20 вопросов, которые помогут выбрать профессию

Содержание

Наличие плана действий всегда снижает нервное напряжение. Перед вами 20 вопросов, которые станут вашей дорожной картой как для ребенка в 7 классе, так и для ребенка в период весеннего «окончательного выбора». <br />

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

Путь к профессии

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Редкие и уникальные профессии — 10 должностей, о которых вы не слышали| Мир идей: женский интернет-журнал с душой

1. Профессиональный обниматель

В нашем жестоком обществе все чаще хочется простого человеческого тепла. После напряженного трудового дня приятно оказаться в объятиях любимого или возлюбленной. Но что же делать одиноким людям? Неужели, если вы живете сами, то вы не заслужили капельку доброты?

Японцы знамениты своим трудолюбием, в погоне за карьерными достижениями им не хватает времени налаживать личную жизнь. В попытке побороть стресс жители Страны восходящего солнца придумали профессию «Обниматель».

В специальных кафе установлены кровати с ортопедическими матрасами. За сравнительно небольшую плату парень или девушка напоят вас горячим какао, уложат в постель и крепко-крепко обнимут. Никакого секса, пошлостей, намеков на интим, лишь дружеские объятия в концентрированном виде.

Найдите для себя работу мечты – мы составили для вас подборку вакансий, которые ломают все стереотипы! Это та работа, которая приносит не только удовольствие, но и неплохие деньги.

Тестер видеоигр

Вакансия - тестировщик видеоигр

Если вы любите играть в видеоигры, то, наверное, будете счастливы, если за это будут еще и платить от 30 000 до 80 000 рублей в месяц. А ведь это реально! Московский работодатель готов оплачивать геймеру его любимое времяпрепровождение. Взамен работнику придется анализировать пройденные игры по определенным параметрам и фиксировать результаты в отчете.

Работа мечты для геймеров

Работа мечты для геймеров

Выбор профессии для школьника: сложности профориентации, важные шаги при выборе специальности, необходимость построения образовательного маршрута.

Почему вам нужен образовательный маршрут

Образовательный маршрут — это индивидуальный план достижения профессиональных целей, учитывающий стартовые возможности, способности, цели человека. Составить его можно как для младшего школьника, так и для взрослого специалиста, желающего изменить карьеру.

guy.jpg

Творческие профессии часто кажутся более интересными

Путь к профессии мечты включает множество этапов, каждый из которых требует подготовки, временных и финансовых вложений. Если действовать бессистемно, к желаемому результату могут привести только случай и везение. Чёткий маршрут позволяет значительно повысить шансы на успех и избежать сожалений о потраченных годах и деньгах.

Конечно, желания и интересы, а также внешние обстоятельства со временем меняются, поэтому образовательный маршрут вполне может обновляться, а в случае с младшими школьниками — даже перестраиваться полностью.

Деньги и Карьера «Деньги и Карьера» – это электронное сетевое издание в формате интернет-журнала. Его цель — просто и доступно рассказать своим читателям обо всём, что связано с личными

выбор профессии: мечты = реальности?

С детских лет многие россияне задумываются о своей будущей профессии, однако не для всех эти мысли впоследствии становятся руководством к действию. Только единицы остаются верными своей мечте и работают в той сфере, которую выбрали ещё в детстве. У остальных же она разбивается о реальность. И тут возникает вопрос — на что ориентироваться при выборе профессии: нужно ли доверять своей интуиции или идти на поводу у здравого смысла? В этом ситуации интернет-журнал «Деньги и Карьера» разбирался вместе с экспертами.

Профессии родом из детства

Первые мысли о будущей профессии посещают многих россиян ещё в детстве. В столь юном возрасте она представляется идеалом, пределом мечтаний и кажется, что лучше варианта и не найти. Однако со временем представления проходят проверку на прочность и могут коренным образом измениться. Это доказывает и повседневная практика, и ряд социоисследований, проведённых в этом направлении. Так, к примеру, опрос «Левада-Центра» подтверждает тот факт, что с возрастом расстановка приоритетов к той или иной профессии меняется: в детстве профессия мечты — одна, а в более зрелом возрасте — уже другая. По данным опроса, самыми популярными профессиями в детстве у россиян были те, которые связаны с медициной (врач, доктор, медсестра, педиатр, хирург, стоматолог, фармацевт, медработник — 15%) или преподаванием (учитель, преподаватель, педагог — 12%). Далее россияне называли профессию водителя/шофёра/дальнобойщика (6%), космонавта (5%), лётчика/пилота и актера/артиста (по 4%), военного/генерала/солдата/танкиста (3%), продавца, воспитателя, милиционера/следователя, певца, спортсмена/фигуриста/футболиста/хоккеиста, строителя/крановщика/маляра, адвоката/юриста/судьи, ветеринара (по 2%). К разряду редких можно отнести варианты бизнесмена, повара, пожарника, инженера, музыканта, банкира, художника, модели, парикмахера, бухгалтера, моряка, учёного, балерины, археолога, геолога, дизайнера, журналиста, тракториста, агронома, швеи, акробата, архитектора, машиниста, программиста, стюардессы, президента, экономиста, писателя (совместными усилиями они набрали 29%, при этом каждая не превышает 2%).

Показательно, что, по результатам того же опроса, для своих детей респонденты выбирают уже другие «профессии мечты». Россияне хотели бы видеть своих чад на месте юриста/экономиста/ финансиста (20%), программиста/специалиста в области высоких технологий (15%), врача (14%), предпринимателя/бизнесмена (13%), директора банка, военного/офицера (по 11%), инженера, спортсмена (по 8%), владельца магазина (6%), артиста/музыканта/художника/писателя/журналиста, политика/министра, профессора/учёного/преподавателя вуза (по 5%), квалифицированного рабочего (4%), школьного учителя (3%), социолога/маркетолога/политолога/рекламщика (2%), фермера (1%), священника (менее 1%).

Профессия мечты: кто выбирает?

Если же переходить от мечты к реальности, то, по данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», только у 9% россиян детские мечты о профессии сбылись во взрослой жизни. По мнению наших экспертов, такая социостатистика свидетельствует о том, что по мере взросления у человека происходит переоценка ценностей и меняется векторное направление приоритетов, поэтому только у единиц мечты проходят проверку временем.

«Детские мечты очень часто не совпадают с тем, что оказывается в реальности. Ведь человек, будучи ещё ребёнком, не умеет сопоставлять свои реальные возможности (физические, интеллектуальные, эмоциональные) с тем, о чём мечтает. И очень часто получается так, что детские фантазии слишком преувеличены и даже гипертрофированны. Мечты, конечно, обязаны быть амбициозными, но при этом они должны быть соразмерны с окружающей обстановкой, условиями и способностями самого человека. Хотя и не всегда причина «несбыточности мечты» заключается в этом: взрослея, человек меняет свои мечты. На это влияют новые жизненные обстоятельства, новые знакомства, новые впечатления и опыт, когда многие детские фантазии и стремления теряют свою актуальность, — комментирует директор по маркетингу и PR кадрового холдинга «Империя Кадров», НП «Эксперты Рынка Труда» Юлия Денесюк. — Кто-то из нас мечтает в детстве «стать космонавтом», другие — выбирают более «приземлённые» профессии, например, доктора или шофёра. Но независимо от этого мечта всё-таки не сбывается. Обычно это связано именно с тем, что вкусы и жизненные ориентиры человека с возрастом поменялись. Если всё-таки человек, повзрослев, становится тем, кем мечтал быть в детстве, не всегда оказывается, что реализованная мечта — это то, чего он хотел на самом деле. Нам всем свойственно меняться и менять свои вкусы. И не всегда эти внутренние перемены совпадают с нашими решениями и выбранным путём».

«Мечты — явление замечательное, ведь будущее непредсказуемо и его можно лишь построить. Человеку это действительно удаётся. Однако детские мечты о будущей профессии по статистике реализуются, к сожалению, крайне редко. Происходит это потому, что со временем человек меняется, меняются его взгляды и интересы и вместе с ним меняются и его мечты. Это вполне естественно. При этом карьерный план, так называемую карьерограмму, всегда необходимо строить отталкиваясь именно от желаний: человек начинает мечтать, а далее каскадирует свои мечты на личные и профессиональные цели, которые впоследствии проверяет на резус-конфликт, — полагает директор по персоналу «Агентства Контакт» Любовь Корпачева. — И если резус-конфликта между личными и бизнес-целями не наблюдается, то человек начинает выстраивать свой путь от конечных профессиональных целей к промежуточным, исследует при этом реальность и соотносит с ней свои цели. Есть немало примеров, когда люди меняли профессиональный вектор и в 30, и в 40 лет и становились не менее успешными в новой профессии. Так, известный римский император Диоклетиан в 305 году отрёкся от короны и уехал в провинцию в свои владения. Когда к нему приехали с предложением вернуться «на своё рабочее место», он ответил: «Если бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы не стали просить меня об этом». ».

«Не думаю, что у большинства из нас сбылись детские мечты. Это происходит не только потому, что их трудно реализовать, но и потому, что сами мечты с годами меняются. Многие ли нынешние олигархи во время своего советского детства мечтали стать олигархами? Тогда и слова-то такого не было, но не думаю, что сейчас они жалеют о своём профессиональном выборе. Также и современные дети, мечтая при выборе профессии, конечно, ориентируются на то, что модно и интересно сейчас. Однако сложно отрицать, что за 15 — 20 лет мир изменится, добиваться успехов и строить карьеру они будут уже в другой реальности», — замечает партнёр компании «FutureToday» Иван Сафронов.

Помимо этого на решении сказываются различные сопутствующие факторы. К ряду таких факторов наши эксперты относят влияние со стороны родителей. «На мой взгляд, существует очень мало людей, которые выбирают профессию в детстве и, не меняя своего выбора, идут к своей цели. Такое почти невозможно. Это объясняется природой детского сознания и не сформированного мышления и другими факторами. Ребёнок может хотеть сегодня стать актёром, завтра космонавтом, послезавтра — учителем. Чем старше ребёнок, тем больше подключается факторов, определяющих привлекательность своей будущей профессии: хорошо оплачиваемые специальности, то есть деньги; далее — внешняя привлекательность будущего занятия — это слава, знаменитость, узнавание в обществе и совсем небольшой сегмент здесь отдаётся желанию заниматься тем, чем любишь — лечить животных, преподавать английский и т.д. Это так думают подростки, — уверена специалист по подбору персонала компании «Consort Group» Надежда Перехрест. — Но, к сожалению, в реальности происходит всё совсем иначе. Чаще всего за своих детей решают родители: куда идти учиться, какую специальность выбрать и какое направление в карьере избрать. Иногда это делается задолго до окончания школы, иногда это делается без обязательных предварительных обсуждений со своим чадом о том, чем бы он хотел заниматься. Ребёнок идёт туда, куда решили родители, идёт потому, что родители грамотно и по-взрослому ему обосновали перспективность выбранного ими же направления. Это очень неправильно».

иллюстрация о мечтах и работе

В некоторых случаях выбор той или иной специальности может быть продиктован ограниченностью выбора и внешними факторами. По словам Надежды Перехрест, в малообеспеченных семьях родители чаще всего уже знают, куда пойдёт ребёнок: либо ПТУ, либо колледж, либо пойдёт работать. «Опять же выбрать самому, в силу внешних факторов, ребёнку тоже не дают. Мечты мечтами, но денег на хорошее образование и университеты нет, а поступить самому на бюджетную основу без предварительной дополнительной (и чаще всего) платной подготовки тоже не выйдет. Вот и получается, что на сегодняшний день очень мал процент детей, которые пошли учиться в высшие учебные заведения именно туда, куда сами хотели и о чём мечтали. Чаще всего студенты говорят: «Я здесь только за дипломом, «вышка» всегда нужна, а потом определюсь». Многие студенты бросают университеты на 2 — 3 курсах, понимая «это — не моё». Как показывает статистика, очень немногие после этого вообще получают ВО. Те, кто остался учиться, после окончания университета либо остаются в индустрии и продолжают работать в области, которую изначально не очень-то и желали, либо начинают мучительный путь поиска работы не по специальности. Так и получается, что в нашей стране пугающее большинство людей занимаются не тем, о чём мечтали и что действительно и по-настоящему хотят сами, — подчёркивает эксперт. — И работа для нас не столько удовольствие и реализация своих внутренних потенциалов, сколько процесс зарабатывания денег для наших потребностей. Я сейчас не имею в виду нашу компанию, так как здесь как раз работают настоящие энтузиасты и люди, любящие свою работу. А в качестве иллюстрации я прилагаю интересную картинку, отражающую (в большинстве своём) ситуацию о мечтах и работе у нас в стране».

«При словосочетании «детские мечты» внутри возникает нечто ностальгическое из СССР. Желание быть монтажником-высотником, космонавтом, водителем автобуса было, наверное, у каждого второго ребёнка. И, что примечательно, никто не хотел быть бизнесменом (по тем временам фарцовщиком). А ведь у многих мечты сбывались. В нынешнее время мечты кардинально поменялись. Мы живём в век капитализма, бюрократии, коррупции. Зачастую детские мечты не учитываются и ребёнок идёт по стопам родителей, а если быть точней, то по выбранному ими пути. В этом нет ничего плохого, но тот самый ностальгический порыв умирает на корню», — размышляет управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

По мнению ещё одного эксперта, детские мечты могут сбываться в той или иной степени, весь вопрос в контексте восприятия. «Детские мечты, как правило, воплощаются. Отдельный вопрос: рано или поздно и в какой форме. Это может быть релевантная специальность или какой-то общий тип деятельности (например, дизайнер: ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьеров и пр.), а может реализоваться через хобби, которое со временем способно перерасти в профессиональную деятельность. Если мы говорим о последнем варианте, то важно отметить правило 10000 часов , которое имеет право на существование. Согласно теории Малкольма Гладуэлла, канадского журналиста и писателя, в течение этого времени человек способен достичь определённого уровня мастерства. Для наглядности скажем, что десять тысяч часов это примерно три часа в день или двадцать часов в неделю в течение десяти лет. При этом, чем раньше человек подойдёт осознанно к своему выбору, тем больше у него шансов добиться выдающихся результатов в той или иной области. Критичен этот вопрос для определённых областей, часто связанных с физиологическими параметрами (профессиональный спорт, балет), поэтому в той или иной степени самоопределение в данных областях происходит в детстве», — рассказывает тьютор, консультант по подбору персонала компании «Consort Group» Ирина Чернова.

По её словам, те причины, которые мешают сделать осознанный выбор в детстве, находятся на поверхности: они заложены в социально-экономической ситуации и культуре. «На историческом материале мы можем наблюдать, что есть периоды, когда не приходится выбирать, а нужно действовать по принципу «годен — не годен»: войны, эпидемии, катастрофы. Не менее ощутимый эффект несёт существующая идеология. Такова была ситуация в СССР. Был госзаказ на оборонную промышленность, на спорт высоких достижений, где процесс отбора вёлся жёстко и безапелляционно. Далее развал политического строя, появление рыночной экономики. Хороший «вброс» ситуации выбора и самоопределения и, вместе с тем, экономического фактора. Люди меняли профессию не «по зову сердца», решая простой вопрос финансового выживания. На данный момент у нас в стране не сформирована культура выбора и это, на мой взгляд, является ключевой проблемой на этапе профессионального самоопределения. Это касается как детского, так и зрелого возраста. Грубо говоря, если в детских садах Германии уже в 2 года малышам предлагают на выбор различные виды активностей на день, то у нас над частью «деятельность» задумываются ближе к концу средней школы в рамках профориентации. Соглашусь, что выбор есть, но он либо в сфере «потребления», либо задаётся родителями, неся на себе ряд ограничений», — рассуждает Ирина Чернова.

Куда приводят мечты?

Итак, хоть мечты о будущей профессии сбываются и не у всех россиян, но так или иначе это говорит о целеустремлённости отдельно взятой группы людей. Кто в неё попадает? По данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», чаще всего идут по пути, определённому ещё с детских лет, врачи (56%), учителя (32%), водители (27%) и юристы (21%). Комментарии респондентов подтверждают осознанность и удовлетворение выбранного ими пути. «Только врачом, лет с 10 сомнений не было», — подтверждает детский кардиолог из Санкт-Петербурга. «Учителем, чтобы помогать детям, чтобы быть им самым лучшим другом и помощником!», — говорит заместитель директора по УВР из Омска. «Всегда мечтала стать юристом, постоянно представляла, как участвую в судебных процессах, прениях», — присоединяется ведущий юрист из Уфы.

Впрочем, мечты могут сбываться и у специалистов других профессий. «В детстве мечтала стать руководителем, важным для компании профессионалом, владеющим разными иностранными языками. Не зная, как называются должности, какие функции выполняются на разных уровнях, какие могут быть сферы деятельности, я часто играла в деловую леди, которая постоянно работает с большим количеством документов, ведёт телефонные переговоры, ездит на встречи и к которой все обращаются за советами. Могу сказать, что именно этим я сейчас и занимаюсь, воплотила детские мечты в жизнь. », — делится заместитель начальника отдела рекламы из Москвы.

Эксперты же сходятся на том, что сама профессия не особо влияет на целеустремлённость специалиста, многое зависит от его желаний. «Если человек изначально настроен на свой путь, то, конечно, шансов быть успешным в этой сфере много. Главное, чтобы этот путь приносил удовольствие и человек рос морально и, что немаловажно в наше время, материально», — считает Владимир Телятников.

«Те, кто не ошибся со своей мечтой и счастлив в профессии, добиваются успеха именно благодаря постоянству и целеустремлённости в достижении цели. Не более того. Никакие другие причины, помимо уверенности в собственном выборе и большого желания, не нужны для реализации «работы мечты», — предполагает Юлия Денесюк.

«Если детская мечта была настолько сильной и определяющей для ребёнка, что он сохранил эту страсть на всю жизнь и сейчас работает в профессии, о которой мечтал в детском саду, то, скорее всего, он в ней преуспел, ведь мы всегда наиболее успешны в том, к чему стремимся, о чём мечтаем и чем горим. Это касается не только детских желаний, во взрослом возрасте также важно следовать за велениями своего сердца и искать возможность самореализоваться в том, что вам действительно интересно, а не слепо гнаться за деньгами», — добавляет Иван Сафронов.

Движение к своей профессиональной цели приводит к тому, что со временем выбранная профессия воспринимается специалистом как его призвание и он отдаёт все силы для того, чтобы совершенствоваться в данном направлении. При этом зачастую внешние факторы и реалии современного рынка труда не берутся в расчёт. Хорошо это или плохо — каждый решает сам. «Не понаслышке знаю фанатов своего дела в учёной среде, которые, получая копейки, продолжают разрабатывать мощнейшие и новейшие технологии для всей России. Вот у них профессия и есть призвание. Но ведь это лишь малая часть трудоспособного населения. Остальные либо находятся у госкормушки, либо крутятся изо всех сил, чтобы заработать средства для себя и семьи. И вот именно эта часть и учитывает реалии современного рынка труда», — соглашается Владимир Телятников.

По мнению наших экспертов, при выборе профессии стоит руководствоваться принципом «профессия — моё призвание». «Безусловно стоит это делать, так как народная пословица гласит: не хлебом единым жив человек. Только денежная или, как принято говорить в HR-среде, инструментальная мотивация действует всего 2 — 3 месяца, лишь единицы сотрудников мотивируются монетарно длительный период. Кроме того, жить в обществе и быть свободным от него — невозможно. Но тут надо чётко понимать, чего ты хочешь: только признания или признания и денег, — акцентирует внимание Любовь Корпачева. — Григорий Перельман — яркий пример профессионала, для которого доминирующим является призвание, при этом, безусловно, важно признание и абсолютно не имеют значения деньги. Он носит папин плащ, пошитый в 1963 году, живёт на мамину пенсию, отказался от получения Нобелевской премии и, доказав гипотезу Пуанкаре, тут же стал работать над ещё более сложной математической задачей. Эта история — подтверждение того, когда человек считает науку своим призванием и не нуждается в публичном признании и деньгах. Обыватель же, в хорошем смысле слова, мечтает жить в уютном доме, учить детей в лучших школах, отдыхать на престижных курортах. И если в России наука пока не достаточно субсидируется, а профессора зарабатывают ничтожно мало, то и приходится отказываться от великой идеи и, учитывая реалии жизни, заниматься более приземлённым, но хорошо оплачиваемым делом».

«На мой взгляд, стоит. Если у вас талант быть врачом, а от юриспруденции становится дурно, то хорошего юриста из вас всё равно, скорее всего, не выйдет. Современный рынок труда даёт возможности и врачам и учителям найти хорошо оплачиваемую работу. Главное, говоря о том, что ваше призвание — какая-либо профессия, не забывать о том, что люди этой профессии могут понадобиться в разных местах: можно и нужно найти то место, где вас оценят по достоинству. Ну и конечно, чтобы вас высоко ценили, нужно пройти долгий путь и стать настоящим профессионалом в своём деле, постоянно стремиться к росту и развитию, неустанно работать над собой», — дополняет Иван Сафронов.

«Конечно, это важный ориентир при осуществлении выбора профессии. Многим в течение своей профессиональной жизни приходится менять сферу деятельности или специальность — именно потому, что работа не приносит не только материального, но, главное, душевного комфорта. Человек чувствует, что занимается «не своим делом» и постоянно ищет новые способы самореализации. Безусловно, при выборе профессии важно учитывать реалии рынка. И, чаще всего, это не связано с детскими мечтами. Выбор современной молодёжи в наше время нередко продиктован именно ситуацией на рынке труда, спросом работодателей и уровнем востребованности тех или иных специалистов, — отмечает Юлия Денесюк. — Молодые люди сейчас более продуманно подходят к выбору будущей профессии и нередко решающую роль здесь играет финансовый фактор (уровень будущего дохода). Сказать, что молодёжь учитывает все потребности рынка труда, нельзя. Так, сейчас несмотря на высокий спрос среди работодателей на производственные специальности, молодые люди не проявляют активного желания работать в производственном секторе, а делают выбор в пользу «модных» в молодёжной среде профессий».

Профессиональный выбор: путь к успеху

Выбор профессии — это важный, серьёзный и ответственный шаг, в каком бы возрасте его ни приходилось делать главное чтобы он совершался в направлении той специальности, которой действительно хочет заниматься человек. Как лучше определиться — на этот счёт наши эксперты дали свои рекомендации.

Советы экспертов

Как сделать правильный выбор в пользу той или иной профессии и на какие моменты при этом необходимо обращать внимание?

Владимир Телятников, управляющий директор компании «Brightmen Solutions»:
«На самом деле, об этом можно написать не одну книгу. Если же постараться ответить коротко, то необходимо выделить следующее:
* Важно понять, к чему предрасположен сам человек: работать руками или «в полях» (ногами), работать на телефоне или с цифрами и т.д.
* Далее необходимо решить к какому результату человек может прийти на этом поприще. Если ближайшие цели видны и осязаемы, а дальнесрочные перспективы выглядят очень заманчиво, то стоит приложить усилия для осуществления своей мечты: пойти учиться, получить дополнительные знания и навыки, начинать работать в данном направлении.
* И главное, что я отмечаю всегда, работа и профессия должны приносить удовольствие. В обратном случае — это будет медленное затухание человека на работе и, как результат, полное неудовлетворение жизнью».

Иван Сафронов, партнёр компании «FutureToday»:
«В первую очередь, подумайте о том, что вам интересно, какой вид работы вам нравится выполнять. Подумайте не о ярлыках и названиях, а о сути: какую пользу вы хотите приносить людям, что вам нравится и удаётся делать хорошо, что ценят в вас ваши друзья и однокашники? Потом проанализируйте, где вы сможете заниматься такой работой. Например, если вам нравится учить людей и помогать им расти и развиваться, вам может стать интересна не только работа учителем в школе, но и тренером в корпоративном университете. После того, как вы поймёте чем вы хотите заниматься и где это возможно, наступит этап поиска конкретного места. Этот этап достаточно трудоёмкий и надо относиться к нему максимально ответственно, бороться за успех. Не ждите, что работа мечты найдётся сразу же в первую неделю, и не забывайте, что на начальных этапах карьеры вам ещё многому предстоит научиться. Стоит выбрать место работы, где вы будете учиться, даже если ради этого на первое время придётся пожертвовать деньгами. Это инвестиции, которые окупятся не только деньгами, но и радостью, которую получает признанный профессионал, каждый день приходя на работу, которую он любит».

Ирина Чернова, тьютор, консультант по подбору персонала компании «Consort Group»:
«Как вырастить и реализовывать институционально самоопределение и развитие профессионального человеческого потенциала — это предмет для отдельной дискуссии. Но для тех, кто читает данную статью и задумывается над темой возвращения к «мечтам детства» или «профессии как призвания», хочется привести несколько рекомендаций, на что можно обратить внимание:
1) Работа с собой. Существует огромное количество психологических техник, тестов, способных объективировать ваш интерес. Поймите, чем вам нравится заниматься в значении «делать». Это создаст поле для обозначения типа деятельности.
2) Профессии существующие и профессии появляющиеся. Отслеживайте основные тенденции в интересующей вас области. Мир меняется, появляются новые специальности, часто на стыке направлений. Это поможет вам не потерять имеющийся «багаж» и одновременно укрепиться профессионально. Вы сможете сделать шаг развития, учитывая возможные риски, и будете обладать большим конкурентным преимуществом на рынке труда.
3) Выходите в среду. Пробуйте: участвуйте в проектах (в качестве волонтёра, удалённого работника), проходите стажировки. Не забывайте про «любительские» клубы и профессиональные сообщества.
Если вы сделаете шаг в одном из направлений, то он уже поможет понять — правильным ли курсом вы движетесь. Часто требуется сделать несколько таких шагов, чтобы собрав их, очертить более точный контур «работы мечты»».

Юлия Денесюк, директор по маркетингу и PR кадрового холдинга «Империя Кадров», НП «Эксперты Рынка Труда»:
«Правильный выбор сделать сложно, но возможно. Главное, чтобы это был взвешенный выбор «на перспективу». Проанализировать рынок, определить потребности компаний, выяснить, какие специальности считаются «профессиями будущего». Из представленного перечня выбрать то, что не просто интересно, а действительно нравится, по душе. Можно пойти по другому пути: выбрать место, где по-настоящему хочется работать — компанию мечты. Понять, кем и на какой позиции вы видите себя в этой компании. А далее — дело целеустремлённости и упорства».

Любовь Корпачева, директор по персоналу «Агентства Контакт»:
«Чтобы сделать правильный выбор, необходимо определить для себя то, чего ты хочешь достичь в профессиональном плане, определить те самые мечты, которые послужат стимулом для дальнейшего развития. Кроме того, очень важно понять, что будет результатом и прогрессом для каждого шага на вашем профессиональном пути. Сегодня много молодых людей не осознают, что для достижения вершин необходимо длительное время. Всем хочется максимум креатива, полномочий и свободы уже на первом этапе. Однако проанализировав резюме кандидатов 1990 — 1992 годов рождения, мы пришли к выводу, что многие из них не двигаются вперёд, а попросту топчутся на месте, часто меняют работу, продолжая оставаться на стартовой должности. К тому же, стоит добавить, что даже на топовых позициях не менее 50% объёма работ — это систематически повторяющиеся операции, так называемая обычная рутина, а что говорить о первом, послевузовском месте работы.
Вполне возможно, что приоритеты специалиста могут со времени измениться, как те самые детские мечты, однако некий вектор развития всё равно сохранится и это поможет человеку выбрать верную для себя профессиональную дорогу. На сегодняшний день возможно выбрать несколько вариантов пути своего бизнес-развития: вертикальное профессиональное развитие или же горизонтальное. Так, в первом случае человек выбирает для себя движение по той самой карьерной лестнице на административный олимп, назовём это так. Во втором же варианте он настроен развиваться в своей узкоспециализированной области. Например, приходя в рекрутинговую компанию на стартовые позиции, человек может построить карьеру как в вертикальном направлении, став team-лидером или руководителем индустриальных практик, или перейти на позицию HR-директора in-house, так и в горизонтальном направлении, выбрав для себя позицию старшего консультанта, не управленца, но эксперта высокого уровня со среднемесячным доходом до 350000 рублей, глубоко погружённого в отрасль, в которой он ведёт подбор. Мы регулярно выстраиваем с нашими ребятами планы индивидуального развития, где каждый выбирает лично для себя направление своего пути и строит карьеру относительно своих ожиданий. Компания в свою очередь старается максимально помогать ему в этом, обучать его и мотивировать на достижение выбранных им целей».

Советы и рекомендации — это всего лишь ориентир в безграничном море возможностей и вариантов. У каждого есть своё право выбора, другой вопрос: как каждый этим правом пользуется. В профессиональном самоопределении важно двигаться по тому пути, который близок по всем параметрам для идущего, сделки же с совестью ради сиюминутной выгоды ни к чему хорошему не приводят.

Оцените статью
ActualBeauty