Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 Начал со стендапа, получил четыре «Оскара» и ни разу не приехал за статуэткой. Играл на

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85

Начал со стендапа, получил четыре «Оскара» и ни разу не приехал за статуэткой. Играл на кларнете, ездил в турне с джаз-бэндом и поставил оперу Пуччини. Сделал главной особенностью своих фильмов сложный женский характер и оказался в центре сексуального скандала. Это был максимально краткий пересказ карьеры Вуди Аллена — одного из самых неоднозначных режиссеров Голливуда, которому сегодня исполняется 85. А теперь больше деталей.

Детство, отрочество, юность

По семейной легенде, появлению на свет Аллана Стюарта Кенигсберга могло помешать очень многое. Если бы на Манхэттен из Литвы и Австрии не приехали его бабушки и дедушки, если бы его отец чудом не спасся при кораблекрушении, если бы его мать не простила его отца за кражу украшений ее сестры на ужине в честь помолвки, не было бы никакого Вуди Аллена.

Свадьба все же состоялась, но теплых отношений между Мартином Кенигсбергом и Нетти Шерри так и не сложилось; в своей автобиографии Аллен вспоминает, что «их мнения расходились во всем, кроме Гитлера и моих табелей успеваемости». Литературой в семье Кенигсберг тоже никто не увлекался: мать работала бухгалтером в семейном магазине, а отец — официантом и ювелиром-гравером.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 1)

В раннем детстве Хейвуд (это имя будущий режиссер взял в 17 лет) говорил на немецком, потом восемь классов провел в еврейской школе, а с 16 лет устроился сценаристом в шоу к Сиду Сизару, чьи родители были выходцами из России и Польши. «Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий», — шутил Аллен. Но на самом деле лукавил. Вопреки своему литературному и экранному образу он никогда не был закомплексованным ботаником, чьи школьные годы прошли на скамейке запасных. Напротив, Аллен отлично играл в баскетбол и бейсбол, был очень компанейским, развлекал друзей карточными фокусами и шутками и не испытывал проблем с девушками (первый раз он женился в 20 лет на своей 17-летней подруге).

От комедии абсурда до Бергмана и интеллектуального юмора

Пробыв несколько лет сценаристом юмористических шоу и опубликовав несколько рассказов в New Yorker и Evergreen, Аллен попробовал себя в роли стендап-комика и заработал мгновенную популярность. Его зарисовки отлично ложились на формат вечерних телевизионных эфиров, а образ застенчивого и нервного интеллектуала живо откликался у молодых ньюйоркцев.

Почти одновременно с премьерой пьесы на Бродвее Аллен дебютировал в кино с фильмом «Что нового, киска?», снятым по его сценарию. Несмотря на негативные отзывы некоторых критиков, для молодого сценариста это был успех. Аллену не только удалось собрать в одном фильме Питера О’Тула, Роми Шнайдер, Ричарда Бёртона и Франсуазу Арди, но и получить номинацию на премию Гильдии сценаристов США. «Этот фильм — не то, чем он кажется на первый взгляд, — писал Эндрю Саррис из The Village Voice. — Его обвиняют в безвкусице, но я еще не видел более тонкой комедии о сексе».

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 2)

Эксцентричные комедии с пародиями на бондиану, эротическими шутками и гэгами в стиле немого кино были любимым жанром раннего Аллена. Три его картины начала 1970-х попали в сотню самых смешных фильмов по версии Американского института киноискусства, а когда к ним добавились «Энни Холл» и «Манхэттен», режиссер побил рекорд, обогнав Чарли Чаплина и Билли Уайлдера: из их фильмов в топ-100 вошли три и четыре картины соответственно.

«Энни Холл» стал переломным моментом не только для Аллена-режиссера (этот фильм обошел на «Оскаре» картины Спилберга и Лукаса и получил четыре статуэтки), но и для Аллена-сценариста. С конца 1970-х меняется тон его фильмов: из комедий Аллен все больше уходит в драму, грубоватым шуткам предпочитает глубокий психологизм, а популярным эстрадным песенкам — Джорджа Гершвина и Билли Холлидей. Режиссера все меньше занимают братья Маркс и Хамфри Богарт, и все больше — Федерико Феллини и Ингмар Бергман.

Именно в 1980-е формируется уникальный стиль Аллена, который потом будут часто ругать за излишнюю мрачность и философские размышления и хвалить за непохожесть, атмосферность и блестящие диалоги.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 3)

Новый Аллен

Не заостряя внимание на конкретных событиях, Аллену всегда удавалось улавливать тренды. «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» вышел вдогонку сексуальной революции в США, «Энни Холл» изменил представление о женщине в американском кинематографе, показав взамен привычной femme fatale эмансипированную карьеристку. Даже женская мода конца 1980-х в какой-то мере преобразилась благодаря Аллену и его художнице по костюмам Рут Морли: глядя на героиню Дайан Китон, все модницы Нью-Йорка переоделись из цветочных платьев в широкие брюки, рубашки и свободные пиджаки.

Начиная с дебютной картины, Аллен приглашал в свои фильмы самых популярных актеров (или тех, которые вскоре станут такими). Именно в его фильме «Воспоминания о звездной пыли» дебютировала молодая Шэрон Стоун, «Матч-Пойнт» принес молодой Скарлетт Йоханссон номинацию на «Золотой глобус», а в «Дождливом дне в Нью-Йорке» появились главные звезды 2019 года — Тимоти Шаламе, Селена Гомес и Эль Фаннинг.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 4)

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 5)

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 6)

Русский след

«Я прошел курс быстрого чтения и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Там про Россию»

Конечно, Вуди Аллен потратил на «Войну и мир» гораздо больше времени и, скорее всего, прочел ее не один раз. А вместе с ней еще добрую половину русской классики, включая Достоевского, Тургенева и Чехова, отсылками к которым наполнены все его ранние фильмы. «Русская литература — это часть моей жизни. Нельзя быть мыслящим существом и обходиться без нее», — говорил он в интервью «Коммерсанту».

Внимательный читатель (и зритель) обязательно заметит, что герой «Матч-Пойнта», опасаясь раскрытия измены, совершает то же преступление, что и Раскольников; два брата из «Мечты Кассандры» планируют убийство, подслушав случайный разговор в кафе, а фильм «Любовь и смерть» полностью поставлен на игре слов и смыслов: « — Наверное, в него вселились бесы. / — Он был всего лишь подросток. / — Ничего себе подросток! Он был просто идиот!»

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 7)

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 8)

В целом Россия отвечает Аллену взаимностью. Его пьесы начиная с нулевых исправно ставятся в театрах (одни из последних постановок — «Мужья и жены» и «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» Константина Богомолова), самого режиссера приглашают на светские мероприятия (в 2015 году он вместе с Джорджем Лукасом приехал на открытие музея современного искусства «Гараж»), а этой весной к нему в открытом письме обратилась Маргарита Симоньян. В ответ на отказ американского издательства публиковать автобиографию режиссера главный редактор RT предложила Аллену свою помощь, отметив, что она против «корпоративной трусости» и «самосуда в Twitter».

#MeToo и обвинения в сексуальных домогательствах

Что же было не так со злосчастной автобиографией?

Все началось в 1992 году, когда бывшая жена и муза Аллена, актриса Миа Фэрроу обнаружила у режиссера откровенные фотографии своей приемной дочери Сун-И от предыдущего брака. Выяснилось, что у Аллена с 22-летней Сун-И был роман (они поженились в 1997 году и живут вместе до сих пор). Фэрроу подала на развод и обвинила мужа в изнасиловании их общей приемной дочери Дилан, но уголовное дело так и не было возбуждено.

Спустя 22 года повзрослевшая Дилан опубликовала открытое письмо в The New York Times, где заявила, что приемный отец надругался над ней, когда ей было 7 лет. На сторону Дилан встали Миа Фэрроу и ее брат Ронан (единственный биологический ребенок Фэрроу и Аллена), на сторону режиссера — его приемный сын Мозес и Сун-И. После письма Дилан многие голливудские звезды отказались сниматься у Аллена, некоторые из них продолжают сожалеть о работе с режиссером до сих пор.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 9)

В 2017 году Ронан Фэрроу, на тот момент занимавшийся журналистскими расследованиями, опубликовал статью, где рассказывалось о многолетних сексуальных домогательствах со стороны Харви Вайнштейна. Именно эта статья дала начало неофициальному движению #MeToo, призванному поддержать женщин, которые подверглись насилию и домогательствам. Статья Фэрроу получила Пулитцеровскую премию; сам журналист сказал, что на ее написание его подтолкнула история, случившаяся с его сестрой.

Летом 2020 года Фэрроу возмутился решением издательства Hachette Book Group опубликовать книгу его отца. Годом ранее в Hachette вышла книга самого Фэрроу «Поймать и убить», и журналист заявил, что сотрудники издательства должны были предупредить его о работе с Алленом, а также узнать мнение Дилан Фэрроу, поскольку она упоминается в книге.

Несмотря на то что в результате неоднократных обвинений репутация Аллена оказалась изрядно испорчена, вину режиссера (в отличие от его коллег Романа Полански, Кевина Спейси или того же Харви Вайнштейна) доказать не удалось. Автобиографию «Apropos of Nothing» опубликовало издательство Arcade Publishing. «Дождливый день в Нью-Йорке», пусть с опозданием, но вышел на большие экраны в США. Мировая премьера нового фильма Аллена «Фестиваль Рифкина» состоялась в сентябре в Сан-Себастьяне. 31 декабря картина выходит в российский прокат.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 10)

5 лучших фильмов Вуди Аллена

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 11)

«Энни Холл» (1977)

Изначально фильм должен был называться «Ангедония» (термин, означающий неспособность получать удовольствие) и рассказывать о таинственном убийстве. Соавторы отказались от этой идеи, и рассказ о взаимоотношениях стендап-комика и начинающей певицы вошел в историю как образец романтической комедии. «Энни Холл» — самый вудиалленовский фильм и поворотная точка в творчестве режиссера. Кроме того, в картине много интересных автобиографических моментов: начиная с настоящего имени Дайан Китон, которым названа картина, и заканчивая эпизодами из реальной жизни актеров.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 12)

«Манхэттен» (1979)

Второй фильм из так называемой Нью-йоркской трилогии и настоящая ода любимому городу режиссера. Сюжет незамысловат, как и в большинстве алленовских фильмов: телевизионный сценарист не очень интеллигентно переживает кризис среднего возраста, ругаясь с бывшей женой и запутываясь в новых отношениях. Джаз, ночной Манхэттен и женское трио Китон — Стрип — Хемингуэй сделали этот фильм американской классикой, хотя сам Аллен был так недоволен им, что уговаривал прокатную студию поставить фильм на полку и никогда не показывать.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 13)

Эксперимент Аллена в жанре мокьюментари и одна из его лучших актерских работ. Леонард Зелиг — человек-хамелеон, способный подстраиваться под окружающий мир и менять не только внешность, но и вероисповедание, и цвет кожи. По ходу развития действия фильм кажется все менее абсурдным, и все более жизненным, а учитывая использование Алленом кинохроники 1920-х годов, почти пророческим.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 14)

«Полночь в Париже» (2011)

И снова любимые roaring twenties. Американский писатель приезжает со своей невестой в Париж и случайно оказывается в 1920 году. Здесь он встречает всех культовых личностей эпохи Гэтсби: от Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля до Гертруды Стайн и Эрнеста Хемингуэя. И, конечно, свою новую любовь в исполнении Марион Котийяр. Некоторые киноведы рекомендуют начать знакомство с Алленом именно с этого фильма: уже не так заумно, как в «Энни Холл», но все еще остроумно и увлекательно.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 15)

«Жасмин» (2013)

Знаковая работа позднего Аллена и сильнейшая роль Кейт Бланшетт, которая принесла ей «Оскар». Сюжет — вольная интерпретация классической пьесы Теннеси Уильямса «Трамвай “Желание”» о бывшей светской львице, чья жизнь оказалась разрушена из-за эгоизма и лжи. Несмотря на то что этот фильм — практически единственный в карьере Аллена — заявлен, как драма, режиссер все же не удержался от комедийных эпизодов, запоминающихся джазовых саундтреков и обманчиво беззаботных героев. Но не поддавайтесь: финал докажет вам, что разбитое сердце не вылечит даже Сан-Франциско.

5 худших фильмов Вуди Аллена

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 16)

«Колесо чудес» (2017)

Если верить Rotten Tomatoes, пока это самый непопулярный фильм режиссера. Действие разворачивается в 1950-х на Кони Айленд, где семья владельца карусели вдруг оказывается втянута в череду сплетен, предательств и обманов. Несмотря на отличный каст (Кейт Уинслет, Джастин Тимберлейк, Джуно Темпл), в фильме нет ни обаяния прежних картин, ни ироничных диалогов. В «Колесе чудес» Аллен словно пародирует сам себя, но шутка выходит такой же плоской, как декорации парка аттракционов.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 17)

«Что случилось, тигровая лилия?» (1966)

Режиссерский дебют Аллена про незадачливого шпиона, который отправляется в Азию на поиски рецепта яичного салата. Картина была заказной, и, хотя Аллен был заявлен как сценарист и режиссер, студия значительно изменила первоначальную идею, наложив другую озвучку и добавив огромное количество музыкальных номеров. Фильм получился несвязным и полным неудачных каламбуров о Востоке, которые поставили вместо многих шуток Аллена.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 18)

«Римские приключения» (2012)

Обрадовавшись коммерческому успеху «Вики Кристины Барселоны» и «Полночи в Париже», Аллен принялся штамповать фильмы про европейские столицы, как туристические открытки. В итоге третья подобная картина и получилась не более чем движущейся картинкой, не сообщающей зрителю ничего нового и выезжающей только за счет римских пейзажей.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 19)

«Кризис в шести сценах» (2016)

Первый (и, надеемся, последний) сериал Вуди Аллена для Amazon Studios. На этот раз неутомимый режиссер переместил действие в Америку 1960-х, собрал в одном доме компанию пожилых консерваторов и юную революционерку в исполнении Майли Сайрус и зачем-то разделил 2-часовой фильм на 20-минутные эпизоды. Говорят, если смотреть их подряд, будет смешнее, но не намного.

Хороший, плохой, злой: необыкновенная и противоречивая жизнь Вуди Аллена, которому сегодня исполняется 85 (фото 20)

«Знаменитость» (1998)

Еще одна картина из серии «стареющий интеллигент ищет себя», которая вряд ли удивит вас чем-то, кроме Кеннета Браны в главной роли. И даже это скорее минус, чем плюс, потому что смотрится он в ней крайне неорганично. «Знаменитость», возможно, первая картина, в которой проверенная схема Аллена «соберем побольше звезд в одном фильме» не сработала.

30+ циничных цитат Вуди Аллена, которые помогают примириться с этой суровой действительностью. — пост пикабушника julSSen. Комментариев — 15, сохранений — 17. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!

С такими подругами и врагов не надо

Дочь нарисовала эту картину в 13 лет. Показала мне.
Я:
— Очень круто. А почему чайник без ручки?
— Пап, сначала с ручкой нарисовала. Потом её закрасила. Это чайник с отколотой ручкой, но всё тот же классный чайник, который заваривает самый вкусный чай на свете. Просто теперь, что бы налить из него чай, нужно чайник обнять двумя ладонями.

Ну обычная, вроде, история, но когда она рисовала эту картину, я лежал месяц в больнице, от куда выписался со 2-й группой инвалидности.

Вот так меня дочь поддержала, как смогла.

Поддержка. Дочь, Картина, Поддержка

Какой случай напугал режиссёра Альфреда Хичкока на всю жизнь? Что Вуди Аллен думает о премии «Оскар»? Какое известное слово придумал Джордж Лукас? Читайте самые интересные факты о режиссёрах в новой подборке!

Отец Хичкока попросил полицейского запереть пятилетнего сына в тюремной камере

Когда Альфреду Хичкоку было пять лет, отец отправил его в полицейский участок с запиской. Полицейский прочёл записку, а затем запер мальчика в камере на несколько минут, сказав ему: «Вот что мы делаем с непослушными детьми!» Этот случай так напугал Хичкока, что всю оставшуюся жизнь он страдал от панического страха перед полицейскими.

Альфред Хичкок

Вуди Аллен — Woody Allen Вуди Аллен (урожденный Аллан Стюарт Кенигсберг ; 30 ноября 1935 г.) — американский кинорежиссер, писатель, актер и комик, чья карьера насчитывает более шести

Театр

Аллен, наиболее известный своими фильмами, сделал успешную карьеру в театре, начиная с 1960 года, когда он написал скетчи для ревю « От А до Я» . Его первым большим успехом стал « Не пей воду» , который открылся в 1968 году и дал 598 спектаклей в течение почти двух лет на Бродвее. Его успех продолжился в фильме «Играй снова, Сэм» , который открылся в 1969 году с Алленом и Дайан Китон в главных ролях . Шоу отыграло 453 спектакля и было номинировано на три премии «Тони» , хотя ни одна из номинаций не относилась к написанию или игре Аллена.

В 1970-х Аллен написал ряд одноактных пьес, в первую очередь « Бог и смерть» , которые были опубликованы в его сборнике « Без перьев» 1975 года . В 1981 году на Бродвее открылась пьеса Аллена « Плавающая лампочка» . Это был успех критиков и коммерческий провал. Несмотря на две премии Тони номинаций, Тони выиграть за действия от Брайана Backer (который выиграл в 1981 году театр World Award и премию Drama Desk за свою работу), игра побежал только 62 спектаклей. После долгого перерыва Аллен вернулся в театр в 1995 году с одноактным спектаклем Central Park West , частью театрального вечера Death Defying Acts , в который также вошли новые работы Дэвида Мэмета и Элейн Мэй .

В течение следующих нескольких лет Аллен не имел прямого отношения к сцене, но были поставлены известные постановки его работ. Спектакль « Бог» был поставлен в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро , а театральные адаптации фильмов Аллена « Пули над Бродвеем» и « Сентябрь» были произведены в Италии и Франции, соответственно, без участия Аллена. В 1997 году слухи о том, что Аллен возвращается в театр, чтобы написать главную роль для своей жены Сун-И Превин, оказались ложными. В 2003 году Аллен наконец вернулся на сцену с Writer’s Block , вечером из двух одноактных песен — Old Saybrook и Riverside Drive — которые играли Off-Broadway . Постановка ознаменовала его режиссерский дебют, и весь тираж был распродан. Также в 2003 году появились сообщения о том, что Аллен пишет книгу для мюзикла по мотивам « Пули над Бродвеем» , и он открылся в Нью-Йорке в 2014 году. Мюзикл закрылся 24 августа 2014 года после 156 выступлений и 33 превью.

В 2004 году Аллен поставил первую с 1981 года полнометражную пьесу Аллена « Память из вторых рук» , поставленную Алленом и получившую расширенный тираж вне Бродвея . В июне 2007 года было объявлено , что Аллен бы сделать еще два творческих дебютов в театре, направляя работу , которую он не писал и направляя оперу-переосмысление Пуччини Джанни Скикки для Опере Лос — Анджелеса -Какой дебютировали на Дороти Чандлер павильон на 6 сентября 2008 г. О том, как он руководил оперой, Аллен сказал: «Я понятия не имею, что делаю». Его постановка оперы открыла фестиваль двух миров в Сполето, Италия , в июне 2009 года.

В октябре 2011 года на Бродвее состоялась премьера одноактной пьесы Аллена « Медовый месяц» в одноактной пьесе под названием « Относительно говорящий» . В спектаклях также участвуют Элейн Мэй и Итан Коэн под руководством Джона Туртурро . В феврале 2012 года было объявлено, что Аллен адаптирует Bullets over Broadway в бродвейский мюзикл . Он открылся 10 апреля 2014 года и закрылся 24 августа 2014 года.

В марте 2014 года в театре Сент-Джеймс состоялась премьера мюзикла Аллена « Пули над Бродвеем » . В ролях были Зак Брафф , Ник Кордеро и Бетси Вулф . Шоу было направлено и поставлено Сьюзан Строман , известной режиссурой сцены и постановкой фильмов Мела Брукса « Продюсеры» . Шоу вызвало неоднозначные отзывы критиков, но получило шесть номинаций на премию Тони , в том числе одну на премию Аллена за лучшую книгу мюзикла .

10 фильмов гения кино Вуди Аллена о невротиках и интеллектуалах, зацикленных на своих комплексах Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и

10 фильмов гения кино Вуди Аллена о невротиках и интеллектуалах, зацикленных на своих комплексах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Гений, просто гений!

1. «Энни Холл»

Кадр из фильма «Энни Холл»./фото: ust-ilimsk.su

1977 год, 4 «Оскара»
В качестве комедии фильм не заставляет хохотать до икоты, а как мелодрама не вызывает влаги под носом. Как автобиография недостаточно правдив, а как терапия депрессий не имеет лицензии. Зато это шедевр. Остроумный, даже в грустные моменты, диалог странной пары комика-еврея и певицы (Дайан Китон) — завсегдатая кабинета психоаналитика — временами перехлестывает за рамку экрана и вовлекает зрителя, искушенного в падениях и взлетах.

Как минимум, сохранить полную иронии цитату, на которые давно уже растащен фильм, как и вышедший позже «Манхэттен». И, да, Нью-Йорк — любимец Вуди Аллена — его забавные персонажи, свидетели, подстрекатели и жертвы тупиковых решений, стереотипов и детских комплексов. Фильм считают первым, если прослеживать с 1955, большим настоящим кино Аллена — переходом от пародийного этапа творчества к созданию полновесных многоплановых картин.

2. «Дни радио»

Кадр из фильма «Дни радио»./фото: the-cinema.ru

1987 год, 2 номинации на «Оскар»
В этой лирической, подходящей для семейного смакования, комедии, 52-х-летний Вуди сделал то, что хотел бы сделать каждый в его возрасте — воспеть время молодости своих родителей и своего детства. В случае Аллена, оно пришлось на эпоху всевластия радио — 1930-40-е годы. Голоса из динамиков парили над шумливой многолюдной еврейской семьей, домами их соседей, мир и война с которыми составляли пестрый фон жизни маленького Джо.

3. «Загадочное убийство в Манхэттэне»

Кадр из фильма «Загадочное убийство в Манхэттэне»./фото: filmz.ru

1993 год, номинация на «Золотой глобус»
Комичный, очень просемейный детектив, какой может быть только у В.Аллена. Вполне довольный супружеской жизнью Лэрри больше всего хочет покоя, порядка и хорошей дистанции от посторонних. Общительная и деятельная Кэрол (снова Дайан Китон) поддерживает знакомство с соседями, к тому же она наблюдательна и дотошна.

Именно ей приходит в голову вовлечь мужа в несанкционированное расследование только потому, что сосед, недавно потерявший жену, слишком весел. Множество приемов, из-за которых у зрителя влажные ладошки, В.Аллен применил здесь, а позже они сработают не менее ярко в других вариациях детективных сюжетов.

4. «Проклятие нефритового скорпиона»

Кадр из фильма «Проклятие нефритового скорпиона»./фото: filmz.ru

2001 год
Это идеальный фильм для зрителя, хотя не снискал никаких наград. Взрывное сочетание комедии и детектива — одновременно смешно и до колик переживательно за главных героев. С первой сцены неприязненной встречи страхового агента Бриггса с новой надменной начальницей (на сей раз Хелен Хант) до последней встречи с нею же Аллен проводит зрителя через испытания знанием того, чего не знают герои, распутывающие сложное преступление, связанное с отчаянно дерзким ограблением.

Первое желание после просмотра фильма — срочно показать другу и посмотреть вместе с ним. В.Аллен проявил всю любовь к зрителю и понимание его, зрительских, чаяний, в этом напряженном и до конца не предсказуемом фильме.

5. «Матч пойнт»

Кадр из фильма «Матч пойнт»./фото: unpictures.ru

2005 год, 4 номинации на «Золотой глобус»
Триллер! Пожалуй, первый («Тени и туман», «Преступления и проступки» были скорее прелюдиями). И в первый раз достоевщинкой повеяло, а потом будет еще «Мечта Кассандры», «Иррациональный человек». Место действия — Англия, не сразу явное столкновение интересов аристократической семьи, отставного теннисиста и несостоявшейся, но соблазнительной актрисы (теперь Скарлетт Йоханссон).

Сколько же точек невозвращения, матч пойнт, показано в фильме! Миг назад было возможно и то, и другое, и вдруг — решено. Но кое-кто решает развернуть судьбу, сойдет ли ему это с рук? Фильм вызвал противоречивые отзывы — от «шедевра» до «провала», а смотреть интересно.

6. «Сенсация»

Кадр из фильма «Сенсация»./фото: viy3d.filmz.ru

2006 год
Квалифицируется как криминал, комедия и детектив. Никто и не подумал ее номинировать на кинопремию, но по окончании фильма зритель норовит снова нажать кнопку «play». Он успел полюбить студентку Сондру Прански (Скарлетт Йоханссон, очень на месте), безоглядно пустившуюся по наводке духа погибшего журналиста Джо Стромбела искать убийцу с колодой Таро.

Особой симпатии заслуживает ее не сразу вольный помощник иллюзионист Сид Вотерман, Чудини (В.Аллен в особом кураже), которого уже не беспокоят гормоны и еще не настиг маразм, отчего каждая его реплика полна теплой иронии, детской непосредственности и мудрости каббалиста. Лучшего Аллена трудно сыскать. Острота переживаний по ходу приключений этой парочки легко задвигает Голливуд.

7. «Мечта Кассандры»

Кадр из фильма «Мечта Кассандры»./фото: woodyallenpages.com

2007 год
Никакого следа авантюрной детективной комедии. Не свойственный В.Аллену мрачный, бескомпромиссный, глубоко драматичный триллер. Только грусть по мечте совершенно алленовская. В этом ему помог своей всепроникающей музыкой композитор Филип Гласс, что редко бывает (чтобы саундтрек был в одних руках).

Братья Иен (Юэн Мак Грегор) и Терри (Колин Фаррелл), сыновья очень традиционно ведущего свой бизнес хозяина ресторана, влипли каждый в свою разорительную историю. Уповая на помощь состоятельного дядюшки, они не могут даже представить, какова цена спасения, и спасения ли.

8. «Вики Кристина Барселона»

Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона»./фото: overgraph.ru

2008 год, «Золотой глобус» за лучший фильм года
Остается только гадать, откуда у стареющего американского еврея такая испанская страсть, но фильм (мелодрама) феерический. Возможно, как это возможно только у Аллена, что женская роль второго плана (оскароносная) сделала фильм. Пенелопа Крус у Аллена свободна, как никогда, творит совершенно хулиганский и обворожительный образ, который энергетически соединяет фильм в целое.

Да, главные героини — приехавшие на каникулы американки Кристина и Вики, их стильный ухажер Антонио (Хавьер Бардем) и их подростковые приключения трогательны. Но Крус и есть Барселона! Хотя город в оправе саундтрека великолепен настолько, что в последующие за фильмом годы туристический бум его охватил.

9. «Полночь в Париже»

Кадр из фильма «Полночь в Париже»./фото: kinokritik.com

2011 год, «Оскар» за лучший сценарий
Фэнтези! Хотя и не впервые, взять хоть «Пурпурную розу Каира». Мелодрама и чуть комедия — нет у него одномерных жанров. Вуди Аллен мастер подбирать музыку, но здесь себя он превзошел — ревущие 20-е взорвали 2010-е. И на это раз место действия Париж — город творческих чудаков.

С такими и встретился начинающий писатель ХХI века, которого сочла чокнутым недоверчивая и меркантильная невеста. Действительно — Пикассо, Гертруда Стайн, Фицджеральды, Хемингуэй, а также их хрупкая подруга (Марион Котийяр) — могут ли помочь писателю (Оуэн Уилсон, сыграно трепетно) обрести себя?

10. «Жасмин»

Кадр из фильма «Жасмин»./фото: kinoframe.tv

2013 год, «Оскар» за женскую роль
Не последний фильм (после него еще «Магия лунного света», «Иррациональный человек», «Светская жизнь»), но пока последний, получивший «Оскар» за женскую роль (Кейт Бланшетт, справедливо, общепризнанно). Некоторые критики проводят параллель с пьесой Теннесси Уильямса «Трамвай желание» — их воля. Героиня Аллена сама свою жизнь разрушила, из Luxury в бедную среду угодила, снобизмом и невротично-алкогольными капризами всех и себя изнурила. Нервный, но не лишающий надежды, фильм.

Если кто-то решит «пробежать» этот киномарафон, то менее, чем за 20 часов, он проследит полувековую историю Вуди-Алленовского кино. Не советуем. Лучше смотреть с расстановкой, чтобы ощутить предчувствие и послевкусие.

Оцените статью
ActualBeauty