Выйти замуж за «старика» в 16 и за «малого» в 20 – одинаково плохо. Три дня погулять на свадьбе, а
Как жили крестьянки конца XIX века
Выйти замуж за «старика» в 16 и за «малого» в 20 – одинаково плохо. Три дня погулять на свадьбе, а потом за работу. Никаких декретов, беременна – рожай в поле, а потом носи младенца с собой, если оставить не с кем. Сколько детей родишь – вопрос, сколько из них выживут – еще больший. Куда деть нежеланного ребенка? Если совсем невмоготу, можно утопить или задушить. Вот она, доля женская, так жили крестьянки конца XIX века. Как крестьяне расправлялись с гулящими девками, избавлялись от нежеланных детей, и за что мужья били жен.
Как выходили замуж
Когда в крестьянской семье рождалась девочка, никто особенно не радовался. Другое дело — сын. С малых лет дочь помогала матери по хозяйству, когда рождались еще дети — нянчила их. Избавиться от дочери не торопились, в каждом доме нужна рабочая сила, но и засиживаться в девках не давали. Иногда детей сватали еще в детстве, так сказать, на вырост.
Замуж девушек выдавали лет с 16−18. Жених мог оказаться старше невесты, а мог и младше. Бывало, даже испрашивали разрешения архиерея женить «малого», не достигшего еще 18. За девушкой брали приданое — в основном наряды, постельное белье, прялки. Жених же давал невесте «поклажу» — пять-десять рублей, шубу, муку и крупы. Чуть позже за невестой стали давать деньги, особенно если она отличалась каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», то есть порядочно старше жениха, или были про нее слухи, что «гуляла».
Молодые крестьянки
Как рожали
Часто жених и невеста были еще совсем не развиты. Бытовало поверье, что «молодые с венца подымаются», то есть растут после своего бракосочетания. Вследствие этого и первые дети рождались и выживали редко. Это иногда происходило и от полного еще неумения молодой матери обращаться с маленьким ребенком. Молодые матери также очень часто «засыпали» детей, то есть душили их нечаянно во сне. Ребенка (до году) мать иногда ночью укладывала между собою и мужем, «чтобы пососал»: даст ему грудь, заснет, навалится на него и придушит. За заспанного младенца священник накладывал епитимью.
Беременные женщины продолжали работать до самых родов. Некоторых из них схватки настигали прямо в поле — и тогда они рожали на сене или в тряской телеге. Иногда рожали дома с помощью бабки. Для ускорения родов роженицу парили в печи. Женщину могли заставить висеть, схватившись руками за брус, чтобы ребенок скорее вышел. Дочь знаменитого путешественника, Ольга Семенова Тянь-Шанская, в своих очерках описывала: «Когда младенец идет «не путем», то есть вперед ногами, или согнутый, то некоторые бабки спускают роженицу с доски. Широкая доска приставляется наискосок к стене и укрепляется так. Наверх доски бабка при помощи мужа кладет навзничь роженицу — головою вниз. Затем муж и бабка ее отпускают, и она быстро катится вниз головою (муж и бабка следят, чтоб она не свернулась набок), от такого быстрого движения и некоторой встряски ребенок будто бы «выправляется» и вторично уже может пойти правильно, то есть головкой вперед».
Крестьянская семья
Обратно к работам женщины возвращались спустя неделю. Через 6 недель новоиспеченная мать должна была прочитать «очистительную молитву» и только после этого могла снова сожительствовать с мужем. Но пьяные мужья уже через неделю-две приставали к женам.
Как мужья били жен
От пьяных мужей женщинам доставалось регулярно. Мужчины били жен, если те отказывались исполнять их «мужнину волю»: не хотели снимать с них сапоги, укладывать спать, ложиться вместе с ними. Семенова Тянь-Шанская в своих очерках описывала такой случай: «Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал жену. Это называется «мудровать над женой» или «над женой измываться».
Как «гуляли» и избавлялись от детей
Сожительствовать юноши и девушки часто начинали еще до свадьбы. Встречались они обычно на «кругах» или «улицах». Прятались на гумне. Парни уговаривали девушек, обещая жениться, прельщая дешевыми подарками. «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!» — признавалась одна крестьянка.
От таких гуляний часто рождались нежеланные дети. Бывали в деревнях и аборты — «вытравление» детей: пили настой можжевельника, например. Часто младенцев убивали. Семенова Тянь-Шанская пишет: «Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его либо в воду (с камнем на шее), либо в густой конопле, или на дворе, или где-нибудь в свином катухе зароет. Родила раз баба (вдова) под самое Светлое Воскресенье, когда все были в церкви, и задушила ребенка.
Чтобы ребенок быстрее вышел, женщина скатывалась с доски головой вниз
«Все равно околел бы с голоду» (у нее было шесть детей, кроме этого ребенка), после чего скорее спрятала его в свой сундук и заперла на ключ, так как ждала, что вот-вот вернутся все из церкви. Все Светлое Воскресенье пролежала, говоря, что ей «шибко неможется». Ночью, когда все улеглись спать, она взяла ведро (будто за водой идти), зашла с ним в клеть, вынула из сундука ребенка и положила его в ведро — и на пруд поскорее. В пруду она закинула ребенка (с камнем на шее) в воду и вернулась как ни в чем не бывало с ведром воды домой. Наутро она ушла из дому и нанялась где-то в стряпухи. Ребенка нашли в пруду через месяц, когда пруд стал усыхать, и баба попалась».
Крестьянка
С «распутевыми», то есть гулящими девками расправлялись просто. Если у женщины было несколько любовников, то они собирались вместе и мазали ей ворота дегтем или просто били. «Побьют ее, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут ее (так, что голова женщины находится как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается по нынешним временам «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут».
Глава 8 Крестьянская одежда Возле двери, над коником, висела расхожая крестьянская одежда, которую носили повседневно. А в сундуках хранились праздничные наряды. Основу мужского крестьянского
Читайте также
Глава 11. Крестьянская война 1772–1775 гг.
Глава 11. Крестьянская война 1772–1775 гг. § 1. Предвестники восстания Фактический материал предыдущих глав с очевидностью раскрывает трагизм самого развития нашей страны, находящейся в глубинах территории Восточной Европы с весьма неблагоприятными
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел
Глава V Белый натиск и крестьянская война
Глава V Белый натиск и крестьянская война Узнав о расстреле членов своего штаба, Махно начал партизанскую войну в тылу красных. 24 июня с отрядом в 900 человек Махно переправился на правый берег Днепра. «Батько» старался держаться подальше от фронтовых тылов, чтобы в то же
Глава 3 Детская одежда
Глава 3 Детская одежда Второй пример — детская одежда. Сегодня хорошие вещи — иностранные. Когда мамы покупают детям иностранную одежду, в жизни их ребенка от рождения присутствуют западные бренды. Никто не придает этому значения, но сам факт размещения брендов на самых
Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы
Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника
5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел
Глава II. Крестьянская доля — весь век неволя
Глава II. Крестьянская доля — весь век неволя Споем песню мы, ребята, Да про наше про житье, Да про горюшко свое: Что в неволе все живем, Крепостными век слывем… Из народных песен Повинности и обязанности крепостных крестьянО социально-экономическом устройстве Российской
Глава четвертая. Одежда
Глава четвертая. Одежда Мы мало знаем о том, каковы были квартиры бедных людей в инсулах и вовсе ничего не знаем о крестьянских хижинах: ни об их плане, ни об их размерах. Все наши догадки по этому поводу, как бы ни были они логичны и здравомысленны, остаются догадками:
Глава 12. Крестьянская война 1773–1775 гг
Глава 12. Крестьянская война 1773–1775 гг § 1. Предвестники восстания Политика «просвещенного абсолютизма» не была способна ликвидировать противоречия, раздиравшие тогдашнее общество. Действуя в «духе времени», создавая новые формы влияния на общество, она в низах
Глава 6 Белый натиск и крестьянская война
Глава 6 Белый натиск и крестьянская война Узнав о расстреле членов своего штаба, Махно начал партизанскую войну в тылу красных. Батько старался держаться подальше от фронтовых тылов, чтобы в то же время не очень мешать обороне против Деникина. О взглядах Махно того
Глава IV Одежда и украшения
Глава IV Одежда и украшения В праславянский период одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Крестьянская защита, погромы
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. Крестьянская защита, погромы В 1881 году в России начались первые крестьянские погромы еврейских бизнесменов в сельском хозяйстве, которые продолжались на протяжении двух лет. И началось это изгнание евреев крестьянами в провинциальных городках на юге
Глава 3 Крестьянская война охватывает огромную территорию
Глава 3 Крестьянская война охватывает огромную территорию Как брошенный в воду камень вызывает концентрические круги расходящихся волн, так и действия Главной армии Пугачева, осаждавшей Оренбург, обусловливали распространение восстания на север и юг, на запад и восток
«Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция
«Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция Юбилей, которого так опасалась монархия господ Романовых и по поводу которого так прекраснодушно умилялись российские либералы, отпразднован. Царское правительство отпраздновало его тем, что усиленно
Платья в стиле «крестьянка» – отличное решение для тех девушек, которые внимательно следят за модными тенденциями. Среди актуальных моделей — с открытыми плечами, с разрезом, нарочито грубыми, необработанными краями.
Преимущества изделий в наше время
Не только в древности эта вещь пользовалась спросом. Сегодня блузка или платье типа «крестьянка» может оригинально дополнить летний гардероб. Преимущества заключаются в комфорте и легкости изделия, утонченности линий. Более того, сам процесс пошива достаточно увлекателен.
Изделие из набивной ткани с удлиненным низом
Преимущества фасона
Изделие создаст образ женственности и оригинальной простоты. На фоне новомодных коротких платьев, которые еле-еле закрывают ягодицы, платье крестьянка будет казаться чем то новым и оригинальным, но в то же самое время необычайно простым. Современный дизайн обеспечивает изделия большим количеством различных декоративных элементов и форм рукавов.
Вам это будет интересно Интересные выкройки мужских бабочек галстуков
Украшение рукавов
Увлекательный процесс
Сам процесс пошива такого изделия очень увлекательный, поскольку он не требует серьезных познаний в шитье и кройке, а удовольствия доставляет очень и очень много. На пошиве блузок подобного плана можно неплохо набить руку для более сложных вещей.
Украшение горловины
Утонченность линий
На фоне остальных современных платьев, модель «Крестьянка» благодаря своему фасону обладает особом свойством, способным сделать линии фигуры более тонкими, сместить акцент на красивую грудь или тонкую талию.
Легкое летнее платье с открытыми плечами
Комфорт и легкость
Это изделие никогда будет стеснять движения тела, потому оно не облегает тело и сидит свободно. В платье или блузке не будет жарко даже в самые знойные дни лета. Все благодаря натуральным материалам.
Модель с закрытыми плечами
Есть два стереотипа о внешности крестьянок до революции. Одни представляют их всех ровно такими, как в кино про богатырей – фигуристыми, осанистыми, б…
Жизнь крестьянок в царской России: почему деревенские женщины выглядели в 30 лет на 40, а в 60 лет. тоже на 40
Крестьянская Россия было очень большой. Деревни раскинулись во всех климатических и часовых поясах; во многих исконно нерусских местах были и русские сёла. Крестьяне составляли большую часть населения; женщины – чуть меньше половины крестьянства. Рождалось девочек и мальчиков примерно поровну, доживало до взрослого возраста тоже.
Осложнения беременности и родов, а также смертные побои уносили некоторое количество взрослых женщин в могилу. Однако и у мужчин находились причины умереть – например, драки с другими мужчинами, несчастные случаи в дальних поездках, отравление. В общем, женщин-крестьянок было в России предостаточно. И о них остались свидетельства: рисунки, фотографии и тексты, писаные помещиками.
Почему не всем картинам и текстам можно доверять?
Очень часто в дома больших помещиков допускали только приятных на лицо крестьянок. Иногда на случай, если барин захочет выбрать себе наложницу или на месте развлечься. Иногда из общих представлений о том, что должно бар окружать. Многие помещики прожили жизнь в уверенности, что большинство крестьянских баба – молоды, веселы, румяны и быстроноги. Этот образ они воспевали в дневниках, мемуарах, стихах и рассказах разной степени талантливости.
На Пасхальном гулянии по традиции впереди шли молодые и красивые женщины. Во многих случаях барин наблюдал деревню вблизи только на праздник, во время подобных гуляний.
Практически то же самое и с художниками. До моды на реализм и поиск гармонии даже в лохмотьях, морщинах и, главное, в индивидуальности лиц художники тщательно подбирали крестьянок, достойных того, чтобы оказаться на их картинах. Часто это были горничные из барского дома – конечно же, молодые и пригожие, не знающие палящего солнца и тяжёлого ручного труда.
Порой и горничных не брали позировать. Считается, что художник Венецианов часто в качестве натурщиц брал проституированных молодых женщин из города, и его знаменитые русские крестьянки в большинстве своём не умеют срезать серпом колосья, никогда не ходили в лаптях и порой вообще нерусского происхождения – петербургские финки, ижорки, немки.
Не все открытки и фотографии женщин в крестьянских костюмах, русских или финоугорских, также настоящие. В конце девятнадцатого века появилась мода на патриотичную примерку «народного», то есть крестьянского, костюма в разных обстоятельствах. В том числе – специально для того, чтобы получить автопортрет в нужном образе и раздавать копии молодым людям. Советским специалистам пришлось хорошо поработать, определяя, кто на сохранившихся и попавших им в руки карточках – в настоящем народном костюме, а кто позирует в имитации. И водораздел проходил не по богатству одежды, поскольку крестьянки снимались тоже в нарядной версии своей одежды – съёмка была редким, дорогим, торжественным событием.
На этой фотографии нетрудно понять, что видишь крестьянок, потому что на виду загрубелые рабочие руки.
Рано ли старились русские крестьянки?
В соседних деревнях – буквально пара вёрст друг от друга – могли быть радикально разные обычаи. В одной муж с женой обращались друг к другу на «Вы», а в другом – матерно. В одной вокруг старшей невестки крутилась жизнь семьи – она ведь становилась матерью первенца нового поколения, в другой каждая невестка была как батрачка. В одной пироги пекли так, в другой этак. Что уж говорить о традициях ухода за внешностью.
Казачки, которых одни считают русскими, другие – особым случаем, удивляли приезжих тем, что лица у них были закрыты, как у восточных женщин. Это не было подражание кавказцам – как раз многие кавкаженки лиц не скрывали. Это было средством ухода за красотой. Казачки прятали кожу лица от палящего солнца. Зато на праздники и в церковь они ходили, открыв лица, чтобы все видели и нежный румянец, и белые лбы.
Кадр из фильм *Тихий Дон* показывает казачек в зануздалках — платках, защищающих кожу лица от фотостарения.
Большинство других крестьянок лица от солнца не защищали – разве что пытались делать маски, отдыхая после бани, или умываться какой-нибудь особенной водой. При этом они проводили много времени на морозе, на ветру и на палящем солнце. Современный горожанин, далёкий от представлений о деревенской жизни, обычно представляет русскую бабу весь день возящуюся у печи с пирогами. На деле картина была совсем другой.
В страду женщины активно участвовали в полевых работах, по много часов каждый день – как солнце встало и пока оно не село. От солнечных лучей кожа не просто покрывалась загаром – она иссыхала, быстро шла морщинами, становилась плотной и тёмной одновременно. Рукам доставалось много работы, и это влияло на их кожу. Всё остальное время года большую часть работы женщины делали дома. Кроме той, что связана с водой. Именно женщина носила тяжёлые вёдра с водой, отправляясь за ними порой за полдеревни или дальше – как часто можно было встретить колодец, зависело от местности. Именно женщина ходила стирать и полоскать бельё к реке, неважно, мороз ли, ветер ли.
Девочки-подростки на этой фотографии многим кажутся сейчас взрослыми, молодыми женщинами.
Стирка была небыстрым занятием, сильно нагружающим руки и спину. Кожа лица часто обветривалась или высыхала от мороза – это ускоряло процессы старения. Кожа и суставы рук от холодной воды и работы в ней тоже стремительно старели. Вот и выходило, что часто в двадцать пять крестьянка выглядела так, что городской житель давал ей и тридцать пять, и пятьдесят. Особенно если на работе женщина надорвала спину и начала сутулиться, делая образ ещё более «старческим». Или если от беременностей, нехватки кальция в рационе или побоев она теряла часть зубов, что влияло на овал лица и речь.
В шестьдесят от сорокалетней не отличить!
Однако те, кто рассказывает, как бабушка из деревни на их памяти совершенно не менялась, не лукавят. После того, как на женском лице к двадцати пяти годам появлялся первый набор признаков активного старения кожи, очень часто она будто консервировалась внешне. Причин тому было несколько.
Во-первых, чаще всего до старости доживали изначально очень крепкие, «удачные» человеческие экземпляры – те, кто пережил полное смертельных опасностей детство, истощающие организм беременности, все физические нагрузки, были так крепки, что было бы странно ждать, что они быстро превратятся в развалины. Работа превращалась для них, скорее, в поддержку организма движением и практически спортивными нагрузками.
Во-вторых, у русских крестьян было не принято активно двигать лицом. Мимика ценилась скупая – дёргают лицом, мол, идиоты. С малых лет девочка (и мальчик) привыкала носить лицо неподвижным, хотя и напряжённым (вероятно, для защиты глаз от ветра и солнца). Это препятствовало образованию мимических морщин во взрослом возрасте. Лица носили настолько неподвижными, что многих современных пользователей это коробит – под фотографиями могут писать, что женщины угрюмы, держат лицо кирпичом и так далее, в то время, как хорошо видно, что они просто стоят спокойно.
По лицу этих женщин не вычислить их возраст. Обычно легче это сделать по рукам: чем старше женщина, тем больше времени она работает дома и тем светлее руки. Хотя иногда загар въедался на всю жизнь.
В-третьих, солнце, конечно, вызывало фотостарение лица, но оно же дубило кожу лица загаром. Кожа становилась плотнее, могла стать даже гладкой, глянцевитой, только с некоторым количеством морщин – заломами от необходимости щуриться против солнца и двигать челюстью, чтобы есть и говорить. Такая кожа меньше была подвержена воспалениям, часто (в зависимости от других обстоятельств) смотрелась подтянутой, скорее жёсткой, чем дряблой. Это плохо смотрелось в тридцать, но замечательно – в шестьдесят.
Крестьянская семья. Как думаете, сколько лет родителям?
В-четвёртых, женщины во многих деревнях ели много коллагена. Выбирать из коровьей или свиной туши только филе было не принято. В ход шли все детали коровы, в том числе такие, которые годны только на холодец или в суп. В бедных семьях курицу часто делили так: самые мясные части – отцу и взрослым сыновьям, а женщины вылавливали в щах лапки и кусочки кожи. В общем, с пищей женщина получала порой больше коллагена, необходимого для поддержания кожи упругой, чем современные любительницы диетических грудок. Кожа поддерживалась питанием примерно в одном состоянии большую часть жизни.
У женщин двух разных поколений примерно одинаковый тонус кожи. Причина: коллагеновая диета.
Быт крестьян в 18 веке в России: традиционная еда, одежда, интерьер в избах. Принципы отопления в курной избе.
Культура питания крестьян
Традиционные блюда крестьян, живших в 18 веке, отличаются от современных кулинарных изысков. Например, мясо было скорее праздничным блюдом. Да и обилие постов не способствовало частому употреблению мясных яств.
Самым популярным первым блюдом были щи из квашеной капусты. Кроме этого нехитрого супа хозяйки подавали домочадцам сало. Во время поста оно заменялось грибами или рыбой. Счастливые обладатели коров баловали родных молочными продуктами, созданными в домашних условиях: творогом, сметаной и пр. Востребованными были и различные каши.
Мало какой прием пищи проходил без главного – хлеба. Его пекли раз в неделю. Если современный хлеб из супермаркета уже через несколько дней очерствеет, то у крестьянок 18 века были свои секреты по сохранению выпечки. Хлеб хранился в льняных или холщовых полотенцах, которые замедляли испарение влаги и высыхание выпечки.
В голодное время для выпечки использовалась ржаная мука с различными добавками. В ход шла и гречневая, и овсяная мука, из которых делали блины, оладьи и лепешки.
В качестве питья подавались фруктовые узвары, которые были не просто вкусными, но и полезными для здоровья, а также квас и кисель. Последний кардинально отличался от современного: его готовили из ферментированного зернового продукта, например, той же овсяной муки. Такой кисель удобнее было не пить, а есть ложкой. Среди напитков покрепче народ жаловал пиво, так называемое хлебное вино.
У этого термина существуют и другие значения, см. Крестьянка. «Крестья́нка» — советское и российское периодическое издание, выходившее с 1922 года по 2015 год…
Главные редакторы
- 1970—1971 — И. А. Кобчикова
- 2005 — ноябрь 2007 — Алла Виноградова
- декабрь 2007 — июнь 2008 — Тамара Виркунен
- июль — декабрь 2008 — Анна Перова
- июль — январь 2009 — Тамара Виркунен
- февраль — август 2009 — Оксана Пономарева
- август 2009—2010 — Наталья Щербаненко
- 2010—2015 — Анна Бабяшкина.
Прогулка по Сахаре
Сахара — крупнейшая на Земле пустыня, расположена в Северной Африке. Прогуляемся по пескам времени. Пустыня Сахара вытянута примерно на 4 800 км с запада на восток и от 800 до 1200 км с севера на юг; имеет площадь около 8,6 млн кв. км. Это около 30 % площади Африки, немногим больше площади Бразилии. Фотография из космоса. В с…
Магшоты нарушителей с забавными прическами
Нарушители закона из этой подборки магшотов прославились не своими преступными деяниями, за которые они были задержаны полицией и доставлены в участок, а забавными прическами. На стиль этих людей нельзя смотреть без улыбки, ведь подобные стрижки встречаются далеко не каждый день, следовательно, оставить нечто подобное без внимания просто невозможно. …
Трехмерные рисунки Николы Кулича
31-летний сербский художник-самоучка Никола Кулич на протяжении более 4 лет занимается созданием трехмерных рисунков и отлично преуспел в этой области. Благодаря карандашам и маркерам Никола создает весьма реалистичные 3D изображения на обычной бумаге. Предлагаем взглянуть на некоторые работы талантливого художника, которые, непременно, произведут на ва…
8-летний мальчик-инвалид из Кирова побил мировой рекорд
8-летний мальчик по имени Влад Черепанов прикован к инвалидному креслу. Однако, несмотря на ограниченные возможности здоровья, он смог стать абсолютным рекордсменом в народном жиме. В данном виде спорта штанга весит в два раза меньше веса самого атлета. Так, 9 августа в детском центре «Артек» Влад установил рекорд Гиннесса. Он поднял штангу 701 раз и эт…
Строительство Вашингтона
После победоносной войны жителей британских колоний Северной Америки за независимость от Англии и провозглашения США, новая страна имела несколько временных столиц. Последними из них являлись Нью-Йорк и Филадельфия. Там работали президент и правительство, а также проводились заседания Конгресса.Однако избранный в 1789 году первый президент США Джордж Ва…
Книги, сделавшие их авторов миллионерами
Многие писатели мечтают о книге, которая не только сделает автора известным, но и принесёт ему весьма солидные гонорары. Некоторым это удаётся. Их книги издают миллионными тиражами, произведения экранизируют, выпускают сувениры с героями и, соответственно, всё это приносит литераторам весьма приличный доход. В нашей подборке книги, авторы которых стали …
5 витаминов для зубов и десен
Медики составили ТОП-5 полезных витаминов, важных для здоровья зубов и десен. Кроме того, следует правильно ухаживать за полостью рта и регулярно посещать стоматолога.Одним из главных микроэлементов назван кальций, поскольку его дефицит в организме грозит разрушением зубной эмали. Данный витамин имеется в составе яиц, мяса, капусты, молока, а также неко…
Цвет ногтей может указывать на болезни в организме
Эксперты рассказали, что цвет ногтей может указывать на наличие болезней в организме. Специалисты назвали признаки, по которым можно определить заболевания. Состояние ногтей может указывать на некоторые проблемы с организмом.Однако из-за покрытия гель-лаком невозможно узнать о наличии заболеваний. Если человек употребляет жирную пищу или курит, ногти пр…
Рембрандт. Голландский художник
Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Рембрандт писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены. Под его кистью они превращались в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях…Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Harmenszoon van Rijn Rem…
Руины майя в Гватемале
Удивительная находка обнаружилась в джунглях Гватемалы. В биосферном заповеднике Майя, расположенном в этой центральноамериканской стране, было проведено исследование с использованием технологии лазерного сканирования с воздуха. Оказалось, что под густыми кронами джунглей скрываются 61 480 структур, принадлежащих этой древней мезоамериканской цивилизаци…
Михаил Лабковский: Высокая самооценка бьёт всё!
Самооценка бьёт всё: красоту – внешнюю и особенно внутреннюю; широкую образованность; недюжинный ум; таланты и способности; мускулы и деньги.Самооценка компенсирует всё: если особой красоты, образования и талантов не наблюдается, но человек бесконечно влюблён в себя и не сомневается (причём абсолютно справедливо) в своей уникальности и обаянии – он точн…
Мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия
Вы когда-нибудь видели, как выглядит замороженный мыльный пузырь? Если нет, то теперь у вас есть такая возможность благодаря польскому художнику Пабло Залуска (Pablo Zaluska), заморозившему обычный мыльный пузырь при температуре -15 градусов Цельсия. …
Необычный «галечный» пляж
В селе Териберка Мурманской области на побережье Баренцева моря есть вот такой пляж. Хоть с виду на фото он и выглядит, как обычный галечный пляж, но это не совсем так. Кстати, это самая северная точка России, куда можно свободно добраться на обычном автомобиле.А теперь обратите внимание на человека на фото: …
Раскол Христианской Церкви
В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе. Однако найти путь к примирению не удалось, и года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Констант…
Источники
- http://mainfun.ru/news/2016-10-04-48651
- https://history.wikireading.ru/68770
- https://mytkani.ru/izdeliya/plate-krestyanka-2.html
- https://homsk.com/bingo/zhizn-krestyanok-v-carskoy-rossii-pochemu-derevenskie-zhenshchiny-vyglyadeli-v-30-let-na-40-a-v-60-let—tozhe-na-40
- https://umniku.ru/strany/byt-krestyan-v-18-veke-v-rossii-osnovy-uklada-prostyh-lyudej/
- https://ggn64.ru/istoriya/krest-yanka-zhurnal.html