Краткий экскурс в историю популярной музыки подходит к концу. Сегодня мы поговорим о не столь далеких «нулевых» и о том, что популярно в стране сегодня.
Ретроспектива отечественной музыкальной моды. Третья часть: «Нулевые» – «Десятые»
Тренды прошлого десятилетия распространились и на «нулевые»: количество поп-исполнителей стремительно росло, равно как альтернативная сцена. Герои 90-х продолжали шествие по стране, гастролируя многочисленными составами. Шоу вышли на новый уровень: к уже привычной подтанцовке и откровенным костюмам добавились спецэффекты. Поп-культура проникла во все слои общества и привлекла внимание аудитории всех возрастов. Безусловно, важную роль в этом процессе сыграли средства массовой информации, но на этот раз дело не обошлось одним MTV : за поп-музыку взялись федеральные каналы.
Дети «нулевых» больше не хотели стать рабочими, учёными и космонавтами, как это было несколько десятилетий назад. Новое поколение мечтало о славе и «звёздном» статусе, ведь это так легко! В 2002 году многие из них получили такую возможность, когда «Первый канал» запустил шоу «Фабрика звёзд», выпустившее не один десяток групп и исполнителей, задававших моду на заре 2000-х и популярных по сей день. Каждым сезоном шоу руководили мастера своего дела – такие композиторы, как И. Матвиенко, М. Фадеев, И. Крутой, К. Меладзе и многие другие.
Представителей российской поп-сцены потеснили новоиспеченные «Фабрика», «Корни», Юлия Савичева, Виктория Дайнеко, Михаил Гребенщиков, Полина Гагарина и множество других молодых ребят, завоевавших популярность на телевидении.
Развивалась и альтернативная сцена. «Сплин», «Би-2», Земфира продолжали традицию поп-рока 90-х, еще недавно дебютанты в этой области становились продюсерами новых команд. Так, Илья Лагутенко выступил продюсером группы, которую вскоре назовут «русским брит-попом», – «Сегодняночью». Гитарный поп-рок и романтичные тексты быстро попали в ротацию популярных радиостанций. Популярность обретают и их коллеги по «новой романтике» — группы «Мульт F ильмы», «Танцы минус» и многие другие исполнители. «Русский рок» уходит на второй план, новые рок-герои становятся похожими на западных.
Хип-хоп за прошедшее десятилетие набрал популярность в масштабах всей страны, появились новые группы. «Каста», победившая на фестивале Rap Music 1999 года, приобрела десятки тысяч поклонников, в 2000 году в записи альбома Децла приняло участие множество известных рэперов, что также сделало его известным в короткие сроки. Жанр набирал мощь и развивался настолько стремительно, что к концу «нулевых» плотно вошёл в репертуар любого музыкального канала и радиостанции, а к «десятым» завоевал и пользователей Интернета.
Имена: И. Матвиенко, В. Меладзе, К. Меладзе, Земфира, И. Лагутенко, Н. Козлов, «Каста», Децл, Дельфин, М. Фадеев, И. Крутой
Главные песни: И. Матвиенко – «Круто ты попал на TV », Земфира – «Ариведерчи», гр. «Сегодняночью» — «Кофе и сигареты», гр. «Мульт F ильмы» — «Магнитофон», гр. «ВИА Гра» – «Попытка номер пять», гр. «Корни» — «Ты узнаешь её», Децл – «Вечеринка», Дельфин – «Любовь», гр. «Каста» — «На порядок выше».
10-е: «Мой дедушка был хипстер»
Разница между «нулевыми» и «десятыми», конечно, ощущается не сразу: многие из нас и подавно не заметили, как пролетело целое десятилетие. За это время какие-то тенденции перешли в новый период, а о некоторых из них слушатели позабыли.
Телевидение продолжило играть важную роль в формировании отечественной поп-сцены. На смену «Фабрике звёзд» пришло шоу «Голос» – российская адаптация голландского телешоу «The Voice of Holland», которая полюбилась зрителю и дала старт карьере не одного десятка исполнителей. Всё победители, как и участники «Фабрики», гастролируют по городам России и становятся героями обсуждений в Сети, но есть то, что принципиально отличает их от «коллег по цеху», – уровень подготовки и сильный вокал. К слову, о «Фабрике звёзд»: Полина Гагарина, победительница второго выпуска, теперь уже сама оценивает конкурсантов, находясь среди членов жюри «Голоса». Такая вот преемственность ТВ-поколений.
Но мастодонтам эстрады и выпускникам музыкальных телешоу приходится потесниться в чартах радиостанций и музыкальных каналов: на поп-сцену приходят новые группы, такие как « IOWA », «Время и стекло», «Градусы» и многие другие. Легкие тексты и танцевальная музыка остаются, но меняется подача: яркие видеоклипы и оригинальные образы мгновенно привлекают внимание ценителей жанра.
Развивается и отечественный хип-хоп, всё дальше уходя от андеграунда в мейнстрим. Только появившийся в начале нулевых на сцене Тимати к концу 2010-х уже имеет свой собственный лейбл Black Star и подписывает молодых исполнителей: Егора Крида, Кристину Си, L ’ One , Мота и многих других. Конечно, о музыке образца начала нулевых не может быть и речи, – тексты новоиспеченных героев уже не несут остросоциальной или сатирической окраски, композиции ориентированы на слушателей «от 16-ти и старше» и представителей «поколения видеоблогеров».
Есть и другой продюсерский центр, выросший из эпохи «нулевых», – «Gazgolder», основателем которого выступил Василий Вакуленко, он же Баста – известный хип-хоп исполнитель. Среди резидентов творческого объединения можно увидеть таких исполнителей, как Guf , CENTR, АК-47, Смоки Мо, Триагрутрика и Скриптонит. Несмотря на то что аудитории лейблов зачастую пересекаются, направленность текстов совсем иная по сравнению с лейблом Black Star .
Конечно же, заметно выделяется среди исполнителей жанра Мирон Фёдоров, известный как Oxxxymiron . Мирон – пожалуй, единственный отечественный исполнитель грайма на русском языке, чьё творчество получило высокую оценку не только в рядах российских критиков, но и среди зарубежных слушателей.
Но и альтернативные жанры не вышли из моды. Скорее, наоборот: всё большую популярность набирают артисты «Новой русской волны» и группы, записывающиеся на независимых лейблах.
Новая русская волна – условное обозначение молодых музыкантов, исполняющих всевозможные вариации на пост-панк и шугейз: вроде как ничего нового, а внимание слушателей привлекает и даже собирает фестивали. Среди героев жанра группы «Буерак», « Glintshake », « Padla Bear Outfit », «Спасибо» и «Пасош».
За отечественное «инди» отвечают как англоязычные « Pompeya » и « Tesla Boy », так и поющие на русском «Обе две», «СБПЧ» и « Mujuice ». Безусловно, не стоит причесывать всех под одну гребенку, ведь единственный критерий, по которому мы объединили этих ребят, – независимый лейбл, впрочем, как и у представителей «новой русской волны». Но если «новая волна» ориентируется на более молодую отечественную аудиторию, то те же « Pompeya » и « Tesla Boy » выходят на международный рынок с англоязычными альбомами, и у них неплохо получается.
Имена: П. Гагарина, Баста, Пелагея, Д. Билан, Д. Гарипова, Н. Закирова, С. Волчков, А. Воробьева, Тимати, Oxxxymiron , Black Star , Gazgolder, «Буерак», « Glintshake », « Padla Bear Outfit », «Спасибо», «Пасош», «Обе две», «СБПЧ», « Mujuice », « Tesla Boy », « Pompeya ».
Главные песни: Баста ft . П. Гагарина – «Голос», «Время и Стекло» – «Имя 505», « IOWA » – «Улыбайся», «Градусы» — «Кто ты?», Oxxxymiron – «Город под подошвой», «Обе две» — «Пачка», « Mujuice » – «Юность», « Tesla Boy » – « Electric Lady », « Pompeya » – «90», « Padla Bear Outfit » – «Хипстер», «Буерак» — «Спортивные очки».
Конечно, трудно рассказать о российской музыке всего в трех небольших материалах: каждое десятилетие заслуживает не одного лонгрида. Но оставим эту затею составителям российской музыкальной энциклопедии (и будем надеяться, что такая вскоре действительно появится).
А пока что можно только подвести итог нашему краткому ознакомлению с отечественной музыкальной культурой: пройдя путь от 30-х годов XX века до настоящего момента, понимаешь, насколько разнообразны вкусы слушателей и насколько разносторонни отечественные исполнители. И будем ждать новых имён!
Нормативы, градозащита и вкус — главные враги творческой свободы в архитектуре.
1990-e: хлопну бургер за здоровье Ельцина
Здание ресторана «Макдоналдс». Архитекторы Владимир Жуков, Вячеслав Чулкевич. 1995–1996 гг., Санкт-Петербург
Хотя первый бургер принято есть за Горбачева, именно Ельцину мы обязаны широким распространением зарубежного общепита на территории современной России. Рестораны «Макдоналдс» вырастали как грибы после дождя, и у каждого была своя неповторимая архитектура: компания не допускала, чтобы одна и та же архитектурная студия проектировала больше двух ресторанов сети. В итоге мы получили лихое разнообразие, которое до сих пор не смогли понять и полюбить.
В Нижнем Новгороде наблюдается интереснейший пример переосмысления ар-деко и модерна от Александра Харитонова и Евгения Пестова. В Петербурге появляется легендарный «домик Барби» авторства Владимира Жукова. А в Москве множатся здания-знаки с двумя огромными желтыми дугами, недвусмысленно намекающими, что здесь свежие булочки с кунжутом и свободная касса.
Здание ресторана «Макдоналдс». Архитекторы Александр Харитонов, Евгений Пестов. 1996–1997 гг. Нижний Новгород
С «Макдоналдса» начиналась постсоветская архитектура, которую в последнее время называют капиталистическим романтизмом (капром).
По сути, это локальная разновидность постмодернизма с поправкой на долгое воздержание советских архитекторов от игры и шалости, уже давно возможных на Западе. Но тем ярче был образ у новой российской архитектуры. Правда, в 1990-е финансовые возможности не всегда позволяли сделать так, как хочется. Но с приходом Владимира Путина к власти ситуация изменилась — отныне некоторые люди смогли позволить себе большее. И капром заиграл новыми красками.
«Дом-яйцо». Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко. 2002 г. Москва