Украшение тела – одно из древнейших проявлений творческих способностей человека. История происхождения татуировки начинается …
История татуировки
Украшение тела – одно из древнейших проявлений творческих способностей человека. История происхождения татуировки начинается с эпохи палеолита. Тату возникла в период первобытного строя. Потом, в разные периоды развития цивилизации, она выступала в качестве знака отличия и защиты от злых духов. Различные изображения указывали на принадлежность человека к кругу избранных. Верили, что тату поможет сохранить жизнь и вернуться домой с войны или дальних странствий.
История распространения татуировок в мире имеет широкую географию: Азия, Европа, Северная и Южная Америка, Австралия и Океания. В каждом из этих мест зарождение искусства нанесения рисунка на тело произошло автономно
Интересно отметить некоторые различия:
На темной коже выполняли рисунки методом шрамирования – скарификации. С помощью надрезов создавали рельеф-рисунок, который акцентировали краской, наносимой в раны.
На белой коже изображали орнаменты, цветы, знаки, подкрашенные пигментами из растений.
«Мама, прости, я сделал тату». Эти слова боятся услышать родители каждого подростка. Так сложилось, что в России татуировка всегда ассоциировалась с «зеками» или армией. Современное поколение сломало стереотипы «тюремщины».
Набивай, когда созреешь
С.Л.: — Летом на улицах много «разрисованной» молодёжи. Как родители воспринимают такие капризы детей?
А.А.: — Сначала дети должны вырасти и созреть как личности. Я против бездумного желания выделиться «по-быстрому». Потому что татуировка — это билет в один конец. К слову, к нам приходят люди разных возрастов, есть даже 60-летние пенсионеры. Это люди с жизненным багажом, они знают, чего хотят, и приходят с интересными идеями. А бывает, что родители детей приводят «за ручку», чтобы тех в подвалах не «изуродовали». Дети даже шантажируют родителей — «Мама, веди меня в салон, либо я пойду к «Васе», и он за бутылку мне набьёт тату». У подростков юношеский максимализм — надо, и всё. Главное, нарисовать им такую татуировку, чтобы они впоследствии не говорили — «по молодости по глупости себе сделал», а сказали — «был такой период в жизни, ни капли не жалею». Обычно мы советуем вложить в тату какой-то свой смысл, т.е. рассказать на своей коже о мечтах или посвятить чему-либо, только вот не любимым людям. Всё меняется — люди расстаются, а татуировки остаются.
С.Л.: — Главное — осознавать, что делаешь?
А.А.: — Я сделал татуировки на шее в 33 года, специально ждал этого возраста, чтобы быть сформировавшейся личностью, чего-то достигшим в жизни. У нас любят делать необдуманные татуировки. Например, студент делает наколки на кистях рук — всё, дальше грузчика он не уйдёт, у нас общество не приемлет такие вещи. Я за то, чтобы татуировались уже состоявшиеся люди.
С.Л.: — Почём нынче это «удовольствие»?
А.А.: — Праотец традиционной татуировки Сэйлор Джерри как-то сказал: «Хорошая тату — недёшева, а дешёвая тату — нехороша». Я объясню, почему так. Чтобы быть татуировщиком, надо многое знать, многое попробовать. Просто так опыт в этом деле не получишь. Когда человек татуирует, чтобы набраться опыта, его работа стоит недорого, обычно такие татуировки впоследствии сводят или перекрывают, но следы всё равно остаются. Когда человек опытный, он за свою работу возьмёт хорошие деньги. Хотя бы потому, что на создание татуировки нужно много дорогих расходников — комплект оборудования, несколько машинок, автоклав — аппарат для стерилизации оборудования, широкая палитра пигментов, одноразовые иголки и многое другое. Влияют и удобные условия для работы, если рука дрогнет — на коже останется след. Татуировщик — художник с большим арсеналом технических средств, приспособлений и большой ответственностью. У нас странный менталитет — за бешеные деньги покупают телефон, а на татуировке экономят, идут к дешёвому мастеру, а потом жалеют. Я езжу в Москву к человеку, у которого час работы стоит 5 тыс. рублей. Многие скажут, что это жутко дорого. А я скажу, что это нормальная цена. Он мне сделает татуировки, о которых я никогда не пожалею. Ведь это не куртка, которую поносил пару сезонов и выкинул, это «одежда» на всю жизнь. Мне не жалко тратить деньги за качество.
Как первая женщина-татуировщик, которую муж украсил рисунками, изменила мировоззрение дам викторианской эпохи Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к
Как первая женщина-татуировщик, которую муж украсил рисунками, изменила мировоззрение дам викторианской эпохи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Татуировки мумии, островитян, индейцев, европейцев
Оглядываясь на историю моды вековой давности, нельзя не заметить бурные изменения, которые происходили и во внешнем облике, и головах, и в системах ценностей леди и джентльменов. Викторианская эпоха еще держала оборону, но модерн брал свое – и во всех сферах, где раньше задавали тон сдержанность, респектабельность и благопристойность, оказывались у руля экспериментаторы и новаторы, ломавшие прежние взгляды на прекрасное и предлагавшие новую философию моды и искусства.
Вообще татуировки никак нельзя назвать изобретением последнего времени. Их история восходит к глубокой древности – когда тело человека расписывалось определенным образом в знак принадлежности к своему роду или же из ритуальных соображений. В Сибири в 1993 году археологами были обнаружены останки женщины пазырыкской культуры железного века, на руках сохранились многочисленные татуировки. В новую эру несмываемый рисунок, клеймо, часто использовался в качестве метки. Узоры на теле называли по-разному – считается, что принятый в итоге термин «тату» связан с названием острова Таити, где европейские мореплаватели, в первую очередь Джеймс Кук, столкнулись с обычаем местных племен наносить на кожу такие несмываемые рисунки.
Татуировки были частью культуры не только жителей островов Тихого океана, но и коренных американцев. В середине девятнадцатого века была чрезвычайно популярна история Олив Оутман, которая совсем юной девушкой была похищена индейцами и татуирована согласно обычаям племени. Спустя несколько лет Олив удалось бежать, и на протяжении нескольких лет она ездила по стране с выступлениями и рассказом о своих злоключениях в плену. Похожую легенду стали пересказывать и другие появлявшиеся на публике женщины – истории о зверствах индейцев с демонстрацией татуировок на лице привлекали зрителей и приносили доход, даже когда никаких похищений на самом деле не было, а наколки делались исключительно добровольно силами мастеров тату.
Мод Стивенс – тату-мастер и тату-модель
Будущий пионер одного из направлений авангардного искусства, Мод Стивенс родилась в Канзасе в 1877 году. Ее родители, ветеран Гражданской войны Дэвид Ван Буррен Стивенс и его жена Сара Джейн, были обычными фермерами, и, по-видимому, именно от такой размеренной жизни бежала молодая девушка, оказавшаяся в итоге артисткой передвижного цирка. Мод выступала в качестве воздушной гимнастки и акробата, а в 1904 году, когда ее труппа оказалась на большой выставке-ярмарке в Сент-Луисе, она познакомилась со своим будущим мужем.
Август Вагнер, или просто – Гас, был довольно популярен и звался «татуированным путешественником». Еще в конце XIX века он отправился моряком в дальнее плавание и благодаря этому овладел секретами татуировки, которые ему будто бы открыли племена Явы и Борнео. Так или иначе, но на выставке в Луизиане от желающих получить рисунок на собственной коже не было отбоя – собственно, благодаря такой востребованности Гас и вскружил голову будущей жене. Мод, по легенде, согласилась на урок у тату-мастера вместо классического романтического свидания.
В последующие годы количество татуировок на теле мисс Стивенс все увеличивалось, она и сама, наученная Гасом, стала делать желающим тату. К 1907 году, когда была сделана самая популярная фотография Мод, на ее теле были уже сотни рисунков. Постепенно татуировками покрылось все тело, за исключением лица и ладоней.
Для современного ценителя татуировки Мод выглядят наивно, почти по-детски, но для того времени такой набор рисунков был обычным, а исполнение – очень достойным. Цветы, бабочки, змеи, лошади, львы, женские фигуры – и на левой руке Мод было выбито ее собственное имя.
Семейное дело
Гас и Мод поженились через несколько лет после знакомства, и уже в качестве семейной пары стали ездить по стране, вместе выступая на тех же ярмарках, демонстрируя свое искусство и выполняя заказы на татуировки. Они оба пользовались в работе ручными иглами, несмотря на то, что еще в 1891 году была изобретена и запатентована татуировочная машинка. Ее создатель, Сэмюэл о’Райли, опирался на принцип действия «электрического пера» Томаса Эдисона. Мистер и миссис Вагнеры же на протяжении всей своей карьеры отстаивали преимущество «ручной работы».
Благодаря Гасу и Мод новый для небольших городков Америки вид искусства становился знакомым и доступным. И если еще недавно татуированная женщина была почти фриком, объектом недоуменного внимания, представителем мира «уродцев» из цирка, то благодаря работе миссис Вагнер «роспись» своей кожи все больше воспринималась как один из способов самореализации и утверждения права на распоряжение собственным телом.
У супругов за время брака было двое детей, но появившаяся на свет в 1908 году Сара прожила всего несколько месяцев. Спустя два года родилась Лоттева, и ей было суждено перенять и родительский талант, и их бизнес. По слухам, первую татуировку клиенту она набила в девять лет – и до конца своей долгой жизни продолжала заниматься этим видом искусства.
Что касается самой художницы – на ее теле так и не появилось ни одной наколки: Мод когда-то запретила Гасу делать татуировки дочери, а другому мастеру Лоттева так и не захотела довериться. Свое последнее произведение она изобразила на коже калифорнийского художника Дона Эда Харди незадолго до смерти. Лоттева, как и ее мать, скончалась в возрасте 83 лет.
Мод Вагнер сильно повлияла на развитие тату-культуры в Америке. С двадцатых годов прошлого века количество желающих украсить себя постоянными рисунками резко возросло, среди клиентов все чаще встречались женщины. Да и в мастера уверенно шли представительницы слабого пола – достигая при этом серьезных успехов. Даже пуританская Англия не устояла перед модой Нового Света, а первой татуировщицей Великобритании стала Джесси Найт, начавшая карьеру с 1921 года.
А в современном мире по статистике к мастерам тату чаще обращаются уже женщины, в том числе и представительницы самых уважаемых профессий.