Самое полное описание: Отношения между мужчиной и женщиной в корее — с профессиональными комментариями и советами.
Отношения между людьми в Корее строятся на принципах конфуцианской теории. В первую очередь, в них с детства воспитывается любовь к стране и почитание старших. Дети к родителям относятся с уважением, к маленьким детям в этой стране тоже особое трепетное отношение. Вообще, в Корее все делается для детей, что привело к положительным переменам в жизни страны. Уже с двухлетнего возраста детей начинают обучать работе на компьютере, в садиках их учат любить природу, правильно вести себя в обществе, а также готовить и делать покупки в магазине. Поступить учиться в престижный ВУЗ после окончания школы в Корее считается моральным долгом каждого человека.
Когда дети подрастают в обязанность родителей входит устроить их семейное счастье и организовать свадьбу. В ответ дети должны организовать родителям самый важный праздник в жизни корейцев – 65-летний юбилей. По давней традиции так сложилось, что семья для корейцев является главным приоритетом, в этой стране жениться следует обязательно и делают это в довольно раннем возрасте. Главной задачей любой семьи является появление на свет сына, рождение дочери даже сейчас во многих деревнях считается незначительным событием. Вообще в Корее принято, чтобы сыновья оставались жить с родителями, и тем семьям, где совместно проживают несколько поколений, даже предоставляются особые привилегии.
Женщины в соответствии со сложившимися традициями всегда должны подчиняться мужьям и во всем их слушаться. Каждый корейский мужчина, в свою очередь, должен добиться успеха в профессиональной сфере, чтобы обеспечивать свою семью. Поэтому многие мужчины в Корее много работают, иногда по 10-12 часов в сутки с одним выходным и без отпусков.
Исторически так сложилось, что корейская женщина после свадьбы не должна работать, но сейчас ситуация начинает меняться. Раньше даже, если женщина работала до свадьбы, после замужества ее в обязательном порядке увольняли с работы. В небогатых и бедных семьях вопреки правилам очень часто можно было встретить работающих женщин, но при этом им разрешалось работать только на предприятии мужа, а не где-то на стороне. Получать женщинам высшее образование раньше тоже было необязательно, хотя сейчас многие считают идти учиться необходимостью.
Изменения о представлении места женщины в обществе вызваны христианизацией, ослаблением влияния конфуцианства и экономическим подъемом страны. Проблема трудоустройства женщин на данный момент является основной для корейского общества. Главным образом, кореянки занимаются неквалифицированным или среднеквалифицированным трудом, к примеру, они работают в офисе, на производстве или в сельском хозяйстве. Зачастую женщин можно встретить в сфере обслуживания, в магазинах, кафе и ресторанах. Работа кассира, продавца или официантки считается не респектабельной, но вполне приемлемой для корейской женщины.
У корейских девушек до свадьбы принято хранить целомудрие, тогда как мужчина может иметь любые контакты с противоположным полом. Для того чтобы познакомиться, корейцы посещают специальные бары, где корейский мужчина может заставить сесть к нему за столик любую понравившуюся девушку, если она находится без сопровождения мужчины. Девушки, присаживаясь к мужчине за столик, ведут себя учтиво, за это им предлагают алкогольные напитки бесплатно. Если девушке мужчина не понравился, то она может потихоньку сбежать, к примеру, сказав, что отправляется в туалетную комнату. После этого за столик будет приведена другая девушка и так повторяется, пока кому-нибудь не повезет.
В Корее на улицах к иностранцам обычно проявляют повышенный интерес дети, они даже могут подходить и приветствовать туристов по-английски, зачастую они стараются не упустить любую возможность попрактиковаться в английском языке. Еще у корейцев существует такое поверье, что прикосновение белой женщины дарит здоровье, поэтому некоторые корейские женщины пожилого возраста, могут дотрагиваться до туристок, в некоторых случаях они пытаются объяснить, зачем это делается. Люди среднего возраста ведут себя скромней, чаще всего они стараются вообще не обращать никакого внимания на иностранных граждан.
В своей массе корейцы очень вежливы, уровень сервисного обслуживания у них довольно высок. Обслуживая клиентов, персонал всегда учтиво улыбается, приветствуя посетителей с особой теплотой, выказывая при этом доброжелательность.
В Южной Корее сложилась необычная по сравнению с остальным миром ситуация — жен из заграницы себе подбирают не преуспевшие граждане, а неудачники из депрессивных районов стран. Причем предпочтение они отдают женщинам родом из Вьетнама. А вот невесты из Китая снискали себе дурную славу.
Материалы по теме
Кимчи против мацы
Иначе обстоит дело с другой категорией переселенцев — иностранными женами граждан Республики Корея.
Формирование этой социальной группы в стране стало некоторой неожиданностью. Хотя первые интернациональные свадьбы сыграли в Корее в конце XIX века, еще в начале 1990-х опросы показывали, что корейцы очень недоброжелательно относятся к самой идее вступления в брак с иностранцем. В те времена подавляющее большинство смешанных браков представляло собой союзы американских солдат из размещенных в Корее частей и корейских девиц из разного рода сомнительных заведений. Понятно, что и окружающие к подобным бракам относились с большим подозрением.
Однако времена меняются, и теперь Южная Корея — один из мировых лидеров по бракам с иностранцами. В последнее десятилетие примерно каждый десятый брак в стране был союзом между гражданином Кореи и иностранцем. Пиковым стал 2005 год, когда доля браков с иностранными гражданами достигла 13,5 процентов. Показатель 2013 года — 8,1 процента.
Впрочем, корректнее говорить не о браках с иностранцами, а о браках с иностранками. Примерно две трети таких союзов (если быть точным, то 70,7 процента в 2013 году) заключаются между корейскими мужчинами и иностранными женщинами. Среди этих женщин преобладают выходцы из бедных стран Восточной и Юго-Восточной Азии: китаянки — 33,1 процента, вьетнамки — 31,5 процента, филиппинки — 9,2 процента, камбоджийки — 4,0 процента (данные 2013 года).
В большинстве государств мира в браки с иностранными гражданами чаще вступают жители более развитых частей страны, но в Корее ситуация противоположная: чем менее развит регион, тем выше там доля смешанных браков. В неблагополучных по корейским меркам районах юго-запада страны доля браков с иностранками может превышать средний показатель на 20 процентов.
Это неудивительно: с корейской стороны в такие браки вступают в основном сельские жители из депрессивных регионов. Связано это со сложившейся там неблагоприятной демографической ситуацией. Большинство молодых женщин после школы уезжают из родных деревень, а мужчины остаются на унаследованной от предков земле и ведут хозяйство.
Результатом такой миграции стала острейшая нехватка девиц в отдаленных деревнях. И многие холостяки обращаются к услугам агентств, которые помогают найти невест за рубежом. Причем особо активно этими услугами пользуются те, у кого совсем мало шансов на корейском брачном рынке — пьяницы, лентяи, вдовцы с детьми, люди с плохим здоровьем.
Когда бум смешанных браков в Южной Корее только зарождался, большинство «жен на заказ» выписывалось из Китая, в основном из Маньчжурии, где много этнических корейцев. Преимущества казались очевидными: большинство корейцев КНР сохранили традиционный уклад жизни и родной язык, и подразумевалось, что кореянки из маньчжурских деревень быстро адаптируются к жизни в Южной Корее.
Однако со временем корейские крестьяне отчасти разочаровались в китайских женах. Обнаружилось, что китайские кореянки (и китаянки вообще) обладают одной неприятной склонностью: проведя в браке положенное по закону время и получив таким образом права на вожделенный паспорт Республики Корея, они немедленно разводятся со своими непутевыми мужьями и исчезают в неизвестном направлении.
Поэтому сейчас в качестве поставщика невест особой популярностью пользуется Вьетнам, прежде всего его южные районы, откуда родом 78 процентов приезжающих в Корею вьетнамских невест. В корейских провинциальных городках часто видишь посреднические конторы, витрины которых завешаны рекламными плакатами, повествующими о разнообразных достоинствах вьетнамских барышень. Утверждается, что и невестками вьетнамки становятся образцовыми, и трудолюбие им присуще невероятное, и, главное, в отличие от китаянок, они не склонны убегать от мужей после получения паспорта.
Надо сказать, что Вьетнам, при всех своих успехах, достигнутых в последние годы, все равно по мировым меркам остается очень бедной страной. Поэтому для вьетнамской девушки обычный корейский сельский дом, в котором есть не только электричество (круглые сутки, без перебоев), но и канализация, и горячая вода, кажется просто дворцом из сказки. Такая девушка зачастую готова не обращать внимания на странности своего будущего супруга, и уж тем более на его возраст. Во вьетнамо-корейских браках в среднем жених старше невесты на 11 лет, а в браках с камбоджийскими девушками средний разрыв в возрасте вообще 16 лет.
Количество международных браков достигло в Корее 200 тысяч. Правда, многие из них (до 40 процентов) со временем распадаются, однако и убежавшие от опостылевших корейских мужей иностранки обычно остаются в Корее. Как правило, они выходят замуж повторно, но уже по сознательному выбору и с пониманием местной специфики.
Естественный результат таких браков — дети смешанного происхождения, число которых уже приближается к 300 тысячам. Их судьба не всегда складывается просто. Как правило, эти дети не слишком хорошо учатся в школе. По корейской традиции образованием потомства занимается мать. Однако молодая вьетнамская крестьянка, окончившая лишь начальную школу и не слишком хорошо владеющая корейским языком, не может даже толком проверить домашние задания ребенка. Сталкиваются дети от смешанных браков и с определенной дискриминацией.
Часто появляющиеся в прессе сообщения о проблемах, связанных с международными браками, равно как и рассказы самих корейцев, имевших соответствующий опыт, оказали некоторое воздействие на общественное мнение. Так что количество таких союзов в последние годы сокращается, но все равно остается высоким по любым меркам.