Ткани в рубчик — общее название материалов с выпуклыми полосами на поверхности

Фактурные ткани в рубчик очень разнообразны. Их производят из хлопка, шелка, шерсти, синтетики. Из них шьют нижнее белье, майки, платья, костюмы и даже верхнюю одежду.

Ткани в рубчик — общее название материалов с выпуклыми полосами на поверхности

Трикотаж хлопок

Он очень популярен в легкой промышленности – из него шьют женскую одежду (облегающие платья, кардиганы, пуловеры), теплые и удобные детские вещи, а также различные изделия, использующиеся в интерьере с декоративной целью: чехлы для стульев и подушек, покрывала.

Статья является Приложением "Ткани XIX века" из книги Первушиной Елены Владимировны "Петербургские женщины XIX века".

Названия и краткое описание тканей

Шелковая ткань в рубчик: как называется материал с мелкими наклонными рубчиками

Статья является Приложением «Ткани XIX века» из книги Первушиной Елены Владимировны «Петербургские женщины XIX века». Многие перечисленные в Приложении названия тканей перешли в последующие времена, став хорошо известными и нынешним модницам и портнихам:

На снимке: ткань креп-жоржет

Ажур — хлопковая, шелковая или шерстяная ткань со сквозным орнаментом. Название происходит от французского ajour (ajourer) — делать сквозным, пропускающим свет. С 1830-х годов процесс изготовления ажура был механизирован, после чего подешевели и вошли в моду ажурные чулки, шали, косынки и салфетки на мебель.

Альпага (альпака) — легкая ткань из шерсти лам альпака, с блестящей поверхностью. Вошла в моду в 1860-х годах, но была достаточно редкой и дорогой, поэтому журналы мод рекомендуют при желании заменять ее «высокого сорта люстрином, который на него похож» (см. люстрин).

Атлас — ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применялся для мужских жилетов, галстуков. С 20-х годов XIX века и до начала Первой мировой войны из него шили женские платья. Название арабское, в переводе с арабского означает — гладкий.

Основными видами атласа, распространенными в XIX веке, были:

— люкзор (франц. lucsor, от назв. егип. города Луксора) — ткань, изготовленная из шелка с шерстью, чаще всего узорчатая;

  • — помпадур — темный атлас с золотым узором, применялся для придворных платьев;
  • — ментенон — темный атлас, затканный цветами;
  • — дюбарри — светлый атлас, затканный цветами;
  • — трианон — атлас с узором из гвоздик.

(Эти названия даны в честь фавориток французских королей мадам Помпадур, мадам де Ментенон и мадам Дюбарри. Последнее название — в честь любимого дворца Марии-Антуанетты).

Бархат — ворсовая ткань с мягкой, пушистой лицевой поверхностью, созданной за счет введения особой ворсовой нити. Производился из различного сырья: шелка, хлопка, шерсти.

В России первая шелковая мануфактура, изготавливавшая и бархат, была организована в 1717 году. Применялся для шитья придворных платьев, пальто, плащей, головных уборов, переплетов книг («Бархатная книга»).

Бархатная блуза была принадлежностью костюма художника.

— вельвет — плотная хлопчатобумажная ткань с уточным ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде продольных рубчиков. Название происходит от английского слова velvet — бархат. В XIX веке использовался в основном в качестве обивки для мебели.

— велюр — от французского velours — бархат, шерстяная плотная ткань с коротким, густым и мягким ворсом. Позже так стали называть особую выделку фетра, при которой он приобретал ворс.

Батист — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань из отбеленных нитей полотняного переплетения. Из него шили блузки, легкие платья, белье, носовые платки. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке.

Бареж — тонкая полупрозрачная полушелковая или полушерстяная ткань, созданная в газовой технике, когда нити основы и утка не прибиваются плотно друг к другу.

Название происходит от французского селения Bareges, где впервые начали изготавливать эту ткань.

Шелковый бареж в XIX веке был одной из самых дорогих тканей, позже подешевел, так как для его изготовления стали использовать отходы прядения, соединяя шелковую некрученую основу с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Вышел из моды в конце XIX века.

Блонды — шелковые кружева из шелка-сырца. Название происходит от французского blonde — золотистая, рыжеватая, русая, белокурая.

Позже они стали белыми или черными (так называемые «шантильи» — от французского Chantilly — города во Франции, близ Парижа, где они производились). Блонды служили украшением платьев, шалей, пелерин, зонтиков и даже носовых платков.

Они были довольно дорогими («Для молодых женщин делаются сии пелерины из шитого тюля, а для женщин богатых из белых блонд — Шантильи» («Московский телеграф», 1827, № 16, с. 134).

Брокат (брокатель) — легкая шелковая или полушелковая ткань с золотой или серебряной нитью (люрексом). Применялась для шитья нарядных платьев и блузок.

Броше (лионское броше) — пестрая шерстяная ткань, отличается более или менее гладким фоном с распределенными по нему фигурами.

Буклированный шелк — шелк с «непропрядками» (неровностями) на поверхности, возникающими из-за применения нитей основы и утка различной толщины. Применялся для шитья нарядных бальных платьев.

Бязь — толстая хлопчатобумажная или льняная плотная ткань, гладкокрашеная или набивная, нежная на ощупь. Грубая однотонная бязь использовалась для постельного белья, подкладок и т. д. Из тонкой бязи с набивным рисунком шили недорогие женские и детские платья.

Газ — шелковая или хлопковая полупрозрачная ткань, в которой оставлены большие промежутки между нитями основы и утка. Использовалась для накидок, шарфов, более плотные сорта: для верхнего платья.

  1. С 1830-х годов в моде:
  2. — газ-кристалл, замечательный переливами разноцветных нитей, напоминающими блеск драгоценных камней,
  3. — газ «Донна Мария» — белый, затканный серебром;
  4. — газ Шамбери с цветными атласными полосами по белому полю, часто украшенный вышитыми шелком цветами;
  5. — gaze de Sylphide — очень легкий и воздушный газ разных цветов;
  6. — haze Cephise — затканный узором из веток и листьев;
  7. — газ-марабу — золотистая ткань, несколько более плотная, чем обычно, так как ткалась из крученых нитей. Название происходит от аиста марабу, чьи волнистые перья, употреблявшиеся для вееров и боа, напоминали скрученные шелковые нити;
  8. — газ-рис — более мягкий, так как ткался тоже из шелка-сырца, но из некрученой пряжи;

— блондовый атлас (см. «блонды») — розовая, голубая, вишневая и т. д. газовая ткань, покрытая узором из атласных цветов и ветвей.

Глазет — блестящая парча, с цветной шелковой основой и металлическим утком, затканная золотыми и серебряными узорами. Название происходит от от французского слова glace — глянцевый. Применялась для шитья придворных платьев (в частности — для орденских платьев Великих Княжон), мундиров, облачений священников.

Гризет — дешевая серая шелковая или шерстяная ткань, из которой, в частности, шили нарядные платья бедные французские швейки, за что их прозвали гризетками (франц. grisette от gris — «серый»).

Позже гризет начали окрашивать в красный, зеленый и синий цвета и добавлять стальные (медные, латунные или золотые) нити, имитирующие золотое шитье, что сделало ткань гораздо нарядней и престижней.

Использовалась также для изготовления чепцов.

Грогрон — дорогая, обычно одноцветная шелковая ткань из неповрежденных коконов шелковичного червя, дающих максимально длинную нить. Название происходит от французского слова gros — шелк.

— гроденапль — плотная однотонная шелковая ткань, тканная из толстых, в несколько нитей, основы и утка. Использовалась для изготовления шляпок, галстуков;

— гродафрик — шелковая ткань репсового плетения с крупными растительными узорами, название от франц. gros d’afrique — африканский гро. Использовалась для изготовления платьев, преимущественно в купеческой среде;

— гродетур (гарнитур) — очень плотная (за счет того, что каждая нить основы закрыта двумя нитями утка) одноцветная темная ткань. Названа по первоначальному месту производства — г. Тур (Tours) во Франции. Немнущаяся и ноская, она использовалась для шитья женского и мужского платья, преимущественно в среде купечества и духовенства.

Известны также узкий полосатый шелк гро д’Анвер, одноцветный муар с особо четким отливом — громуар, так называемый китайский гродешин, гродерьен и др.

Драдедам — плотная шерстяная дешевая материя. Драдедамовый зеленый платок был у Сони Мармеладовой.

Дымка — легкая полупрозрачная однотонная ткань газового или крепового переплетения. Обычно была светлых тонов и использовалась для бальных платьев девиц.

В белых платьях из дымки на розовых шелковых чехлах приехали на свой первый бал Наташа Ростова и Соня. Позже появилась дымка темных тонов, часто с металлической нитью.

В 1830-х годах дымку стали чаще использовать для отделок, шляпок, косынок, изготовления вуалей, вдовьих покрывал, шарфов.

Кастор — тончайшей выработки сукно с примесью бобрового или козьего пуха, с ворсом на изнаночной стороне ткани. Применялся для производства шляп, перчаток, чулок и жакетов.

Кашемир — легкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань с наклонными рубчиками. Название происходит от индийского штата Кашмир, откуда ткани такого типа ввозились в Европу. Вошел в моду в конце XIX века.

Кембрик — тонкая хлопчатобумажная ткань. Назвна по месту производства: в местечке Камбре во Фландрии (сейчас территория Франции).

Кисея — очень тонкая полупрозрачная белая, цветная или узорчатая хлопчатобумажная ткань. Название происходит от турецкого k?si — раскроенная материя. Применялась для шитья бальных платьев на чехле (преимущественно в первой половине XIX века).

Креп — шерстяная или шелковая ткань, изготовленная из скрученной основы и некрученого утка — что создавало на лицевой поверхности неровности.

Название происходит от французского crêpe; от лат.

crispus (шероховатый, волнистый) — группа тканей, главным образом шёлковых, вырабатываемых из нитей с очень большой (креповой) круткой, а также в некоторых случаях специальными (креповыми) переплетениями.

При выработке крепа обычно применяют одновременно нити, скрученные направо и налево, в определённом чередовании. Такая крутка нитей, придающая им повышенную упругость, вызывает большую усадку ткани, что в сочетании с различным направлением крутки создаёт на ткани мелко-шероховатый, теневой эффект.

Кроме шёлковых, вырабатываются полушёлковые крепы, хлопчатобумажные, шерстяные и полушерстяные, а также из искусственных и синтетических нитей.

В этих тканях креповый эффект достигается главным образом за счёт применения креповых и других мелкоузорчатых переплетений, иногда без креповой крутки.

Достоинства крепа — хорошая драпируемость и малая сминаемость. Креп применяется для шитья женских платьев и костюмов.

Шелковая ткань в рубчик: как называется материал с мелкими наклонными рубчиками

На фото: я и мама, 1960г. Мама в своём любимом креп-жоржетовом платье

Шелковая ткань в рубчик: как называется материал с мелкими наклонными рубчиками

На фото: мама сидит справа в нарядном крепдешиновом платье. 1959г.

Оцените статью
ActualBeauty