Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины

20 ноября — 95 лет со дня рождения великой балерины.

Будущая прима-балерина родилась в центре Москвы 20 ноября 1925 г. С юных лет показывала своенравный характер, поэтому родня о Майе говорила: «Натурой в деда». Её дед Михаил Борисович Мессерер был знаменитым на всю столицу зубным врачом, от двух браков у него было 10 детей.

Мать девочки, актриса немого кино Рахиль Мессерер-Плисецкая, сыграла в шести фильмах — в титрах она значится под именем Ра Мессерер. Иногда Ра брала Майю на съёмки. В одной из сцен героиню Рахили убили. Девочка рыдала так, что едва не захлебнулась. Когда мать бросилась её успокаивать, кричала: «Тебя же убили!» Наверное, это был для неё первый урок столь реалистичного существования в искусстве.

Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер. А брата Майи Александра забрал к себе дядя Асаф Мессерер. Суламифь и Асаф хлопотали о смягчении наказания сестры, и вскоре Рахиль Мессерер-Плисецкая вместе с грудным Азаром была переведена на вольное поселение в Чимкент, а в апреле 1941-го была освобождена.

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.

Дату смерти отца — 7 января 1938 г. — Майя Михайловна узнала лишь в 1989 г. из справки, прикреплённой скоросшивателем к документу о реабилитации Михаила Плисецкого.

Как великий танцовщик Нижинский с подмосток попал в сумасшедший дом и другие трагедии звёзд русского балета Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в

Как великий танцовщик Нижинский с подмосток попал в сумасшедший дом и другие трагедии звёзд русского балета

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Казалось бы, обладая огромным талантом, любовью публики, танцуя ведущие партии в лучших театрах, эти артисты должны были быть счастливыми людьми. Но, к сожалению, это не так. В среде по-настоящему талантливых людей, мало кто может похвастаться счастливо прожитой жизнью.

Трагическая судьба Авдотьи Истоминой

Авдотья Истомина / Фото: https://cv.wikipedia.org

«Блистательна, полувоздушна», – так писал об этой балерине ее современник – великий русский поэт А. С. Пушкин. А он, тонкий ценитель женской красоты, знал, о чем пишет. Быстрота и легкость в движениях сочетались в ней с невероятной грацией, ею невозможно было не любоваться. Она первой из русских балерин, выступающих в России, встала на пуанты. Речь идет о великой русской балерине Авдотье Истоминой.

В 6 лет, ставшая сиротой Авдотья, познакомилась с миром танца – ее приняли в театральное училище Петербурга. Уже в 9 лет, талантливая девочка впервые вышла на сцену. А спустя всего несколько лет, стала владычицей этой сцены, выступления которой называли праздниками театра.

Публика восторженно рукоплескала балерине; мужчины предлагали ей свою любовь, сражались за нее на дуэлях. Однако, личного и профессионального счастья, балерина так и не приобрела. Век танцовщиц короток. К 30 годам она потеряла свою знаменитую легкость, и ей вдвое уменьшили жалование. Из ведущей балерины, она стала актрисой мимического жанра.

Когда она получила травму, ее просто уволили, по приказу самого царя Николая I, за дружбу с декабристами.

Лишившись работы, Истомина стала преподавать танцевальное искусство. Один из ее мужей умер очень рано, а другой, с которым она связала свою судьбу уже, будучи в немилости, ненадолго ее пережил. Умерла Авдотья Истомина в возрасте 49 лет от холеры.

Слава и безумие великого танцовщика

В семье балетных танцовщиков родился Вацлав Нижинский, которому было суждено стать легендой мирового балета. Дети артистов балета, как и цирковые дети, с пеленок учатся профессии родителей. В возрасте 5 лет, Вацлава уже ввели в спектакль, где он исполнял гопак.

Когда Нижинскому было 7 лет, его отец оставил семью ради молодой балерины. Мать с тремя детьми переехала в Петербург, где жил ее друг С. Гиллерт. Он преподавал в балетной школе.
Вскоре, Вацлав и его сестра начали обучение в одной из лучших школ балета. Педагоги отмечали выдающиеся природные данные ученика, его талант. Во время обучения, у Вацлава случился нервный срыв, и некоторое время ему пришлось лечиться в психиатрической лечебнице. Но все уладилось, и он вернулся к учебе.

В 16 лет Нижинский дебютировал на главной российской сцене с партией Фавна в спектакле «Ацис и Галатея». О дебюте талантливого артиста писала вся тогдашняя пресса. Публика была в восторге от его пластики, прыжков. Он стал открытием года.

Грация кошки Вацлава Нижинского / Фото: https://www.culture.ru

После блестящего выступления, Нижинского пригласили в Мариинский театр. Здесь он танцевал 5 лет. Его уволили из театра по указанию императора. Ему, и другим членам царской семьи, не понравился слишком откровенный костюм, в котором Вацлав танцевал в «Жизели».

Одаренного танцовщика пригласил к себе в театр Сергей Дягилев. В Европе Вацлав Нижинский стал олицетворением русского балета, его душой. Юного артиста называли человеком-птицей, за невероятно высокие мощные прыжки и умение зависать в них над сценой – парить. Кроме этого, Вацлав обладал поразительной силой и кошачьей грацией.

Несмотря на оглушительный успех у публики в качестве танцовщика, Нижинский пробует себя и как постановщик. В этом начинании его всячески поддерживает С. Дягилев, с которым у него были любовные отношения. О постановках Нижинского были спорные отзывы.

Вацлав Нижинский с женой / Фото: https://unapizcadecmha.blogspot.com

В 1913 году, Вацлав тайно обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульской. Узнав об этом, Дягилев пришел в ярость и разорвал контракт с Нижинским. Танцовщик получил предложение возглавить Гранд-опера в Париже, но он отклонил это предложение, мечтая набрать свою труппу. Когда это произошло, хореограф не смог нормально работать из-за постоянных судебных исков Дягилева. Труппа обанкротилась, а у Нижинского произошло обострение его психического состояния.

В 1917 году, в возрасте 28 лет, Вацлав Нижинский в последний раз вышел на сцену. Вскоре после этого, его поместили в больницу для душевнобольных с диагнозом шизофрения. Все последующие годы, до самой своей смерти, в возрасте 61 года, он провел в разных психиатрических клиниках. Были периоды просветления, но длились они недолго. Похоронили его в пригороде Лондона, но затем по настоянию С. Лифаря, перезахоронили в Париже, рядом с могилами Т. Гатье и Г. Вестриса.

Жизнь, отданная балету

Ольга Спесивцева / Фото: www.pinterest.ru

Долгие годы жизни подарила судьба знаменитой балерине Ольге Спесивцевой. Она прожила 96 лет. Но 30 из них – Ольга провела в доме престарелых, а 21 год – в психиатрической лечебнице для неимущих, как пациентка, не имеющая имени.

В 10 лет, из детского дома, Ольга попала в хореографическое училище в Петербурге. Практически сразу после его окончания, она становится солисткой Мариинки. Сергей Дягилев пригласил Спесивцеву в турне по Америке, заменить Т. Карсавину. Пока она гастролировала, в России произошла революция. Вернувшись из Америки, Ольга Спесивцева становится примой театра, начинает готовить роль Жизель. Для того, чтобы более реалистично сыграть находящуюся на грани безумия девушку, Ольга посещает больницу для душевнобольных.

Жизель, в исполнении Ольги Спесивцевой, затмила даже исполнение Анны Павловой. Ее Жизель была безупречной – нежной, трепетной, беззащитной. Но она слишком вжилась в роль – у нее самой появились первые симптомы безумия.

Молодая балерина, окрыленная успехом, надеется на новые роли. Но, репетируя до изнеможения, в холодном театре, не имея возможности нормально питаться, артистка заболела туберкулезом. После лечения в Италии, Спесивцева эмигрирует из России в Париж, а затем в Лондон. Там она знакомится с американским бизнесменом Л. Брауном, который помогает ей вернуть любовь публики. Она гастролирует по разным странам.

Ольга Спесивцева в Сиднее, 1934 год / Фото: https://babr24.com

Однажды, в Австралии у балерины случился нервный срыв, а затем она начала терять память. Л. Браун помещает ее в дорогую психиатрическую клинику. Ольга теряет память, забывает даже простые слова. Когда Л. Браун неожиданно умер от инфаркта, О. Спесивцеву помещают в психиатрическую лечебницу для бедных, как неизвестную. Там она прожила 21 год. Со временем, здоровье ее улучшилось, память возвратилась. Ольгу перевели в дом престарелых (ей было 65 лет), организованный дочерью Льва Толстого, где она провела 30 лет, до самой своей смерти.

Через тернии к славе: жизнь и творчество Сержа Лифаря

Танцовщик Серж Лифарь / Фото: https://ruskontur.com

Современники называли этого танцовщика «Богом танца». Великолепный артист, талантливый постановщик Серж Лифарь родился в Киеве, жил и творил в Париже, а умер в Лозанне. Серж появился на свет в обеспеченной семье чиновника. Мать его, была дочерью крупного помещика. В семье Лифарей сохранилось предание о том, что родоначальник их рода прибыл в Украину из Индии, а затем был запорожским казаком. Об экзотическом происхождении напоминала необычная внешность танцовщика.

С детства Серж чувствовал призвание к музыке, учился игре на фортепиано и скрипке, пел в хоре Софийского собора. Но однажды, случайно увидев урок в балетной школе, буквально заболел танцем. На тот момент Сержу было 14 лет. Возраст, в котором уже поздно начинать осваивать балетное искусство. Мальчику сказочно повезло. Школой балета руководила Бронислава Нижинская – сестра знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского. Увидев горящие глаза подростка, оценив его данные, его страстное желание танцевать, она решила дать ему шанс. И не зря – он стал лучшим учеником школы. Время обучения совпало с революцией и Гражданской войной.

Когда Сержу было 18 лет, Нижинская, по приглашению знаменитого Сергея Дягилева, уехала в Париж. С благословения матери, Серж также уезжает из Киева, вслед за своим педагогом. Побег состоялся в разгар зимы, юноше пришлось на лютом морозе, ехать на подножке поезда несколько часов. Но проведение хранило его, и Лифарь успешно добрался до Франции. Он уже никогда больше не видел своих родителей, братьев и сестру. По протекции Нижинской, Дягилев принимает Сержа в труппу своего театра. Спустя некоторое время, они становятся любовниками. Дягилев отдает юноше все главные партии в балетах, которые тогда ставились и, постепенно, к С. Лифарю приходят успех и признание публики.

Хореограф Серж Лифарь / Фото: www.rai.it

После кончины Дягилева, Лифарь закрывает его театр и принимает предложение от Гранд-опера. Он стал солистом театра, его главным хореографом. Это был самый плодотворный период в жизни знаменитого танцовщика. Фанатично преданный балету, он собрал труппу таких же энтузиастов. Они репетировали по 8 часов в день. Одна за другой выходили его новые постановки. А всего, он поставил на этой сцене 200 балетов. Многие из них вошли в золотой фонд мировой хореографии.

Реализуясь в творчестве, общаясь с известными людьми, Серж Лифарь не переставал думать о Киеве, по которому тосковал всю свою жизнь. В 1958 году труппу театра пригласили на гастроли в СССР. Лифарь мечтал об этой поездке многие годы, но из-за бюрократических формальности с паспортом, его не выпустили из страны. Это стало огромным ударом для маэстро, он ушел из Гранд-опера.

Судьба подарила С. Лифарю встречу с состоятельной графиней из Швейцарии Л. Алефельд. Пара заключила брак и поселилась в Лозанне, ведь своего дома в Париже у С. Лифаря не было. Лишь спустя 46 лет после своего бегства из России, знаменитому танцовщику удалось побывать на Родине, поклониться могилам родителей. Тоску по Киеву и любовь к нему, Серж Лифарь пронес в сердце через всю жизнь. Даже на его надгробии, по его просьбе, написаны были самые главные для него слова: «Серж Лифарь из Киева».

Разбитое сердце балерины: Почему Людмила Семеняка считает себя проигравшей Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. В

Разбитое сердце балерины: Почему Людмила Семеняка считает себя проигравшей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 17 лет её пригласил в труппу Большого театра Юрий Григорович, и очень скоро Людмила Семеняка стала танцевать ведущие партии. Её наставником была сама Галина Уланова, а театр стал для юной балерины средоточием всей её жизни. Именно здесь она встретила свою первую любовь, здесь впервые познакомилась с предательством. Она была замужем за Михаилом Лавровским и Андрисом Лиепой. И всё же Людмила Семеняка с сожалением признаётся: как женщина она проиграла.

Внезапное замужество

Людмила Семеняка. / Фото: www.vocidellopera.com

Её знакомство с балетом началось во Дворце пионеров имени Жданова, а уже спустя год 10-летняя Людмила Семеняка была зачислена в Вагановское училище. Ей было всего 17 лет, когда после Международного конкурса артистов балета в Москве, где Людмила завоевала бронзовую медаль, её пригласил в труппу главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович.

Правда, из Кировского театра её отпустили не сразу, Людмила должна была отработать два года по распределению после окончания Вагановского училища. При этом педагог балерины Нина Викторовна Беликова не только напоминала руководству Мариинки о том, что девочку надо отпустить, но и лично решила устроить личную жизнь своей ученицы.

Михаил Лавровский. / Фото: www.yandex.net

Она познакомила Людмилу с сыном своей подруги Елены Чикваидзе Михаилом Лавровским. Как признаётся балерина, в него просто невозможно было не влюбиться: красивый, статный, невероятно харизматичный мужчина очаровал её с первого взгляда. Они виделись всего дважды до того момента, как Михаил, уже известный танцор, прямо в концертном зале имени Чайковского предложил Людмиле стать его женой. И она согласилась, даже не раздумывая.

Через два месяца Людмила стала супругой Михаила Лавровского. Они вместе танцевали, а Людмила очень часто задавала себе вопрос: за что ей выпало такое счастье. Она была невероятно счастлива. Михаила она любила со всей силой и страстью, на которые только была способна.

Людмила Семеняка и Михаил Лавровский. / Фото: www.liveinternet.ru

Но первый тревожный звоночек прозвучал после того, как она забеременела. Свекровь уговорила молодую невестку избавиться от беременности, напомнив о её собственной карьере и карьере Михаила. Правда крылась в том, что Елена Чиквидзе точно знала: её сын не испытывает таких же чувств, как и его жена. Нет, он любил её, только гораздо более сдержанно. Он восхищался её красотой и талантом, но от внимания других женщин тоже не готов был отказаться.

Людмила Семеняка и Михаил Лавровский в балете «Жизель». / Фото: www.culture.ru

Когда же Людмила Семеняка узнала о романе мужа со своей лучшей подругой, её мир, казалось, рухнул. Она собрала вещи и ушла, но в театре она продолжала танцевать вместе с ним ещё несколько лет… Галина Уланова, видя, как страдает ученица, буквально заставила её взять себя в руки, довольно жёстко объяснив, что у неё есть профессия и это, в любом случае, не так уж мало. И спасти её может только искусство.

Несостоявшаяся свадьба

Людмила Семеняка. / Фото: www.bigpicture.ru

В течение следующих нескольких лет Людмила Семеняка позволяла себе страдать только на сцене. А после она подружилась с известным танцором Александром Годуновым, который в трудную минуту, когда кто-то из коллег неудачно подшутил над Людмилой, встал на её защиту.

Александр Годунов. / Фото: www.yandex.net

Они танцевали в паре и постепенно между Александром и Людмилой возникли совсем не деловые отношения. Александр искренне любил свою супругу, Людмилу Власову, но его близость с Людмилой Семенякой выросла от избытка чувств, испытываемых на сцене и в репетиционном зале. Эта поддержка и участие были тогда очень нужны Людмиле, а потому романтические чувства были далеко не самым важным в их отношениях. Куда серьёзнее и надёжнее связывало их некое родство душ. Их роман был совсем непродолжительным, а глубокая дружба и взаимное уважение сохранились на долгие годы.

Вячеслав Овчинников. / Фото: www.smilefun.ru

Когда же Людмила Семеняка узнала о том, что Александр Годунов решил остаться за границей, то испытала невероятное потрясение. Настолько сильное, что даже отменила собственную свадьбу. Она уже дала согласие композитору Вячеславу Овчинникову стать его женой.

Переживая бегство Годунова, она поняла, что не любит своего будущего мужа настолько, чтобы связывать с ним целую жизнь. Людмила Семеняка испугалась, что не сможет соответствовать масштабу личности и таланта человека, который её любил.

Повторный проигрыш

Людмила Семеняка. / Фото: www.pinimg.com

Людмила Семеняка была талантлива и востребована, она объездила с гастролями весь мир, её приглашали в качестве солистки в самые известные театры. Естественно, что от отсутствия мужского внимания балерина не страдала. Но взаимностью после разрыва с Вячеславом Овчинниковым она не отвечала никому. До тех пор, пока в её жизни не появился Андрис Лиепа.

Она знала его с самого детства, танцевала с его отцом Марисом Лиепой, часто бывала в его доме. Андрис был младше её на 10 лет и восхищался талантом балерины ещё с детства. После того, как он стал танцевать в Большом театре, он принялся ухаживать за Людмилой. Он оставлял у её двери цветы, приглашал на прогулки, катал на лодке.

Андрис Лиепа. / Фото: www.liepa.ru

И в какой-то момент Людмила Семеняка решила отдаться на волю чувств. Она устала от собственного затворничества и одиночества, Андрис же был так трогателен и так влюблён. Она снова была счастлива. Людмила учила его водить машину и поддерживала в профессии, он во время гастролей в Крыму каждое утро приносил ей персики и носил на руках, никого не стесняясь.

Людмила Семеняка не собиралась выходить замуж, но уступила уговорам Андриса и стала его женой. Она уговаривала руководство театра дать возможность молодому танцору проявить себя, сама станцевала с ним в «Щелкунчике». И вскоре поняла, что она снова ошиблась в своём выборе. Андрис был в неё влюблён, но не любил, он использовал её, как трамплин для собственного взлёта и как-то очень быстро охладел к своей супруге.

Людмила Семеняка и Андрис Лиепа. / Фото: www.liveinternet.ru

Дома он был с ней очень мил, а в обществе вел себя бесцеремонно и даже грубо. Несколько раз супруги расставались, после Андрис просил прощения, и Людмила прощала его. Они развелись уже через год после бракосочетания, но прожили вместе ещё несколько лет.

Андрис Лиепа и Людмила Семеняка всё же надеялись как-то сгладить неровности в отношениях и даже решились на рождение совместного ребёнка. Правда, две беременности балерины закончились неудачей, малышей она потеряла ещё до рождения. Позже она признавалась в том, что проиграла, как женщина. Она могла бы встретить настоящего мужчину и создать нормальную семью, но потратила время и силы на воспитание взрослого человека, который просто использовал её.

Главный мужчина

Людмила Семеняка. / Фото: www.nimica.ru

И всё же судьба сделала Людмиле самый главный подарок в жизни: она стала мамой. Людмила Семеняка до сих пор скрывает имя человека, ставшего отцом её единственного сына Ивана. А вот крёстным папой Ивана стал первый муж Людмилы Семеняки, Михаил Лавровский.

При этом Иван и сама балерина называют его великим человеком. Сын Людмилы Ивановны всегда знал, кто его отец. Этот мужчина принимал участие в воспитании мальчика, но жениться на его маме просто не мог. Он уже был несвободен.

Людмила Семеняка с сыном Иваном. / Фото: www.liveinternet.ru

Тем не менее, Людмила Семеняка и её сын Иван всегда с глубоким почтением и благодарностью отзываются об этом неизвестном мужчине. А балерина признаётся: несмотря ни на что она очень счастливый человек. Она совершила много ошибок, но судьба всё же всегда была к ней благосклонна. Теперь она верит, что сын сможет исполнить её мечту о большой дружной семье. Она ждёт, что скоро Иван встретит свою судьбу, женится и подарит ей внуков.

Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. Предлагаем вспомнить истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Она была выдающейся балериной и пользовалась вниманием самого Сталина: ходили слухи о романе танцовщицы и вождя народа. Но судьба Ольги Лепешинской была трагична.

«Ушла радость!»

Спустя месяц после смерти мужа зрение Лепешинской начало восстанавливаться. Но танцевать она перестала: слишком велико было горе. Сестра Лепешинской как-то вспоминала, что Алексей незадолго до смерти говорил, что ему и Ольге пора на пенсию: «Я буду писать книжку, а ты учить детей и взрослых». Как ни странно, но именно так и сложилась дальнейшая судьба балерины.

Лечиться Лепешинскую отправили в Рим. Узнав о приезде звезды, к ней пришла директриса местной Академии танцев: «Возьмите один класс, поучите наших детей хоть немножко!» Ольга, хотя и была полуслепой, согласилась.

Однако на экзаменах она пришла в ужас: на сцену вышли танцевать восемь «лепешинских». «Моя манера, мой книксен — всё мое! Это был великолепный урок: никогда нельзя лишать учеников индивидуальности», — вспоминала балерина. С тех пор, где бы Ольга ни вела занятия, она всегда позволяла ученицам оставаться собой, пусть даже это было неправильно с точки зрения чистой классической школы.

Приехав домой, Лепешинская по просьбе знаменитой Галины Улановой пыталась вернуться в театр: станцевала в одной из своих самых любимых сцен в «Вальпургиевой ночи». После выступления женщина поняла: карьера балерины закончена, после смерти мужа из ее жизни ушла радость, которую так любили зрители. И Лепешинская приняла решение: отныне она будет заниматься лишь передачей опыта и знаний другим танцорам.

Балерина преподавала и вела мастер-классы в десятках городов: Дрездене, Вене, Белграде, Гамбурге, Стокгольме, Берлине. С балетным педагогом Томом Шиллингом Лепешинская набирала труппу для берлинского театра «Комише опер» буквально на улицах. «Я ходила и отбирала ноги! Видела удачные ноги — хватала этого несчастного и тащила к нам!» — смеясь, рассказывала потом Ольга.

Не оставила Лепешинская и общественную деятельность. С 1973 года она возглавляла оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве, председательствовала в жюри Первого Московского международного независимого конкурса молодых артистов балета имени Дягилева, была обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета», президентом Российской хореографической ассоциации, входила в правление обществ «СССР — Япония» и «СССР — США».

Орденов у Лепешинской было столько, что все не помещались на груди: как-то она шутила, что на празднование Восьмого марта в Кремле ее попросили надеть все награды, и она собиралась приколоть одну к бедру, но потом передумала, решив, что «это всё же слишком».

Умерла Лепешинская 20 декабря 2008 года, когда ей исполнилось 93 года. Сразу после похорон разгорелся скандал вокруг наследства Ольги: незадолго до смерти женщина написала дарственную на свою квартиру в пользу бывшего сотрудника спецслужб Вячеслава Борульника, с которым была знакома совсем недолго.

Как рассказывают «Известия», Борульник подружился с Ольгой Васильевной за полтора года до ее кончины. Он покупал пожилой женщине лекарства и продукты, денег за это не брал и скоро стал для балерины «своим человеком». Однако друзья, пишут «Известия», начали замечать, что из дома Лепешинской исчезают ценные картины и драгоценности, а со счета Ольги кто-то снял полтора миллиона рублей, которые Лепешинская копила на похороны. Появилось и странное завещание, в котором Ольга велела кремировать ее тело, хотя раньше не высказывала такого желания.

Проверка прокуратуры никаких результатов не дала: все бумаги сочли оформленными по закону. После шумихи в СМИ Борульник передал часть наследства в музей: экспонатами стали любимые пальто и чашка балерины, хрустальная пудреница, фотографии, детские альбомы и записная книжка артистки. Однако помнить об Ольге Лепешинской мы будем совсем не по этим предметам, а по оставшимся записям балета, где можно видеть ее юной, прекрасной и живущей танцем.

Хочешь узнать больше о балеринах? Тогда почитай, какие танцовщицы изменили историю, как сложилась судьба знаменитой балерины Анны Павловой и что пришлось пережить балерине Яне Ножко во время съемок в клипе Билана.

Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.

Про конкуренцию

черный лебедь, балерина, исповедь, гримерка

Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.

Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.

Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.

Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. О жизни этой женщины, овеянной мифами и легендами, — в очерке ТАСС

Страстный игрок

Рассказывают, что уже в эмиграции Кшесинская любила играть в рулетку. Напарницей ее якобы была балерина Анна Павлова. Ставила Матильда всегда на одно число, за что получила прозвище «Мадам Семнадцать».

На самом деле впервые за игровой стол балерина села еще в 1891 году, оказавшись в Монте-Карло. Поставив 250 франков на число «17», она сразу выиграла. Удача поначалу сопутствовала ей.

Ее страсть к игре была описана в новелле Бласко Ибаньеса «Пожирательница». Героиня произведения, в которой легко угадывается Кшесинская, живет в особняке на Ривьере, проиграв миллионы, она вынуждена сокращать свои расходы и распродавать драгоценности.

В последние десятилетия светские балы и многочисленные интриги Кшесинской отошли, кажется, на второй план. Как и многие люди, бежавшие из советской России, Матильда и ее муж, князь Андрей, вели жизнь более скромную и замкнутую, нежели на родине.

Звезда Императорского театра активно занималась преподаванием — у нее была своя большая балетная школа. Например, в 1938–39 учебном году там занимались 150 учеников. Среди подопечных Кшесинской была молодая Марго Фонтейн, позже ­— легендарная партнерша Рудольфа Нуреева.

Судя по всему, авторитет Кшесинской в мире балета был немалым. Когда в 1950 году в Лондоне была создана Федерация русского классического балета, Матильду попросили взять над ней шефство. В это объединение вошло 15 балетных школ, ее целью декларировалось сохранение канонов русского классического танца и обучение с помощью методики, разработанной в императорских балетных училищах. Матильда согласилась, ей «пришлась по душе идея продолжения традиции русского балета в английских школах танца».

Матильда Кшесинская скончалась в Париже 6 декабря 1971 года, в возрасте 99 лет. Ее похоронили в одной могиле с мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Оцените статью
ActualBeauty