Понятие этики относится к науке, целью которой является изучение этических и моральных норм. Термин, который сегодня обозначает одну из областей философии, впервые был использован Аристотелем.
Сущность этики деловых отношений. Соотношение этики и этикета
Деловое общение и этикет являются неотъемлемой частью жизни человека и наших самых важных отношений с другими людьми. Одним из вечных и основных регуляторов этих отношений являются моральные нормы, которые выражают наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом поведении людей. В зависимости от того, как мы воспринимаем этические нормы и какое содержание им приписываем, они могут облегчать деловое общение, затруднять или делать его невозможным.
Умение хорошо общаться с людьми является одним из самых важных, если не самым важным фактором, определяющим вероятность успеха в бизнесе, формальной или деловой деятельности.
Американский психолог Дейл Карнеги в 1930-х годах заявил, что успех человека в финансовых делах, даже в технических или механических областях, на 15% зависит от его знаний и на 85% от его умения общаться. В связи с этим ряд исследователей попытались сформулировать и зафиксировать основные принципы этики делового общения, или, как ее принято называть на Западе, command of personal public relations (очень широко переводится как «деловой этикет»).
Концепция делового общения
Деловое общение — это неотъемлемая часть человеческой жизни и важнейшие отношения между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений являются моральные нормы, выражающие идеи добра и зла, справедливости и несправедливости, правильного и неправильного в поведении человека. И все мы, сознательно или добровольно, опираемся на эти идеи, когда общаемся с подчиненными, начальниками и коллегами по бизнесу.
Учитывая вышесказанное, этику в деловом общении можно определить как набор этических стандартов, правил и идей, которые регулируют поведение и отношение людей на работе. Это частный случай этики в целом и включает в себя ее основные черты
Деловое общение — это сложный, многогранный процесс, развивающий контакт между людьми в сфере услуг. Участники действуют в формальной ситуации и сосредоточены на достижении цели, конкретной задачи. Этот процесс характеризуется регулярностью, т.е. соблюдением установленных рамок, определяемых национальными культурными традициями и профессиональными этическими принципами.
Эта ситуация формального контакта включает в себя «писаные» и «неписаные» правила поведения. Форма порядка и поведения, принятая на службе, называется профессиональным этикетом. Его основная функция — формулировать правила, способствующие взаимопониманию между людьми. Следующими по важности являются функции удобства, т.е. удобство и практичность. Современный этикет бытового обслуживания имеет международный характер. Это связано с тем, что его основы были фактически заложены в 1720 году «Генеральным регламентом» Петра I, который заимствовал иностранные идеи.
Общей чертой этих требований является доброжелательное и предупредительное отношение ко всем коллегам и сослуживцам, независимо от личных предпочтений или антипатий.
Регулирование деловых взаимодействий также выражается во внимании к речи. Обязательное следование речевому этикету — выработанным обществом нормам речевого поведения, типичным готовым «рецептам», которые можно организовать в этикетных ситуациях, таких как приветствия, просьбы и благодарности (например, «здравствуйте», «пожалуйста», «позвольте извиниться», «рад вас видеть»). Эти стабильные черновики отбираются с учетом социальных, возрастных и психологических характеристик.
Виды делового общения
Общение как взаимодействие означает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией и строят совместную деятельность, сотрудничество.
По способу обмена информацией различают устное, письменное и деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, делятся на единственные и интерактивные.
К типам подошв относятся.
- Приветственные речи ;
- Коммерческая речь () ;
- Информационные речи ;
- Отчеты (встречи и конференции).
- Публичные выступления
Интерактивный:.
- Деловая беседа — краткосрочные контакты, в основном на одну тему.
- Деловой разговор — продолжительный обмен информацией и точками зрения, часто включающий процесс принятия решений.
- Переговоры — дискуссии, направленные на достижение соглашения о чем-либо. Интервью — беседы с журналистами, предназначенные для СМИ, радио или телевидения.
- Обсуждение
- Конференция (собрание) ;
- Пресс-конференция.
Контактная деловая беседа — немедленный «живой» диалог.
Телефонные разговоры (дистанционные), исключающие невербальную коммуникацию.
При прямом контакте и разговоре лицом к лицу вербальное и невербальное общение имеет первостепенное значение.
Разговоры или телефонные сообщения являются наиболее распространенной формой общения и отличаются непосредственным контактом и различными методами коммуникации. Это позволяет легко сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части различных сообщений.
Письменные виды делового общения — это деловые письма, протоколы, отчеты, справки, доклады и многие деловые документы описания.
По содержанию общение можно разделить на
- Материальное — обмен предметами и продуктом деятельности.
- Когнитивный — обмен знаниями.
- Мотивационный — обмен мотивами, целями, интересами, побуждениями и потребностями.
- Активный — обмен действиями, операциями, компетенциями и навыками.
В зависимости от средств коммуникации их можно разделить на четыре типа
- Прямая — дается живому существу с помощью естественных органов: рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.
- Косвенные — связанные с использованием специальных средств и инструментов.
- Прямой — предполагает личные контакты и взаимное непосредственное признание общающихся людей в акте коммуникации.
- Косвенные — осуществляемые через посредника. Это может быть другой человек.
В семьях, помимо любви и привязанности, этика взаимоотношений является основополагающей частью счастливого брака. Здесь моральные ценности основываются на следующих принципах
Что это такое?
Оба они являются неотъемлемой частью социального существования и регулируют отношения в общепринятых или неявных формах. Нормы и правила поведения в обществе, понимание ответственности за свои действия и различие между добром и злом прививаются всем людям с раннего возраста.
В процессе формирования идентичности взрослого человека некоторые паттерны могут быть искажены или признаны им необязательными. Проблема заключается в понимании рекомендуемых правил и табу.
Этика происходит от древнегреческого ethos, что означает «нрав, обычаи и привычки». Философ Аристотель впервые заговорил об этом и ввел эту категорию. Он также выделил этику как отдельную область практической философии, хотя поначалу ее предмет несколько отличался от современных представлений.
До Нового времени считалось, что этика включает в себя науку о человеческой душе и природе, причинах человеческого поведения и методах достижения определенного идеального состояния совершенства, то есть области психологии, антропологии, натурфилософии и социальной философии. Впоследствии этика отделилась от смежных дисциплин и сосредоточилась на своем основном предмете — изучении этики и этических рассуждений.
Этика направлена на решение целого ряда фундаментальных проблем. Первое и самое главное — это разница между правильным и неправильным, хорошим и плохим, приемлемым и неприемлемым. Во-вторых, речь идет о дихотомии между добром и злом, то есть о вопросе морального выбора человека. Отсюда вытекает необходимость в первую очередь разобраться со свободой воли. Если она заложена в человеке изначально, или если она формируется в процессе развития, и если человек волен управлять ею самостоятельно.
В более широком, универсальном смысле этика также включает в себя рассуждения о смысле жизни, стремлении к цели и природе человеческого существования.
Мораль и нравственность
Основными предметами изучения этики как теоретической области являются категории этики и этики. Эта неразлучная пара до сих пор является предметом споров и дебатов относительно их границ, сути и определения. Принятые в настоящее время концепции обобщены в следующих определениях
- Этика (от латинского moralis, что означает «относящийся к этике») определяется как метод регулирования, принятых в определенном обществе форм поведения и поступков.
- С другой стороны, мораль является более субъективным понятием и относится в первую очередь к внутренним методам и правилам саморегуляции человека, основанным на его свободной воле.
Поэтому очевидно, что правила этики являются социальными, характерными для конкретного общества и защищаемыми этим обществом. Мы можем говорить об этике разных людей и разных социальных групп, которая иногда кардинально отличается.
Этика требует наличия определенных социальных институтов, которые оценивают поведение своих членов и характеризуют его как подходящее или неподходящее.
Этика, с другой стороны, относится к внутренним убеждениям человека, контролируемым исключительно его совестью. В этом случае человек должен приобрести уровень самосознания, самоорганизации и ответственности за свои действия и бездействие, чтобы самостоятельно определить границы допустимого и правильного.
Этикет
Понятие этикета сформировалось относительно недавно (по меркам философской терминологии), но в той или иной форме присутствовало у всех народов с момента образования древних цивилизаций в 17 веке. Строгие ритуалы были приняты в древнем Китае и Японии, общепринятым правилам поведения следовали древние греки и римляне, и даже у полуварварских кочевников была внутренняя иерархия и множество традиционных ритуалов. В период формирования авторитарных монархий в Европе сложный придворный этикет в конечном итоге отделил дворянство от простого народа.
Этикет в современном мире понимается как набор правил поведения, приемлемых в конкретном обществе. Она определяет границы между приемлемым и неприемлемым и регулирует определенный набор моделей поведения в типичных ситуациях. В большинстве случаев эти правила носят рекомендательный и неформальный характер. Однако, если они не соблюдаются, общество может применить к нарушителям различные виды санкций, начиная от снижения межличностных оценок и заканчивая полным исключением из группы.
Очевидно, что существуют различия в правилах этикета разных людей, эпох, культур и социальных групп. Традиционно можно выделить несколько типов.
- Профессиональный, этикет.
- Светский
- Профессионал
- Ритуал.
- Церемониал.
- Условно.
Все эти типы взаимосвязаны, и правила, которые они определяют, часто пересекаются.
Этикет часто рассматривается как подмножество практической области этики, то есть часть этики, которая изучает способы и проблемы применения моральных доктрин в повседневной жизни.
Различия в этике и этикете
По мнению Бартенса, этика и этикет принципиально различны.
- Этикет действует только тогда, когда кто-то присутствует — если этого человека нет, этикет не действует. Этика действует независимо от присутствия или отсутствия другого человека.
- Этикет — это способ поступать правильно, как полагается. Этика — это намерение, согласно которому действие может быть выполнено или не выполнено в зависимости от хороших или плохих намерений.
- Этикет имеет значение. В одной культуре это может считаться грубым, а в другой — вежливым. Например, еда руками или отрыжка во время еды. Этика гораздо более абсолютна или абсолютна. Правило «не кради» — это этика, с которой невозможно согласиться.
- Этикет — это (внешняя) форма рассмотрения внешних отношений, наполненных добротой и благостью. Этика — это сознание (внутреннее), способ быть нравственным и вежливым
Типы этики
Этика, основанная на философии, может быть разделена на два типа: эта наука включает в себя анализ хорошего и плохого применения поведения в жизни общества.
Существует два типа этики: философская этика и теологическая этика.
Философская этика основана на деятельности человеческого мышления. Этика исходит из человеческого разума, поэтому этика является частью философии.
Поэтому этику в философии можно разделить на две характеристики: эмпирическую и неэмпирическую.
Эмпирическая — это вид философии, который имеет дело с фактическими или конкретными событиями, связанными с правом, например, в области философии права. С другой стороны, неэмпирическое — это та часть философии, которая стремится выйти за пределы конкретного или реального, и именно этому свойству стремятся подвергнуть симптомы, которые их вызывают.
Теистическая этика уходит своими корнями в учения религий этого мира. В этой этике есть два этических принципа, о которых следует помнить.
Во-первых, поскольку в мире существует множество религий, эта этика не ограничивается одной религией; каждая религия имеет свою собственную моральную теологию.
Во-вторых, теологическая этика является частью общей этики, широко применяемой и известной большинству людей.
За языком французского происхождения скрывается огромное количество обычаев, проявлений вежливости и следования эстетике социального поведения, многие из которых восходят к глубокой древности. Однако одни и те же правила этикета могут по-разному восприниматься людьми из разных исторических периодов и разных стран.
Этика и психология
В принципе, личная этика является неотъемлемой частью различных областей знаний, например, психологии. Это связано с тем, что данная наука занимается психологическими аспектами человека, его бытием, его взаимодействием с обществом и процессами, которые происходят в сознании человека и часто являются причиной его поведения. Кроме того, этика изучает поведение и перспективы человека, но с точки зрения морально-этических устоев и традиций общества.
Задавшись вопросом «что такое этика», можно рассмотреть некоторые ее функции и с ее помощью изменить некоторые моменты психологического и морального воспитания отдельных людей и общества в целом.
- Мотивация к некоторым полезным занятиям, к
- Образовательная функция,.
- желание разрешать конфликты и договариваться о решениях
- ориентацию на важные ценности, на
- признание и оценка жизненных приоритетов, в
- формирование определенных мировоззрений.
Профессиональная этика
Важной областью изучения этических правил является их распространение на рабочую сферу человеческой деятельности. При приеме на работу важно помнить, что такое профессиональная этика. Это система правил этики и поведения для профессионалов, заложенная в особом характере рабочего места. Соблюдение его часто является требованием на рабочем месте, гарантией успешного развития и, возможно, профессионального роста.
В настоящее время большинство работников бизнеса и предприятий, как иностранных, так и российских, знают, что такое деловая этика — система этических и нравственных принципов, по которым сотрудники взаимодействуют друг с другом или с внешними организациями. В этом случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и подход к решению выполнения поставленных перед ними задач или планов. Деловая этика может включать следующие принципы
- ответственность на рабочем месте, в
- чувство обязательства выполнить работу; и
- сосредоточиться на командной работе и результатах.
Деловая этика
Все предприниматели, менеджеры и руководители знакомы с деловой этикой — набором моделей делового поведения, направленных на достижение целей. Часто она включает в себя следующие элементы.
- Уверенность и осмотрительность в общении с подчиненными, начальством, конкурентами и партнерами; и
- навыки лидерства, принятия решений и избегания конфликтов; и
- навыки торговли; и
- умение работать в команде и готовность работать в команде.
В большинстве случаев некоторые правила делового общения противоречат характеру и духу работника. В этом случае стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и пользовательскими или проприетарными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать ключом к успешному развитию бизнеса и карьерному росту.