Каннский фестиваль Ежегодно в последних числах мая в небольшом курортном городке Канны во Франции проходит Международный Каннский кинематографический фестиваль. Место, где проходит Каннский
Каннский фестиваль
Ежегодно в последних числах мая в небольшом курортном городке Канны во Франции проходит Международный Каннский кинематографический фестиваль. Место, где проходит Каннский фестиваль – это Дворец конгрессов и фестивалей, расположенный на набережной Круазет. Аккредитован этот самый престижный и очень популярный во всем мире фестиваль Международной федерацией объединений кинопродюсеров.
Фестиваль популярен как у звезд мирового кино, так и у кинопродюсеров, которые подготавливают новые кинопроекты, а также продают на фестивале уже готовые работы. Наверное, нет такого режиссера, когда-либо снимавшего фильмы, кто бы ни мечтал создать такую ленту, которая получит основную награду Каннского фестиваля – Золотую пальмовую ветвь.
История Каннского фестиваля
Впервые Каннский фестиваль был проведен с 20 сентября по 5 октября 1946 года. Первый фестиваль предполагалось провести еще в 1939 году. Его инициатором был французский министр образования Жан Зэй, Председателем жюри назначили Луи Люмьера. Программа этого фестиваля включала советский фильм «Ленин в 1918 году», а также американскую ленту «Волшебник страны ОЗ». Но фестивалю не суждено было состояться: началась Вторая мировая война.
Первым фильмом, который продемонстрировали в рамках этого кинофестиваля, был документальный фильм, созданный режиссером Юлием Райзманом, под названием «Берлин». Начиная с 1952 года кинофестиваль в Каннах стали проводить ежегодно в мае месяце. Жюри фестиваля состоит из известных режиссеров, критиков, актеров.
Программа Каннского фестиваля
Фильмы для показа на Каннском фестивале выбираются в несколько стадий. Эти ленты не должны показываться ни на каких других кинематографических форумах, а также они должны быть сняты в течение года до открытия фестиваля в Каннах. Короткометражный фильм должен быть продолжительностью не больше 15 минут, а полнометражному фильму отводится время более одного часа.
Программа Каннского кинофестиваля состоит из нескольких разделов:
- основная конкурсная программа – из нее и выбирают призеров фестиваля;
- номинация Каннского фестиваля «Особый взгляд» — это внеконкурсная секция, на которой победителем становится лента неизвестного либо малоизвестного кинематографиста;
- короткометражные ленты;
- Синефондасьон – программа студенческих фильмов;
- Кинофонд – номинация для режиссеров, которые создают фантастические фильмы;
- Номинация «Вечное кино» создана в память об известных деятелях кино либо для освещения ярких кинематографических событий;
- другие внеконкурсные и почетные программы.
Призеры Каннского фестиваля
Награды на Каннском кинофестивале получают в соответствующих номинациях. Так, Золотой пальмовой ветвью награждают фильм из основного конкурса. Кинолента, занявшая второе место, награждается Гран-При. Кроме этого, награды получают лучший режиссер, сценарий, актер и актриса.
В номинации «Особый взгляд» один фильм получает главный приз, еще один – приз жюри. Кроме этого, призы присуждаются за лучшую режиссуру и за особый талант.
В конкурсе студенческих фильмов Синефондасьон номинантам присуждаются три приза.
В этом году Золотая пальмовая ветвь досталась французскому кинорежиссеру Жаку Одиару за создание фильма «Дипан». Гран-При завоевал венгерский режиссер за дебютную картину «Сын Саула». В номинации «Лучший режиссер» победил в этом году в Каннах Хоу Сяосянь с Тайваня и его фильм «Убийца». Жюри наградило своим призом Йоргоса Лантимоса из Греции и фильм «Лобстер». Приз за лучшую мужскую роль была присуждена Венсану Лендону (фильм «Закон рынка»), а приз за лучшую женскую роль разделили Эмманюэль Берко (лента «Мой король») и Руни Мара (фильм «Кэролл»).
Каннский кинофестиваль в 2019 году: даты и место проведения. Программа и интересные факты о нем. Как попасть на показы. Где остановиться.
Каннский фестиваль 2019: когда и где?
72-й ежегодный кинофестиваль пройдет с 14 по 25 мая. Его традиционно организуют в Каннах — бывшей рыбацкой деревушке, которая медленно, но верно становилась жемчужиной Лазурного берега.
Интересно! Посещение фестиваля стоит совместить с экскурсиями по столице киноиндустрии, особенно если вы не были раньше в этом городке. На прогулке с гидом можно за 3 часа узнать Канны со всех сторон — от узких улочек и старинных фасадов до элитных отелей, записаться можно здесь.
Повторяем пройденное о самом престижном европейском кинофестивале. В преддверии открытия 67-го Каннского кинофестиваля, который открывается завтра, 14 мая 2014 года, и продлится до 25 мая, редакция журнала «365» решила провести широкоформатный ликбез и напомнить читателям о том, что являет собой Каннский фестиваль как таковой, как он возник, зачем он нужен и почему каждый год события…
Что такое Каннский кинофестиваль?
Участники Каннского фестиваля
Каннский кинофестиваль относится к числу старейших и самых престижных кинофестивалей мира. Каждый год в мае Канн сосредоточивает в себе неизмеримый суммарный потенциал таланта, популярности и творческой способности участников кинофестиваля: в среднем на каждый кинофестиваль в Каннах пребывают порядка 35000 кинодеятелей. Фестиваль одобрен Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров (FIAPF) и относится к кинофестивалям категории A.
Каннский кинофестиваль – одно из крупнейших ежегодных событий в мире кино. Однако, рядовой зритель куда лучше разбирается в номинациях кинопремии «Оскар», не…
Каннский кинофестиваль – что это?
Каннский кинофестиваль – это почти 11 дней торжества искусства кинематографа как для именитых деятелей кино, так и для дебютантов, а также зрителей, призванное не только отметить наградами лучших авторов года (по мнению жюри), но и познакомить мир с грядущими новинками, а также помочь киноделами выдвинуться, найти инвесторов, заявить о себе и т.д.
В связи с этим структура кинофестиваля сложна и интересна. А в виду своего почтенного возраста, он еще и оброс рядом забавных случаев и курьезных фактов. О том, что такое этот самый Каннский кинофестиваль, расскажем далее.
Постер каннского кинофестиваля 2018
Программа кинофестиваля.
На протяжении нескольких десятков лет программа кинофестиваля менялась, подстраиваясь под требования окружающей действительности и мнения своих директоров. Реагируя на общественные настроения, последние старались создать программу, максимально открытую для кино, как искусства. Результатом долгих поисков «золотого стандарта» сегодня вылилось в разбиение программы фестиваля на две большие части: официальную и параллельную.
Официальная программа – наиболее освящаемая в СМИ – включает:
- Основной конкурс;
- Особый взгляд – фильм-призер программы получает поддержку во французском прокате.
- Внеконкурсные показы, полуночные и специальные показы;
- Конкурс короткометражных картин;
– Фонд кино или же «Синефондасьон» – специальная программа, состоящая в основном из короткометражных картин. Призвана поддерживать учащихся киношкол и молодых дебютантов, в том числе и финансово. Участие в программе позволяет молодым киноделам получить шанс снять свое кино по заявке. Помимо поддержки победитель программы получает возможность продемонстрировать свой фильм в рамках внеконкурсных каннских показов.
– «Каннская классика» (была создана в 2004 г.) – включает в себя две категории: отреставрированные ленты и шедевры мирового кинематографа или же архивные киноленты. Первые показывают в залах фестивального дворца, а вторые – в кинотеатре под открытым небом, располагающемся на пляже близь фестивального дворца.
На сегодняшний день параллельных программ всего три:
- «Неделя критики» – учрежденная французским синдикатом критиков программа, в которой принимают участие в основном дебютанты в мире кино. Некоторая часть лент обязательно короткометражные. Изначально программа задумывалась в пику основного награждения, где премии присуждают актеры или деятели кино, а не профессиональные критики. Известный факт – актеры и режиссеры мало смотрят кино, уделяя время, в основном, работам своих друзей или узкому жанру. Не в пример кинокритику, чья киноэрудиция, обычно, куда шире. Однако, призы программы вручались работниками пера лишь до 2009 г. После было создано международное жюри возглавляемое кинематографистом.
- «Двухнедельник режиссеров» – секция, созданная в результате студенческих волнений в 1969 г. Группа прогрессивных кинематографистов посчитала, что фестиваль уделяет чрезмерно много внимания лентам о буржуазии, забывая о жизни простого народа. Отличительной особенностью программы является отсутствие конкурса и жюри.
- «ACID» – программа создана в 1993 Ассоциацией независимых кинематографистов для фильмов, которые еще не нашли себе прокатчиков. Призы и жюри в программе не предусмотрены.
Отбор кандидатов.
В первые годы существования кинофестиваля страны сами предлагали ленты для участия в конкурсе. Однако, с 1972 года создана отборочная комиссия, занимающаяся приемом заявок. На сегодняшний день таких комиссий две: для отбора иностранных лент и французских. Помимо этого, при отборе действует именной принцип – существует ряд режиссеров-фаворитов фестиваля, чьи картины рассматриваются в приоритетном порядке. Список таковых режиссеров не постоянен и меняется из года в год в зависимости от достижений или провалов последних. Не обходится и без местного протекционизма – ежегодно три-четыре картины представляют родину кино. Также важно соблюдения принципа премьерности: конкурсанты не должны демонстрироваться на других фестивалях или выходить в прокат за пределами страны производства до Каннского кинофестиваля. Однако, в этом году допускались номинанты, выходившие во французский прокат.
Призы фестиваля.
Разумеется, на слуху у всех любителей кино сочетание «Золотая пальмовая ветвь». Но фестиваль слишком масштабен, а взгляд его охватывает слишком большое количество кинематографистов, чтобы ограничиваться одной наградой. Поэтому, помимо ветви также имеются:
– Приз за лучшую женскую роль
– Приз за лучшую мужскую роль
– Приз за лучший фильм в «Особом взгляде»
– «Золотая пальмовая ветвь» за лучший короткометражный фильм
– «Золотая камера» – премия за лучший дебютный полнометражный фильм, представленный в одной из трех программ фестиваля: основной, «Двухнедельнике режиссеров» или «Неделе критики».
В дополнение к вышеописанному существует ряд призов, которые не связаны с дирекцией фестиваля напрямую. Например, приз критиков ФИПРЕССИ или «Квир-Пальма» (за лучший фильм о проблемах сексуальных меньшинств).
Курьезы.
Наиболее известные «неудобности», происходившие в Каннах, связаны с решениями, выносимыми жюри. Все началось еще в далеком 1960-м году, когда приз жюри был присужден ленте «Приключение». В вышедшего на сцену за наградой Микеланджело Антониони из зала полетели помидоры. После этого случая еду, особенно помидоры, в зал проносить запретили, однако, публика всегда могла найти способ выразить свое негодование. В 1987-м году режиссер картины «Под солнцем Сатаны» Морис Пиала вышел на сцену под оглушительный свист зрителей. Тогда он сказал знаменитую фразу: «Вы ненавидите меня? Я вас тоже ненавижу!» В 1991-м году жюри, возглавляемое Романом Полански, присудило сразу три премии фильму братьев Коэн «Бартон Финк». В результате этого решения был принят запрет на вручение одному фильму из списка конкурсантов более двух премий. В 1994-м году Клинт Иствуд отдал главный приз кинофестиваля никому неизвестному режиссеру Квентину Тарантино за ленту «Криминальное чтиво». Недовольство зало разозлило Квентина и тот на эмоциях показал неприличный жест. Решения жюри фестиваля ежегодно беспощадно критикуются. Посмотрим, что ждет киномир в этом году.
Запрет на селфи.
2017-й год не только принес фестивалю нового президента, но и запрет на селфи на красной дорожке. Решение было встречено неоднозначно, так как прошлый президент, Жаль Жакоб, сам охотно запечатлевал себя для истории. Однако, новая дирекция решила напомнить общественности об этикете, которому подвержен фестиваль. Скорее всего, причины у решения куда более сложные, но малоинтересные рядовому зрителю.
Афиши.
С самого момента создания кинофестиваля особое внимание дирекции всегда было приковано к афишам. Но традиция использовать знаменитые кадры из классики мирового кино или фотографии именитых личностей из мира кино существует лишь последние 13 лет. В период с 1946 по 2005 год лишь дважды для основы каннской афиши использовались кадры из фильмов или фото звезд: в 1992-м году для плаката выбрали фото Марлен Дитрих, а в 1993-м – кадр из фильма Альфреда Хичкока.
С 2010 года обязательным элементом афиши стал цветовой фон. Одними из самых красивых афиш последнего времени считаются афиша 2007-го, основанная на работе знаменитого фотографа Филиппа Халсмана, и 2013 года, где изображены Пол Ньюман и Джоанна Вудворд.
Интересный факт.
Первый фестиваль должен был состояться в сентябре 1939 года. Однако, из-за начавшейся Второй Мировой войны, его пришлось перенести на 1946 год.
В Каннах раздали награды — похоже, новый коронавирусный "железный занавес" вернул моду на российское кино. А главный приз получил современный "Франкенштейн" — боди-хоррор про женщину-машину.
«Звезды бросаются под ноги, как кошки», или Успех российского кино в Каннах
В Каннах раздали награды — похоже, новый коронавирусный «железный занавес» вернул моду на российское кино. А главный приз получил современный «Франкенштейн» — боди-хоррор про женщину-машину.
«Не знаю, как помочь русским людям, которые сейчас в Каннах. Судя по публикациям в соцсетях, их постоянно атакуют звезды мировой величины. Они бросаются под ноги, как кошки. А критикам пытаются дать интервью», — иронизирует в своем Facebook драматург Валерий Печейкин, следивший за поездкой на главный кинофестиваль мира российской делегации кинокритиков и кинодеятелей. Печейкин, прекрасно ориентирующийся в мире кино сценарист дошедшего до Берлинале фильма «Кислота», уловил интонацию эйфории и чуть избыточной восторженности, с которой из Канн транслировали россияне. Многие посты в соцсетях с фестиваля действительно были написаны словно немедленно после выпитого бокала шампанского.
Новый 1987-й
Однако, во-первых, лето, Канны, пляжи и устрицы: с какой же еще интонацией оттуда писать? Ситуация требует некоторой восторженности. Во-вторых, для большинства членов российской делегации визит в Канны стал первой поездкой в страны Евросоюза года за полтора, ведь времена, когда границы преодолевались легко и беззаботно, ушли в прошлое. Россияне соскучились по Каннам. В-третьих, и это самое главное, взгляд на программу фестиваля и список награжденных позволяет сказать, что и Канны соскучились по российскому кино: трудно даже вспомнить, когда на фестивале его было так много.
Недавно на DW мы вспоминали очень успешный для советского кино 1987 год: на кинофестивале Берлинале того года советская делегация даже умудрилась потерять «золотого медведя» в одном из берлинских баров. Если бы тогда были соцсети, посты участников тех событий были бы не менее восторженными. Ситуация в какой-то степени повторилась: Россию и Запад сегодня разделяет новый железный «коронавирусный» занавес, россияне — редкие гости в Каннах и, привезя столько отличного кино, вызывают интерес. Тут правда поверишь, что звезды первой величины могут бросаться под ноги.
Трамплин в Канаду
Главной наградой российского кино стал гран-при программы «Особый взгляд» для молодого режиссера Киры Коваленко и ее фильма «Разжимая кулаки». Коваленко прошла тем же путем, который проделал еще четыре года назад ее бойфренд режиссер Кантемир Балагов: сняла фильм на осетинском языке с участием непрофессиональных актеров на российском Кавказе с помощью продюсера Александра Роднянского.
В 2017 году «Теснота» Балагова получила приз кинопрессы, а «Разжимая кулаки» удостоился еще более престижной награды. Канны стали трамплином для молодых российских режиссеров: Балагов снимает сейчас в Канаде сериал «Last of us» для американского рынка, там же находится и помогающая ему Кира Коваленко. Получая за нее награду, продюсер Роднянский сообщил, что Коваленко никак не могла успеть прилететь на церемонию — полет из Канады занял бы не менее 16 часов.
Почти неудача Серебренникова
Гран-при основного конкурса — а это вторая по значимости награда фестиваля — получил фильм на русском языке финнского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть», диалоги которого написала российская сценаристка Любовь Мульменко. Фестиваль этого года — невероятная удача для Мульменко, которая поучаствовала в написании сценария и фильма «Разжимая кулаки». Удача это и для молодого актера Юрия Борисова, сыгравшего в финском фильме главную мужскую роль (его режиссер поблагодарил в своей каннской речи). Кроме того, Борисов снялся еще и в фильме «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, который тоже участвовал в основном конкурсе фестиваля и получил награду за операторскую работу.
Команда фильма «Петровы в гриппе» на Каннском кинофестивале
Все-таки «Петровы в гриппе» Серебренникова оказались, по мнению кинокритиков, слишком «твердым орешком» для западной публики, не нашедшей подхода к гротескно-фантасмагорическому «пандемийному» миру утопающего в гриппе уральского города, созданному Серебренниковым и писателем Сальниковым. Приз только за операторскую работу — почти неудача для мастера масштаба Серебренникова.
Победил новый «Франкенштейн»
А «золотую пальмовую ветвь» неожиданно получил фильм «Титан» Джюлии Дюкорно. Кстати, говоря об эйфории и бокалах с шампанским, председатель жюри актер и режиссер Спайк Ли в веселой суматохе на сцене случайно огласил победителя в самом начале церемонии, напрочь убив интригу. Победу «Титана» называют революционной. Во-первых, это всего вторая в истории «золотая ветвь» для женщины-режиссера. А во-вторых, это смелый и радикальный, но жанровый фильм, мягко говоря, не самого часто встречающегося на кинофестивалях жанра боди-хоррор — про ужасающие трансформации человеческого тела. Типичным боди-хоррором был «Франкенштейн».
«Франкенштейн» Джулии Дюкорно — Алексия, ребенком попавшая в автомобильную аварию, живущая с тех пор с титановой пластиной в голове и превратившаяся в монстра на границе мира людей и мира машин (с автомобилями Алексия, например, занимается сексом). Если сначала зритель сочувствует Алексии, то после пополнения списка ее жертв, ему неизбежно становится жутко — сильная, за гранью морали, героиня находится вне человеческих и вне гендерных рамок, расширяя наши представления о мире. Этот несовершенный, но эффектный фильм критикуют за огрехи в сценарии, но в любом случае это решение жюри запомнится надолго.
Спайк Ли на церемонии награждения
Именно оно, как и оговорка Спайка Ли, превратило кинофестиваль в праздник, заставивший на время забыть пандемию. И российская делегация может вернуться домой совершенно удовлетворенной. Или, как довольно жестко пишет Печейкин: «Надо отдать должное русским людям. Смотрят они на этих зарубежных клоунов, а сами уже представляют, как они в Выхино заходят в «Продукты 24/7″. Потому что Канны — на недельку, а Россия — 24/7». Другое дело, что кто-то останется в Выхино, а кто-то поедет снимать кино в очередную республику Северного Кавказа или, например, в Канаду. Если судить по этим Каннам, с приходом «нового железного занавеса» возвращается и мода на русское.
Каннский кинофестиваль — 2021
Канны вернулись. Эх, если бы отсутствие знаменитого кинофестиваля в 2020 году просто означало, что звезды в смокингах и вечерних платьях не выпьют коктейль на прекрасной набережной, это было бы полбеды. Но на самом деле срыв фестиваля в прошлом году из-за пандемии устроил невиданную «пробку» в кинопроцессе.
Каннский кинофестиваль — 2021
Новые фильмы — речь идет прежде всего об авторском кино — практически не выходили. Выпускать продукт, в который вложены миллионы евро и тяжелый труд, в никуда, в пандемийный мир без фестивалей — себе дороже. Никто не заметит и никто не оценит.
Каннский кинофестиваль — 2021
Получается, продюсеры приберегали давно отснятое, чтобы вывалить это все в подходящий момент, когда привычный мир вернется. И этот момент настал. 74-й Каннский фестиваль проходит на Лазурном берегу с 6 по 17 июля.
Каннский кинофестиваль — 2021
Чтобы фестиваль мог вернуться, должны были совпасть две вещи: успехи вакцинации в Евросоюзе и желание сохранить культурное своеобразие прежнего мира. Любое культурное мероприятие теперь — риск, но что поделать — с вирусом придется жить.
Каннский кинофестиваль — 2021
Впрочем, фестиваль оснащен по последнему слову пандемийной техники: приехавшие кинокритики в один голос удивляются «плевательным» тестам на коронавирус. Говорят, что слюны для анализа надо столько, что плевать в пробирку приходится не меньше десяти минут.
Каннский кинофестиваль — 2021
Впервые с Берлинале 2020 года, — который прошел уже полтора года назад! — на большой фестиваль смогли через закрытые границы пробраться российские кинокритики и кинодеятели. Вынужденная изоляция закончилась. И как раз вовремя: даже не вспомнить, когда еще на фестивале показывали столько российского кино.
Каннский кинофестиваль — 2021
Прежде всего, Кирилл Серебренников и «Петровы в гриппе» в основной программе. У нас очень мало информации, что происходит с одним из крупнейших российских художников в последние годы после кафкианского процесса, который непонятно даже завершился или нет. «Петровы» должны дать ответ.
Каннский кинофестиваль — 2021
Фильм снят по нашумевшему роману екатеринбургского писателя Алексея Сальникова. Что получилось из трипа заболевшего гриппом автослесаря Петрова по улицам, троллейбусам и квартирам уральского города — а главное, что в нем увидит жюри? Предчувствие пандемии? Погружение в подсознание россиянина? Мистический и галлюцинаторный опыт? А что там делает Иван Дорн? Скоро узнаем!
Каннский кинофестиваль — 2021
В конкурсе и «Купе номер шесть» финского режиссера Юхо Куосманена (на фото — в 2016 году). Неожиданный для Канн сюжет: Россия, девяностые, молодой представитель рабочего класса (его играет Юрий Борисов, известный по клипам исполнителя Федука) встречает финку, которая путешествует из Москвы в Мурманск. Адаптировала финский сценарий к российской реальности российская сценаристка Любовь Мульменко.
Каннский кинофестиваль — 2021
Обо всех громких именах рассказать не получится: затянувшееся ожиданием выплеснулось фейерверком громких имен. Вот старый мастер Пол Верховен и его «Бенедетта» о лесбийской любви в итальянском монастыре XVII века. От фильма ждут провокации, но, чтобы в наше время добиться провокации, нужно немало постараться.
Каннский кинофестиваль — 2021
А больше всего ждут «Аннетт» француза Леоса Каракса: мюзикл, но, по слухам, больше, чем мюзикл. У стендап-комика и оперной певицы рождается дочь с загадочным даром и ставит с ног на голову всю прежнюю жизнь парочки, да и, похоже, весь прежний мир в целом.
Киноманы дождались: во Франции открывается долгожданный Каннский кинофестиваль 2021 года Совсем скоро состоится ярчайшее событие в киноиндустрии — открытие 74-го Каннского международного
В этом году фестиваль развернется не только в центре Канн. Расположенный на окраине города мультиплекс Cineum включает двенадцать кинозалов, из которых четыре выделят под фильмы основного конкурса. Участникам и гостям смотра рекомендуется приезжать туда на весь день. Внеконкурсные показы будут проходить в зале Дебюсси, а специальные кинопоказы — на пляже.
Будут действовать и противоэпидемиологические ограничения. Пройти на фестиваль можно будет при соблюдении одного из условий: наличия сертификата о вакцинации признанным в Европе препаратом, предоставления отрицательного ПЦР-теста или справки о наличии антител (не более чем 6-месячной давности). Тем, кто выберет второй вариант, придется пересдавать тест каждые 48 часов — благо в нескольких минутах ходьбы от Дворца фестивалей откроют бесплатную для участников смотра лабораторию.
Источники
- https://womanadvice.ru/kannskiy-festival
- https://ohfrance.ru/kannskiy-festival-2019-kogda-i-gde
- https://365mag.ru/cinema/kannskij-likbez-vol-1-chto-nado-znat-o-kannskom-kinofestivale
- https://typical-moscow.ru/kannskij-kinofestival-chto-eto/
- https://www.dw.com/ru/uspeh-rossijskogo-kino-v-kannah/a-58306129
- https://pronedra.ru/kinomany-dozhdalis-vo-franczii-otkryvaetsya-dolgozhdannyj-kannskij-kinofestival-2021-goda-581230.html