Часто в российском прокате фильмы идут совсем не под теми названиями, которые им дали в оригинале. Как же так получается?
фото: Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Начнем, пожалуй, с классики. Оригинальное название фильма — «Die Hard», что в дословном переводе означает «Умри тяжело». И прежде чем укрепилось всем известное «Крепкий орешек», вариантов было множество: «Умри, сражаясь», «Умри тяжело, но достойно». Это уже не говоря о том, как подошли к переводу в других странах. Например, финны фильм обозвали «Только через мой труп», а в Испании так и вообще «Хрустальные джунгли». И все-таки «Крепкий орешек» — название удачное, так как фокусирует внимание на герое, который не по зубам террористам. А если принять во внимание игру слов, то diehard означает «неубиваемый» — подходящая характеристика для героя Брюса Уиллиса.
Поговорим о том, что такое бэкстейдж и зачем нужно снимать сам съёмочный процесс? На данной странице вашему вниманию предлагается популярная статья.
Бэкстейдж в современном видео- и кинопроизводстве
Расцвет съёмок бэкстейджей начался в конце 90-х годов прошлого столетия.
Причём, кадры со съёмочных площадок использовали не только в целях рекламы и анонсов.
В 2000 году один из налоговых инспекторов г. Москвы потребовал «доказательств» того, что некое ООО в действительности понесло затраты на обеспечение съёмочного процесса. Подтверждающих документов оказалось мало. Собственно, с тех пор налоговики часто при проверках требуют подобные доказательства, поскольку видеоролик можно «сшить» из кадров, скачанных из интернета.
Доказательства авторства
На западе, да в принципе и у нас многие операторы и съёмочные группы используют бэкстейдж для того, чтобы в случае чего доказать, что тот или иной видеоролик был действительно снят ими.
Современные режиссёры и продюсеры приветствуют съёмки бэкстейджа, если они проводятся организованно, а полученный материал используется по назначению и с разрешения. Однако многие актёры, в особенности — непрофессиональные, а также другие участники съёмочного процесса воспринимают саму съёмку как развлечение и спешат выложить снятые на телефон фотографии или видео в инстаграм или соцсети, даже не догадываясь о том, что на это необходимо получить разрешение от продюсера или даже заказчика. Известен случай на съёмках фильма «Матрица», когда фотоснимки с подготовкой знаменитого эффекта bullet-time, в то время являвшимся технологией ноу-хау, попали в открытый доступ и в печать без ведома киностудии, снимавшей фильм. Автор этих снимков был отстранён от участия в производстве картины и заплатил 22 тыс. долларов штрафа.
Контроль за производством фильма
В последнее время все чаще и чаще на съёмочных площадках стали использовать экшн-камеры с целью последующего просмотра и оценки кто и чем занимался на съёмках. Кстати, в некоторых случаях наличие таких «камер видеонаблюдения» очень даже дисциплинирует. Члены съёмочной группы меньше бездельничают, ходят курить и пить кофе. Помимо этого такая запись является средством объективного контроля, что снимает многие спорные вопросы при оплате труда специалистов съёмочной группы, особенно в части, касающейся сверхнормативного времени.
Запускаем новую рубрику — «Словарь». В этом выпуске: аутлайн, катарсис, тритмент, синопсис, сеттинг, флэшбэк и флэшфорвард, в чем разница между сюжетом и фабулой, а также зачем нужна сценарная заявка. Аннотация [Annotation] — краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и…
Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия
Запускаем новую рубрику — «Словарь». В этом выпуске: аутлайн, катарсис, тритмент, синопсис, сеттинг, флэшбэк и флэшфорвард, в чем разница между сюжетом и фабулой, а также зачем нужна сценарная заявка.
Аннотация
— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
Антагонист
— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.
Антигерой
— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
Арка героя/Сюжет героя
[Character arc/Character development]
— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.
Аутлайн
— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
В 2004 году британский сценарист Dan Bronzite придумал и успешно выпустил на рынок специальный софт для написания сценариев — Movie Outline.
Внутренний монолог
[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]
— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.
Диалог
— обмен репликами между двумя и более персонажами
Драфт/Черновик/Набросок
— один из черновых вариантов сценария
Завязка
— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
Заявка/Сценарная заявка
— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
Катарсис
— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
Композиция
— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
Конфликт
— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
Кризис
— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
«Крючок»
— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
Кульминация
— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки
Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
Логлайн
— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте
Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
МакГаффин
— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
Монолог
— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
Линейное повествование
— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
Нелинейное повествование
— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий
Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт
— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
Побочная сюжетная линия
[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]
— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент
— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария
Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
Пролог
— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
Протагонист
— главный герой, как правило, «положительный»
Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
Развитие
— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
Развязка
— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
Режиссерский сценарий
— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
Синопсис
— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)
Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
Сеттинг
— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
Спекулятивный сценарий
[Spec script/Speculative script]
— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
Структура
— последовательность событий, происходящих в фильме
Сценарий
— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
Сценарный доктор/Скрипт-доктор
— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
Сюжет
— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка
[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]
— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
Точка невозврата/Центральный поворот
[Midpoint/Point of no return]
— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
Трехактная структура
— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
Фабула
— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет
«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
Финал
— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
Флэшбэк
— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое
Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.
Флэшфорвард
— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему
Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
Экспозиция
— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
Эпилог
— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.
Как называется прием, когда рассказчик приукрашивает и преувеличивает? Как называется человек, который преувеличивает и зачем он это делает?
Зачем все постоянно преувеличивают какие-либо факты, события
Причина гиперболизировать что-то в бытовых диалогах, крайне банальна – желание улучшить свой рассказ, сделать его интереснее. Если речь идет про факты из жизни, скорее всего, тот, кто рассказывает с преувеличением, лишь хочет выставить себя в более выигрышном свете.
Интересно, но у некоторых, более красноречивых людей, умеющих «заводить» толпу, преувеличивать получается на «автомате». Как правило, такой тип людей всегда окружен друзьями и приятелями. К слову, последние не всегда понимают где «голые» факты, а где оратор приукрасил историю.
Можно ли говорить о том, что подобное поведение присуще врунам?
Определенно нет, ведь ложь – ничто иное, как сокрытие фактов ради выгоды. Во время использования гиперболы, у рассказчика другая мотивация – вызвать эмоции у собеседника, максимально яркие.
В подтверждение этому можно обратиться к произведениям художественной литературы. Практически все писатели пользовались подобным приемом – преувеличивали некоторое поведение своих героев, атмосферы, тем самым, нагнетая нужную эмоцию читателю.
Кто чаще всего гиперболизирует в обычной жизни
Конечно же, пальму первенства можно отдать девушкам. Как правило, в разговорах с подругами, женский пол любит приукрасить некоторые моменты, чтобы выглядеть в лучшем свете.
Также, прием используют и для эмоционального окрашивания негативных ситуаций. В этом случае, гиперболу применяют для вызова эмоции сострадания у собеседника.
Как видите, человека, который постоянно приукрашивает что-либо нельзя назвать лгуном. Скорее подойдут определения: фантазер или искусный оратор.
За последние 10-ть лет студия Дисней пересняла в фильмы огромное количество своих известных мультфильмов. Зачем они это делают?
Зачем Дисней переснимает свои собственные произведения?
Ответ на вопрос, почему Дисней переснимает свои же мультфильмы, на самом деле очень простой. Это очень выгодная тема. Такой ход позволяет заработать много денег. Почему?
Потому что большинство зрителей все равно сходят посмотреть, по разным причинам ремейки известных мультфильмов Дисней. И это принесет студии большие заработки.
Нескольким! А именно:
- на ностальгических чувствах
- просто из любопытства
- вместе с детьми, те кто вырос на этих мультфильмах
Также многие идут в кинотеатры на ремейки Дисней просто, чтобы посмотреть новое воплощение хорошо знакомого сюжета.
Нередко, выбирая между новым, не виденным кинофильмом и очередным пересмотром старого, мы отдаем предпочтение второму варианту. Да и почти у каждого найдется с десяток любимых «засмотренных до дыр» фильмов или сериалов. Почему нам нравится вновь и вновь пересматривать их?
Психологическая подоплека
Помимо предыдущих очевидных причин, люди предпочитают пересмотр старых фильмов ради психологического комфорта. Старый фильм (особенно любимый, пересмотренный множество раз и почти заученный наизусть) не покажет ничего нового, не удивит. А значит и не огорчит, не разочарует.
Человек подсознательно стремится избегать негативный эмоций. А неизведанная территория, коей является новое кино, не гарантирует отсутствие таких. Ведь новый фильм может оказаться некачественным, может расстроить и сильно не понравиться.
Естественно, я не призываю смотреть одно и то же сто раз, боясь разочароваться, ведь новый опыт полезен. Кто знает, быть может, следующее новое кино станет любимым и вызовет желание пересматривать его снова и снова.
Источники
- https://wi-fi.ru/news/PfGv2k7wM5D0-1-1-i-esche-20-filmov-nazvaniya-kotoryh-iskoverkali-nashi-prokatchiki
- https://uran.tv/about-backstages/
- https://postmodernism.livejournal.com/2029753.html
- https://kak-nazyvaetsya.ru/psixologiya/kak-nazyvaetsya-kogda-preuvelichivayut.html
- https://life-secrets.ru/pochemu-studiya-disney-peresnimaet-svoi-multfilmy.html
- https://www.shkolazhizni.ru/psychology/articles/79462/