Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх

8. Трансформеры

Главный редактор портала Businessmens.ru, предприниматель в области организации мероприятий. Опыт журналистской деятельности — более 5 лет.

Мы продолжаем серию статей, в которых рассказываем о всех возможных видах франшиз. Вы уже знаете, что есть франшиза в бизнесе, и даже знаете, где можно найти выгодную франшизу для себя (подсказка: вот тут очень удобный каталог). Недавно мы подробно и с примерами разбирали вопрос – что такое франшиза в страховании.

Теперь же пора посмотреть на другую, не менее масштабную индустрию, где слово «франшиза» также употребляется постоянно. Это — медиа, а именно – киноиндустрия, индустрия литературы и индустрия компьютерных игр.

Франчайзи получает идею, название, определенный мир, персонажей, антураж. Для кинокомпании франшиза очень выгодна – на разработанную идею приходит новый режиссер и снимает кассовое кино, на которое пойдут, потому что, уже знают этот мир и бренд. Франшиза подразделяется на виды, в зависимости от жанра – детективные, боевики, музыкальные, фэнтези.

Франшиза в кино

Франчайзи получает идею, название, определенный мир, персонажей, антураж. Для кинокомпании франшиза очень выгодна – на разработанную идею приходит новый режиссер и снимает кассовое кино, на которое пойдут, потому что, уже знают этот мир и бренд. Франшиза подразделяется на виды, в зависимости от жанра – детективные, боевики, музыкальные, фэнтези.

Самые успешные франшизы в кино по популярности и финансовой выгоде: «Джеймс Бонд», «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Сумерки», «Властелин колец», «Бэтмен», «Пираты карибского моря», «Хроники Нарнии», «Миссия невыполнима», «Матрица», «Звездный путь», «Мумия».

К примеру (согласно рейтинга BuzzFeed.com), на 24.06.2013г наиболее дорогая франшиза в мире – «Гарри Поттер», за 13 лет принесла киностудии Warner Bros более $14 миллиардов; франшиза «Властелин колец» компании Wingnut Films – $4 миллиарда 915 миллионов 154,8 тысяч.

Многочисленные сиквелы, приквелы, римейки известных фильмов тоже снимаются по франшизе, но они менее успешны, потому что их снимают по определенному лекалу, пользуясь тем, что тот или иной фильм популярен и из него пытаются выжать все, что можно.

Спин-офф также отдают франчайзи – например, из «Шрека» взяли одного из персонажей, Кота в сапогах, и сняли отдельный мультфильм.

Согласно рейтинга самых длинных кинофраншиз, опубликованному в издании «Time»: на первом месте Годзилла, про которого было снято 29-ть фильмов по франшизе, начиная с 1959 года; потом идут Джеймс Бонд (22 фильма, с 1962 года), Розовая Пантера (11 фильмов, с 1964), Звездный путь (11 фильмов, с 1979), Хэллоуин (10 фильмов, с 1978), Гарри Поттер (8 фильмов, с 2001), Планета обезьян (7 фильмов, с 1968), Бэтмен (7 фильмов, с 1989), Звездные войны (6 фильмов, с 1977), Индиана Джонс (4 фильма, с 1981).

Для современной киноиндустрии франчайзинг стал играть огромную роль, с его помощью звезды поддерживают свой имидж, а киностудии получают огромные прибыли. Издание «Popstar» привело в пример, сколько принесла франшиза «Сумерки.Сага.Новолуние»: доход в США составил $140,7 миллионов; в первый день проката – $72,7 миллиона; во всем мире продано 70 миллионов книг «Сумерки»; самый первый фильм саги принес $385 миллионов; в Великобритании доходы от продажи лицензионных товаров – украшений, игр и одежды с символикой фильма составили $166 миллионов.

Серия «Форсаж» должна была жить себе потихоньку, не слишком сильно тратясь и получая стабильный, хоть и небольшой доход от любителей погонь и мордобоя. Однако к пятой части франшиза внезапно поползла вверх. И это еще до гибели Пола Уокера, подстегнувшей зрительскую любовь к серии. А ведь всего лишь в 2011 году вложили в производство чуть больше денег.

11 непотопляемых франшиз

Мы, конечно, можем бесконечно возмущаться обилием сиквелов-приквелов-вбоквелов, но в Голливуде не дураки сидят — калькуляторы у них работают отлично. На этой неделе в прокат выходит новый фильм из цикла «Другой мир», и нам стало интересно, сколько нулей считается достаточным, чтобы продолжать и продолжать, и продолжать. Мы выбрали 11 самых живучих франшиз, отсчитали по пять фильмов из каждой и сравнили кассовые сборы.

Трансформеры — $ 3 772 млрд (общемировая выручка за четыре фильма)

  1. Трансформеры (2007) — мировые сборы: $709 709 780 — рейтинг кинокритиков на Rotten Tomatoes: 57%
  2. Трансформеры: Месть падших (2009) — $836 303 693 — 19%
  3. Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны (2011) — $1 123 746 996 — 35%
  4. Трансформеры: Эпоха истребления (2014) — $1 104 054 072 — 18%
  5. Трансформеры 5 (2017)

История о вторжении инопланетных автомобилей на Землю весело зашла в 2007 году. Скоро вот выйдет пятый фильм, и ожидания его создателей явно оптимистичны. Несмотря на то, что рейтинг кинокритиков к четвертой части скатился до жалких 18%, эти киношки по мировым сборам приносят стабильный доход — миллиард долларов просто гарантирован.

Джейсон Борн — $ 1 635 млрд

  1. Идентификация Борна (2002) — $214 034 224 — 83%
  2. Превосходство Борна (2004) — $288 500 215 — 81%
  3. Ультиматум Борна (2007) — $442 824 138 — 93%
  4. Эволюция Борна (2012) — $276 572 938 — 56%
  5. Джейсон Борн (2016) — $415 243 424 — 56%

Этот цикл целиком и полностью завязан на личности Мэтта Деймона. Когда создатели четвертой части попытались заменить его Джереми Реннером, и касса, и оценки критиков показали оглушительный скачок вниз. Причем, если кассе помогло простое возвращение Мэтта в роль Борна в пятом фильме, то доверие критиков вернуть не так-то просто.

Пираты Карибского моря — $ 3 729 млрд

Лихая пиратская компашка уже на второй части франшизы пробила заветный потолок в 1 миллиард долларов, которые принесли им скучающие по приключениям зрители. Не приходится сомневаться в том, что на пятый фильм принесут еще больше. Это уже работает ностальгия. А вот реакцию кинокритиков спрогнозировать сложнее. С одной стороны, им эта сказка надоела уже к четвертому фильму, с другой — они тоже люди.

  1. Другой мир (2003) — $95 708 457 — 31%
  2. Другой мир 2: Эволюция (2005) — $111 340 801 — 16%
  3. Другой мир: Восстание ликанов (2008) — $91 327 197 — 29%
  4. Другой мир: Пробуждение (2012) — $160 112 671 — 27%
  5. Другой мир: Войны крови (2016)

Как «Джейсон Борн» — делянка Мэтта Деймона, так мир вампиров и оборотней принадлежит Кейт Бекинсейл. Когда создатели франшизы попытались сделать приквел без Кейт, касса начала опасно проседать, так что они тихонько перекрестились и оперативно вернулись в нужное русло. Ну а критики как с самого начала невзлюбили эту историю, так до сих пор и не любят.

Гарри Поттер — $ 4 483 млрд

  1. Гарри Поттер и философский камень (2001) — $974 755 371 — 80%
  2. Гарри Поттер и Тайная комната (2002) — $878 979 634 — 82%
  3. Гарри Поттер и узник Азкабана (2004) — $796 688 549 — 91%
  4. Гарри Поттер и Кубок огня (2005) — $896 911 078 — 88%
  5. Гарри Поттер и Орден Феникса (2007) — $939 885 929 — 78%

Мы бы не стали тревожить эту отыгравшую историю, если бы Warner Brosers не начали первыми. Взяли и начали спин-офф. Ну вы знаете «Фантастических тварей». У серии фильмов про «Гарри Поттера» дела не всегда шли волшебно, например, к третьей части довольно сильно просела мировая касса. Этот же фильм, кстати, один из самых любимых у кинокритиков. Но уже к четвертой сборы пошли в гору. Настолько хорошо все устроилось, что и после 8 серий зрительских ожиданий хватает на то, чтобы заранее запланировать новую франшизу сразу на пять фильмов вперед.

Миссия невыполнима — $ 2 774 млрд

  1. Миссия: невыполнима (1996) — $456 494 803 — 63%
  2. Миссия: невыполнима 2 (2000) — $545 902 562 — 57%
  3. Миссия: невыполнима 3 (2006) — $397 850 012 — 70%
  4. Миссия невыполнима: Протокол Фантом (2011) — $694 713 380 — 94%
  5. Миссия невыполнима: Племя изгоев (2015) — $682 330 139 — 93%

Вот стоило убрать из названия цифру и приписать подзаголовок, как кассовые сборы, приупавшие к третьей части, взбодрились и выросли в два раза. Боевичок звезд с неба не хватает, вряд ли когда-нибудь сделает заветный миллиард, но «Джейсона Борна» делает одной левой. И Том Круз с его чуток увядшей красотой в последних двух фильмах нравится критикам гораздо больше, чем в глянцевой юности. И продолжение следует.

  1. Терминатор (1984) — $78 371 200 — 100%
  2. Терминатор 2: Судный день (1991) — $519 843 345 — 93%
  3. Терминатор 3: Восстание машин (2003) — $433 371 112 — 70%
  4. Терминатор: Да придет спаситель (2009) — $371 353 001 — 33%
  5. Терминатор: Генезис (2015) — $440 603 537 — 25%

Последние два фильма из цикла о неубиваемых машинах будущего — это вопиющее покушение на святыни прошлого. И кассовые сборы, и отзывы критиков говорят о том, что делать этого не стоит, но в целом можно. Сборы терпимые, а отзывы хуже, чем у «Обители зла», не собрать ни при каком раскладе.

Звездные войны — $ 4 313 млрд

Сейчас, наверно, мало кто сможет объяснить, почему второй и третий фильмы классической трилогии так сильно сдали в прокате. Даже не фанат «Звездных войн» скажет, что она лучше второй трилогии, а фанат и вовсе голову вам отгрызет на всякий случай. Из-за большого разброса фильмов во времени не совсем корректно сравнивать кассы. Можно только сказать, что «Возвращение джедая» окупилось в прокате 14 раз, а «Скрытая угроза» 9. Но даже этого соотношения было достаточно, чтобы студия Disney решила снимать каждый год по фильму до конца нашей жизни.

  1. Звездный путь (1979) — $82 258 456 — 46%
  2. Звездный путь 2: Гнев Хана (1982) — $78 912 963 — 88%
  3. Звездный путь 3: В поисках Спока (1984) — $76 471 046 — 79%
  4. Звездный путь 4: Дорога домой (1986) — $109 713 132 — 85%
  5. Звездный путь 5: Последний рубеж (1989) — $52 210 049 — 23%

Звездный путь — это самая долгая в истории кино франшиза из шести сериалов, 13 полнометражных фильмов, сотни книг, рассказов, компьютерных игр. Его история началась 50 лет назад и пока даже не думает заканчиваться. А первые пять кинофильмов о вселенной СтарТрека снимались с Уильямом Шетнером и Леонардом Нимоем в главных ролях. Пятый фильм, в котором Уильям Шетнер впервые попробовал себя в роли режиссера, практически провалился в прокате и получил «Золотую малину» от критиков. Но этот корабль так просто не утопить.

  1. Форсаж (2001) — $207 283 925 — 53%
  2. Двойной форсаж (2003) — $236 041 731 — 36%
  3. Тройной форсаж: Токийский Дрифт (2006) — $158 468 292 — 37%
  4. Форсаж 4 (2009) — $363 164 265 — 28%
  5. Форсаж 5 (2011) — $628 638 927 — 77%

Серия «Форсаж» должна была жить себе потихоньку, не слишком сильно тратясь и получая стабильный, хоть и небольшой доход от любителей погонь и мордобоя. Однако к пятой части франшиза внезапно поползла вверх. И это еще до гибели Пола Уокера, подстегнувшей зрительскую любовь к серии. А ведь всего лишь в 2011 году вложили в производство чуть больше денег.

  1. Обитель зла (2002) — $102 441 078 — 33%
  2. Обитель зла 2: Апокалипсис (2004) — $129 394 835 — 21%
  3. Обитель зла 3 (2007) — $147 717 833 — 22%
  4. Обитель зла 4: Жизнь после смерти (2010) — $296 221 663 — 23%
  5. Обитель зла: Возмездие (2012) — $240 159 255 — 31%

Казалось бы, «Обители зла» надо было закрыться после третьего фильма и не мучить Вселенную. Она всего лишь отбивала свой скромный бюджет и оставалось немножко денег на вечеринку. Однако, вопреки законам логики, франшиза продолжала существовать, и на 10 год жизни ее доходы наконец-то превысили расходы в пять раз. В декабре стартует вроде как «Последняя глава», но кто ж верит в эти сказки.

Более сложная история с т.н. сиквелами (англ. sequel), по сути это продолжение, но на деле всё сложнее. В начале, разумеется, стоит искомый профит, получив который, продюсер начинает думать, а не повторить ли нам по рюмашке ? Берут старого режиссёра (или нового), пишут новый сценарий (или переписывают старый), добавляют старых актёров (или выгоняют старых, набирают новых), наконец, главное — берут всё лучшее от первого фильма и делают его нахрен больше. Это и есть классический рецепт успешного сиквела. При получении нового профита — повторить до состояния нестояния (см. триквел, квадриквел и т.п.). Идеальный пример такого подхода — бондиана, уже 23 фильма, в сумме собравших дома 1,6 ярда зелени без учёта инфляции. Эта музыка будет вечной.

Другие относительно честные способы отъёма народных денег

Если и этот номер не проходит, в ход идут более изощрённые способы залезть в зрительский карман без спросу:

  • Спин-офф — побочный проект про одного из героев успешного франчайза. Месть кота Матроскина. Галчонок Хватайка наносит ответный удар.
  • Кросс-овер — сборная солянка из нескольких франчайзов, не имеющих между собой ничего общего, кроме общего владельца. Чебурашка против Колобка, вопчем. Между нами, Капитан Очевидность подсказывает, что эта манера пошла из американских бумажных комиксов, в которых персонажи влёгкую бродят из серии в серию в пределах одного издателя.
  • Сериал (или, обратно, полнометражка-новеллизация успешного сериала) — по мотивам франчайза снимают сериал, мульт-сериал, минисерию, печатный комикс, книжку с картинками .
  • Куда реже снимают официальную автопародию. Этим делом славен старик Лукас.
  • НЕ считаются римейками и выделяются в отдельную когорту т.н. режиссёрские, расширенные и пр. альтернативные версии фильма, которые создаются без пересъёмки основного материала.

Отдельно стоит манера сделать из одного фильма два (такая механическая форма создания франчайза вместо одного фильма) — фильм банально режут пополам, полученную прибыль кладут в карман. За такое в приличном обществе бьют морды, примеры того, что из этого выходит что-то путное — можно пересчитать по пальцам одной руки. Вместо этого нонче куда вернее просто переделать фильм в триде, киноманы тоже будут в ярости, но простой зритель в массе пока хавает.

Оцените статью
ActualBeauty
Добавить комментарий