Экипаж старый

Отличительной особенностью киноленты является то, что две ее серии совершенно противоположны по жанру. В первой части фильма зрители, решившие смотреть онлайн Экипаж, могут наблюдать за событиями, происходящими в жизнях членов экипажа воздушного судна Ту-154 на земле. Несмотря на опасную профессию, все они простые люди, и бытовые проблемы, которые их тревожат, знакомы каждому взрослому человеку. Однако события, описываемые во второй части картины, снятой в жанре триллера, заставят героев забыть о домочадцах и повседневных проблемах. Аэропорт, из коего предстоит совершить вылет самолету, подвергается страшному землетрясению, из-за которого происходит значительное повреждение взлетной полосы. Благодаря мастерству и опыту экипажа Ту-154 все-таки удается совершить взлет, но уже в воздухе команда выясняет, что судно получило несколько поломок, лишающих самолет надежды на благополучное приземление.

Экипаж

Серия 1

Серия 1

Серия 2

Серия 2

По итогам отечественного кинопроката 1980 года третье место занял фильм-катастрофа с элементами бытовой драмы, созданный Александром Миттой (Сказка странствий, Гори, гори моя звезда) годом ранее. Зрительская аудитория двухсерийной картины, повествующей о команде терпящего крушение самолета, составила 71,1 миллион зрителей. Благодаря этому фильм Экипаж впоследствии также занял шестое место по посещаемости за всю историю советского кинематографа.

Кинолента была отмечена призом Всесоюзного фестиваля и главной наградой Кинофестиваля трудящихся, прошедшего в Чехословакии. Кроме того, Альфред Шнитке, благодаря которому появилось музыкальное сопровождение драмы, был удостоен приза Союза композиторов Таджикистана за свою работу над картиной.

Отличительной особенностью киноленты является то, что две ее серии совершенно противоположны по жанру. В первой части фильма зрители, решившие смотреть онлайн Экипаж, могут наблюдать за событиями, происходящими в жизнях членов экипажа воздушного судна Ту-154 на земле. Несмотря на опасную профессию, все они простые люди, и бытовые проблемы, которые их тревожат, знакомы каждому взрослому человеку. Однако события, описываемые во второй части картины, снятой в жанре триллера, заставят героев забыть о домочадцах и повседневных проблемах. Аэропорт, из коего предстоит совершить вылет самолету, подвергается страшному землетрясению, из-за которого происходит значительное повреждение взлетной полосы. Благодаря мастерству и опыту экипажа Ту-154 все-таки удается совершить взлет, но уже в воздухе команда выясняет, что судно получило несколько поломок, лишающих самолет надежды на благополучное приземление.

Интересно, что идея создания одной из рубрик популярного телевизионного журнала Каламбур «Крутое пике» появилась именно благодаря данной картине. Если смотреть онлайн в качестве Экипаж, можно также увидеть одну из первых в отечественном кинематографе эротических сцен. Из-за этого кинолента не рекомендована к просмотру лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

Вторая часть — а по хронологии фильма его первая серия — рассказывает о жизни героев до катастрофы. Жанрово это скорее драма с элементами мелодрамы, разительно отличающаяся по темпу и интонации от своего динамичного продолжения. Зато позволяющая лучше узнать и понять героев, которые вскоре окажутся в экстремальных для себя, да и для любого человека обстоятельствах. Впрочем, и их личную жизнь никак нельзя назвать спокойной. Командир Тимченко переживает за дочь, не желающую выходить замуж за будущего отца своего ребенка. Бортинженер Скворцов ухаживает за новенькой стюардессой Тамарой, по сути не закончив отношения с бывшей любовницей, что, конечно, становится известно. Валентин Ненароков, который в итоге станет вторым пилотом, переживает уход из большой авиации и развод с женой, которая, уйдя, забирает с собой и их общего сына.

Экипаж

Ф ильм Александра Митты вышел на экраны в 1979 году и стал одним из рекордсменов кинопроката: его посмотрели более 70 миллионов зрителей. «Экипаж» принято называть первым советским фильмом-катастрофой, однако полюбили его не только за спецэффекты, по тем временам, конечно, впечатляющие, — сколько за показанные в кадре и умело сыгранные актерами взаимоотношения и личные драматические истории членов экипажа.

К слову, об актерах: сперва в кадре должны были оказаться совсем другие люди. В итоге и Алексей Петренко, и Олег Даль, и Елена Проклова по разным причинам из проекта выбыли, а их места заняли Георгий Жженов, сыгравший командира, Леонид Филатов в роли бортинженера Скворцова и на тот момент дебютантка Александра Яковлева, которой досталась роль стюардессы Тамары. Именно они оказываются на злополучном рейсе, которому предстоит эвакуировать советских нефтяников из африканского города Бидри, где происходят опасные подземные толчки. При приземлении борта в аэропорту случается очередное землетрясение, которое разрушает взлетно-посадочную полосу, а также вызывает селевой поток. В итоге завод горит, а разлившиеся нефтепродукты стремительно надвигаются на город и аэропорт. Буквально в последнюю секунду командир Тимченко отдает приказ взлетать, но во время набора высоты самолет задевает хвостом падающую осветительную вышку — это приводит к разгерметизации салона и другим повреждениям, устранять которые экипажу приходится на полном ходу.

Кадры из фильма «Экипаж» (1979)

Кадры из фильма «Экипаж» (1979)

Кадры из фильма «Экипаж» (1979)

Вторая часть — а по хронологии фильма его первая серия — рассказывает о жизни героев до катастрофы. Жанрово это скорее драма с элементами мелодрамы, разительно отличающаяся по темпу и интонации от своего динамичного продолжения. Зато позволяющая лучше узнать и понять героев, которые вскоре окажутся в экстремальных для себя, да и для любого человека обстоятельствах. Впрочем, и их личную жизнь никак нельзя назвать спокойной. Командир Тимченко переживает за дочь, не желающую выходить замуж за будущего отца своего ребенка. Бортинженер Скворцов ухаживает за новенькой стюардессой Тамарой, по сути не закончив отношения с бывшей любовницей, что, конечно, становится известно. Валентин Ненароков, который в итоге станет вторым пилотом, переживает уход из большой авиации и развод с женой, которая, уйдя, забирает с собой и их общего сына.

Успех фильма — именно в этом сочетании двух, на первый взгляд, полярных жанров: камерной мелодрамы и поистине эпичного блокбастера. В небе, в момент наивысшей опасности, герои, конечно, забывают и прощают друг другу все обиды, что приводит в итоге к счастливому финалу. Хотя изначально концовку Митта задумывал иной: герой Жженова должен был умереть, однако на первом показе в Госкино такую версию не одобрили как чуждую советскому кинематографу. В итоге режиссер был вынужден переписать сцену, оставив героя живым и невредимым. Пострадал, на этот раз вполне ожидаемо, и еще один эпизод — эротический, с участием Леонида Филатова и Александры Яковлевой. Любовную сцену после возмущенных жалоб первых «зрителей» — от работниц лаборатории проявки до членов худсовета — порезали больше чем вполовину. Что, впрочем, все равно не помешало фильму заработать славу еще и первого эротического. Такой смелости, которую позволил себе Митта, на советском экране еще не видели.

«Работа над декорациями аэровокзала была очень интересной! – рассказывает художник-постановщик фильма Константин Мельников. – Интерьер, который впоследствии так красиво рушился и ломался, мы создавали и в павильоне, и на натурной площадке. В фасадах зданий аэровокзала мы использовали много зеркального стекла: взрывы, огонь и техника очень красиво отражались в них, делая изображение интереснее и богаче. Всего мы сожгли два реальных самолета, грузовой и пассажирский, а также несколько макетов. У нас было много замечательных объектов: аэродром в Жуковском, карьер в Крыму, 5 павильонов на студии «Главкино».

Подробнее о создании самого зрелищного российского фильма последних лет

В прокат вышел ЭКИПАЖ – один из самых дорогих и сложных в реализации проектов российского кино. Идея фильма родилась в 2012 году, и автор одноименного фильма 1979 года Александр Митта поддержал создателей. Съемки начались в середине сентября 2014 года и продолжались до февраля 2015-го. Основная часть съемок проходила в Москве и Подмосковье, а также в Крыму. Съемочный период занял 76 дней.

Продюсер картины Леонид Верещагин рассказывает, что реализация этого проекта была крайне сложным делом даже для такой крупной студии, как «ТРИТЭ»: «Одно дело, когда ты взаимодействуешь с большим количеством людей — это одна организация съемок и определенные деньги. Когда у тебя погоня и большое количество автотранспорта — это другая организация, гораздо сложнее и дороже. Но самолеты… Я даже представить себе не мог, какие здесь сложности. Любое движение самолета — по полосе, в аэропорту и, конечно же, взлет и посадка – требует прохождения процедуры согласования, для этого есть целый регламент».

Аэропорты, где у создателей картины очень много съемочных дней, предназначены не для съемок кино, а для пассажиров. Организовать все так, чтобы не мешать ни работе авиаузла, ни пассажирам, было очень сложно: и технически, и административно. А еще – очень дорого. «Спасибо руководству аэропорта «Внуково», которое реально помогло: нам не только разрешили снимать, но и сопровождали весь процесс съемок, – вспоминает Верещагин. – При этом нам же нужно было еще с нуля построить собственный аэропорт — в картине ведь и разрушения есть. А где это можно было сделать? Только вокруг бетонной взлетно-посадочной полосы. Взлетно-посадочная полоса — это очень сложное инженерное сооружение, дорогостоящее. Вот где найти такую полосу — чтобы ничего вокруг не было, а самолеты могли приземляться и взлетать?»

Создателям картин разрешили снимать в ЛИИ имени М.М. Громова. Декораторы возвели там едва ли не настоящий аэропорт. Для съемок стянули огромное количество техники, самолетов, пожарных машин, машин скорой помощи, вертолетов, тягачей, пиротехники, рекламных щитов, большие массовки. «Мы выкупили старые самолеты, потому что у нас в кадре они должны были гореть… Это была огромная работа» – говорит продюсер.

«Работа над декорациями аэровокзала была очень интересной! – рассказывает художник-постановщик фильма Константин Мельников. – Интерьер, который впоследствии так красиво рушился и ломался, мы создавали и в павильоне, и на натурной площадке. В фасадах зданий аэровокзала мы использовали много зеркального стекла: взрывы, огонь и техника очень красиво отражались в них, делая изображение интереснее и богаче. Всего мы сожгли два реальных самолета, грузовой и пассажирский, а также несколько макетов. У нас было много замечательных объектов: аэродром в Жуковском, карьер в Крыму, 5 павильонов на студии «Главкино».

В подмосковном Жуковском была построена огромная декорация аэропорта, ангары и здания, были пригнаны действующие и списанные самолеты, работала большая массовка. Снимали по ночам. Вторые режиссеры картины Пепе Мечков и Жанна Полякова изо дня в день задолго до начала съемок проводили большие творческо-производственные совещания, на которых многократно проходили каждую точку: где будет находиться каждый самолет, где будет стоять кран, а где – освещение, как будут двигаться люди, техника и прочее. Вся эта колоссальная логистика просчитывалась заранее.

«Мы не могли позволить себе ни малейшей оплошности — опрометчивый шаг мог привести к непоправимым последствиям, – рассказывает режиссер Николай Лебедев. – Пылали здания. Взрывались и горели настоящие самолеты. А самолет сгорает быстро, буквально за десять-пятнадцать минут выгорает дотла, поэтому и снимать надо было четко и быстро. При этом рядом стояли действующие воздушные судна, — ситуация, как понимаете, крайне опасная, их ни в коем случае нельзя было повредить. Мне впервые пришлось снимать эпизод не кадрами (это было бы невозможно для производства), а крупными блоками. Одновременно работали от 5 до 10 камер, и приходилось разводить мизансцену таким образом, чтобы каждая камера снимала свой собственный кусок, а не один и тот же с разных сторон. Придумать и продумать этот огромный эпизод катастрофы протяженностью в две трети фильма, чуть ли не полуторачасовой длины, все правильно сложить – это была непростая задача».

В ленте огромное количество компьютерной графики. Супервайзер по спецэффектам проекта Александр Горохов также признается, что для него и его команды работа над проектом стала настоящим вызовом. «В работе мы активно использовали систему виртуализации ViewGa для камер в кадрах, создаваемых с помощью компьютерной графики, – рассказывает он. – Это значительно ускоряло процесс, а также открывало массу новых возможностей для визуальных решений». Эта технология в мире не нова и не уникальна, но для нашей страны она крайне редка. «Это полностью наша студийная разработка, – признается Горохов. – Мы очень признательны Николаю Лебедеву, что он решился попробовать ее применить, что поверил и «переснял» почти все компьютерные планы».

Некоторые сцены, которые, казалось бы, должны были быть нарисованы на компьютере, снимались «вживую». Например, сцена после посадки воздушного судна в Петропавловске. «У нас не было самолета, который можно было бы сломать, так что пришлось снимать реальный, стоящий на всех трех стойках шасси лайнер, но так, чтобы было ощущение, что он распластался на земле, – рассказывает Николай Лебедев. – Поэтому мы специально строили леса, поднимали актеров на уровень фюзеляжа, снимая сцену в разных направлениях в разные дни, вернее сказать, ночи. При этом огромные площади надо было покрыть «ливнем» из гигантских дождевальных установок, размещенных на скай-лифтах по краям взлетно-посадочной полосы. Сотни тонн воды обрушивались на головы артистов».

Для фильма также строили декорации кабин, где все пульты управления были «рабочими», с действующими компьютерами и штурвалами; строили салон пассажирского лайнера на так называемых гимблах, специальных приспособлениях высотой в два с лишним метра, которые качают и трясут всю конструкцию; строили трюм грузового самолета, куда затаскивали тяжелые контейнеры и джип; подвешивали под потолок павильона клеть с актерами внутри, подставляя их под потоки воздуха из огромных ветродуев, и с большой высоты сбрасывали в реку машину. Оценить все старания создателей картины можно уже сейчас: ЭКИПАЖ начал свой полет по экранам страны 21 апреля.

У Александра Митты, снимавшего «Экипаж» в 1979 г., конечно, и близко не было таких технических возможностей. Но дело не столько в возможностях, сколько в контексте. Картина Митты была для советского экрана открытием нового жанра – фильма-катастрофы (соединенного с мелодрамой). Картина Николая Лебедева встраивается в хорошо знакомый публике голливудский ряд.

«Экипаж» подвергли форсажу

Ааааа! Нет, Аааааааа! И еще раз, и еще, все вместе! А теперь вместе с залом!

Последние полчаса, если не час нового «Экипажа», кажется, проходят под этот нескончаемый крик спасаемых из самых невероятных ситуаций пассажиров. И даже Данила Козловский, с трудом удерживая штурвал, признается Владимиру Машкову, что ему страшно. А Владимир Машков, с трудом удерживая штурвал, отвечает, что ему тоже. А до этого, значит, было еще ничего.

Оно и понятно: катастрофическая часть «Экипажа», т. е. вторая его половина, снята словно бы под лозунгом «Завидуй, Спилберг! Умри, Эммерих!» С гор льется кипящая лава, догоняя несущийся по слишком короткой взлетной полосе самолет, и пылают турбины, и рушится аэропорт, и взрываются цистерны с топливом, и Данила Козловский спасает иностранного ребенка, а не только несколько десятков граждан Российской Федерации.

Уфф, взлетели! Аааа, двигатель отказал! Аааа, грозовой фронт! Стихии последовательно обрушиваются на супергероев-летчиков, потому что одной экстремальной ситуации мало, чудо спасения должно быть явлено дважды, трижды, а потом еще на бис. Чтобы зрителей трясло не меньше персонажей. Пристегните ремни, наденьте 3D-очки, выбирайте гигантские экраны IMAX.

У Александра Митты, снимавшего «Экипаж» в 1979 г., конечно, и близко не было таких технических возможностей. Но дело не столько в возможностях, сколько в контексте. Картина Митты была для советского экрана открытием нового жанра – фильма-катастрофы (соединенного с мелодрамой). Картина Николая Лебедева встраивается в хорошо знакомый публике голливудский ряд.

Также заглянули

В фильме есть камео режиссеров как старого, так и нового «Экипажей». Александр Митта появляется на несколько секунд, одним своим присутствием в кадре словно бы благословляя проект. А Николай Лебедев выходит в маленькой роли спортивного инструктора пилотов, вполне символически заставляя своих героев лезть по канату вверх. Еще одно знаковое камео – у звезды старого «Экипажа» Александры Яковлевой: она играет женщину-диспетчера, которая в ответ на «Вы-то в такую ситуацию не попадали!» говорит что-то вроде: «Почем вам знать».

Возможно, ее авторы правильно открещиваются от слова «ремейк» – сюжетная схема старого «Экипажа» уступает тут место более общим, универсальным схемам. Прежде всего в отношении ценностей, как их ни назови – голливудскими или просто гуманистическими. Практически все, включая массовку, готовы рисковать своими жизнями, чтобы спасти чужие – и близких, и далеких людей, и далеких даже скорее, потому что это более нравственно. При этом ни авторов сценария, ни режиссера, ни актеров не интересует внутренняя эволюция героев, поэтому не очень понятно, зачем нам так подробно рассказывают про их личную жизнь битый час (т. е. объяснение чисто формальное – потому что так было у Митты, пусть и при несколько ином наборе персонажей). Перед нами, собственно, не живые люди, а именно ценности – со всех сторон правильные, показательно конфликтующие (т. е. взаимодополняющие), но не способные перерасти в характеры.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий