У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлеск (значения). Первое издание ироикомической поэмы А. Тассони «Похищенное ведро» (1622) Бурле́ск…
Бурлеск
Бурле́ск (итал. burlesco , от итал. burla — шутка) — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо классицистической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.
Травести́я — литературный пародийный приём, когда о высоком предмете повествуется низким стилем.
У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлеск (значения). Первое издани
Содержание
Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек») — пародия на «Илиаду» Гомера.
В эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato — перелицованную поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственно переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.
Травестированная поэма эпохи классицизма [ | ]
Во Франции наиболее ярким произведением в жанре травестии явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).
На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».
Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды». (Список продолжателей Скаррона см. Последователи «Вергилия наизнанку» Скаррона).
В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. К традиции травестии примыкает и «Гаврилиада» молодого Пушкина.
Позднее на основе «Энеиды» Осипова была создана «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период ранее 1798 г. и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат» В. Ровинского; другой образец бурлеска — «Тарас на Парнасе» К. Вереницына).
Ироикомическая поэма эпохи классицизма [ | ]
Полемизируя со Скарроном, идеолог классицизма Буало в 1672 г. опубликовал поэму «Налой», где высоким стилем героической поэмы описал будничное происшествие из повседневной жизни. Возвышенное описание «низких» предметов стало одним из основных направлений английской литературы эпохи классицизма. Важнейшим памятником английского бурлеска является «Гудибрас» Батлера (1669) — злая сатира на пуритан. В стиле «Гудибраса» выдержаны некоторые сатиры Драйдена, «Битва книг» Свифта и лучшее в поэтическом наследии Поупа.
Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница» в своё время была популярнее всех «серьёзных» трудов Вольтера. Русскому читателю вкус к этому жанру привил В. И. Майков, автор поэм «Игрок ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).
Бурлеск XIX—XX вв. [ | ]
В европейской литературе середины и конца XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».
Искусство XX века (экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда) вновь использовало опыт бурлеска. О проявлениях в кино см. бурлескная комедия.
Бурлеск Бурле́ск (фр. burlesque , от итал. burla — шутка) — вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное
Содержание
Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек») — пародия на «Илиаду» Гомера.
В эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato — перелицованную поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственно переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект — образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.
Травестированная поэма эпохи классицизма
Во Франции наиболее ярким произведением в жанре травестии явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648—1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).
На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».
Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779—1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784—1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона — обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».
В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них — «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. К традиции травестии примыкает и «Гаврилиада» молодого Пушкина.
Позднее на основе «Энеиды» Осипова была создана «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период ранее 1798 г. и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат» В. Ровинского; другой образец бурлеска — «Тарас на Парнасе» К. Вереницына).
Ироикомическая поэма эпохи классицизма
Полемизируя со Скарроном, идеолог классицизма Буало в 1672 г. опубликовал поэму «Налой», где высоким стилем героической поэмы описал будничное происшествие из повседневной жизни. Возвышенное описание «низких» предметов стало одним из основных направлений английской литературы эпохи классицизма. Важнейшим памятником английского бурлеска является «Гудибрас» Батлера (1669) — злая сатира на пуритан. В стиле «Гудибраса» выдержаны некоторые сатиры Драйдена, «Битва книг» Свифта и лучшее в поэтическом наследии Поупа.
Ироикомическая поэма «Орлеанская девственница» в своё время была популярнее всех «серьёзных» трудов Вольтера. Русскому читателю вкус к этому жанру привил В. И. Майков, автор поэм «Игрок ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).
Бурлеск XIX—XX вв.
В европейской литературе середины и конца XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха — «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».
Искусство XX века (экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда) вновь использовало опыт бурлеска. О проявлениях в кино см. бурлескная комедия.
Бурлеск в интернете
Типичным примером бурлеска в интернете является Луркоморье — сайт мимикрирующий под Википедию, но излагающий информацию в юмористическом иногда хамском тоне.
Возможно, также к наиболее заметным мастерам бурлеска в Интернет можно отнести А.Лебедева и его блог.
Содержание: История бурлеска – от комедии…
Основы стиля бурлеск в одежде
Первое, о чем должна помнить кокетливая прелестница, — это то, что для неё отныне существуют исключительно платья и юбки, никаких брюк, леггинсов или шорт
Идеальным вариантом для юбки в данном направлении станет «карандаш», делающая походку своей обладательницы притягательной. Для платьев также действуют определенные ограничение — никаких свободных туник или свободных от линии груди подолов в стили «Бэби Долл». Обтягивающие или нежно льнущие к телу ткани, подчеркивающие все изгибы своей обладательницы.
Корсет
Вторая отличительная особенность именно этого направления — это корсет, умелое использование которого в образе придаст толику эротичности, но не вульгарности. К слову сказать, именно он поможет создать идеальные изгибы, если это необходимо.
Третья составляющая — это обувь на высоком каблуке
Балетки, военные ботинки и угги для последовательницы бурлеска — табу. Впрочем, умело подобранная пара лодочек или же ботильоны умело вытянут стройные ножки своей обладательницы. Но в отношении обуви не стоит забывать о грани стиля и вульгарности: особенно широкая подносочная часть пары в сочетании с чрезмерно высоким каблуком переведет прекрасную даму в абсолютно иную категорию дам.
Четвертым в последовательности, но не по значению, считается нижнее белье
Кружевные чулки, подвязки, тончайшие трусики и изящные бюстгальтеры, умело балансирующие на грани между невинностью и соблазна, должны стать обязательным предметом гардероба.
Пятое — это аксессуары
Игривые шляпки, нити жемчуга, перья экзотических птиц обязаны присутствовать.
И, наконец, не стоит забывать о зоне делькоте. Её следует подчеркивать, но не обнажать чрезмерно: игривый намек, соблазнительные окружности и тонкая невесомая вуаль создадут требуемый эффект недоступной соблазнительницы.
Собирая свой образ в стиле Бурлеск, стоит помнить о том, что с сего момента прекрасная дама будет всеми способами демонстрировать свою волнующую женственность, но лишь только демонстрировать.
Днем он работает антикризисным менеджером, а по вечерам танцует на каблуках и в перьях. Зачем ему это?
Этот мужчина — первый и единственный в русском бурлеске
«Ну что ты ногу поджал, как писающая девочка, твою мать!» — по танцевальному залу разносится суровый голос хореографа.
В это время от одного зеркала к другому широко шагает парень модельной внешности в майке и коротких шортах. Его легкую походку «от бедра» усложняют туфли на шпильке выше 20 см цвета детской жвачки.
«Пусть у тебя хоть понос, все равно должно быть видно, что тебе кайфово!» — продолжает возмущаться хореограф.
«Да мне кайфово, ненавижу вас всех!» — отвечает нерадивый ученик. С усталым выражением лица он снимает обувь и начинает повторять танец, с которым вышел на сцену год назад. Закончив прогон, он смотрит на хореографа.
«Девушка, так и напишите, что пора его убить. У вас камера тяжелая?» — обращается ко мне наставник. Лицо его покраснело, и он стал похож на Гордона Рамзи в приступе ярости.
«Видишь? Он единственный, кто хоть что-то может со мной сделать», — гордо отвечает его подопечный.
Так, два раза в неделю, по вторникам по четвергам, проходят тренировки Ильи. Ему 35 лет, он женат. Днем он — антикризисный менеджер в компании по продаже проекторов и экранов. По вечерам он Ellisha Fox, первая и единственная звезда русского бурлеска мужского пола.
Школы и нервные срывы
«Обычно дети мечтают стать летчиками, космонавтами, врачами. У меня таких планов не было. Детство мне нравилось проводить в детстве», — с блаженной улыбкой вспоминает Илья. До тренировки еще час, мы сидим в кафе. На нем кожаная куртка с пушистым мехом на плечах, к карману джинс прикреплен лисий хвост. Илья чуть прищуривается, и сам становится похож на хитрого лиса.
По словам Ильи, у него было счастливое детство — родители часто возили его в путешествия, в том числе по Европе и США, сам он с детства занимался бальными танцами.
Летом перед седьмым классом Илья отправился в Киев. Там он впервые в жизни увидел афишу выступления артистов Lido, известного французского кабаре.
«Я увидел на фото девушек в перьях, и подумал: как же это круто», — вспоминает Илья.
Вдохновившись, мальчик после поездки захотел поучаствовать в школьной постановке мюзикла «Сats», но не решался подойти к учителям — боялся, что одноклассники начнут над ним смеяться.
Вскоре он перешел в другую школу, туда же перешла часть его учителей, включая педагога по актерскому мастерству. Тогда он твердо решил попробовать себя в театре.
«Мне нравилось играть, примерять на себя разные образы, но одноклассники смотрели на меня косо. Они видели странного парня, который играет в театре и иногда рисует себе кошачьи усики. О популярности, особенно среди девочек, речи и не шло», — анализирует Илья свои школьные годы.
В 11 классе Илья уже восхищался Дитой Фон Тиз, костюмами из «Шоу Герлз» и «Мулен Руж», но пошел учиться в строительный институт.
«Строитель в России всегда найдет работу, а актер или танцовщик — нет. После учебы даже три года работал по профессии, потом ушел в event, работал в медиа и разных b2b-компаниях. Два нервных срыва, мне все нравилось», — говорит он с явно натянутой улыбкой.
Танцы на секс-вечеринках и дрожащие коленки
От стрессов Илья избавлялся, танцуя по вечерам на фетиш-вечеринках, в том числе в клубе для трансвеститов и на секс-вечеринках.
«К сексу на подобных вечеринках отношусь спокойно. Ну там же всем хорошо, почему нет? И часть людей все равно смотрит на меня, а я им дарю положительные эмоции», — рассуждает танцор. Сам он сексом на подобных вечеринках никогда не занимается».
Больше года назад Илья перенес несложную операцию (ее детали он не захотел раскрывать), за которой последовала депрессия.
«Я просто не испытывал радости от всего, что делаю. При этом сравнивал себя с друзьями и думал, что ничего не добился. И начал задаваться вопросом — может я выбрал не тот путь?», — вспоминает мужчина.
Из депрессии его вытащили организаторы секс-вечеринок, которые параллельно участвовали в московском шоу Ladies of Burlesque.
«Меня пригласили на выступление девушек. Увидел, какие все красивые, как вкусно пахнет. В перерыве позвали и предложили поучаствовать — я, конечно, отказался, считал что недостоин. А потом ведущая вышла на сцену и без моего разрешения сказала, что у них через два месяца выступит первый бойлеск-артист. И на меня смотрит. Тут я понял, что влип», — рассказывает Илья.
Первый номер готовили с хореографом и костюмером. Илья выбрал образ принца в белом костюме.
«Мне хотелось выйти на сцену и показать, что я классный и соблазнительный, как красивая картинка в журнале. Только ноги сильно дрожали, хотя все аплодировали. Тогда я понял, что такой толчок был единственным правильным решением», — рассуждает артист.
В гармонии с собой
«Это чего, мужик?» — спрашивает меня друг под звук аплодисментов, более бурных, чем перед другими артистами. Ellisha в чулках и черном коротком платье вальяжно выходит на сцену. Туфли сидят как влитые.
«Ну да, а что?» — удивленно спрашиваю я.
«Я не могу на это смотреть», — обиженно говорит молодой человек и отворачивается от сцены.
Ellisha, будто почувствовав неприязнь, под джазовую музыку пытается привлечь внимание недовольного зрителя, задевая его перчаткой по плечу. Это не срабатывает. Тогда артист под уллюкание начинает раздеваться.
«На самом деле это нормальная реакция, не нравится — не смотри. Такое иногда бывает, хотя мне предъявить нечего. Я ж на сцене, я артист. Да и вот так уже реагируют реже». — объясняет подобное поведение Илья.
Жена поддерживает его начинания, и даже помогает ему придумывать костюмы для выступлений. С мамой он тему бурлеска почти не обсуждает. Она решила, что он танцует в стриптиз-клубе. С папой тема бурлеска под строгим запретом.
«Они хотели, чтобы я стал хорошим строителем. А теперь мама постоянно говорит, что я слишком выделяюсь и ухаживаю за собой. Как будто мужчина должен ходить как обезьяна», — с грустью говорит артист.
Сам Илья планирует стать актером, но и из бурлеска совсем уходить не хочет. По его словам, каждое выступление в Ladies of Bourlesque заряжает его эйфорией на несколько дней вперед. При этом ему нравится, что профессиональные танцовщики не воспринимают артистов бурлеска всерьез. Он от этого ощущает себя эдакой «Бьонсе из трущоб», которая добилась всего сама.
«Своими выступлениями я пытаюсь донести, что можно быть разным, каждый может быть кем хочет, и не надо этого стесняться. Нельзя нести агрессию и морально подавлять человека только потому что он отличается от других», — рассуждает Илья. «Ведь просто можно быть гармоничными с самим собой, и тогда другие начнут воспринимать это нормально. Надеюсь, что начнут».
Источники
- http://wikiredia.ru/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA
- https://ru-wiki.ru/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA
- http://wiki-org.ru/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA
- https://www.compromesso.ru/flow/trends/post/stil-burlesk-ocharovanie-seksualnosti-7912/
- https://ru.rbth.com/read/609-meet-ellisha-fox-boylesque-in-russia