениях о поиске супруга. Вскоре после основания она уже продавалась во всех губерниях и за границей, а тираж достигал 520 тыс. экземпляров (огромная цифра для страны, где подавляющее большинство населения было неграмотным). Годовая подписка стоила 3 рубля 25 копеек (зарплата младшего служащего в те времена составляла около 20 рублей в месяц). За объявления брали по 25 копеек; подать их можно было письменно или по телефону.

Редакция гарантировала подписчикам полную анонимность, газету даже посылали в плотном непрозрачном конверте. Адресов в объявлениях, разумеется, не указывали: люди отправляли друг другу письма до востребования или переписывались через редакцию. В конверты вкладывали и фото, но, как правило, с возвратом: фотография всё еще была дорогим удовольствием.

Первое, что бросается в глаза при чтении объявлений в «Брачной газете», — с какой бесхитростной откровенностью их авторы (причем обоих полов) заявляют о своих финансовых интересах. Конечно, и сейчас браки по расчету тоже не редкость, но вслух в своих корыстных побуждениях признаваться все-таки не принято. А вот в начале XX века, судя по всему, это вообще не считалось чем-то зазорным.

«Барышни и вдовушки! Кто из вас не мечтал, да и теперь не мечтает о сцене? Удобный случай! Известный провинциальный артист, молодой, 30 лет, недурен собою, хочет немедленно жениться на красивой барышне или вдовушке с хорошим приданым».

«МОЛОДОЙ русский князь, красивый, образованный, без средств, желает жениться на богатой; лета и звание безразлично».

«СИМПАТИЧНЫЙ АГРОНОМ, состоящий на государственной службе, ищет знакомства, — брак при симпатии, — с девушкой, вдовой или разведенной, симпатичного, доброго характера, могущей вступить с 5–8 тысячами в промышленно-садовое дело в Орловской губернии».

«КРАСАВИЦА, с красивой фигурой, образованная, без прошлого, 19 лет, ищет мужа-друга очень богатого, желательно миллионера. Откликнись, милый, давно желанный».

«Ищу жену с большим состоянием не для себя, а чтобы широко и красиво прожить жизнь, не нуждаясь. Я абсолютно не пью, не играю в карты и даже не курю, с удовольствием бы через жену вошел в большое торговое дело, хочу работать».

«УСТАЛА БОРОТЬСЯ. Прошу откликнуться пожилого господина со средствами. Цель — брак».

«ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ на доброй, хорошенькой, с капиталом в 150 000 руб. Я из весьма интеллигентной семьи, 29 лет, с университетским образованием, государственная служба, должность 6 класса, жалованье 3000, служу в провинции, ожидаю перевода в один из лучших городов России. Играю на рояли, мои музыкальные произведения поются артистками, разыгрываются оркестрами, но талант требует еще развития. Сборник стихотворений (они еще не печатались) в рукописи, вышлю при серьезном предложении. Это негативы моей души, она в них выразилась без лжи. Обещаю безусловно интересную жизнь, хочу такой же».

«Кинорежиссер, 26 лет, серьезный, ищу жену-друга, любящую искусство, с капиталом не менее 40 000 руб. для собственного производства кинематографических лент. Звание и красота безразлично».

Встречались, впрочем, и романтики, которые не интересовались материальным положением партнера (или, по крайней мере, не выказывали этого интереса в первом же объявлении):

«Мне 35 л., владею полумиллионным состоянием, недурен собою; даже, как говорят многие, очень интересный южанин, представительный. В движениях, манерах — отпечаток интеллигентности, совершенно здоров. Нет у меня близкого родного человека: ни отца, ни матери, ни брата, ни сестры нет у меня, и что тяжелее всего, — нет у меня задушевного друга-жены, с которой бы я делился своими радостями и печалями. Окружающие меня — „чужие“ люди. Среди знакомых женщин нашего города нет ни одной, которую я мог бы полюбить глубоко и страстно. Тоскливые они какие-то. Нет среди них живых непосредственных натур. Смех у них какой-то искусственный, разбитый смех, а грусть — не грусть, а панихида. Нет у них радостного, оздоровляющего душу, смеха и красивой мечтательной грусти. Бесприютно мне жить среди них. Я хочу встретить такую женщину, которая украсила бы мою личную духовную жизнь ореолом красоты и счастья».

«Надоели пресные сумерки жизни! Хочется пережить хоть один миг счастья, которое дала бы моя будущая супруга. Дворянин, средних лет, ищет знакомства, в целях брака, со скучающей москвичкой, изящной, не материалисткой».

«Аристократа духа, могучего телом, изящного душой, чуткого сердцем, зову заглянуть вместе за грань известного и надолго уйти от тусклых будней земли».

«Тоскующий о безбурном счастье и тихих радостях жизни, обеспеченный, средних лет господин ищет в целях брака. знакомства с интеллигентной, нежной души женщиной, представительной внешности, от 24 до 38 лет, мягкого характера, скромной, не светской, не сухо-прозаичного склада, любящей порой помечтать о голубых звездах далекого неба, видящей в браке не одну материальную пристань; нисколько не вредит сентиментальность, но властный характер и бурная душевная стремительность, неуравновешенность — совсем не желательны. Вообще хотелось бы найти женщину немного старинного, тургеневского уклада».

Многие объявления были больше похожи на сухие коммерческие предложения, но и чувство юмора было в цене:

«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста. Женщина, откликнись».

«Не могу справиться с недвижимым имуществом! Кто рискнет распутать гордиев узел, получит в награду симпатичную жену-друга, средних лет, интеллигентную».

«3 холостяка: инженер — 43 лет, подполковник — 42 лет, доктор — 32 лет, живя вместе, скучают одиночеством. Надоели друг другу, несмотря на взаимную дружбу, безумно. Хочется разъехаться и каждому устроить свое собственное гнездо».

Хотя сама «Брачная газета» позиционировала себя как крайне серьезное издание, «ставящее перед собой цель укрепить высокое значение брака в общественном самосознании», читатели ее не всегда жаждали женитьбы. Правда, искатели свободных отношений всё же маскировали свои объявления под брачные (иные газета не опубликовала бы, как минимум из соображений собственной безопасности), но намеки были довольно прозрачны.

«Мне тридцать лет, шатен, среднего роста, имею 20 000 годового дохода, желал бы познакомиться с хорошенькой женщиной. Бывать в театрах, прокатиться за город в лучшую морозную ночь и затем согреться за стаканом вина. После же серьезного изучения друг друга я не против вступить в брак и предложить избраннице все удовольствия жизни».

«Барышню без прошлого, еще не любившую, очень интересную, дивно сложенную, жизнерадостную, ищущую счастья в красивой одухотворенной жизни, страстно мечтающую путешествовать с любимым человеком, приглашает в целях брака молодой (32 л.), одинокий, очень интересный, интеллигентный, состоятельный господин. Имею в виду поездку в Крым, за границу, на Кавказ и по Волге. Продолжительность путешествия около 3 месяцев. При письме должна быть приложена фотографическая карточка, чтобы иметь наглядное представление о будущей спутнице жизни».

«Неужели в Москве не найдется ни одной сострадательной и доброй дамы, которая согласилась бы развлечь молодого человека, 24 лет. Он скромный и даже застенчивый, курчавый блондин, студент. Был идеалистом. До сего времени не имел ни одного знакомства ни с одной женщиной. Мрачная действительность и неудача разбила все мечты и сны… Он просит добрую даму помочь его горю и завязать знакомство».

«Еду за границу путешествовать. Скоро желал бы познакомиться в целях брака с барышней, знающей иностранные языки, москвичкой, 18–20 лет, интеллигентной, воспитанной, изящной, веселой, красивой. Предпочтение музыкальной, обладающей голосом. Несоответствующих прошу себя и меня не беспокоить, а также и иногородних. Охотно окажу материальную поддержку».

Оцените статью
ActualBeauty