6 самых известных российских цирковых династий, которые покорили мир

6 самых известных российских цирковых династий, которые покорили мир Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Дуровы

6 самых известных российских цирковых династий, которые покорили мир

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дуровы

Владимир Дуров. / Фото: www.ugolokdurova.ru

Родоначальником династии считается Владимир Леонидович Дуров, хотя и его брат Анатолий тоже был цирковым артистом. До появления на свет братьев предки Дуровых не имели к цирку никакого отношения. Напротив, у них в роду были дьяконы и военные, а самой известной носительницей фамилии стала кавалерист-девица Надежда Дурова.

Анатолий Дуров. / Фото: www.lunalife.ru

Братья Владимир и Анатолий обучались в кадетском корпусе, однако военная служба их не прельщала нисколько. Анатолий, увлекавшийся гимнастикой и клоунадой, вскоре после начала цирковой карьеры снискал славу «короля шутов», а Владимир, видевший себя только дрессировщиком, стал основателем знаменитого «Уголка Дурова».

«Уголок Дурова». / Фото: www.ugolokdurova.ru

Когда Владимира Дурова не стало, руководить уникальным заведением стала его дочь Анна. С того времени «Уголок» является семейным делом, которое постоянно развивается. И сегодня театр возглавляют наследники Владимира Дурова.

Запашные

Вальтер Запашный с сыновьями. / Фото: www.greatcircus.ru

Карл Томсон, эксцентричный комик и немец по происхождению, стал первым представителем цирковой династии, а вот фамилию династии дал супруг дочери Михаил Запашный, силовой акробат. Дочь Карла начала выходить на арену с самостоятельными номерами в 15-летнем возрасте, демонстрируя мастерство гимнастки и виртуозно выполняя трюки на лошади.

Супруги Запашные стали родителями пяти детей. О профессии дочери Анны ничего неизвестно, а вот все четыре сына Запашных стали цирковыми артистами. Поначалу все четверо выступали в разных жанрах, позже сделали совместный номер «Акробаты-вольтижеры», а затем Вальтер и Мстислав решили связать свою жизнь с дрессурой. Мстислав со временем стал руководителем цирка в Сочи, затем гендиректором Росгосцирка, а его сын Мстислав Мстиславович после ухода отца продолжал начатое ним дело.

Эдгард и Аскольд Запашные. / Фото: www.diary.ru

Вальтер Михайлович Запашный не только сам был уникальным дрессировщиком, но и своих сыновей Эдгара и Аскольда с детства готовил к работе с животными. Сегодня братья-дрессировщики известны во всём мире.

Эмиль Теодорович Кио. / Фото: www.lunalife.ru

Эмиль Теодорович Кио стал основателем одной из известнейших династий иллюзионистов. До него представители профессии работали, в основном, на сцене, облачаясь в экстравагантные яркие наряды. Эмиль Теодорович стал выступать в цирке, одновременно кардинально поменяв имидж иллюзиониста: на смену почти карнавальному костюму пришел строгий фрак и галстук-бабочка.

Эмиль Теодорович Кио с сыновьями. / Фото: www.maxpark.com

Сыновья Эмиль и Игорь стали достойными продолжателями дела отца. При этом Эмиль Эмильевич поначалу даже не думал о цирковой карьере, однако после окончания строительного института все же решил выйти на арену. Игорь, в отличие от Эмиля, своей жизни без цирка не представлял и достиг в профессии поистине небывалых высот, в том числе стал обладателем награды «Оскар», которая вручалась в Бельгийском Королевском цирке.

Эмиль Эмильевич и сегодня не стоит в стороне от цирка, он с 1991 года является председателем Союза цирковых деятелей.

Багдасаровы

Николай Язев на манеже. / Фото: www.bagdasarov.ru

Знаменитые дрессировщики Багдасаровы называют родоначальником своей династии деда Николая Язева, циркового гимнаста на турниках. Его зять, Михаил Багдасаров с малых лет мечтал о дрессировке животных, очень много времени проводил за кулисами цирка и в 18-летнем возрасте уже работал в группе Маргариты Назаровой.

Михаил Багдасаров с дочерью Кариной и сыном Артуром. / Фото: www.menswork.ru

Впоследствии Михаил Ашотович стал выступать самостоятельно, а в 1979 году представил публике невероятно красочный аттракцион с разными хищниками, который был создан на основе армянского эпоса. Артур и Карина, дети Михаила Багдасарова, с гордостью занимаются тем делом, которое когда-то начал их отец.

Филатовы

Валентин Филатов с медведями. / Фото: www.366days.ru

Основателем цирковой династии Филатовых был Иван Лазаревич, который стал настоящим новатором в работе с животными. Благодаря ему колесили по стране балаганы и передвижные цирки, а также была создана система зооцирков в Советском Союзе. Таисия Егорова, цирковая актриса-наездница, родила супругу Ивану Филатову 13 детей, но по стопам родителей пошли двое, Мария и Валентин.

Дочь дрессировала животных и вышла замуж за Александра Корнилова, их сын Анатолий начинал выступать вместе с отцом, а когда стал работать на манеже самостоятельно, разработал уникальную систему работы со слонами.

Юлия Филатова и Андрей Клыков. / Фото: www.circus.ru

Валентин Филатов уже в шесть лет был полноценным артистом цирка. В дальнейшем завоевал мировое признание благодаря аттракциону «Медвежий цирк». Дочери Филатова стали продолжательницами славной династии, а его внучка Юлия пошла ещё дальше, создав вместе с супругом Андреем Клыковым «Цирк зверей».

Кантемировы

Алибек Тузарович Кантемиров. / Фото: www.gorets-media.ru

Фамилия джигитов-наездников Кантемировых известна во всём мире. Династии, основателем которой стал Алибек Тузарович Кантемиров, уже более 110 лет. И всё это время дети, внуки и правнуки создателя школы джигитовки и конных трюков занимаются тем делом, которое начал их знаменитый родственник. Уже четвёртое поколение джигитов-наездников радует зрителей своим мастерством.

В истории нашей страны была артистка, которая всю свою жизнь посвятила животным из семейства кошачьих. Ирина Бугримова — звезда советского цирка, первая женщина-укротительница, единственной любовью которой всегда были львы.

«Цирк и зритель — как мужчина с надоевшей любовницей. Хочется чего-то нового, помоложе и поярче…»

Игорь Кио. Цирк будущего — не рекорды, а чудеса!

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

— МАНЕЖ дышит на ладан. Цирк — умирающее искусство. Жанр вчерашнего дня! Призыв к запрету дрессуры — лучшее тому подтверждение. И нечего тут в отчаянии заламывать руки. Поезд ушёл: знаменитый российский цирк почил, как и весь Союз. А то, что есть, — по сути, живой труп. Его нельзя реанимировать, а можно лишь отпеть по обычаю и проводить с почестями.

— А как же зрители, Игорь Эмильевич? Аплодисменты в зале?

— Аплодируют — да, но по привычке. А по сути зритель уже проголосовал ногами. Ему скучно на представлении. Ряды кресел зияют пустотой: цирк стал неинтересен даже детям! Взгляните, какой ажиотаж по выходным в зоопарке и дельфинарии. К кассе не протолкнуться! А у дверей любого нашего цирка даже во время премьеры жизнь едва теплится. Прошла былая слава. Директора крутятся, как могут: шапито сдают в аренду мебельной фирме, владельцам джекпота. Или под отели — плохие, но дешёвые. Последним заведением с аншлагом был цирк на Цветном бульваре, но после смерти Юрия Никулина народ перестал ходить и туда. Да, Никулин в последние годы уже не выступал, но его обаяние влекло зрителя. Люди шли «в гости» к любимому артисту. А сейчас большинство цирков работают по выходным. Не до жиру! Сам цирк как искусство превратился в балаган. А огни манежа стали «красными фонарями».

Сгоревший клоун

— А САМИ артисты? Их имена знали во всём мире!

— Да, наш цирк блистал именами и династиями. Но их наперечёт: укротители Дуров, Эдер, Бугримова и Назарова. Три клоуна — Попов, Енгибаров и Куклачёв. Иллюзионисты — мой отец Эмиль Кио и я, как наследник. И всё! И то — иных уж нет, а те далече. «Солнечный клоун» Олег Попов живёт в Германии и дарит немцам за евро свои репризы. И кстати, на родину его не зовут, да он и сам не хочет. Он и так уж сгорел под солнцем нашего манежа… Цирку давно нечем нас удивить. Прошли времена, когда наши цирковые лилипуты были самыми высокими в мире! Произошла переоценка. Сегодня никто из цирковых, мягко говоря, не преисполнен веры в светлое будущее. Почти все работают на автопилоте, а зрителей не трогают даже трюки на пределе человеческих сил. То же можно видеть и на стадионах. А в цирк люди по привычке идут за зрелищем. Но их уже не проведёшь! Это не гладиаторские бои, а цирк — не Колизей.

Факир на панели

— ПРО вашего отца в своё время тоже писали: «Балаган на Невском»…

— А он в начале карьеры выдавал себя за индийского факира. И вот в газете появился фельетон с таким названием… Ещё в то время он сказал мне, что цирк себя изжил и должен исчезнуть. Я верил с трудом, а сейчас дошло. Отец всегда говорил, что его место не на манеже. Он мечтал о сцене. Обрести свободу! Но его не отпустил цех. Он был вынужден играть по чужим правилам, шёл через себя, совершал над собой насилие — а я осуществил его мечту.

Лучшие дня

Джордж Гершвин. Биография
Посетило:57674
Джордж Гершвин
Иван Дыховичный. Биография
Посетило:12495
Иван Дыховичный
Александр Горелик. Биография
Посетило:6005
Александр Горелик

— Когда вы сами поняли, что «цирк приплыл»? Что стало последней каплей?

— Мои недавние гастроли на Украине. Залы оказались полупусты. Я был в шоке: такое чувство, что имя Кио ещё помнят, но я сам для зрителей стал фантомом. В сравнении с прежними аншлагами это провал. А первое фиаско случилось, когда я уходил из Союзгосцирка. Меня даже не спросили: «Почему?». Уже тогда в цирке исчезло творчество, родник вдохновения иссяк. И я искал новые возможности — ибо на сцене легче обманывать публику, чем на арене.

— Если цирк умер, то как выживают артисты?

— Они там отыгрывают часы, а на жизнь зарабатывают в ночных клубах. Кто-то жонглирует в табачном дыму, девочка-акробатка на подиуме гнётся… Я сам выступал на тех вечеринках и ощущал себя отвратно. За пьянкой на тебя — ноль внимания. Но могут в угаре и выскочить на сцену, «помочь» показывать фокусы… А за сто баксов за вечер и не так раскорячишься! В цирке та же сумма, но в месяц. Выйдешь за порог, и мысль одна: цирк слёг, как больной медведь за кулисами у дрессировщика. Мы вновь стали бродягами в разрисованных кибитках, и из окон нам кидают гроши… А главная мечта — своё шоу за рубежом. В любой иностранной программе две трети артистов — наши. Правда, и там платят столько, чтоб не падали штаны.

— Вы выступали в защиту дрессировщиков. Их любят на Западе?

— Уже давно нет. Почти везде номера с животными запрещены по инициативе «зелёных». И не сказал бы, что это кого-то волнует. Всё жёстко: мне, например, в Германии на гастролях запретили показывать фокус с уткой. Номер такой: я собираю столик с ящиком, кладу внутрь утку, разбираю ящик, а её нет… Сочли, что происходит издевательство над птицей! Скажу больше: там уже почти нет даже клоунов. И это тоже не трагедия. Хороших клоунов и так меньше, чем космонавтов. А по большому счёту можно обойтись и без них.

— Так вы предлагаете закрыть все цирки?

— А почему нет? А то, что выживет, пусть будет частным. Под чиновниками манеж так и будет прозябать, а директора цирков — с тем же «эффектом» доить государство.

Феерия и собачки

— ВЫ С ПОХВАЛОЙ отзывались о Дэвиде Копперфилде, но подчёркивали, что его феномен — результат усилий ТВ-проектов и грамотного пиара…

— И вообще — капиталов, вложенных в технологию трюка. Суть раскрутки: зрителя тщательно готовят к встрече, а сам Копперфилд преподносится в имидже мессии. Это сильный ход. Ещё деталь: Копперфилд — не из мира цирка, но его шоу — цирковое зрелище завтрашнего дня. И зрители чуют, что он так же отличается от иллюзионистов, как сами фокусники — от факиров. Копперфилд долго будет «живее всех живых». А я — нет. Потому что я из прежней когорты и не представляю на Первом канале трюк с исчезновением Мавзолея или Останкинской башни… Он вовремя понял: пора удивлять сверхнеобычным — и стал впереди планеты всей. Но зрителю может быть интересен и простой факир — как изящный экзотический штрих к супершоу.

— Представим, что цирк на замке. Где свет в конце тоннеля?

— Сейчас, увы, за океаном. Там я видел «цирк будущего»: канадский цирк «Де Солей». Его феерические представления — не то, что навязываем зрителям мы. Перед входом в их шапито — стеклянная бочка типа аквариума, где резвятся акулы и обнажённые девушки. В чем фокус — секрет фирмы. Но это финансовая основа её существования. Так же, как производство цирковых сувениров и ширпотреба. У них нет проблем, как бы забить зал. Или представьте: ночной ресторан, где каждый официант — незаурядный цирковой артист. И вы теряете ощущение реальности…

— Так это же вечеринка в ночном клубе. Те же столики, тот же номер, как с цыганами…

— Тот «ресторан» — театр высочайшего класса. А забавы наших богатых — позвать лилипутов с ряженым мишкой. И вся фантазия! Цирк будущего — синтетическое искусство. Нечто похожее показал режиссёр Григорий Александров в незабываемом фильме «Цирк»… А сейчас вы на Цветном бульваре видите номер с дрессированными собачками. А через месяц снова тех же собачек. И ещё через месяц то же… И вы сами завоете от тоски. На каких-то шавках держится весь спектакль! А для цирка будущего вообще не важно, есть ли собачки. Там работают не просто ремесленники, а творцы. Зритель участвует в представлении XXI века. Это интригует и берёт за душу каждого.

— А в чём интрига? Что поражает взгляд?

— Каскад впечатлений! Лазерное шоу, водная феерия и т. д. Артисты же украшают действо, а не показывают личные достижения. Публике нужен шоумен, а не рекордсмен. Не важно, сколько кеглей у жонглёра, насколько рискует канатоходец. Комик в чистом виде не востребован. Иллюзионист — лишь приправа к главному блюду. Главенствует не трюк, а режиссёр.

— А в вашем «цирке будущего» шоу может заменить мастерство. За лазерами спрячут посредственность, всё превратится в фокус…

— Прибыль от цирка будущего — не иллюзия. Когда на Западе наших цирковых берут на работу, в контракте оговаривают ДВА месяца репетиций ДО начала выступлений! По нашим меркам это звучит дико. А режиссёр не издевается, таким образом он вводит актеров в ткань шоу. И ещё нюанс. Владелец того же «Де Солей» — продюсер, его сотрудники — топ-менеджеры. Цирк — тоже жёсткий бизнес, который со всеми своими эмоциями подчиняется диктатуре рынка. И нынешние «Тигры на шарах» в это игольное ушко не пролазят.

Как стать акробатом на роликах, сделать фокус с «распиливанием» человека, во сколько лет лучше оставить манеж и создать семью, «АиФ на Дону» рассказал цирковой артист Руслан Братко.

Другая жизнь

— Тем не менее именно после блестящих гастролей в Японии вы с женой приняли решение оставить цирковую жизнь.

— Да. Причин тому много. Цирковая жизнь — это выступления в разных городах, аплодисменты, неплохие заработки. Но что за этим сверкающим фасадом? Ежедневные тренировки, тяжелейшие физические нагрузки, травмы и усталость. Порой отработка одного трюка занимает несколько лет. Сначала тебя радует каждый новый город, но потом…

Кочевой образ жизни хорош до поры до времени. Несколько лет меня восхищало отсутствие бытовых проблем: ты не платишь за коммунальные услуги, не ремонтируешь, например, текущие краны. Это мнение полностью разделяла моя жена Елена.

— Нет квартиры, нет проблем?

— При этом крыша над головой, пусть и казённая, была всегда. Видимо, человек так устроен, что с возрастом ему просто необходимо иметь свой очаг, куда хочется возвращаться. Мне захотелось чинить краны, клеить обои и создавать уют! Кроме того, мы хотели детей. Но жизни цирковой им категорически не желали. Постоянные переезды, школа на месяц — это не самое лучшее, что мы можем дать ребёнку. Я неоднократно наблюдал, как дети из цирковых семей пытались выбраться из этой среды.

Ещё одна вещь, от которой мы с женой очень устали, постоянные конфликты. Цирк — это мир, где почти каждый «звезда» с собственным «я». Ссоры между цирковыми проходят очень эмоционально, порой и потолкаться могут. Да, коллектив, с которым ты работаешь — твоя семья, но уж очень шумная и импульсивная.

— Вы перечислили много причин, по которым решили уйти из цирка. Но не упомянули возраст.

— У нас действительно ранняя пенсия. Яркий свет софитов беспощаден. Нам важно всегда быть подтянутыми, красивыми, но время, увы, идёт. Когда вижу отчаянно молодящуюся, располневшую артистку цирка, затянутую в облегающее трико, мне и смешно, и грустно. Уходить надо всегда вовремя, а ещё лучше на пике своей карьеры. Это касается цирковой жизни, у неё свои законы. Обычно артисту, утратившему ловкость и молодость, идти некуда. И с арены цирка он переходит в ассистенты, костюмеры или осветители. Это сложно, ведь амбиции с годами не исчезают, желание быть всегда в центре внимания остаётся.

— Но вы решение приняли и кардинально поменяли свою жизнь.

— Да, я смог это сделать. Сначала было очень трудно. Ведь, покидая цирк, артист вряд ли где-либо сможет получать столько денег, сколько зарабатывает под куполом. Но я был к этому готов. Перебрав массу профессий, которыми хотел бы заниматься, я остановился на парикмахере-стилисте. Творческая работа, которая будет всегда востребована, плюс, что немаловажно, мне это интересно. Прошёл обучение и теперь работаю в одном из салонов красоты.

Заработок? Считаю, что достаточный. По крайней мере, жена может позволить себе не работать и заниматься нашим сыном, которому уже 6 лет исполнилось. С нами живёт дочка Елены от первого брака. Во время наших разъездов она постоянно была с бабушкой, а теперь у нас настоящая дружная семья.

Получилось то, о чём мечтал: уютная квартира, куда мне приятно возвращаться по вечерам, спокойная улыбающаяся жена и детки. Иногда вспоминаю своё цирковое прошлое, скучаю по ярко освещённому манежу, по напряжённо затихшим в ожидании чуда зрителям, по восторженным аплодисментам. Хорошо, что всё это было, но я так же благодарен судьбе за то, что имею сейчас.

Оцените статью
ActualBeauty