Москва — город, по которому можно гулять бесконечно, постоянно открывая для себя все новые красоты и достопримечательности. А вы знаете, что в нашей столице сняли более ста любимых всеми советских фильмов? Найти знакомые по кинокадрам дома, подъезды и дворы весьма просто. Teleprogramma
Дома и улицы, где снимали любимые советские фильмы
Москва — город, по которому можно гулять бесконечно, постоянно открывая для себя все новые красоты и достопримечательности. А вы знаете, что в нашей столице сняли более ста любимых всеми советских фильмов? Найти знакомые по кинокадрам дома, подъезды и дворы весьма просто. Teleprogramma
Москва — город, по которому можно гулять бесконечно, постоянно открывая для себя все новые красоты и достопримечательности. А вы знаете, что в нашей столице сняли более ста любимых всеми советских фильмов? Найти знакомые по кинокадрам дома, подъезды и дворы весьма просто. Teleprogramma.pro приглашает вас на совместную экскурсию.
«Служебный роман»
Кадр из фильма
Практически все действие происходит в стенах статистического учреждения, по соседству с которыми якобы находятся весьма странные организации: «НИИ Чего», «Главспецшерсть», «Управление внешних сношений», «Главкость», «Мосрыбстрой» и так далее. На самом дела съемки проходили не в одном, а трех местах. Крыша, на которую можно попасть из кабинета Калугиной, находится в доме № 10 на Большом Гнездниковском переулке.
Вход в учреждение статистики — это бывший торговый дом Хомякова (Петровка, 3/6), где сейчас располагается Федеральное агентство морского и речного транспорта. А все сцены в рабочих интерьерах проходили на «Мосфильме».
Дома главных героев фильма тоже разбросаны по всей Москве. Калугина, например, жила в элитной квартире на Большой Никитской, 43, Самохвалов — на Горького, Новосельцев — в переулке Чернышевского, Верочка ездила с Чертановской улицы, а Рыжова добиралась на электричке из подмосковного городка Ярославского направления. Может быть, вы могли быть соседями одного из персонажей?
«Покровские ворота»
Кадр из фильма
Все герои трагикомедии «Покровские ворота» «жили» по этому адресу — Нащокинский переулок, дом 10. В финале фильма дом сносят, но на самом деле он цел и невредим. И даже больше: в конце прошлого столетия его реконструировали, достроили еще один этаж, балконы и подземную парковку. А в конце фильма в почти разрушенном состоянии в кадре появляется здание, расположенное углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из фильма
Создание фильма проходило в Ялте, Ростове и Москве. В Крыму работали над видео к песне «Звенит январская вьюга», а Ростовский кремль превратили в резиденцию Ивана Грозного. О съемках в Ростове с улыбкой вспоминал Леонид Гайдай. Оказывается, работа над сценой «Проезд конницы Ивана Грозного» вызвала бурный восторг у гуляющих по территории туристов. Еще бы, мимо них проносились всадники в древнерусских кафтанах и с оружием в руках! Это «обмундирование» можно увидеть на сотрудниках музея Кремля — пару комплектов «Мосфильм» подарил работникам после съемок.
А вот дом Шурика, Шпака и прочей честной компании находится в Москве. Многоэтажка необычной формы расположена недалеко от станции метро «Павелецкая», по адресу Новокузнецкая улица, 13, строение 1. Сейчас она выглядит так же, как и в ленте, только вместо магазина электроники, где Шурик пытался купить детали для своей машины времени, находятся кафе, магазин одежды и зоомагазин.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Кадр из фильма
Конечно, съемочная группа не летала из Москвы в Ленинград вслед за непутевым Лукашиным. Оба дома на 3-ей улица Строителей, 25 на самом деле находятся в Москве, в районе Тропарёво-Никулино. В доме № 113 на проспекте Вернадского жила Надя Шевелева, а ее незваный гость Евгений — совсем рядом, в доме № 125. На обоих зданиях даже расположили две памятные таблички в виде портфелей с вениками, сообщающие, что ««В этом доме в 1975 году проходили съемки режиссера Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Правда, одну из них украли — сейчас можно только найти памятник с надписью «Здесь жила Надя Шевелева».
«Усатый нянь»
Кадр из фильма
Второй корпус дома № 184 на проспекте Мира можно назвать необычным по многим причинам. Интересен его внешний вид: здание возвышается над землей и стоит на высоких опорах, из-за чего носит звание дома на курьих ножках. А балконы его расположены по диагонали и ведут практически в небеса. Это здание упоминал Сергей Лукьяненко в своей книге «Ночной дозор»: «Дом был чудовищный. Плоский, высоченный, да вдобавок еще стоящий на каких-то ножках-опорах. При первом взгляде он казался исполинским памятником спичечному коробку. При втором — воплощением болезненной гигантомании. В таком доме хорошо убивать. Или сходить с ума…».
И в кино этот гений строительной мысли тоже засветился. Помните эпизод из фильма «Усатый нянь», где Кеша Четвергов, чтобы удивить девушку, мчит на мотоцикле, но врезается в подъезд? Действие происходило именно здесь, у дома на «курьих ножках». Детский сад, в котором трудился Кеша, находился в здании Морозовского особняка в Большом Трехсвятительском переулке (что интересно, раньше там и правда было детское заведение). А вот дворик с детской площадкой находится в другом месте — во дворе школы №310, в Большом Харитоньевском переулке. Только фигурок сказочных персонажей вы уже не найдете — он давно исчезли в неизвестном направлении.
А где еще?
Знаменитый дом со львами, в котором жил поэт Ляпис-Трубецкой из ленты «12 стульев», находится в районе Арбата, на улице Малая Молчановка, 8.
Адрес Вари Синичкиной — героини фильма «Место встречи изменить нельзя» — Никитский бульвар, 12.
Улица Мосфильмовская, 11, к. 2 — в этом ранее элитном доме снимали непростой период жизни Екатерины — главной героини картины «Москва слезам не верит». В этой же ленте засветилась и Сталинская высотка на Кудринской площади, где находилась профессорская квартира.
Роль Политехнического института, где Лида из «Приключений Шурика» сдавала экзамены, сыграл Институт элементоорганических соединений РАН им. Несмеянова (Вавилова, 28).
Школа Алисы Селезневой («Гостья из будущего») расположена во Вспольном переулке.
В качестве дома для Анастасии Ягужинской создатели ленты «Гардемарины, вперед!» выбрали Юсуповский дворец в Харитоньевском переулке.
Все мы любим фильмы советской эпохи – добрые, интересные, порой вызывающие ностальгию по ушедшему. Многие здания, «сыгравшие» роли в тех фильмах, сегодня выглядят почти так же – только постаревшими. Другие изменились до неузнаваемости.
«Москва слезам не верит» — дом, в котором жила Катерина
Кадр из фильма «Москва слезам не верит, 1980 г.
Катерина, уже работающая директором комбината, поселилась в этом доме во второй серии фильма. В 70-х жить здесь было очень почетно и престижно.
Эти кирпичные многоэтажки получили в народе название «генеральских домов». Их возвели в 1972-м, и обитали здесь, в основном, представители советской номенклатуры, наслаждаясь жизнью в просторных и удобных квартирах.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит, 1980 г.
Сегодня дома из кирпича выглядят почти так же, как и в то время. Только вот разросшиеся деревья заслоняют своими кронами фасад.
На просторах Подмосковья искали вдохновение и создавали шедевры знаменитые писатели, художники и музыканты. Не обошли вниманием регион и выдающиеся кинематографисты. Культовая «Бригада», величайший эп
Места в москве где снимали фильмы
На просторах Подмосковья искали вдохновение и создавали шедевры знаменитые писатели, художники и музыканты. Не обошли вниманием регион и выдающиеся кинематографисты. Культовая «Бригада», величайший эпос Бондарчука «Война и мир», фантастическая драма Тарковского «Солярис» — в Московской области снимали сцены для этих и многих других фильмов. Подробности — в материале портала «Путь-дорога».
Дубна
В Дубне снимали многие сцены из культового сериала «Бригада». Например, знакомство Саши Белого с его будущей женой, сцены предвыборной кампании, а также один из финальных эпизодов со взрывом на мосту. Одним из мест бандитских разборок был выбран лес у Иваньковского водохранилища. Чтобы увидеть локацию, следует отправиться в левобережную часть города.
Также в Дубне снимали сериал «Громовы», фильмы «Крестоносец», «Подмосковные вечера», «Волга-Волга» и другие.
Усадьба Марфино
Марфино — бывшая усадьба русской знати. В XVIII–XX веках принадлежала князьям Голицыным, графам Салтыковым, дворянам Орловым и Паниным. До сих пор сохранила кинематографичный внешний облик: усадебный дворец с зубчатыми гребнями и башнями, которые напоминают крепость, красный кирпичный «Рыцарский мост» через реку. Кстати, у этого моста снималась молодая Алла Пугачева в фильме «Женщина, которая поет».
Также на территории Марфино проходили съемки знаменитой сцены «Бал у Сатаны» для фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита» и сцены проводов эскадрона красноармейцев в дебютной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Где: городской округ Мытищи, село Марфино
Усадьба Апракcиных
На территории усадьбы Апракcиных в селе Ольгово снимали сцены для фильмов «Рай» Андрея Кончаловского, «Калашников» Константина Буслова, «Союз спасения» Андрея Кравчука, а также для множества документальных и студенческих фильмов.
Вблизи усадьбы нет современных зданий или вышек спутниковой связи, которые могли бы попасть в кадр. Зато есть старинные постройки, снопы сена, бескрайние поля и деревенские пейзажи.
Сегодня на территории работает конноспортивный клуб, сдаются помещения, в том числе и номера для жилья и отдыха.
Где: Дмитровский городской округ, село Ольгово
Радонеж
В 1976 году в окрестностях подмосковного села Радонеж, на берегу реки Пажи, проходили съемки фильма «Аты-баты, шли солдаты…» актера и режиссера Леонида Быкова.
Здесь снимали финальный эпизод фильма — неравный смертный бой солдат под командованием молодого командира Суслина (Владимир Конкин) с фашистами.
Где снималась знаменитые кинофильмы
4. «А зори здесь тихие»: Рускеальские водопады
Можно сказать, что водопады Рускеалы получили свою известность благодаря советскому фильму «А зори здесь тихие». Также здесь снимали фильм «Тёмный мир» – для съемок был сооружен муляж избы, который так и остался стоять. Всего туристы могут увидеть четыре равнинных водопада. Их высота колеблется в пределах 3-4 метров. Специально для путешественников вокруг них сооружена живописная экотропа, ведущая даже через сами водопады – для этого используются верёвочные мостики. Проходить по ним над ревущими и брызжущими каплями водопадами – особое удовольствие, за которым приезжают с разных концов мира. Кроме водопадов, недалеко находится известный горный парк «Рускеала», где когда-то добывали мрамор.
«Иван Васильевич меняет профессию», «Кин-дза-дза», «Кавказская пленница» – у каждой картины есть своя особенная «география».
«Белое солнце пустыни»
24 июля 1968 года возле деревни Мистолово начались съёмки картины «Белое солнце пустыни». После окончания съёмок сна Сухова съёмочной команде пришлось отправиться в жаркий Дагестан, к Каспийскому морю, чтобы создать декорации города Педжента.
Осенью 1968 года непростые из-за нехватки ресурсов и декораций съёмки сцен на открытой местности завершились. С конца года по начало следующего актёры и операторы снимали фильм в павильоне.
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни». Источник: YouTube
В январе 1969 года фильм на четыре месяца законсервировала комиссия творческого объединения из-за недовольства картиной. В определённый момент студия собиралась вовсе прекратить работу над фильмом. Однако Министерство финансов, ранее выделившее деньги на съёмки, потребовало довести начатое до конца.
Съёмочной команде было необходимо переснять несколько важных эпизодов и полностью поменять конец картины, чтобы удовлетворить требования цензоров. Во второй половине мая 1969 года создатели «Белого солнца пустыни» вылетели на восточный берег Каспийского моря — в Туркмению, район города Байрам-Али, для окончания работы.
До сентября группа снимала картину. Получившийся фильм сильно отличался от первоначальной версии.
Все классические новогодние фильмы просмотрены и, наконец, покончено с оливье: теперь самое время пройтись по местам, где снимали сцены из культовых советских картин. Жителями столицы далеко ходить не придется. Где искать следы советских фильмов, разбиралась «Газета.Ru».
Прогулки по местам съемок культовых новогодних фильмов
Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Сам Рязанов, хоть и утвердил Гурченко на роль Леночки Крыловой, все-таки считал ее слишком «манерной». Да и Пырьев, изначально обративший внимание на ее задорную походку, позже утверждал, что актриса «чересчур кривляется». Оба смягчились лишь после того, как к «Карнавальной ночи» пришел колоссальный успех. Критиковали и песню «Пять минут», написанную поэтом-песенником Владимиром Лившицем и композитором Анатолием Лепиным. Впервые услышав главный номер фильма, музыканты оркестра Рознера нашли ее старомодной и даже сравнили с немецкими шлягерами 30-х годов. Позже, когда песня стала настоящим хитом, забылось и это. Но тогда от ее бешеной популярности начала уже страдать Гурченко — ей приходилось петь «Пять минут» по несколько раз в день, на самых разных концертных площадках столицы.
Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»
Пандемия открыла для россиян внутренний туризм, которым можно заниматься даже в пределах родного города. На карантине многие начали изучать окрестности, не имея возможности отходить далеко от дома. В новогодние праздники «Газета.Ru» предлагает прогуляться по местам съемок знаменитых советских новогодних фильмов и сравнить картинку на экране с реальностью.
«Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Фильм, который с Новым годом никак не связан, но который тем не менее показывают именно в праздники, снимали частично в Москве, частично в Ростове Великом. Все исторические сцены были отсняты в Ростовском кремле: именно там за управдомом-самозванцем и вором-рецидивистом Жоржем Милославским в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева гонялись стражники Ивана Грозного.
Советского изобретателя Шурика, по вине которого и произошли путешествия во времени, поселили в самом центре Москвы, на Новокузнецкой улице, недалеко от станции метро «Павелецкая».
Этот дом под номером 13/15, построенный в стиле конструктивизма, с момента съемок не сильно изменился, таким же остался и двор, только магазина радиодеталей там больше нет.
Вид из окна квартиры снимали в другом месте: с высотки на Новом Арбате (в то время — Калининского проспекта), а с балкона открывается панорама Москвы-реки и виднеется начало Кутузовского проспекта. Все внутренние интерьеры, как в XVI, так и в XX веке, сняты на Мосфильме: для этого там построили подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты. Видеоклип к песне «Звенит январская вьюга» снимали в Ялте.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Действие главного новогоднего фильма, по сюжету, происходит в Москве и Санкт-Петербурге, однако все съемки проводились в столице. Начинается «Ирония судьбы» со сцены в бане, которую снимали не в Сандунах, как изначально планировалось, а на цокольном этаже Мосфильма, где нашлось подходящее помещение со стенами из стеклоблоков. Дома-близнецы Нади и Жени находятся в Москве на проспекте Вернадского — 113 и 125.
Таких домов — с белыми панелями и просторными по тем временам кухнями на целых 10 квадратных метров — в 70-е построили всего три. Это был экспериментальный архитектурный проект, но планировка оказалась неудобной, а в окнах обнаружились огромные щели. Зимой в них задувал ветер, а во время съемок искусственный снег проникал прямо в квартиры.
Теперь на обоих домах висят памятные таблички с надписями: «Здесь жила Надя Шевелева» и «Здесь жил Женя Лукашин». До 2013 года висели еще и бронзовые портфели с банными вениками, но потом один из них стащили, и портфель остался только на «Надином» доме.
После выхода картины дома на проспекте Вернадского стали культовым местом для поклонников «Иронии судьбы». Цена на квартиры в этих зданиях с тех пор значительно выше, чем в соседних, из-за звездного статуса.
«Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова
Людмила Гурченко в кадре из фильма «Карнавальная ночь» (1956)
Действие одного из первых советских новогодних фильмов происходит в студийных интерьерах дома культуры, и несмотря на то, что фильм вышел в 1956 году, в эпоху оттепели, декорации напоминают типично сталинский парадный, торжественный стиль. В фильме осталась лишь одна сцена, на которой запечатлено реальное здание на площади Журавлева — сейчас оно называется Дворцом на Яузе.
Это здание было построено еще в 1903 году в стиле рационального модерна и несколько раз перестраивалось. Сначала здесь располагался Введенский народный дом для культурного досуга рабочих, меценат Алексей Бахрушин даже завел здесь театральную труппу. В 1946-1947 годах его переделал под неоклассицизм архитектор Борис Ефимович.
С 1947 по 1959 год здесь располагался театр им. Моссовета, на сцене которого выступали Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая и Ростислав Плятт. А с 1959 года — Телевизионный театр, где проводились съемки «Голубых огоньков» и первых выпусков КВН. Оттуда же они транслировались по телевизору.
Потом долгое время здесь размещался Дворец культуры Московского электролампового завода. В 1980-х в нем прошел арт-рок-парад, приуроченный к премьере другого знакового фильма — картины «АССА» Сергея Соловьева. На концерте выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков и Петр Мамонов. Теперь в этом зале проводятся театральные спектакли и концерты. Долгое время эта площадка была запасной сценой «Современника» на время реконструкции в основном здании, а сейчас здесь проходят спектакли театра на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова.
«Чародеи» Константина Бромберга
Михаил Светин и Эммануил Виторган в картине «Чародеи» (1982)
Съемки этого фильма по сценарию братьев Стругацких проводились не в студии, а в «живых» интерьерах: герой Семена Фарады плутает по коридорам аппаратно-студийного комплекса телецентра «Останкино». Застекленный серый параллелепипед был построен в 1960-е годы под руководством Леонида Баталова. Здесь же сняты интерьеры кабинета директора института НУИНУ.
Другие сцены снимали во Дворце культуры ЗИЛ, построенном в стиле конструктивизма по проекту братьев-архитекторов Весниных в 1930-е годы. Ко времени съемок внутри здания прошел капитальный ремонт, и интерьеры стали напоминать архитектуру конца 1970-х.
Внешний вид института НУИНУ снимали сразу на двух объектах — в гостинице «Союз» недалеко от станции метро «Речной вокзал», построенной к летней Олимпиаде-1980, и в туристическом комплексе в Суздале, который был введен в эксплуатацию в 1978 году и стал крупнейшей гостиницей Золотого кольца. С помощью комбинированных съемок гостиницу «Союз» «перенесли» в Покровский монастырь в Суздале и ретушью «надстроили» туркомплексом.
В местном банкетном зале сняли и финальную сцену. Оригинальная архитектура гостиницы с элементами оформления в древнерусском стиле привлекала кинематографистов, однако слишком лубочные интерьеры с декоративными самоварами и деревянной резьбой не годились для имитации научно-исследовательского института, поэтому для внутренних съемок был выбран ДК ЗИЛ.
«Покровские ворота» Михаила Козакова
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983)
Комедию о приключениях Костика и его соседей по коммуналке действительно снимали недалеко от Покровских ворот. Дом, где по сюжету находилась коммуналка, имеет адрес: Нащокинский переулок, 10. Дом не снесли, как в кино, но довольно сильно реконструировали еще в 90-х: достроили еще один этаж, мансарду, балкон и сделали подземный паркинг.
А вот двор, где в шахматы играли Хоботов и Савва Игнатьич, остался практически без изменений — он до сих пор выглядит как в 50-е. Сцену на лестнице, по которой убегала Людочка, скорее всего, снимали в другом подъезде, либо она не сохранилась до наших дней.
Источники
- https://teleprogramma.pro/afisha/air/167527/
- https://teleprogramma.pro/stars/star-hist/1173802-mesta-semok-znamenityh-sovetskih-u3285/
- https://travel.riamo.ru/news/podmoskove-v-kino-10-mest-gde-snimali-kultovye-filmy
- https://www.7ya.ru/trends/Top-10-mest-dlya-kinoturizma-v-Rossii/
- https://diletant.media/articles/45298190/
- https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2020/12/a_13412246.shtml