Мария Антуанетта и ее бракованный муж

14 октября 1793 года перед Революционным трибуналом предстала французская королева Мария Антуанетта. Ее история любви.

Мария Антуанетта и ее бракованный муж

Четырнадцатого октября 1793 года перед Революционным трибуналом предстала французская королева Мария Антуанетта. А 19 апреля 1770 года в Вене состоялось бракосочетание «по доверенности» гордой австриячки Марии Антуанетты. Так начался ее крестный путь к алтарю, короне Франции и гильотине. Трагическая судьба этой красавицы, королевы Франции и матери короля Франции стала основой для многих картин и литературных произведений знаменитых писателей. Что же осталось в истории?

Мария Антуанетта и ее бракованный муж

Нынешний год для барона Мюнхгаузена — юбилейный. В 1761 году первое упоминание о его невероятных похождениях появилось в книге Der Sonderling графа Линара — получается 250 лет со времени дебюта литературного персонажа. В 1781 году, 230 лет назад, в Берлине в альманахе "Путеводитель для веселых людей" славный барон был представлен уже в 16 эпизодах

Барон Мюнхгаузен: от человека до синдрома

Нынешний год для барона Мюнхгаузена — юбилейный. В 1761 году первое упоминание о его невероятных похождениях появилось в книге Der Sonderling графа Линара — получается 250 лет со времени дебюта литературного персонажа. В 1781 году, 230 лет назад, в Берлине в альманахе «Путеводитель для веселых людей» славный барон был представлен уже в 16 эпизодах

После дебюта карьера Мюнхгаузена была стремительной: в 1785 году выходит книжка небольшого формата (всего 49 страниц) под названием «Рассказы барона Мюнхгаузена о его удивительных путешествиях и походах», написанная Распе, которая множится в переводах и версиях, расходясь по свету. Спустя 100 лет после первого упоминания барон как явление попадает в энциклопедию (от Брокгауза до «Британики»).

Сегодня назвать его «неизвестным» язык не поворачивается. Но приходится. Поскольку сопоставление книг и документов неумолимо свидетельствует: единого для всех Мюнхгаузена не существует, его приключения, изданные в разных странах,- разные. А сам барон, наверное,- наиболее цензурируемый персонаж в литературной истории.

Настоящий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен выглядел так

Настоящий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен выглядел так

Ну вот, к примеру, кто у нас в отечестве знает об участии Мюнхгаузена в. событиях Великой французской революции? А между тем это весьма увлекательная новелла. В ней немецкий барон и кирасир российской императорской армии, возвращаясь домой, узнает, что французский король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта в смертельной опасности: революционеры захватили власть в Париже, королевская семья арестована. Благородный Мюнхгаузен устремляется на выручку. Прибыв в Париж, он направляется в Национальное собрание и со свойственным ему напором очищает помещение от революционеров, запирает дверь, а ключ оставляет себе. Потом происходит дословно следующее:

«Вскоре я увидел наступающий на меня отряд депутатов Национальной ассамблеи и Национальной гвардии, вместе с которым шла огромная процессия рыночных торговок. Я обнажил шпагу и бросился навстречу врагу. Триста торговок накинулись на меня как фурии, улюлюкая и рыча. Мне показалось недостойным марать свою шпагу их кровью, и вот что я сделал тогда. Схватив первую приблизившуюся ко мне торговку, я поставил ее на колени и немедленно произвел в дворянское достоинство своей шпагой. Остальные, увидев это, издали страшный вопль и бросились прочь со всей скоростью, на какую были способны,- так напугала их опасность превратиться в аристократок. Ну а что касается национальных гвардейцев — их я тоже обратил в бегство. С триумфом я вернулся во дворец. Королева бросилась в мои объятия с плачем. «Ах, ты истинный цвет дворянства,- сказала она.- Если бы все дворяне Франции были, как ты, мы никогда бы не дошли до такого ужаса!»».

Прощается Мюнхгаузен с Людовиком и Марией-Антуанеттой за ужином: «Я оставил короля за бараньей отбивной, предупредив его, чтобы он не задерживался, иначе его неминуемо схватят. Я пришпорил коня и вернулся в Англию. Если король слишком засиделся за обедом — что ж, это уже не моя вина».

Знакомый советскому читателю Мюнхгаузен этим приключением обделен. Почему, понятно: о контрреволюционном подвиге Мюнхгаузена по спасению французского короля от восставшего народа в советской книжке не могло быть и речи. Даже «белогвардейского титула» — барон в первых советских изданиях нет.

Однако нет королевской истории и во французской версии приключений. И в немецкой тоже нет. Зато есть в английских и американских вариантах.

Многие черты внешности барона Мюнхгаузена Доре позаимствовал у императора Наполеона III

Многие черты внешности барона Мюнхгаузена Доре позаимствовал у императора Наполеона III

Почему же у «Мюнхгаузена» возникли эти разные варианты? Чтобы разобраться в этом, нужно вернуться к истории.

Барон Иероним фон Мюнхгаузен — реальное историческое лицо XVIII века. Он происходил из богатой и многочисленной дворянской семьи в Боденвердере (современная Нижняя Саксония). В молодости барон служил в России в кирасирском полку, участвовал в войне с Турцией 1735-1739 годов, в том числе в осаде Очакова. В начале 1750-х годов в чине ротмистра Мюнхгаузен возвращается в Германию, в родной город. Он быстро становится известен своими историями о приключениях в России, которые рассказывал дома гостям или в соседнем трактире.

Одним из слушателей Мюнхгаузена был Эрих Рудольф Распе, молодой ученый и писатель. Распе был талантлив, но, как водится с талантами, еще и беден, и невероятно «влипуч» — затевал махинации, на которых все время попадался. В Германии ему поручили курировать и пополнять коллекцию монет, а он стал потихоньку продавать налево ценные экземпляры.

Чтобы избежать ареста, Распе бежал в Англию. Нужда достала и там. И вот тогда на помощь пришел Мюнхгаузен — истории о нем были встречены благожелательно и даже имели спрос. Так и возникли «Рассказы барона Мюнхгаузена о его удивительных путешествиях и походах». В канонический набор вошли охотничьи и солдатские байки: конь, повисший на церковном шпиле, олень, подстреленный вишневой косточкой, волк, попавший в упряжку вместо съеденной им лошади, бешеная шуба, полет на пушечном ядре, конь, перерубленный воротами крепости, и некоторые другие. Оригинальность этих рассказов дает основание предположить, что именно они исходят от реального Мюнхгаузена, пусть даже с деталями, присочиненными Распе.

Сам Распе, кстати, после издания первого сборника уезжает в Шотландию, но литературный Мюнхгаузен живет уже без своего создателя. В Англии книжка о геройском бароне переиздается каждый год, обрастая главами с новыми приключениями, которые разные анонимные авторы дописывают уже без Распе.

В 1786 году немецкий писатель Готфрид Август Бюргер, по всей вероятности, также лично слышавший рассказы барона, выпускает в Геттингене, недалеко от мюнхгаузеновского родного городка, первое издание «Приключений» на немецком языке, добавив к канону несколько новых историй.

Реальный барон Мюнхгаузен всему этому свидетель: он становится знаменитым, у его дома собираются зеваки, которых он велит гонять, грозится подать в суд за оскорбление чести и достоинства. До суда, правда, дело не доходит. Барон-вдовец в 75 лет женится на 17-летней девушке веселого нрава, за свадьбой быстро следует разорительный развод, а в 1797 году бывший кирасир русской армии умирает. Но судьба реального человека уже никак не связана с жизнью литературного героя — Мюнхгаузен становится бессмертным.

В XVIII-XIX веках вышло более 100 различных изданий Мюнхгаузена. Основное повторяется, но отдельные приключения во многом различаются, иногда очень забавно.

Например, в истории с конем, который никак не мог напиться после жаркого боя, в английском варианте задняя половина лежит у ворот города, умирая в судорогах, а во французском — развлекается с молодыми кобылками на ближайшем лугу. Корней Иванович Чуковский в советской версии скромно пропустил этот момент, придумав еще более смешное — вторая половина «паслась».

Барон несколько раз вступал в поединок с русскими медведями, о чем читатели в России до сих пор не в курсе. Вот, например, сюжет из французской версии похождений барона: Мюнхгаузен, спасаясь от медведя в зимнем русском лесу, забирается на дерево и роняет в снег свое единственное оружие — охотничий тесак. Только рукоять торчит. Тут Мюнхгаузену, то ли от отчаяния, то ли от холода, приходит в голову замечательная мысль. Расстегнув штаны, отважный охотник направляет струю «природной жидкости, которая всегда у каждого при себе» в сторону тесака. Как известно, в России такие морозы, что даже «природная жидкость» замерзает, не долетев до земли. В результате образуется сосулька, одним концом прилипающая к тесаку, а другим остающаяся в мужественной руке Мюнхгаузена. Он вытягивает оружие из снега и расправляется с медведем.

Российскому читателю неведомы и женские истории барона. В переложении Чуковского женщины в приключениях Мюнхгаузена не фигурируют вовсе. Между тем в других рассказах у барона возникают романтические связи и с богиней любви Венерой, и с женой короля Луны. А в английской версии приключений одна из главных ролей принадлежит. российской императрице. Правда, так и остается неясным, какой — по имени она так и не названа. На протяжении жизни реального барона их было несколько.

Из путешествия к Северному полюсу Мюнхгаузен привез тысячу окороков и шкур белых медведей. В русском пересказе на этом дело заканчивается, но на самом деле Мюнхгаузен отправил часть добычи в подарок императрице и ее придворным. В ответ она посылает благодарственную грамоту. Ее везет князь Долгорукий, которому дано устно деликатное поручение — пригласить Мюнхгаузена разделить с императрицей корону империи. Мюнхгаузен рассказывает, что, как человек, «начисто лишенный стремления к королевским почестям», отклонил это предложение в самых вежливых выражениях. «Что прекрасный пол видит во мне, понять не могу, но императрица не единственная из монархов-женщин, предлагавших мне руку»,- замечает барон.

Позже Мюнхгаузен меняет свои планы, но не из монархических амбиций, а из чувства интернационального долга. Он соглашается принять руку императрицы, если та прекратит войну с Турцией и совместно займется постройкой Суэцкого канала. Ему дают миллион русских рабочих, к ним присоединяется еще миллион турецких, и Мюнхгаузен осуществляет давнюю мечту империалистов и всего прогрессивного человечества — канал, открывающий короткий путь в Индию, построен. О том, что дальше случилось с российским престолом, даже английская версия умалчивает.

Еще одна малоизвестная нам ипостась Мюнхгаузена — роль героя вестерна. Он приезжает в Америку времен войны за колонии между Англией и Францией. Барон и его спутники попадают в плен к индейцам, с них снимают скальпы. Индейцы решают поджарить и съесть чужаков, но по неопытности напиваются ромом и засыпают. Мюнхгаузен, уже горящий на костре, выпутывается из веревок, спасает друзей. Они находят скальпы и быстро приращивают их к головам благодаря смекалке Мюнхгаузена — он успел узнать, что сок местных деревьев обладает волшебным целебным свойством.

Вариантов приключений Мюнхгаузена за минувшие 250 лет со времени его литературного дебюта вышло столько, что и не счесть,- единого сводного списка не существует. Да и вряд ли кто-нибудь сегодня возьмется этот пробел восполнить. Прежде всего потому, что, как ни печально, мировая слава барона все же клонится к закату. В англоговорящих странах, например, ему в последнее время явно не везет. Вспомнишь в разговоре с англичанами что-то из похождений барона, на тебя смотрят непонимающе, даже подозрительно: о чем это он? Спрашиваешь американцев — то же самое: многие знают фильм Терри Гиллиама «Приключения барона Мюнхгаузена», но как любимый детский герой, узнаваемый литературный персонаж — все, нет его, исчез.

Барон теперь знаком больше не по книжке, а по «синдрому Мюнхгаузена» и по «делегированному синдрому Мюнхгаузена». Сегодня широко распространенный, это термин сначала появился как узкопрофессиональный, в среде психиатров, описавших в 1950-х годах особенности поведения некоторых людей, которые, как Мюнхгаузен, придумывали неправдоподобные истории про свои болезни, чтобы привлечь внимание и сочувствие медицинских работников или просто окружающих. При «делегированном» синдроме родители, в основном мамы, выдумывают болезни у детей, чтобы через них получить себе психологическую поддержку.

В 1970-1980-е годы британский психиатр Рой Медоу развил идею об этой, часто безобидной, особенности поведения некоторых людей до формы насилия над детьми. А это уже было серьезно. «Делегированный синдром Мюнхгаузена» фигурировал в 1990-е и нулевые годы как основание для лишения родительских прав, тюремных сроков родителям по обвинению в убийстве собственных детей.

Судебные процессы, в которых обвинение строилось на «синдроме Мюнхгаузена», шли годами и были скандально громкими. В результате многочисленных апелляций и жалоб на недобросовестность Медоу было признано, что «Мюнхгаузен» не может служить достоверным основанием для суровых приговоров родителям. Сейчас термин «синдром Мюнхгаузена» в судебной практике не признается, а в психиатрической постепенно заменяется на описательный, без имени Мюнхгаузена.

9 ноября 2021 года пара бриллиантовых браслетов, когда-то принадлежавших королеве Марии-Антуанетте, будет выставлена на аукцион Christie`s Magnificent Jewels в Женеве с эстимейтом $2–4 млн. Это второй раз после аукциона Sotheby`s 2018 года, когда украшения самой знаменитой французской королевы появляются на ювелирных торгах с сохранением статуса инкогнито продавца. Согласно архивным исследованиям историка ювелирного искусства Венсана Мейлана, источник драгоценностей — потомки европейской королевской семьи.

Да здравствует королева!

9 ноября 2021 года пара бриллиантовых браслетов, когда-то принадлежавших королеве Марии-Антуанетте, будет выставлена на аукцион Christie`s Magnificent Jewels в Женеве с эстимейтом $2–4 млн. Это второй раз после аукциона Sotheby`s 2018 года, когда украшения самой знаменитой французской королевы появляются на ювелирных торгах с сохранением статуса инкогнито продавца. Согласно архивным исследованиям историка ювелирного искусства Венсана Мейлана, источник драгоценностей — потомки европейской королевской семьи.

Сокровища французской короны

Сокровища французской короны

Если есть в истории имя, которое больше других ассоциируется с драгоценностями, так это имя Марии-Антуанетты. В 1791 году, когда Великая французская революция только началась, королева с помощью камеристки мадам Кампан успела завернуть свои бриллианты, жемчуга и рубины в хлопчатобумажную ткань и упаковать в небольшую деревянную коробку до своего заключения под стражу. Многие из камней были пришиты к платьям королевы, и их надо было сначала отпороть. Мадам Кампан передала коробку с драгоценностями подруге королевы графине Мерси-Арженто, австрийскому послу во Франции, которая, в свою очередь, должна была отправить их племяннику Марии-Антуанетты императору Австрии Франциску II в Вену на сохранение. Опись содержания коробки была сделана, лишь когда император приказал открыть ее в 1794 году, спустя год после казни королевы 16 октября 1793 года. Среди других драгоценностей в коробке были и два бриллиантовых браслета, которые 9 ноября будут проданы на аукционе Christie`s. В инвентаризации о них было сказано так: «Пункт №6 — пара браслетов с двумя заколками (каждая — из трех бриллиантов, самый крупный посередине), двумя застежками (каждая — из четырех бриллиантов) и 96 бриллиантами в оправе».

Виже Лебрен, потрет Марии Антуанетты с розой в руке - 18 век

Виже Лебрен, потрет Марии Антуанетты с розой в руке — 18 век

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00394_1_t222_145752.jpg-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт $2-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00393_1_t222_145759.jpg-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт $2-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00395_1_t222_145939.jpg-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт $2-4 млн

Портрет французской королевы Марии-Антуанетты, 1775 год. Дочь Франциска I и Марии Терезии Австрийской, Мария-Антуанетта (1755-1793) вышла замуж за французского дофина (будущего короля Людовика XVI) в 1770 году. Людовик стал королем в 1774 году.

Портрет французской королевы Марии-Антуанетты, 1775 год. Дочь Франциска I и Марии Терезии Австрийской, Мария-Антуанетта (1755-1793) вышла замуж за французского дофина (будущего короля Людовика XVI) в 1770 году. Людовик стал королем в 1774 году.

Виже Лебрен, потрет Марии Антуанетты с розой в руке - 18 век

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00394_1_t221_145752.jpg-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00393_1_t221_145759.jpg-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00395_1_t221_145939.jpg-4 млн

Портрет французской королевы Марии-Антуанетты, 1775 год. Дочь Франциска I и Марии Терезии Австрийской, Мария-Антуанетта (1755-1793) вышла замуж за французского дофина (будущего короля Людовика XVI) в 1770 году. Людовик стал королем в 1774 году.

Виже Лебрен, потрет Марии Антуанетты с розой в руке — 18 век

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт $2-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт $2-4 млн

Пара бриллиантовых браслетов. Лот 1 аукциона Christie’s Magnificent Jewels 9 ноября в Женеве. Эстимейт $2-4 млн

Портрет французской королевы Марии-Антуанетты, 1775 год. Дочь Франциска I и Марии Терезии Австрийской, Мария-Антуанетта (1755-1793) вышла замуж за французского дофина (будущего короля Людовика XVI) в 1770 году. Людовик стал королем в 1774 году.

Согласно королевским архивам, королева приобрела браслеты в 1776 году за 250 тыс. лир (что по тем временам было огромной суммой) у ювелира Бемера (Boehmer). Оплата за браслеты была частично внесена драгоценными камнями, принадлежавшими королеве, и частично — деньгами, которые она получила от Людовика XVI. Историк Венсан Мейлан также обнаружил, что в 1777 году король Людовик XVI должен был заплатить первоначальный взнос в размере 29 тыс. лир за браслеты. Браслеты унаследовала единственная дочь королевы Мария Тереза Французская, герцогиня Ангулемская, мадам Руаяль. Мария Тереза избежала гильотины и после освобождения из-под стражи спустя три года одиночного заключения в 1795 году уехала в Вену, где ее кузен император вручил ей сбереженные для нее матерью драгоценности.

Дочь королевы Мария Тереза Французская, герцогиня Ангулемская, Мадам Руаяль.

Дочь королевы Мария Тереза Французская, герцогиня Ангулемская, Мадам Руаяль.

Известно, что по замужеству с Людовиком XVI Марии-Антуанетте причиталось украшений на сумму 500 тыс. франков от французской королевской семьи и такое же количество от австрийской. Также известно, что дед Людовика XVI король Людовик XV отдал ей украшений в четыре раза больше, а также все драгоценности своей невестки.

Официальные королевские архивные записи об украшениях Марии-Антуанетты остановились на том, что королева отправила коробку в Вену, затем содержание коробки было поделено ее дочерью между тремя членами семьи. Мария Тереза Французская, бывшая за мужем за кузеном герцогом Ангулемским Людовиком, не имела детей, поэтому разделила свои драгоценности между племянницей Луизой Марией Терезой Артуа, племянником Генри, графом Шамбор, и его женой эрцгерцогиней Марией Терезой Австрийской. Часть Луизы унаследовал ее сын Роберт.

Проспер Раффи, Луиза Мария Тереза д

Проспер Раффи, Луиза Мария Тереза д’Артуа герцогиня Пармская с тремя детьми в 1849 году

Более 120 лет спустя, в начале 1920-х годов, принцесса Мария Анна Бурбон-Пармская, бывшая эрцгерцогиня австрийская, жившая в изгнании в Швейцарии, провела детальную опись своих фамильных драгоценностей. Принцесса была потомком австрийской королевской семьи по рождению и итальянской королевской семьи по замужеству. В ее богатом родословном древе значились короли Франции и Испании, императоры Австрии, главы европейских королевских семей Бурбонов и Габсбургов, в том числе восхитительная королева Франции Мария-Антуанетта.

Серьги с бриллиантами и натуральными жемчужинами. Эстимейт $30–50 тыс. Проданы на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $399 000

Серьги с бриллиантами и натуральными жемчужинами. Эстимейт $30–50 тыс. Проданы на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $399 000

Колье со 119 натуральными жемчужинами. Эстимейт $200–300 тыс. Продано на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00397_1_t218_155330.jpg 483 000

Колье со 119 натуральными жемчужинами. Эстимейт $200–300 тыс. Продано на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $2 483 000

Подвеска с бриллиантами и натуральной жемчужиной. Эстимейт $1–2 млн. Продана на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $39 417 000

Серьги с бриллиантами и натуральными жемчужинами. Эстимейт $30–50 тыс. Проданы на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $399 000

Колье со 119 натуральными жемчужинами. Эстимейт $200–300 тыс. Продано на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за https://im.kommersant.ru/Issues.photo/LifeStyle_Online/2021/09/16/KLS_001462_00397_1_t221_155330.jpg 483 000

Серьги с бриллиантами и натуральными жемчужинами. Эстимейт $30–50 тыс. Проданы на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $399 000

Колье со 119 натуральными жемчужинами. Эстимейт $200–300 тыс. Продано на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $2 483 000

Подвеска с бриллиантами и натуральной жемчужиной. Эстимейт $1–2 млн. Продана на аукционе Sotheby’s Magnificent Jewels 12 ноября 2018 года в Женеве за $39 417 000

Благодаря дотошности принцессы Марии Анны цепочка, связывающая украшения с французской королевой, не прервалась. Именно ее опись подтверждает удивительный провенанс этих изделий. Почти 100 лет спустя, в 2018 году, кое-что из коллекции принцессы Марии Анны попало на женевский аукцион Sotheby’s. Тогда одна только подвеска с натуральной жемчужиной была продана приблизительно за €32,8 млн и побила все рекорды стоимости украшений с провенансом. Браслеты, которые будут проданы на Christie`s 9 ноября, из той же коллекции, а значит, наверняка и они уйдут с молотка за сумму, сильно превышающую свой эстимейт.

Вокруг личности Марии-Антуанетты всегда было много вопросов. В чем провинилась австрийская принцесса перед французским народом? Почему ей пришлось самой взойти на эшафот после того, как весь Париж целовал ей руки?

Трагедия на свадьбе

К свадьбе готовился весь Версаль: люди съезжались со всей округи, чтобы посмотреть на красочное событие. Две недели народных гуляний с вином и едой за счет казны должны были закончиться кульминационным фейерверком. Народ толпился на площади, где были вырыты строительные котлованы. Во время самого эффектного момента — взрыва пиротехники — образовалась паника. Толпа пыталась разбежаться, люди толкали друг друга, падали в котлованы и затаптывали тех, кто не смог подняться на ноги. В тот день погибло 139 человек, сотни были ранены. Эту трагедию ей припомнят потом.

Жизнь Марии Антуанетты – это череда знаков, которые остались без внимания и тайн. В день рождения королевы мы решили рассказать вам о главных из них и поделиться историей трагической судьбы последней королевы Франции.

Тайна четвертая: Трижды Неизвестный

Устав от интриг, Мария Антуанетта решилась попросить помощи у своего супруга, Людовика XVI. Он откликнулся на призыв жены и вознаградил ее за рождение первенца огромным замком Трианон. Трианон с французского переводится, как «трижды неизвестный» и его название — еще один знак в жизни последней королевы Франции. Потому что именно жизнь королевы в этом замке была неизвестна посторонним.

В Трианон допускались лишь самые близкие друзья королевы, и даже король не мог ступить на его земли без приглашения. Это обидело знать, побудив новые слухи о том, что в Трианоне, якобы, сплошные оргии и разврат, а королева растратила все средства казны на себя. Мария Антуанетта, спрятавшись за прочными стенами Трианона, отвечать на слухи не собиралась.

А между тем, в том, что это — слухи, уверены историки. Ведь по уцелевшим счетам и тетрадям управляющего удалось выяснить, что расходы королевы существенно сократились — Мария Антуанетта перестала покупать косметику и парики, шить роскошные наряды. Все деньги она тратила на благоустройство территории, парк и живопись. В Трианоне был разбит Пейзажный парк, а вслед за ним — молочная ферма и «деревня королевы», где выращивались овощи. Была построена голубятня и птичий вольер, а также разведены козы. Сама Мария Антуанетта старалась больше времени проводить на природе и приучала к этому дочь.

Игнорируя светскую жизнь в Версале и удалившись от управления государством, Мария Антуанетта пропустила тот миг, когда все еще можно было вернуть. Но увы — к 1785 году ненависть народа достигла точки кипения. Революцией пахло в воздухе, революция шумела в домах людей, в умах и сердцах, и они были готовы поверить любой небылице о королеве в силу гнева, нищеты и конечно же, неграмотности. Они верили слухам аристократов и противников королевы, доверяли сомнительным сведениям слуг и молчание королевы лишь усугубляло ситуацию.

Фактически, королева была виновата лишь в одном: в бездействии. Она не отвечала на слухи действием, не опровергала гнусные сплетни хорошими поступками и не пыталась ничем управлять. Более того — она выступала против реформ и окончательно «опустилась» в глазах народа. Памфлеты на королеву писали каждый день, а в 1785 году появилась и песенка:

«Королева Туанетта,
В вас любви к французам нету,
Убирайтесь-ка обратно в Австрию»

Отдельного всплеска ненависти заслужила скандально известная фраза:

Ее активно приписывали Марии Антуанетте, которая не стремилась ничего опровергать — она лишь дистанцировалась от двора максимально, оставив сплетням и слухам целый плацдарм для роста. Эта фраза и вовсе принадлежит Жан-Жаку Руссо, но народ знать этого не мог, сделав королеву заложником и мишенью.

Оцените статью
ActualBeauty