Традиции и стили национальной одежды в регионе Персидского Залива
Страны Персидского залива: различия в одежде
Страны Персидского залива или арабские государства Персидского залива — это названия, относящиеся к таким странам, как Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, Султанат Оман, Катар и Объединённые Арабские Эмираты. Эти государства являются членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Союз был основан в 1981 году как Совет сотрудничества стран Залива (СССЗ). Йемен — это ещё одно государство, расположенное на Аравийском полуострове. Это государство не является членом союза, однако в настоящее время обсуждается возможность его присоединения.
Все страны Персидского залива имеют общую региональную культуру, которую также называют «культурой Персидского залива». Богатая культура Аравийского полуострова развивались на протяжении веков. Многие обычаи и традиции были унаследованы от Бедуинской культуры, которая преобладала на арабском полуострове. Общая религия, язык, схожие стили музыки и мировоззрение определили путь развития арабской культуры. Арабские традиции также нашли своё отражение в национальной одежде государств Персидского залива. Она сочетает в себе три несовместимые черты: скромность, практичность и изысканность.
Традиционная арабская одежда, как правило, длинная и покрывает почти все части тела. Это связано с культурными и климатическими особенностями региона. Человеческое тело требует защиты от палящего солнца. В целом, традиционная одежда довольно схожа на территории всего Персидского залива. Такая мужская одежда, как длинное платье (кандура), куфия, гутра и такая женская одежда, как абайя и хиджаб является типичной для большинства арабских стран.
Тем не менее, существуют различия в каждой отдельной части региона. В силу этого, каждое государство имеет свой собственный кодекс правил в одежде. В настоящее время, ввиду современных реалий, традиции в одежде стран Персидского залива претерпевают некоторые изменения. Все эти факторы превращают арабскую культуру в уникальное сочетание многовековых традиций и современных инноваций.
В данном обзоре мы хотели бы подробнее остановиться на особенностях национальной одежды стран Аравийского полуострова.
Какую одежду взять с собой в Египет? Почему в Египте нельзя носить открытую одежду? Религия, запреты, штрафы, культура и традиции египтян.
Как одеваться женщинам туристам в Египте фото
На территории отеля одевайтесь, как заблагорассудится. Но на экскурсию лучше выбирать одежду, закрывающую плечи, грудь, живот и желательно колени. Это могут быть брюки, футболки, миди и макси платья и юбки. Никаких декольте и шорт! Мужчинам также негоже разгуливать по городу с открытым торсом.
Вот примеры того, как можно одеваться:
По-моему, ничего сложного. Вас же никто не просит одевать паранджу.
Мужская арафатка: происхождение и характеристика. Особенности аксессуара, правила завязывания на голове и шее. Сочетание арафатки с одеждой. Способы применения.
Описание
Мужская арафатка представляет собой широкий платок (размеры 1х1м, 1х1,10м, 1х1,25м), использующийся как защита в жарких странах (ОАЭ, Египте и других) от палящих лучей солнца, песка, высокой температуры. Кроме практического применения жителями арабских стран и военными, куфия предлагается и как стильная деталь мужского образа. Отличить арафатку от других головных уборов легко.
- Первоначально её носили на голове, как тюрбан, бедуины, путешествующие по пустыням. Затем мужчины Британии в колониальную эпоху, увидев именно практическую ценность аксессуара, сделали «палестинку» неотъемлемой частью военной формы и назвали «шемаг».
- В странах арабских это неотъемлемая часть повседневного гардероба любого мужчины. А остальной мир использует арафатку в военном деле (и не только в качестве защиты головы и шеи) или как модное дополнение имиджа.
- Изначально расцветка была только светлая и однотонная (белая чаще). В странах Персидского залива и по сей день предпочтителен такой вариант. Затем уже появились клетчатые узоры и различные цвета.
- Ткань предпочтительна только натуральная: хлопок или шерсть. Но в последнее время начали изготавливать куфии с добавлением синтетических материалов, которые позволяют на длительный срок сохранить головной убор не мятым и более носким.
На заметку: Арабские шейхи не изменяют традициям и сегодня. Они носят куфии исключительно из хлопка, иногда с добавлением шерсти.
Оттенки: розовый, фиолетовый, малиновый, клетчатые черно — белые, черно — красные, желтые с черным, оливковые с черными и коричневыми рисунками в военном деле. Основное — пестрый орнамент и тонкая ткань, защищающая мужчину от перегрева и переохлаждения в одинаковой степени.
Головы женщин покрывали платком задолго до ислама
Хиджаб и объективация
В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.
Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.
Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.
Фото: Олег Тихонов
Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.
Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.
Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».
Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.
Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:
«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».
Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.
В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.
Источники
- https://alliance-dubai.net/nashi-uslugi/novosti-dubaya/rassylka-novostey-za-avgust-2016/strany-persidskogo-zaliva-razlichiya-v-odezhde/?lang=ru
- https://www.pro-tourism.com/egipet/skromnost-ukrashaet-ili-kak-odeva/
- https://lastmen.ru/kak-nosit-i-zavyazyvat-muzhskuyu-arafatku/
- https://realnoevremya.ru/articles/190329-istoriya-hidzhaba-i-platka