Фильмы ужасов про выезды на природу

Мы же расскажем об исключительно интересных фильмах про отдых на природе, которые могут дать понимание какого рода картины есть в этом поджанре и в какую сторону можно направить силы во время поиска ужастика на вечер.

Фильмы ужасов про выезды на природу

Как хорошо собрать родную компанию, закупиться съестным и двинуть куда-нибудь на берег озера. А можно устроить поход по лесным или гористым ландшафтам. Жаль, что природа не всегда благосклонна к таким гостям, которые устали сидеть в офисах и решили навестить не очень-то гостеприимную старушку. Да и люди, по той или иной причине не живущие в каменных джунглях, могут быть недоброжелательны. Осуждать их сложно.

Хоррор-мейкеры собаку съели на фильмах о выезде на природу. Серия «Пятница 13-е», вся завязанная на том, что посещать чужие озера греховным подросткам нельзя, не даст соврать. Этот тренд породил целое течение фильмов ужасов о последней выжившей девушке, например. Так или иначе, студии, производящие эти картины пачками до сих пор доносят предостерегающий посыл самоуверенному человечеству. Мы же расскажем об исключительно интересных фильмах про отдых на природе, которые могут дать понимание какого рода картины есть в этом поджанре и в какую сторону можно направить силы во время поиска ужастика на вечер.

Вернуться друг к другу парам помогают дети, собаки и Париж.

8 уморительных комедий о парах на грани развода

8 уморительных комедий о парах на грани развода

Вернуться друг к другу парам помогают дети, собаки и Париж.

Развод – крайне животрепещущая тема, на которую снято немало драм. Однако одним жанром тема семейного кризиса не ограничивается: режиссеры ищут новые подходы к материалу, и иногда им удается совершить настоящий переворот. К премьере отечественной комедии «Пара из будущего» «КиноРепортер» собрал еще 8 комедийных фильмов, герои которых переосмысляют свои отношения.

«Поговорим о сексе» (2001)

Незаслуженно забытый фильм Джона МакНотона с крайне эксцентричной завязкой и минимумом пошлого юмора, несмотря на название. По сюжету, семейная пара, переживающая кризис, пытается отсудить деньги у аналитика, который крайне опрометчиво переспал с главной героиней. Главные роли исполняют Джеймс Спэйдер, Лара Флинн Бойл, Мелора Уолтерс, Джей Мор и Билл Мюррей, которые крайне вовлечены в процесс и пышут какой-то невероятной энергией.

Несмотря на то что внимание в картине уделяется драматическим перипетиям, связанным с семейным кризисом, судопроизводство и самоанализ здесь доведены до абсурда, а феерические монологи гарантированно запомнятся зрителям надолго.

«По ту сторону кровати» (2008)

Еще одна французская комедия Паскаль Пузаду, в которой супруги на грани развода меняются – нет, не телами, а всего лишь обязанностями. Главных героев играют Софи Марсо и Дэни Бун, которые своей игрой утрируют и доводят до абсолютного абсурда типичные «женские» и «мужские» черты. Дабы досадить друг другу, они меняются не только обязанностями и работой, но также машинами, телефонами и даже друзьями, что, разумеется, приводит к череде нелепых ситуаций. А при условии, что у пары есть дети, которым тоже надо уделять внимание, сюжетные перипетии получаются максимально разнообразными.

Эта довольно уютная лента будет интересна скорее зрелой аудитории, которая сможет включиться в проблемы героев и не считать их абстрактными. Дополнительного шарма ей придает музыкальное сопровождение – незабвенная Ti Amo здесь приходится как нельзя кстати.

«Любовь вразнос» (2014)

«Любовь вразнос» Мартина Бубулона с Лораном Лафиттом и Мариной Фоис в роли непутевых супругов, задумавших спихнуть опеку троих общих детей друг на друга, чтобы после развода устроить свою личную жизнь, стал настоящим хитом в Европе. У комедии случилось сразу два европейских ремейка – в Италии и Германии, а сами французы спустя пару лет сняли сиквел, в котором герои продолжили доказывать, что они – не пара.

Фильм может похвастаться крайне необычной завязкой, где создатели смешали удачные зарисовки семейной жизни, сумасшедшую сатиру (ждите тонну абсурдных шуток и скабрезностей) и крайне динамичные эпизоды, в которых фигурируют актеры всех возрастных групп. Ну и, конечно, это образцовый пример того, как не надо воспитывать детей.

«План Мэгги» (2015)

Лиричное инди Ребекки Миллер рассказывает о женщине, которая увела мужчину из семьи, но после нескольких лет жизни с ним решила «вернуть» супруга в старую семью. «План Мэгги» отвечает канонам фестивального кино (а премьера фильма прошла на смотре в Торонто): большинство героев оказывается в непростых жизненных ситуациях, а в главных ролях задействована целая плеяда звезд.

Так, инфантильного Джона, которого передают из рук в руки как собственность, сыграл Итан Хоук. Роль его первой жены Жоржетты исполнила Джулианна Мур, а непутевую разлучницу воплотила на экране Грета Гервиг. До режиссерского дебюта последней оставалось еще два года, но именно тогда, в Торонто, она приметила Сиршу Ронан на главную роль в «Леди Берд» и обсудила с ней сценарий.

«Имущество с хвостом» (2015)

Американская комедия, в которой решившие развестись герои делят домашнего любимца – ретривера Уэсли. Не обходится без абсурда: борьба в суде напоминает скорее оформление опеки: собака будет по очереди жить у каждого из хозяев, а затем будет вынесено окончательное решение с привлечением экспертов.

Фильм, тональность которого можно отнести скорее к нулевым, вышел в 2015 году и не снискал особой популярности у публики, даже несмотря на Алисию Сильверстоун в касте. Однако посмотреть «Имущество с хвостом» все равно стоит: если не посмеяться, то хотя бы проникнуться происходящим и примерить ситуацию на себя – на чужих ошибках, как говорится.

«Моя собака Идиот» (2019)

Писатель Анри переживает не один кризис, а все сразу. У него пропало вдохновение, отношения с женой не ладятся, а четверых детей он винит в сорванных попытках стать наконец счастливым человеком. Выход находится неожиданно: после того как герой находит бездомную наглую собаку, его жизнь меняется едва ли не по мановению волшебной палочки.

Французы, как всегда, мастера уморительно рассуждать о серьезных вещах и вечных темах. В этой работе Иван Атталь, в принципе специализирующийся на теме семейных отношений (да и отношений в принципе), довел свое мастерство практически до совершенства.

«Развод по-французски» (2014)

Еще один «Развод по-французски» Дороте Себба (не путать с сиквелом «Любви вразнос», который вышел на 3 года позже) повествует об отношениях Нино и Ариан. Парочка перестала жить вместе практически сразу после свадьбы, однако спустя годы формальный брак стал огромным препятствием на пути Ариан к повторному замужеству. Девушка пытается выманить пока еще законного супруга из Италии во Францию, где на оформление нужных бумаг уйдут считаные дни. Нино соглашается при условии, что они проведут необходимые 8 дней в Париже вместе – вот такая прощальная альтернатива медового месяца.

«Развод по-французски», как следует из названия, наполнен открыточными видами Парижа, лирическим настроением и не слишком динамичным сюжетом. Впрочем, иногда хочется чего-то и для тихого уютного вечера.

«Одной волшебной ночью» (2019)

Если вы сомневались, что в этой подборке лидируют французы, то вот вам финальный аргумент – лиричная и чуточку фантасмагоричная лента Кристофа Оноре («Все песни только о любви») «Одной волшебной ночью». Режиссер в очередной раз сотрудничает с Кьярой Мастроянни. На этот раз дочь великого актера играет своенравную парижанку Марию, крайне свободно относящуюся к пониманию брака.

После ссоры с мужем, уличившим ее в регулярных изменах, героиня уходит в отель напротив, где на протяжении всей ночи переосмысливает историю их любви. Пикантности в происходящее добавляет неожиданное появление молодой версии ее супруга (очаровательный Венсан Лакост), а также череды других мужчин, с которыми Марию когда-либо сводила жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иногда останавливают, чтобы рассмотреть: как тюменка с семьей ездит на отдых со своим домом на колесах Пандемия внесла свою лепту в жизни путешественников. Все больше семей решаются

Как подготовить авто для поездки за границу?

Из того, что мы специально делали, — это грин-карта. Что это такое? Это страховка для авто, действительная за границей. Еще сделали международные права, которые нигде не понадобились, мы это знали, но перестраховались на всякий случай. Но на деле оказалось, что хватает российских прав: на них есть дублирование латиницей. Еще надо, чтобы при пересечении границы у вас не было долгов. В остальном всё так же, как и при планировании путешествия по России.

Иногда у туристов возникают проблемы с местными пограничниками. У нас так было в Польше. Была попытка взвесить все наши вещи. По факту можно было взять всего 50 килограммов на человека. Но у нас были все 300, наверное. Когда мы проходили границу, то задние сиденья были полностью разложены и заложены коробками и куртками. Мы состроили дурачков, уверили, что там ничего тяжелого, просто лишь пустые коробки. Мальчик на границе хитро посмеялся, но пропустил.

Но автопутешественников могут пытаться разводить и недобросовестные автоинспекторы. Где-то около Ростова нам чуть ли не напрямую намекали на взятки за какие-то нелепые нарушения. На такие уловки могут попасться водители, не знающие правил ПДД и наказаний за них. Но в целом тенденция разводов на дорогах встречается все реже — это радует. В основном, нас останавливают сотрудники ГИБДД из любопытства: что же это за машина такая?

В доме на колесах у нас раскладной диван, , полноценное спальное место

Десять отечественных фильмов про курорты Фено­мен курор­тов в миро­вом кине­ма­то­гра­фе появ­ля­ет­ся после Вто­рой миро­вой вой­ны, когда лет­ний отдых ста­но­вит­ся мас­со­вым. До это­го

Десять отечественных фильмов про курорты

Фено­мен курор­тов в миро­вом кине­ма­то­гра­фе появ­ля­ет­ся после Вто­рой миро­вой вой­ны, когда лет­ний отдых ста­но­вит­ся мас­со­вым. До это­го курор­ты были доступ­ны для ари­сто­кра­тов и состо­я­тель­ных семей, или тех немно­гих, кому тре­бо­вал­ся отдых по состо­я­нию здо­ро­вья. К курорт­ным филь­мам мож­но было бы отне­сти все филь­мы о лет­нем отды­хе, в кото­рых фигу­ри­ру­ют дачи, пан­си­о­на­ты, дет­ские лаге­ря или где дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на фоне южных деко­ра­ций. Одна­ко, это не совсем пра­виль­но, так как если кино о курор­те, то дей­ству­ю­щи­ми лица­ми долж­ны быть отды­ха­ю­щие, и место дей­ствия долж­но соот­вет­ство­вать — пре­иму­ще­ствен­но это юг.

Несмот­ря на то, что южная мест­ность фигу­ри­ру­ет в совет­ских филь­мах доволь­но часто, кар­тин о курор­тах в совет­ское вре­мя сня­то отно­си­тель­но мало. Свя­за­но это с тем, что в Рос­сии лето корот­кое, неза­мет­но начи­на­ет­ся и так­же закан­чи­ва­ет­ся, да и отдых на юге был не все­гда досту­пен — дачи были не у всех, выезд за гра­ни­цу огра­ни­чен, а про лич­ный транс­порт и гово­рить не сто­ит. Одна­ко счаст­лив­чи­кам всё-таки уда­ва­лось отдох­нуть по путёв­ке или же у живу­щих на юге род­ствен­ни­ков. Часто это были пред­ста­ви­те­ли интел­ли­ген­ции, кото­рые пре­иму­ще­ствен­но и изоб­ра­же­ны в совет­ских филь­мах о курор­тах. В СССР лен­ты о южном отды­хе поль­зо­ва­лись у зри­те­лей попу­ляр­но­стью, о чём сви­де­тель­ству­ют боль­шие кас­со­вые сборы.

Рас­смот­рим на при­ме­рах деся­ти кар­тин, как суще­ство­вал и раз­ви­вал­ся жанр курорт­но­го кино в совет­ском, а затем и рос­сий­ском кинематографе.

Дама с собачкой (1960, реж. Иосиф Хейфиц)

Фильм Иоси­фа Хей­фи­ца, сня­тый по рас­ска­зу Анто­на Чехо­ва, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми мож­но счи­тать пер­вым совет­ским филь­мом о курор­те. В филь­ме изоб­ра­же­но дру­гое вре­мя, эпо­ха и люди, одна­ко место дей­ствия будет оста­вать­ся неиз­мен­ным и в после­ду­ю­щих лен­тах о юге. Лите­ра­тур­ная осно­ва дела­ет его по-сво­е­му при­ме­ча­тель­ным, отсы­лая к утра­чен­но­му про­шло­му. В этом плане кар­ти­на Хей­фи­ца инте­рес­на и как сво­е­го рода доку­мент, так как пока­зы­ва­ет, каким был рос­сий­ский курорт до рево­лю­ции. Лишён­ная соци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки, лен­та выгля­дит отчуж­дён­ной на фоне осталь­но­го мас­си­ва совет­ских фильмов.

Исто­рия начи­на­ет­ся с того, что устав­ший от обы­ден­но­сти семей­ной жиз­ни Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Гуров на отды­хе в Ялте встре­ча­ет оди­но­ко про­гу­ли­ва­ю­щу­ю­ся по набе­реж­ной незна­ком­ку, имя кото­рой Анна Сер­ге­ев­на. Она пред­став­ля­ет собой тип утон­чён­ной нату­ры, с мелан­хо­ли­че­ским взгля­дом и несчаст­ной судь­бой. Анна Сер­ге­ев­на рано вышла замуж за чело­ве­ка, кото­ро­го нико­гда не люби­ла и не ува­жа­ла. Гуро­ву уда­ёт­ся её заин­те­ре­со­вать, и их чув­ства друг к дру­гу по ходу филь­ма пере­рас­та­ют в непод­дель­ную любовь. Но отпуск вско­ре закан­чи­ва­ет­ся и нуж­но воз­вра­щать­ся к не вызы­ва­ю­щей инте­ре­са жизни.

При­глу­шён­ные тона чёр­но-белой кар­тин­ки и пунк­тир чехов­ско­го сюже­та поз­во­ля­ют «Даме с собач­кой» оста­вать­ся уни­вер­саль­ной исто­ри­ей о курорт­ном романе, кото­рая даже при бес­ко­неч­ном вос­про­из­ве­де­нии не теря­ет сво­ей актуальности.

В 1960 году «Дама с собач­кой» была номи­ни­ро­ва­на на золо­тую паль­мо­вую ветвь Канн­ско­го фести­ва­ля, одна­ко, несмот­ря на поло­жи­тель­ные отзы­вы запад­ных кине­ма­то­гра­фи­стов, вклю­чая Инг­ма­ра Берг­ма­на, оста­лась без призов.

О твор­че­стве Иоси­фа Хей­фи­ца читай­те в нашем мате­ри­а­ле «Иосиф Хей­фиц. Ровес­ник совет­ско­го кино».

Три плюс два (1963, реж. Генрих Оганисян)

Сюжет это­го совет­ско­го ром­ко­ма пре­дель­но прост. Трое мос­ков­ских дру­зей при­ез­жа­ют в Крым, что­бы отдох­нуть «дика­ря­ми» вда­ли от циви­ли­за­ции. Все они — пред­ста­ви­те­ли совет­ской интел­ли­ген­ции: вете­ри­нар (Андрей Миро­нов), дипло­мат (Евге­ний Жари­ков) и док­тор физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук (Ген­на­дий Нилов). Но их пла­ну не суж­де­но сбыть­ся, так как их дикар­ский быт нару­ша­ют вне­зап­но появив­ши­е­ся две девуш­ки, утвер­жда­ю­щие, что место, где отды­ха­ют дру­зья, дав­но ими заня­то, и в каче­стве дока­за­тель­ства барыш­ни выка­пы­ва­ют бутыл­ку с остав­лен­ным пись­мом. В ито­ге им при­хо­дит­ся делить одно место на две ком­па­нии. Меж­ду ними начи­на­ет­ся шуточ­ная вой­на, кото­рая впо­след­ствии пере­рас­та­ет в любовь.

Инте­рес­но наблю­дать за раз­ви­ти­ем отно­ше­ний пер­со­на­жей, так как интим здесь не более, чем коми­че­ский при­ём. О том, как мог­ло раз­ви­вать­ся дей­ствие кар­ти­ны на самом деле, оста­ёт­ся догадываться.

Суще­ству­ет две вер­сии филь­ма: пер­вая — широ­ко­фор­мат­ная, и вто­рая — обыч­ная, 4:3. В свя­зи с этим каж­дую сце­ну при­хо­ди­лось сни­мать по два раза. В ито­ге вари­ант филь­ма для широ­ких экра­нов ока­зал­ся на 11 минут доль­ше обыч­ной вер­сии. Одна­ко посмот­реть широ­ко­фор­мат­ную вер­сию мог­ли немно­гие, так как не во всех совет­ских кино­те­ат­рах это было тех­ни­че­ски осу­ще­стви­мо. Дол­гое вре­мя этот вари­ант филь­ма счи­тал­ся уте­рян­ным, одна­ко в 2014 году на теле­ви­де­нии состо­я­лась пре­мье­ра най­ден­ной картины.

Сто­ит отме­тить, что после выхо­да филь­ма «дикар­ский» отдых на юге при­об­рёл мас­со­вый харак­тер. В 2006 году вышел сво­е­го рода ремейк «Три плюс два» под назва­ни­ем «Дика­ри», в кото­ром сыг­ра­ли мно­гие извест­ные актё­ры, сре­ди кото­рых Гоша Куцен­ко, Марат Баша­ров, Кон­стан­тин Юшке­вич, Вла­ди­слав Гал­кин и другие.

Опекун (1970, реж. Альберт Мкртчян)

Обли­чи­тель­ный фильм вос­пи­та­ния туне­яд­ца. Герой Алек­сандра Збру­е­ва, встре­тив утро в вытрез­ви­те­ле после оче­ред­ной пьян­ки, теря­ет рабо­ту. Дру­зья пред­ла­га­ют ему устро­ить­ся на метал­лур­ги­че­ский ком­би­нат, одна­ко тяжё­лая рабо­та не пре­льща­ет при­вык­ше­го к празд­но­му без­де­лью Мишу, и он едет на чер­но­мор­ский курорт к сво­ей ста­рой подру­ге Любе (Кла­ра Луч­ко). Та, не желая содер­жать без­дель­ни­ка, устра­и­ва­ет его опе­ку­ном пре­ста­ре­лой сосед­ки, дабы най­ти ему хоть какое-то заня­тие. В этот момент у Миши появ­ля­ет­ся идея полу­чить наслед­ство, и он с ответ­ствен­но­стью начи­на­ет испол­нять все прось­бы опе­ка­е­мой им женщины.

Друг Миши, без­на­дёж­ный алко­го­лик и туне­ядец со ста­жем Тебень­ков (Геор­гий Вицин), сове­ту­ет ему бро­сить это заня­тие и занять­ся чем-то полег­че, но Миша оста­ёт­ся упор­ным в сво­их дей­стви­ях. В ито­ге он влюб­ля­ет­ся в Любу, под вли­я­ни­ем кото­рой ста­но­вит­ся на путь исправ­ле­ния. К тому же он узна­ет, что ста­руш­ка, за кото­рой он уха­жи­ва­ет, вовсе не такая бес­по­мощ­ная, как кажет­ся. В фина­ле филь­ма Миша меня­ет­ся до неузна­ва­е­мо­сти: кон­ча­ет с пьян­ством и без­де­льем и начи­на­ет работать.

Фильм сни­мал­ся в Ялте моло­ды­ми режис­сё­ра­ми сту­дии «Мос­фильм» Эдга­ром Ход­жи­кя­ном и Аль­бер­том Мкрт­чя­ном, кото­рый впо­след­ствии сни­мет такие кар­ти­ны, как «Зем­ля Сан­ни­ко­ва» (1973) и «При­кос­но­ве­ние» (1992).

Со вре­ме­нем коме­дия зате­ря­лась в оби­лии лент тех лет и на фоне филь­мов Гай­дая и Ряза­но­ва выгля­дит доволь­но блек­лой. «Опе­кун» напол­нен харак­тер­ным для совет­ско­го кино мора­ли­за­тор­ством, из-за чего сего­дня выгля­дит черес­чур старомодным.

Из жизни отдыхающих (1980, реж. Николай Губенко)

Мёрт­вый сезон на крым­ском курор­те, позд­няя осень. По сте­че­нию жиз­нен­ных обсто­я­тельств дей­ству­ю­щие лица кар­ти­ны ока­за­лись в одном из домов отды­ха на южном побе­ре­жье. Одна­ко все при­выч­ные пре­ле­сти отды­ха им недо­ступ­ны, поэто­му оста­ёт­ся вести дол­гие раз­го­во­ры ни о чём и, в то же вре­мя, обо всём сра­зу. В этой мелан­хо­лич­ной обста­нов­ке зарож­да­ет­ся любовь двух оди­но­ких и немо­ло­дых людей, кото­рые буд­то жда­ли этой встре­чи всю жизнь.

«Из жиз­ни отды­ха­ю­щих» мож­но назвать курорт­ным филь­мом наобо­рот, пото­му что от холод­ных крым­ских пей­за­жей и иро­ни­че­ских диа­ло­гов веет гру­стью. Южная осень оли­це­тво­ря­ет осо­бое состо­я­ние, в кото­ром пре­бы­ва­ют пер­со­на­жи. Она для них не толь­ко вре­мя года, свя­зан­ное с опре­де­лён­ны­ми капри­за­ми при­ро­ды, но и жиз­нен­ный этап, когда всё, что мог­ло слу­чить­ся, оста­лось поза­ди, а надеж­да на сча­стье не отпускает.

Эсте­ти­ка филь­ма Нико­лая Губен­ко в какой-то мере пред­вос­хи­ти­ла появ­ле­ние «Ассы», где крым­ский курорт так­же пока­зан в непри­выч­ных зим­них тонах.

Будьте моим мужем (1981, реж. Алла Сурикова)

Дет­ский врач (Андрей Миро­нов) отправ­ля­ет­ся в дол­го­ждан­ный отпуск на юг. По при­ез­ду ока­зы­ва­ет­ся, что в гости­ни­цах все номе­ра заня­ты, а для того, что­бы схо­дить в ресто­ран, нуж­но зани­мать оче­редь. Част­ный сек­тор тоже пере­пол­нен отды­ха­ю­щи­ми, и най­ти кры­шу над голо­вой в курорт­ном город­ке прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Герой Миро­но­ва зна­ко­мит­ся с оди­но­кой девуш­кой с ребён­ком, кото­рую игра­ет Еле­на Про­кло­ва. Их объ­еди­ня­ет общая про­бле­ма — поиск жилья. Про­кло­ва про­сит Миро­но­ва пред­ста­вить­ся сво­им мужем, так как хозяй­ка (Нина Руса­но­ва) отка­зы­ва­ет­ся сда­вать ком­на­ту оди­но­кой жен­щине с ребён­ком. Так начи­на­ет­ся исто­рия и, соб­ствен­но, закру­чи­ва­ет­ся курорт­ный роман.

Съём­ки филь­ма про­хо­ди­ли в Сочи и его при­го­ро­де Лоо. Сюжет ром­ко­ма — как чере­да совет­ских анек­до­тов. Хозяй­ка дома селит прак­ти­че­ски без каких-либо усло­вий огром­ное коли­че­ство отды­ха­ю­щих, кото­рые это­му рады — в тес­но­те да не в оби­де, а мел­кие кон­флик­ты меж­ду сосе­дя­ми — все­го лишь ирония.

В целом, кар­ти­на Аллы Сури­ко­вой — лёг­кое и неза­мыс­ло­ва­тое кино, в кото­ром запе­чат­ле­на лет­няя жизнь чер­но­мор­ско­го курор­та. Фильм стал одной из самых попу­ляр­ных оте­че­ствен­ных коме­дий о лете и вхо­дит едва ли не во все тема­ти­че­ские спис­ки. Секс-сим­вол совет­ско­го кино Андрей Миро­нов нахо­дил­ся в тот момент на пике сла­вы, а Еле­на Про­кло­ва счи­та­лась одной из самых при­вле­ка­тель­ных актрис того периода.

Спортлото-82 (1982, реж. Леонид Гайдай)

Если мы заго­во­ри­ли о совет­ском кино, то нель­зя обой­тись и без Гай­дая — коро­ля коме­дий эпо­хи застоя. К жан­ру курорт­но­го кино мож­но было бы отне­сти его ран­ний фильм «Кав­каз­ская плен­ни­ца» (1966), одна­ко, если подроб­но при­гля­деть­ся к сюже­ту, то мы уви­дим, что Шурик едет на юг не для того, что­бы отды­хать, он зани­ма­ет­ся иссле­до­ва­ни­ем мест­но­го фольк­ло­ра. Съём­ки «Спорт­ло­то-82» про­хо­ди­ли ров­но там же, где 16 лет назад Гай­дай как раз сни­мал «Кав­каз­скую пленницу».

Сюжет филь­ма сле­ду­ю­щий: выиг­рыш­ный билет лоте­реи теря­ет­ся по неле­пой слу­чай­но­сти в сле­ду­ю­щем на юг поез­де, на него пре­тен­ду­ют сра­зу несколь­ко чело­век, и про­цесс поис­ка пре­вра­ща­ет­ся в неза­бы­ва­е­мое при­клю­че­ние, раз­во­ра­чи­ва­ю­ще­е­ся на фоне крым­ских пей­за­жей. «Спорт­ло­то-82» — типич­ная гай­да­ев­ская лен­та, в кото­рой он исполь­зу­ет заез­жен­ные коме­дий­ные при­ё­мы. В 1982 году смех они уже не вызы­ва­ют, одна­ко пере­да­ют харак­тер­ную для юга атмо­сфе­ру непри­нуж­дён­но­сти, из-за кото­рой и сто­ит его смотреть.

Сто­ит отме­тить, что лен­та явля­ет­ся скры­той рекла­мой все­со­юз­ной лоте­реи «Спорт­ло­то». Перед выхо­дом в про­кат была про­ве­де­на мас­штаб­ная реклам­ная кам­па­ния, что и обес­пе­чи­ло кас­со­вый успех филь­му. В свою оче­редь, совет­ская кри­ти­ка встре­ти­ла кар­ти­ну доволь­но про­хлад­но, сетуя на то, что Гай­дай вышел в тираж.

Дама с попугаем (1988, реж. Андрей Праченко)

Сер­гей (Алек­сей Жари­ков) выгля­дит как насто­я­щий совет­ский ден­ди, носит загра­нич­ную одеж­ду, курит доро­гие сига­ре­ты. При­е­хав на юг, он не испы­ты­ва­ет труд­но­стей с жильём, как Андрей Миро­нов в «Будь­те моим мужем», и засе­ля­ет­ся в доро­гую гости­ни­цу. Весь отдых Сер­гей пред­став­ля­ет­ся то сек­рет­ным аген­том, то лёт­чи­ком, то сотруд­ни­ком Вне­ш­тор­га, хва­ста­ет­ся коман­ди­ров­ка­ми за рубеж и демон­стри­ру­ет зна­ние загра­нич­ной жиз­ни. Сер­гею лег­ко уда­ёт­ся изоб­ра­жать из себя иску­шён­но­го рос­кош­ной жиз­нью и загра­нич­ны­ми при­клю­че­ни­я­ми, бла­го­да­ря чему он поль­зу­ет­ся успе­хом у жен­щин, меняя их одну за другой.

Одна­ко инте­рес его при­вле­ка­ет оди­но­кая, сидя­щая на пля­же с попу­га­ем в клет­ке жен­щи­на (Свет­ла­на Смир­но­ва). Она, в отли­чие от дру­гих, не настро­е­на на курорт­ный флирт, объ­яс­няя это тем, что у неё есть интел­ли­гент­ный муж, рабо­та­ю­щий в инсти­ту­те, а сын-отлич­ник отды­ха­ет в пио­нер­ском лаге­ре непо­да­лё­ку. Попыт­ки Сер­гея поко­рить даму с попу­га­ем тщет­ны, отпуск закан­чи­ва­ет­ся и пора воз­вра­щать­ся домой.

Вто­рая часть филь­ма пере­но­сит геро­ев в Моск­ву. Ока­зы­ва­ет­ся, что Сер­гей дале­ко не тот, за кого он себя выда­вал. Он рабо­та­ет про­стым меха­ни­ком в аэро­пор­ту, а о загра­ни­це зна­ет лишь по лета­ю­щим на даль­ние направ­ле­ния само­лё­там. Жизнь дамы с попу­га­ем тоже неиде­аль­на. Сло­ва об интел­ли­гент­ном муже ока­зы­ва­ют­ся выдум­кой, а сын-отлич­ник — обык­но­вен­ный хули­ган, кото­рый по «неле­по­му сов­па­де­нию» на про­тя­же­нии все­го филь­ма дони­ма­ет глав­но­го героя, начи­ная ещё с курор­та, так как знал изна­чаль­но его насто­я­щее место рабо­ты. Кар­ти­на пред­став­ля­ет собой фильм-пере­вёр­тыш: начи­на­ясь как коме­дия, она пере­рас­та­ет в дра­му, в кото­рой пока­за­но оди­но­че­ство малень­ких людей.

«Дама с попу­га­ем», как вы мог­ли дога­дать­ся, сво­е­го рода ремейк той самой исто­рии о курорт­ном романе двух незна­ком­цев, за пре­де­ла­ми кото­ро­го над ними висит тос­ка обы­ден­ной жиз­ни. Сто­ит отме­тить, что дан­ная лен­та явля­ет­ся, пожа­луй, самой при­вле­ка­тель­ной из все­го совет­ско­го кино о курор­тах. Созда­те­ли филь­ма ухва­ти­ли нерв эпо­хи пере­строй­ки, когда быть ино­стран­цем куда желан­нее, чем оста­вать­ся совет­ским чело­ве­ком. Изоб­ра­же­ние допол­ня­ет аудио-часть: сре­ди зву­ча­щих в филь­ме песен мож­но выде­лить попу­ляр­ный в те годы дис­ко­теч­ный хит «The Final Countdown», а так­же живое испол­не­ние Гари­ком Сука­чё­вым пес­ни «Сан­тех­ник».

Дикий, дикий пляж. Жар нежных (2005, реж. Александр Расторгуев)

Доку­мен­таль­ная кар­ти­на Алек­сандра Рас­тор­гу­е­ва лома­ет все суще­ству­ю­щие сте­рео­ти­пы о лет­нем отды­хе. «Жар неж­ных» пере­кли­ка­ет­ся с лен­той Вита­лия Ман­ско­го, сня­той на три года рань­ше — «Бро­д­вей. Чёр­ное море». К сло­ву, Ман­ский высту­пил в кар­тине Рас­тор­гу­е­ва про­дю­се­ром и вто­рым сценаристом.

Пре­дель­ный нату­ра­лизм чер­но­мор­ско­го побе­ре­жья пока­зан режис­сё­ром во всей сво­ей обы­ден­но­сти. По мере про­смот­ра лен­ты при­вы­ка­ешь ко все­му, даже к самым отврат­ным сце­нам. Пред­став­лен­ные типы настоль­ко живые и узна­ва­е­мые, что порой лег­че отка­зать­ся верить про­ис­хо­дя­ще­му на экране и пред­став­лять это как сюр.

Ещё одним важ­ным свой­ством филь­ма явля­ет­ся его мно­го­жан­ро­вость. Здесь и чело­ве­че­ская коме­дия, и смерть, и любовь, одна­ко, в первую оче­редь, — южный курорт как место дей­ствия. В кар­тине есть место для всех: и для вер­блю­да, экс­плу­а­ти­ру­е­мо­го пляж­ным фото­гра­фом, и для несо­сто­яв­шей­ся актри­сы, и для «биз­не­сме­нов» с «брат­ка­ми», и для лили­пу­та, кото­ро­му устро­и­ли сва­дьбу с жен­щи­ной вдвое выше него. Заклю­чи­тель­ная новел­ла филь­ма пока­зы­ва­ет визит Вла­ди­ми­ра Пути­на в кубан­ский лагерь «Орлё­нок», нахо­дя­щий­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от дико­го пляжа.

Пол­ная вер­сия филь­ма длит­ся более пяти часов, одна­ко есть и сокра­щён­ная (2 часа 5 минут), но и она тре­бу­ет пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки. Людей со сла­бой пси­хи­кой сце­ны «Дико­го пля­жа» могут шоки­ро­вать, поэто­му перед про­смот­ром нуж­но обя­за­тель­но заду­мать­ся — сто­ит ли. Тем же, кто всё-таки решил­ся лице­зреть энцик­ло­пе­дию рус­ской жиз­ни от Алек­сандра Рас­тор­гу­е­ва, оста­ёт­ся поже­лать хоро­ше­го про­смот­ра, так как при­ла­га­тель­ное «при­ят­ный» здесь будет неуместным.

Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)

Музы­каль­ный фильм-кар­на­вал режис­сё­ра Сер­гея Лоба­на и сце­на­рист­ки Мари­ны Пота­по­вой, зна­ко­мых ещё с вре­мён неко­гда куль­то­во­го в анде­гра­унд­ных кру­гах твор­че­ско­го объ­еди­не­ния «зАи­Би» («За ано­ним­ное и бес­плат­ное искус­ство»), мог бы стать новой «Ассой» — гим­ном поко­ле­ния нуле­вых, но не стал, канув в забы­тье. Но, по всей види­мо­сти, созда­те­ли и не пре­сле­до­ва­ли боль­шой цели, пред­на­ме­рен­но сде­лав фильм пост­мо­дер­нист­ской шут­кой. Сто­ит отме­тить, что после «Шапи­то-шоу» Лобан кино не зани­мал­ся, да и Пота­по­ва тоже, если не счи­тать пары сце­на­ри­ев для не сыс­кав­ших успе­ха про­ек­тов. Таким обра­зом, худо­же­ствен­ное выска­зы­ва­ние не нашло сво­е­го продолжения.

«Шапи­то-шоу» состо­ит из четы­рёх пере­се­ка­ю­щих­ся меж­ду собой кино­но­велл, в каж­дой из кото­рых своя про­бле­ма­ти­ка и свой сюжет. Пер­вая часть назы­ва­ет­ся «Любовь» — это «Бед­ные люди» наших дней, исто­рия двух оди­но­честв, нашед­ших любовь по пере­пис­ке, кото­рая пере­рос­ла в боль, так и не успев начать­ся. «Друж­ба» рас­ска­зы­ва­ет о четы­рёх глу­хо­не­мых дру­зьях, болель­щи­ков фут­боль­но­го клу­ба «Тор­пе­до», кото­рые поеха­ли отды­хать на море, где в ито­ге друж­ба пере­рас­тёт в пре­да­тель­ство. «Ува­же­ние» — это исто­рия вос­со­еди­не­ния отца и сына после мно­го­лет­ней раз­лу­ки. Что­бы навер­стать упу­щен­ное они отправ­ля­ют­ся в Крым, где в диких усло­ви­ях хотят заслу­жить вза­им­ное ува­же­ние. Отец — зна­ме­ни­тый рок-музы­кант, а его сын меч­та­ет о вели­ком буду­щем худож­ни­ка. В ито­ге, на фоне моря и гор, меж­ду ними разыг­ры­ва­ет­ся извеч­ное про­ти­во­сто­я­ния отцов и детей. В послед­ней новел­ле под назва­ни­ем «Сотруд­ни­че­ство» речь идёт о про­дю­се­ре Попо­ве, кото­рый носит в себе идею о том, что копия луч­ше ори­ги­на­ла. Поэто­му он устра­и­ва­ет в шапи­то-шоу двой­ни­ков, где высту­па­ют ико­ны ХХ века — Цой, Мер­кью­ри, Мон­ро, Лен­нон. В «Сотруд­ни­че­стве» схо­дят­ся сюжет­ные линии преды­ду­щих исто­рий — все герои идут смот­реть пред­став­ле­ние в шапито.

Симе­из выбран местом дей­ствия не слу­чай­но, хотя фильм о симу­ля­крах мож­но было бы снять где угод­но. Пере­пол­нен­ные пля­жи, дешё­вые забе­га­лов­ки, гряз­ные ули­цы посёл­ка, кара­оке-бары — всё это пока­зы­ва­ет зыб­кость про­ис­хо­дя­щих на экране сюже­тов. «Шапи­то-шоу», где фарс неот­де­лим от тра­ге­дии, все­ми прав­да­ми и уже тем более неправ­да­ми пыта­ет­ся пока­зать абсурд­ность жиз­ни, заяв­ляя, что всё вокруг — не более чем наду­ва­тель­ство. Если отбро­сить всю пост­мо­дер­нист­скую игру, то глав­ный посыл филь­ма заклю­ча­ет­ся в том, что­бы при­нять себя, а не идти на пово­ду у пустых мечтаний.

Родина (2015, реж. Пётр Буслов)

Дра­ма Пет­ра Бусло­ва («Бумер», «Домаш­ний арест»), сня­тая по сце­на­рию Андрея Мига­чё­ва («Питер FM»), пока­зы­ва­ет, как курорт в пони­ма­нии рус­ско­го чело­ве­ка со вре­ме­нем меня­ет­ся в про­стран­стве, пере­но­сясь с чер­но­мор­ских пля­жей на Гоа.

В филь­ме дей­ству­ет несколь­ко сюжет­ных линий, в каж­дой из кото­рых рас­ска­за­на исто­рия одно­го или несколь­ких пер­со­на­жей. Здесь, как и в филь­ме Рас­тор­гу­е­ва, созда­те­ли попы­та­лись дать срез совре­мен­но­го рос­сий­ско­го обще­ства. Дочь «боль­шо­го чело­ве­ка» Ева, кото­рую отец сса­дил с само­лё­та из-за про­яв­ле­ния неува­же­ния, но тут же спо­хва­тил­ся и решил най­ти, а доче­ри и след про­стыл — так запус­ка­ет­ся в дей­ствие сюжет­ный меха­низм филь­ма. Осталь­ные пер­со­на­жи сле­ду­ю­щие: двое при­стра­стив­ших­ся к кока­и­ну рус­ских «кай­фо­жо­ров», бро­шен­ная жена биз­не­сме­на, гуру пси­хо­де­лии, диджей и бары­га Кос­мос и Макар, при­е­хав­ший из Ново­си­бир­ска в тур на две неде­ли, что­бы най­ти про­свет­ле­ние. Инте­рес пред­став­ля­ет мест­ный фило­соф­ству­ю­щий поли­цей­ский Дипак, кото­рый верит в кар­му, что не меша­ет ему за день­ги покры­вать бары­гу Кос­мо­са и выдво­рять из стра­ны его кон­ку­рен­тов. Каж­дая из исто­рий само­цен­на, как и её герои, и состав­ля­ют одно целое. Таким обра­зом, в «Родине» Буслов собрал типа­жи рус­ских 2010‑х годов, нахо­дя­щих­ся при этом вда­ли от дома, под индий­ским небом.

Фильм мож­но назвать как «шедев­ром», так и «оче­ред­ной неудач­ной лен­той в копил­ке рос­сий­ско­го кине­ма­то­гра­фа». Поми­мо того, что лен­та пере­да­ёт атмо­сфе­ру лета и без­за­бот­но­сти, она затра­ги­ва­ет и тему само­опре­де­ле­ния в век инфор­ма­ци­он­ной поли­фо­нии. Темой филь­ма явля­ет­ся поте­ря и обре­те­ние роди­ны. Речь идёт о той Рос­сии, кото­рая дале­ко, и о Рос­сии, кото­рая внут­ри. Пока­за­тель­ной в этом слу­чае слу­жит сце­на, где геро­и­ня Ека­те­ри­ны Вол­ко­вой в момент выдво­ре­ния её из стра­ны кри­чит: «Я не поеду! Мой дом здесь!» Так­же застав­ля­ет заду­мать­ся фра­за Мака­ра, кото­рый после мас­со­вой дра­ки, спро­во­ци­ро­ван­ной сооте­че­ствен­ни­ка­ми, выплёс­ки­ва­ет про­во­ка­ци­он­ную фра­зу: «Рус­ские — говно!»

Оцените статью
ActualBeauty