Агоге в спарте что это

Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили. Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались…

masterok

Вся правда о жизни спартанцев

Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили.

Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.

Реформы Ликурга

В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.

Вся правда о жизни спартанцев
Ликург — древнеспартанский законодатель

С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины. Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов.

Ограничения на все

Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.

Вся правда о жизни спартанцев
Спарта. Реконструкция облика античного города

Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.

Вся правда о жизни спартанцев
«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте

Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.

Казарма вместо семьи

В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.

Вся правда о жизни спартанцев

Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.

Вся правда о жизни спартанцев

Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.

Свободные спартанки

Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.

Вся правда о жизни спартанцев

Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что: «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями» Женщина ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей». Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.

Вся правда о жизни спартанцев
«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Художник Эдгар Дега

Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.

Лаконичность и черная похлебка

С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

Вся правда о жизни спартанцевСпартанские воины. Современная реконструкция

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал: «Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город». Спартанцы ответили коротко: «Если».

Вся правда о жизни спартанцев

Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда». Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.

Вся правда о жизни спартанцевСовременные развалы когда-то великой Спарты

Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны. Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.

Одна женщина могла быть женой сразу нескольких братьев. Дети, рожденные от такого союза, считались их общим достоянием.

Свадьба в Древней Спарте

В вопросах выбора мужа у спартанок было не больше свободы, чем у афинянок и других эллинских девушек. За обручение дочери отвечал ее отец. Если его не было в живых, опекуном девушки становился его наследник. В частности, если отец не успевал обручить дочь, эта обязанность переходила к опекуну. Судьбу спартанки-сироты, которая единственная оставалась наследницей земельного клера, решал один из царей. После свадьбы спартанка переходила под власть своего супруга.

Свадьба была, прежде всего, мужским праздником. Сама церемония сопровождалась ритуальным похищением невесты. «Похищенную» девушку встречала в доме жениха ее подруга, которая обстригала ее волосы, надевала на нее мужской плащ и сандалии, а затем укладывала ее на подстилку из листьев.

После этого к новобрачной приходил жених, который должен был перенести ее с подстилки на ложе. Проведя время со своей женой, молодой супруг уходил. Несмотря на то, что он теперь был женат, первое время он должен был продолжать спать в казарме вместе со своими ровесниками, а к жене наведываться тайно, стараясь, чтобы его никто не видел. Так могло продолжаться до достижения спартанцем 30-летия.

2.jpg

Некоторые спартанские брачные обычаи шокировали других эллинов. В частности, согласно законам Ликурга, пожилой спартанец, женатый на молодой девушке, мог привести к ней молодого человека по своему выбору и воспитывать зачатого от него ребенка. Если мужчина не хотел вступать в брак, но хотел иметь детей, он мог по согласию зачать их с женой другого спартанца.

Одна женщина могла быть женой сразу нескольких братьев. Дети, рожденные от такого союза, считались их общим достоянием. Если жена родила спартанскому гражданину достаточно детей, он мог отдать ее другому, чтобы она родила детей и ему. Спрашивали ли при этом мнение женщины, история умалчивает. Но Ксенофонт писал, что спартанки приветствовали это, потому что получали возможность управлять двумя домашними хозяйствами.

Похоже, что спартанские жены освобождались от рутинной домашней работы и управляли прислугой. Возможно, они даже не кормили будущих воинов грудью и перекладывали это на служанок-илоток. У афинянина Алкивиада, семья которого была связана со Спартой обычаями гостеприимства, была кормилица-илотка по имени Амикла.

Спарта была основана как один из дорийских полисов. Законы Ликурга сделали ее уникальным государством. Армия Спарты была лучшей в греческом мире.

Илоты и криптии

Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства, как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.

До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности, как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в V веке до н. э., было воспринято, как кара за нарушение права убежища этого храма.

Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение V-IV веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.

Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днем они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.

Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.

Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку. Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.

4 (1).jpg

Спартанское воспитание ( греческий : ἀγωγή в аттическом греческом или ἀγωγά , agōgā в дорическом гречески ) была строгое образование и программой обучения обязательная для всех мужчин спартанских граждан , за исключением первенца в правящих домах, Eurypontid и Agiad . Слово agōgē имело разные значения в древнегреческом языке и происходит от глагола ἄγω (вести). [1]Нет никаких доказательств того, что оно использовалось для обозначения спартанской системы образования до 3 века до н.э., но до этого оно часто использовалось для обозначения обучения, руководства или дисциплины. [2]

Paidonomos

В paidonomos был судья, отвечающий за контроль за спартанское воспитание в целом. По словам Ксенофонта, эта должность так же стара, как и сам agōgē , и была создана Ликургом в то же время. [30] Как высшее должностное лицо в спартанской системе образования, пайдономос отвечал за вынесение наказания, но, вероятно, не нес прямой ответственности за его применение; это было бы делегировано мастигофорам , эскадрилье hēbōntes, вооруженных хлыстами. [30] [10] Плутарх отмечает, что пайдономос наблюдал за наказанием эйрэном младших мальчиков в его агеле , чтобы оценить, было ли это приемлемым. [31]

Ксенофонт подчеркивает разницу между пайдономосом , свободным высокопоставленным магистратом, и пайдагогой (наставниками) из других полисов, которые были рабами. [32]

«Это Спарта!»: краткая история полиса и быт его населения Одним из самых ярких государств древней истории является Античная Греция. Однако эллины (как называли себя греки) не имели единого

Войны спартанцев

В истории полиса Спарта было несколько важнейших войн, определивших их историю:

  • Войны за гегемонию на Пелопоннеском полуострове. Вначале было две Мессенских войны, а затем с Аргосом («битва 300 чемпионов»).
  • 499-449 гг. до н.э. — война с персами. В этой войне все греческие полисы выступили в союзе, Спарта сыграла важнейшую роль в победе. Именно в этой войне в 480 году до н.э. в битве под Фермопилами произошел легендарный подвиг 300 спартанцев и их царя Леонида.
  • Войны с Афинами за лидерство в Греции. Уже перед окончанием войны с персами было понятно, что Афины и Спарта «перетягивают одеяло» лидера. В итоге в 460 году до н.э. произошел конфликт, вошедший в историю как Малая Пелопоннесская война. Уже в 431 году до н.э. Афины и Спарта начали войну. Спартанцы побеждают и занимают лидирующую роль в Греции.
  • В первой половине IV столетия до н.э. Спарта воевала с Фивами и Бельгийским союзом.
  • Войны с Македонией (IV-III столетие до нашей эры). Первым пытался завоевать Спарту Филипп, отец Александра Македонского. Когда он подошёл к Спарте, то произнес: «Если вы не сдадитесь, я сожгу город», Спартанцы ответили в своем немногословном стиле: «Если», и выиграли битву. Не смог завоевать Спарту и Александр.
  • В 146 году до н.э. Спарту захватывает Рим. Территория Пелопоннеса становится римской провинцией, начинается упадок Спарты.

Спартанцы вошли в историю как люди, которые презрительно относились к любой работе, кроме военной, равнодушные к прекрасному, беспощадные к илотам и безжалостные к врагам. Спарта — это полная противоположность Афинам с их народовластием и любовью к прекрасному.

Непревзойденные воины, равнодушные к роскоши и готовые умереть ради славы, — такими мы представляем себе спартанцев. Но какими они были на самом деле?

Война и только война

Настоящий спартанец не должен был отвлекаться на всякие мелочи: например, на размышления о том, что он будет есть. Обрабатывать землю и выращивать скот в Лакедемоне считали унизительным и вредным для ратного дела: а вдруг война, а спартанец уставший?

Откуда же брались хлеб и мясо? Для этого существовали илоты, чье положение напоминало статус крепостных крестьян в России. Илоты были привязаны к участкам земли, а каждому спартанцу полагался хотя бы один такой надел. Ни илотов, ни землю продавать и покупать было нельзя: только передавать по наследству или дарить.

С каждого участка землевладелец ежегодно получал 70 медимнов (более 300 ведер) зерна для себя, 12 медимнов для своей жены (видимо, спартанки ели в в шесть раз меньше мужчин), а также какое-то количество вина и фруктов. Остальное было собственностью илота.

Илоты могли получить свободу, но только по решению государства. Освобождали их редко и, конечно же, исключительно за доблесть, проявленную в сражении. Новые «крепостные» появлялись во время войн: например, в VIII веке до нашей эры спартанцы захватили соседнюю Месопотамию и превратили большую часть ее жителей в илотов.

В теории всё выглядит гладко: земледельцы пашут, воины сражаются. Однако в жизни оврагов хватало: илоты были недовольны своим положением и регулярно устраивали восстания. Спартанцы боролись с этим как могли: была даже специальная тайная полиция для борьбы с мятежниками. Убивать илотов официально запрещалось, однако раз в год им объявляли войну: так спартанцы, не нарушая закон, уничтожали всех, кто казался им непокорным.

Agoge — Agoge В agōgē (Греческий: ἀγωγή в Чердак греческий, или ἀγωγά , Agōgā в Дорический греческий) была строгая программа обучения и подготовки, обязательная для всех мужчин

Роман взволнован

Римский взволнован был ограничен мужчинами в возрасте от 14 до 19 лет и существенно эфебский в природе и организовано филы (граждане племен). Обучение состояло из легкой атлетики, пения, танцев, военного дела и, вероятно, некоторой академической подготовки. Студентов контролировали чиновники, названные bideioi («надзиратели») и патроном («хранитель закона»). [1] В течение Династия Флавиев римская взволнован которые ставят группы студентов под командование руководителя группы или боаго (βοαγός). Спонсорство было доступно некоторым бедным студентам, которые не могли позволить себе обучение. [1]

Оцените статью
ActualBeauty